Что значит институты власти

Тема 7. Институты государственной власти.

Институты государственной власти.

Институты государственной власти – это социальные образования, связанные с осуществлением власти и управлением обществом. К институтам государственной власти в современном обществе относятся парламент, правительство, глава государства (институт президентства), система судов, а также органы местного управления и самоуправления.

Парламентявляется высшим представительным и законодательным органом государственной власти и управления, формируемый, как правило, на выборной основе.

Непосредственную реализацию правовых норм, принятых парламентом, осуществляют институты исполнительной власти – правительство.

В системе институтов исполнительной власти высока роль органов местного управления и самоуправления.

Исключительное право осуществлять правосудие принадлежит институтам судебной власти – система судов, включающая общие и специальные суды. Институты государственной власти составляют единую систему, обладают различными полномочиями и имеют самостоятельную сферу деятельности. Они тесно взаимодействуют друг с другом с целью эффективного осуществления задач, стоящих перед государством.

Власть является определяющим элементом (признаком) государства. Государство придает своим властным велениям обязательную силу для всего населения. Эти веления выражаются в виде юридических норм (законов), принимаемых уполномоченными на то государственными органами. Именно через законодательные органы государства правящая политическая группа доводит свою волю до подвластных. Обязательность же соблюдения населением юри­дических норм обеспечивается деятельностью исполнительно-распорядительных государственных органов, судов, других юридических учреждений, а также специального аппарата принуждения. Последний состоит из отрядов людей, намеренно для этой цели организованных и имеющих соответствующие материальные средства.

Читайте также:  Что значит дачная амнистия до 2021 года

Как видно,механизм организации государственной власти имеет институциональный характер, т. е. власть правящей политической группы осуществляется посредством комплекса специальных органов, институтов. Систему таких институтов в политической и правовой науке принято называть органами государственной власти и управления. Структура этой системы чрезвычайно сложна. Основными ее элементами являются институты законодательной, исполнительной и судебной ветвей власти, имеющие в различных странах разное оформление и название. Важное место в структуре исполнительной власти занимают органы охраны общественного порядка и государственной безопасности, а также вооруженные силы. Посредством этих органов обеспечивается монопольное право государства на применение мер принуждения.

Вследствие своего проявления в форме организационных учреждений, подчиняющихся установленным правилам и нормам деятельности, государственная власть в каждой стране обладает специфической определенностью и относительной устойчивостью. Это означает, что облик того или иного государства определяют не столько конкретные политики, сколько особенности устройства и функционирования его властных институтов.

Наконец, государство представляет собой суверенную организацию власти, т.е. государственная власть на территории страны выступает как высшая власть, а в мировом сообществе – как самостоятельная, независимая власть. Это означает, что государственная власть юридически стоит над властью любого другого учреждения, расположенного на территории данной страны. В международных отношениях суверенитет государства выражается в том, что его органы власти юридически не обязаны выполнять приказы, веления других государств.

Законодательная власть.

Правовая концепция и принцип организации государственного аппарата предполагают, что все основные государственные органы самостоятельны в рамках своих полномочий и не могут произвольно вмешиваться в деятельность друг друга. В практике государственного строительства выделяют законодательную, исполнительную и судебную власти.

Высший законодательный орган государства, в котором заседают, избранные народом представители, называется парламентом.

Парламент существует сегодня в абсолютном большинстве стран. Впервые парламент возник в 13 в. в Англии. В Англии, Франции, Италии он так и называется – парламент, В США и Латинской Америке – конгресс, в Польше – сейм, в ФРГ – бундестаг, В России – Федеральное собрание, в Беларуси – Национальное собрание.

· законодательная – деятельность по принятию законов.

· представительная – избранные в парламент депутаты представляют и защищают интересы своих избирателей. Также парламент – это форум, на котором открыто обсуждаются различные вопросы жизни страны.

· Утверждение государственного бюджета и отчета о его выполнении.

· Участие в формировании правительства и контроля за его деятельностью.

· Определение внешнеполитического курса государства.

