Что значит искать искупление

Искупление

Искупле́ние (греч. ἀπολύτρωσις, λύτρωσις (апо­лит­ро­сис, лит­ро­сис)) — 1) дей­ствие Божье, направ­лен­ное на Спа­се­ние мира и чело­века, осу­ществ­лен­ное через жерт­вен­ные Крест­ные Стра­да­ния и смерть Гос­пода Иисуса Христа; 2) сово­куп­ность всех вообще дей­ствий, направ­лен­ных на наше Спа­се­ние, осу­ществ­лен­ных Гос­по­дом Иису­сом Хри­стом (с бла­го­сло­ве­ния Отца при содей­ствии Духа Свя­того) за время Его обще­ствен­ного слу­же­ния.

Искуп­ле­ние – объ­ек­тив­ная сто­рона спа­се­ния – то, что сде­лано для нашего спа­се­ния Богом. (Субъ­ек­тив­ная сто­рона – это те усилия, кото­рые нам необ­хо­димо при­ло­жить, чтобы этим даром вос­поль­зо­ваться, усво­ить его.)

В пра­во­слав­ном бого­сло­вии биб­лей­ский термин искуп­ле­ние пони­ма­ется не как акт юри­ди­че­ского выкупа, а как акт бытий­ного, бла­го­дат­ного, сверхъ­есте­ствен­ного осво­бож­де­ния Бого­че­ло­ве­ком Иису­сом Хри­стом пад­шего чело­ве­че­ства от раб­ства греху и смерти.

«Искуп­ле­ние … опре­де­ля­ется несколь­кими момен­тами, все более и более рас­кры­ва­ю­щими пол­ноту Боже­ствен­ного при­сут­ствия. Это прежде всего устра­не­ние ради­каль­ных пре­град, отде­ля­ю­щих чело­века от Бога, и, глав­ным обра­зом, того греха, кото­рый под­чи­няет чело­ве­че­ство диа­волу и делает воз­мож­ным вла­ды­че­ство падших анге­лов над земным кос­мо­сом. Осво­бож­де­ние пле­нен­ной твари сопро­вож­да­ется, далее, вос­ста­нов­ле­нием ее при­роды, кото­рая снова ста­но­вится спо­соб­ной вос­при­ни­мать бла­го­дать и шество­вать «от славы в славу», вплоть до упо­доб­ле­ния, в кото­ром она вос­при­ни­мает при­роду Боже­ствен­ную и дела­ется спо­соб­ной пре­об­ра­зить весь космос»…
В.Н. Лос­ский

Искуп­ле­ние: был ли выкуп?

На про­тя­же­нии всего вре­мени суще­ство­ва­ния и раз­ви­тия хри­сти­ан­ства отно­ше­ние к тер­мину «искуп­ле­ние» со сто­роны разных мыс­ли­те­лей и тол­ко­ва­те­лей Откро­ве­ния интер­пре­ти­ро­ва­лось раз­лично.

Читайте также:  Что значит крейсерская подводная лодка

Одна из попы­ток рас­крыть зна­че­ние этого глу­бо­кого бого­слов­ского поня­тия сво­ди­лась к задаче увя­зать его смысл с бук­валь­ным зна­че­нием тер­мина «искуп­ле­ние» — осво­бож­де­ние, избав­ле­ние за выкуп.

Как резуль­тат, полу­ча­лось, что Вопло­тив­шийся Сын Божий и дей­стви­тельно принёс на Кресте выкуп за людей. Вста­вал вопрос: «кому?». В этом отно­ше­нии мнения раз­де­ля­лись.

Так, один из извест­ней­ших хри­сти­ан­ских фило­со­фов III века, Ориген, пола­гал, что Бог Слово, отдав Свою жизнь ради Спа­се­ния чело­века, принёс выкуп диа­волу, ведь именно у него люди были в плену.

