Что значит инсценирование басни

Урок литературы в форме спектакля по басням И.А. Крылова

Разделы: Литература

Цель: Развитие творческих способностей учащихся.

Задачи:

  • Обучающие:
    • Продолжить знакомство учащихся с баснями И.А.Крылова.
    • Наглядно представить своеобразие каждой басни, акцентируя внимание на морали.
  • Развивающие:
    • Продолжить знакомство с театром, с театральной лексикой.
    • Развивать у учащихся творческое воображение, эстетическое чувство и понимание прекрасного.
    • Продолжить развитие различных навыков учащихся во время подготовки спектакля, оформления сцены, создания образа персонажа.
    • Развивать устную диалогическую речь.
  • Воспитательные:
    • Формировать навыки общения и сотрудничества со сверстниками.
    • Воспитывать чувство ответственности за коллективное дело.
    • Формировать эмоциональную культуру личности и ценностное отношение к искусству через инсценирование басен.
    • Прививать любовь к родному слову, языку; содействовать в ходе урока формированию творческой активности и самостоятельности учащихся.

Тип урока: урок усвоения новых знаний и умений.

Форма урока: урок-спектакль.

Технология урока: театральная технология, поисковый метод, информационно-коммуникативная технология, дифференцированный подход.

Подготовительный этап: выбор басни, организация творческих групп, репетиции, подготовка декораций, оформление сцены, изготовление афиш.

Оборудование:

1. Выставка книг с баснями И.А.Крылова.
2. Иллюстрации басен И.А.Крылова.
3. Декорации, на фоне которых происходит действие постановок.

I. Актуализация опорных знаний

На экране телевизора портрет И.А.Крылова и стихотворение П.А.Вяземского, которое читает учитель.

Забавой он людей исправил,
Сметая с них пороков пыль,
Он баснями себя прославил,
И слава эта – наша быль.
И не забудут этой были,
Пока по-русски говорят,
Её давно мы затвердили,
Её и внуки затвердят.

– Как вы понимаете смысл стихотворения П.А.Вяземского?

– По каким жанровым признакам мы можем определить, что перед нами басня?

II. Мотивация деятельности учащихся

– А как вы понимаете эпиграф к уроку?

Эпиграф: Люблю, где случай есть, пороки пощипать. (И.А.Крылов)

(Да, жизнь писателя и его творчество известны всем образованным читателям. У любого человека басни Крылова вызывают интерес, ведь он смог расширить возможности басенного жанра, возвысил басню, довёл её до совершенства.)

– Вот и мы с вами сегодня снова отправимся в театр, чтобы встретиться с героями басен Крылова на классной сцене театра «Щелкунчик».

III. Усвоение новых знаний

– Приготовьте ваши билеты, которыми сегодня будут служить ответы, свидетельствующие о знании басен. (На экране телевизора появляются фразы из басен Крылова, по которым нужно назвать произведение. За правильный ответ выдается кленовый лист.)

Знаете ли вы басни И.А.Крылова?

«Ты виноват уж тем, что хочется мне кушать»
«А вы, друзья, как ни садитесь, всё в музыканты не годитесь!»
«Уж сколько раз твердили миру, что лесть гнусна, вредна, да только всё не впрок, и в сердце льстец всегда отыщет уголок»
«Ты всё пела? Это дело: так поди же, попляши!»
«Мартышка тут с досады и с печали о камень так хватила их, что только брызги засверкали»
«За что же, не боясь греха. Кукушка хвалит Петуха? За то, что хвалит он Кукушку»
«Чем кумушек считать трудиться. Не лучше ль на себя, кума, оборотиться? – ей Мишка отвечал»
«Услыша суд такой, мой бедный Соловей вспорхнул и – полетел за тридевять полей»

– Молодцы, входите, сначала проходите в гардероб, затем в вестибюль, где мы подождем начала представления. Здесь можем рассмотреть выставку иллюстраций и назвать героев из басен Крылова. (За правильный ответ выдается кленовый лист.)
– Мы будем сидеть с вами в партере. Скажите, где расположены эти места? Несколько билетов в амфитеатре. Куда придется пройти ребятам? Хорошо, что нам не нужно подниматься на балкон. Где он находится? Вот мы и пополнили свои знания о театральном мире. (Звенят три звонка.)

