- Ум и разум – в чем разница простыми словами
- Что такое ум?
- Функция
- Что такое разум?
- Функция
- Чем отличаются?
- Ум, разум, сознание, рассудок, интеллект – в чем разница?
- Значение словосочетания «истинный разум»
- Значение слова «истинный»
- Значение слова «разум»
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Ассоциации к слову «истинный»
- Ассоциации к слову «разум»
- Синонимы к словосочетанию «истинный разум»
- Предложения со словосочетанием «истинный разум»
- Цитаты из русской классики со словосочетанием «истинный разум»
- Сочетаемость слова «истинный»
- Сочетаемость слова «разум»
- Афоризмы русских писателей со словом «истинный»
- Отправить комментарий
- Дополнительно
- Значение слова «истинный»
- Значение слова «разум»
- Предложения со словосочетанием «истинный разум»
- Синонимы к словосочетанию «истинный разум»
- Ассоциации к слову «истинный»
- Ассоциации к слову «разум»
- Сочетаемость слова «истинный»
- Сочетаемость слова «разум»
- Морфология
- Правописание
- Карта слов и выражений русского языка
- РАЗУМ ПРАВЫЙ И ИСТИННЫЙ
- Правый и истинный разум, соединяясь с разумом Божиим, зачинает плод духа
- О том, что во всем должно следовать разуму и рассуждению, а не бессловесной плоти
- Ум надо его упражнять, чтобы он был светл и чист
- Истинная вера Христова дает нам правый разум о сердце и душе
- Да дарует нам Господь разум правый и истинный разум
- Чтобы те, кто хочет получить спасение, держались правого разума
- И в разум истины прийти
Ум и разум – в чем разница простыми словами
Наверняка вы слышали выражение «Ум за разум зашел» – что означает: «утратить способность рационально мыслить и логически рассуждать». У некоторых людей это случается от самой этой пословицы, ведь непонятно в чем разница между умом и разумом.
Об этом сегодня и поговорим: разберем коротко, что это такое в психологии, и чем первое отличается от второго.
Что такое ум?
Ум – это способность думать, понимать и усваивать информацию. Согласно определению из психологического словаря, это «обобщенная характеристика познавательных возможностей человека».
Функция
Функция ума – определять и сообщать человеку, что нравится, а что не нравится. Например, нам не нравится принимать горькое лекарство или терпеть укол, но разум говорит, что это полезно, важно, нужно. И теперь давайте разберем последнее понятие подробнее.
Что такое разум?
Homo sapiens, то есть «человек разумный» – так называется наш вид. Разумный – это тот, который умеет рассуждать, разумно мыслить.
Разум – это высший тип мыслительной активности, способность мыслить рационально и творчески. А также это способность мыслить широкими, абстрактными и духовными категориями.
Дословно термин можно перевести как «просветленный ум». А слышали ли вы выражение «игры разума»? Как думаете, что оно означает? Оно означает, что ваш ум захватил контроль над вами, обманывает вас.
Чтобы противостоять играм, нужно выключить автопилот и вернуть себе осознанность, контроль. То есть ваш разум дал сбой и уступил место уму.
Иногда разумность отождествляют с мудростью. А также психологи отмечают, что разум связан с волей человека.
Функция
Функция – определять, что хорошо и плохо, правильно и неправильно, полезно и неполезно. Проще говоря, он помогает человеку быть человеком, то есть быть гуманным, социальным.
Чем отличаются?
В чем отличие ума от разума? Это две психические структуры, но первая подчиняется второй. Говоря простыми словами, разум – это совесть, внутренняя мораль человека.
Ум – это знания человека, его опыт. Обе структуры тесно связаны друг с другом и со сферой чувств, но понятие разума все-таки шире. Он контролирует ум.
Разберем на примерах, какая разница между умом и разумом:
- Вы знаете, что человек обманывает вас, прямо сейчас он лжет, глядя вам в глаза. А еще он предал вас, но думает, что вы об этом не знаете. Ваш опыт и знания, связываясь с чувствами, подсказывают, что прямо сейчас нужно все высказать негодяю, накричать на него, ударить или организовать вкусную и сладкую месть.
Однако разум берет контроль над ситуацией и говорит вам, что это неправильно, а, возможно, опасно для вас же. Разумнее будет не иметь больше с этим человеком никаких дел, спокойным тоном сказать, что вы знаете о предательстве и попрощаться.
Мужчина влюблен в девушку друга. Он уверен, что и она испытывает к нему симпатию.
