Что значит интегративная дисциплина

Методический материал «Интегративный подход в обучении»

Интеграция — одна из актуальных проблем в обучении

С развитием науки сложность материала, изучаемого в школе, возрастает, увеличивается объем информации. Действующие программы по предметам естественнонаучного цикла предлагают учащимся усвоить большое количество понятий, которые в силу предметоцентризма нашего образования порой выступают как разрозненные элементы знаний. Это порождает трудности в формировании целостной картины мира, препятствуют органическому восприятию культуры, становится одной из причин фрагментарности мировоззрения выпускника школы.

Особую значимость эта проблема приобретает сегодня, когда в соответствии с запросами общества в условиях построения новой образовательной системы делается акцент на развивающие цели образования. Интегративный подход является одним из ресурсов развивающего обучения и повышения качества образовательного процесса в школе.

Идея интегративного образования – одна из концептуальных идей современной школы.

Интеграция – это процесс и результат достижения целостности содержания образования за счет установления внутри- и междисциплинарных связей, взаимодействия между различными образовательными программами (Приложение 1).

Плюсы интегративного подхода в образовании

Формирование и развитие более объективной и всесторонней картины мира, целостного мировоззрения и общей культуры

Более заинтересованное, лично значимое и осмысленное восприятие знаний за счет понимания их нужности и социальной значимости (мотивация)

Возможности для развития интеллектуального творческого мышления

Более активное применение своих знаний на практике, потому что знания легче обнаруживают свой прикладной характер

Формирование и развитие УУД

Снятие перегрузки в учебном процессе

Адекватность современному уровню научных представлений о мире

Возможность развернуть перед учеником многомерную картину мира в динамике, во множественных взаимосвязях

Расширение «горизонтов» в преподавании «собственного» предмета и осуществление новых перспектив деятельности. Учитель по-новому видит и раскрывает свой предмет, яснее осознавая его соотношение с другими науками.

Стимул к поиску новых методических форм взаимодействия с учеником (педагогом), соответствующих интегративному подходу

Объединение усилий разных специалистов в решении общих проблем, возможность учета ценностных ориентаций и мотивации обучаемых

Формирование, развитие и воспитание личности с учетом ее познавательных намерений, способностей и возможностей.

Становление естественнонаучного мышления учащихся

Получение качественно нового педагогического результата

Отсутствие учебно-методического комплекса (но они начинают уже появляться)

Недостаточная подготовленность педагогов по данному направлению работы (с чем мы стараемся справиться через самообразование, работу МО, семинары и курсы по повышению профессионального педагогического мастерства).

Формы обучения с интегративным подходом

Интегрированный курс (элективные, курсы по выбору, дополнительные учебные предметы и т.д.) – автономная научная дисциплина со своим специфическим предметом изучения, которая включает в себя элементы разных дисциплин, но в комплексе и на качественно ином уровне.

Интегрированный урок особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.

Предметом анализа в интегрированном уроке выступают многоплановые объекты, информация о сущности которых содержится в различных учебных дисциплинах. Это ведет к появлению качественно нового типа знаний, находящего выражение в общенаучных понятиях, категориях, подходах.

Участие учителей смежных дисциплин в организации интегрированных уроков решает психологическую проблему, позволяющую ребятам легко включаться в новый блок информации, способствует росту уровня общей и профессиональной культуры педагога, развитию ценностных ориентаций школьников с позиций глобального образования.

Комбинированный подход снимает монотонность урока, позволяет переключать внимание, а это обеспечивает высокую активность и поддерживает интерес к учению.

Интегрированные внеурочные мероприятия (проекты, экскурсии, интеллектуальные игры).

Основные этапы работы учителей МО естественнонаучного цикла по развитию интеграционных взаимодействий

Изучение литературы и анализ концепции интегрированного обучения

Приобретение учебной и методической литературы

Обсуждение проблемных тем на заседаниях МО и обучающих семинарах:

Современные проблемы интеграции предметов естественнонаучного цикла

Развитие ОУУН и универсальных учебных действий учащихся через интеграцию предметов области Естествознания

Интеграция предметов области Естествознания на основе общего вертикального и горизонтального планирования, проведения интегрированных уроков и внеклассных мероприятий

Интеграция изучаемых дисциплин на основе выработки учителями единых подходов к формированию ведущих понятий межпредметного характера

Интеграция предметов области Естествознания, как средство формирования и развития ключевых компетенций учащихся

1. Определение ресурсного обеспечения:

авторские методические разработки педагогов;

2. Внедрение интегративного подхода к формированию УУД

3. Создание банка интегральных познавательных заданий

4. Взаимопосещение уроков с целью обмена опытом осуществления внутрипредметной и межпредметной интеграции географии, биологии, физики, химии.

