- Что значит иностранная структура без образования юридического лица
- Энциклопедия решений. Доля участия лица в организации с использованием иностранной структуры без образования юридического лица для целей налогообложения
- Иностранная структура без образования юридического лица
- Разъяснение
- Советуем прочитать
- Иностранная структура без образования юридического лица
- Когда иностранная структура без образования юридического лица признается контролируемой иностранной компанией
- Кто признается контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица
- Что понимается под осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица
- Налог на прибыль/НДФЛ с прибыли КИК
- Если иностранные структуры без образования юридического лица имеют недвижимое имущество
Что значит иностранная структура без образования юридического лица
ОПИСАНИЕ РИСКА
МЕРЫ ПО МИНИМИЗАЦИИ РИСКА
Использование иностранных юридических лиц и структур без образования юридического лица (в особенности зарегистрированных в странах со льготным налоговым режимом) достаточно распространено в схемах по ОД за рубежом.
В качестве основной уязвимости можно отметить сложности с получением достоверной информации о бенефициарных собственниках таких компаний. Регистрация, как правило, осуществляется на номинальных физических и юридических лиц в странах со льготным налогообложением. Для сокрытия конечных бенефициаров и финансовых активов используются сложные корпоративные цепочки взаимосвязанных юридических лиц и структур без образования юридического лица. Часто такие юрисдикции не имеют реестров бенефициарных собственников или раскрывают подобную информацию неохотно. Отмечаются случаи длительного рассмотрения направленных в иностранные государства запросов о правовой помощи и сложности с получением такой помощи от отдельных стран.
На уровень уязвимости использования юридических лиц – нерезидентов оказывает влияние и отсутствие в законодательстве требования по репатриации денежных средств на договоры, согласно которым товары приобретаются (продаются) резидентами у нерезидентов без их ввоза на территорию РФ или вывоза с территории РФ.
1. Установлена обязанность финансовых учреждений проводить идентификацию иностранных организаций без образования юридического лица (трасты, фонды, партнерства).
2. Планируется законодательно запретить пользоваться мерами государственной поддержки (в т. ч. получать кредиты Внешэкономбанка) компаниям, зарегистрированным в оффшорных юрисдикциях, а также предусмотреть необходимость при регистрации юридического лица представлять сведения о контролирующих лицах учредителей-резидентов России.
3. Приняты меры по деофшоризации российской экономики.
4. Реализуются активные меры поиска и возврата денежных средств, выведенных из страны с использованием компаний – нерезидентов, через гражданское судопроизводство.
Источник
Энциклопедия решений. Доля участия лица в организации с использованием иностранной структуры без образования юридического лица для целей налогообложения
Доля участия лица в организации с использованием иностранной структуры без образования юридического лица для целей налогообложения
Участие лица (организации и (или) физического лица — п. 2 ст. 11 НК РФ) в организации, осуществляемое с использованием иностранной структуры без образования юридического лица (далее — иностранная структура), представляет собой участие в организации, реализованное лицом, признаваемым контролирующим иностранную структуру, опосредованно, через указанную структуру (п. 6 ст. 105.2 НК РФ). Фактически это одна из разновидностей косвенного участия лица в организации.
Под иностранной структурой следует понимать организационную форму, созданную в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров (п. 2 ст. 11 НК РФ).
Признание лиц контролирующими иностранные структуры осуществляется согласно нормам главы 3.4 «Контролируемые иностранные компании и контролирующие лица» части первой НК РФ.
Согласно п. 6 ст. 105.2 НК РФ доля участия лица в организации с использованием иностранной структуры определяется в порядке, аналогичном порядку определения доли косвенного участия лица в организации, осуществляемого с использованием другой организации, установленному п. 3 ст. 105.2 НК РФ, но с учетом следующих особенностей: для определения доли участия лица в организации при наличии более одного контролирующего лица иностранной структуры доля каждого из контролирующих лиц в такой организации определяется пропорционально вкладу каждого контролирующего лица в имущество, переданное этой структуре. В случае невозможности определения размера вклада в имущество, переданное иностранной структуре, доли всех контролирующих лиц в целях определения доли их участия в организации признаются равными, а их размер определяется исходя из количества контролирующих лиц такой структуры. Соответственно, данные особенности не актуальны для ситуаций с участием лица в организации с использованием иностранной структуры, которую указанное лицо контролирует единолично.
Рассмотрим примеры определения доли участия лица в организации с использованием иностранной структуры.
