История в жизни общества. Зачем учить историю?
статья по истории на тему
Историческое знание является неотъемлемой частью духовного и политического сознания человека. Поэтому утверждение о том, что история краеугольный камень, формирующий общественное сознание, неоспоримо. В этой статье мы опишем проблему направленности исторических процессов, поговорим о формировании информационного поля исторического знания человека и ответим на другие вопросы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
istoria_v_zhizni_obschestva_k_publikatsii.doc | 64.5 КБ |
Предварительный просмотр:
История в жизни общества. Зачем учить историю?
Историческое знание является неотъемлемой частью духовного и политического сознания человека. Поэтому утверждение о том, что история краеугольный камень, формирующий общественное сознание, неоспоримо. В этой статье мы опишем проблему направленности исторических процессов, поговорим о формировании информационного поля исторического знания человека и ответим на другие вопросы.
Понятие истории. Проблема направленности исторических процессов.
История — область знаний, а также гуманитарная наука, занимающаяся изучением человека (его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и организаций и так далее) в прошлом [1] .
Одна из сложнейших проблем исторической науки – направленность исторического процесса. В настоящее время существуют две противоположные точки зрения.
Первая, теория цикличности – концепция описывающая развитие общества или его подсистем (экономика, политика, культура и т.д.) как последовательность повторяющихся циклов. В Древнем мире человек связывал происходящие в обществе процессы с постоянно повторяющимися циклами природы. Вся древняя мифология построена на цикличном восприятии действительности.
С зарождением монотеистических религий, понятие цикличности времени обретает новый смысл. Цикличность воспринимается как наказание человека за первородный грех.
Сторонники данной концепции утверждают, что у человечества нет общих закономерностей развития, и история каждой общности индивидуальна.
С развитием науки в Новое время большое распространение получает теория линейности.
Согласно данной концепции время движется в линейном направлении от прошлого к будущему.
Обоснование линейной концепции дала иудео-христианская мифология, расставившая точки отсчета на оси времени:
— Первая точка – начало человеческой истории – сотворение мира и человека;
— Вторая — Начало новой эры человечества – рождение Иисуса Христа;
— Третья — Конец истории – второе пришествие Христа, судный день, страшный суд.
Сторонники линейной концепции, говорят о единстве человеческой сущности и поэтому человеческая история – единый процесс.
Формирование информационного поля исторического знания.
Значение истории в жизни общества неоспоримо. Но прежде чем найти применение нашим знаниям, мы должны научиться ими пользоваться. В этом нам может помочь правильный набор источников информации и, самое главное, критическое мышление. Что это такое? Это такой тип мышления – о любом предмете, содержании или проблеме, в котором думающий улучшает качество его мышления при помощи умелого использования структур и интеллектуальных стандартов, присущих мышлению. Оно позволяет выносить обоснованные оценки, а также корректно применять полученные результаты к ситуациям и проблемам.
Многие думают, что в этом нет ничего необычного, что мы всегда это используем. Но мы часто уклоняемся от этого, искажаем или относимся совершенно предвзято. Однако качество нашей жизни, наши поступки зависят от качества нашего мышления. Неверное мышление стоит нам и денег и отражается на качестве нашей жизни. Отличное мышление, может, в свою очередь, систематически развиваться.
Размышлять мы должны на основании каких-то фактов, данных, информации. Откуда мы можем их взять? Может показаться, что их не так много, но на самом деле их великое множество. Самое простое, что можно предложить обывателю – это Интернет. В нём существует масса разнообразных источников, начиная от популярной Википедии, в встатьях которой часто указываются ссылки, откуда взята информация, заканчивая сайтами государственных исторических архивов, на которых в данное время выкладывается огромное количество документов в цифровом виде. Мы с Вами ни в коем случае не ограничены в поиске информации – при умелом использовании сеть Интернет может являться отличным инструментом для изучения истории [2] .
Несмотря на то, что в Интернете представлено не мало материалов, это всё-равно далеко не весь массив данных, который существует на самом деле. Оцифровка архивных материалов идёт полным ходом, но документов так много, что с ними невозможно справиться за короткий срок. В случае, если нам нужны какие-то конкретные данные, которых в Интернете нет (например, история русско-турецких отношения представлена очень небольшим количеством документов в Интернете) нам помогут Государственные архивы [3] , коих у нас очень много – научно-технические, исторические, историко-политические, архитектурные, военные и многие другие.