5. Взаимопосещение уроков с целью обмена опытом использования осуществления интеграции предметов области Естествознания как средства развития учащихся

6. Организация и проведение межпредметных олимпиад

7. Руководство проектной деятельностью учащихся, в том числе в выполнении междисциплинарных проектов

8. Проведение открытых интегрированных уроков

9. Проведение интегрированных внеклассных мероприятий учителями естественных дисциплин (в том числе открытых) в школе (интеллектуально-познавательных и ролевых игр, научно-познавательных марафонов, конференций, викторин, турниров знатоков, дискуссий, дебатов, круглых столов, презентаций учебных проектных продуктов по предмету и междициплинарных)

10. Проведение выездных интегрированных внеклассных мероприятий

Неделя открытий на Валдае (ежегодно)

Экскурсии в Политехнический, Зоологический музеи, Дарвиновский музей и др. (Приложение 2)

11. Популяризация опыта межпредметной интеграции:

Проведение совместных заседаний учителей дисциплин естествознания и учителей других МО по обмену опытом использования межпредметной интеграции

Г.Г. Лысова, Т.А. Никифорова, Л.Г. Прилежаева, Н.Н . Савельева. «Интеграционное изучение естественных дисциплин». Монография «Критериальное оценивание достижений учащихся». Москва. Научное издание ДО ГОУ ВПО МГПУ. 2010

Г.Г. Лысова, Е.А. Менделеева . «Дистанционное преподавание химии в НП «Телешкола». РАО ИСМО. Сборник материалов «Полатовские чтения – 2009».- М., 2010 .

Г.Г. Лысова. Деятельностные технологии обучения в формировании универсальных учебных действий учащихся. Формирование универсальных учебных действий на уроках химии. Диагностика в работе по формированию универсальных учебных действий. Москва. Научное издание ДО ГОУ ВПО МГПУ. 2012

Г.Г. Лысова, А.И. Аштрафзянов, Т.А. Никифорова, Л.Г. Прилежаева, Н.Н . Савельева. Сборник методических статей «Предметная интеграция как ресурс развивающего обучения». АНО СОШ «Премьер». 2014

12. Ежегодный анализ работы по реализации интеграции предметов области естествознания

Результаты деятельности МО по реализации

Нам удается осуществлять интеграцию учебных дисциплин в поиске их взаимодействия по отношению к целостному видению мира

Мы пытаемся найти единые подходы к формированию ведущих понятий межпредметного характера

Мы осуществляем интеграцию за счет усиления практической направленности и конкретного предмета, и цикла в целом через урочные и внеурочные мероприятия

Учителя МО естествознания целенаправленно, в соответствии с методической темой школы и планом работы МО, формируют и развивают УУД, способствуют достижению личностных результатов обучающихся

Наше внимание к интегративному подходу в обучении способствует созданию атмосферы для развития и проявления личностных качеств учащихся, формирования целостной картины мира, к более заинтересованному, лично значимому и осмысленному восприятию знаний, усилению мотивации к изучению предметов области Естествознания.

Интеграция – это процесс и результат достижения целостности содержания образования за счет установления внутри- и междисциплинарных связей, взаимодействия между различными образовательными программами.

Интеграционные взаимодействия – общие действия, направленные на сближение и связь наук, наряду с их особенностями.

Интегральные задания – задания, в которых неразрывно связаны (объединены) различные внутрипредметные понятия, требуется применение общих законов и теорий (в случае химии для органической и неорганической химии), или это задания межпредметные, предназначенные для установления причинно-сдедственных связей и формирования единой естественнонаучной картины мира.

Интегрированный курс (элективные, курсы по выбору, дополнительные учебные предметы и т.д.) – автономная научная дисциплина со своим специфическим предметом изучения, которая включает в себя элементы разных дисциплин, но в комплексе и на качественно ином уровне.

Интегрированный урок – особый тип урока, объединяющий в себе обучение одновременно по нескольким дисциплинам при изучении одного понятия, темы или явления.

Интегративный подход означает реализацию принципа интеграции в любом компоненте педагогического процесса.

Идея интегративного образования – одна из концептуальных идей современной школы.

Цель интегративного обучения – формирование целостного видения мира.

Интегрированные внеклассные мероприятия

1. Межпредметная олимпиада «Эрудит». 8, 9, 10 классы

2. Дебаты «В России нужно развивать атомную энергетику». 9 класс

3. Интеллектуальная био-химическая игра « Эрудит может стать миллионером!».

