ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА
Психомоторика: cловарь-справочник.— М.: ВЛАДОС . В.П. Дудьев . 2008 .
Смотреть что такое «ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА» в других словарях:
история развития ребенка — учетно оперативный документ детской поликлиники, заполняемый на каждого обслуживаемого ребенка, предназначенный для регистрации данных медицинского наблюдения за ним, а также проведенных лечебных и профилактических мероприятий … Большой медицинский словарь
История развития ребёнка — I История развития ребёнка основной медицинский документ детских лечебно профилактических учреждений, который ведется на каждого ребенка от рождения и до 14 лет включительно. В этот документ (учетная форма №112/у) вносятся сведения о родителях,… … Медицинская энциклопедия
История развития понятий «общение» и «коммуникация» — Активное использование понятий О. и коммуникация (К.) в отеч. психологии началось в 1970 1980 х гг. одновр. с развитием общей, социальной, пед., инженерной психологии, психологии труда, а также психологии личности, медицинской психологии,… … Психология общения. Энциклопедический словарь
ИСТОРИЯ РАЗВИТИЯ НОВОРОЖДЕННОГО — учетно оперативный документ, заполняемый на каждого новорожденного в родильном доме, предназначенный для регистрации данных о физическом развитии и состоянии здоровья ребенка, а также о проведенных лечебных и профилактических мероприятиях … Психомоторика: cловарь-справочник
История слингов — Содержание 1 На заре человечества 2 Средние века: от слинга к коляске … Википедия
История Австралийской столичной территории — История Австралии … Википедия
История кинотеатра «Художественный» в Москве — Кинотеатр Художественный является уникальным историко художественным памятником, не имеющим аналогов на территории Российской Федерации. Он был открыт 10 ноября 1909 года. Первый сеанс в кинотеатре состоялся 11 ноября 1909 года. Первоначально… … Энциклопедия ньюсмейкеров
История Южной Осетии — Содержание 1 Древнейший период на территории Южной Осетии 1.1 Описание границ Осетии в XIX веке … Википедия
История североамериканских индейцев — Скульптурная трубки доколумбовой эпохи, найденная археологами у кургана Накучи, штат Джорджия, США Одна из пирамид на верхнем уровне руин Йашчилана, Мексика Гигантские скульптур … Википедия
История индейских цивилизаций — Скульптурная трубки доколумбовой эпохи, найденная археологами у кургана Накучи, штат Джорджия, США Одна из пирамид на верхнем уровне руин Йашчилана, Мексика Гигантские скульптур … Википедия
Источник
История развития ребенка
Важнейшим источником информации, необходимой для оценки хода психического развития ребенка, является история развития ребенка. Необходимость установления отношений между ребенком и значимыми сторонами его среды подчеркивалась многими психологами. Примерная схема составления истории развития ребенка рассматривалась еще в работах Л.С. Выготского и Л.И. Божович. Данная схема включала в себя основные вехи процесса онтогенеза, особенности развития и воспитания ребенка в разные возрастные периоды, условия жизни ребенка и другие признаки, имеющие важное диагностическое значение. Л.С.Выготский подчеркивал, что на основе данных о развитии и воспитании ребенка психолог должен создать не просто летопись различных событий и достижений, не просто перечисление отдельных обстоятельств, а причинное жизнеописание его развития и воспитания.
Психолог должен выявить источники, факторы и механизмы наиболее существенных влияний на формирование личности ребенка, проследить причинно-следственные связи событий детства с особенностями психического развития ребенка, учесть специфику содержания и реального состава необходимых условий в каждом возрастном периоде детства. Неоднозначность многих особенностей поведения и психической деятельности ребенка, ограниченность возможностей исследования их в ситуации однократных и достаточно кратковременных встреч с психологом ставят в необходимость придавать большое значение анамнестическим данным при интерпретации результатов обследования. Дети с существенно разными по своему происхождению психологическими нарушениями и трудностями могут обнаруживать не только сходную картину поведения, но и давать близкие результаты в диагностическом обследовании.
Состояние психического развития ребенка, его психологический статус может быть правильно оценен и истолкован только в свете всей предшествующей истории его развития. Именно поэтому психолог должен с особым вниманием отнестись к анализу сложного комплекса жизненных условий, в которых растет ребенок. Важно не просто установить систему объективных условий и обстоятельств жизни ребенка, но определить характер и степень их влияния на него. Переживание одних и тех же обстоятельств разными детьми, но в разном возрасте нередко может быть совершенно разным в зависимости от возрастных возможностей и индивидуальных особенностей ребенка.
