- Медиевист Басовская
- Медиевист
- Содержание
- Известные медиевисты и их работы
- Российские и советские ученые
- Медиевистика
- Содержание
- История медиевистики
- Центры изучения медиевистики/Средневековья
- Профессия Историк-медиевист в России
- О профессии Историка-медиевиста
- Зарплаты: сколько получает Историк-медиевист *
- Востребованность профессии
- Для кого подходит профессия
- Карьера
- Обязанности
- МЕДИЕВИСТИКА
Медиевист Басовская
Медиевист – это не просто историк. Не просто историк, изучающий средневековье (от лат. medius — средний и лат. aevum — век, эпоха).
Если «просто историк» – странник во времени, то медиевист – это пилигрим.
Если историк – это бабочка, то мидиевист – пчела.
Медиевист отправляется в другие века за медом духовности и мечтами о каком-то ином существовании человечества. Рыцарском, поэтическом, устремленным к Небу.
Средневековье для медиевиста – не просто историческая эпоха. Это – символ Золотого века, символ времен, реально существовавших времен, когда вера, любовь, поклонение Даме, поэзия бывали столь же важны и значительны, как в другие века – золото, нефть, уран, бутики, автомобили, самолеты, SEO и SPA, компьютерные технологии, гаджеты и прочие краеугольные камни цивилизации.
Не случайно, в XX веке медиевистика становится флагманом, развернувшим историческую науку от исследования политических событий к изучению человека прошлого. В 1929 году медиевист Марк Блок и специалист по позднему средневековью и раннему Новому времени Люсьен Февр начали издание журнала «Анналы экономической и социальной истории», вокруг которого сложилась школа «Анналов». Под влиянием школы «Анналов» в исторической науке возникли такие новые направления, как тотальная история, микроистория, история ментальностей. Появились исследования в духе «новой социальной истории» и психоистории.
Марк Блок говорил об истории такой, какая она, по его мнению, будет в будущем. Его мечты обрели реальность. Историки, вдохновленные идеями Блока, претворили его предсказания в жизнь. Кольцо времени замкнулось.
Сегодня профессор РГГУ и народный лектор, теле- и радиоведущая Наталья Басовская сделала историю достоянием миллионов. Ее знает, ее слушает, смотрит, читает половина страны. Потому что она создала из исторической науки новый жанр. Нечто среднее между Александром Дюма и Ирраклием Андронниковым.
Некоторые, правда, упрекают ее в пропаганде истории. И в этом есть доля истины.
Подобно Плутарху, начинявшему свои «Портреты» чертовой уймой мелочей и деталей, вплоть до лингвистических, Наталья Ивановна мистифицирует своих современников. Она действует на своих слушателей, как гипнотизер, простыми командами и тембром голоса переносящий зрительный зал то на берег моря, то на земляничную поляну, но в ледяную пустыню.
«В точном уравнении не меньше красоты, чем в изящной фразе, — писал Блок в «Апологии истории». — Но каждой науке свойственна ее особая эстетика языка. Человеческие факты — по сути своей феномены слишком тонкие, многие из них ускользают от математического измерения. Чтобы хорошо их передать и благодаря этому хорошо понять (ибо можно ли понять до конца то, что не умеешь высказать?), требуется большая чуткость языка, точность оттенков в тоне. Там, где невозможно высчитать, очень важно внушить».
Источник
Медиевист
Медиевистика (фр. médiéval — средневековый) — раздел исторической науки, изучающий историю средних веков.
Содержание
Известные медиевисты и их работы
Российские и советские ученые
- Тимофей Николаевич Грановский (9 марта (21 марта) 1813 — 4 октября (16 октября) 1855)
- Осип Львович Вайнштейн (24 ноября (6 декабря) 1894—1980)
- «Историография средних веков», М.- Л., 1940;
- «Западноевропейская средневековая историография», М.-Л., 1964;
- «История советской медиевистики», Л., 1968.
- Михаил Семенович Куторга (6 апреля (18 апреля) 1809 — 26 мая (7 июня) 1886)
Гусев Д. А., Рябов П. В.), др.
- Лев Владимирович Черепнин (30 марта (12 апреля) 1905 — 12 июня1977)
- «Русские феодальные архивы XIV—XV вв.», ч. 1-2, М.-Л., 1948-51;
- «Русская палеография», М., 1956;
- «Русская историография до XIX в.», М., 1957;
- «Образование русского централизованного государства в XIV—XV вв.», М., 1960;
- «Новгородские берестяные грамоты как исторический источник», М., 1969;
- «Пути развития феодализма», М., 1972 (совместно с А. П. Новосельцевым и В. Т. Пашуто).
- Валентин Лаврентьевич Янин (родился 6 февраля1929 года)
- Денежно-весовые системы русского средневековья. Домонгольский период. М., 1956.
- Новгородские посадники. М., 1962; 2-е изд. М., 2003.
- Я послал тебе бересту. Изд. 1-е, М., 1965; изд. 2-е, М., 1975; изд. 3-е, М., 1998.
- Актовые печати Древней Руси X—XV вв. Т.1-2. М., 1970; Т.3. М., 1998 (в соавторстве с П. Г. Гайдуковым).
- Очерки комплексного источниковедения. М., 1977.
- Усадьба новгородского художника XII в. М., 1981 (совместно с Б. А. Колчиным и А. С. Хорошевым).
- Новгородская феодальная вотчина (Историко-генеалогическое исследование). М., 1981.
- Новгородские акты XII—XV вв. Хронологический комментарий. М., 1991.
- Некрополь Новгородского Софийского собора. М., 1988.
- Новгород и Литва. Пограничные ситуации XIII—XV вв. М., 1998.
- An Introduction to Novgorod Archaeology // The Archaeology of Novgorod, Russia. Recent Results from the Town and his Hinterland. «The Society for Medieval Archaeology, monograph Series: № 13. Lincoln, 1992; The Archaeological Study of Novgorod: An Historical Perspective. Idem.
- У истоков новгородской государственности. Новгород, 2001.
- Ein mittelalterliches Zentrum im Norden der Rus’. Die Ausgrabungen in Novgorod // Novgorod. Das mittelalterliche Zentrum und sein Umland im Norden Russlands. Studien zur Siedlungsgeschichte und Archäologie der Ostseegebiete. Bd.1. «Wachholtz Verlag», Neumünster, 2001
Источник
Медиевистика
Медиеви́стика (от лат. medius — средний и лат. aevum — век, эпоха; англ. Medieval studies ) — раздел исторической науки, изучающий историю европейского Средневековья. В более широком, но в менее употребительном смысле медиевистика изучает историю этого периода и других регионов [1] . Специалисты по истории Средних веков называются медиевистами.
Содержание
История медиевистики
Становление медиевистики связывается с работами историков-гуманистов эпохи Возрождения (в частности, Флавио Бьондо считается первым, кто выделил Средневековье как самостоятельный период европейской истории). В XVIII веке усилиями историков и философов эпохи Просвещения медиевистика становится научной дисциплиной. В это время в широкий научный оборот вводится термин «феодализм». Критикуя просветителей, Эдмунд Бёрк, Жозеф де Местр, Юстус Мёзер и другие исследователи сформировали романтическое направление, идеализирующее средневековье.
