Что значит иронический смех

Что значит иронический смех

В нашем случае речь пойдёт о видах смеха вроде юмора, иронии, сатиры и т.п. Часто такие виды называют литературными, поскольку они произошли именно оттуда, но и в реальной жизни такие виды не исключены и пользуются огромной популярностью.

Виды смеха и их отличия описываются ниже каждый по отдельности, также к ним даются хорошие примеры, чтобы было понятно каждому. Представлены такие виды смеха, как: юмор, ирония, сатира, сарказм, гротеск и др.

Юмор – весёлый, добрый смех, помогает человеку освободиться от предрассудков, ошибочных убеждений, недостатков. Юмор, в отличие от иронии, сатиры и прочих злых насмешек, конструктивен и идёт в пользу человеку однозначно. Хотя, в настоящее время под словом «юмор» подразумевается не только юмор в прямом смысле слова, но и всё, что вызывает смех. Юмор – это то, что смешно и не наводит на расстройство.

«Помогите, люди добрые, кто чем не шутит!»

«Не волнуйся, а то станешь волнистым!»

«Ой, не могу! Пошёл памперс менять…»

«Все мы над червями ходим.»

«Если счастье не в деньгах, отдай их соседу.»

Ирония – улыбка над сложностями или недостатками, но добрая и не унижающая. Иными словами, тонкая насмешка над какой-либо проблемой, вызывающая улыбку. Но всё-таки ирония – это не к добру, поскольку антипод иронии – это радость и восхищение. Здесь положительные высказывания имеют отрицательный подтекст. но всё же! Ирония – хоть это и злая насмешка, но всё-таки и она тоже конструктивна и мотивирует на успех.

«Ну ты храбрец!» – лёгкая насмешка над трусливым человеком.

«О! Пролетарий умственного труда! Работник метлы!»

Постирония – это состояние, при котором иронию трудно отличить от искренности. Иными словами, постирония – это отказ признавать, иронизирует автор или говорит серьёзно. Она совсем неоднозначна, у неё нет чётких границ между серьёзным высказыванием и ироничным. Собеседнику приходится напрягаться, пытаясь отличить одно от другого. Примером постиронии может послужить вопрос: «Ты это серьёзно или шутишь?» Тут сложно понять, в шутку это говорится или всерьёз.

Сатира – произведение искусства, остро и беспощадно обличающее отрицательные явления действительности. Иными словами, злая насмешка в литературе, а также в виде карикатуры, обычно над пороком общества или же какого-либо явления, например насмешка над технической неисправностью в кинотеатре, из-за чего сеанс показа пришлось завершить раньше времени. В более жёсткой форме – насмешка над катастрофой, в которой пострадали люди. Иногда сатира проявляется даже над гибелью людей… А вообще сатира – это любое унизительное обличение явлений при помощи различных неблагоприятных насмешек вроде: иронии, сарказма, пародии, гротеска и др. То есть сатирой можно называть и сарказм, и иронию и всё, что не к добру.

В реке утонул пьяный. Милиционер пишет: «Акт о входе тела в воду и о невыходе тела из воды.»

Сарказм – это когда язвительно говорят одно, а подразумевают другое. Обычно нашмешка или замечание над недостатком одного только человека, предмета человека или какого-либо явления, не имеющая никаких обид или сочувствия, действующая кому-либо специально на зло. Злая ирония, короче говоря. Предмет бессовестного и бессердечного человека. Как и сатира, сарказм – это едкая и издевательская насмешка.

«Если больной очень хочет жить, врачи бессильны.» © Фаина Раневская

«Россия будет справедливой и развитой страной! Растёт, растёт…»

«Ты такооой умный! Прям, герой тут нашёлся!» – насмешка гопника над интеллигентом.

Стоит человек на солнечной жаре уже 3 часа, а у него спрашивают, мол, не жарко ли тебе… – Нет, блин, замёрз!!

Кощунство – тот же самый сарказм, только в этом случае он идёт против церкви, божьей веры и всего святого. Вот, собственно, и всё. А примеры проводить не буду, иначе Бог меня накажет… 🙂

Гротеск – он, как и сатира, обычно является произведением искусства. Однако, в отличие от сатиры, гротеск – это нереалистичное преувеличение, смесь реального и фантастического, создающая абсурдные ситуации, комические несоответствия, противоречащие здравому смыслу. Другими словами, чистое нарушение правдоподобия. А вообще, гротеск, в отличие от видов смеха, перечисленных выше, отличается тем, что смешное в нём не отделяется от страшного, что позволяет автору в конкретной картине показать противоречия жизни и создать остросатирический образ. Гротеск – это совмещение реального и нереального, смешного и ужасного, прекрасного и безобразного… Хотя, глядя на вышеописанное, слово «гротеск» в реальной жизни практически не используется.

