- «Забудем как страшный сон»: как Сбербанк три года превращался в «Сбер»
- Революция без слова «банк»
- Споры о прекрасном
- «Мемы — это успех»
- Сбербанк превратился в «Сбер» и выпустил россыпь новых сервисов и гаджетов. Фото
- От Сбербанка — к «Сберу»
- Миллиарды на новый бренд
- Что со старым брендом, какие бренды добавляются
- ИИ «Салют» и команда виртуальных ассистентов
- Обучение «Салюта» внешними партнерами
- Выпущен медиаплеер SberBox
- Умный экран SberPortal
- Хранение данных для физических лиц на «Сбердиске»
«Забудем как страшный сон»: как Сбербанк три года превращался в «Сбер»
В сентябре 2020 года Сбербанк представил публике результат своего ребрендинга. Банк сменил логотип (теперь это галка в круге с добавлением градиента), обзавелся новым слоганом «Для жизни» и избавился от слова «банк» в названии.
Эту работу банк начал еще в 2017 году, с тех пор у «Сбера» сменилось четыре куратора ребрендинга, а сам он завершится только в течение следующих пяти-шести лет. Forbes рассказывает, как крупнейший банк страны решился на смену имиджа и с какими сложностями столкнулся на этом пути.
Революция без слова «банк»
Сбербанк решил, что он не может быть просто банком в 2016 году. В ноябре наблюдательный совет Сбербанка одобрил трансформацию банка в «финансовую экосистему». А в декабре президент компании Герман Греф заявил, что у традиционных банков «нет будущего», а Сбербанк в ближайшие годы преобразуется из такого вот традиционного банка в «диверсифицированную экосистему». «Все понимают, что тот, кто будет первым, съест кусок пирога у остальных», — добавил он.
Уже с 2017-го банк приступил к покупкам и созданию новых компаний — с тех пор он приобрел контрольный пакет в сервисе по записи к врачам DocDoc.ru и сервис по поиску и сопровождению сделок с недвижимостью «Дом.Клик». Банк начал партнерство с «Яндексом» и Mail.ru (первое, правда, закончилось громким разводом). Сейчас в экосистему «Сбера» входит три десятка компаний, многие из них не имеют отношения к финансовому бизнесу. К примеру, у Сбербанка 55% в Rambler, 51% в компании «Центр речевых технологий», 100% в Rabota.ru.
В 2018 году в банке решили, что нужна не косметическая трансформация «с подкрашиванием галочек», а глобальная, вспоминает директор департамента маркетинга и коммуникаций госбанка Владислав Крейнин, который занимался разработкой бренда с конца 2017 года. Ребрендинг обошелся в 2,5 млрд рублей «дополнительных расходов», сообщал в сентябре этого года сам банк. В него включены и оплата услуг дизайнерским агентствам, и обновление офисов, которое еще не закончилось, пояснил собеседник Forbes, принимавший участие в работе над ребрендингом. И если в построении экосистемы «Сберу» приходилось заходить на новую для себя поляну, то опыт ребрендинга у него уже был. В 2009 года госбанк, по оценкам «Коммерсанта», потратил на смену логотипа 20 млрд рублей, что вызвало критику и в профессиональном сообществе, и среди простых пользователей. Логотип банка изменился несущественно — стал трехмерным, центр эмблемы сместился влево, а цвет немного посветлел до оттенка «природно-зеленого».
Теперь же Сбербанк поставил перед собой задачу сделать единый зонтичный бренд для всей экосистемы и отказаться от приставки «банк». Последнее решение бывший сотрудник банка, работавший над созданием нового бренда, называет революционным. «Стало очевидно, что сервисы, которые мы предоставляем, не коррелируют с банком: и медицинский сервис, и логистика выглядят странно под брендом банка», — вспоминает он.
На словах это выглядит легко и просто, но внутри Сбербанка очень много времени ушло на обсуждения и поиск смысла для нового бренда, говорит собеседник Forbes, работавший над брендом. Несколько раз корректировалась миссия «Сбера», появлялись новые сервисы. «И дальше, как и в любой другой крупной организации, очень долго и тяжело шел процесс принятия решений», — вспоминает он.
Споры о прекрасном
Все обсуждения в итоге заняли почти три года. Заказ на разработку нового бренда Сбербанка в 2017 году получила британская студия Landor&Fitch. А она, в свою очередь, сотрудничала с российскими дизайнерами — агентствами «Щука», «Паратайп», SuperDesigners, MediaWork. Банк в качестве кандидатов в генеральные подрядчики рассматривал только международные компании. Всего их было три, но выбрали Landor&Fitch, потому что «нам больше всего понравилась их идея и подход», сказал Forbes Крейнин.