Начиная с XIX века медиевистика начинает изучаться всё более активно. Одним из первых медиевистов, начавших систематическое изучение социально-экономической истории, был Франсуа Гизо. В XIX веке велась активная археографическая деятельность — было опубликовано множество крупных сборников письменных источников. Тремя ведущими направлениями в медиевистике во второй половине XIX века были историко-правовое направление, политическое (было распространено в основном в Германии) и позитивистское. В этот период также появился марксистский подход к исследованию средневековья, однако до начала XX века он оставался слабо представленным в научной среде.
В XX веке в медиевистике, как и во всей исторической науке, происходит переход от преимущественного исследования политических событий к изучению человека прошлого. В 1929 году медиевист Марк Блок и специалист по позднему средневековью и раннему Новому времени Люсьен Февр начали издание журнала «Анналы экономической и социальной истории», вокруг которого сложилась школа «Анналов». Под влиянием школы «Анналов» в медиевистике возникли такие новые направления, как тотальная история, микроистория, история ментальностей. Кроме того, появились исследования в духе «новой социальной истории» и психоистории.
Исторической науке СССР в догматическом виде был привит ортодоксальный марксизм, что негативно отразилось на объективности исследований. Тем не менее, советская медиевистика добилась больши́х успехов в исследовании социально-экономических вопросов и средневековой культуры [2] .
Центры изучения медиевистики/Средневековья
В настоящее время во многих учебных заведениях мира существуют центры изучения Средневековья (англ. Centres/Centers for Medieval Studies ), как правило, являясь частью университета или какого-либо иного научного или исследовательского центра проблем истории. Среди выдающихся из общего списка [источник не указан 253 дня] :
- Центр изучения Средневековья, Бангор при Бангорском университете (Официальный сайт)
- Центр изучения Средневековья, Берген при Университете Бергена (Официальный сайт)
- Центр изучения Средневековья, Бристоль при Бристольском университете (Официальный сайт)
- Центр изучения Средневековья, Фордхэм при Фордхемском университете (Официальный сайт)
- Центр изучения Средневековья, Фрайбург при Университете Фрайбурга (Официальный сайт)
- Институт изучения Средневековья, Лидс при Лидском университете (Официальный сайт)
- Центр изучения Средневековья, Миннесота при Университете Миннесоты (Официальный сайт)
- Центр изучения Средневековья, Йорк при Университете Йорка (Официальный сайт)
- Центр изучения Средневековья, Карлов университет при Карловом университете и Академии наук Чехии (Официальный сайт)
- Центр изучения Средневековья, Сидней при Университете Сиднея (Официальный сайт)
- Магистерский центр изучения Средневековья, Рединг при Университете Рединга (Официальный сайт)
- Центр изучения Средневековья, Пеннсильвания при Пенсильванском университете (Официальный сайт)
- Автономный институт изучения Средневековья при Университете Торонто (Official site)
- Центр изучения Средневековья, Торонто при Университете Торонто (Официальный сайт)
Источник
Профессия Историк-медиевист в России
Историк-медиевист специализируется на изучении исторического периода между античным временем и эпохой Возрождения. Этот период принято называть Средневековым. Средневековье или Средние (Срединные) века имеют достаточно специфичные черты: этот период отличается коренной трансформацией общественно-социальных отношений в обществе, сменой парадигмы развития человечества. Историк-медиевист занимается изучением социо-культурных, общественных, культурологических, демографических особенностей того времени.
О профессии Историка-медиевиста
Зарплаты: сколько получает Историк-медиевист *
Начинающий: 15000 в месяц
Опытный: 20000 в месяц
Профессионал: 35000 в месяц
* — информация по зарплатам приведна примерно исходя из вакансий на профилирующих сайтах. Зарплата в конкретном регионе или компании может отличаться от приведенных. На ваш доход сильно влияет то, как вы сможете применить себя в выбранной сфере деятельности. Не всегда доход ограничивается только тем, что вам предлагают вакансии на рынке труда.
Востребованность профессии
В целом профессия историка-медиевиста относится к академической или прикладной науке и не является коммерческим видом деятельности. Такие специалисты работают в исторических центрах, научных и образовательных организациях. Востребованность профессии средняя.
Для кого подходит профессия
Профессия историка-медиевиста относится к гуманитарным видам деятельности. Здесь важны умения изучать достаточно скудные источники информации, систематизировать их и делать выводы.
Профессия подходит тем, кто:
- Имеет склонность к изучению гуманитарных наук;
- Интересуется историей, культурой и общественной жизнью;
- Имеет аналитический склад ума, способен к системному мышлению;
- Умеет работать с архивными документами, археологическими находками, иными источниками исторических знаний и структурировать информацию;
- Готов к участию в археологических экспедициях.
Карьера
Возможно построение карьеры в общественной, научной, преподавательской деятельности. Историк-медиевист занимается написанием учебных пособий, книг и монографий по своей тематике. Есть возможность получить признание в научной и академической среде, стать известным историком, успешным преподавателем. Основным признаком успешной карьеры является известность и авторитет в профессиональной среде.
Обязанности
Обязанности историка-медиевиста включают в себя:
- Изучение исторических документов, архивных источников и других подлинных артефактов средневековой эпохи;
- Написание научных трудов с описанием общественно-политических, культурных, социально-экономических особенностей изучаемого периода;
- Ведение преподавательской деятельности;
- Написание учебных пособий и статей, помогающих учащимся в изучении Средних веков;
- Участие в профильных конференциях и съездах ученых;
- Консультирование творческих работников при написании книг или съёмке фильмов про Средние века.
Источник
МЕДИЕВИСТИКА
МЕДИЕВИСТИКА — раздел исторической науки, изучающий историю средних веков Западной и Центральной Европы (в широком смысле — мировое Средневековье в целом).
Особые отрасли медиевистики составляют византиноведение и славяноведение. С XIX века содержательная характеристика Средневековья как предмета изучения медиевистики тесно связана с понятием феодализма. Принятая ныне в большинстве стран периодизация истории относит к средним векам период V-XV веков. В советской историографии долгое время к средним векам относили также XVI век и первую половину XVII века, определяемые ныне как раннее Новое время, тесно связанное со средними веками и изучаемое отчасти медиевистами.
Зарубежная медиевистика
История средних веков служила объектом описания средневековых хронистов и историков, однако как особый период впервые была выделена итальянскими гуманистами XV века. Отвергая провиденциалистский подход к истории, гуманисты способствовали утверждению эмпиризма и секуляризации знания. Следуя гуманистической традиции, с XVII века историю человечества стали делить на три периода: древность, средние века и Новое время. Значительный круг источников по истории средних веков был введён в оборот и опубликован учёными-эрудитами XVII-XVIII веков. Деятельность мавристов во Франции, болландистов в Антверпене, антиквариев в Англии и на Апеннинском полуостове способствовала развитию источниковедения, а также таких вспомогательных дисциплин, как палеография, нумизматика, сфрагистика, генеалогия, дипломатика. Просветители XVIII века отождествляли средние века со «старым порядком» и господством феодализма. В их работах были поставлены проблемы генезиса феодализма, роли городов и происхождения «третьего сословия». Романтическое направление в историографии начала XIX века идеализировало рыцарство и феодальные порядки, породив интерес к быту и культуре Средневековья.