У Салтыкова-Щедрина в произведении «История одного города» градоначальник огурцом зарезался.

Кентавр – это тоже гротеск! 🙂

И напоследок насчёт иронии и сарказма. Есть у них общая черта: в обоих понятиях выражается антипод, но и отличия у них конечно же есть. Как обычно говорят, мол, сарказм – это злая ирония, а ирония – добрый сарказм! )))

Источник

иронический смех

Универсальный русско-английский словарь . Академик.ру . 2011 .

Смотреть что такое «иронический смех» в других словарях:

смех — бархатный (Белый); беззаботный (Засодимский, Тарутин); безоблачный (Тарасов); беспечный (Бальмонт, Круглов, П.Я., Надсон); брызжущий (Сергеев Ценский); буйный (Кипен); бешеный (Полонский); веселый (Альбов, Брюсов, Кипен, Мельн. Печерский, Фруг,… … Словарь эпитетов

СМЕХ — СМЕХ культурно психологический феномен, в котором выражается способность человека к обнаружению комических ситуаций, содержащихся в жизни и искусстве. Он представляет собой сплав эмоциональных и рациональных моментов, в котором аналитическая… … Философская энциклопедия

иронический — I. Смех, ирония, язвительность как проявление эмоций II. Речевое воздействие … Словарь синонимов русского языка

Колобанов, Зиновий Григорьевич — Зиновий Григорьевич Колобанов … Википедия

Колобанов — Колобанов, Зиновий Григорьевич Зиновий Григорьевич Колобанов 12 (25) декабря 1912(19121225) 1994 … Википедия

riso ironico — ит. [ри/зо иро/нико] иронический смех; см. Скрябин. Сатаническая поэма … Словарь иностранных музыкальных терминов

Ирония — (греческое eironeia притворство) явно притворное изображение отрицательного явления в положительном виде, чтобы путем доведения до абсурда самой возможности положительной оценки осмеять и дискредитировать данное явление, обратить внимание на тот… … Литературная энциклопедия

Пушкин, Александр Сергеевич — — родился 26 мая 1799 г. в Москве, на Немецкой улице в доме Скворцова; умер 29 января 1837 г. в Петербурге. Со стороны отца Пушкин принадлежал к старинному дворянскому роду, происходившему, по сказанию родословных, от выходца «из… … Большая биографическая энциклопедия

Ирония — ИРОНИЯ вид насмешки, отличительными чертами которого следует признать: спокойствие и сдержанность, нередко даже оттенок холодного презрения, а, главное, личина вполне серьезного утверждения, под которой таится отрицание достоинства того… … Словарь литературных терминов

Троцкий, Лев Давидович — Возможно, эта статья или раздел требует сокращения. Сократите объём текста в соответствии с рекомендациями правил о взвешенности изложения и размере статей. Дополнительные сведения могут быть на странице обсуждения … Википедия

Предпосылки революции 1917 года в России — сложный комплекс экономических, политических, социальных и организационных причин, вызвавший революцию 1917 года в России. Революция 1917 года в России … Википедия

Источник

Синонимы к словосочетанию «иронический смех»

Связанные слова и выражения

Делаем Карту слов лучше вместе

Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я обязательно научусь отличать широко распространённые слова от узкоспециальных.

Насколько понятно значение слова смерзаться (глагол), смерзались:

Связанные слова (по тематикам)

  • Люди: юморист, насмешник, остряк, сатирик, собеседник
  • Места: уголок, балаган, галёрка, ямочка, цирк
  • Предметы: слеза, рукоплескания, аплодисменты, гармоника, маска
  • Действия: смех, шутка, смешок, подтрунивание, улыбка
  • Абстрактные понятия: насмешка, ирония, смешное, издёвка, весёлость

Ассоциации к слову «смех&raquo

Предложения со словосочетанием «иронический смех&raquo

  • – Он побоялся встретиться с существом, которое производило эти звуки, – сказал с ироническим смехом шут.

