Что значит ирод четвертовластник

ИРОД АНТИПА

Ирод Антипа (+ после 39 г.), четверовластник (тетрарх) в Галилее и Перее (Мф 14:1, Лк 3:1), у евангелистов также называется царем (т.е. властителем) в принятом в то время значении этого слова (Мф 14:9, Мк 6:14)

Антипа был вторым сыном Ирода Великого от самарянки Малфаки. Воспитывался в Риме вместе со старшим братом Архелаем, сводным братом Филиппом и Манаилом, впоследствии пророком и учителем в христианской общине Антиохии (Деян 13:1).

После смерти Ирода Великого (4 г. до н.э.) три брата поделили царство, как было завещано отцом и утверждено императором Августом. Антипа получил при этом Галилею и Перею — область на восточном берегу Иордана. Как галилеянин, Иисус Христос находился под его властью (Лк. 23:6 и дал.).

Укрепив галилейский город Сепфорис, Антипа сделал его своей столицей. Антипа восстановил погран. крепость Беф-Харан и назвал ее Ливиадой — в честь жены Августа, а после его смерти переименовал ее в Юлиаду — в соответствии с именем жены нового императора. Затем Ирод Антипа основал на берегу Геннисаретского озера город Тивериаду, назвав его в честь Тиберия. Это был чисто эллинистический город.

Не обладая средствами отца и получая только 200 талантов дохода, он, однако, любил чисто языческую пышность, задавал великолепные пиры, о которых писали даже римские поэты.

В доме сводного брата Филиппа, Ирод Антипа встретил свою золовку и племянницу Иродиаду и страстно влюбился в нее. Ради него она оставила мужа, Ирода Филиппа. Чтобы жениться на Иродиаде, Антипа изгнал свою первую жену, дочь арабского царя Ареты IV. Такое предательство вкупе с прелюбодеянием вызвало всеобщее возмущение. Оскорбленный Арета выступил против Ирода Антипы и нанес ему тяжелое поражение в пограничной войне, а Иоанн Креститель публично обвинил его в тяжком нарушении Закона (Лев 18:16; Лев 20:21). После этого Ирод Антипа приказал схватить Иоанна и заточить в крепость Махерон, расположенную к востоку от Мертвого моря, но не решился убить пророка. Он боялся Иоанна, но вместе с тем и почитал его (Лк 3:19 и след.; Мк 6:17-20).

Читайте также:  Что для лермонтова значит родина

Иродиада, которая не могла простить пророку обличений, использовала благоприятный момент, чтобы разделаться с ним. Во время пира Антипа, восхищенный танцем Саломии, дочери Иродиады от первого брака, пообещал дать ей все, чего бы она ни попросила. По совету Иродиады, Саломия попросила принести ей на блюде голову Иоанна Крестителя. Царю ничего не оставалось, как исполнить эту просьбу (Мк 6, 21-28).

Совесть мучила Ирода впоследствии. Когда ему сообщили о чудесах, которые творил Иисус Христос, он в испуге решил, что это воскресший Иоанн Креститель (Мф 14:1 и след.; Мк 6:14-16). «Некоторые из фарисеев» предостерегали Иисуса, говоря, что Ирод хочет убить Его (Лк. 13:31). Иисус называл Ирода «лисицей» (Лк 13:32), очевидно, имея в виду его хитрость. Слова Иисуса о «закваске» иродовой (Мк. 8, 15), вероятно, подразумевают неверие и безнравственность, царившие при дворе этого правителя.

Встреча Ирода со Христом произошла во время суда над Спасителем, когда Ирод Антипа прибыл в Иерусалим на праздник Пасхи. Прокуратор Понтий Пилат, узнав, что Иисус родом из Галилеи, направил Его к правителю этой области — Ироду. Тот давно хотел увидеть Иисуса (Лк 9:9; Лк 23:8), надеясь стать свидетелем чуда. Ирод о многом Его расспрашивал, но Господь ничего не отвечал ему, и тогда разочарованный царь, поиздевавшись над Ним, отослал Его назад к Пилату — мотивы первосвященников он, по-видимому, как и Пилат, не принимал всерьез. С этого времени давняя вражда между Иродом и Пилатом была забыта (Лк. 23, 12), но на четвертовластника пала часть вины за смерть Иисуса (Деян 4:27).