Пример 1 . Допустим, физическое лицо А является единственным участником и контролирующим лицом иностранной структуры Б, которая, в свою очередь, участвует в организации В с долей 70 процентов. Тогда будет считаться, что указанное физическое лицо участвует в организации В также с долей 70 процентов (100% х 70%).
Пример 2 . Допустим, организации А, Б, В, Г являются учредителями и контролирующими лицами иностранной структуры Д, вклады которых в ее имущество составляют соответственно 20 000 долларов США, 30 000 долларов США, 40 000 долларов США и 10 000 долларов США. При этом иностранная структура Д является единственным участником организации Е. Тогда доли участия организаций А, Б, В, Г в организации Е составят соответственно:
20 процентов ((20 000 долларов США / 100 000 долларов США) х 100%);
30 процентов ((30 000 долларов США / 100 000 долларов США) х 100%);
40 процентов ((40 000 долларов США / 100 000 долларов США) х 100%);
10 процентов ((10 000 долларов США / 100 000 долларов США) х 100%).
Если бы возможность определения размера вкладов организаций А, Б, В, Г в имущество организации Д отсутствовала, доли их участия в последней для целей определения доли их участия в организации Е признавались бы равными 25 процентам ( х 100%), как и доли их участия в организации Е (25% х 100%).
На наш взгляд, при расчете доли участия лица в организации с использованием иностранной структуры необходимо учитывать также и особенности, установленные п.п. 4, 5 ст. 105.2 НК РФ для ситуаций с участием в организации, реализованным посредством владения ценными бумагами, приобретенными в рамках договора РЕПО, а также посредством владения ценными бумагами, полученными в рамках договора займа ценными бумагами, согласно которым такое участие лица в организации не учитывается при определении доли его участия в ней, за исключением случаев неисполнения или исполнения не в полном объеме второй части РЕПО или обязательств по возврату ценных бумаг по операциям займа ценными бумагами. В общем же случае ценные бумаги, переданные по первой части РЕПО и по договору займа ценными бумагами, принимаются в расчет доли участия в организации лицом, которое является соответственно продавцом ценных бумаг по первой части РЕПО или кредитором (представляет ценные бумаги в заем). Исключение предусмотрено для ситуаций, когда такие ценные бумаги были получены ими по другой операции РЕПО или операции займа ценными бумагами. Представляется, что в таких ситуациях ценные бумаги организации подлежат учету при расчете доли участия в ней лиц, являвшихся их первичными продавцами по первой части РЕПО или первичными кредиторами, передавшими их в заем.
В заключение отметим, что фактически перечень обстоятельств, подлежащих учету при определении доли участия лица в организации с использованием иностранной структуры, является открытым, но оценить влияние прямо не поименованных в ст. 105.2 НК РФ обстоятельств на долю участия лица в организации может только суд (п. 7 ст. 105.2 НК РФ). Судебных решений, позволяющих привести примеры такого рода обстоятельств, нами не обнаружено, что свидетельствует об отсутствии практики учета дополнительных оснований при определении доли участия лица в организации. В то же время, по мнению Минфина России, в качестве таковых могут выступать, например, факты наличия собственных акций (долей), принадлежащих организации (см., например, письма от 16.08.2013 N 03-01-18/33535, от 21.06.2013 N 03-01-18/23476).
Источник
Иностранная структура без образования юридического лица
— организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров.
Разъяснение
Иностранная структура без образования юридического лица — это организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров.
Пример
Траст на Кипре — иностранная структура без образования юридического лица.
Иностранные структуры без образования юридического лица могут признаваться налогоплательщиками (в случаях, предусмотренных налоговым кодексом РФ, ст. 19 НК РФ).
Налогоплательщики обязаны уведомлять налоговый орган соответственно по месту нахождения организации, месту жительства физического лица в порядке и сроки, предусмотренные статьей 25.14 НК РФ об учреждении иностранных структур без образования юридического лица, а также о контроле над ними или фактическом праве на доход, получаемый такой структурой (включая случаи, когда налогоплательщик выступает учредителем такой структуры или лицом, имеющим фактическое право на доход (прибыль) такой структуры в случае его распределения) (п. 3.1. ст. 23 НК РФ).
Термин «Иностранная структура без образования юридического лица» введен Федеральным законом от 24 ноября 2014 г. N 376-ФЗ «О внесении изменений в части первую и вторую Налогового кодекса Российской Федерации (в части налогообложения прибыли контролируемых иностранных компаний и доходов иностранных организаций)».