После изучения документов в Интернете и в архивах, которые имеют прямое отношение к тому вопросу, который нас интересует, мы должны изучить менее точные с исторической точки зрения материалы. Таковыми являются художественная литература – мемуары, исторические произведения. К таким источникам информации нужно относиться с определённой долей скептицизма, потому что такие материалы содержат в основном большую эмоциональную окраску и отношение автора к искомому вопросу. Зачастую автор навязывает читателю своё мнение, неподготовленный человек может принять это на веру и в будущем верить в то, что писатель изложил самую правдивую историю.
Польза исторического знания в том, что человек всё происходящее вокруг воспринимает через призму своего мировоззрения. И благодаря большому количеству имеющейся информации, которую мы упорядочиваем в своей голове, мы можем судить наиболее критично и объективно. Не обладая достаточным количеством информации, мы не сможем достойно анализировать окружающую нас действительность.
Попробуем привести несколько наглядных ошибок, которые нельзя допускать при изучении истории.
1 ошибка. Выбор в качестве источника художественной литературы, в том числе и мемуаров, рассказов людей. Хотите изучить историю ГУЛАГа? Начните с исторических архивов, со статистических данных. Но ни в коем случае не начинайте изучать столь сложный вопрос с произведения Солженицына «Архипелаг ГУЛАГ».
2 ошибка. Выбор только одного источника. Невозможно построить объективное мнение только на основании одного источника. Понимаем, что эту ошибку просто допустить при изучении истории Древней Руси, но история XIX, XX и тем более начала XXI века представлена в огромном количестве самых разнообразных источников.
3 ошибка. Вырывание исторических фактов из контекста и придание им определённой окраски. Казалось бы, что тут такого, взять какую-то информацию из документа и опубликовать, охарактеризовав её? Всё бы ничего, но именно так поступают сегодня западные СМИ [4] , с целью опорочить историю Советского Союза и России. Ярчайший тому пример – определённая оценка пакта Молотова-Риббентропа [5] .
Подобные ошибки – самые распространённые, мы, как сознательные граждане, не должны их допускать. Гордость за историческое прошлое своего народа — одна из важнейших составляющих исторического знания, характеризующая его национальное достоинство. Утрата этих качеств ведет к появлению определённой колониальной психологии [6] : в людях проявляется ощущение своей неполноценности, недоразвитости, ощущение разочарования, духовного дискомфорта.
Пропаганда и массовое сознание
Наша психика формируется всю нашу жизнь. Как и наша социальная и индивидуальная позиция. Человеческая психика есть целостность бессознательных и сознательных процессов. Это саморегулирующаяся система, в которой происходит постоянный обмен энергией между элементами.
Основное отличие «коллективного бессознательного» от индивидуального в том, что оно является общим для разных людей, не зависит от индивидуального опыта и истории развития индивида.
Термин введён психиатром Карлом Юнгом в 1916 году в статье «Структура бессознательного» «Über das Unbewußte und seine Inhalte».
Бессознательное поведение толпы сводится к однородным единообразным оценкам и действиям, соединяющим индивидов в достаточно целостную монолитную массу на основе общего для всех ее членов коллективного бессознательного. Обычно это происходит в результате заражения значительного числа людей сходными эмоциональными состояниями и массовыми настроениями [7] .
В современном цивилизованном обществе его значение снижается, проявляясь лишь в кризисных, экстремальных ситуациях, когда резко падает роль элементов сознательной регуляции политического поведения. В обычной жизни стабильной социально-политической системы коллективное бессознательное проявляется лишь в весьма стертых формах обыденного сознания [8] .
Искажение информации, умышленное замалчивание определённых фактов, обман – всё это, является отличным примером манипуляцией массами, что может привести к очернению истории других стран и народов, и, как следствие, войнам. В наши дни исторические факты играют важную роль в политике и информационной сфере. Идёт борьба за будущее. Манипулятивными точками опоры являются история, информация, геополитика и политика. На сегодняшний день западные власти очерняют историю России, выставляя её агрессором. Примером этому является представление голода в Советском Союзе в начале 30-х годов в качестве голодомора на Украине. В 1988 году комиссия конгресса США сделала вывод, что это событие является геноцидом, проводимым централизованной властью СССР против украинского народа [9] . Несмотря на то, что от голода погибли люди во многих частях Советского Союза, например, в Поволжье, которое являлось и является по сей день частью России. Неужели Советское руководство специально морило голодом много миллионов людей? Именно в этом и убеждают обывателей западные учёные.