Современные парламенты бывают одно – или двухпалатные. Исторически создание двух палат отражало идею компромисса между аристократией и буржуазией. Двухпалатный парламент обычно состоит из нижней – палаты представителей, и верхней – сената. Депутаты нижней палаты прямо избираются гражданами. Верхняя палата формируется через назначение главой государства (Канада), наследование (Британия), избрание (Италия). Как правило, нижняя палата больше верхней по числу депутатов.

Национальное собрание Республики Беларусь состоит из Палаты Представителей в составе 110 депутатов, которые избираются населением и Совета Республики, в который входят по 8 депутатов от каждой области, 8 – от г. Минска, 8 – назначаются президентом.

Существует классификация парламентов, основанная на устройстве высшей государственной власти.

Первая модель характерна для парламентских республик и ряда конституционных монархий. Это парламенты, которые имеют право вынесения вотума недоверия правительству, т.е. право отправлять последнее в отставку. Например, английский парламент (отсюда Вестминстерская система).

Вторая модель присуща странам с президентской формой правления, где существует жесткий принцип разделения властей. Такие парламенты не обладают вотумом недоверия правительству, а исполнительная власть не вправе распускать парламент. Здесь действует механизм противовесов властей – (пример США).

Третья модель характерна для стран со смешанной формой правления. Здесь парламент наделен вотумом недоверия, но, в свою очередь, может быть распущен президентом – (пример Франция).

Четвертая модель характерна для стран, где парламент играет практически декоративную роль. Здесь основные решения принимаются не парламентом – (пример Куба, КНДР и др.).

Парламент состоит из трех основных структурных элементов:

1. партийные депутатские фракции – организованная группа депутатов, принадлежащая чаще всего к одной партии и проводящая в парламенте определенную политическую линию. Зарегистрированная фракция имеет право на помещение в здании парламента, на гарантированное выступление своего представителя в дебатах, на представительство в руководящих и вспомогательных органах парламента.

2. парламентские комиссии и комитеты палат образуются для разработки законопроектов на основе пропорционального представительства от фракций. Парламентские комиссии делятся на постоянные и временные и отвечают за определенные направления (по международным делам, по культуре и др.). В белорусском парламенте работает 14 постоянных комиссий.

3. руководящие органы палат – входят ее председатель, заместители, секретари. Председатель – спикер (оратор) руководит прениями, подводит итоги голосования.

Депутаты обладают рядом парламентских привилегий: иммунитет – парламентская неприкосновенность; индемнитет – депутаты не несут ответственности за свои выступления в парламенте и те меры, за которые голосовали.

Не всегда в парламенте заседают все депутаты, поэтому возникает проблема кворума. Кворум – заранее установленное количество депутатов, полномочное принимать решения. Чаще всего – это 2/3 от общего числа депутатов.

Выделяют четыре стадии законодательного процесса.

1. Законодательная инициатива – вынесение проекта закона на рассмотрение парламента. Правом законодательной инициативы обладает глава государства, правительство, депутаты, ряд других органов и лиц.

2. Обсуждение законопроекта в комиссиях и на пленарных заседаниях палат. Чтений бывает не менее двух. В период обсуждения законопроектов используются следующие приемы:

· Флибустьерство – затягивание прений.

· Бойкот – отказ присутствовать на заседаниях.

· Гильотина, когда, несмотря на желание продолжать прения, переходят к голосованию.

· Челнок, когда проект отправляется из одной палаты в другую.

· «Суварикоми» – преграждение входа в зал одной группой депутатов другой.

3. Принятие законопроекта палатой. Голосование в парламенте обычно личное.

4. Промульгация – публичное объявление. Она включает в себя подписание законопроекта президентом и его опубликование.

Источник

Институты государственной власти: определения, виды, полномочия, взаимодействие

Институты государственной власти разделены на несколько частей. Каждая имеет относительную самостоятельность. К примеру, ветви законодательной, исполнительной и судебной власти. От имени народа, как его голос и представитель, действует высший орган — парламент и законодательная власть. Этот термин позаимствовали институты государственной власти у англичан, а само явление появилось в Исландии. Древние викинги собирались обособленно, чтобы решать вопросы, касающиеся государственного управления и выразить отношение жителей по отдельным законодательным проблемам. Современная Россия и ее властные органы подчинены основному закону — Конституции РФ. Она определила, используя всенародное голосование, государственный строй с республиканской формой правления и президентским Правительством.