4. Интеллектуальная физико-химическая игра « Эрудит может стать миллионером!». 10 класс

5. Научно-познавательный марафон «Жизнь на Земле». 5, 6 классы

6. Сумасшедшая наука «Оптические иллюзии». 5 – 8 классы

7. Интеллектуально – познавательная командная игра «Клад». 8, 9, 10 классы

8. Круглый стол «Хочу все знать: ну и жвачка; секреты ароматерапии». 8 класс

9. Круглый стол «Ассорти: будьте здоровы!». 8, 9 классы

10. Ролевая игра «Суд над этиловым спиртом». 8 – 11 классы

11. Интеллектуальная игра «Самый умный в области Естествознания». 7 – 10 классы

12. Интегрированная интеллектуально-познавательная игра «Кто в Премьере всех мудрее?» 7 – 10 классы

13. День Ломоносова. 8 класс

14. Неделя открытий в Подмосковье, на Валдае, в Мещере

15. Экскурсии в Политехнический музей, Дарвиновский музей, Минералогический музей им. А.М. Ферсмана, Московский Планетарий, Царицынский дендропарк, в музей-усадьбу Коломенское и др.

16. Междисциплинарные проекты (ежегодно)

«Взаимодействия» 7 кл

«Энергия», «Изменения» 10 кл

« Космос» 5 — 11 кл

Туристический слет «Мир вокруг нас» 5 – 11 кл

18. Персональные проекты учащихся по темам области Естествознания (ежегодно).

Источник

Статья: «ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ»

Киселева Юлия Альбертовна

учитель начальных классов

МОУ гимназия №14 г.

Орехово-Зуево, Московская область

Колычева Галина Юрьевна

канд. филол. наук, доцент

ГОУ ВО МО «Государственный гуманитарно-

г. Орехово-Зуево, Московская область

ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНЫХ ДИСЦИПЛИН В НАЧАЛЬНОМ ОБРАЗОВАНИИ.

Аннотация: в данной статье рассмотрен вопрос интеграции в образовании. Авторами также проанализированы понятия «учебная дисциплина» и «научная дисциплина» и рассмотрена возможность интегрированного обучения.

Ключевые слова : интеграция, учебная дисциплина, научная дисциплина, образование, интегративность.

Интеграция предполагает объединение частей в нечто целое. Чем является интеграция для образования? В образовании — это проблема межпредметного синтеза отраслевых научных знаний в учебных дисциплинах.

Рассмотрим, какие вариации на тему интегративности могут прослеживаться в обучении. Общепонятной интеграцией, и ее сподвижниками считается: модернизация образования, новый подход, желание соединить разные предметы, дисциплины, бытует идея взаимопроникновения, отмечают даже такое понятие, как «междисциплинарные уроки».

Изначально, понятие «учебная дисциплина» следует отличать от понятия «научная дисциплина». В данном случае, мы можем наблюдать некоторое столкновение понятий. Ведь учебная дисциплина предназначена для систематического изложения знаний в образовательном процессе. Безусловно, учебная дисциплина, предполагает конструктивную переработку отраслевых научных знаний для целостной характеристики какого-либо объекта. Интересно то, что обычные предметы, школьные, выполняющие роль учебных дисциплин, в строгом смысле этого понятия таковыми не являются, так как их чаще всего представляют научные дисциплины, которые являются отраслевыми знаниями частных наук.

Однако на общеобразовательном уровне просвещения, в первую очередь в школе, включить все многоотраслевые научные знания в ограниченные по времени учебные программы в том же виде, в каком они существуют в науках, невозможно. Поэтому возникает проблема интеграции с иного ракурса, с позиции – внедрения и существования многоотраслевого научного знания в ограниченном круге учебных дисциплин.

Рассмотрим вторую идею интеграции, более классическую.

Педагогическая система каждой исторической эпохи переживает существенные изменения. Однако на всех этапах развития общества следует уделять особое внимание качественной подготовке младшего поколения к самостоятельной жизни. Что касается современности, то ученики, которые учатся в школе, уже обладают высоким умственным потенциалом, но проблема высокого потенциала заключается в следующем: хорошее владение знаниями — но, неумение применить их в практической плоскости.

Автор одной из статей, которая посвящена изучаемой нами теме, Кузеванова Е.В., также видит одним из эффективных средств решения данной проблемы — интеграцию содержания образования, способствующую формированию у учащихся начальных классов представления о целостной картине мира. [3, 286].

Следует отметить, что именно уровень развития современной науки способствует такому интенсивному развитию общества и учеников. Из этого следует, что именно интеграция знаний, а особенно общественных и естественно- научных, технических, в свою очередь потребует нового подхода к организации учебного процесса. Новый учебный процесс должен быть ориентирован на всеобщую связь и единство окружающего мира.

В данных высказываниях мы можем особенно отметить то, что интеграция не только предполагает взаимовлияние, взаимопроникновение учебных предметов, но и требует нового педагогического подхода – чем и занимается педагогика, разрабатывая инновационные и передовые технологии и подходы.