Император Калигула вскоре после восшествия на престол (37 г. н.э. присвоил Ироду Агриппе I, брату Иродиады, царский титул, чем задел честолюбие Иродиады. Помня о том, что Ирод Антипа при всем его лукавстве отличается нерешительностью, она вновь начала подстрекать его к активным действиям. В 39 году Ирод Антипа отправился в Рим, чтобы испросить у кесаря царский титул и для себя, но услышал тяжкие обвинения, в т.ч. и в тайном сговоре с парфянами. Доказательства этому представил Калигуле племянник и шурин Ирода Антипы — Агриппа. На основе этих обвинений Ирод Антипа был отправлен в ссылку в Лион, в Галлию, оттуда он был переведен в Испанию, где и умер. Его царство было присоединено к землям, находившимся под управлением Агриппы.

Источник

Толкования Священного Писания

Содержание

Толкования на Лк. 3:19

Свт. Григорий Палама

Ст. 19-20 Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за все, что сделал Ирод худого, прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу

Почему же иные Евангелисты поминают, что Иоанн обличал Ирода только за Иродиаду? Говорят они так по той причине, что для заключения Иоанна в тюрьму были и иные многие причины, лучше же сказать – все поступки сего извращенного царя, за которые, будучи обличаем, он не стерпел; к усекновению же главы Иоанновы привела одна единственная причина – прелюбодеяние и прелюбодейка, которая действовала своими махинациями и ухищрениями и довела дело до конца: ибо она питала негодование на Иоанна, который обличал и отводил Ирода от беззаконного дела, и желала его убить: ибо, как ей казалось, иначе не было возможно ей изгладить улику против себя. Ее мерзкий грех не был однородным; не был он и сугубым; но состоял из многих элементов: потому что это было прелюбодеяние, наипостыднейший из всех грехов, и то совершаемое не с кем-то иным, но – с братом обманутого мужа, и то после того, как от него у нее был ребенок, к тому же дочь, родившаяся от этого брака, была жива; так что, по Моисееву закону, Ироду не допускалось жениться на ней ни даже после смерти его брата. Он же еще при жизни брата и при наличии от него дочери осквернил брачное ложе того, и то не, по крайней мере, тайно, как бы с некой боязнью совершая бесчинный поступок, но с дерзостью и бесстыдством совершал мерзость. Итак, вот, всецело предаясь злу и посему не снося обличения, он заключил Иоанна в тюрьму. Но и само это заключение Иоанна в тюрьму еще больше позорило Ирода пред всеми видящими и слышащими (о случившемся) и всеми посещающими тюрьму вследствие слуха (о пребывании в ней Иоанна); посему Иродиада преследовала его, т.е. в своем сердце питала бешенство на Иоанна и желала его убить, однако, не решалась.

Омилия 40. О всечестном Христовом Предтече и Крестителе Иоанне.

Блж. Феофилакт Болгарский

Ст. 19-22 Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за всё, что сделал Ирод худого, прибавил ко всему прочему и то, что заключил Иоанна в темницу. Когда же крестился весь народ, и Иисус, крестившись, молился: отверзлось небо, и Дух Святый нисшел на Него в телесном виде, как голубь, и был глас с небес, глаголющий: Ты Сын Мой Возлюбленный; в Тебе Мое благоволение

Евангелист к месту вставил здесь слово об Ироде. Он как бы так говорит: хотя народ весьма высоко думал об Иоанне, но Ирод, обличаемый от него, ко всем злодеяниям своим прибавил и то, что заключил его в темницу. Повествует как бы с глубокой скорбью и сильной жалостью о том, что Ирод так неправо поступил с Иоанном, тогда как народ имел о нем высокое понятие. — «Отверзлось небо» для того, чтобы нам показать, что крещение всем отворяет небо, запертое Адамом. «Дух Святый нисшел» на Иисуса, чтобы мы познали из сего, что и на нас, когда крещаемся, приходит Дух. Ибо Господь не имел нужды в Духе, но все творит ради нас и Сам бывает первенцем во всем (Кол. 1, 18), что мы имели принять впоследствии, чтобы быть первородным во многих братиях. «Как голубь», чтобы мы научились, что нам нужно быть кроткими и чистыми. И как при Ное голубь изображал успокоение гнева Божия, так и здесь Дух Святый, потопив грех, примирил нас с Богом. И Сын слышит глас, от Отца произнесенный, чтобы показать, что и нам крещаемым он даровал сыноположение. «В Тебе Мое благоволение» — в Тебе Я успокоился.

