ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР
ИСТОРИЧЕСКИЙ ЖАНР — жанр изобразительного искусства, посвящённый историческим событиям и деятелям.
Обращённый в основном к прошлому, исторический жанр включает также изображения недавних событий, историческое значение которых признано современниками. Значимость запечатлённого события позволяет разграничивать собственно исторический жанр и произведения на исторические темы, близкие бытовому жанру.
Основные виды произведений исторического жанра — исторические картины, росписи, рельефы, монументальная и станковая скульптура, миниатюра, книжная и станковая графика. Исторический жанр часто переплетается с др. жанрами: портретом (изображения деятелей прошлого, портретно-исторической композиции), пейзажем («исторический пейзаж»). Особенно тесно с историческим жанром смыкается батальный жанр — в тех случаях, когда раскрывается исторический смысл военных событий. Изображаемые реальные исторические события насыщались мифологическими, библейскими, аллегорическими персонажами, получали легендарное истолкование. Эволюция исторического жанра обусловлена не только сменой художественных стилей, но и развитием исторических воззрений, социально-политических взглядов, а периоды его подъёма связаны с усилением социальных, национальных и государственных конфликтов, возникновением новых общественных движений.
Истоки исторического жанра восходят к глубокой древности, когда воспоминания о реальных исторических событиях (войнах, переселениях племён, формировании народов, гocударств и др.) соединялись с фольклорным вымыслом и мифами. К произведениям исторического жанра можно отнести священные изображения, связанные с культом предков, размещённые в святилищах — гробницах и храмах. В Древнем Египте и Месопотамии исторические события изображались либо в условных символических композициях (апофеоз военных побед монарха, передача ему власти божеством и т. п.), либо в циклах, повествующих гл. обр. о подвигах правителя и его войска (рельефы или росписи на темы битв, походов, осад городов, путешествий и т. п.).
В Древней Греции представления об исторических событиях, как правило, воплощались в мифологических темах и образах, но известны и обобщённо-идеальные изображения реальных исторических сцен и героев (группа «Тираноубийцы» работы Крития и Несиота, 477-476 годы до н. э.). С распадом мифологического мировоззрения и формированием искусства портрета стало возможным и изображение недавнего исторического события с реальными героями (картина греческого живописца Филоксена из Эретрии со сценой битвы Александра Македонского с Дарием при Иссе, IV-III века до н. э.; известна по римской мозаичной копии II века до н. э., Национальный археологический музей, Неаполь).
Идеи могущества гocударства и культ императоров нашли выражение в древнеримском историческом рельефах со сценами военных триумфов (рельефы арки Тита в Риме, 81 год н. э.) и в документально-повествовательных фризах с эпизодами военных походов (колонна Траяна в Риме, 111-114 годы). В средневековой Европе исторические сюжеты широко представлены в миниатюрах хроник и кодексов, мозаиках и витражах, в произведениях декоративно-прикладного искусства (эпизоды нормандского завоевания Англии 1066 год, запечатлённые на т. н. Ковре из Байё, около 1080 года, Музей королевы Матильды, Байё).
Изображения историко-батального и историко-бытового характера часто встречаются в древнем и средневековом искусстве Азии. В Древнем Китае с яркими подробностями изображались битвы и походы (рельефы гробницы семьи У в провинции Шаньдун, эпоха Хань, 147-163 годы; свиток «Властелины разных династий» Янь Либэня, эпоха Тан, VII век, и др.). Историко-бытовые сюжеты появляются с XI-XII веков в японской живописи, с XV-XVI веков в миниатюрах Ирана, Индии (могольская миниатюра XVI-XVII веков), Средней Азии и др. Черты исторические действительности отражаются преимущественно в мифологической форме в средневековых росписях и рельефах Индии, стран Юго-Восточной Азии.
Собственно исторический жанр начал складываться в эпоху Возрождения в Европе. Культура гуманизма, пробуждение интереса к историческим знаниям способствовали укреплению представления об эпизодах Священного Писания как фактах общечеловеческой истории. «Богословские» сюжеты в эту эпоху были дополнены обращением к античной мифологии, а также литературными сюжетами, почерпнутыми не только из древних (Гомер, Овидий, Вергилий), но и современных (Данте, А. Полициано и др.) авторов. Картины на литературные и мифологические сюжеты современники называли «историями» и «поэзиями». Создавались и изображения на темы актуальных современных событий, служившие уже в XIV веке средством пропаганды новых общественных идей. В XV — начале XVI веков выполнялись стенные росписи и картины с изображением битв (П. Уччелло), торжественных событий современной жизни, развёртывающихся на фоне реальных архитектурных фонов и интерьеров (Мелоццо да Форли, Джентиле Беллини, Б. Пинтуриккьо, В. Карпаччо, Д. Гирландайо и др.); нередко они включались в композиции на религиозные сюжеты. А. Мантенья и Пьеро делла Франческа обращались к событиям античной истории как к героическому идеалу, образцу для современности. Создавались и собственно исторические композиции, трактованные в идеально-обобщённом, вневременном плане (несохранившиеся батальные картоны Леонардо да Винчи и Микеланджело). В работах мастеров Позднего Возрождения находят место подробное, документально точное отражение современного быта (П. Веронезе), представления о людской массе как об одном из главных героев исторических событий (Я. Тинторетто). Известны и анонимные картины XVI века с острыми историческими сюжетами («Казнь Савонаролы» и др.). В искусстве Северного Возрождения отражение современных исторических событий обнаруживается в миниатюрах Ж. Фуке и С. Мармиона, в мемориальной пластике (рельефы гробницы Франциска I, скульптор П. Бонтан, 1551-1556 годы, церковь аббатства Сен-Дени, Париж); в живописи П. Брейгеля Старшего. К античной теме обращался А. Альтдорфер.