Пока создавался новый бренд, на посту директора по маркетингу и коммуникациям Сбербанка сменилось четыре человека. Все они смогли продержаться на должности от нескольких месяцев до чуть более двух лет. Когда работа только началась, во главе департамента маркетинга стояла бывший главред «РИА Новости» Светлана Миронюк, она проработала в Сбербанке с февраля 2016 по февраль 2017 года. В апреле 2017-го эту должность заняла экс-советник министра обороны России Татьяна Завьялова. В июле 2019 года банк сообщил, что Завьялова займется гуманитарными проектами. А ее место с начала сентября 2019-го заняла бывшая глава компании Disney в России и СНГ Марина Жигалова-Озкан. Но и она не успела довести все до логического конца. В апреле 2020 года ее сменил Виктор Шкипин, у которого был опыт работы в сфере маркетинга в Альфа-Банке, ВТБ и Coca-Cola. Он вывел новый бренд в свет, но через неделю после презентации покинул пост. На его место был назначен вице-президент по маркетингу Сбербанка Владислав Крейнин.
Процесс согласования решений шел долго и сложно, в том числе потому, что топ-менеджеры банка активно вмешивались в процесс, рассказали Forbes три бывших сотрудника Сбербанка, участвовавших в таких согласованиях. «Решения на каждом этапе принималось не профессионалами, а большими боссами — в первую очередь это Герман Греф, Лев Хасис, который курирует маркетинг, очень активно высказывался зампред правления Станислав Кузнецов, который курирует работу блока «Сервисы», — вспоминает один из собеседников Forbes. «Ни в одной компании я не видела такого активного участия членов правления в ребрендинге», — подтверждает бывший арт-директор Сбербанка Ирина Волошина.
Доходило до того, что топ-менеджеры банка обсуждали величину букв на логотипе, вспоминает его бывший сотрудник. Были желающие увеличить буквы до диаметра логотипа, а департамент маркетинга и дизайнеры доказывали, что этого делать нельзя, так как именно эта пропорция эстетически корректная, рассказывает он. В итоге дело дошло до вмешательства Грефа. «Герман Оскарович (Греф. — Forbes) сказал, что все эти разговоры надо забыть, что наш вариант эстетичен», — говорит собеседник Forbes.
Шкипин в итоге считает своей заслугой за время работы в Сбербанке то, что он этот проект согласовал, говорит Forbes его знакомый. «Многие уже считали, что это невозможно сделать, — вспоминает он. — Было очень много бюрократии, внутренних вопросов».
«Давайте хоть что-нибудь уже сделаем и забудем это как страшный сон» — таковым было к концу процесса пожелание подрядчиков из Landor&Fitch, вспоминает бывший сотрудник Сбербанка. Президент Landor&Fitch по региону EMEA Эмма Бекманн в ответ на вопрос о том, какие сложности были в процессе работы над ребрендингом госбанка, сказала, что все выстраивалось на принципах партнерства. Но она уточнила, что все контролировалось на уровне топ-менеджмента, каждый этап работ обсуждался и согласовывался.
В России бизнес-заказчики более неравнодушны к вопросам фирменного стиля, чем в других странах, отмечает шеф-дизайнер «Сбера» Анастасия Бутрым. Но строится это неравнодушие, к сожалению, часто на недоверии к дизайнерам и их экспертизе, а также на собственном вкусе, продолжает она. «Важнейшие дизайн-решения могут приниматься на основе мнения жены или результатов опроса сотрудников. Это связано с невысоким пока уровнем дизайн-культуры во многих компаниях и непониманием роли дизайна и его потенциала для бизнеса. Хотелось бы это изменить», — говорит Бутрым.
«Мемы — это успех»
Презентация результатов ребрендинга и новых продуктов на «СберКонф» в сентябре 2020 года породила немало мемов. К примеру, в соцсетях активно обсуждали участие в презентации Михаила Боярского, Андрея Малахова, Валерии и других. У команды Сбербанка, готовящей ролик, был шорт-лист из звезд, и спикеры, которые принимали участие в конференции, говорили, с кем им будет интересно выступить. Звезды выбирались с точки зрения специфики презентовавшегося бизнеса и релевантности героя для аудитории, утверждает Крейнин. К примеру, Михаил Боярский близок многим поколениям клиентов Сбербанка, говорит он. «В наши офисы приходят люди разных возрастов», — утверждает Крейнин.
