Что значит интегративное качество личности

Лекция №19 (4часа) Интегративные качества личности

Лекция № 19 (4часа)

Интегративные качества личности

Формирование личности является философское понимание этого процесса как самодвижения, обусловленного внутренними причинами.

В трактовке термина «личностное качество» ученные подчеркивают его следующие характерные черты:

-устойчивое образование, наиболее типичные черты поведения людей;

-показатель завершенности конкретных характеристик и четко выраженной функциональности;

-отражение устойчивого поведения – как результата проявления «Я» личности;

— реагирующая функция во взаимоотношениях с миром.

А.В.Петровский считает, что «личностные качества, существуют в форме феномена межличностных взаимоотношений».

Качество – основная элементарная частица подструктуры личности, отличающаяся по своему внешнему выражению, сущности и ведущей функции.

В самом общем виде под интегративным качеством понимается элемент подструктуры личности, обладающий направленностью, способностью к саморазвитию и функционированию.

Качество личности является элементом ее структуры, отражает опыт жизнедеятельности, проявляется в поведении, сознании и чувствах.

В системе интегративных качеств ведущая роль принадлежит базисным качествам.

Наиболее полно проявляется сущность и специфичность.

Ими придается ценность всем, через них соединяются все другие качества, они всегда проявляются в сочетании с другими, связывают личностные качества из других групп вокруг направленности личности.

Через них поддерживается устойчивость и высокая активность, усиливается значимость положительных и снижение влияния отрицательных качеств в поведении личности.

В целом базисные качества обеспечивают взаимосвязь общего, типичного и специфического в структуре личности.

Базисные качества личности, проявляющиеся одновременно в деятельности и отношениях, в саморегуляции и саморазвитии, единство содержания и формы в подструктурах интеллекта, нравственности, воли и чувств.

Образование структуры личности.

Первоначально решающее значение в создании структуры личности имеет структура потребностей и их проявление.

Все потребности включены в определенные качества личности, имеют внешнюю и внутреннюю стороны.

Ведущими отношениями, формирующими качества личности, являются:

-отношение к природе;

-связь личности с обществом;

— отношение к истории, культуре, усвоение ценностей цивилизации;

-отношение к деятельности;

-отношение к себе как способ самопознания внутреннего мира;

-восприимчивость педагогических влияний.

Все виды отношений связаны между собой целями личности и деятельностью по их достижению. Отсюда и наличие подструктуры направленности личности.

Формировать личность – значит воспитывать в ней способность к выстраиванию перспективных линий развития на основе ценностных ориентаций, целей жизни.

Поскольку внутренний мир личности – результат взаимодействия ее психики с окружающей действительностью, его изменение всегда порождено двумя факторами: характером и содержанием внешних условий и уровнем развития и состояния психики.

Компоненты (подструктуры ) целого связаны между собой разными видами жизнедеятельности.

Сам процесс образования структуры строится на взаимосвязи, взаимопереходе внешнего во внутреннее, на саморазвитии последнего.

Таким образом, структура личности включает в себя основанные на потребностях подструктуры, их взаимодействие между собой, их внешнее и внутреннее развитие в виде реакций, психических процессов, состояний, деятельности, поведения, отношений.

1.Фиксирует существенные результаты отражения в психики происходящих в окружающем мире процессов и явлений.

2. Обеспечивает взаимодействие врожденного и приобретенного, образование новых психических процессов и явлений с прежним опытом, тем самым создает преемственность в развитии индивида.

3.Способствует накоплению социально-ценного опыта эффективной деятельности в отношениях с окружающей действительностью,

4.Отражает результаты внутреннего психического развития, самодвижения, саморазвития духовного мира людей, согласует между собой на основе иерархии и самодвижения взаимодействие отдельных элементов и подструктур в единое целое.

Все это определяет и структуру воспитательного процесса, ее подструктуры: цели воспитания, диагностику, педагогические средства и методы.