Цитаты из русской классики со словосочетанием «иронический смех»

  • Аудитория, обыкновенно увлекавшаяся его пылом, теперь была против него, по ней то и дело перекатывался иронический смех , а в Урманове все больше освобождалось что-то злое, доводившее его до бессилия.

Сочетаемость слова «иронический&raquo

Сочетаемость слова «смех&raquo

Значение слова «иронический&raquo

ИРОНИ́ЧЕСКИЙ , —ая, —ое. Заключающий в себе иронию. Ироническое отношение. (Малый академический словарь, МАС)

Значение слова «смех&raquo

СМЕХ , -а (-у), м. 1. Характерные прерывистые горловые звуки, вызываемые короткими выдыхательными движениями при проявлении веселья, радости, удовольствия и т. п. Заливаться смехом. Не удержаться от смеха. Взрыв смеха. (Малый академический словарь, МАС)

Афоризмы русских писателей со словом «иронический&raquo

  • Ироническое отношение к чувству всякого рода, к мечтательности, к лирическим порывам, к излияниям составляет сущность внутреннего цинизма. Грубое выражение этой иронии, беспричинная и бесцельная резкость выражений относится к внешнему цинизму.

Отправить комментарий

Дополнительно

Значение слова «иронический&raquo

ИРОНИ́ЧЕСКИЙ , —ая, —ое. Заключающий в себе иронию. Ироническое отношение.

Значение слова «смех&raquo

СМЕХ , -а (-у), м. 1. Характерные прерывистые горловые звуки, вызываемые короткими выдыхательными движениями при проявлении веселья, радости, удовольствия и т. п. Заливаться смехом. Не удержаться от смеха. Взрыв смеха.

Предложения со словосочетанием «иронический смех&raquo

– Он побоялся встретиться с существом, которое производило эти звуки, – сказал с ироническим смехом шут.

– Ну, мы с вами ещё увидимся! – с ироническим смехом ответил стрелок и в несколько секунд скрылся от преследователей.

Но назло ироническому смеху и колким сарказмам, следовавшим за каждым опытом, послушный камень снова начинал для всех свои качания и колебания.

Источник

Психология смеха — 4

1. Поскольку у смеха имеется свой определённый нейрофизиологический механизм, и смех свойствен уже младенцам, можно считать смех врождённым рефлексом. Однако, взрослый человек, как правило, смеётся при хорошей шутке и в курьёзных случаях.
То есть, самый сильный, специфически человеческий смех, и сам его рефлекс, подчинены особого рода раздражителям и интеллектуальному поведению.

2. Стоит признать, что смех присущ лишь человеку. Те признаки похожего на смех, наблюдаемые у животных, можно считать родственным проявлением человеческому смеху — эмоция, игровое поведение. Но сентиментальный и интеллектуальный смех человека, это явление уже иного порядка.

3. Попытаемся проникнуть в психологию смеха и как-то представить нейрофизиологический механизм запуска его рефлекса.

а) Первым влияющим фактором, порождающим смех, справедливо назвать неожиданность в осознании шутки. Суть шутки, это обман разума.
Неожиданность всегда является несколько шоковым явлением.
Когда в разум приходит озарение, снимая интеллектуальную проблему, человек переживает радость – когда в тривиальном случае разум сталкивается с чем-то непредвиденным, это шокирует, вызывает некоторый транс в сознании, выработку адреналина. И в то же время, с последующим озарением это трамплин к эмоциям.

б) Такая ситуация в рефлексии и самосознании получает социальную оценку, где возможен момент смущения; в лёгком замешательстве, незаметном сознанию, проходит выбор в нейрофизиологических рефлексах, нарастание эмоций, энергетики.

в) Но как правило, тривиальное остаётся тривиальным – и мгновенно приходит осознание, что «это была, или есть, шутка». Эмоционально приходит «озарение».

г) Настоящая хорошая шутка или курьёз, всегда эстетичны, удивительны. Здесь может быть, и парадокс, и гротеск, и сама уникальность случая.
Но здесь снова вмешивается социальный фактор, который препятствует «до созерцать» саму эстетику шутки, курьёза. «На тебя смотрят!» — заявляет он.
И не обязательно, что на самом деле не смотрят – на то он и «социальный» фактор, чтобы это чувствовалось. Снова смущение, эмоции, рефлексы. Но это пока внутри, в подсознании, на энергетическом уровне в нейрофизиологии мозга.