Прот. Иоанн Бухарев

Ст. 19-20 Ирод же четвертовластник, обличаемь от него о Иродиаде жене брата своего, и о всех, яже сотвори злая Ирод, приложи и сие над всеми, и затвори Иоанна в темнице

Об Ироде чит. в объясн. 1 ст. Обличаем от него (от Иоанна Крестителя) о Иродиаде (за Иродиаду) жене брата своего. Иродиада была дочь Аристовула, сына Ирода великаго. Ирод Антипа и Филипп были сами дети сего Ирода. Таким образом, Иродиада приходилась племянницею как Ирода Антипы, так и Филиппа. Она была замужем за Филиппом и имела от этого брака дочь Саломию, которая, как повествуют еванг. Матфей (Мф. гл. 14) и Марк (Мк. гл. 6), в своих подробных сказаниях о смерти Крестителя, однажды в день празднования рождения Ирода, очень угодила царю и гостям. Ирод Антипа был женат на дочери Арабскаго царя Ареты, но, отослав ее от себя, еще при жизни Филиппа, взял себе жену его Иродиаду. За это-то и обличал его Иоанн, говоря ему: не должно тебе иметь ее женою; потому что такой поступок был совершенно беззаконен и соблазнителен для народа. Если законом Моисеевым повелевалось жениться на жене брата, то только в случае его смерти и притом бездетства (Втор. 25:5-6).

Иродиада, злобясь на Иоанна, хотела убить его, но не могла, повествует еванг. Марк (Мк. 6:19). Она была сама по себе злая женщина. Злобилась же на Иоанна особенно за то, что могла бы лишиться царской власти, если бы его обличительная речь подействовала на Ирода, и он развелся бы с нею. Не могла убить – и собственною властию, и не могла принудить к тому и Ирода. Ирод, быть может, и сам желал бы убить своего обличителя, но, с одной стороны, как замечает св. Матфей (Мф. 14:5), боялся народа: потому что почитали его за пророка; с другой стороны, как пишет св. Марк (Мк. 6:20), боялся и потому, что сам знал его за мужа праведного и святого и многое делал, слушаясь его, и с удовольствием слушал его. Боялся убить, но все-таки заключил (затвори) пророка в темницу, а затем и умертвил. Так грех овладевает человеком! О смерти Иоанна Крестителя не говорит еванг. Лука: об этом написано у еванг. Матфея и Марка. Евангелист же Лука, говоря собственно о проповеди Иоанна и имея говорить о крещении им И. Христа, только к слову прибавляет о том, что было с ним впоследствии, именно о заключении его в темницу.

Толкование на Евангелие от Луки.

Лопухин А.П.

Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за все, что сделал Ирод худого

Источник

Четвертовластник

Библейская энциклопедия Брокгауза . Ф. Ринекер, Г. Майер . 1994 .

Смотреть что такое «Четвертовластник» в других словарях:

четвертовластник — четвертовл’астник (Мат.14:1 ; Лук.3:1 ; Лук.9:7 ; Деян.13:1 ) правитель над четвертой частью царства Ирода Великого, разделенного между его четырьмя сыновьями. (см. Ирод) … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

четвертовластник — четвертовл’астник (Мат.14:1 ; Лук.3:1 ; Лук.9:7 ; Деян.13:1 ) правитель над четвертой частью царства Ирода Великого, разделенного между его четырьмя сыновьями. (см. Ирод) … Полный и подробный Библейский Словарь к русской канонической Библии

Лисаннй, — четвертовластник в Авилинее (Лук. 3:1) … Словарь библейских имен

Васан — ( мягкая, плодородная земля ), область вост. Иордана и сев. Галаада. На севере простиралась до Ермона и граничила с Гессурской и Маахской обл., на востоке достигала Аврана и Аравийской пустыни (Нав 12:5). Евреи называли В. областью Аргов, землею… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Ирод Антипа — Ирод Антипа, второй сын см. Ирода Великого от самарянки Малфаки. И.А. воспитывался в Риме вместе со старшим братом Архелаем (см. Архелай), сводным братом см. Филиппом и Манаилом, впоследствии пророком и учителем в христ. общине Антиохии (Деян… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Кесария Филиппова — лежит у истоков Нахр Баньяс, одной из трех рек, слияние к рых образует Иордан. Грот, из к рого вытекает вода, греки посвятили богу источников Пану (отсюда название Панеас, араб. Баньяс. В 20 г. до Р.Х. Ирод Великий получил эту область и построил… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Лисаний — ( успокоитель ), тетрарх (четвертовластник), в 15 й год правления имп. Тиберия управлявший Авилинеей, областью, располож. сев. зап. Дамаска (Лк 3:1). Эти сведения подтверждаются надписью, найденной в Авиле (столице этой области) и относящейся ко… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Филипп — ( любитель лошадей ): 1) сын см. Ирода Великого и Мариамны, первый муж Иродиады (см. Иродиада) (Мф 14:3; Мк 6:17; Лк 3:19) и отец Саломии (см. Саломия) (2). Жена Ф. покинула его, т.к. он не отвечал ее честолюбивым устремлениям, и вышла замуж за… … Библейская энциклопедия Брокгауза

Евангелие от Луки 3:19 — Ирод же четвертовластник, обличаемый от него за Иродиаду, жену брата своего, и за всё, что сделал Ирод худого, Мат.14:3 Мар.6:17 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Евангелие от Луки 9:7 — Услышал Ирод четвертовластник о всём, что делал [Иисус] , и недоумевал: ибо одни говорили, что это Иоанн восстал из мертвых; Мат.14:1 Мар.6:14 … Библия. Ветхий и Новый заветы. Синодальный перевод. Библейская энциклопедия арх. Никифора.

