Что значит изменить себе? (Итоговое сочинение (декабрьское))
Что такое измена? Это предательство, в чем бы то ни было. Можно изменить Родине, любимому человеку, своим ценностям и убеждениям, друзьям, но одно остается неизменным: любая измена — прежде всего измена себе, своему выбору. Человек не может сохранить верность себе, предав, например, любимого человека, ведь тогда он изменяет своему выбору, а следовательно, и самому себе. Изменить себе — значит отказаться от своего выбора, от своих убеждений. Человек, предавший себя, обречен на муки совести, пусть даже сам не будет того замечать.
Тема верности и измены себе на протяжении уже многих веков находит отражение в литературе. Одним из произведений, в которых поднимается данная тема является бессмертный роман А.С.
Пушкина «Капитанская дочка». Основные действия разворачиваются в Белогорской крепости. Петр Гринев и Алексей Швабрин — герои-антиподы. Будучи в крепости, они оказались в очаге крестьянского бунта под предводительством Емельяна Пугачева. Перед обоими героями стоял нравственный выбор: либо изменить присяге и остаться в живых, либо отказать в службе Пугачеву и умереть. но даже в таких суровых условиях Петр сумел остаться верным себе, своим убеждениям и присяге. Швабрин, в отличие от Гринева, перешел на сторону бунтовщика, изменив тем самым друзьям, присяге, а главное — себе, что вызывает неприязнь читателя к герою. В данном романе измена себе выражается через измену присяге, Родине.
Татьяна Ларина, главная героиня романа в стихах А.С. Пушкина «Евгений Онегин», — пример человека, сохранившего верность себе. Татьяна — любимая героиня писателя. Нежная, честная, открытая, она, как и любая женщина, хочет любви. Начитавшись любовных романов, она воображает Онегина своим возлюбленным. Получив отказ, героиня все еще продолжает любит Евгения. Через некоторое время Онегин отвечает Татьяне взаимностью, однако героиня к тому времени уже замужем. Несмотря на искреннюю любовь к Евгению, Татьяна не способна изменить мужу, иначе она предаст не только его, но и себя. «Но я другому отдана, и буду век ему верна», — отвечает героиня Онегину.
Таким образом, изменить себе — значит изменить Родине, любимому человеку, своим ценностям, ведь, предав что-либо, человек предает и свой выбор, а значит, и себя.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Источник
Сочинение: Можно ли меняться, оставаясь собой
Сочинение «Можно ли меняться, оставаясь собой?» рассказывает о том, что осознание собственной самоценности — это единственный путь перемен. Все остальные варианты ведут к потере себя как личности.
Современный мир диктует чёткие правила: хочешь держаться на плаву — научись гибкости, вовремя подстраиваться под изменяющиеся обстоятельства. Постоянные перемены стали неотъемлемой приметой нашего времени. А девизом человека XXI века может стать ёмкое слово «Меняйся!». Как это делать? И здесь есть два пути. Во-первых, ломать себя, подстраиваясь под требования других. Это значит слушать чужие советы, не учитывая собственные потребности и таланты. Но этот вариант опасен: так вы потеряете удивительного человека — себя. Во-вторых, остаться самим собой. Для этого стоит лишь раскрыть самоценность, развить свои умения. Это путь перемен внутренних: развиваясь, подстраиваться под окружающий мир. Это и лучший способ жить в гармонии с самим собой. О том, что можно меняться, оставаясь собой, говорят и литературные примеры.
Вариант 1
Л.Н. Толстой в романе-эпопее «Война и мир» показывает, как растут его любимые герои: у них появляются новые интересы, привычки, с течением времени трансформируются и взгляды на окружающую действительность. Новые знакомства, сильные потрясения заставляют их измениться, не изменяя внутреннему «я». Конечно, речь идёт о Пьере Безухове и Наташе Ростовой.