Так же примером является печать в украинских учебниках истории материалов о том, что российская власть ведёт войну с Украиной с 1918 года. Русский народ предстаёт в качестве агрессора в глазах украинских школьников, которые в будущем станут полноправными гражданами своего государства [10] . К чему это может привести? К росту ненависти с их стороны, а так же возможность разжигания настоящей войны между двумя, ранее дружественными, государствами.
Подобных примеров великое множество. Но обман происходил не только во время процветания информационных технологий, а намного ранее. И тогда обман было намного легче скрыть. В VIII веке Карл Мартел не смог оправдать надежд Григория III. Однако в 754 г. папа Стефан II самолично отправляется во Францию, чтобы встретиться с Пипином Коротким. Тот в 756 г. отвоевал Равенну у лангобардов, но вместо того, чтобы вернуть Константинополю, передал ее папе, положив основание образованной вскоре Папской области, которая превратила пап в независимых светских правителей. Для того чтобы дать правовое обоснование сложившемуся положению, в Риме была разработана знаменитая подделка — «Константинов дар» [11] , согласно которой император Константин якобы передал папе Сильвестру (314–335) императорские полномочия над Западом. Этот поддельный документ означал передачу власти над Италией, Римом и западными областями в руки Католической церкви, гарантировав статус выше светского трона, равные императорским почести, власть над всеми высшими иерархиями Христианской церкви. Казалось бы, что такого страшного может повлечь за собой подобный документ? Его создание привело к расколу церквей – и без того враждующих Западной и Восточной. Раскрытие обмана осуществили итальянские историки в XV веке, тем самым доказав, что документ является ненастоящим и не имеет юридической силы. Но дело всё в том, что задолго до разоблачения, этот документ сыграл свою роль. В 1054 году папа римский Лев IX направил патриарху Михаилу Керуларию послание, в котором папские притязания на полноту власти в Церкви обосновывались на основании… того самого документа. Папа римский настаивал на его подлинности. Михаил отверг притязания Папы на верховенство, а в 1054 году они взаимно прокляли друг [12] друга [13] и предали анафеме.
Подобных примеров очень много, перечислять их можно бесконечно.
Коллективное бессознательное состояние народа приходит на руку в основном политикам, а СМИ являются средствами пропаганды. Обладая более устойчивой и сформированной психикой или позицией и обладая навыками демагогии и ораторства, можно массово манипулировать огромным количеством людей. В чем же проблема? считаем, что главная проблема заключена в том, что некоторые люди не способны к критическому и аналитическому пониманию ситуации. Также, воспитание влияет огромную роль в восприятии мира, моральных и духовных ценностей. К чему воспитание? Потому что именно ребенок верит до поры всему, что скажут ему опекуны. Дети не способны до определенного возраста мыслить аналитически. К сожалению, такое зачастую случается и со взрослыми людьми.
История – это не голые факты, которыми можно жонглировать. История – это причины и следствия, и вариативность учит искать ответы самому.
«Нужно давать (человеку) опыт работы с прошлым для постройки своего жизненного пути, для того, чтобы он не верил никому на слово, а думал своей головой, был самостоятельным и отвечающим за свои поступки, а не одним из стада, которому вдолбили раз и навсегда определенные схемы» [14] .
В заключение хотелось бы сказать, что все вышесказанное свидетельствует о том, что историческое знание большинства населения представляет собой сложное переплетение отрывочных научных знаний, наивных представлений и оценок. А так же традиций и обычаев, оставшихся от предшествующих поколений. Они, безусловно, способствуют обогащению духовного мира человека, но остаются элементарными, которым не хватает научной глубины, понимания движущих сил исторического процесса, умения использовать свои даже элементарные знания для анализа конкретных политических ситуаций. На этих ступенях формирования исторического знания человек еще не пользуется в полной мере историческим знанием, а пользуется чаще всего так называемыми «первичными мыслительными формами» практического обихода.
Теперь ответим на главный вопрос – зачем учить историю?
Представьте, что Вы человек потерявший память, лежащий на обочине дороги. Поднимаясь на ноги, вы с ужасом всматриваетесь в ту черную бездну, которая находится вокруг Вас. И первые вопросы, которые Вы зададите самому себе кто я? Где я? Что произошло со мной? Страшно, не так ли?