ОСНОВНЫЕ ПОДСТРУКТУРЫ ЛИЧНОСТИ

Социально-нравственная подструктура , родовой характер человека.

Устанавливается тесная взаимосвязь в развитии общественной морали и нравственного самосознания личности.

В структуре нравственности главным звеном является взаимосвязь нравственного сознания, самосознания и поведения.

Развитие морали индивида неотделимо от развития его социального существа.

Содержательные нравственные качества характеризуются тремя основными признаками:

Коллективизм – условие социальной ответственности и солидарности;

Трудолюбие – фундамент работоспособности и жизненного опыта человека;

Принципиальность – нетерпимое отношение к безнравственному поведению окружающих.

Коллективизм – основа дружбы и товарищества, солидарности, ответственности, гражданского долга, чести и достоинства. Он является приоритетным качеством человека.

Трудолюбие обеспечивает активное влияние деятельности и коллектива на формирование всего духовного мира личности.

Честность выступает и как принцип поведения, одно из ведущих качеств нравственности.

Ответственность и свободолюбие выполняют важную функцию: они связывают воедино интегративные качества личности и одновременно входят составными элементами в структуру воли и чувств. Базисные качества – коллективизм и гуманность.

Подструктура интеллектуальных качеств обеспечивает человеку ориентировку в мире и самом себе, высокую результативность его деятельности.

Эмоциональная подструктура обеспечивает взаимодействие с окружающей средой. Появление эмоций и было качественно новым уровнем развития восприимчивости, чувства обеспечивают адекватную связь человека с окружающим его миром.

Нравственность невозможна без единства сознания и чувств, структура личности связывается в единое целое через чувства.

Чувства играют важную роль в интеллектуальной жизни человека.

Эмоциональная восприимчивость психики определяет, какая информация будет воспринята в каком объеме и насколько качественно. Ведущие качества разума – сообразительность, объективность, связываются между собой благодаря восприимчивости.

Роль чувств и эмоций в формировании нравственности огромна, как источник жизненного опыта, как стимулятор нравственного развития.

Переживание же отношения к окружающей действительности зависит от мировоззрения.

Оптимистичность – базисное качество эмоциональной сферы личности. Выражает удовлетворенность жизнью в целом. Эстетичность – чувство гармонии и красоты.

Воля – явление функциональное. Она часть целостной системы, выполняющая функцию: внутреннюю организованность личности в ее деятельности по изменению окружающей действительности и себя в соответствии с поставленными целями. Ее высшее развитие – целеустремленность, решительность, самообладание и требовательность.

-обеспечивает необходимую активность личности в ее ведущих видах деятельности;

— координацию функций сознание и нравственности, а интеллекту – необходимую организованность, направленность и мотивацию.

Воля – есть психическое отражение физиологической системы саморегуляции, как мышление есть психическое проявление деятельности коры головного мозга. Обеспечивает самоуправление поведением внутренними переживаниями, организует и направляет силы и способности человека в соответствии.

Содержательным качеством воли является также самообладание. С помощью самообладания мы управляем своими переживаниями, силами и способностями. Самообладание связано с регулированием, таких качеств как любознательность, ТРУДОЛЮБИЕ, ЭМОЦИОНАЛЬНАЯ ЛЮБОЗНАТЕЛЬНОСТЬ.

Качества личности – а их насчитывается от 1700 до 2200, являются составными элементами интегративных качеств, из них 90% положительных качеств.

При структурном анализе каждого, самого сложного, увидим в основе то или иное интегративное качество в сочетании с другим, сопутствующим ему в других подструктурах.

Функции сферы сознания и самосознания обеспечивают:

-познавательную активность в усвоении понятий, законов, теории науки, имеющих существенную значимость для понимания природы, общества, мышления;

-глубину мышления, т.е. принципиальность в оценке сущности социальных процессов и явлений на основе ведущих идей и науки, идеологии, морали;

-идеологическую позицию в философских подходах к явлениям современности (убежденность);

-самостоятельность в усвоении духовных ценностей общества;

-устойчивость позиции личности в отношении к гуманистической идеологии, морали;

-терпимое отношение к иной философии, идеологии, морали (терпимость, толерантность, компромиссность).