Источник

О библейских именах, или Как не перепутать фарисея и мытаря?

Продолжая тему трудных мест Евангелия, поговорим об именах. Библия содержит множество имен. И даже если человек впервые открывает ее, одни имена будут знакомы, другие — нет. Я не буду сейчас рассматривать Ветхий Завет, так как наша основная тема — Евангелие. Поэтому и поговорим мы о новозаветных именах. Думаю, что имя Иисуса Христа вряд ли нуждается в представлении даже не сведущему читателю. Или имя апостола Петра. Вы вряд ли перепутаете его с кем-то другим. Но вот с некоторыми именами могут возникнуть проблемы.

Сколько было «царей Иродов»?

Например, Ирод. Его мы встречаем уже на второй странице Евангелия от Матфея: Иисус родился в Вифлееме Иудейском во дни царя Ирода (Мф. 2, 1). Можно смело сказать, что имя этого иудейского царя давно уже стало нарицательным. «Ирод» — образ жестокого и коварного человека. В чем же сложность?

Сложность в том, что имя «Ирод» встречается в Евангелии несколько раз. Например, во второй главе Евангелия от Матфея мы можем прочитать о том, как Ирод, испугавшись за свою власть, замышляет убить младенца Христа. Но там же сообщается о смерти Ирода. Власть переходит к его сыну Архелаю (Мф. 2, 20, 22). Но затем, в четырнадцатой главе Евангелия от Матфея, мы снова читаем об Ироде-четвертовластнике (см. Мф. 14, 1). Христос предостерегает учеников: смотрите, берегитесь закваски фарисейской и закваски Иродовой (Мк. 8, 15). Евангелист Лука сообщает, что Ирод хочет убить Иисуса Христа (см. Лк. 13, 31), а затем Пилат посылает Христа на суд к Ироду (см. Лк. 23, 6-12). А еще в книге Деяний апостольских говорится о некоем Ироде, приказавшем обезглавить апостола Иакова Заведеева и арестовать апостола Петра (см. Деян. 12, 2-3). Кто же все эти Ироды?

Одинаковое имя у нескольких человек одновременно действительно может вызвать путаницу. Поэтому начнем сначала. Правителей с именем Ирод было несколько. Самый первый Ирод — символ жестокости — желавший смерти Христа и приказавший убить младенцев в Вифлееме, — известен в истории как Ирод Великий. Ирод и правда был великим строителем — по всей Иудее велись масштабные постройки. Кроме множества крепостей и дворцов в государстве возникли два новых города и был реконструирован Иерусалимский храм.

Другая сторона иродова «величия» проявилась в жестокости. Иудейский историк Иосиф Флавий пишет о нем так: «Это был человек, одинаково жестокий ко всем, необузданный в гневе, попиравший справедливость, но притом пользовавшийся большей удачей, чем кто-либо иной. Ведь он, происходя из простого звания, добился царского сана и, несмотря на тысячи опасностей, всегда ускользал от них, сумев при этом дожить до преклонного возраста».В «послужном списке» царя-строителя — убийства двух жен из десяти, трех сыновей, брата одной из жен и жены деда. Это помимо казни 45 знатных иерусалимлян, не желавших видеть его царем. Он понимал, что люди будут радоваться его смерти. Поэтому, почувствовав ее приближение, Ирод приказал собрать на ипподроме в Иерихоне знатных иудеев со всей страны, а затем казнить их, чтобы весь народ погрузился в скорбь. Но сестра Ирода смогла отменить последний безумный приказ брата.

Следующий Ирод или Ирод-четвертовластник, казнивший Иоанна Крестителя, был третьим сыном Ирода Великого. Слово «четвертовластник» указывает, что он управлял лишь четвертой частью Иудеи (после смерти первого Ирода государство было разделено). Сын продолжил «традиции» отца. К числу его главных злодеяний относятся незаконный брак с женой родного брата и казнь крестителя Господня Иоанна.