По мнению пред­ста­ви­те­лей Запад­ной бого­слов­ской школы, сфор­ми­ро­вав­ше­муся и уко­ре­нив­ше­муся среди римо-като­ли­ков в сред­ние века, целе­со­об­раз­ность Крест­ной Жертвы Спа­си­теля состо­яла в том, что посред­ством Своих Стра­да­ний и смерти Он удо­вле­тво­рил Боже­ствен­ному пра­во­су­дию. Согласно этому мнению, Гос­подь Все­дер­жи­тель был про­гне­ван и оскорб­лен чело­ве­че­ским грехом. Поскольку Бог не только мило­сер­ден, но и пра­во­су­ден, пору­ган­ная Правда Божья тре­бо­вала непре­мен­ного воз­да­я­ния.

Так как Бог велик и бес­ко­не­чен в Своих совер­шен­ствах, то и воз­да­я­ние за нане­сен­ное оскорб­ле­ние дол­жен­ство­вало быть бес­ко­неч­ной цены. Ввиду того, что Хри­стос был не просто Чело­ве­ком, но Вопло­тив­шимся Сыном Божьим, Его Жертва имела именно такую — бес­ко­неч­ную — цену.

Иначе учит об Искуп­ле­нии Все­лен­ская Пра­во­слав­ная Цер­ковь. Мнение Ори­гена о выкупе диа­волу не полу­чило при­зна­ния изна­чально, как чуждое духу Еван­ге­лия. Но и мнение римо-като­ли­ков было отверг­нуто.

Пра­во­слав­ная Цер­ковь нико­гда не рас­смат­ри­вала Крест­ную Жертву, как юри­ди­че­скую или ком­мер­че­скую сделку, осу­ществ­лен­ную между Сыном и диа­во­лом, либо между Сыном и Отцом, хотя и не исклю­чало из объ­яс­не­ния поня­тия цены. Ведь Хри­стос и дей­стви­тельно спас чело­века ценой Соб­ствен­ной жизни ( 1Пет.1:18 ).

Доб­ро­вольно приняв Крест­ные Стра­да­ния и смерть, Он выпол­нил послу­ша­ние Богу ( Флп.2:8 ), сошёл душой в пре­ис­под­нюю ( Еф.4:9 ), сокру­шил врата адовы, вывел оттуда души всех пра­вед­ных людей, одолел диа­вола, побе­дил смерть и вос­крес ( Рим.8:34 ), про­сла­вил чело­ве­че­ское есте­ство, вознёс его в самое Небо, к Пре­столу бла­го­дати, обра­зо­вал Цер­ковь, став Её неиз­мен­ным Главой, нис­по­слал на апо­сто­лов Духа Истины ( Деян.2:3-4 ). В этом, а не в юри­ди­че­ской или ком­мер­че­ской изво­рот­ли­во­сти Мессии состо­яло Спа­се­ние чело­века.

Источник

Что такое искупление, какое значение оно имеет в христианстве

Понимание и толкование слова «искупление» менялось с течением времени. В древности оно означало возмещение причиненного вреда либо расплату за содеянное. Совершенный проступок, человеческая жизнь или свобода имели вполне конкретную цену, которая выражалась в деньгах или иных материальных ценностях. Однако, если открыть текст Священного Писания и прочитать об искуплении, это слово обретает иной смысл.

Библия повествует об Адаме и Еве, нарушивших божественный закон. Согласно учению церкви, искупить этот грех было возможно лишь с приходом в мир людей Иисуса Христа, который должен был принести себя в жертву. Имело место и светское понимание термина: человек несет ответственность перед обществом за слова и совершенные проступки, дабы восстановить прежние отношения, статус или репутацию, он обязан искупить свою вину.

Что такое искупление

В широком смысле это слово понимается как исправление виновным лицом совершенного им деяния либо последствий оного. Люди возмещают нанесенный ущерб, корректируют свое поведение, каются в содеянном либо несут ответственность в порядке, установленном законами или обычаями данного социума. Если же речь идет о понимании с точки зрения религии, то здесь уже человек искупает вину либо очищается от греховности согласно ритуалам или вероучению той конфессии, к которой принадлежит.