Каждое интегративное качество выступает как результат взаимодействия природных (внутренних) и социальных (внешних) предпосылок (факторов).

Противоположности существует в самой сущности качества (свободолюбие-самоограничение, смелость-осторожность). Противоречие в ядре качества и порождают противоречия сознания и поведения.

Итак, все интегративные качества являются основными качествами личности, из которых состоит ее целостная структура.

Источник

Структура качества личности или отношения:

l Интеллектуальный ( когнитивно — познавательный) компонент: знания о качестве + осознание его значимости (личной и общественной);

l Мотивационный (эмоционально-мотивационный) компонент: эмоциональное отношение + мотивация (внутренние побуждения к действию);

l Поведенческий (практический, действенно-волевой) компонент: волевые усилия + действия, поступки, поведение;

Интегративное качество личности

l Интегративное качество — объединяющее в себе множество сходных качеств.

В русских словарях – свыше 19.000 качеств личности. Отсюда очевидна проблема : что именно воспитывать? Этот вопрос как минимум ежегодно решает каждый классный руководитель, составляя план воспитательной работы с классом на год. Предлагаемое решение: воспитывать главные, интегративные качества.

За основу выделения интегративных качеств были взяты результаты работы группы ученых под руководством академика БелАО А.И.Кочетова , которые 20 лет исследовали эту проблему. В результате были выделены 16 интегративных качеств по четырем сферам личности. Получилась следующая компактная система:

Нравственная сфера личности:

Всего 4 качества, к которым сводятся все нравственные качества порядочного, воспитанного человека!

Интеллектуальная сфера личности:

Всего 4 качества, к которым сводятся все интеллектуальные качества умного человека!

Волевая сфера личности:

Всего 4 качества характеризуют волевого человека!

Эмоциональная сфера личности:

Всего 4 качества эмоционально- развитой, личности !

Поскольку в реальном педагогическом процессе любая диагностика является уже началом формирования, а элементы исследования и воспитания тесно переплетены между собой, то характер данной технологии был определен как диагностико -формирующий. Причем данная технология подходит для формирования практически любого качества, не только выделенных здесь как главные, интегративные. Также эта технология может быть использована для качеств любой сферы личности: нравственной, интеллектуальной, волевой, эмоциональной. С определенными дополнениями в практической части возможно ее применение для развития даже физических качеств человека (силы, ловкости, выносливости, скорости, гибкости и др.).

Алгоритм диагностики и воспитания любого качества

l Диагностика всех 3 компонентов качества (интеллектуального, мотивационного и практического)

l Последовательное формирование всех этих трех компонентов + текущая диагностика проявлений качеств

l Заключительная (итоговая) диагностика

l Новый этап формирования.

Представим более подробную общую схему диагностики (на примере качества «гуманность»).

Диагностика знаний о качестве и осознания его значимости

l 1. Что такое гуманность?

l 2. Какого человека можно назвать гуманным?

l 3. Какой поступок можно назвать гуманным?

l 4. Приведи примеры гуманных поступков.

l 5. Зачем нужна гуманность людям?

Диагностика эмоционального отношения и мотивов гуманности

l 1. Нравятся ли тебе гуманные люди и гуманные поступки? Почему?

l 2. Хорошо ли быть гуманным? Почему?

l 3. Хочешь ли ты сам быть гуманным человеком или нет? Почему?

Анкета закрытая: выбор поведения в воображаемых ситуациях. Диагностика волевого и практического компонента

l 1. Часто ли тебе приходится заставлять себя поступать правильно, гуманно?

l 2. Часто ли тебе удается поступать гуманно, по-доброму?

l 3. Приведи примеры гуманных или негуманных своих поступков и поступков твоих одноклассников.

Другие (дополнительные) методы диагностики практического компонента:

· Наблюдение по определенной программе с ведением протокола.