К тому же раньше они встречались, но расстались из-за того, что не видели совместного будущего (при этом влечение никуда не исчезало).
Его опыт и знания, а также чувства предлагают броситься в омут с головой, то есть предать друга и быть с этой девушкой. Однако разумом он понимает, что это неправильно, низко, подло.
Пример из сферы этических дилемм. У человека болеет домашнее животное, врачи говорят, что шансов нет – гуманнее усыпить, чтобы не мучилось. Это противоречит всем убеждениям человека: нужно бороться до конца, друзей не бросают, никого нельзя убивать, нельзя предательств и т.д.
Еще и чувства нашептывают: «А вдруг врачи ошибаются, вдруг надежда еще есть». Но разум говорит, что единственное разумное, то есть правильное решение – усыпить животное, как и советуют медики.
Кстати, и для ветеринаров это непростое решение: признать, что несмотря на все свои знания, ты не можешь помочь животному и вынужден предложить только единственный вариант.
Мужчина хочет ребенка, а женщина нет. Они понимают, что, оставляя все как есть, делают несчастным его, да и в отношениях сохраняется напряжение, накапливается недовольство, обиды. А если женщина родит, потому что физически может, но психологически не хочет, то это сделает несчастной ее, его и ребенка.
Единственный разумный вариант – разойтись, даже если вы отлично понимаете друг друга, и найти тех людей, которые закроют все актуальные потребности.
В оригинальном выражении «ум за разум зашел» под умом понимали духовное, чувственное начало, а под разумом – способность рационально мыслить. То есть в оригинале это означает, что духовность уступает рациональному познанию мира. Сейчас же эта пословица понимается совершенно наоборот.
Ум, разум, сознание, рассудок, интеллект – в чем разница?
Вместе с понятиями «ум» и «разум» часто используются еще несколько терминов: интеллект, сознание, рассудок. Чем они отличаются, в чем между всем этим разница?
Давайте обозначим коротко отличия:
- сознание – это субъективное восприятие человеком мира и своих состояний;
- рассудок – это часть сознания, отвечающая за логическое осмысление и познание действительности;
- интеллект – это способность к познанию и применению знаний на практике.
Таким образом, самое широкое понятие из всех этих – сознание.
Источник
Значение словосочетания «истинный разум»
Значение слова «истинный»
И́СТИННЫЙ , —ая, —ое; —тинен, —тинна, —тинно. 1. Соответствующий истине, заключающий в себе истину (в 1 и 2 знач.). (Малый академический словарь, МАС)
Значение слова «разум»
РА́ЗУМ , -а, м. 1. Познавательная деятельность человека, способность логически и творчески мыслить. (Малый академический словарь, МАС)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.
Насколько понятно значение слова чудской (прилагательное):
Ассоциации к слову «истинный»
Ассоциации к слову «разум»
Синонимы к словосочетанию «истинный разум»
Предложения со словосочетанием «истинный разум»
- Только рассказчик наделён истинным разумом.
Цитаты из русской классики со словосочетанием «истинный разум»
- Как истинный и высокий поэт, Кольцов никогда не предавался одному только безотчетному чувству, без всякого участия разума .
Сочетаемость слова «истинный»
Сочетаемость слова «разум»
Афоризмы русских писателей со словом «истинный»
- Бог — истинны его дела
И все пути его, суд правый, —
Бог верен, а неправда зла…
Отправить комментарий
Дополнительно
Значение слова «истинный»
И́СТИННЫЙ , —ая, —ое; —тинен, —тинна, —тинно. 1. Соответствующий истине, заключающий в себе истину (в 1 и 2 знач.).
Значение слова «разум»
РА́ЗУМ , -а, м. 1. Познавательная деятельность человека, способность логически и творчески мыслить.
Предложения со словосочетанием «истинный разум»
Только рассказчик наделён истинным разумом.
Но разве что-либо наподобие истинного разума возможно свести к подобным «малостям»?
Истинный разум всегда знает ограничение рассудка, логики, он знает, что рассудок где-то заканчивается.
Синонимы к словосочетанию «истинный разум»
Ассоциации к слову «истинный»
Ассоциации к слову «разум»
Сочетаемость слова «истинный»
Сочетаемость слова «разум»
Морфология
Правописание
Карта слов и выражений русского языка
Онлайн-тезаурус с возможностью поиска ассоциаций, синонимов, контекстных связей и примеров предложений к словам и выражениям русского языка.