Становление медиевистики как научной дисциплины относится к XIX веку. Она испытала значительное воздействие философии И. Канта и Г. В. Ф. Гегеля, а затем позитивистов О. Конта и Г. Спенсера. Стремление историков-позитивистов превратить историю в «точную науку» потребовало усложнения исследовательской методики, проведения строгого источниковедческого анализа на основе внешней и внутренней критики источника, сопоставлений данных различных материалов, реконструкции скрытой информации. Новое качество исторического знания в XIX веке обусловило появление направления «социальная история», наиболее яркие представители которого во Франции 1830-1840-х годов — О. Тьерри и Ф. Гизо — сумели достичь сопряжения политической и социальной истории, заложив основы представлений о «социальной стратификации» общества.
Европейская медиевистика XIX века переживала подъём. Началось массовое обращение историков к архивам, превратившимся в научные учреждения. Для обучения работе в архивах создавались специальные школы, например Школа хартий в Париже (1821 год). Рост числа исторических исследований, вариативность научных подходов стимулировали развитие историографии как специальной области исторических знаний. Складывались национальные школы, издавались специализированные исторические журналы («Historische Zeitschrift», с 1859 года; «Revue historique», c 1876 года, «English Historical Review», с 1886 года), продолжились начатые ещё в XVIII веке (или осуществлялись впервые) большие сводные публикации источников по истории отдельных стран Европы («Monumenta Germaniae Historica», «Recueil des historiens des Gaules et de la France», «Histoire littéraire de la France», «Calendars of State papers», «Rerum britannicarum medii ævi scriptores» и др.). Основывались научные общества и академии региональной истории (первые такие общества появились в Англии в XVII веке).
Под влиянием позитивизма была существенно расширена характеристика средневекового общества, за счёт обращения исследователей к изучению экономической истории и основных социальных институтов — общины, вотчины, города, цеха, гильдии, сословий (Н. Д. Фюстель де Куланж, Э. Глассон, П. М. Виолле, Ж. Флакк, А. Сэ, Дж. Кембл, Г. Дж. С. Мэйн, Т. Роджерс, Э. Фримен, Ф. Пэлгрев, Л. фон Ранке, Г. Маурер, Г. Вайц, К. Бюхер, К. Т. фон Инама-Штернегг, К. Лампрехт).
Заметное влияние на медиевистику XIX века оказала методология марксизма, предложившая новые объяснения исторического процесса. Утверждая не только комплексное, но и системное видение исторического процесса, марксисты подчёркивали его стадиальный характер. В традициях противопоставления материи и духа они настаивали на экономической детерминанте развития.
Чрезмерная политизированность марксистской методологии, классовый подход и монизм в оценках исторического процесса вызывали неприятие марксизма значительной частью историков, что лишало их возможности объективно оценивать содержащиеся в нём конструктивные решения. Наступивший в конце XIX — начале XX веков кризис гуманитарных наук сопровождался резкой критикой как позитивизма, так и марксизма, сторонников которых обвиняли в крайнем материализме и недооценке роли сознания. Гиперкритика и крайний релятивизм в процессе познания привели к тому, что многие достижения исторического знания XIX века были отвергнуты.
В Западной Европе новые подходы к изучению истории средних веков были предложены французскими историками — А. Бэром, а затем Л. Февром, М. Блоком, Э. К. Лабрусом, основавшими в 1929 году журнал «Annales». В период с конца 1940-х годов и до начала 1960-х годов движение за создание «новой», «социальной» или «научной» истории приобрело международный характер, в него были вовлечены учёные Великобритании, Бельгии, ФРГ, Италии, США, позднее Польши и Испании.
В философии истории XX века был реализован синтез нового понимания природы сознания и его роли в общественном процессе и эпистемологии — с достижениями социологии, в т. ч. и марксистской. Это позволило изменить представление о комплексности и системности исторического процесса и отказаться от принципов жёсткого детерминизма и иерархичности в оценке его внутренних связей. Хотя медиевистика в силу её особенностей всегда был присущ традиционализм, нередко именно в медиевистике впервые формулировались задачи и разрабатывались методы исследований, определявшие развитие историографии в целом. Самыми заметными новыми направлениями в медиевистике, чётко обозначившимися с рубежа 1960-1970-х годов, стали «новая социальная история», историческая демография, гендерные исследования, история повседневности, микроистория, история ментальностей. Активно изучалось соотношение «учёной» и «народной» культур в средневековом обществе. Особое внимание уделялось невербальным формам коммуникации, таким как изображение и ритуал. В конце XX — начале XXI веков под влиянием исторической антропологии и др. наук произошла радикальная смена как тематики, так и методики исследований медиевистики. При сохранении характерных особенностей национальных школ медиевистика интернационализируется. Для современной медиевистики характерна широкая междисциплинарность: она объединяет усилия не только историков, но и археологов, социологов, культурных антропологов, литературоведов, лингвистов, психологов, искусствоведов, философов, богословов и др.
В западноевропейских странах собственные школы медиевистики складывались и развивались прежде всего в целях изучения национальной истории (в отличие от медиевистики в России или США). Количество центров изучения средневековой истории в Европе традиционно велико. Современную медиевистику отличают «наднациональные» связи учёных, реализуемые посредством организации международных проектов и научных групп, учреждения или развития международных исследовательских центров в странах Западной Европы (Дом наук о человеке в Париже; Французская школа в Афинах и Риме, Варбургский институт в Лондоне и др.).
К числу основных центров послевоенной германской и швейцарской медиевистики относятся, наряду с университетами и историческими комиссиями, несколько академий наук, институт «Monumenta Germaniae Historica», Констанцский рабочий кружок по изучению средних веков, Институт истории Общества Макса Планка (1956-2006 годы), германские исторические институты в Риме и Париже, институты по изучению истории отдельных германских земель. В Австрии, помимо кафедр университетов и Академии наук, главным центром медиевистических исследований стал Институт по изучению австрийской истории при Венском университете. В XIX — начале XX веков в германской медиевистики особенно интенсивно разрабатывались классические историко-правовые темы (изучение общины, вотчины, городов), проблемы политической истории Священной Римской империи, Церкви и крестовых походов. Начиная с 1960-х годов учёные обращались к социальной истории, междисциплинарным исследованиям в области истории культуры. Среди основных направлений современной германской медиевистики: изучение социально-политических трансформаций в германских землях на протяжении XIV-XV веков. [Г. Геймпель (Хаймпель), П. Морав, Э. Шуберт], региональной истории (Х. Патце, К. Бозль), компаративной истории городов (Э. Эннен, Х. Штооб, Э. Энгель, П. Йоханек), истории ментальностей (Р. Шпрандель), учёной и народной религиозности (П. Динцельбахер, А. Ангенендт), повседневности, образов жизни и моделей поведения (К. Шмидт, О. Г. Эксле, Г. Фихтенау, А. Борст), гендерной истории (П. Кеч, Х. В. Гёц) и др. Осуществляются коллективные проекты по исследованию резиденций средневековой знати (В. Паравичини), символические коммуникации (Г. Альтхоф) и др. Продолжаются издания источников, регест, справочников и реперториев («Monumenta Germaniae Historica», «Deutsche Reichstagsakten», «Regesta imperii», «Germania sacra», «Reallexikon der germanischen Altertumskunde»).