· Метод экспертных оценок (родители, учителя, педагоги дополнительного образования)

Критерии, показатели и уровни воспитанности качества

Для фиксации результатов диагностики разработана шкала оценки и соответствующие ей уровни воспитанности.

Уровни воспитанности качества личности или его компонента

l — — отрицательный (проявляется противоположное качество)

l 0 – нулевой — не проявляется

l 1 – -низкий — качество проявляется слабо, редко

l 2 – средний — качество проявляется средне, наполовину

l 3 – высокий – качество проявляется ярко, интенсивно, в подавляющем большинстве ситуаций

Критерии и показатели

l Критериями является сформированность самих компонентов ( интеллектуального,мотивационного , практического)

l Сформированность определяется по критериям: полнота, частота, интенсивность проявления каждого компонента

l Показатели указывают на уровень (-; 0; 1; 2; 3)

l Показатели коррелируют с возрастом детей

Алгоритм формирующего этапа

Задачи формирующего этапа

l Сформировать ( доформировать ) знания о качестве: что это, как проявляется, как это в себе формировать?

l Сформировать осознание личной и общественной значимости качества (зачем оно необходимо обществу, мне лично?)

l Сформировать мотивацию (систему мотивов – внутренних побуждений к действию, желания, стремления)

l Организовать практическую деятельность, в которой школьники могут проявить это качество.

Методы и методики формирующего этапа

Наиболее часто используемым методом формирования знаний являются беседы, однако мы решили, что это не лучший вариант, поэтому предпочли использовать технологию перевернутого обучения, когда знания дети добывают самостоятельно.

Поэтому была организована поисковая работа детей по группам:

l энциклопедисты (значение слова и родственных слов),

l словарная группа (смысловое поле качества – его синонимы, родственные качества),

l социологи (опрос в школе, в семье,на улице),

l журналисты (анализ газет, журналов, ТВ новостей),

l литературоведы (анализ книг),

l кинематографисты (анализ фильмов).

Затем в классе проводилось обобщение результатов работы групп в виде творческих отчетов, представления портфолио, выступления агитбригады, устного или письменного (виртуального) журнала.

Формирование осознания и мотивации

l Беседы, в которых были продуманы информационные блоки и разработаны вопросы таким образом, чтобы подвести детей к нужному выводу так, чтобы они считали этот вывод своим.

l Диспуты, при организации которых педагог должен был помочь подготовиться каждой группе с той же задачей.

l Организация акций, рейдов

l Коллективные творческие дела

l Копилки добрых дел

l Работа с личным портфолио и портфолио класса

l Создание реальных ситуаций выбора

В выборе формы работы по развитию практического компонента любого нравственного качества важно понимать, что это не могут быть конкурсы, соревнования, поскольку речь идет о нравственно сфере личности.

При выборе вариантов планирования работы на уровне школы можно выделить два основных подхода:

1. Определить последовательность формирования четырех нравственных качеств и периодичность работы над каждым качеством. Таким образом, принять решение проблемном семинаре педагогов, что работа всей школы в течение каждой четверти будет сосредоточена на одном общем качестве для всей школы в такой последовательности: гуманность, трудолюбие, коллективизм и честность (возможна другая последовательность). В ходе работы над каждым качеством должен происходить обмен опытом между коллегами внутри каждого методобъединения , а также может проводиться общешкольный методический день, когда учителя дают открытые уроки и внеклассные мероприятия и этот обмен опытом переходит на более широкий уровень. Естественно, эта работа каждого учителя и классного руководителя подкрепляется организацией общих дел на всю школу или на ступень школы.

2. Разбиться всем педагогам школы на 4 группы по каждому качеству и затем обменяться методическими материалами.

В ходе работы каждый классный руководитель должен фиксировать результаты диагностики в следующих формах:

Сводная таблица по классу на каждое качество

Источник

Читайте также:  Что значит рецептурный лекарственный препарат
Оцените статью