Справочная информация по склонению имён существительных и прилагательных, спряжению глаголов, а также морфемному строению слов.
Сайт оснащён мощной системой поиска с поддержкой русской морфологии.
Источник
РАЗУМ ПРАВЫЙ И ИСТИННЫЙ
Кто ищет истинного и правого разума, тот взыскует Господа и обретает Его, ибо никто нигде не может обрести Его, как только в истинном и правом разуме.
Правый и истинный разум, соединяясь с разумом Божиим, зачинает плод духа
Рожденное от плоти, плоть есть, рожденное же от духа, дух есть, говорит Господь (Ин. 3:6). Как плоть, сочетавшись с плотью, рождает плоть, так правый и истинный разум, соединяясь в познании всех вещей с разумом Божиим, зачинает плод духа и, пребывая всегда в известных подвигах, чрез несколько времени рождает дух. Страха ради Твоего, говорит пророк (Ис. 26), во чреве прияхом и поболехом, и родихом дух спасения, – Господни благодати и Божественныя любве Его. Неимеющий же правого разума никогда сего не получит.
Разум, уклоняющийся от истины, неправ и Богу неприятен. Находящийся в таком разуме впадает в злолукавые действия, подпадает под власть отца лжи – беса – и уклоняется в разные ереси. А кто ищет истинного и правого разума, тот взыскует Господа и обретает Его, ибо никто нигде не может обрести Его, как только в истинном и правом разуме.
О том, что во всем должно следовать разуму и рассуждению, а не бессловесной плоти
Пред всеми вещами и во всех делах (вещах) да предваряет и предходит у тебя всегда правый разум и рассуждение – и ты никогда ни в чем не прельстишься, будешь выше всех прелестей. Как все внешние вещи не могут быть зримы без очей, так и внутренние духовные предметы могут быть разумеваемы только разумом и умным рассмотрением.
Не начинай и никогда ничего не делай, пока, соединяясь молитвенно с Богом, не рассудишь. Ибо ничто не делает человека так непреткновенным и непоползновенным – во всех вещах, – как правый разум и рассуждение. Дабы поступать благоразумно во всех предприятиях твоих, – сказал Господь Иисусу Навину (И. Нав. 1:7).
Как слепой ходит небезопасно, так и безумный ничего доброго не делает. Поэтому не повинуйся плотской похоти и желанию, но следуй всегда и во всякой вещи одному только разуму и рассуждению.
Первейшая причина Адамова падения, как сказано, есть неразумие. Если бы он порассудил о данной ему от Бога заповеди, если бы последовал разуму, то не сделал бы преслушания – не прельстился бы вкушением от заповеданного древа.
Последуя разуму и рассуждению, никто не может пасть, а неимеющий правого разума не может ничего доброго сделать. Как начало и корень всякому греху суть безумие и бессловесное непознание себя, так и начало, и корень всякому добру суть правый разум и рассуждение.
Слепой внешними очами во всех путях своих много и различно спотыкается, так и неимеющий правого разума, не следуя рассуждению, всегда ходит во тьме неразумия и греха. А познавший себя и видящий мысленный свет всегда и во всем бывает без преткновения.
Что есть грех? Действие плотской похоти. А что есть действие плотской похоти? Не что иное, как безумие. Никто не грешит, как только находящийся в безумии и нерассуждении: всякое добро делается в разуме, а всякое зло в неразумии.
Всякий грех всегда предваряется безумием, а добродетелям и благодеяниям предшествует разум. Неразумие никогда не даст человеку покоя и совершенного утешения, если сам разум своим просвещением не успокоит и не утешит душу. Как слепому нельзя иметь покоя, пока не видит света, так и безумному нельзя быть спокойным до тех пор, пока не придет в разум.
Тем более разум и рассуждение должно предпочесть всем добродетелям, потому что в разуме и рассуждении заключается начало и причина всякому добру, так что и добродетель не может быть, как должно, добродетелью, если сему делу (доброделанию) не будут помогать и руководить им разум и рассуждение.
Как из всех естественных чувств зрение видимого есть превосходнейшее и радостнейшее, так и во всем мысленном и разумеваемом превосходнейшими и утешительнейшими суть разум и познание всех вещей. Вот в чем и Жизнь Вечная! Вот в чем и отпадение, и принятие томления!