Человек, не знающий своего прошлого, прошлого своей семьи и своего Отечества, подобен страдающему амнезией, он становится марионеткой в руках тех, кто ударил ему обухом по голове.
Источник
В чем смысл истории и её значение?
Отсутствие знания истории лишает человека
полноты культуры.
Отсутствие полноты культуры, не дает человеку
понимания цели и смысла его существования.
Мы привыкли к слову «история» и редко задумываемся, что оно может в себе скрывать. Давайте познакомимся с его справочным определением, а затем заглянем в суть этого понятия.
Из стандартного энциклопедического справочника мы можем узнать, что история – «это область знания, а также наука, занимающаяся изучением человека в прошлом, а именно его деятельности, состояния, мировоззрения, социальных связей и т.д. ».
В целом понятно, но явно не достаточно для раскрытия полноты глубинного смысла истории, который явно присутствует за рамками данного и подобных ему определений. При детальном изучении вопроса можно сделать вывод, что история это не только объективное внешнее знание о прошлом, сколько субъективно организованное в сознании человека пространство для его хранения, тесно связанное с человеческой памятью. При этом, для кого-то оно образно представляет собой склад, для кого-то стеллаж, для кого-то всего лишь полку, на которой хранится данный багаж знаний. Важным здесь является то, что при отсутствии такого подготовленного с помощью образования и воспитания внутреннего пространства эти знания просто некуда положить.
Если человека лишают истории, его лишают возможности использовать знания и опыт накопленные человеческим социумом, в том числе непосредственно его родом. Он становится менее опытным и неискушенным перед лицом тех, кто постоянно аккумулирует и применяет их. Непонимание значения или отказ от своей истории приводят человека к тому, что он перестает быть самостоятельным, становится слабым и зависимым, утрачивает свою первозданную силу. Отсутствие знания собственной истории – это прямое свидетельство неполноты и упадка культуры человека.
Зададимся вопросом взятом из самой истории. Почему новая власть в результате завоевания того или иного государства и ставящая перед собой задачу полного порабощения народа, стремится в первую очередь стереть или изменить всю его предшествующую историю и даже память о ней? Ярким примером может служить взятый из недавнего прошлого собственный опыт России. Является ли это случайностью, почему это так важно для того, чтобы завоевать и поработить народ?
Дело в том, что история — это фундамент и опора власти, одна из важнейших её составных частей, поэтому восстановление прежней истории – это возврат к основанию прежней власти. Завоевав государство, любая новоиспеченная власть обречена на создание своей персональной истории, которая объективно необходима, как для существующей, так и для последующей. Ближайший наглядный пример – Украина, где захватившие власть радикалы тщательно стирают историю прошлого и пытаются в кратчайшие сроки сконструировать новую, что имеет немаловажное практическое значение, поскольку важнейший смысл истории состоит в том, что она является ключом к пониманию происходящего в настоящем. Кроме того. История – ключ к пониманию будущего. Изъятие этого ключа, как у отдельного человека, так и у народа в целом, лишает его возможности двигаться дальше в правильном для него направлении.
Отсутствие знания своей подлинной истории в головах и сердцах людей — это отсутствие будущего, предначертанного из фокуса истории самого народа. По сути это и есть начало конца его истории. Иными словами, у нас столько будущего, сколько знания истории прошлого. При этом, такое знание должно начинаться не со «вчерашнего» дня и даже не с «позавчерашнего», а от первого дня творения мира которое описывает книга Бытия. История первых дней несет в себе первичное и важнейшее знание об основах мироздания, происхождении человека и его связи с Творцом, знание межличностных человеческих отношений которые неизменны в свете нравственных законов Ветхого и Нового Завета. Не случайно, что сегодня на уровне общения между людьми не происходит ничего такого, чего не происходило бы в далеком прошлом.
Задумаемся, почему в Америке, при реальном отсутствии глубоких корней истории, к ней относятся трепетно и всеми силами пытаются создать её — порой даже из ничего. Почему в Китае, насчитывающем тысячелетия, к истории относятся с почтением, тщательно охраняют и делают все, чтобы её преумножить? Может быть потому, что власти этих государств по особому понимают глубокий смысл и значение истории, хорошо осознают, что общее знание и уважение к ней максимально сплачивает народ. В случае с Россией, пережившей в прошлом веке основательную попытку уничтожения своего многовекового прошлого можно констатировать, что мы как народ утратили глубину этого понимания и до сих пор ещё живём в идеологических стереотипах сформированных представителями некогда новой власти, комиссарами — богоборцами. Не исправив своего отношения к личной и государственной истории, мы будем неминуемо обречены на поражение. Неужели мы хотим этого, неужели мы неспособны возродить себя, свою великую страну, культуру и освободиться от такого тяжкого наследства?
