Что значит интервалы движения

Маршруты, частота и интервал движения

Подвижного состава

Маршрутом движения называется путь следования подвижного состава при выполнении перевозок. Выбираются такие маршруты, которые обеспечивают минимальные затраты на транспортирование грузов. В маршрут могут включаться грузы, перевозка которых возможна на одном и том же типе подвижного состава и которые совпадают по срокам предъявления к перевозке. Выбор маршрута зависит от дислокации погрузочно-разгрузочных пунктов и АТП, рода и размеров партий грузов, характеристик подвижного состава. Для маршрутизации движения применяются экономико-математические методы планирования перевозок.

Длина маршрута – это расстояние, которое проходит автомобиль от начального до конечного пункта; оборот подвижного состава – законченный цикл движения, т.е. движение по всему маршруту с возвращением в начальный пункт; интервал движения – промежуток времени между проездом любого пункта (места) маршрута двумя следующими друг за другом в одном направлении автомобильными тран-спортными средствами.

Маршруты движения подразделяются на маятниковые, радиальные, кольцевые, комбинированные, сборные, развозочные и сборно-развозочные (рис. 2.2).

Рис. 2.2. Разновидности маршрутов перевозок грузов:

а – маятниковые (с частично обратно груженым пробегом и не пол-

ностью груженым прямым и обратным пробегом); б – кольцевые;

в – радиальные; г – комбинированный; д – сборный, развозочный

и сборно-развозочный; А – начальный пункт маршрута: 1 – движение

с грузом; 2 – движение без груза

Маятниковыми называются маршруты, когда движение подвижного состава в прямом и обратном направлениях происходит по одной и той же трассе. Они могут быть с полным использованием пробега, с использованием пробега только в прямом направлении, с неполным использованием пробега в прямом или обратном или в обоих направлениях. Разновидностью маятниковых маршрутов являются радиальные, которые имеют различные направления, но начинаются или заканчиваются в одном пункте.

Кольцевой маршрут движения – замкнутый контур, соединяющий пункты погрузки и разгрузки, когда пункт его начала является ко-
нечным.

Комбинированные маршруты – это сочетание нескольких маршрутов движения подвижного состава, в ходе которых за один оборот может быть совершено несколько ездок на некоторых из них.

Сборный, развозочный и сборно-развозочный – это маршруты, на которых подвижной состав, проходя погрузочно-разгрузочные пункты, постепенно загружается, разгружается или загружается или только разгружается.

Основные показатели работы

Подвижного состава

Для планирования, учета и анализа работы подвижного состава грузового автомобильного транспорта применяется система показателей, которая характеризует степень его использования: во времени (дни, автомобиле-дни эксплуатации, коэффициент выпуска подвижного состава, время на маршруте и в наряде, время простоя под погрузкой-разгрузкой и коэффициент использования рабочего времени); по скоростным свойствам (техническая и эксплуатационная скорость движения); по пробегу (коэффициенты использования пробега за различные периоды времени работы на линии); по грузоподъемности (коэффициенты использования грузоподъемности статический и динамический). Кроме того, применяется ряд учетных показателей, отражающих результаты работы подвижного состава (средние длина ездки
и расстояние перевозки груза, число ездок, пробег с грузом, среднесуточный и общий пробег, производительность подвижного состава, объем перевозок и грузооборот).

Парк подвижного состава – это все транспортные средства (автомобили, тягачи, прицепы) автомобильного транспортного предприятия. Списочный (инвентарный) парк подвижного состава – парк, числящийся на балансе автомобильного транспортного предприятия в данный момент времени j. По своему техническому состоянию он подразделяется на парк, готовый к эксплуатации, Атj, и парк, находящийся в То и ремонтах, Арj: Асj = Атj+ Арj.

Каждая i-я единица парка подвижного состава в течение Дкi календарных дней находится в эксплуатации дней Дэi, в ТО и ремонтах –
Дрi дней и в простое в готовом к эксплуатации состоянии (выходные
и праздничные дни, отсутствие материалов и т.п.) – Дпi дней: Дкi =
=
Дэi + Дрi +Дпi.