На чем основан конституционный строй?

Любой сборник имеет свои главы и параграфы. Конституция РФ состоит из статей, которые объясняют каждое законодательное положение. Институты государственной власти опираются на конституционный строй в России. Он основан на основополагающих частях:

  • народовластии;
  • федерализме;
  • социальном статусе;
  • светскости;
  • политическом и идеологическом многообразии.

С народовластием все ясно. Статья 3 гласит о том, что на многонациональном народе держится суверенитет, он служит единственным источником для институтов государственной власти в РФ. Граждане властвуют с помощью разных органов и местного самоуправления. Федеральные законы контролируют, чтобы никто не присвоил или не захватил управление страной. Как быть с федерализмом и демократией, если таких понятий в Конституцию не включено? Но унитарному государству принадлежат признаки:

  • целостности;
  • суверенитета;
  • единство системы;
  • централизация структур для управления страной.

Конституционные нюансы

Для федерации характерно, что институты государственной власти используют самостоятельное управление в субъектах для образования собственных органов с наличием разграниченных правомочий. В их решения никто не должен вмешиваться. Относительно этих проблем Конституционный суд высказывался в своих постановлениях с соответствующими аргументациями, но они ни на что не повлияли.

Конституционный институт государственной власти в соответствии с нормами по ссылкам суда можно рассмотреть с другой стороны, где нет унитарного властвования. В России действуют две системы с собственными полномочиями – федеральные органы и государственная власть субъектов. Статья 7 в Конституции раскрывает государственную социальную политику, с ее помощью создаются такие условия для людей, чтобы они достойно жили и свободно развивались. По отношению к светскому государству имеется упоминание в статье 14, где даются ограничительные возможности для религий. Ни одна из них не может стать главной, все религиозные образования существуют отдельно от государственных структур и подчинены законам РФ. Статья 13 обозначила для России признание политических институтов государственной власти с многопартийностью и равенством перед законодательством. Они не могут установить свое главенство, чтобы трактовать направление деятельности как единственно правильное.

Основные запреты

Идеологическую направленность для институтов государственной власти в РФ никто не может утвердить как обязательную. Запрещено в стране создавать общества, которые намеренно подрывают государственную целостность и стараются силой изменить конституционный строй. Нельзя в России организовывать незаконные вооруженные формирования, с их помощью разжигать конфликты:

Главный законодательный акт в ст. 1 ч. 1 вынес определение для России как демократического федеративного правового государства, у которого республиканская форма правления. Полномочия институтов государственной власти сбалансированы таким образом, что РФ можно принять за смешанную республику. В ней сочетаются президентские и парламентские формы с республиканским управлением страной.

Структура и основа разделения

Полномочия институтов государственной власти, если опираться на утверждения статьи 10 Конституции, действуют самостоятельно в законодательных, исполнительных и судебных структурах. Значит, главный закон признал принцип властного разделения. Об этом говорится в статье 11, где указаны основные государственные институты власти:

  1. Президента РФ.
  2. Федерального Собрания, Совета Федерации и Государственной Думы.
  3. Правительства РФ.
  4. Судов РФ.

Кто властвует в регионах?

Следует отдельно подчеркнуть, что государственные институты власти Российской Федерации не включили в свою систему местное самоуправление. Субъектам дано право создавать свои властные органы. Это положение включено в статью 12 Конституции. Они могут действовать самостоятельно, ограничиваясь собственными полномочиями, а государство признает их и дает гарантию местному самоуправлению. В главе 8 основного закона описано, как в регионах местной властью решаются вопросы с населением относительно:

  • владения;
  • пользования;
  • распоряжения имуществом, которое принадлежит к муниципальной собственности.