Человек с добрым лицом и детской улыбкой, живущий трудной, но интересной жизнью, незаурядная личность. Именно таким предстаёт перед нами Пьер Безухов. Мы встречаем его у Анны Павловны Шерер. Молодой человек (а в самом начале романа ему двадцать лет) робок и наивен, при этом умён и любознателен. Лишь Андрей Болконский видит в герое золотое сердце, остальные же только манипулируют Безуховым. К примеру, управляющий беззастенчиво обворовывает получившего большое наследство Пьера. Граф абсолютно не вписывается в светское общество: окружающие его привыкли во всём искать выгоду, а на вечер к Шерер пришли посплетничать. Пьер очень быстро попадает в расставленные Элен сети и женится на ней. При этом герой ищет себя. Но не может сделать выбор: ни военная карьера, ни государственная служба его не привлекают. В какой-то момент он попросту теряет себя: кутежи, дуэли невольно захватывают Пьера. Даже в масонстве (а масон Баздеев привлекает его идеями братства) он разочаровывается. К чести героя, он никого не винит в своих бедах, признаёт свои ошибки (сам женился на Элен без любви, обманул её). Война 1812 года, французский плен, встреча с Платоном Каратаевым меняют героя. Он пересматривает свои взгляды на жизнь и, наконец, осознаёт, что быть счастливым очень просто. Это значит быть свободным, жить по совести, естественно. Повзрослевший Безухов обретает гармонию. А автор дарит ему счастье семейной жизни с Наташей Ростовой. Так, Л.Н. Толстой показывает длинный путь героя к самому себе. Но при этом Пьер не изменяет себе в главном: это такой же добрый и понимающий человек, верящий в любовь и дружбу, честный и искренний. Так писатель подводит читателей к мысли о том, что меняться, оставаясь собой, возможно.
И ещё одна героиня романа-эпопеи «Война и мир» — Наташа Ростова — проходит долгий путь внутренних трансформаций. Впервые мы видим её в день именин. Героине всего тринадцать лет. Внешне она не очень привлекательна — слишком худенькая, с большим ртом. Но внутренне очень красива. Это живая, естественная девушка, привлекающая своей непосредственностью. Она резко выделяется на фоне прекрасной, но какой-то неживой Элен. Именно поэтому в Ростову влюбляется князь Андрей. Но Наташа совершает побег с Анатолем Курагиным. Почему она это делает? Не из-за распущенности. Вовсе нет. Она слишком любит жизнь и окружающих, очень доверчива и наивна, живёт эмоциями, поэтому и совершает проступок. Она сама впоследствии терзается и страдает, но время не повернуть вспять. При этом Наташа не делает различия между тем, кого стоит любить, а кого — нет. Она выгружает вещи и отдаёт подводы раненым, когда к Москве подступает Наполеон. А ведь это её приданое, но деньги для героини не самое главное в жизни. Она же даёт почувствовать Пьеру, что он нужный человек, а «не дурной». Её любовь спасает Безухова. В итоге мы видим Наташу взрослой женщиной двадцати восьми лет, женой и матерью в окружении семейства. Пережив все испытания, она взрослеет, меняется, но остаётся такой же самоотверженной, любящей окружающих, чуткой, открытой.
Так, литературные примеры показывают, что человек может полностью себя переделать, если есть желание. При этом на долгом пути он может оступаться, падать и опять подниматься. Но если есть внутренний стержень, то человек, меняясь, сохранить свою личность, останется верным своему «я».
Вариант 2
А.С. Пушкин в повести «Капитанская дочка» описал изменения, происходящие в Петре Гринёве. В самом начале перед нами дворянский недоросль, который не очень любит учиться, а предпочитает гонять голубей с дворовыми мальчишками. С будущей военной службой у него связаны самые светлые представления — для него это разгульная и весёлая жизнь. Но не стоит обвинять Петрушу: это типичный дворянин своего времени, который больше думает об удовольствиях, чем о службе, долге. Отец же, вопреки всем ожиданиям героя, отправляет его в далёкий Оренбург, давая наказ беречь честь. По пути Гринёв ещё ведёт прежнюю беспечную жизнь, проигрывая Зурину деньги. Но уже здесь мы начинаем замечать и изменения, происходящие в его характере: он отдаёт безвестному вожатому заячий тулуп, то есть совершает довольно хороший поступок. И лишь оказываясь в Белогорской крепости, Пётр Гринёв меняется абсолютно. Он честно служит, ценой своей жизни защищает Машу. Но главное — не предаёт клятву, данную Екатерине II, даже под угрозой смерти. Большие потрясения подвигли его измениться: пугачёвское восстание заставило по-другому смотреть на жизнь, ценить каждое её мгновение, защищать доверившихся ему людей, отстаивать собственную честь и достоинство. Выстоять и не изменить себе и Отечеству ему помогли нравственные основы, заложенные в детстве.