Для определения времени эксплуатации, ремонта или простоя парка подвижного состава используют показатель – автомобиле-дни:

,

где АД – суммарное число автомобиле-дней парка автомобилей в рассматриваемом состоянии; Дi число дней нахождения в рассматриваемом состоянии на АТП i-го автомобиля за календарный период Д;
А¢ число автомобилей за период Д(равно сумме их числа на начало календарного периода и числа поступивших за этот период или сумме их числа на конец периода и числа списанных); Аj – число автомобилей в рассматриваемом состоянии на АТП в j-е сутки; Д – продолжительность календарного периода, сут.; АДk – суммарное число автомобиле-дней k-й группы автомобилей (например, одной грузоподъем-
ности); n – число групп автомобилей.

Время работы за календарный период характеризуется числом дней (для одной единицы) или автомобиле-дней (для парка) эксплуатации подвижного состава на линии. В течение рабочего дня каждый автомобиль определенный период находится в наряде, т.е., работая на линии, выполняет перевозку груза.

Использование подвижного состава за определенный период по календарному времени характеризуется также коэффициентом выпуска подвижного состава:

– для одного автомобиля за Д календарных дней

;

– для парка за Д календарных дней

.

Техническое состояние парка подвижного состава характеризуется коэффициентом технической готовности:

– для одного автомобиля за Д календарных дней

;

– для парка за один рабочий день

.

Коэффициент выпуска подвижного состава определяется уровнем коэффициента технической готовности:

где Kи – коэффициент, учитывающий снижение использования технически исправных автомобилей в рабочие дни парка по различным эксплуатационным и организационным причинам (Kи = 0,93…0,97). Значение Kи по конкретному АТП определяется по формуле

где aв иaт – реально сложившиеся на АТП значения коэффициентов.

2.4. Использование грузоподъемности автомобиля;

Длина ездки

Использование грузоподъемности подвижного состава характеризуется коэффициентами статического и динамического использования.

Коэффициент статического использования грузоподъемности gс – это отношение фактически перевезенного груза Qф к грузу Qв, который можно было бы перевезти при условии полного использования грузоподъемности подвижного состава при груженых ездках :

– за одну i-ю ездку

;

– за день (смену) для одного автомобиля

,

где qфi – перевезенный груз за одну i-ю ездку, т; qi – номинальная грузоподъемность автомобиля, которым выполнена i-я ездка с грузом, т; gci – коэффициент статического использования грузоподъемности при i-й ездке с грузом; ze – общее число ездок с грузом.

Коэффициент динамического использования грузоподъемности gд – это отношение фактически выполненной Рф транспортной работы
к возможной Рвпри условии полного использования грузоподъемности подвижного состава на протяжении всего пробега с грузом: gд = Рф / Рв. Здесь в отличие от gс учитывается не только количество груза, но и расстояние перевозки.

Коэффициент динамического использования грузоподъемности:

;

– за день (смену) для одного автомобиля

.

Пробег – расстояние, которое проходит автомобиль за определенный период времени. Он может быть производительным (с грузом) и непроизводительным (без груза). Последний подразделяется на порожний (от пункта разгрузки до следующего пункта загрузки) и нулевой (от АТП до первого пункта погрузки и от последнего места разгрузки до АТП). Нулевыми считаются также все заезды, не связанные с выполнением транспортного процесса (заправка, ТО, ТР). Если обозначить нулевой пробег через Lн, а пробег, связанный с выполнением транспортного процесса, через Lм, то общий пробег L = Lн + Lм.

Автомобиль работает на маршруте время Тм и затрачивает на нулевой пробег время tн. Но так как Lм = Lг + Lх, L = Lг + Lх + Lн, где Lr
и Lх – соответственно пробег автомобилей с грузом и порожний (холостой), км.

Коэффициент использования пробега подвижного состава – отношение производительного пробега к общему за определенный период :

– за одну i-ю ездку

;

,

где lri, lxi – соответственно пробег с грузом и без груза при i-й ездке автомобилей, км; ze – общее число выполненных ездок.

Среднее расстояние перевозки lq – это средняя дальность транспор-тирования одной тонны груза, определяется отношением выполненной транспортной работы Р к объему перевезенного груза Q: lq = P/Q.

Средняя длина ездки с грузом – это средний пробег, совершаемый автомобилем за одну ездку от пункта погрузки до пункта разгрузки; определяется отношением общего груженого пробега к соответствующему числу выполненных ездок, т.е. .