Должностных лиц назначают избирательным методом после выборов и тайного голосования граждан. Местный институт системы органов государственной власти самостоятельно:

  • управляет муниципальной собственностью;
  • формирует, утверждает, исполняет местный бюджет;
  • устанавливает порядок по налогам и сборам;
  • охраняет общественный порядок;
  • решает все проблемы, возникшие в субъекте.

Местному самоуправлению даны широкие полномочия. Здесь могут даже разрабатывать свои законы при условии, что эти законодательные акты ни в чем не противоречат Федеральному законодательству и Конституции. Если региону положены отдельные государственные полномочия по закону, чтобы передать материальные финансовые средства, они становятся подконтрольны федералам.

Как создавали новый политический институт?

Вместе с высшей должностью во властных структурах с 1991 года появился новый институт — президентский. Было трудное время для страны, менялась ее форма, а новой ветвью старались создать действительное управление государством, чтобы законы не только утверждались, но и исполнялись. Президентство формировалось при экономическом и политическом кризисе, когда обострились межнациональные отношения, ослабло единство властных органов. Не было взаимодействия институтов государственной власти, так как произошло расслоение в союзном и республиканском законодательстве. Своего опыта в отношении организации президентской власти не было. Тогда попытались сформировать понятие из зарубежных примеров. Происходили постоянные корректировки, они вносились в Конституцию, пока Президент не получил устойчивый правовой статус с усиленными правомочиями. В настоящее время глава государства успешно управляет страной. Он гарантирует основные положения Конституции:

  • гражданские права и свободы;
  • суверенитет страны;
  • независимость и государственную целостность;
  • обеспечение согласованного функционирования и взаимодействия властных государственных органов;
  • определение политических направлений.

Президент представляет государство во всех отношениях. На этот пост гражданин может быть утвержден после избрания на всеобщих, равных выборах по принципу тайного голосования. Должность можно занимать два срока по шесть лет, если население выберет.

Чем занимаются законодатели?

Законотворчество — основная функция законодательной власти. Двухпалатный парламент представлен Федеральным Собранием, состоящим из Совета Федерации и Государственной Думы. В основном их заседания проходят отдельно друг от друга. Вместе они собираются, чтобы узнать о новых президентских указаниях, решениях, посланных Конституционным судом или заслушать выступление посетившего их иностранного руководителя. Формируют палаты депутатами после выборов на основании федерального законодательства. Зарплаты члены парламента получают равные министерским окладам.

Практическое исполнение законов

Если законодатели разрабатывают законы, то институты государственной власти, исполнительная власть в частности, претворяет их в жизнь. Ее управленческая деятельность направлена на удовлетворение общественных интересов по запросам и гражданским нуждам. Реализация происходит посредством властных полномочий и административных прав. Штат сотрудников формируют выборочно на основании избирательных прав с последующим назначением. Структура содержит государственных служащих:

  • грамотных;
  • компетентных;
  • образованных юридически;
  • осведомленных в правовых нормах.

Исполнительная власть состоит из федеральных и региональных органов:

  1. Министерств.
  2. Федеральных служб и агентств.
  3. Комитетов.
  4. Департаментов.
  5. Главных управлений.

Властные органы отличаются критериями:

  • государственная власть одновременно ограниченная и самостоятельная ветвь;
  • выполняет подзаконные задачи;
  • хорошо организована;
  • исполнительно-распорядительные действия по характеру постоянные, непрерывные;
  • обладает материальными ресурсами и властными полномочиями.

Исполнительные институты государственной власти и управления предназначены для выполнения:

  • подзаконного регулирования;
  • реализации политики государства в различных жизненных сферах, осуществляя управленческую деятельность;
  • административного правоприменения;
  • лицензирования, регистраций, сертификаций;
  • контроля над правовыми нормами и общеобязательными правилами;
  • создания порядка, его охраны с обеспечением безопасного существования граждан;
  • предоставления информации властным органам.

Исполнительными ведомствами теория претворяется в практику.