Остаётся верной себе и Катерина — героиня пьесы А.Н. Островского «Гроза». В её уста автор вкладывает рассуждения о прежней жизни в родительском дому. Девушка жила очень свободно, её дни были наполнены простыми радостями — вышиванием, рассказами странниц и богомолок, молитвами. Себя незамужнюю она сравнивает с птицей. Но в доме Кабановых жизнь устроена по-иному: здесь Катерина сталкивается с деспотизмом свекрови, покорностью Тихона, лицемерием Варвары. Эта несвобода угнетает Катерину, но поначалу она даже пытается подстроиться под калиновские нравы, подчиниться правилам «тёмного царства». Так, она готова слушаться Кабаниху и Тихона, а тайком бегать к Борису. Но такой образ жизни не для богобоязненной и честной героини, поэтому она признаётся в измене. Столкнувшись с предательством Бориса, Катерина остаётся одна, без всякой надежды на перемены. И вынуждена измениться, чтобы сохранить свободу: она бросается с обрыва. Представьте, как это страшно для христианина — погубить бессмертную душу. Но и себя предать Катерина не может.
Конечно, оставаться собой в различных ситуациях порой непросто. Иногда жизнь преподносит слишком уж страшные уроки. Чтобы достойно воспринимать все потрясения, меняться вместе с меняющимися обстоятельствами, но при этом не терять себя, надо быть сильным человеком.
Дополнительные аргументы
При написании сочинения вам могут понадобиться и другие аргументы по направлению «Время перемен», которые можно посмотреть в разделе «Банк аргументов».
Источник
Итоговое сочинение: Почему так сложно изменить себя?
Уважаемые выпускники! Вашему вниманию предлагаем итоговые сочинения на тему «Почему так сложно изменить себя?». Автор раскрывает сложности внутренних изменений человека на примере литературных персонажей.
Вариант 1
Все важные умения, навыки формируются у человека в детстве. Постепенно он обрастает привычками, которые иногда мешают жить. Изменить себя человеку не просто. Причин этому несколько. В некоторых случаях не хватает силы воли, иногда человек боится перемен в своей жизни. Бывает, что изменения навязываются человеку окружающими, а сам он не видит нужды меняться. В любом случае, изменения характера, образа жизни даются человеку нелегко. Я попытаюсь доказать свое мнение, используя образы персонажей художественных произведений.
Примечателен пример главного героя романа И. А. Гончарова «Обломов». Илья Ильич вел малоподвижный образ жизни. Он очень редко выходил из дома, даже на службу не ходил. Большую часть времени Обломов проводил, лежа на диване в любимом безразмерном халате. Активную внешнюю деятельность ему заменяла насыщенная внутренняя жизнь. Обломов все дни проводил в мечтах о том, как он отстроит имение, женится, будет весело проводить время с друзьями. Все его мечты так и оставались мечтами. Только однажды он встал с дивана, когда влюбился в Ольгу Ильинскую. Он сопровождал ее на прогулках, читал книги, чтобы с ней обсуждать прочитанное. Ольга недолго радовалась переменам, которые произошли в Обломове, благодаря ей. Поселившись на Выборгской стороне, он стал реже бывать у Ольги, а вскоре совсем перестал ездить. Все усилия девушки расшевелить Обломова, Заставить его вести другой образ жизни потерпели крах. Илья Ильич вернулся к прежней жизни. Даже ради любви герой не смог изменить себя, потому что это неизменно повлекло бы за собой изменение всего его образа жизни. Обломов осознает, что ему никогда не стать таким, каким хочет видеть его Ольга. Самое главное, он догадывается, что Ольга его не любит по-настоящему. Ради нелюбви герой не захотел пожертвовать своим покоем, мечтами, идеалами. Автор показывает, что человека никто не может изменить, если он сам этого не желает.
Подобную ситуацию можно наблюдать в драме А. Н. Островского «Гроза». Главная героиня Катерина Кабанова живет с мужем в доме свекрови. Марфа Игнатьевна в жизни придерживается жестких правил домостроя. Причем придерживается она их больше на словах, чтобы люди не осуждали. Лицемерие и ханжество являются отличительными чертами ее характера. С этим не может смириться невестка. Автор дает понять, что характер героини сформировался еще в детстве. Женщина часто вспоминает, как хорошо жилось ей в родительском доме, когда она была девушкой. Она молилась богу, вышивала золотом по бархату, слушала рассказы странниц. В доме свекрови все как будто из-под неволи. Катерина оказалась в чуждой среде, свекровь притесняет ее, за девушку некому заступиться. Она не умеет ничего скрывать, поэтому ей тяжело жить в доме Кабановых. Золовка учит ее, как нужно жить: «Делай, что хочешь, только чтобы все шито-крыто было». Катерина не может кривить душой, она искренне пытается полюбить мужа. Она пытается, но не в состоянии изменить себя, хотя это может облегчить ей жизнь. Какое-то время она подчиняется требованиям свекрови, но ее горячая натура дает себя знать. Она в самом начале призналась Варваре, что если ей что-то не понравится, то удержать ее никто не сможет. Все ее попытки сдержать свои порывы оказываются безуспешными. Нельзя изменить себя по желанию других людей.