Кто не возделывает своего разума, тот не может иметь правого и истинного разума
Разум, невозделанный и долгим временем не очищенный, есть разум неразумный – неправый и неистинный разум. В разуме бывает различие, как и во всех внешних вещах. Бывает разум совершенный – духовный, бывает разум посредственный – душевный, бывает и разум весьма грубый – плотский. Как во внешнем обучении, или в обучении какому-либо ремеслу, никто не может навыкнуть, если не будет всегда в нем поучаться и заботиться о нем, так и совершенному – духовному – разуму и очищению ума никто не научится, если не всегда будет иметь прилежание к сему.
Кто не позаботится самолично пройти тесным путем евангельским и будет иметь небрежение об очищении ума, тот слеп душою, хотя бы и всю внешнюю мудрость изучил: он держится только буквы убивающей, а оживляющего духа не принимает, и не только других, но и себя самого не может совершенно исправить. Ибо иное дело разум мира сего, а иное – разум духовный. Все святые от Пресвятого Духа научились разуму духовному и просветились, как солнце в мире, а ныне не от Духа Святого учатся разуму, но от Аристотеля, Цицерона, Платона и других языческих мудрецов, потому, уклонившись от пути правого разума, страдают крайнею слепотою и ложью. Святые учились заповедям Христовым и умному деланию, а эти учатся только искусству красно говорить: вся их премудрость на языке, а внутри души мрак и тьма.
Правый и истинный разум не может быть удобно углублен в душу без великого и долговременного труда и подвига. Плотские похоти умерщвляются по мере труда и подвига, а насколько умерщвляются похоти, настолько возрастает и процветает истинный разум. Но подвиг у всех должен быть сугубый, состоящий из внешнего труда и умного делания: один без другого не совершается.
Изучающий внешнюю мудрость, а о духовной небрегущий, подобен имеющему одно око или одну ногу. Внешняя мудрость мира сего и телесный труд без умного делания подобны сухим сосцам или неплодному древу, как некто сказал. Поэтому святые не останавливались на одном только внешнем труде и учении, а заботились навыкнуть и внутреннему деланию, то есть умному очищению. Если бы они учились только внешнему учению, а духовному не учились, то не были бы святы, и благодать Пресвятого Духа не пребывала бы в душах их.
Все те, которые научились внешнему наставлению, о внутреннем же духовном делании – просвещении и очищении разума – вознерадели, совершенно обезумели, развратились различными страстями или впали в пагубные ереси, как то: Арий, Савеллий, Евтихий и многие другие, которые не заботились иметь Бога в своем разуме, то предал их Бог превратному уму – делать непотребства, – говорит Апостол (Рим. 1:28).
Если кто и всю мудрость мира сего усвоит, но ума своего не очистит, не просветится душою, тот не может соединится с Богом. А несоединившийся с Господом в разуме духом, ходит путями безвестными. Ум, как мы сказали, очищается и просвещается сугубым подвигом: хранением Господних заповедей и всегдашним умным деланием, особенно же всегдашними теплыми слезами. Иначе никто не может дойти до умного просвещения.
Всякий ум, будучи не возделан, не просвещен, не осолен солью благодати Пресвятого Духа, обезумится и засмердит различными страстными помышлениями и деяниями. Разум каждому естественно дан от Бога, но, неупражняемый, он помрачается и делается темным, а, упражняемый, уясняется и приходит в совершенное просвещение.
Как и малейшее дитя не требует обучения тому, чтобы телесными очами видеть свет (если оно не болит глазами), так не требует кто-либо внешнего обучения в мудрости духовной и соединении разумом с Господом, кроме очищения и умного просвещения. Ибо многие, будучи весьма просты и во внешнем учении неискусны, однако же, научились премудрости духовной – умным деланием и хранением заповедей Господних и были причастниками великих даров, каковы Антоний, Пахомий, Павел Препростый и другие.
Ум существует прежде всякого внешнего обучения и грамотности. Ибо ум явился не вследствие грамотности и вырос не от внешнего обучения, но все сие родилось и возросло от ума. Бог естественно дал каждому ум, а разум внешнего обучения произошел от людей, поэтому мы должны больше всего иметь попечение об очищении разума. Ум, будучи очищен и просвещен, может разуметь все внешнее и внутреннее, ибо он духовен, и судит о всем, а о нем судить никто не может, – сказал Апостол (1 Кор. 2:15).