В XVII-XVIII веках академизм и классицизм выдвинули исторический жанр на первый план, утвердив представления о нём как о «высоком» жанре, включающем религиозные, мифологические и собственно исторические сюжеты. Оформился и тип торжественной, идеально-обобщённой по построению многофигурной исторической картины. Собственно исторические сюжеты получали условное, декоративное воплощение у болонских академистов XVII века (Доменикино и др.), в картинах С. Розы. Помпезные историко-аллегорические композиции представляли монархов в облике античных полководцев (Ш. Лебрен и П. Миньяр). Однако важнейшие искания, наметившие будущие пути исторического жанра, связаны с творчеством крупнейших художников XVII века — Н. Пуссена, Д. Веласкеса, П. П. Рубенса, Рембрандта. В скульптуре XVII-XVIII веков историческая тематика была представлена рельефами П. Пюже, памятниками и надгробиями с портретными и аллегорическими фигурами (Ф. Жирардон, А. Куазевокс, Ж. Б. Пигаль).
Для искусства XVIII века в Италии характерны эффектные монументально-декоративные решения исторических тем (Дж. Б. Тьеполо). В эпоху Просвещения возрастает идеологически-воспитательное значение исторического жанра. Поступки древних и современных героев воспринимаются как образцы высокой общественной морали. Успехи археологии, интерес к истории культуры влекут за собой требование натуральности, исторической точности деталей. Получает широкое развитие жанр исторического портрета (скульптура Ж. А. Гудона во Франции, живопись Дж. Рейнолдса в Великобритании и др.). Накануне Французской революции XVIII века мужественно-строгие картины крупнейшего мастера классицизма Ж. Л. Давида, изображающие героев республиканского Рима, стали воплощением идей борьбы с тиранией, подвига во имя гражданского долга; в годы революции он в героически-приподнятых образах представил её реальные события. Дальнейший ход французской истории определил культ отважного воина, полководца, сильной личности, прославление Наполеона Бонапарта и его армии (картины Давида, А. Ж. Гро).
События современной истории нашли отражение в историческом жанре в начале XIX века.: коронационные торжества во Франции (картины Ж. Л. Давида), драматизм революционных битв и сопротивление народов наполеоновской агрессии и др. (живопись и графика Ф. Гойи). В историческом жанре проявилось свойственное романтизму осознание равнозначности истории и современности. Французские романтики Т. Жерико, Э.Делакруа, А. Г. Декан насытили исторический жанр эмоциональным восприятием исторических и современных общественных конфликтов. В композициях Ф. Рюда и О.Домье на темы революционных событий жизненно выразительны и аллегорические фигуры, и типические образы народных героев.
С подъёмом национально-освободительного движения в середине XIX века связано развитие исторического жанра в Бельгии (Г. Вапперс, Л. Галле), Италии (Ф. Айец, скульптор В. Вела), Испании (Э. Росалес, А. Хисберт, скульптор А. Маринас Гарсия), Чехии (Й. Манес), Венгрии (В. Мадарас), Польше (П. Михаловский), Румынии (К. Д. Розенталь). В Германии к сюжетам национальной истории обращались Ю. Шнорр фон Каросфельд, П. фон Корнелиус, К. Ф. Лессинг, В. фон Каульбах; сентиментальные сцены рыцарской эпохи создавали художники дюссельдорфской школы, свой исторический и эстетический идеал в средневековом прошлом искали назарейцы. Исторический жанр позднего классицизма во Франции, ограничивавшийся античными сюжетами (Ж. О. Д. Энгр), сменился салонно-академическими псевдоисторическими композициями (картины П. Делароша, Т. Кутюра и др.). В Великобритании популярностью пользовались картины на исторические темы Л. Альма-Тадемы и прерафаэлитов.
Вместе с тем в середине XIX века обращение к Историческому жанру представителей реалистичного направления обусловило распространение небольших историко-бытовых картин, где в точных деталях воссоздавались повседневная жизнь и «колорит эпохи» (Э. Мейссонье во Франции, X. Лейс в Бельгии, М. фон Швинд в Австрии). Новый тип исторической картины создал А. фон Менцель (Германия), воскрешавший характеры и нравы времени Фридриха II. Во 2-й половине XIX века идеи национального возрождения воплощались в произведениях исторического жанра в Польше (Я. Матейко), Чехии (М. Алеш, Я. Чермак), Румынии (Т. Аман), Венгрии (М. Мункачи).