«Кто чей поклонник, можно заметить по конференции. Александр Ведяхин, например, говорит Михаилу Боярскому: «Я ваш давний фанат». И это правда. У нас была идея пригласить именно актерскую династию, чтобы показать диалог поколений», — рассказывает он.
Сценарий к ролику писался коллективно. У Сбербанка было несколько сценаристов, которые подготовили базовый вариант сценария. После этого началась правка текста со спикерами — число вариантов иногда достигало семи-восьми штук, рассказывает Крейнин.
«Спикеры редактировали сценарии под себя, и это были далеко не косметические правки, порой переписывали половину первоначальной версии. «Больше всех под себя адаптировал сценарий Давид Рафаловски (соруководитель блока «Технологии»). Кто-то добавлял свою шутку, кто-то высказывал пожелание иначе произнести ту или иную реплику», — говорит Крейнин.
По его словам, разочарований по поводу презентации ни у кого из правления нет. Также он не считает, что презентация «словила сильный хейт в соцсетях». «Я после «СберКонфа» сказал коллегам: «Мемы — это успех». Это новый язык, который помогает донести наши новые идеи. Ведь никому не интересна просто похвала. А мемы — это то, что заметно, и то, что оседает в сознании», — сказал он.
С ним не согласен бывший арт-директор студии Артемия Лебедева, сооснователь агентства SKAM Вячеслав Кутеев. «Если представитель Сбербанка говорит, что цель достигнута путем того, что шутки разлетелись на мемы, это не совсем тот уровень, который стоит ожидать от компании №1 в России», — считает он.
Следующий «СберКонф» Крейнин хотел бы сделать «по-другому и лучше». «Мы поставили себе цель — 10 млн просмотров конференции, а посмотрели 12 млн. Следующая цель будет — 20 млн просмотров. В следующий раз мы сделаем еще более яркие скетчи. Может быть, полностью переизобретем формат», — сказал он.
Источник
Сбербанк превратился в «Сбер» и выпустил россыпь новых сервисов и гаджетов. Фото
Сбербанк изменил свое наименование на «Сбер». Бренд «Сбербанк» останется только для финансовых сервисов для населения. Одновременно было переформатировано множество суббрендов, а также выпущены новые сервисы и технические устройства с функциями искусственного интеллекта.
От Сбербанка — к «Сберу»
Сбербанк представил свой новый единый зонтичный бренд — «Сбер», объединив под ним почти все услуги, предоставляемые экосистемой организации. Среди объединенных сервисов, помимо многочисленных финансовых, есть «Сбермаркет», «Сберклауд», «Сберавто», «Сберздоровье», «Сберлогистика», «Сберфуд», а также ряд новых.
«Если вчера “Сбер” был для человека только банком, то сегодня мы становимся его помощником по жизни — для решения всех насущных задач», — говорится в заявлении компании. Причины перемен в ней объясняют стремлением оставаться близким и полезным, для чего недостаточно реагировать только на уже существующие потребности человека. «Мы хотим приходить туда, где возникают новые, — поясняет глава Сбербанка Герман Греф, — Чтобы неочевидное сегодня стало повседневной привычкой завтра. И поэтому мы идем в новые индустрии. Мы делаем их удобнее, привычнее и доступнее. Мы боремся за комфорт каждого человека».
По словам Грефа, в целом трансформация банка заняла пять лет, итогом чего стало его превращение в полноценную технологическую компанию.
Миллиарды на новый бренд
В организации отмечают, что процесс разработки нового бренда и фирменного стиля был осуществлен в 2017-2018 гг., когда Сбербанк взял курс на формирование экосистемы, и возникла необходимость отразить происходящие изменения в бренде. Работа велась в партнерстве с международным брендинговым агентством Landor&Fitch при участии российских дизайн-студий «Щука», «Паратайп», Superdesigners, Media.Work и др. Сумма затрат на эту стадию проекта Сбербанк не указывает.
Дальнейшие расходы на внедрение нового бренда будут осуществляться в течение нескольких лет. Радикальных инвестиций на эти цели не планируется: изначально поменяются все цифровые и электронные каналы и интернет-сайты Сбербанка, банкоматы будут заменены по мере их износа, вывески на отделениях будут заменяться в течение нескольких лет, текущие пластиковые карты будут действовать у клиентов до срока их окончания, что также не повлечет дополнительных затрат. Офисная полиграфия и материалы будут также заменяться на новые по мере необходимости.