Всякая жертва солью осолится, – сказал Господь (Мк. 9:49), не будучи же осолена, воссмердится. Так и душа есть свойственная жертва Богу, по сказанному: Жертва Богу дух сокрушенный (Пс. 50:19), но, не будучи осолена солью благодати Пресвятого Духа, всячески воссмердится безумием и исполнится различных страстей. Если кто и всю мудрость мира сего постигнет, но солью Святого Духа не осолится и не будет причастен благодати Господней, тот останется весьма непотребным и, как не имеющий в себе начертанного царского образа, извержен будет вон из чертога Христова. Если же кто Духа Христова не имеет, тот и не Его, – сказал Апостол (Рим. 8:9).
Преподобный Никодим Святогорец
Ум надо его упражнять, чтобы он был светл и чист
Ум надлежит избавить и хранить от неведения, столь ему враждебного, так как оно, омрачая его, не дает ему ведать истину, — собственный его предмет и цель стремлений его. Для этого надо его упражнять, чтобы он был светл, и чист, и мог хорошо различать, что требуется для нас, чтобы очистить душу от страстей и украсить ее добродетелями.
Такой светлости ума можем мы достигнуть двумя способами: первый, и более необходимый, есть молитва, которою надлежит умолять Духа Святаго, да благоволит Он излить свет Божественный в сердца наши, что, наверное, и сотворит Он, если воистину будем мы искать единого Бога, если искренно будем ревновать о том, чтобы во всем поступать по воле Его, и если в каждом деле будем охотно подчинять себя совету опытных духовных отцев наших и ничего не делать без вопрошения их.
Но как судит правый разум и Дух Святый…
Второй способ упражнения ума есть постоянное рассматривание вещей и углубление в познание их, чтобы ясно видеть, какие из них хороши и какие худы, не так, как судит о них чувство и мир, но как судит правый разум и Дух Святый или истинное слово Богодухновенных Писаний и духоносных отцев и учителей Церкви. Ибо когда такое рассматривание и углубление будет правое и подобающее, то всеконечно оно дает нам ясно уразуметь, что мы должны от сердца ни во что вменять и почитать суетным и ложным все, что любит и что всячески ищет слепой и развращенный мир.
Блаженный Феофилакт Болгарский
Истинная вера Христова дает нам правый разум о сердце и душе
Радуется ли ваше сердце о промысле Божием? Господь наш все о нас к лучшему устрояет: одних преселяет, а других оставляет, чтобы чрез совершенное покаяние приготовили себя к вечному блаженству. Истинная вера Христова дает нам правый разум о сердце и душе, когда всеми силами, всею любовью мы привержены к Богу и преданы Ему, и поэтому все имеем, хотя бы и всего в свете лишились, а потому и не печалимся, не воздыхаем о преходящих вещах, ибо не вещи любим, а Бога Творца всех вещей. Смертный человек тоже тленная вещь, только душа бессмертна. И когда любезный наш брат возьмется от сея жизни, то, о чем нам должно сожалеть, и что предпочитать? Тело, как земное, обыкновенно предается земле, и жалеть о том недолжно: не наше и было оно. Но что душа в теле делала и какой конец совершила, о том следует помышлять и радоваться, или умолять Господа о упокоении преставившейся души и отпущении ей грехов каких-либо неисповеданных. Это общий наш долг испрашивать милость Господню. Сорокоусты и милостыня и в аде подают отшедшим помощь и облегчение.
Часто надобно спрашивать себя: какою любовью уязвлено сердце мое? Люблю ли я Иисуса Христа более всего? Он ли, Господь и Бог мой, утешением мне? Не иное ли что-либо занимает меня и памятуется более Бога в сердце моем? Не пристрастилось ли к чему паче Господа окаянное сердце мое, и не мечтает ли воображениями, противными святой любви Божией? Приди в себя, душа моя, и помысли: ежели Сам Бог не утешит и не призрит тебя, то кто может дать отраду тебе? Какая тварь, любимая тобою? Ах возвратись душа моя, в покой, твой, Господь благодействовал тебе: и ты ли иного ищешь удовольствия? Так скажем же в заключение сущую правду: горе, горе некающимся грешникам! ждет их мука вечная! конец приближается: покайтеся и веруйте! Спасайтесь о Господе!
Да дарует нам Господь разум правый и истинный разум
Известно, что умрем, но, когда и как умрем, не знаем. Горе же тому, кого в грехе застанет смерть, в том бо и судить нас будет Бог.
Грех есть изобретение и дело диавольское. Греха, как змия ядовитого, должно беречься, а чтобы о всякой вещи правильно рассуждать, надобно просить и молиться, да дарует нам Господь разум правый и истинный разум. Очи Господни на праведныя, и уши Его в молитву их (Пс. 33:16).