Таким образом, можно сделать вывод, что изменить себя сложно, когда кто-то заставляет тебя это сделать. Привычки очень сильны в человеке. То, к чему он привык с детства, становится основой характера, а основы очень тяжело поддаются разрушению. Создать же что-то новое, не устранив старое, невозможно.
Вариант 2
Человек периодически сталкивается с тем, что нужно развиваться, менять свои привычки, чтобы чего-то добиться в жизни. Изменения даются непросто. Это связано с устоявшейся моделью поведения. Люди в детстве приобретают какие-то привычки, навыки. Менять привычки трудно, потому что они становятся чертой характера. Убеждения создаются годами, проверяются жизнью. Отказываться от своих убеждений также непросто, потому что человек уже свыкся с ними, он для себя установил их правильность. Часто жизнь показывает ошибочность убеждений, образа жизни и вынуждает людей меняться. Нужно быть очень гибким, чтобы идти в ногу со временем. Это могут подтвердить примеры персонажей художественных произведений.
Герои романа Л. Н. Толстого «Война и мир» внутренне меняются на протяжении произведения. Примером может служить образ Пьера Безухова. Он приезжает в Россию из-за границы, где получал образование. Судьба сводит его с Анатолем Курагиным, с которым он проводит время в развлечениях и кутежах. В беседе с Андреем Болконским Пьер обещает больше не поддерживать отношений с Курагиным, но выйдя от Болконских, он не выдерживает и едет к Анатолю. Еще долгое время семья Курагиных будет управлять жизнью героя. Это приведет его к женитьбе на расчетливой, бездушной Элен, к бессмысленной дуэли с Долоховым. И только встреча с масонами заставит Пьера по-другому взглянуть на жизнь. Отечественная война 1812 года оказала большое влияние на него. Безухов всматривается в людей. Он видит, как карьеристы из штаба одержимы жаждой личного успеха, а простые солдаты переживают за судьбу Отечества. Встреча с Платоном Каратаевым позволила ему понять смысл жизни. Пережив войну, Пьер стал другим человеком. Он стал мудрее, сильнее. Никакие Курагины бы уже не сбили с пути нынешнего Пьера. Когда человек сам стремится к изменениям своего внутреннего мира, отношения к существующей действительности, то он достигает успехов. Автор сам всю жизнь стремился к совершенству, работал над собой. Такими были и его любимые герои.
Герою произведения Б. Л. Пастернака «Доктор Живаго» довелось жить в сложное время. Юрий Живаго стал участником Первой мировой войны, свидетелем двух революций. Он невольно оказывается вовлеченным в происходящее. И это происходящее требует от него внешних и внутренних изменений. В России установилась новая власть, новые порядки. Живаго со своими убеждениями, образом жизни здесь оказывается чужим человеком. Стихи героя показывают его размышления, чувства. Он сопоставляет себя с Христом, Гамлетом. Это персонажи, которые олицетворяли общие человеческие ценности, которые не должны меняться в людях. Живаго также не смог пойти против своих убеждений, своей совести. Революцию он признал как неизбежность, но ее цели считал утопическими. Те «моря крови», которые проливались во имя революционных идей, нельзя было оправдать никакими целями. Ситуация в государстве действовала на героя подавляюще. В докторе происходили изменения помимо его воли, им овладевали отчаяние и апатия. Чтобы изменить себя, герою пришлось бы изменить себе. Поэтому Живаго не может измениться, в душе он не принимает новую идеологию, новые порядки. Со стороны кажется, что им овладело равнодушие, он словно плывет по течению. Ему сложно менять убеждения, которые он считает правильными. Новая власть навязывала систему ценностей, которая противоречила убеждениям Живаго. Герой умирает, так как не смог измениться в угоду новому строю. Человеку сложно изменить себя, когда это противоречит его убеждениям, которые он считает правильными.
Эти примеры показывают, что окружающий мир постоянно меняется. Человек не всегда может и хочет меняться в соответствии с обстоятельствами. Часто общественные и исторические перемены вызывают изменения в характере человека, его образе жизни, внутреннем мире. Не всегда он может изменить себя и погибает.
Дополнительные аргументы
Дополнительные аргументы по направлению «Разговор с собой» опубликованы в рубрике «Банк аргументов». Они помогут сформировать собственное мнение по данной проблеме и написать собственное сочинение.
Источник