Начинается представление басней «Волк и журавль». Затем следуют инсценировки басен: «Свинья под дубом», «Квартет», «Ворона и лисица», «Мышь и крыса», «Муха и пчела», «Мартышка и очки», «Волк и ягненок», «Тришкин кафтан».

(В антрактах аниматоры предлагают ответить на всевозможные вопросы, выполнить различные задания, продемонстрировать знание басен Крылова. За правильный ответ выдается кленовый лист. Материал можно найти на сайте «Уроки по басням И.А.Крылова».)

  • Кто из персонажей басен сказал следующие слова:
  • Продолжите крылатые фразы:
  • Предметы из шкатулки: (Дать название басни)
  • Дополните заглавия басен:
  • Конкурс внимательных читателей:
  • Кто из персонажей басен сказал следующие слова:

IV. Систематизация и обобщение знаний и умений

По окончании инсценировок выясняем, какие же пороки «пощипал» И.А.Крылов в показанных баснях.

– Ребята, какая инсценировка вам больше всего понравилась?
– Удалось ли артистам передать характер героев?
– Выступление кого из ребят вам больше всего понравилось? Почему?

Учитель-режиссер дает заключение о работе выступавших: оценивается знание текста, художественная выразительность и достоверность исполнения, наличие костюмов и декораций.

– Хочется закончить наше выступление стихотворением Михаила Исаковского:

Кто не слыхал его живого слова?
Кто в жизни с ним не встретился своей?
Бессмертные творения Крылова
Мы с каждым годом любим всё сильней.
Со школьной парты с ними мы сживались,
В те дни «Букварь» постигшие едва,
И в памяти навеки оставались
Крылатые крыловские слова!

– Согласны ли вы со словами русского, советского поэта М.Исаковского?

В заключение урока учитель выясняет, сколько кленовых листочков набрали ребята, чтобы выставить оценки за ответы.

Источник

«Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения во 2 классе (на примере басен И.А. Крылова)»
статья по чтению (2 класс) на тему

Итоговая работа «Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения во 2 классе»

Скачать:

Вложение Размер
teatralizatsiya_v_nachalnoy_shkole.doc 84.5 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования и науки Самарской области Государственное автономное образовательное учреждение дополнительного профессионального образования (повышения квалификации) специалистов Самарский областной институт повышения квалификации и переподготовки работников образования

«Использование элементов театрализации на уроках литературного чтения во 2 классе (на примере басен И.А. Крылова)»

Курсы повышения квалификации по ИОЧ

«Синтез искусств в художественно-эстетическом образовании XXI века»

Барсукова Екатерина Юрьевна,

учитель начальных классов

ГБОУ СОШ с.Беловка
м. р. Богатовский

1.Содержание понятия «театрализация»………………………………………..5

2.Особенности использования элементов театрализации в работе с учащимися младшего школьного возраста . …………………………………. 7

3.Пример обобщающего урока литературного чтения с использованием элементов театрализации (по басням И.А.Крылова) . …………..10

В соответствии с реализацией образовательной программы Стандарты нового поколения современная система образования направлена на формирование высокообразованной, интеллектуально развитой и творческой личности. Важнейшей отличительной особенностью новых федеральных стандартов является ориентация на результаты образования на основе системно-деятельного подхода. Деятельность выступает как внешнее развитие у школьников познавательных процессов, исследовательских навыков и творческого потенциала. Значит, образовательная задача состоит в организации условий, направленных на активизацию действий учеников.

Актуальность вопросов литературного образования в начальных классах заключается в том, что оно направлено на формирование навыков осознанного и выразительного чтения, совершенствование всех видов речевой деятельности, развитие художественно-творческих и познавательных способностей.