Третий Ирод, имя которого упоминается в книге Деяний, был внуком Ирода Великого. Желая угодить иудеям, враждовавшим против христиан, он приказывает казнить апостола Иакова Заведеева, брата Иоанна Богослова.

Чем занимались мытари?

Кроме имен в Евангелии встречаются еще более загадочные слова. Например, мытари, фарисеи, саддукеи.

Однажды мне задали такой вопрос: чем таким занимались мытари, что никто их не любил, — попрошайничали, что ли? Мытари были отнюдь не попрошайками. Мытарь — это, по сути, сборщик налогов и пошлин, с функциями судебного пристава. Для иудеев времен Христа слово «мытарь» было синонимом слова грешник. Противники Христа не раз злословили Его, как друга мытарей и грешников (см. Мф. 11, 19).

Но не любили мытарей не только за то, что они нередко использовали служебное положение в личных целях. Здесь нужно обратиться к истории. Иудея была завоевана Римской империей и лишилась независимости. Поэтому и налоги собирались в пользу оккупантов и поставленных ими правителей. Сбором же руководили чиновники, нанятые из местного населения, — мытари. Поэтому мытарь, часто общавшийся с язычниками-римлянами в силу своей должности, — выглядел в глазах других иудеев и нарушителем традиций, и предателем. Да и мытари, в свою очередь, не испытывали особой любви к собратьям. Но именно среди мытарей проповедь Христа нашла большой отклик — можно вспомнить покаявшегося Закхея, главу иерихонских мытарей (см. Лк. 19, 1-10), а еще автора первого Евангелия — апостола Матфея, оставившего свое «рабочее место» и последовавшего за Христом (см. Мф. 9, 9).

Тогда кто такие фарисеи? Христос в знаменитой притче противопоставляет смиренную молитву мытаря гордой молитве фарисея (см. Лк. 18, 9-14). Фарисеи — это религиозное движение, группа людей, стремящихся проводить особо благочестивую жизнь. Да, фарисеи были горды тем, что они «не мытари». И вообще старались отмежеваться от других, показывая свое особое благочестие и соблюдение даже самых мельчайших иудейских традиций (некоторые из них были, по сути, выдуманы самими же фарисеями). С одной стороны, фарисеи были знатоками Священного Писания (практически все книжники и законники, также упоминаемые в Евангелии, были фарисеями) и религиозных законов. Но с другой стороны, они поверили в собственную исключительность перед Богом. Потому что тот, кто не живет также благочестиво, как требуют этого фарисеи, не достоин спасения. Но часто благочестие фарисеев сводилось к строжайшему соблюдению правильного омовения блюд для еды, а духовная чистота отодвигалась на задний план. Горе вам, книжники и фарисеи, лицемеры, что очищаете внешность чаши и блюда, между тем как внутри они полны хищения и неправды, — говорит Христос(Мф. 23, 25).

Но все же несмотря на то, что Христос обличает гордость и лицемерие фарисеев, некоторые из них испытывали к Нему симпатию. А один из самых образованных молодых фарисеев стал впоследствии христианином. Мы знаем его как апостола Павла.

Если фарисеи в чем-то могли согласиться с Иисусом Христом, то следующая группа, отличалась особой непримиримостью. Это саддукеи. Практически все саддукеи были потомственными священниками, что не является чем-то удивительным, так как иудейское священство было наследственным. Священниками становились только потомки брата пророка Моисея Аарона и его сыновей.

Саддукеи контролировали Иерусалимский храм, а также обладали высшей светской властью в городе. Именно первосвященник (главный священник) возглавлял Синедрион — высший иерусалимский совет. Синедрион обладал властью приговорить человека к смерти. Правда, не имел власти исполнить приговор, это было прерогативой римлян. Но добиться исполнения нужного приговора не было таким уж сложным делом.

Нужно сказать, что саддукеи, опять же в силу положения, часто общались с римлянами-язычниками. Но при этом слово «саддукей» не отождествлялось со словом грешник (в отличие от слова «мытарь»). Саддукеи были вполне лояльны римским властям. Обладая высшей властью, саддукеи являлись оппонентами фарисеев, которые пользовались популярностью в народе.

Возникает логичный вопрос: для чего все это знать читателю Евангелия? Скорее не для чего, а почему? Потому что знание исторической ситуации и некоторых особенностей того времени поможет нам не запутаться в тексте и понять многие важные моменты вероучения, как, например, то, почему Христос обличал фарисеев, но не гнушался сесть за стол в доме мытаря.

Продолжение цикла бесед о «сложных» местах Евангелия следует

Газета «Саратовская панорама» № 37 (1118)

Источник

Оцените статью