Как правило, многие особенности поведения, характера ребенка, обстоятельства семейной жизни, отдельные яркие эпизоды, обнаруживающие характерные реакции ребенка, родители помнят достаточно хорошо. Однако воссоздание в ретроспективном плане специфических для каждого возрастного этапа характеристик психического развития ребенка, хотя бы косвенно свидетельствующих о тех или иных новообразованиях, обычно оказывается крайне ограниченным. Далеко не всегда удается установить реальную динамику определенных сторон развития ребенка. Все вопросы консультанта к родителям по поводу событий и изменений в жизни ребенка должны включать попытку выяснить реакцию ребенка, характер его переживаний, особенности эмоционального отношения к ним, а далее — характер и средства приспособления к тем или иным трудностям. В качестве примера здесь можно привести огромный диапазон возможных индивидуальных реакций детей на такие существенные изменения в ситуации развития, как поступление в детский сад, смена места жительства, появление в семье еще одного ребенка, отчима и т. д. Все эти факторы одними детьми могут переживаться сравнительно легко или даже восприниматься сугубо положительно как несущие, например, новое интересное содержание и более широкие возможности общения и действия, тогда как у других детей могут возникать тяжелые реакции дезадаптации, переживания утраты, чувства отверженности и т.д. Выяснение такого рода реакций имеет большое диагностическое значение.
В анализе истории развития ребенка определенное место должно быть отведено также установлению стрессовых факторов и факторов риска нервно-психических заболеваний. К числу неблагоприятных воздействий на психику ребенка относят разлуку с матерью или семьей в целом, утрату (смерть) или болезнь члена семьи, ситуацию развода, появление новых членов семьи, неправильное воспитание, отвержение в семье или детском коллективе, низкую успеваемость в школе, хронические болезни, травмы, госпитализации и многие другие. Особого внимания требуют хронические, постоянно действующие факторы, среди которых в первую очередь необходимо выделить различные виды неправильного воспитания.
Психологу-консультанту важно выявить не само по себе наличие перечисленных факторов в психологическом анамнезе, а индивидуальную реакцию и механизм их влияния на формирование личности ребенка. Иначе возникает опасность переоценки значения тех или иных факторов в возникновении психологических проблем ребенка, осложнении его развития. Эта опасность связана с тем, что анамнез большинства детей содержит, как правило, указания на многие неблагоприятные факторы, но далеко не все из них реализуют свое влияние. В случае переоценки их значения и недостаточного исследования всей совокупности условий развития истинные источники нарушений или проблем ребенка могут остаться нераскрытыми.
Психолог, устанавливая объективные обстоятельства жизни ребенка и его субъективные переживания, должен стремиться не менее четко дифференцировать фактические сведения о жизни ребенка, сообщаемые взрослым, от той интерпретации или оценки этих сведений, которая всегда (вольно или невольно) присутствует в сообщениях родителей. На этот важнейший в психологическом обследовании момент указывал Л.С. Выготский, говоря о том, что «обычно мы имеем дело с тем, что собираются жалобы в обобщенном виде и вместо фактов нам сообщают мнения, готовые выводы, часто тенденциозно окрашенные». Исследователя интересуют факты, которые должны ему указать родители ребенка. Сам по себе факт должен быть учтен исследователем, но как мнение, которое должно быть проверено в течение исследования, а для этого должны быть вскрыты факты, на основе которых получено данное мнение.
Рассмотрим примерную схему составления истории развития ребенка, включающую основные этапы этого процесса и признаки, имеющие важное диагностическое значение.
1. Анкетные данные ребенка и основные сведения о семье:
— дата рождения и точный возраст на момент обследования ребенка;
— полный состав семьи (возраст, образование и характер работы всех членов семьи);
— изменения в составе семьи с момента рождения ребенка;
— общие сведения о жилищных, материальных и бытовых условиях жизни семьи (при наличии неблагоприятных обстоятельств необходима подробная характеристика).
2. Особенности перинатального периода развития ребенка:
— общие сведения о развитии ребенка до и после рождения;
— наличие факторов риска в состоянии здоровья матери и ребенка (сведения относительно медицинского анамнеза собираются врачом, но при подозрении на наличие органических или иных нарушений, психолог должен получить медицинское заключение).
3. Состояние здоровья ребенка:
— наличие травм и операций, хронических или частых заболеваний;
— постановка ребенка на учет у других специалистов;
— особенности сна и питания ребенка с момента рождения.
4. Особенности развития и воспитания ребенка:
— где и кем воспитывался ребенок, начиная с рождения?
— кто ухаживал за ребенком на протяжении первых двух лет жизни?
— помещение ребенка в ясли, детский сад или другие детские учреждения (указать дату и тип учреждения — круглосуточные, дневные, специальные, логопедические и др.);
— особенности адаптации (как ребенок привыкал, как складывались отношения с детьми, были ли жалобы воспитателей?);
— были ли резкие перемены в обстановке, в которой рос ребенок (переезды, частые или длительные разлуки с родителями) и какова реакция на них ребенка;
5. Развитие в младенчестве и раннем возрасте (до трех лет):
-Особенности развития моторики.
— Сроки появления основных сенсомоторных реакций (когда начал ползать, сидеть, стоять, ходить).