Источник

Пункт 9.10 ПДД – несоблюдение дистанции и бокового интервала

Соблюдение дистанции – это один из самых важных составляющих безопасности дорожного движения. Регулирует этот вопрос пункт 9.10 Правил дорожного движения. Но делает он это не в конкретных цифрах, а только по ситуации: если водителю удалось избежать ДТП, значит, она была безопасная, если нет, то налицо несоблюдение дистанции и нарушение 9.10 ПДД.

Официальная трактовка на 2021 год

9.10. Водитель должен соблюдать такую дистанцию до движущегося впереди транспортного средства, которая позволила бы избежать столкновения, а также необходимый боковой интервал, обеспечивающий безопасность движения.

Последнее изменение

Пункт 9.10 не менялся ни разу со дня официального опубликования Правил в далёком 1993 году. Значит ли это, что этот пункт идеален? Нельзя ответить однозначно, но определённо он универсален. И ДТП из-за нарушения данного предписания подзаконного акта происходят сравнительно часто.

Комментарии и разъяснения к пункту 9.10 ПДД

В целом, этот 9.10 достаточно простой для понимания пункт, но всё же ряд моментов требует уточнения тонкостей.

Так, можно выделить наиболее важные тезисы:

  • дистанция, согласно пункту 9.10 ПДД – понятие условное, нет чёткого размера этой дистанции,
  • то же самое касается бокового интервала – пока нет ДТП, то боковой интервал обеспечивает безопасность движения, и Правила по этой части не нарушены,
  • если Вы едете задним ходом, речи о нарушении этого пункта не может идти, так как важное условие – движущееся впереди ТС,
  • также 9.10 не применима в случае, если автомобиль впереди стоит, так как ещё одно условие – «движущееся впереди ТС».

Про несоблюдение дистанции

Итак, конкретной информации по дистанции в метрах пункт 9.10 Правил не содержит. Есть только оговорённость о том, что она должна позволить избежать ДТП. Более никаких оговорок нет. То есть нарушение данного пункта прецедентно – несоблюдение дистанции возможно только в случае ДТП. Не было аварии – дистанция соблюдена, есть – не соблюдена! Всё, казалось бы, довольно просто!

Значит ли это, что если произошло столкновение в зад впереди едущему автомобилю, то всегда виноват сзади едущий и всегда есть нарушение пункта 9.10 ПДД? Почти всегда это так. Исключения Вы можете увидеть по ситуациям немного ниже.

Одна из таких ситуаций плотно коррелирует с пунктом 10.1 Правил – когда водитель должен вести автомобиль с такой скоростью, чтобы успеть остановиться при внезапно появившейся опасностью на дороге.

Так, согласно судебной практике 2021 года и ранее, если, к примеру, впереди едущий автомобиль столкнулся со встречным, который, в свою очередь, вылетел на встречку. В результате впереди едущий автомобиль останавливается резко или вовсе его откидывает назад, и это едущий сзади водитель не мог никак ожидать такого поворота событий при прочих равных условиях, когда не видел ситуацию далеко впереди.

Таким образом, на практике 2021 года речь о несоблюдении дистанции идёт именно о случаях, когда впереди движущаяся машина экстренно тормозит, а не тормозит о другое препятствие.

К слову, о движущемся впереди автомобиле.

Если автомобиль впереди стоит

В этом случае пункт 9.10 ПДД никак не может быть нарушен по той простой причине, что пункт 9.10 ПДД говорит прямо о движущемся впереди транспортном средстве.

Если же машина впереди стоит, то здесь нарушение другой нормы Правил – чаще всего, если Вы не успели затормозить перед стоящим авто или не заметили его вовремя, чтобы успеть среагировать, то при аварии Вам вменят нарушение пункта 10.1 ПДД с мотивировкой, что Вы вели автомобиль со скоростью, не позволяющий вовремя избежать столкновения.

Про боковой интервал

Если Вы прочитаете или услышите где-либо про конкретные цифры такого интервала, то это неправда. В действующих на 2021 год Правилах точное значение бокового интервала не установлены. Чаще можно услышать такие числа:

  • 1,5 метра от велосипедиста,
  • 2-2,5 метра от соседнего автомобиля,
  • 1-1,5 метра от пешехода.