д) Главный рефлекс, который в этом процессе уже вступил в действие, это игровое поведение. Вот здесь сполна открываются медиаторные и гормональные шлюзы древней лимбической системы подкорки головного мозга.
Канадский профессор психологии Род Мартин пишет:
«Может озадачить тот факт, что положительная эмоция радости сопровождается тем же самым общим паттерном физиологического возбуждения, что и связанные со стрессом отрицательные эмоции, такие как страх и гнев. Если радость — это положительная эмоция, которая предположительно полезна для здоровья, почему она вызывает те же самые физиологические последствия, что и связанные со стрессом эмоции, которые, как известно, вредны для здоровья? Одно из возможных объяснений этих результатов имеет отношение к гипотезе о том, что положительные эмоции, связанные со смехом, возникли в веселой борьбе животных. Многие системы организма быстро мобилизуются для борьбы или бегства в случае угрозы, и многие из этих систем также могут активизироваться для бурного, возбуждающего и просоциального преследования, бегства, подпрыгивания и борьбы во время игры млекопитающих.»

Теперь представим себе, какой здесь энергетический ресурс, который через лимбическую структуру активируется и у человека. А человек, оказываясь в игровом поведении, в нашей рассматриваемой ситуации, продолжает «играть» интеллектуально (сосредоточенно) «отгадывая загадки» согласно своей специфики игрового поведения. И такая же энергия, которая у животных предназначалась для навыков борьбы, прыжков, беготни, ждёт своего выхода у человека.

е) Далее, человек обнаруживает комизм – образ (архетип) чудака.
Неслучайно слово «чудак» и «чудо» имеет один корень. Это связано с эмоцией удивления.
Образ «чудака», как и образ «клоуна», удивителен в непосредственном опознавании, а также, вызывает иронию и улыбку потому-что, это архетип в человеческом «бессознательном» и реальный субъект игрового рефлекса.
Вспомним «Джентльмены удачи», как Краморов (Косой) в такси возмущался непониманием таксиста: тем, что памятник в тюрьму посадить невозможно. Сколько же было в этом курьёзе эстетических «смехогенных» нюансов. И эта его шуба, снова – к которой вроде только что привык зритель. Не говоря уже о физиономии.
Кстати, улыбка – это тоже архетип, который запускает свой специфический рефлекс и располагает окружение к игровому поведению.
А в общем, все перечисляющиеся здесь моменты суть рычаги физиологии смеха, синтезирующие смехотворную эмоцию.

ж) Итак, можно себе представить, сколько различных подкорковых очагов возбуждений приходится сдерживать коре головного мозга, самой их породившей, но остающаяся в процессе осознания – созерцания простой шутки, смешного эпизода и комической ситуации в целом.
Сознание скачет – скачет, и как уже говорили, не успевает «до-созерцать, переварить» всё – что есть в образах иронии и комизма. А это, тоже, интрига и дополнительные импульсы.

Процесс осознания комизма физиологически сопровождается сплошь подкреплением эмоции удивления и бурной иррадиацией в нейронных сетях. И всё здесь в одни ворота, пока накопленная эмоция не получит разрядку через смех.
Конечно же, сама реакция осознания комического проходит в мгновения. И всё, что тут автор смог копнуть, индуцируется в эти мгновения. Поэтому и разрядка такая мощная и импулсивная.

Тот факт, что малыши любят бегать и смеяться, и дети больше, чем взрослые, заряжены смехотворной эмоцией, говорит о том, что существует структура в мозгу, также, заряженная необходимыми для смеха гормонами и нейромедиаторами.
Поэтому бывает, когда просто смешно, и когда уже невозможно сдержать смех. Невозможно сдержать из-за накопленной эмоции, которая всегда продолжает расти там, где являет себя комическое, уже независимо от нашей психологической установки. Сознание продолжает регистрировать комическое, заражаясь иронией. Или поддаваясь рефлексу игрового поведения. Где уже сама наша серьёзность в собственном сознании вызывает иронию.
Конечно же, как трактуется в Большой Советской Энциклопедии: Юмор заведомо «своенравен», «субъективен», личностно обусловлен, отмечен отпечатком «странного» умонастроения самого «юмориста».