В Великобритании с 1960-х годов успешно развивалась «новая социальная история». Британские учёные проявляли особый интерес к «истории снизу» (журналы «Past and Present», с 1952 года, Oxf., «History Workshop Journal», с 1976 года, Oxf., «Economic History Review», 1927-1948 годы, L., Ser. 2, c 1948 года, Oxf.) — истории народных масс, семьи, организации труда, гендерным проблемам. Благодаря теоретическим работам Э. Хобсбаума получила импульс «новая экономическая история». Большой вклад в мировую медиевистику внесли труды Р. Хилтона, К. Уикема, Дж. Нельсон, Р. Мак-Киттерик. Действуют новые университетские центры М. (Йорк, Уорвик, Бирмингем, Манчестер, а также Лестер — признанный центр изучения урбанистики и местной истории).
Приоритетными направлениями ирландской медиевистики являются проблемы кельтологии, средневековой культуры и национальной истории Ирландии. Ведущий научный центр — Тринити- колледж (Дублин) с уникальными собраниями древнеирландских рукописей и документов более позднего периода.
Исследования в области медиевистики и истории Ренессанса в США ведутся в архивах и библиотеках Западной Европы и в самих США, которые в XIX-XX веках активно приобретали коллекции европейских рукописей эпохи Средневековья и раннего Нового времени [Фолджеровская библиотека, Хантингтонская библиотека (Сан-Марино, Калифорния), библиотека Байнеке (Йельский университет), библиотека Университета Сент-Луиса]. В конце XX — начале XXI веков основными центрами изучения истории европейского Средневековья и Ренессанса стали также Йельский, Гарвардский, Станфордский, Принстонский, Колумбийский университеты и Калифорнийский университет в Беркли. С 1962 года регулярно собирается конгресс медиевистов в городе Каламазу (штат Мичиган). Медиевистических академией Америки с 1926 года издаётся журнал «Speculum».
К числу приоритетных направлений американской медиевистики относятся исследования в области экономики средних веков (медиевистика Мак-Кормик и др.), церковной истории (П. Браун, Дж. Констебл и др.), социальной истории и психологии (Т. Биссон, П. Гири, Б. Розенвайн и др.), Реформации и Контрреформации. С 1930-х годов в США, во многом благодаря учёным, эмигрировавшим из Германии накануне Второй мировой войны, успешно ведутся исследования средневековой и ренессансной культуры (Х. Барон, П. О. Кристеллер, Э. Панофски, Ч. Тринкаус и др.). Огромный вклад в разработку проблем, связанных с изучением средневековой политической идеологии и символизма власти, внёс Э. Х. Канторович.
Крупные школы медиевистики созданы в Канаде, в частности в Понтификальном институте в Торонто и в Университете Лаваля в Квебеке.
В современной французской медиевистик по-прежнему актуален спор «романистов» и «германистов» о происхождении средневекового строя, начатый ещё в XVII веке полемикой Ж. Б. Дюбо с А. Буленвилье и Ш. Л. Монтескьё. Продолжается дискуссия, вызванная работами Ж. Дюрлиа, отстаивавшего тезис о сохранении (континуитете) римских фискальных институтов на протяжении всего раннего Средневековья. В послевоенной французской медиевистики большое влияние приобрела теория «феодальной мутации», или «феодальной революции» (Ж. Дюби, П. Боннасси, Р. Фоссье, П. Тубер, Ж. П. Поли и др.), сторонники которой придают решающее значение перелому, произошедшему в условиях оформления феодально-вассальной системы и политической власти крупных земельных собственников, возникновению рыцарства и замков. В 1990-е годы ведущие позиции стали занимать «антимутационисты» (Д. Бартелеми, Р. Ле Жан, Л. Феллер), оспаривающие теорию «феодальной революции». С их точки зрения, явления, которые принято считать характерными чертами феодального общества, в той или иной мере наблюдались уже в каролингскую эпоху.
Во французской медиевистике обсуждаются многие проблемы, например роль рынка и богатства, становления гражданского общества и европейского самосознания, народная культура и христианство. Французские медиевисты добились немалых успехов в изучении стран Средиземноморского бассейна (Ф. Бродель, Э. Арвейлер, М. Балар, П. Расин, Ж. Ришар). Наряду со сравнительно новыми областями интересов (изучение средневековой символики жестов — Ж. К. Шмит, «историческая антропология схоластики» — А. Буро, историческая эмблематика — М. Пастуро и пр.), активно разрабатываются традиционные для французской медиевистики проблемы аграрной истории (труды М. Бурен, А. Дюран, Ф. Менана, Ж. М. Морисо, настаивающего на новом прочтении аграрной истории в связи с углублённым изучением географии и «экологической истории»), средневековой урбанистики (Б. Шевалье, Ж. Эрс, Э. Крузе-Паван и др.). Фундаментальные труды по истории торговли принадлежат М. Молла, Р. Ботье и М. Балару. Отличительной чертой современной французской медиевистики является интерес к истории права вообще и его социокультурному аспекту в частности (К. Говар, Ж. Шифоло), структурам семьи (К. Клапиш- Зубер, А. Геро-Жалабер, Ж. Баше), истории духовной культуры и Церкви. Важным направлением исследований остаётся изучение политической истории и истории средневековой государственности (Б. Гене, Ф. Контамин, Ж. Ф. Жене, Ж. Фавье и др.). Современная французская медиевистика испытывает ряд трудностей: некоторое разочарование в возможностях количественных методов, сложность организации диалога с археологами, падение уровня лингвистической подготовки начинающих медиевистов. Несмотря на это, медиевистика остаётся одной из важнейших областей исторической науки во Франции. Особое значение для французской медиевистики имеют работы Ж. Дюби, Ж. Ле Гоффа, Э. Ле Руа Ладюри.
Медиевисты Бельгии (А. Пиренн, Ш. Верлинден, Л. Женико и др.) и Нидерландов (Й. Хейзинга, В. Блокманс и др.) внесли вклад в изучение средневековой урбанистики, истории торговли, в т. ч. работорговли, истории экономики, политики и культуры позднего Средневековья и раннего Нового времени.
Становление медиевистики как научной дисциплины в Италии связано с деятельностью Л. А. Муратори, издателя многотомного свода исторических памятников («Rerum italicarum scriptores». Mediolani, vol. 1-25, 1723-1751 годы) и автора многочисленных трудов по истории Италии разных периодов. Вскоре после объединения Италии в Риме был создан Итальянский исторический институт (1883 год, с 1934 года Итальянский институт средневековой истории), в котором сотрудничали крупнейшие итальянские медиевисты. В XX веке возник целый ряд научных центров международного значения: фонд Дж. Чини в Венеции (1951 год), Институт истории раннего Средневековья в Сполето (1952 год), Международный институт экономической истории имени Ф. Датини в Прато (1967 год), Итальянское общество изучения латинского Средневековья во Флоренции (1978 год), Центр изучения Средневековья в Палермо (1979 год). Итальянские медиевисты известны своими работами в области изучения культуры эпохи Возрождения (Ф. Де Санктис, А. Сапори, Э. Гарен, В. Бранка и др.), урбанистики, средневекового делопроизводства, торговли, мореплавания и колонизации (Дж. Луццатто, К. Чиполла, Р. Чесси, Ф. Мелис, У. Туччи, Дж. Пистарино и др.). Папский Григорианский университет, Ватиканские архив и библиотека, институты Ватикана (Папский восточной институт, Папский институт христианской археологии и др.) и папские академии наук ведут интенсивные исследования истории Церкви и католических миссий, рукописного наследия Средневековья.