Определение из нормативных актов
Статья 11 налогового кодекса РФ:
Иностранная структура без образования юридического лица — организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров.
Статья 25.13 НК РФ:
8. Осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица в целях настоящего Кодекса признается оказание или возможность оказывать определяющее влияние на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры.
9. Если иное не предусмотрено настоящей статьей, в целях настоящего Кодекса контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица признается учредитель (основатель) такой структуры.
10. Если иное не предусмотрено пунктом 11 настоящей статьи, учредитель (основатель) иностранной структуры без образования юридического лица не признается контролирующим лицом такой структуры, если в отношении этого учредителя (основателя) одновременно соблюдаются все следующие условия:
1) такое лицо не вправе получать (требовать получения) прямо или косвенно прибыль (доход) этой структуры полностью или частично;
2) такое лицо не вправе распоряжаться прибылью (доходом) этой структуры или ее частью;
3) такое лицо не сохранило за собой права на имущество, переданное этой структуре (имущество передано этой структуре на условиях безотзывности).
Условие, установленное настоящим подпунктом в отношении лица — учредителя (основателя) иностранной структуры без образования юридического лица, признается выполненным, если это лицо не имеет права на получение активов такой структуры полностью или частично в свою собственность в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры на протяжении всего периода существования этой структуры, а также в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора);
4) такое лицо не осуществляет над этой структурой контроль в соответствии с пунктом 8 настоящей статьи.
11. Лицо, указанное в пункте 10 настоящей статьи, признается контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица, если такое лицо сохраняет за собой право получить любое из прав, указанных в подпунктах 1 — 3 пункта 10 настоящей статьи.
12. Контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица в целях настоящего Кодекса также признается иное лицо, не являющееся ее учредителем (основателем), если такое лицо осуществляет контроль над такой структурой и при этом в отношении этого лица выполняется хотя бы одно из следующих условий:
1) такое лицо имеет фактическое право на доход (его часть), получаемый такой структурой;
2) такое лицо вправе распоряжаться имуществом такой структуры;
3) такое лицо вправе получить имущество такой структуры в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора).
Рубрики:
Советуем прочитать
Контролируемая иностранная компания — иностранная компания (иностранная структура без образования юридического лица), контролирующими лицами которой являются организации и (или) физические лица, признаваемые налоговыми резидентами Российской Федерации.
Источник
Иностранная структура без образования юридического лица
В соответствии с налоговым кодексом РФ иностранная структура без образования юридического лица — организационная форма, созданная в соответствии с законодательством иностранного государства (территории) без образования юридического лица (в частности, фонд, партнерство, товарищество, траст, иная форма осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления), которая в соответствии со своим личным законом вправе осуществлять деятельность, направленную на извлечение дохода (прибыли) в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц) либо иных бенефициаров.
В определении содержится перечисление примеров подобных структур, в частности, фонд, партнерство, траст. При этом, законодатель оставил перечень таких структур открытым, указав, что положения закона применяются также и в отношении иных форм осуществления коллективных инвестиций и (или) доверительного управления. Следовательно, можно выделить два ключевых признаков таких структур:
это структура, в соответствии со своим личным законом, не является юридическим лицом;
это структура, в соответствии со своим личным законом, ведёт деятельность, направленную на извлечение дохода в интересах своих участников (пайщиков, доверителей или иных лиц).
Из данного в законе определения следует, что иностранной структуре необходимо удовлетворять одновременно двум вышеперечисленным критериям. Таким образом, если иностранный фонд является, в соответствии со своим личным законом, юридическим лицом, он не попадает под указанное в законе определение структуры без образования юридического лица.
Вероятно, под фондами законодатель имел ввиду, прежде всего, инвестиционные фонды, которые согласно законодательству некоторых государств (Каймановы острова, Британские Виргинские острова) могут принимать форму не только компании с ответственностью, ограниченной акциями, но и форму партнёрства и даже траста.
Пример: Траст на Кипре — иностранная структура без образования юридического лица.
Когда иностранная структура без образования юридического лица признается контролируемой иностранной компанией
Контролируемой иностранной компанией (далее — КИК) признается иностранная структура без образования юридического лица, контролирующим лицом которой являются организация, признаваемая налоговым резидентом РФ.