Специфика юмора заключается в способности рассмешить и обязательно имеет три аспекта:
1.Юмор и комическое для интеллекта удивительны уникальностью смысловой композиции (алогизм, двусмысленность, парадокс и мн. др.) эстетикой смысла и действия, гротеска. Интеллектуальный аспект. Эволюционная значимость: навыки развития интеллекта.
2. Социальный аспект. Эволюционная значимость: совершенствование в целом, общение, единение, видовое развитие.
3. Игровое поведение – инстинкт, включающий в себя социальный аспект и развитие интеллекта.

А.Г. Козинцев в «Человек и смех» приводит интересные рефлексивные наблюдения:
Блаженный Августин, вспоминая, как мальчишкой воровал вместе с товарищами груши из чужого сада, признавался: «. Я хотел насладиться не тем, что стремился уворовать, а самим воровством и грехом. Мы смеялись, словно от щекотки по сердцу, потому что обманывали тех, кто и не подумал бы, что мы можем воровать» (Исповедь, II, 4, 9).

«Через полторы тысячи лет Ч. Дарвин (1953. С. 914) прибег к сходной метафоре: «Иногда говорят, что смешная мысль щекочет воображение; это так называемое щекотание ума любопытным образом похоже на щекотание тела».

И далее, А.Г. Козинцев отдельную главу посвящает смеху от щекотки.
«Щекотка вызывает смех и у людей, и у обезьян, а следовательно, подобно билингве, может дать ключ к «дешифровке» смеха и юмора (Provine, 1996; 2000. Р. 99). Его называли также «пробным камнем для испытания всех теорий» смеха (McDougall, 1931.Р. 395) и «главнейшим тестом для теорий юмора» (Weisfeld, 1993). Подавляющее большинство теорий этого испытания не выдерживает, ибо их авторы не находят смеху от щекотки никакого места всвоих построениях, а потому попросту исключают его из рассмотрения как примитивную физиологическую реакцию».

«Смех — явление на грани биологии и культуры. Без сомнения, он вызывает столь большой интерес именно благодаря включенности в культуру. Однако найти его истоки, а следовательно, и его исходную функцию можно лишь в докультурном (биологическом) прошлом. Смех един, и дать ему удовлетворительное объяснение можно только в рамках монистической биокультурной теории. Такую теорию невозможно создать, сводя биологию смеха к его физиологии» (А.Г. Козинцев).

«Среди различных взглядов на щекотку, хотелось бы обратить внимание на то, что обнаружена сильная положительная корреляция между чувствительностью к щекотке и склонностью к смеху от психологических причин, что позволило говорить об индивидуальной изменчивости силы «смехового рефлекса», как единого целого» (Fridlund, Loftis, 1990).

«Жесткая щекотка как редуцированная игровая агрессия особенно характерна для человекообразных обезьян, а среди них, по-видимому, для наших ближайших родственников – шимпанзе» (Fagen, 1981. P. 109).

А.Г. Козинцев, давая анализ всех существующих теорий «смеха от щекотки», приходит к выводу, что доказанный здесь социальный и игровой контекст, а также, обязательная поведенческая форма «жесткой щекотки», есть не что иное, как игровая псевдоагрессия.
Однако, нельзя игнорировать тот факт, что само ощущение щекотки порождает то особое возбуждение, ответной реакцией на которое является смех.
Можно согласиться, что каким-то образом игровое поведение, эмоциональность, влияют на рецепторику тела и вегетативной нервной системы.
Более вероятное объяснение смеха от щекотки видится в изоморфности нервного возбуждения телесного ощущения щекотки к психофизиологическому возбуждению от чувства юмора – «щекотки ума». Это возможно через специфическое психофизическое перевозбуждение с резонансом в структурах мозга, ответственных за рефлекс смеха. Или эмоциональное возбуждение в игровом поведении, на основе родства «эмоции» и «ощущения» обостряет чувствительность в телесном восприятии.

Несмотря на скрупулёзный подход определения самого понятия «смех» А.Г. Козинцевым, слабым местом его теории является взгляд на смех, как на коммуникативный сигнал (знак). Исследователя совсем не смущает, что человеческий смех — это, прежде всего, эмоциональный выплеск. Все прототипы смеха в животном мире, это далеко не человеческий смех по уровню возбуждения и по смыслу. Можно улыбку считать коммуникативным знаком, смех же – побочно, но ни в коем случае неконтролируемый сентиментальный смех коммуникативным знаком являться не может.