Признанными классиками испанской медиевистики считаются К. Санчес Альборнос и Р. Менендес Пидаль. Испанские медиевисты изучают вопросы истории Вестготского королевства, мусульманской Испании, Реконкисты, институциональной истории, истории духовно-рыцарских орденов, взаимодействия христианской, мусульм. и иудейской культур (Л. Г. де Вальдеавельяно, А. Кастро и др.). Отдельные объект исследования — историческая область Каталония, связанная со Средиземноморьем (Х. М. Лакарра, М. Т. Феррер-и-Мальоль, Ж. М. Сальрак, М. Санчес и др.). В последние десятилетия активно изучается аграрная история (Х. А. Г. де Кортасар, М. Авентин, П. Мартинес Сопенья и др.). При изучении раннего Нового времени особое внимание традиционно уделяется проблеме складывания абсолютной монархии и аппарата государства Нового времени. Центральное место занимают исследования Великих географических открытий, системы управления колониями, новых принципов международных отношений, изгнания морисков и т. д. (А. Домингес Ортис и др.). Неизменным вниманием пользуется история культуры (Х. А. Мараваль, М. Батайон и др.). Помимо университетских центров, изучение медиевистики поддерживает Высший совет научных исследований Испании.
Становление медиевистики как научной дисциплины в Дании и Норвегии связано с трудами Арни Магнуссона (1663-1730 годы) и Я. Лангебека (1710-1775 годы), заложившими основы скандинавского источниковедения, а также с первой «Историей Норвежского государства» («Norges Riiges Historie», bd 1-3, 1771-1781 годы) Г. Шёнинга. В 1767 году в городе Тронхейм создано Королевское норвежское общество учёных, ставшее центром исторических исследований. В 1772 году для изучения средневековых рукописей, перевезённых Арни Магнуссоном из Исландии в Данию, в Копенгагене создано Арнемагнеанское собрание, которое впоследствии легло в основу фонда Арнемагнеанского института (1956 год) при Копенгагенском университете.
В трудах представителей датской школы М. (Л. Хольберг, К. Эрслев, А. Худе) изучалось общественно-политической устройство средневековой Дании. В XX веке исследовались проблемы истории датского крестьянства и средневекового датского землевладения (Э. Аруп), средневековой датской экономики и поземельных отношений (Э. Ульсиг), политической и социальной истории, истории права (А. Э. Кристенсен, П. Йоргенсен, О. Фенгер, П. Андерсен, М. Гельтинг, М. Кремер).
В начале XIX века сформировались национальные школы медиевистики в Норвегии (П. А. Мунк, Р. Кейсер, Г. Сторм, Э. Херцберг, А. Тарангер, Э. Сарс). В XX веке внимание историков-медиевистов сосредоточилось на социально-экономической истории (Х. Кут, Э. Бюлль, А. Хольмсен, Т. Иверсен), истории средневекового норвежского права, политических институтов и учений (К. Хелле, С. Багге, П. Нурсенг, С. Имсен). Крупнейшее современное норвежское научное учреждение — Центр по изучению средних веков при университете Бергена; основные направления исследований — христианизация Скандинавии, история скандинавского права, история книги.
В Швеции первым профессиональным медиевистом был С. Лагербринг (1707-1787 годы). Развитие медиевистики в XIX веке связано с именами Э. Г. Гейера, К. Г. Стюффе и Ф. Ф. Карлсона. Ведущим научным центром медиевистики первоначально было Шведское историческое общество (1880 год), в XX веке — университет в Лунде. Изучались общество эпохи викингов (С. Булин, Х. Арбман), социальный строй средневековой Швеции (К. Лёфквист, Я. Э. Альмквист, Э. Лёнрот, С. А. Нильсон), рунология (О. фон Фрисен, С. Б. Янсон), средневековая археология (Т. Арне, Б. Нерман, В. Хольмквист, Х. Арбман). В конце XX — начале XXI веков в центре внимания шведских медиевистов оказались проблемы развития властных институтов, форм собственности на землю (Ё. Дальбек), урбанистика, история торговли (Е. Эстберг) и средневекового шведского права (Э. Шёхольм). Возрастает роль историко-философских отделений гуманитарных факультетов университетов в Уппсале, Лунде, Стокгольме, Гётеборге, Умео.
Главным центром медиевистики в Исландии является Арнемагнеанское собрание в Рейкьявике (с 1971 года). Ведутся исследования по политической истории Исландии, Церкви, норвежскому влиянию в Исландии (Йон Видар Сигюрдссон).
Польская медиевистика представлена научными школами университетов Варшавы, Кракова, Торуни, Познани, Лодзи, Вроцлава. Значимые труды по истории Средиземноморья написаны медиевистом Маловистом, по истории «варварского мира» — К. Модзелевским, по истории власти в Западной Европе — С. Пекарчиком и В. Фальковским.
Начало научному историописанию в Венгрии было положено в XVII веке трудами учёных, систематизировавших и критически обработавших материал источников по венгерской истории (Д. Праем, М. Д. Ковачич и др.). К числу выдающихся медиевистов конца XIX — первой половины XX веков относятся М. Хорват, Б. Хоман и др. Медиевистика второй половины XX века представлена именами Д. Кришто (ранняя этнополитическая история Венгрии), Е. Сюча (история политической элиты), Ф. Сакая (Венгрия эпохи турецких войн). Центры венгерской медиевистики: Научно-исследовательский институт истории Венгерской Академии наук, университеты Будапешта, Дебрецена, Печа, Сегеда.
Существенный вклад в изучение истории Придунавья и Причерноморья внесла румынская медиевистика (Н. Йорга, Г. Брэтиану, Ш. Папакостя, Ш. Андрееску и др.) с центрами в университетах Бухареста, Клужа, Ясс, Институте истории «Николае Йорга» Румынской Академии наук.
Медиевисты Израиля исследуют вопросы истории Восточного Средиземноморья, средневековой торговли (Э. Аштор, Д. Якоби, Б. Арбель), евреев в средние века (Я. Кац, Ш. Гойтейн, М. Бен-Сассон и др.).
Отечественная медиевистика
Формирование медиевистики как специальной области научного знания и преподавания в отечественно науке началось на рубеже 1830-1840-х годов в Московском университете, позднее в университетах Санкт-Петербурга, Харькова, Киева и Казани. Интерес в обществе к истории в целом и истории Западной Европы в частности стимулировался политическоц ситуацией, кризисом феодально-крепостнической системы, поисками ответов на вопросы о судьбах крестьянства и роли самодержавия.
Отечественная медиевистика развивалась в рамках общеевропейской научной традиции, сохраняя своеобразие национальной школы. Первый русский медиевист Т. Н. Грановский и его ученики (П. Н. Кудрявцев, С. В. Ешевский) работали в рамках распространённого в Европе политико-правового направления в изучении истории, при этом во многом предвосхитили набиравший силу позитивизм. Представителей школы Грановского отличали признание за историей назначения науки, раскрывающей закономерности внутреннего развития общества, внимание к источникам и методике работы с ними, попытки комплексного видения исторического процесса с интересом как к материальным, так и духовным формам общественной жизни, а также намерение применить «социальный подход» к политической и духовной истории.