Чтобы те, кто хочет получить спасение, держались правого разума
Премилосердный Господь, желающий всем спастись и в разум истины прийти, предвидев в нынешние наши бедственные времена оскудение наставников, оставил Богодухновенное учение святых и богоносных отцов, прошедших деятельную жизнь, чтобы те, кто хочет получить спасение, держались правого разума.
Надежное средство для поддержания веры и любви — чтение святых отцов и житий святых.
Кающийся должен книги православные читать и узнавать, в чем грех состоит и в чем добродетель, чтобы греха остерегаться, а добродетели научаться.
Святитель Феофан Затворник
(Толкования на 1 Тим. 2:3)
И в разум истины прийти
Бог Спаситель хощет всем спастися. Чего же ради не все спасены и не все спасаются? — Того ради, что Бог, хотящий всем спастися, не всемогущею Своею силою содевает спасение их, но, устроив и предложив всем дивный и единственный образ спасения, хочет, чтобы все спасались, самоохотно приступая к сему образу спасения и разумно пользуясь им. Почему Апостол, сказав: Бог, Спаситель наш, хощет всем спастися, — присовокупил: и в разум истины прийти, — в последнем полагая условие к первому. В разум истины прийти, — то есть прийти в познание истины. «Какой истины? Именно веры в Него» (святой Златоуст), — веры в то, что нет иного спасения, как в Господе Иисусе Христе, как тотчас и говорится (стих 5). Проповедь пошла по миру. Слышащие внимают, слагают в сердце слышанное, уразумевают истину, доходят до решения идти вслед ее, идут и спасаются богоучрежденным образом. Весь этот путь есть путь свободного, разумного произволения, коему сопутствует благодать, утверждая движения его.
И вот где, с одной стороны, причина, что не все спасаются, с другой — место влиянию молитвы верных о спасении неверных.
Не все спасаются, потому что не все внимают слову истины, не все склоняются на него, не все следуют ему — словом, не все хотят. «Если Бог желает (всем спастися), то почему же не бывает того, чего хочет Бог? — спрашивает Экумений — отвечает: — Потому что те не хотят, ибо Бог ничего здесь не делает принудительно». Подобное сему читаем и у Амвросиаста: «если Бог, который именуется всемогущим, хощет всем человекам спастися, то, как же не исполняется Его чтение? Бог хощет всем человекам спастися, но, если они приступят к Нему. Ибо Он не так сего хощет, чтоб спасаемы были и нехотящие, но так хочет им спастися, если и сами они восхотят того. Он как никого не лишает спасения всемогущею силою Своею, так никого ею и не спасает. Врач объявляет обществу, что он готов всех врачевать, но, конечно, если больные будут обращаться к нему. Так и здесь — обращающиеся к Врачу душ спасаются. Не истинно было бы спасение, если б оно подавалось против воли. И порадоваться полученному спасению не мог бы тот, кто получил бы его, если б это было возможно, принужденно, не говорю уже о том, что здесь больной духом не может восприять духовного врачевства, если вседушно не предаст себя действию его. Тут происходит не телесное, но духовное врачевание, которое никакой не приносит пользы ни тем, которые в нем сомневаются, ни тем, которые не хотят его. Ибо вера, дающая спасение, если душа не восприимет ее всем желанием, не только никакой не принесет пользы, но и повредит (послужит к большему осуждению). Благодать веры имеет силу вливать спасительное врачевство только в тех, которые вседушно предают себя ей».
Место влиянию молитвы верных о спасении неверных имеется на всех поворотах движения свободного произволения путем спасения, от первого внятия слову истины до восприятия спасения. Она влияет и на первое внятие благовестию, и на уразумение, в чем дело, и на склонение к нему, и на решение последовать ему. Как? Этого осязательно указать нельзя, но, что оно есть, на это наводит настоящее место. Богу, говорит, приятно, когда верные молятся о спасении неверных, конечно потому, что это содействует спасению их. Как это спасение условлено познанием истины или полным приятием веры, к которому свободное произволение достигает, сделав в своем движении несколько поворотов, то очевидно, что содействующая спасению неверных молитва верных влияет на благоуспешное совершение всех этих поворотов произволения и наконец на самое восприятие спасения. Святая Церковь верует сему, выражая свою веру молитвою об оглашенных, кои суть шествующие к восприятию спасения.
Источник