А.Г. Козинцев: «Итак, смех — это врожденный и бессознательный метакоммуникативный сигнал игры, но не всякой (недаром Хейзинга отрицал связь изученных им серьезных игр со смехом, см: Хейзинга, 1992. С. 15; см. главу 3), а особой негативистской игры — «нарушения понарошку». Именно таково было значение «протосмеха», развившегося из ритуализованного укуса; тем же, судя по всему, и осталось главное значение смеха у современного человека, несмотря на все обилие побочных оттенков»

Очень, очень замудрёно – «ретуализованный укус»… у человека?! «Негативистская игра нарушения понарошку»… у животных?!
Можно смело констатировать, что осталось у человека от животных игровое поведение, мобилизирующий физиологический тонус (выявлено, что смех у человека сопровождается тем же самым общим паттерном физиологического возбуждения, что и весёлая борьба животных, активизация систем для возбуждающего и просоциального преследования, бегства, подпрыгивания) …социальная игра с эмоциональным объединяющим мотивом. Однако, развитие навыков и обучение в игровом поведении у человека, как и каждого вида животных, соответственно своё. Нетрудно догадаться, что для человека главным является интеллектуальное развитие.
Также, не стоит забывать, что эмоциональная жизнь человека намного шире и разнообразнее, чем у животных. Сознание, чувства: эстетические и нравственные… — всё положительное и отрицательное в связи с различным отношением ко всему разнообразию в окружающем мире, к социуму, к близким и дальним, к природе, деятельности, творчеству, добру и злу, жизни и смерти, и т.д. Чуткость, чувствительность и глубина эмоционального переживания обуславливает у человека его сентиментальный сильный и выразительный смех.

Итак, можно заключить, что «щекотка ума» или «щекотка сердца», метафоры не случайные. В процессе эволюции и естественного отбора сознание и интеллект (большей частью локализованные в коре головного мозга) и лимбическая система с рефлексом игрового поведения и энергетическим ресурсом его реализации, образуют здесь более прочные и глубокие связи. Соответственно, сами отделы ГМ, представляющие в подкорке ГМ систему запуска и реализации игрового поведения получили новое развитие. Отсюда повышенная чуткость, чувствительность, эмоциональность… и выплеск эмоции, когда кора ГМ и сознание уже не в состоянии её удержать.

1. Смех в контексте игры.

Радость и веселье в экзистенциальном переживании жизни и чувстве единения.
Атрибутика: добрые шутки любого происхождения и характера. Веселые анекдоты.

Основа и специфика чувства смешного – это игровое поведение, где основным тактическим средством порождения смешного можно считать шутку.
А основа игрового поведения – это социальное поведение и соответствующее тому достаточно сентиментальное чувство. Или даже точнее здесь будет сказать, у данного чувства и поведения – социальная природа.
Игровая природа смеха нисколько не теряет в своей полноте и развитии в совокупности с интеллектом, способностью абстрагироваться, сознанием и эстетическим чувством у человека. Напротив, довольно очевидна природа игры, и в критическом (человеческом) комическом чувстве, и в юморе – уже столь масштабном явлении культуры. Игривое отношение – это и улыбка от приятной встречи, и также, это скептическая улыбка.

Наблюдая, как с развитием юмора органично в человеке переплетается социальное (то есть, сентиментальное) и интеллектуальное, не остается сомнения, что это развитие не дело случая. В этом видится запланированное и промыслительное действие.

2. Смех над чудачеством, клоунадой.

А) Наследственно закрепленная симпатия к малышам, игровое отношение – по поводу их чудного стремления к совершенству. Данное отношение легко генерализуется и может часто распространяться на людей взрослых. Клоуны в цирковом представлении – один из таких случаев.
Стоит заметить, что сам смех с малышей – это смех любви.
Б) Элемент шутки в образно-гротескном противоречии (в составе эстетического наполнения).
В) Вовлечение в игру на уровне чудачества (древняя форма поведения, живущая в подсознании). А.Козинцев, сравнивает смех с «временным оглуплением» и «подражанием худшим людям». Но это ни в коем случае не «подражание худшим людям» и не «временное оглупление». По сути, здесь речь должна быть о том, что родственно карнавалу и карнавальному танцу – игра и чудачество. Это принципиально отличается от глупости и слабоумия тем, что данная форма поведения адекватна и хранит свою традицию не во многих случаях.