Позитивистское направление в отечественной медиевистике имело особый успех в области социально-экономической истории, которая со второй половины 1870-х годов заняла ведущее положение. С социально-экономическими исследованиями связаны самые значительные достижения дореволюционной отечественной медиевистики, получившей в конце XIX века международное признание. К старшему поколению представителей этого направления принадлежали воспитанники и профессора Московского университета Н. И. Кареев, П. Г. Виноградов, М. М. Ковалевский, Д. М. Петрушевский, выпускник Киевского университета И. В. Лучицкий. Отечественные медиевисты разрабатывали общинную теорию, особенностями которой были отказ от чисто юридического толкования проблемы происхождения общины и признание примата производственного фактора в этом процессе, гибкое решение вопроса о роли и соотношении общины и вотчины. Специалисты по социально-экономической истории также интересовались средневековой политической историей, чему способствовала острота политической борьбы в России накануне и после Революции 1905-1907 годов. В контексте новаторских в то время попыток сопряжения политической и социальной истории исследовались общественный строй Англии в XIII-XV веках, происхождение сословной монархии, социальная природа реформационного движения во Франции.
Отечественным медиевистам принадлежат труды по истории альбигойцев и их времени (профессор Казанского университета Н. А. Осокин), славяно-германских отношений и колонизации Мекленбурга (Д. Н. Егоров), средневековой Церкви (В. В. Болотов, А. П. Лебедев, И. И. Соколов, протоиерей Г. Флоровский и др.).
Кризис в области гуманитарных и естественных знаний конца XIX — начала XX веков не приобрёл в российской медиевистике масштабных форм; его проявления отразились, в частности, в творчестве младших представителей социально-экономического направления (Д. М. Петрушевский, А. Н. Савин и др.), знакомых с марксизмом или даже испытавших его влияние, но не принимавших его монизма, в увлечении модными тогда релятивистскими идеями, теорией «исторического круговорота».
В 1890-х годах в отечественной медиевистике оформилось культурно-историческое направление. Деятельность его основных представителей — И. М. Гревса, О. А. Добиаш-Рождественской и особенно Л. П. Карсавина — была связана с Санкт-Петербургом. В Московском университете оно было представлено учеником П. Н. Кудрявцева — В. И. Герье. Эту группу исследователей отличало особое внимание к религиозным переживаниям личности и проблемам социальной психологии. Профессор Новороссийского университета (Одесса) П. М. Бицилли впервые в России начал исследовать категории средневековой культуры. Рационалистический подход к изучению культуры Возрождения предложили медиевисты С. Корелин и Р. Ю. Виппер, занимавшийся также историей христианства и реформационного движения.
Октябрьская революция 1917 года открыла новый период развития отечественной медиевистики. Многие выдающиеся медиевисты покинули страну. Некоторые из них, например Л. П. Карсавин, П. М. Бицилли и исследователь итальянских коммун Н. П. Оттокар, стали профессорами западных университетов, основателями научных школ. В 1920-х годах марксизм утвердился в качестве монопольной официальной методологии отечественной исторической науки. Многих учёных постигли тяжёлые испытания: «проработки» с осуждением научных позиций, увольнение с работы, вынужденная эмиграция. Некоторые были расстреляны или погибли в лагерях. От репрессий пострадали: в Петрограде — И. М. Гревс, О. А. Добиаш-Рождественская, О. Л. Вайнштейн, Н. Н. Розенталь, В. Н. Бенешевич; в Москве — Д. М. Петрушевский, В. М. Лавровский, А. И. Неусыхин, Ф. А. Коган-Бернштейн, А. Э. Штекли.
Жёсткие идеологические императивы в методологии определяли объект и манеру исследования, создавая веру в авторитеты и формируя неоправданный критицизм по отношению к западным и дореволюционным «буржуазным» трудам. Последнее, в свою очередь, вело к изоляции отечественной науки. Вместе с тем политизиров. идеология не могла воспрепятствовать развитию науки. В силу самого объекта исследования медиевистика не была полностью изолирована от мирового исторического знания (что не решало проблему его адекватного восприятия). Предмет изучения медиевистики, необходимость высокого уровня профессиональной подготовки затрудняли научную спекуляцию; хронологическую отдалённость сюжетов, являвшихся предметом медиевистики, в определённой степени уводила учёных от острых коллизий политической борьбы.
Распространение марксизма в 1920-х — начале 1930-х годов имело следствием утверждение вульгарно-социологического подхода к истории вместе с его издержками — выделением классовой борьбы в качестве доминанты и недооценкой докапиталистических обществ как «неактуальных» для научных исследований. Ситуацию осложняла ломка организационной структуры науки и образования. Историю средних веков перестали преподавать на историко-филологическом факультете МГУ, на сменившем его факультете общественных наук (ФОН, 1919-1925 годы) и позднее на этнологическом факультете (1925-1931 медиевистикы). В 1931-1934 годах гуманитарные факультеты были исключены из МГУ — работавшие там историки-медиевисты объединены в Московском институте истории, философии и литературы (МИФЛИ), просуществовавшем до 1941 года, а также в созданной на базе университета Российской ассоциации научно-исследовательских институтов общественных наук (РАНИОН, 1924-1929 годы).
Постановление ЦК ВКП(б) и СНК СССР 1934 о преподавании гражд. истории восстановило М. в ун-тах Москвы, Ленинграда, Горького, где были основаны специализир. кафедры истории средних веков. Методич., науч.-исследоват. центрами, а также важнейшими школами подготовки кадров отеч. медиевистов стали кафедры средних веков в МГУ и ЛГУ. Сотрудниками этих кафедр были крупнейшие отеч. учёные – Е. А. Косминский, С. Д. Сказкин, Н. П. Грацианский, А. И. Удальцова, В. В. Стоклицкая-Терешкович, М. М. Смирин, А. И. Неусыхин (МГУ); М. В. Левченко, М. А. Гуковский, О. А. Добиаш-Рождественская, А. Д. Люблинская, В. И. Рутенбург (ЛГУ). Профессора университетов поддерживали традиционно тесные связи со внёсшими большой вклад в отеч. М. учёными Ин-та истории АН СССР. М. стала успешно развиваться в Моск. гос. педагогич. ин-те им. Ленина (Н. П. Грацианский, В. Ф. Семёнов и др.), в Горьковском (С. И. Архангельский), Уральском (М. Я. Сюзюмов), Томском (А. И. Данилов) и др. ун-тах. Со 2-й пол. 1930-х гг. и до кон. 1960-х гг. исследования в области социально-экономич. истории оставались приоритетными, что объяснялось задачами разработки марксистской концепции феодализма и критич. отношением к историографии 19 – нач. 20 вв. с её представлениями о феодализме как о системе политич. отношений.
В первые послевоенные десятилетия исключит. роль в разработке теории генезиса феодализма сыграл А. И. Неусыхин. Характеристика воссозданной им по источникам «др.-герм. общины» и выделение «дофеодального периода» как особого этапа в развитии первобытно-общинного строя по своему значению вышли за рамки зап.-европ. истории. С сер. 1950-х гг. и до 1970-х гг. тема генезиса феодализма изучалась на материале остготской Италии и Византии (З. В. Удальцова), вестготской Испании (А. Р. Корсунский). Продолжились исследования по истории ср.-век. Германии (Л. Т. Мильская, А. И. Данилов), Англии и Норвегии (М. А. Барг, А. Я. Гуревич, К. Ф. Савело). Эти исследования подготовили выработку отеч. учёными типологич. модели генезиса феодализма, компонентами которой были названы: наличие или отсутствие синтеза рим. и варварского начал, характер этого синтеза, уровень развития варварских племён, продолжительность взаимодействия и др. Используя эту модель, Е. В. Гутнова и Удальцова разработали типологич. картину процесса феодализации на всей территории Европы.