Конечно же мы можем и должны это сделать, но прежде нам необходимо осознать суть истории, смысл и содержание своей собственной культуры.
Рассмотрим следующий аспект.
История, это не только важнейшая часть культуры – это информация. Но не просто информация, а очень дорогая, поскольку это овеществленный опыт. Что представляет собой данный опыт? С одной стороны — практическое знание и навыки, с другой — самый короткий путь к достижению желаемого результата – цели, дающий прямую экономию времени и являющийся, по сути его частью. Время же по отношению к человеку, как и по отношению к государству — это всегда время его жизни, при этом, если мы используем накопленные в нашей истории опыт и знания, у нас не возникает необходимость тратить время на однообразно-повторяющееся рутинное обучение, что многократно расширяет границы нашей творческой и полноценной жизни. Таким образом, знание истории имеет ещё один важный смысл – оно дает нам время для созидания. Посредством этого история творит будущее, поэтому тот, кто лишает государство или отдельно взятого человека своей истории, лишает их полноценной и творческой жизни.
Возвращаясь к политической стороне рассматриваемого вопроса, необходимо отметить, что власть над государством завоевана тогда в полной мере, когда на земле стерта его история и человеческая память о ней, именно после этого оно перестает существовать. Это хорошо понимали религиозные идеологи стоявшие за спинами первых коммунистов поставленных решать главную революционную задачу – тотального уничтожения самого большого в мире православного государства. Поэтому вспыхнувшая на территории России война носила прежде всего духовно-религиозный характер. Русский народ в большинстве своём, утратив к этому периоду времени свою религиозную Веру, был обречен и эту войну неизбежно проиграл.
Настоящее возрождение нашей страны, государства и народа может произойти только через восстановление первоначального смысла ИСТОРИИ СТРАНЫ, ИСТОРИИ ГОСУДАРСТВА и ИСТОРИИ НАРОДА. Не случайно сейчас, когда коммунистическая пелена стала спадать, на смену ей нам тут же начинают навязывать «новую историю прошлого». Мы сталкиваемся с активными и настойчивыми попытками переписать заново историю нашего государства со стороны как «геополитических партнеров», так и их друзей внутри страны. О недопустимости такого рода действий не раз говорил Президент РФ В.В. Путин. Обилие провокационных «исторических фильмов», других «художественно-исторических» произведений оскверняющих и искажающих историю России, включая её советский период, говорит о целевом характере этих действий. Фильмы: «Матильда», «Номер 44», «Смерть Сталина» — яркие примеры подобного рода антигосударственного, безкультурного и антинародного творчества, разрушающие его единство, знание и понимание своей истории.
Те кто ставит помехи на пути восстановления подлинной истории нашего государства, по сути, препятствует духовному возрождению народа и раскрытию его творческих исторических сил. Сила же русского народа как мы помним, всегда была в Боге и правде, поэтому препятствие его духовному возрождению и сейчас несёт в себе тот же самый религиозно-богоборческий характер.
Может быть, уже пришло время понять это и окончательно проснуться? Кому как не нам адресованы слова, сказанные крупнейшим русским историком В.О. Ключевским: «история – это не учительница, она ни чему не учит, но как надзирательница, сурово наказывает за невыученные уроки».
Подведем итоги наших рассуждений.
Нельзя возродить и построить сильную суверенную Россию не возродив её многовековую культуру. В свою очередь, нельзя возродить культуру народа без опоры на заложенный предками, многовековой фундамент истории образующий самое прочное проверенное временем основание. Возрождающейся России необходима крепкая историческая опора, создать которую можно только через изменение отношения народа и верховной власти к собственной истории страны. Этот путь в принципе невозможен без восстановления исторической правды. Поэтому если Верховная власть нашего государства планирует возрождение сильной суверенной России — восстановление ИСТОРИИ РОССИИ должно стать главной государственной политикой. Другого пути возрождения России не дано.
Что считать исторической правдой и подлинной историей государства читайте в следующей статье.
Руководитель НРО «Общества развития русского
исторического просвещения «Двуглавый Орел»» Е. Цыбизов
Источник