— общий эмоциональный тон;
— развитие речи (сроки появления первых слов, фраз, речевая активность);
— активность в освоении окружающего, любопытство;
— отношение к близким и незнакомым взрослым;
— овладение предметными действиями;
— сроки формирования навыков самообслуживания (когда ребенок научился самостоятельно есть, одеваться, как приучался к опрятности);
— проявления самостоятельности, настойчивости;
— какие трудности наблюдались в поведении ребенка?
— любимые занятия и игры ребенка.
6. Развитие ребенка в дошкольном возрасте:
— любимые занятия ребенка (в какие игры и с кем любит играть ребенок, любит ли рисовать, слушать сказки, заучивать стихи, смотреть телевизор);
— умеет ли читать (в каком возрасте, когда и как научился);
— как развит физически?
— какая рука является ведущей?
— имеются ли домашние обязанности;
— отношения со сверстниками, отношения с членами семьи;
— типичные конфликты, их частота, наказания и поощрения, актуальные запреты;
— особенности характера ребенка;
— посещает ли ребенок какие-либо кружки, студии, секции?
— ранние проявления способностей к музыке, рисованию и т.д.;
— проявляет ли ребенок инициативу и в чем?
— отмечаются ли страхи или другие нежелательные проявления?
7. Развитие ребенка в младшем школьном возрасте:
— поступление в школу (дата, тип учебного заведения);
— особенности адаптации (посещал ли группу продленного дня, была ли смена школы, класса по какой-то причине?);
— успеваемость, любимые и нелюбимые предметы (выполнение домашних заданий);
— отношения с одноклассниками, наиболее типичные конфликты;
— отношения с учителями, участие в общественной жизни школы;
— наличие внешкольных занятий и увлечений (кружки, секции и т. д.);
— степень самостоятельности, обязанности по дому;
— организация досуга ребенка (место игр, телевидения и чтения в досуге);
— что еще важно отметить в истории жизни ребенка, по мнению родителей?
Приведенный перечень вопросов для составления истории развития ребенка является общей схемой, отдельные пункты которой подлежат существенной конкретизации в зависимости от многих условий: характера жалоб родителей, индивидуальных особенностей обстановки (наличие в семье нескольких детей разного возраста или близнецов, например). Очерчивая круг существенных условий и показателей развития ребенка, данная схема не содержит указаний на их диагностическое и прогностическое значение, которое раскрывается лишь в соответствующих психологических исследованиях.
Часто родители первоначально скрывают или сами до конца не осознают истинные причины своего обращения, свои подлинные тревоги и опасения по поводу ребенка (например, опасения в связи с неблагоприятной наследственностью, сложности супружеских отношений, личные проблемы, ситуация развода, заключения нового брака и т.д.), но затем раскрываются действительные мотивы обращения. Это доказывает особую важность подробной, заинтересованной беседы психолога с родителями по поводу истории развития ребенка, как специфической процедуры консультативной работы.
Беседа не может быть заменена самостоятельным заполнением родителями анкеты. Анкета, предлагаемая психологом на первичном приеме родителям, предназначена для того чтобы, готовясь к следующей встрече с консультантом, они могли припомнить основные моменты и в развитии ребенка, особенности его поведения в разные возрастные периоды. В процессе беседы психолог может остановиться на каких-то значимых моментах подробнее, установить причинно-следственные связи, и с помощью родителей сделать определенные выводы.
Таким образом, совместно с родителями (или другими близкими ребенку взрослыми) составляется объемная, по возможности полная и разносторонняя характеристика истории развития ребенка. Полнота психологического анамнеза ребенка имеет принципиальное значение в нескольких отношениях. Во-первых, вместе с результатами обследования она необходима для построения достаточно широкого круга гипотез относительно сущности и причин трудностей или проблем ребенка (здесь особенно важно избежать предвзятого, «зауженного» видения проблемы под влиянием конкретных жалоб родителей). Во-вторых, без данных анамнеза, позволяющих судить о степени благоприятности условий развития ребенка, часто нельзя однозначно оценить результаты психологического обследования ребенка, потенциал его развития в целом.
Составление анамнеза, полнота и достоверность его данных существенно зависят от родителей. Завершая беседу с родителями по поводу истории развития ребенка, целесообразно вновь вернуться к беспокоящим их особенностям его поведения. Психолог должен попытаться более конкретно выяснить: в чем они видят проблему, с чем связано нежелательное поведение ребенка, что они уже предпринимали и что предпринимают в данное время для устранения проблемы, какова их собственная роль в возникновении и сохранении трудностей ребенка? При достаточно хорошем контакте психолога с родителями изложение жалоб становится, как правило, не только более точным и подробным, но и более откровенным. Необходимо учитывать особенности личности родителей, внутрисемейных отношений и стремиться установить их подлинное влияние на формирование личности ребенка.
Источник