В трудах Е. А. Косминского и С. Д. Сказкина продолжалось изучение общины и вотчины в условиях товарно-денежных отношений. В 1940–60-х гг. возобновилось исследование истории 16–17 вв.; были созданы труды по социально-политич. истории Франции (Б. Ф. Поршнев и А. Д. Люблинская), социально- экономич. и политич. истории Англии (С. И. Архангельский, В. Ф. Семёнов) и Германии (М. М. Смирин). Началось изучение крестовых походов (М. А. Заборов). Большой вклад в развитие М. в целом вносило византиноведение.
Картину социально-экономич. истории ср.-век. общества дополнили труды исследователей гор. истории, заложившие основы отеч. урбанистики. Инициатива и исключит. роль в оформлении её в качестве спец. направления принадлежала В. В. Стоклицкой-Терешкович (МГУ), которая стремилась раскрыть феод. природу города, исследовав его возникновение, организацию ремесла, специфику гор. сословия.
В 1960–80-х гг. заметно расширились географич. ареал и тематика М. Изучалась история раннесредневекового города (А. А. Сванидзе, Я. А. Левицкий и др.), появились труды по истории города и деревни в Италии (Л. А. Котельникова, В. И. Рутенбург, А. Д. Ролова, М. Л. Абрамсон, В. В. Самаркин и др.), Германии (В. Е. Майер), Франции (Ю. Л. Бессмертный, Я. Д. Серовайский), Англии (Я. А. Левицкий, А. А. Кириллова, Л. П. Репина), Ирландии (Т. С. Осипова, Ю. М. Сапрыкин), Испании (О. И. Варьяш, С. Д. Червонов). В Саратовском ун-те С. М. Стам возглавил науч. центр урбанистики (с 1968 издаётся ежегодник «Средневековый город»), в Горьком появился центр по изучению истории Средиземноморья и Англии (Н. П. Соколов, Е. В. Кузнецов). Органич. частью социально-экономич. исследований стали разработки темы товарного произ-ва и генезиса капитализма (М. М. Смирин, В. И. Рутенбург, А. Н. Чистозвонов и др.). В. П. Шушарин и Т. П. Гусарова начали изучение венгерского, Л. Е. Семёнова – рум. Средневековья. Утвердилась важная особенность нац. школы медиевистов (которая отличает отеч. М. и сегодня) – разнообразие страноведч. специализации.
Тенденция к изучению преим. социально-экономич. истории была в известной мере уравновешена оформлением направления политич. и гос. истории. Историю государства раннего Средневековья всесторонне исследовал А. Р. Корсунский. Традицию изучения сословной монархии на англ. материале возродила Е. В. Гутнова. Сложились школы по изучению абсолютной монархии на англ., франц. и исп. материале (С. Д. Сказкин, В. В. Штокмар, А. Д. Люблинская, Б. Ф. Поршнев, А. Н. Чистозвонов, В. Н. Малов и др.). Была начата разработка темы сословной монархии на франц. материале с акцентировкой социальной природы этой формы государства (Н. А. Хачатурян). Исследованием политич. организации Священной Рим. империи занимался Н. Ф. Колесницкий.
Кафедра ЛГУ (М. А. Гуковский, А. И. Хоментовская, Г. Л. Курбатов, А. Н. Немилов) сохранила и преумножила дореволюционные традиции в области культурной и духовной истории Средневековья. В Москве при содействии С. Д. Сказкина науч. центром по изучению культуры Возрождения стала кафедра МГУ. Ученице Сказкина – Н. А. Сидоровой принадлежало исследование специфики гор. культуры Франции и творчества П. Абеляра. Важную часть исследований духовной жизни ср.-век. общества составили работы, посвящённые движениям, оппозиционным католич. Церкви (ересям) в эпоху классич. Средневековья, и реформационным движениям в его поздний период (С. Д. Сказкин, В. В. Самаркин, В. Л. Керов, Б. Я. Рамм, М. М. Смирин). В трудах Е. В. Гутновой и Ю. М. Сапрыкина поднимались проблемы крестьянского сознания и идеологии. Большой вклад в изучение социальной психологии и ментальности ср.-век. общества, его нар. культуры и господствующих представлений внёс А. Я. Гуревич. Сложилось целое направление по изучению истории культуры европ. Возрождения (Л. М. Брагина, М. Л. Абрамсон, А. Х. Горфункель, Л. М. Баткин, А. Э. Штекли, В. М. Володарский, О. Ф. Кудрявцев, М. А. Юсим, Н. В. Ревякина, С. М. Стам, Н. И. Девятайкина, И. Я. Эльфонд, И. А. Краснова).
Неск. изданий университетского учебника по истории средних веков, созданных при участии Е. А. Косминского, С. Д. Сказкина и др., отразили процесс развития науки и заложили фундамент преподавания этой дисциплины в ун-тах. Задачи преподавания М. обусловили исследования историографии (О. Л. Вайнштейн, Е. А. Косминский, Е. В. Гутнова, З. В. Удальцова, Г. Л. Курбатов, М. В. Алпатов, А. И. Данилов, Б. Г. Могильницкий). Ученик А. И. Неусыхина – Данилов основал центр по изучению историографии в Казанском и Томском ун-тах.
Важный вклад в развитие вспомогат. дисциплин и публикацию источников внесли кафедра ЛГУ и Ленингр. отделение Ин-та истории АН СССР (труды О. А. Добиаш-Рождественской, А. Д. Люблинской, Е. Ч. Скржинской, В. И. Рутенбурга, Л. И. Киселёвой, В. И. Мажуги).
С кон. 1950-х – 1960-х гг. в отеч. М. происходил постепенный отказ от огульной критики зарубежной историографии, связанной с представлением об общем кризисе «буржуазной» науки. С сер. 1950-х гг. возродились контакты сов. и зарубежных учёных (участие в междунар. конгрессах в Риме, Стокгольме, Вене, Москве, организация проблемных конференций, восстановление практики командировок для работы в зарубежных архивах и науч. центрах, публикации отеч. учёных в зарубежных изданиях). На иностр. языки были переведены труды Е. А. Косминского, М. М. Смирина, А. И. Неусыхина, Б. Ф. Поршнева, позднее – Л. А. Котельниковой, А. Д. Люблинской, А. Я. Гуревича, С. П. Карпова и др., а также первый в послевоенный период коллективный обобщающий труд, отразивший марксистскую концепцию истории зап. Средневековья, – «Всемирная история» (т. 3–4, 1957–58).
Важным явлением в развитии науки в 1940–60-х гг. стали дискуссии о феод. собственности и месте внеэкономич. принуждения в системе феод. отношений, о природе ср.-век. города, товарного произ-ва и роли последнего в генезисе капитализма; о роли классовой борьбы, природе Возрождения и гуманизма, Реформации и Крестьянской войны 1524–1525 в Германии. Под знаком «охранительных» тенденций прошли дискуссии на рубеже 1960–70-х гг. о генезисе и природе феодализма, в ходе которых резкой критике подверглись М. А. Барг, А. Я. Гуревич, Ю. Л. Бессмертный.
Преодоление постепенно наступающего кризиса в М. было связано с политич. изменениями в стране, периодом «оттепели» и особенно с политикой перестройки. С обретением наукой свободы выбора методологии в нач. 1990-х гг. был положен конец монополии марксизма. В условиях отхода от идеологич. диктата, жёсткого администрирования и поощрения науч. инициативы произошёл очевидный рост исследоват. и издат. активности, резко выросло количество переводов на рус. яз. источников и иностр. науч. лит-ры.