Принципы судебной власти

Власть судов состоит из упорядоченной системы с общими целями и задачами, основой которых являются демократические принципы. Судебные институты разделены административно-территориальным и национально-государственным соответствием. Властная ветвь отличается своими признаками и критериями по сравнению с другими:

  • исключительностью;
  • самостоятельностью;
  • процессуальным порядком.

Этот орган существует в судах, где власть реализуют судьи. Управлением их занимается процессуальное законодательство. Приговоры выносятся и оглашаются в соответствии с законом и компетентностью. Материальные и социальные гарантии способствуют поддержке судебной независимости и самостоятельности. Институт состоит из федеральных и региональных судебных органов. Структура власти содержит юрисдикцию:

Все юридические элементы в целях взаимодействия соединены единой системой, что обеспечивает соблюдение законности и защиты гражданских прав.

Социальный институт государственной власти

В деятельность социальных и общественных институтов включено осуществление, организация нормальной жизнедеятельности граждан. Властная структура обеспечивает население нуждами:

  • социальными;
  • экономическими;
  • политическими;
  • культурными.

Власть оказывает влияние на граждан установленными правилами поведения. По мнению социологов, во многом зависит от действия социального института долгосрочное существование государства. Эти органы удовлетворяют потребности:

  • безопасной жизни;
  • материальные;
  • учебные;
  • духовные.

Ведомства данного образования содержат:

  • предписания по выполнению ролевых моделей в поведении и статусе;
  • обоснования теоретического, идеологического, религиозного, мифологического мировоззрения;
  • трансляцию опыта материального, идеального, символического, а также способы, стимулирующие один поведенческий характер и репрессирующие другое поведение;
  • социальную позицию.

Следует исключить из понятия общественных институтов:

  • коллективные субъекты;
  • социальные группы;
  • предприятия.

Они действуют с помощью особых социальных механизмов, которые воспроизводят определенные отношения.

Социальный властный орган создан в стране для решения задач по:

  • удовлетворению отдельных лиц и обществ необходимыми потребностями;
  • регулированию желательного поведения;
  • определению и поддержанию общего социального порядка с помощью социальных регуляторов;
  • интеграции намерений для обеспечения внутренней сплоченности.

Общественные институты решают не только специфические задачи, им свойственно выполнять универсальные действия, которые:

  1. Закрепляют и воспроизводят общественные отношения. В их распоряжении находятся стандартные нормы и правила.
  2. Обеспечивают регулировку отношений членов общества, выбирая образцы и шаблоны поведения.
  3. Интегрированием создают сплоченное, взаимозависимое, ответственное общество. Оно помогает достичь цели, обеспечить институализированные нормы, ценности, правила, санкции.
  4. Передают социальный опыт транслирующей функцией. Для нормальной деятельности необходимо обновление людьми, которые усвоили правила, происходит смена поколений. Для этого предусмотрен инструмент социализации с ценностями и нормами.
  5. Коммуникативным способом распространяют необходимую информацию внутри одного органа и между научными учреждениями, осуществляя формальную связь.

Качественные признаки и взаимодействие

Существуют разные институты социальной направленности. Их отличают качественные критерии. Для политических государственных институтов, профсоюзных или партийных, любых общественных организаций, преследующих политическую цель, характерно направлять, устанавливать, поддерживать определенную форму политики власти. В совокупности создается политическая система в конкретном обществе. С помощью политических институтов осуществляется обеспечение устойчивого сохранения идеологических принципов. Происходит стабилизация доминирующей у населения социальной и классовой структуры.

Культурными и образовательными институтами осваиваются основные ценности. Нормативно-ориентирующими механизмами проводится морально-этическая ориентация для управления поведением, чтобы привить мотивацию с этической основой, утвердить человеческие ценности по специальным кодексам. Нормативами и санкциями регулируется правопорядок и ответственность. Государство использует принудительную силу и законодательную систему.

После ликвидации СССР в стране годы шла структуризация властной системы, процесс еще не закончен. Сейчас законодатели больше не ориентируются на опыт западных стран, считают, что достаточно собственных навыков.

Источник

Оцените статью