Кто признается контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица
Контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица признаются:
а) учредитель (основатель) такой структуры. При этом контролирующим лицом признаются следующие лица:
физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации составляет более 25 процентов;
физическое или юридическое лицо, доля участия которого в организации (для физических лиц — совместно с супругами и несовершеннолетними детьми) составляет более 10 процентов, если доля участия всех лиц, признаваемых налоговыми резидентами Российской Федерации, в этой организации (для физических лиц — включая супругов и несовершеннолетних детей) составляет более 50 процентов;
б) иное лицо, не являющееся учредителем (основателем) иностранной структуры без образования юридического лица, если выполняется хотя бы одно из следующих условий:
такое лицо имеет фактическое право на доход (его часть), получаемый такой структурой;
такое лицо вправе распоряжаться имуществом такой структуры;
Учредитель (основатель) структуры не признается контролирующим лицом иностранной структуры без образования юридического лица, если в отношении этого учредителя одновременно соблюдаются все следующие условия:
такое лицо не вправе получать (требовать получения) прямо или косвенно прибыль (доход) этой структуры полностью или частично;
такое лицо не вправе распоряжаться прибылью (доходом) этой структуры или ее частью;
такое лицо не сохранило за собой права на имущество, переданное этой структуре (имущество передано этой структуре на условиях безотзывности). Данное условие признается выполненным, если это лицо не имеет права на получение активов такой структуры полностью или частично в свою собственность в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры на протяжении всего периода существования этой структуры, а также в случае ее прекращения (ликвидации, расторжения договора);
такое лицо не осуществляет над этой структурой контроль.
Что понимается под осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица
Осуществлением контроля над иностранной структурой без образования юридического лица признается оказание (возможность оказывать) определяющего влияния на решения, принимаемые лицом, осуществляющим управление активами такой структуры, в отношении распределения полученной прибыли (дохода) после налогообложения в соответствии с личным законом и (или) учредительными документами этой структуры.
Уведомление в ИФНС
Организации и физические лица — налоговые резиденты РФ должны сообщать в налоговую инспекцию:
об учреждении иностранной структуры без образования юридического лица;
о контроле над иностранной структуре без образования юридического лица или фактическом праве на доход, получаемый ею.
Уведомить налоговую инспекцию нужно не позднее 1 месяца с даты учреждения иностранной структуры без образования юридического лица (возникновения контроля над ней или фактического права на доход).
Участие в иностранной структуре без образования юридического лица может повлечь необходимость направлять в ИФНС и второе уведомление — о контролируемой иностранной компании (КИК).
Сообщать об этом должны организации и граждане, которые:
являются контролирующими лицами КИК;
обязаны платить налог на прибыль организаций (НДФЛ для физических лиц) с прибыли КИК (в части своей доли).
Уведомление о КИК подается не позднее 20 марта года, следующего за годом, в котором доля прибыли КИК подлежит учету у контролирующего лица.
При этом предусмотрен штраф в размере 100 тыс. руб.:
за непредставление уведомления;
представление с опозданием;
указание неверных сведений в уведомлении.
Налог на прибыль/НДФЛ с прибыли КИК
Контролирующие лица должны декларировать прибыль КИК (в части своей доли) и платить с нее налог на прибыль (либо НДФЛ, если речь идет о гражданах) в случаях, когда величина прибыли КИК составляет:
за 2015 г. — 50 млн руб. и более;
за 2016 г. — 30 млн руб. и более;
за 2017 г. и последующие — более 10 млн. руб.
Прибыль КИК определяется по данным ее финансовой отчетности.
При исчислении налога на прибыль/НДФЛ в отношении доходов КИК можно зачесть суммы налога, уплаченного в иностранном государстве, при наличии подтверждающих документов.
Если иностранные структуры без образования юридического лица имеют недвижимое имущество
Иностранные структуры без образования юридического лица, имеющие недвижимое имущество, обязаны сообщать в налоговый орган по местонахождению объекта недвижимого имущества сведения об участниках этой иностранной организации.
Сведения раскрываются по состоянию на 31 декабря соответствующего налогового периода.
В случае невыполнения иностранной структурой без образования юридического лица вышеуказанной обязанности, вводится ответственность в форме штрафа в размере 100 процентов от суммы налога на имущество в отношении объекта недвижимости, принадлежащего структуре.
При этом сумма штрафа исчисляется пропорционально доле участника организации, сведения о котором не представлены (представлены несвоевременно), либо в случае невозможности определения доли участия – пропорционально количеству участников.
Остались еще вопросы по бухучету и налогам? Задайте их на бухгалтерском форуме.
Источник