«Из существенных дополнительных инвестиций — только замена крышных конструкций на наших ключевых офисах в крупных городах, — добавляют в организации. — Ориентировочно мы оцениваем наши дополнительные расходы, помимо нашей обычной деятельности на внедрение нового бренда в сумму около 2,5 млрд руб. в течение 5-6 лет».
Что со старым брендом, какие бренды добавляются
Как следует из сообщения компании, под брендом «Сбербанк» теперь останутся только различные финансовые услуги «Сбера» для населения. Мобильное приложение и веб-версия «Сбербанк онлайн», дающие клиентам возможность круглосуточно управлять своими финансами, с точки зрения русского языка изменения в названии не получили, хотя сам банк будет писать его несколько иначе — с применением заглавной, а не строчной буквы «б».
Программа лояльности «Спасибо от Сбербанка», позволяющая накапливать бонусы за покупки по карте банка и обменивать их на товары и услуги партнеров, теперь называется «Сберспасибо». «Сбербанк ID», единый аккаунт для входа на сервисы банка и его партнеров переименован в «Сбер ID». С малым бизнесом и самозанятыми гражданами «Сбер» будет работать под брендом «Сбербизнес», так же теперь будет называться веб-версия и мобильное приложение «Сбербанк бизнес онлайн».
Профессиональные решения для корпораций и госсектора вошли в бренд «Сберпро», нацеленный на то, чтобы давать бизнесу ресурсы для трансформации и масштабирования, хеджировать риски, предоставлять аутсорсинг и аналитику. Десктопное приложение для корпораций также получит название «Сберпро». Бренд SberCIB включил в себя решения «Сбера» для компаний и финансовых институтов, использующих инвестиционные инструменты и проводящих операции на глобальных рынках.
В бренд «Сберинвестиции» вошли все розничные инвестиционные продукты Сбербанка, в том числе брокерские услуги для физлиц и продукты «Сбербанк управление активами», за исключением закрытых паевых инвестиционных фондов (ЗПИФ) недвижимости.
Бренд «Сберстрахование» объединил всю линейку защитных страховых продуктов и сервисов дочерних компаний Сбербанка «Сбербанк страхование» и «Сбербанк страхование жизни».
Бренд «СберНПФ» включил все пенсионные продукты и сервисы НПФ Сбербанка для физических и юридических лиц. «Страховой брокер Сбербанка» начал работу под брендом «Сбер страховой брокер». Управление частным капиталом, которое занимается обслуживанием состоятельных клиентов с активами от 100 млн руб., теперь представлено под брендом Sber Private Banking.
В Сбербанке отмечают, что объединение продуктов под новыми брендами не влечет смены юридических наименований банка и его дочерних компаний и не требует перезаключения действующих договоров с клиентами или внесения в них изменений.
ИИ «Салют» и команда виртуальных ассистентов
Вслед за объявлением о смене бренда, Сбербанк представил ряд новых технологий. Одной из них стало семейство виртуальных ассистентов «Салют». В банке его считают первым в мире набором виртуальных помощников с разными характерами, привычками и мировоззрением. Каждый пользователь получает возможность выбрать близкого по духу персонажа.
Имена предложенных компанией ассистентов: «Сбер», «Джой» и «Афина». Первый из них — продвинутый, разбирается в технологиях, второй (женского «пола») — жизнерадостна, обладает высоким эмоциональным интеллектом, помогает решать бытовые вопросы, освобождая время своего пользователя, третий — стремится сделать своего пользователя максимально продуктивным и эффективным, помогает структурировать дела.
В Сбербанке отмечают, что скоро помощники станут доступны как на мобильных устройствах пользователей на платформах iOS и Android в приложениях «Сбербанк онлайн» и «Сберсалют», так и в ряде смарт-устройств под брендом «Сбер» и не только.
Утверждается, что помощники могут не только поддержать разговор и найти ответы на вопросы, но и заказать еду, записать к врачу или в салон красоты, перевести деньги родственникам или оплатить мобильную связь. Все ассистенты обладают одинаковым набором способностей, поэтому, выбирая одного из них или переключаясь между ними, пользователь в любом случае получает все возможности технологической платформы и экосистемы «Сбера».
Семейство ассистентов было разработано существующей с мая 2019 г. «дочкой» Сбербанка — SberDevices, которая занимается проектированием умных устройств. «Салют» работает на платформе процессинга естественного языка SmartNLP, включающей в себя в том числе речевые технологии.