К конце XIX века в историческом жанре наметился поворот к символико-обобщённым образам (героическая композиция французского скульптора О. Родена «Граждане Кале», 1885-1889 годы). Вневременная символика и стилизация характерны для исторической живописи П. Пюви де Шаванна (Франция), Х. фон Маре (Германия), А. Бёклина и Ф. Ходлера (Швейцария), Э. Бёрн-Джонса (Великобритания), эскизов витражей С. Выспяньского (Польша). В скульптуре начала XX века получил широкое распространение жанр исторического портрета (работы Родена, также И. Мештровича в Хорватии, Й. В. Мысльбека, Л. Я. Шалоуна в Чехии, К. Дуниковского в Польше и др.). «Классический» импрессионизм избегал любой сюжетности, однако к историческому жанру обращались Э. Дега (в раннем творчестве) и Э. Мане («Казнь императора Максимилиана», 1867 год, Кунстхалле, Мангейм).
Социальные движения XX века нашли отражение в историко-революционной живописи, скульптуре, графике разных стран мира (К. Кольвиц, Ф. Кремер в Германии, Ф. Мазерель в Бельгии, Р. Гуттузо в Италии). Многие художники XX века придают своим историческим произведениям современное политическое звучание, прибегают к острой трагической экспрессии (антифашистские работы немецких художников О. Дикса, Г. Гроса, X. Грундига; фрески мексиканских художников Д. Риверы, Д. А. Сикейроса, X. К. Ороско). Наряду со сложными условно-символическими формами («Герника» П. Пикассо, 1937 год) появляются произведения, тяготеющие к политической отчётливости плаката (картины Гуттузо, А. Фужерона). Большую роль исторический жанр играл в искусстве нацистской Германии и фашистской Италии. В середине — 2-й половине XX века античную тему переосмысливают в живописи М.Бекманн и в скульптуре Г. Маркс (Германия). Среди других мастеров исторического жанра — Й. Чапек и Э. Филла (Чехия), Н. Тоница (Румыния), И. Бешков (Болгария), Дж. Андреевич-Кун (Сербия).
Иллюстрация:
Ж. Л. Давид. «Смерть Марата». 1793. Королевский музей изящных искусств (Брюссель). Архив БРЭ.
Источник
Исторический роман
Д. Благой. Литературная энциклопедия: Словарь литературных терминов: В 2-х т. / Под редакцией Н. Бродского, А. Лаврецкого, Э. Лунина, В. Львова-Рогачевского, М. Розанова, В. Чешихина-Ветринского. — М.; Л.: Изд-во Л. Д. Френкель , 1925
Полезное
Смотреть что такое «Исторический роман» в других словарях:
Исторический роман — ИСТОРИЧЕСКИЙ РОМАН роман, действие которого развертывается на фоне исторических событий. Зачатки исторического романа можно усмотреть уже в Александрийскую эпоху не только в исторических именах, которыми наделяет своих героев, в стиле своего… … Словарь литературных терминов
Исторический роман — Исторический роман условное обозначение для разнородных по структуре и композиции романов, в которых повествуется об исторических событиях более или менее отдалённого времени, а действующими лицами (главными или второстепенными) могут… … Википедия
исторический роман — см. исторические жанры + роман … Терминологический словарь-тезаурус по литературоведению
Роман — Роман. История термина. Проблема романа. Возникновение жанра. Из истории жанра. Выводы. Роман как буржуазная эпопея. Судьбы теории романа. Специфичность формы романа. Зарождение романа. Завоевание романом обыденной действительности … Литературная энциклопедия
Роман — РОМАН одна из самых свободных литературных форм, предполагающая громадное количество видоизменений и обнимающая несколько главных ответвлений повествовательного жанра. В новой европейской литературе под этим термином поднимается обычно какая… … Словарь литературных терминов
Роман — (французское roman), литературный жанр: эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбе отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания. Роман эпос… … Иллюстрированный энциклопедический словарь
РОМАН — РОМАН, романа, муж. (франц. roman). 1. Большое по объему повествовательное произведение, обычно в прозе, с сложным и развитым сюжетом. Зачитываться романами. Увлекаться романами. «Безнадежная любовь это только в романах.» Чехов. Бытовой роман.… … Толковый словарь Ушакова
РОМАН — (франц. roman) литературный жанр, эпическое произведение большой формы, в котором повествование сосредоточено на судьбах отдельной личности в ее отношении к окружающему миру, на становлении, развитии ее характера и самосознания. Роман эпос нового … Большой Энциклопедический словарь
ИСТОРИЧЕСКИЙ — ИСТОРИЧЕСКИЙ, историческая, историческое. 1. прил. к история во всех знач., кроме 7 и 8. Исторический процесс. Историческая наука. Исторические данные. Исторические сведения. 2. Находящийся в пределах истории, документально засвидетельствованных… … Толковый словарь Ушакова
Роман Иванович Иванычук — Роман Иванычук Роман Иванович Иванычук (родился 27 мая 1929 в селе Трач, Станиславское воеводство, Польша, ныне Косовский район, Ивано Франковская область, Украина) украинский писатель, политический и общественный деятель правого направления,… … Википедия
Источник