3. Сентиментально-эстетическая насмешка.

Это восприятие курьеза, где всё связанное с человеком, его поведение, действие и облик, представляет повышенный интерес.
Поэтому, например, лицо человека может стать одним из первых, как объект комического внимания. Гримаса. Часто, гримаса – это от природы сочетание какого-либо дефекта, в противоречии рисующее причудливый образ. И это противоречие есть шутка для восприятия, двуликий Янус.
Именно у человека, в отличие от животных, память на лицо другого имеет особую впечатляемость (доминанта, по Ухтомскому – физиологический аспект памяти и восприятия). Следовательно, восприятие лица человеком сопровождается различными сравнениями и ассоциациями, и не редко комического характера.
Так, например, гримаса может отражать запечатленный лик определенного действия, усилия, физического или умственного, либо это «застывшая» эмоция. Или как сказал А.Бергсон: «Есть лица, которые кажутся нам постоянно плачущими, другие — смеющимися или свистящими, третьи — дующими в какую-то воображаемую трубу». И эта эстетическая игра впечатлений воспринимается, как шутка.

Также, действие и поведение человека всегда представляет интерес по социальному фактору, поскольку, человек – существо социальное.
И весьма часто поводом для смеха становится просто курьезный случай. Существует ряд ситуаций, о которых говорится: «и смех, и грех».
То есть, комическое по природе – это не сознательная насмешка, а специфические тому обстоятельства и особенность человеческого восприятия.
Сознание здесь играет немалую роль, но одной лишь волею мысли смеяться себя не заставишь. Здесь порождается цепная реакция между сознанием и эмоциями через восприятие и переживание комичного объекта.

И конечно же, в курьезе и сентиментально-эстетической насмешке огромную роль играет сюжет и эстетический фактор, который делает ситуацию неожиданной, закрученной и удивительной, несмотря на то, что с самого начала здесь уже происходит «вовлечение в интригу».
Художественная, эстетическая сторона комического сюжета, социальный его контекст и полное растормаживание игрового поведения отличает этот самый богатый вид смеха.

Однако, здесь нельзя не сказать о «гримасе» и «поведении», в которых отражается чудачество и портрет чудака. Данный образ узнается уже на уровне безусловного рефлекса, так как является прообразом в коллективном бессознательном человека. Это мимика своеобразной веселости. Например, комната смеха – это тоже чудачество, и самый смешной там образ – образ чудака.
Гримаса – это образ чудака и архаический атрибут игрового поведения, в котором улыбающийся компонент мимики отражает любое уродство, как гротескную шутку, что в действии означает чудачество. Таков аникс гримасы чудака.

Относительно «интеллектуального» юмора, чудачество может быть смешным лишь через инстинкт и эмоцию игрового поведения.
Но… поскольку в человеческом обществе игровое поведение – это признак цивилизации и культуры, это нормальный и необходимый жизненный (психический) тонус человека, то здесь очень важно отметить, что «игра» (эмоция игрового поведения) всегда обуславливает юмористическое восприятие, каким бы интеллектуальным и тонким оно не было. Разве что, чувство (и сам инстинкт игрового поведения) здесь находится под управлением разума, но при любой возможности явить шутку, игровое поведение растормаживается и наполняет чувство настолько, насколько юмористическая ситуация это позволяет. И это одна из главных причин, без которой объяснение юмористического феномена будет по праву оставлять ощущение неполноты.
Более того, можно добавить, что присущее «вольное чудачество» примитивного игрового поведения здесь «интеллектуализируется» в гротескную импровизацию, но также, в адекватном отношении «игры» и «разума». Например, герой одного фильма возвратился с войны и встретился с товарищем. Они, радуясь друг другу, беседуют и шутят.
– Джек! — спрашивает товарищ – ты где потерял ногу?
— Да вот – тот отвечает – утром проснулся, а её уже нет.
В данном диалоге нет умного, тонкого или искрометного юмора. Но он здесь и не обязателен. Здесь атмосфера радости встречи, где главным является духовное переживание и побочно ненавязчивое игровое поведение. А также, нежелание отвечать на данный вопрос культурно парирует его в юморе. И то, что может восприниматься нелепо и абсурдно при серьёзном отношении, будет адекватно (и даже интересно) при игровом (гротеск — это интеллектуальное чудачество).