Обучение «Салюта» внешними партнерами
В Сбербанке сообщают, что доступ к обучению своего «Салюта» новым навыкам будет бесплатно открыт внешним партнерам на платформе Smart Market — как начинающим бизнесменам, так и крупным компаниям. В результате у организаций смогут появиться новые возможности для продвижения своей продукции и поиска клиентов — посредством взаимодействия с более чем стомиллионной аудиторией экосистемы «Сбера».
Тех партнеров, которые решат получать доход от своих сервисов и подключат их оплату, «Сбер» обещает добавить в программу разделения доходов revenue share.
Утверждается, что для создания приложений в Smart Market необязательно владеть языком программирования; навык можно сделать с помощью визуального конструктора элементов. Также доступна опция «написать» навык с нуля — для продвинутых пользователей. Среди компаний, которые получили ранний доступ к платформе Smart Market, — сеть кафе «Кофемания» и авиакомпания S7 Airlines.
«Сбер» также планирует поощрять авторов умных навыков. Каждый квартал создатели Smart Apps смогут получить до 2,5 млн руб. или грант в размере 250 тыс. руб., который можно будет направить на использование облачных сервисов SberCloud.
Выпущен медиаплеер SberBox
Вышеупомянутые ассистенты семейства «Салют» уже интегрированы в технологическую новинку «Сбера» — мультимедийную телевизионную приставку-медиаплеер SberBox с голосовым управлением. Разработчики во время презентации отметили, что это устройство превращает любой телевизор в центр развлечений и дает пользователю большие возможности в организации досуга и решении бытовых вопросов.
SberBox позволяет смотреть ТВ-каналы, фильмы, сериалы и видео, слушать музыку, играть в игры на большом экране, а также делегировать различные рутинные задачи виртуальному помощнику.
Приставка весит 62 г. В ее состав входят чипсет Amlogic S905Y2, 2 ГБ оперативной и 16 ГБ постоянной памяти; устройство поддерживает стандарты воспроизведения контента UltraHD 4К и Dolby Digital Plus. Для работы требуется телевизор с HDMI-разъемом и Wi-Fi, а также смартфон с приложением «Сберсалют» — устройство настраивается за пять минут согласно пошаговой инструкции на экране ТВ.
Предзаказ на SberBox открыт с 24 сентября на тематическом сайте банка. Цена по акции к старту продаж — 2990 руб., розничная — 3550 руб.
Умный экран SberPortal
Еще одна представленная «Сбером» новинка — умный сенсорный 10-дюймовый экран SberPortal с премиальной акустикой, виртуальным ассистентом, шестью микрофонами, системой распознавания жестов, способностью осуществлять звонки. Этот набор опций в «Сбере» считают уникальным для мировой практики.
Пользователям SberPortal будут доступны фильмы, сериалы и образовательные лекции в онлайн-кинотеатре Okko, игры, музыкальные клипы, фильмы, сериалы, спортивные трансляции, видео в интернете и цифровые ТВ-каналы, а также музыка из партнерского сервиса «Сберзвук».
Встроенный в SberPortal виртуальный ассистент умеет идентифицировать своих пользователей и в зависимости от этого предлагать соответствующий контент. Когда перед ним оказывается ребенок, устройство переключается в детский режим: блокируется взрослый контент, покупки и банковские операции. Вместо этого умный помощник предложит ребенку поиграть в игру, почитать сказку или сделать уроки.
Микрофоны в SberPortal можно отключить аппаратно, а вся обработка видеопотока (распознавание жестов, автофокус во время видеозвонка, распознавание членов семьи по лицу) производится на устройстве, без передачи данных в облако. В продажу устройство поступит в конце 2020 г.
Хранение данных для физических лиц на «Сбердиске»
Также 24 сентября 2020 г. стало известно, что входящая в экосистему «Сбера» компания SberCloud запускает новое облачное файловое хранилище для физических лиц — «Сбердиск». Пользователи смогут бесплатно загружать в облако 15 ГБ любых файлов и получать к ним доступ с помощью мобильных приложений App Store и Google Play, а также через веб-интерфейс. Расширить дисковое пространство до 100 ГБ или 1 ТБ можно будет за 83 руб. или 249 руб. в месяц соответственно, а также в обмен на бонусы программы лояльности «Сберспасибо».
Создатели сервиса полагают, что с помощью «Сбердиска» можно решать задачи хранения и резервного копирования данных, обеспечить их сохранность в случае потери или повреждения смартфона, планшета или ноутбука.
Источник