Происхождение слова

Данный термин пришел в русскую речь в результате дословного перевода священных текстов — такая же ситуация сложилась и во многих других европейских языках. Если заглянуть в словари, то можно найти первоисточник заимствования. Перевод осуществлялся с греческого языка, в котором употреблялось слово apolitrosis или с латинского — redemptio.

Оба этих понятия буквально означали «выкуп раба, пленника или заключенного» — человека, который не может обрести свободу собственными силами.

Ветхий Завет написан на древнееврейском языке. Здесь употребляется термин «геула», образованный из корня с двумя значениями. Первое переводится как выкуп человека из долгового рабства у хозяина-иноплеменника, когда деньги вносят родственники и единоверцы-евреи. Второе представляет собой духовное понятие — освобождение от власти греха, что часто рассматривается в контексте прихода Мессии.

В учении каббалы термин может пониматься и как преодоление рамок материальной телесной оболочки через обретение мистического опыта. Арабское слово «каффара» возникло из корня, который переводится как сокрытие, покрытие, возмещение или откуп. Этот термин хорошо известен в исламском богословии. «Каффара» есть мера воздаяния за совершенное деяние либо нанесенный ущерб. Она определяется индивидуально в зависимости от ситуации согласно нормам шариата.

Значение понятия

Как видно, значение менялось на протяжении человеческой истории. Поначалу оно могло обозначать воздаяние по принципу «око за око», далее обрело более глубокий духовный смысл в монотеистических религиях, а потом уже светское современное толкование.

На протяжении веков значение слова «искупление» менялось следующим образом:

  1. Расплата согласно нормам обычного права: принцип талиона, кровная месть и другие неписаные законы. Сохранилась как пережиток вплоть до XX века включительно на Кавказе, Балканах (Албания, Черногория) и местами в западном Средиземноморье (Сицилия, Сардиния, Корсика).
  2. Монотеистическая религиозная трактовка: исправление человеческой природы, поврежденной первородным грехом.
  3. Морально-этическое понимание в светской этике современного общества и юриспруденции: исправление человеком последствий своих поступков и ответственность за них.

Искупление в Библии

В массовой культуре и живописи данная тема хорошо известна благодаря образам Адама и Евы, райского сада, змея-искусителя и плода, сорванного с запретного древа. Эта история видится нерелигиозным людям как мифологический сюжет, однако за ней стоит глубокий смысл, лежащий в основе вероучения всех авраамических религий — иудаизма, христианства и ислама. Речь идет о проблеме первородного греха и расплате за него.

История событий

Ветхозаветная книга «Бытие» повествует о том, как Бог создал мир. Вершиной творения стала человеческая пара, чьим домом являлся райский сад Эдем. Адам и Ева обладали свободную волей и правом выбора, будучи сотворенными Богом по его образу и подобию. Они нарушили запрет свыше, вкусив плод с древа познания добра и зла.

Этот эпизод получил множество трактовок и неканонических версий сюжета. Среди сторонников идеи о сотворении мира иногда встречается точка зрения, что данное сказание не следует понимать буквально, оно представляет собой лишь метафору грехопадения человека и отступления от Бога.

Однако и буквальная, и образная трактовки истории Адама и Евы в богословии говорят о необратимых изменениях человеческой природы. Первородный грех исказил и нарушил ее, сделав людей тленными, подверженными болезням и смерти. В мир пришло зло и страдание, нарушившее изначальную гармонию. Отныне поврежденность натуры становится наследственной: изгнанная из рая пара прародителей передает ее своим детям, а через них и представителям всего человечества.

Идея и цель

Наказание за грех есть смерть — так гласят священные тексты. Поэтому уже во времена Ветхого Завета в обрядовой практике иудаизма формируется понятие искупительной жертвы. Она приносится коллективно или в частном порядке для снискания у Бога прощения за грехи и обретения поддержки свыше. В дальнейшем священники совершают этот ритуал уже в иерусалимском Храме. Процедура детально описана в книге «Левит», как и искупительная сторона обряда — показано, что и для чего необходимо жертвовать.