Самое богатое смехом – это кинокомедия. Кинематограф изначально выигрывает тем, что способен отражать жизнь более натурально.
Сильнейший фактор здесь – это творческий художественный и остроумно воплощенный мир шутки, в котором художник с первых эпизодов вовлекает зрителя в комический пролог. Например, фильм «Ирония судьбы или с легким паром», по ошибке, героя фильма, вместо его товарища, сажают на самолет и далее целая серия курьезных и комических случаев, шуток (а далее, и вторая серия).

4. Смех в контексте игры и соревнования.

Иронический насмешливый смех, состоящий из чувства триумфа в интеллектуальном или ситуационном превосходстве, и вместе с тем – это снисхождение и, возможно, сострадание.
Довольно смешна и является атрибутом данного эмоционального «конструкта» здесь – это пародия, выражающая игровое поведение, социальный аспект, эстетический и художественный образ, и конечно же, шутку.

5. Смех смущенного разума.

Этот вид смеха обеднен «любовью к ближнему», так как исключает социальный контекст игры. Его пусковой механизм (мы с этого начинали рассматривать комическое) – это когнитивный диссонанс: неожиданная острОта, двусмысленность, множественный смысл… Главное здесь сразить гордый критичный ум именно умом, так как для гордыни нет иных авторитетов. Горделивый человек по достоинству не может оценить даже эстетическое явление, не говоря уже о каком-то игровом поведении, социальном братском чувстве, солидарности…
Таким образом, через авторитет разума природа дает возможность и шанс гордому и злому характеру посмеяться и побыть сентиментальным. Но гордые и злые, как правило, избегают сентиментальности. И даже насмешка их может становиться смехом лишь тогда, когда смеётся авторитет.

6. Примитивный смех чудачества.

Примитивный смех чудачества у цивилизованного человека возможен в исключительных случаях и не публично. Но для детей он естествен.
По содержанию это смех эмоции веселья, примитивной радости.
Этот смех больше физиологический (гормональный) чем даже просто смех социально-игровой. Он, также, обеднен эстетическим чувством и эстетическим подкреплением. Но сама радость красит жизнь и это, также, можно считать эстетическим фактором и самоподкреплением эмоции.
Смехом чудачества однажды смеялся А.С.Пушкин. В 1825 г. А.С.Пушкин пишет П. Л. Вяземскому: «Трагедия моя кончена; я перечел ее вслух, один, я бил в ладоши и кричал, ай да Пушкин, ай да сукин сын!». Впрочем, здесь рядом и острота (гротеск) «ай, да сукин сын!».

7. Острота, сатирическая насмешка, глумление.

Острота – это шутка, которая уже может не иметь игрового мотива в отношении комического объекта. Здесь может быть критика, обличение, уподобление и игра «на публику». Поэтому я остроту связал сразу с сатирой, даже минуя иронию и сарказм.

Ирония и сарказм в игре и насмешке могут принимать ту и другую сторону или быть посередине.
Часто сознание оказывается под «приступом» эмоции игрового поведения и иронического отношения, и попытки протеста этому воспринимаются ещё комичнее — разгул иронии, по толкованию Даля.

Дж. К. Джером, из книги “Трое в одной лодке”
“В это утро во время одевания случилась одна довольно забавная история Когда я вернулся в лодку, было довольно холодно, и, торопясь надеть рубашку, я нечаянно уронил её в воду. Это меня ужасно разозлило, особенно потому, что Джордж стал смеяться. Я не находил в этом ничего смешного и сказал это Джорджу, но Джордж только громче захохотал. Я никогда не видел, чтобы кто-нибудь так смеялся. Наконец, я совсем рассердился и высказал Джорджу, какой он сумасшедший болван и безмозглый идиот, но Джордж после этого заржал ещё пуще.

Острота дикаря – примитив чудачества и примитив в уподоблении, «сатира» дикаря — глумление. Например, когда солдаты римлян били арестованного Иисуса Христа, становились пред ним на колени, паясничали, смеялись, глумились

И напротив, «игра на публику» и глумление на культурный манер – это сатира.

Там, где порок и зло выходит за пределы нормы «чудак человек», там социальная игра по отношению к субъекту порока уже невозможна.

Источник

Читайте также:  Что значит суффикс ени
Оцените статью