Само явление «интеграция» развивалось в основном на уровне внутрипредметных и межпредметных связей. Сегодня наибольший интерес представляет новая стадия развития интеграции в образовании. Это не просто соединение близких понятий из разных предметов для прочных знаний, это объединение разных предметов при изучении одной темы, целого блока тем в одно целое на основе общего подхода.

Интегрированное обучение – это система, которая объединяет, соединяет знания по отдельным учебным предметам в единое целое, на основе чего и формируется у детей целостное восприятие мира.

Проанализировав литературу по данному вопросу, мы можем отметить более широкое применение понятия интеграции. Под интеграцией в широком смысле понимают процесс становления целостности. Определение интеграции как процесса взаимопроникновения означает не растворение одного в другом, а их единство, то есть сохранение взаимодействующих систем и налаживание между ними взаимных контактов.

Применительно к системе обучения понятие «интеграция» может принимать два значения: во-первых, это создание у школьника целостного представления об окружающем мире (здесь интеграция рассматривается как цель обучения); во-вторых, это нахождение общей платформы сближения предметных знаний (здесь интеграция – средство обучения).

В современных реалиях, следует рассматривать интегрированное обучение — как результат решения проблемы, которую мы можем обозначить как — разрозненные и спонтанные уроки, которые в основном осуществляют функции межпредметных отношений.

Интегративно-тематический подход, который мы можем извлечь из теоретического изложения различных педагогических статей, позволяет установить, что изучаемая тема может быть связана с другими темами учебного предмета и курса, а также с различными темами других дисциплин учебного плана, то есть учесть взаимосвязь естественно-научного, гуманитарного и художественно-эстетического циклов, позволяющих рассматривать то или иное явление, процесс в его многообразии. При этом учителю необходимо планировать систему уроков.

В интегрированных уроках объединяются блоки знаний по разным предметам, подчиненные одной теме. Чрезвычайно важно правильно определить главную цель интегрируемых предметов. Если общая цель определена, то из содержания предметов берутся только те сведения, которые необходимы для ее реализации.

Мы можем сформулировать результат интегрированного обучения, который проявляется в следующем:

– в повышении уровня знаний по предмету,

– в изменении уровня интеллектуальной деятельности,

– в эмоциональном развитии учащихся,

– в росте познавательного интереса школьников,

– во включении учащихся в творческую деятельность.

После прочтения и изучения материала на данную тематику, необходимо отметить, что интегрированные уроки снимают утомляемость и перенапряжение учащихся за счёт переключения с одного вида деятельности на другой. Мы считаем, что в первые два года обучения в школе не следует особо акцентировать на интеграции, так как у ребёнка ещё небольшой багаж знаний, не сформировались грамматические, вычислительные, технические навыки. Интегрированный урок требует от учителя дополнительной подготовки, большой эрудиции, высокого профессионализма.

Главной особенностью интегрированного урока, на наш взгляд, является то, что такой урок строится на основе какого-то одного предмета, который является основным. Остальные, интегрируемые с ним предметы, помогают шире изучить его связи, процессы, глубже понять сущность изучаемого предмета, понять связи с реальной жизнью и возможность применения полученных знаний на практике.

В итоге, мы можем отметить, что интегрированный урок – это такой урок, который непосредственно решает задачи перспективной интеграции.

Интегрированный урок – это урок сложного сочетания, единства, он находится в иной плоскости, нежели дисциплины, на основании которых он построен. Также, мы можем говорить и об уровне интегративных процессов. Они определены в данном случае именно тем кругом задач, которые возможно выполнить только благодаря интегрированию. Интеграция – как определенная система в деятельности учителя, исключает статус самоцели, предполагает наличие конкретного результата, к чему в принципе и стремится интегрированный урок.

Список использованной литературы

Коложвари И. Интегрированный курс, как его разработать / И. Коложвари, Л. Сеченикова // Народное образование. – 1999. – № 1/2. – С. 219 – 223.

Коложвари И. Как организовать интегрированный урок? / И. Коложвари, Л. Сеченикова // Народное образование. – 1996. – № 1. – С. 87 – 89.

Кузеванова Е.В. Интеграция учебных дисциплин в начальном образовании / Е.В. Кузеванова // Сибирский педагогический журнал. – 2007. — №3. – С. 286 – 292.

Кулагин П. Г. Межпредметные связи в процессе обучения / П. Г. Кулагин. – М.: Просвещение, 1981. – 95 с.

Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе современной школы / В. Н. Максимова. – М.: Просвещение, 1987

Источник

Читайте также:  Силуэт чинос что значит
Оцените статью