Данный ритуал во многом похож на аналогичные практики в языческих религиях древности. Речь могла идти о снятии грехов даже со всего народа, однако эта мера все равно носила временный характер. Общее положение дел не менялось — грех прародителей по-прежнему довлел над людьми. В иудаизме возникает концепция Мессии, что однажды придет для спасения человечества и создания идеального гармоничного мира.

Положение в корне меняется после возникновения христианства. Новая вера предлагает совершенно иную концепцию — спасение через искупительное самопожертвование Сына Божьего.

Значение искупительной жертвы

Поскольку первородный грех есть нарушение запрета, установленного самим Богом, то и цена расплаты оказывается бесконечно высокой — такой, которую обычный человек заплатить не в состоянии. Богословы объясняют, что небесный Отец, исполненный любви к людям, решает дать им шанс на спасение. Он посылает своего Сына на землю. Тот воплощается в человеческом образе, сочетая божественное начало с телесной смертностью.

Богочеловеческая природа Иисуса стала одним из сложнейших вопросов богословия и предметом многочисленных споров между разными ветвями христианства. Существуют различия в понимании того, в чем заключается сущность искупительной жертвы Спасителя. Сам же Христос в Евангелии говорит, что послан «служить и отдать свою жизнь как выкуп за множество жизней».

Католическая церковь понимает это следующим образом:

  1. Миссия Христа есть оправдание рода людского и принятие вины на себя.
  2. Возмещение этой вины и оправдание перед Богом-Отцом через крестные муки.
  3. Все люди есть соучастники греха прародителей.
  4. Христианское крещение избавляет от указанной вины, но не ее последствий в виде поврежденной человеческой природы.

Данный подход критикуется отцами православной церкви как слишком юридический и сильно завязанный на реалиях Древнего мира. То есть человек как бы выкупается подобно рабу, а Спаситель выступает как посредник между человеком и Богом-Отцом.

Православные богословы говорят об искупительной жертве как акте исцеления и преображения:

  • она приносится не только лишь Отцу, а всей божественной Троице;
  • страдания на кресте были нужны для восстановления искаженной человеческой природы;
  • жертва Иисуса есть проявление любви к людям, а не правосудия.

После воскресения Христа открывается новый этап. Отныне всякий христианин получает возможность спасения через веру и покаяние. Хотя природа человека все еще несет на себе печать первородного греха, каждый верующий может уповать на прощение свыше и обретение вечной жизни.

Понимание в современном мире

В наши дни религиозная этика в значительной мере сменилась светской — люди выбирают моральные ориентиры, все меньше берутся в расчет заповеди и тексты писаний. При этом и верующие, и атеисты легко могут руководствоваться одними и теми же нормами, подводя под них разные обоснования. Искупительная проблематика продолжает оставаться актуальной, но обретает новые формы.

Определение понятия

Современное общество, находясь в рамках светской этики, оперирует понятиями стыда, совести и исправления, если речь идет о том, что некто обязан искупить свою вину. В ряде случаев ситуация может оказаться и в правовом поле, где в действие вступают уже законы государства.

В рамках светского общества человек может искупать вину так:

  • этически — исправляя поведение и совершая новые, положительные поступки;
  • юридически — понеся ответственность и наказание согласно закону.

Для чего нужно

Религия говорит о том, что искупить вину необходимо для избавления от греха и обретения вечной жизни после смерти физического тела. Это один из важнейших элементов в учении церкви о спасении души. Встав на этот путь, верующий сознательно выбирает борьбу со своими страстями и недостатками, уповая в этом на Бога и его поддержку.

Однако в современном обществе более распространено светское понимание данного вопроса. Искупающий вину человек стремится избавиться от нее, ощущая неправильность содеянного и муки совести. Тем самым люди могут устранить последствия своих проступков и возместить вред, причиненный окружающим. Главной идеей здесь выступает идея исправления личности и возврата к положению вещей, что имело место до совершения неблаговидного деяния.

Видео

Протоиерей Олег Стеняев рассказывает об искупительной жертве Иисуса Христа.

Источник

Оцените статью