В отеч. М. с нач. 1990-х гг. выделяется неск. осн. исследоват. направлений. Изучение духовной жизни и культуры ср.-век. общества представлено многочисл. науч. центрами и группами в рамках Ин-та всеобщей истории РАН (ИВИ РАН), столичных и региональных ун-тов: науч. центр под рук. А. Я. Гуревича и его преемников; группа по изучению культуры Возрождения (Л. М. Брагина), группа по изучению микроистории (Ю. Л. Бессмертный, М. А. Бойцов) со своими печатными изданиями, науч. группа «Власть и общество» (Н. А. Хачатурян), центр интеллектуальной истории (Л. П. Репина).
Организация науч. усилий специалистов в области политич. истории способствовала преодолению свойственной сов. М. недооценки роли политич. фактора в обществ. развитии, а также заметному обновлению тематики: изучение проблемы «властвования» в её социологич. и культурно-историч. аспекте, репрезентации и сакральной природы власти, эволюции природы власти и государства (Н. А. Хачатурян, О. В. Дмитриева, Т. П. Гусарова, О. С. Воскобойников в МГУ, Ю. П. Малинин, С. Е. Фёдоров, А. Ю. Прокопьев в С.-Петерб. гос. ун-те, С. К. Цатурова в ИВИ РАН). Предметом исследований М. А. Бойцова стал политич. символизм Средневековья.
Системный анализ периода перехода от античности к Средневековью представлен в монографии И. С. Филиппова о юж. областях Франции («Средиземноморская Франция в раннее средневековье: Проблема становления феодализма», 2000). В центре внимания И. С. Филиппова, а также М. В. Винокуровой, автора монографии, посвящённой Англии позднего Средневековья («Мир английского манора», 2004), – мало изучаемые в совр. отеч. М. проблемы земельной собственности и судеб деревни.
Важное направление отеч. М. – история экономич. связей, торговли и торговых факторий, ср.-век. колонизации. Исследования в этой области осуществляет группа учёных под рук. С. П. Карпова, ведущих комплексное изучение истории регионов Средиземного и Чёрного морей как важной контактной зоны Востока, Зап. и Вост. Европы. Большое внимание уделяется разработке вопросов истории мореплавания, финансов и нотариата, денежного обращения в Средневековье. Принципиально новым является системное привлечение материалов зарубежных (прежде всего итальянских) архивов и составление обширных баз данных источников. Печатный орган этого направления – периодич. издание «Причерноморье в средние века» (с 1991, М.; СПб.).
Направление социальной истории характеризует существенное углубление картины социальной структуры общества и её эволюции с интересом к сословной стратификации, ремесленной, парламентской и университетской корпорациям, малым группам и общностям, истории повседневности (Н. А. Хачатурян, С. К. Цатурова, С. Е. Фёдоров, А. Ю. Прокопьев, В. А. Ведюшкин, Т. П. Гусарова и др.). Значит. вклад в изучение социальной и институциональной истории Франции 16 в. внесли труды П. Ю. Уварова.
В области урбанистики особое внимание уделяется цивилизационному контексту в истории города и раннему городу (А. А. Сванидзе, А. Л. Ястребицкая, Е. Н. Кириллова). В разл. аспектах изучаются междунар. отношения в период Средневековья: история крестовых походов и государств крестоносцев на Востоке (С. П. Карпов, С. И. Лучицкая, С. В. Близнюк), Столетняя война 1337–1453 (В. И. Райцес, Н. И. Басовская, О. И. Тогоева и др.), внешняя политика государств позднего Средневековья и раннего Нового времени (Ю. Е. Ивонин, О. В. Дмитриева и др.).
Важные исследования истории Сканд. стран провели А. Я. Гуревич, А. А. Сванидзе, Е. А. Мельникова и др., Вел. переселения народов – В. П. Буданова, истории культуры Италии – В. И. Уколова, О. Ф. Кудрявцев и М. А. Юсим. Свидетельством обновления отеч. М. является возрождение интереса к религ. и церковной истории [С. Л. Плешкова, Г. М. Прохоров, митр. Иларион (Алфеев), Н. Ф. Усков и др.], истории права (И. С. Филиппов, О. И. Варьяш, И. И. Шилова-Варьяш и др.). Гендерные исследования в области М. проводит группа под рук. Л. П. Репиной. Ср.-век. геральдика стала объектом спец. исследований А. П. Черных, В. А. Антонова и др.
Большое внимание отеч. медиевисты уделяют «россике» – изучению материалов по истории нашей страны, хранящихся в зарубежных архивах и библиотеках. Важных результатов в этой области достигли Б. Н. Флоря, А. В. Назаренко, С. П. Карпов, Е. А. Мельникова, А. В. Подосинов, Т. Н. Джаксон, И. Г. Коновалова, О. Ф. Кудрявцев.
Происходящие изменения в исследовательской методике и природе изучаемых источников ведут к существенному расширению архивной базы, более интенсивному использованию информатики, данных спец. историч. дисциплин, памятников иск-ва, применению текстологич. анализа с использованием достижений филологич. наук.
Крупные школы отеч. М. созданы в академич. ин-тах истории Москвы, С.-Петербурга, Новосибирска, в МГУ, С.-Петерб. гос. ун-те, РГГУ, Моск. гос. открытом педагогич. ун-те (ныне Моск. гос. гуманитарный ун-т); в Воронеже, Екатеринбурге, Ижевске, Иванове, Нижнем Новгороде, Самаре, Саратове, Смоленске, Ставрополе, Томске, Тюмени.
Силами гл. обр. кафедры Моск. ун-та под ред. С. П. Карпова опубликовано 6 изданий университетского учебника по истории средних веков (1997–2008). Под ред. Л. М. Брагиной создан первый в стране учебник по культуре Возрождения 16 в. («История культуры стран Западной Европы в эпоху Возрождения», 1999). В 2003 под ред. А. Я. Гуревича опубликован «Словарь средневековой культуры».
Органом, координирующим исследования отеч. медиевистов, является издание «Средние века» [М.; ответственные редакторы: А. Д. Удальцов (1942), Е. А. Косминский (1946–59), С. Д. Сказкин (1959–73), А. И. Данилов (1975–82), В. И. Рутенбург (1983–89), А. А. Сванидзе (1990–2007), П. Ю. Уваров (с 2007)]. Проблемам М. уделяется большое внимание в академич. изданиях «Вспомогательные исторические дисциплины» (с 1968, Л.), «Археографический ежегодник» (с 1958, М.), «Одиссей: Человек в истории» (с 1989, М.), «Казус: Индивидуальное и уникальное в истории» (с 1997, М.), «Диалог со временем: Альманах интеллектуальной истории» (с 1999, М.), «Адам и Ева: Альманах гендерной истории» (с 2001, М.), а также в многочисл. «Вестниках», трудах ун-тов, на сайтах науч. школ и др.
Дополнительная литература:
Вайнштейн О.Л. Историография средних веков. М.; Л., 1940;
Вайнштейн О.Л. История советской медиевистики. Л., 1968;
Средние века. М., 1942–2010–. Т. 1–71;
Косминский Е.А. Историография средних веков. V – середина XIX в. М.; Л., 1963;
Гутнова Е.В. Историография истории средних веков. 2-е изд. М., 1985.
Источник