Учитывая индивидуальные психологические особенности младших школьников, их потребность в движении, в чувственном переживании произведений, ведущей роли наглядно-образного мышления, необходимо обратить внимание на использование театрализации на уроке литературного чтения в начальной школе. По-моему мнению, на уроках чтения следует задействовать весь потенциал искусств, синтез которых мы наблюдаем в театре.

Начальная школа является «фундаментом» для дальнейшей работы в средней школе. В начальной школе мы готовим детей к изучению и восприятию более сложных произведений из программы старшей школы. Умение анализировать текст, найти его главную мысль, дать оценку героям, стало практически обязательным требованием для выпускников начальной школы. Поэтому перед учителем встает вопрос: каким образом организовать работу по обучению школьников осознанному чтению, восприятию и анализу художественного произведения?

Цель итоговой работы: практически исследовать возможности использования театрализации на уроках литературного чтения во 2 классе.

1.Охарактеризовать понятие «театрализация».

2.Рассмотреть особенности использования театрализации учащимися младшего школьного возраста.

3.Привести пример обобщающего урока с использованием элементов театрализации (по басням И.А.Крылова).

Содержание понятия «театрализация»

Понятие театрализации активно разрабатывается в 70-80 гг. XX века как возможность преподнесения идеи в художественной форме театральными средствами; как метод; «явление, принадлежащее области искусства, связанное с образным решением, обращение к эмоциональной сфере человеческого восприятия».

Театрализация изначально носит эстетический характер и связана со стремлением к совершенству. А.П. Ершова определяет понятие «театрализация» как «вид искусства, явление особое, выходящее за рамки привычного быта». Благодаря использованию театрализации в школьном образовательном процессе закладываются основы художественно-эстетического воспитания учащихся.

Исследование понятия «театрализация» в школьном образовательном процессе непосредственно связано с театральной технологией. Театральная технология – это особая техника действия, основанная на системе К.С. Станиславского, на «теории действий» и «параметрах взаимодействий» П.М. Ершова; это социоигровые, интерактивные методики, которые интерпретируются и «приспосабливаются» к изучению любого предмета, способствуют как детскому, так и педагогическому творчеству.

Согласно исследованию Н.В. Борисовой, применение в образовании театральной технологии предполагает изменение:

  • статуса преподавателя (от передатчика информации на менеджера учебного процесса);
  • содержания образования (от информации о деятельности плюс немного деятельности на деятельность, основанную на информации). В качестве содержания образования выступает социокультурный контекст, в котором осуществляется жизнедеятельность человека;
  • организационных форм обучения (от традиционных на формы активного, инновационного обучения: игра, анализ конкретных ситуаций, разыгрывание ролей и т д.);
  • характера общения (учителя и обучаемого, обучаемых между собой);
  • атмосферы взаимодействия (партнерство, равенство, ответственность, положительный эмоциональный фон).

Итак, театральная технология трактуется как научное проектирование и воспроизведение педагогических действий, гарантирующих успех, направлена на повышение качества образовательного процесса.

Таким образом, анализ различных подходов к интерпретации понятия «театрализация» в школьном образовательном процессе, описаний театрализации как педагогического и культурного феномена, выявил множественность трактовок.

Театрализация – это использование средств театра в школьном процессе. В нашем случае театрализованная игра, элементы театрализации являются гармоничным сочетанием театрального искусства (условность атрибутов, особенности произношения речей) с интерпретацией художественного произведения (повествовательность, сюжет, образы-характеры, конфликт, автор), а также с педагогическим процессом по своим целям и принципам построения (коллективность, коммуникативность, индивидуальность, распределение ролей, необходимость педагогического руководства). Однако, словосочетание «театр на уроке» часто пугает учителей, так как ассоциируется с массой декораций, костюмов, репетиций. Урок ни в коем случае нельзя подменять развлекательной постановкой.