Но пункт 9.10 прямо и неоднозначно предписывает: боковой интервал должен просто обеспечить безопасность движения. И здесь данный этот вопрос напрямую пересекается с пунктом 9.1 ПДД, который говорит о том, что число полос на дороге при отсутствии полос определяется самими автомобилями с учётом их габаритов.

Таким образом, 9.10 нарушается в том случае, если Вы притёрли боковой стороной другое авто и не нарушается в таких случаях, когда:

  • в соседней машине водитель или пассажир открыл дверь, и Вы её задели,
  • соседний автомобиль маневрировал сам (тогда именно его водитель нарушил пункт 9.10).

Формула расчёта бокового интервала

Но конкретика в этом вопросе всё же есть. Ответ нам даёт справочник по автотехнической экспертизе – той, что применяется после ДТП. В частности, там говорится о боковом интервале в целях исключения столкновения автомобилей бортами.

Здесь же приводится такой термин как «возмущающее воздействие» – это то, что может привести к уводу автомобиля в сторону:

  • внезапный порыв ветра,
  • курсовая неустойчивость вследствие допустимого люфта рулевой рейки,
  • увод в сторону из-за неровности дороги,
  • увод при торможении (речь идёт о допустимом уводе, а не при заносе машины).

Так, безопасный интервал расчитывается с учётом таких возущающих действий.

Формула расчёта бокового интервала при встречном разъезде транспортных средств:

Формула при обгоне или опережении:

Формула при объезде:

Dобъезд = 0,35 + 0,005 V1

Где V1 – это скорость машины перед обгоном в км/ч, V2 – скорость обгоняемого автомобиля, также в км/ч, а V3 – скорость встречного авто в км/ч.

Важное замечание!

Какой штраф за нарушение 9.10?

Отдельного частного штрафа за дистанцию или боковой интервал в актуальном на 2021 год Административном кодексе нет. Пункт 9.10 относится к разделу расположения транспортных средств на дороге, и в КоАП есть штраф за любые нарушения такого расположения – часть 1 статьи 12.15, наказывающая водителей штрафом 1 500 рублей.

Штраф за нарушение 9.10 – 1 500 рублей по ч.1 ст. 12.5 КоАП.

Эта финансовая санкция не может быть выписана инспектором ДПС при простой остановке водителя на дороге. Как мы уже описали выше, нарушение пункта 9.10 прецедентное – только при ДТП пункт считается нарушенным. Это касается как несоблюдения дистанции, так и бокового интервала.

Но при случившейся аварии также вместе со штрафом за нарушением пункта 9.10 могут быть выписаны наказания по другим статьям. Нередко несоблюдение дистанции приводит к ДТП с причинением вреда здоровью или даже жизни потерпевших (потерпевшими в этом случае также могут считаться и пассажиры в машине виновника). Тогда будет выписана ещё и одна из санкций в рамках статьи 12.24 Кодекса, влекущая вплоть до лишения прав, а в ряде случаев виновник может быть привлечён к уголовной ответственности.

Судебная практика

  • Решение по делу №12-67/2013 в Татарстане удовлетворило жалобу водителя о том, что она незаконно привлечена к штрафу за нарушение пункта 9.10 ПДД, когда двигалась задним ходом и допустила столкновение со стоящим автомобилем. Здесь целых 2 несоответствия условиям 9.10: автомобиль потерпевшего не двигался, он же был сзади, а не впереди машины виновницы ДТП.
  • Постановлением № 5-18/2013 суда Орловской области прекращено дело водителя, который якобы в нарушение 9.10, не соблюдая дистанцию, въехал в мотоблок. Дело прекращено на основании того, что мотоблок транспортным средством не является, а пункт чётко оговаривает, что дистанцию нужно соблюдать именно до движущегося впереди транспортного средства.
  • Приговор №1-6/2015 в Тверской области по уголовному делу за причинение смерти велосипедисту из-за несоблюдения дистанции водителя автомобиля.
  • Ещё одно решение с отменой штрафа за нарушение пункта 9.10 на основании того, что нарушивший водитель двигался задним ходом и столкнулся со стоящей машиной.



Источник

Читайте также:  Кукиш с маслом это что значит
Оцените статью