Таким образом, общими признаками интерпретируемого понятия являются игровая ситуация, действие, проблематизация обучения (конфликт рассматривается как постановка проблемы), творческое принятие личностью позиций и отношений, которые ей были раньше не свойственны и для нее не характерны. Использование театрализации обеспечивает гуманизацию всего школьного образовательного процесса, выраженную в формировании чувства личной и социальной ответственности, в появлении высокого уровня предметной и личностной рефлексии, знаний, опыта, гуманистически направленной системы ценностных ориентаций.

Особенности использования элементов театрализации в работе с учащимися младшего школьного возраста

В работе с младшими школьниками необходимо учитывать ряд возрастных особенностей. Известно, что у младших школьников ярко проявляется творческое начало, они чрезвычайно изобретательны в передаче интонаций, подражании, легко воспринимают образное содержание сказок, историй, песен, музыкальных пьес, им свойственна природная активность, вера в свои творческие возможности. Все это является ценным источником творческого развития младших школьников. Творчество активизирует память, мышление, наблюдательность, целеустремленность, интуицию, что необходимо во всех видах деятельности. Поэтому, развитие творческих способностей ребенка на уроках литературы было и остается одной из актуальных задач художественно-эстетического воспитания.
Младшие школьники обладают уникальным творческим потенциалом, который особенно ярко и активно проявляется в форме эмоциональной отзывчивости на яркие впечатления. Поэтому, дети легко способны перевоплощаться, самостоятельно создавать образы и передавать характер героев художественных произведений.
Элементы театрализации на уроке предоставляют возможность испытать всю гамму чувств, доступную ребенку. И в первую очередь, это возможность испытать радость – одно из самых сильных чувств, являющееся стимулятором для всех психических процессов, происходящих в процессе формирования и развития эмоциональной сферы ребенка. Атмосфера праздника начинающегося спектакля, процесс сопереживания, соучастия в разворачивающемся действе. С самых «детских» спектаклей, обращенных к маленькому зрителю, начинается формирование системы ценностей, в которой Добро обязательно должно победить Зло, а Любовь осмысливается как самая высшая ценность, доступная человеку.
Включаясь эмоционально в события, сопереживая героям, испытывая к ним симпатию, ребенок ощущает огромный душевный подъем. Это увеличивает у него способность познавать и оценивать мир, дарит чувство сопричастности, формирует положительную установку на мир и на себя. И, сталкиваясь с такими сторонами человеческой жизни, как коварство, предательство, обман, переживая горе героев, как свое собственное, страдая вместе с ними, понимая их отчаяние, этот опыт становится платформой для познания себя, готовности открыться перед другими, способности к выражению собственных чувств и первыми шагами на пути их осмысления.

На уроках литературного чтения можно использовать приемы театрализации:

1.Персонификация – реально живший персонаж или писатель участвует в уроке как помощник учителя. Так же учитель может сам вести урок в образе героя или привлечь старших детей к участию.

2 . Ролевое прочтение текста рассматривается как подготовительный этап к инсценированию произведения.

3.Ролевая игра “Кто я?” — ученик в костюме персонажа рассказывает о «себе».

4 . Сценически – игровые упражнения . Учащиеся вместе с учителем пишут диалоги героев, уточняют поведение героев, место и время действия.

  • сценические этюды;
  • пантомима ;
  • составление словесного портрета героя.

Учащиеся работают над развитием речи, пластики, игровых способностей.
5.Историческая сценка – небольшое представление – способ передачи учащимся исторической информации посредством ролевого исполнения по заранее составленному сценарию с применением театральных атрибутов.

6 . Инсценирование отрывка произведения с передачей характера героев без применения театральных атрибутов.

  • деление и прочтение текста по ролям;
  • « живые картинки».

7 . Драматизация — самостоятельное инсценирование литературного произведения посредством ролевого исполнения по заранее самостоятельно составленному сценарию с применением театральных атрибутов.

  • работа над сценической выразительностью: определение целесообразных действий, движений, жестов персонажа, места на сценической площадке, мимики, интонации;
  • подготовка театрального костюма;
  • использование грима для создания образа.

Источник

Читайте также:  Отдупляешь что это значит
Оцените статью