- Главные новости Калужской области
- Школа инновационная. Это где? И это как?
- Что значит инновационная школа
- Инновационные школы: понятие, виды, обзор современных школ в РФ и за ее пределами
- Что это такое?
- Достоинства и недостатки инновационных школ
- Обзор условий обучения в инновационных школах мира
- Дания, Orestad
- США, High Tech High
- Вьетнам, TEKY
- Обзор инновационных школ РФ
Главные новости Калужской области
Школа инновационная. Это где? И это как?
Школы бывают разные: физико-математические, художественные, музыкальные. Список можно продолжить, благо система образования России может похвастаться разнообразием учебных заведений. Но перечень этих школ, если можно так сказать, традиционный, известный всем. Не так давно появились инновационные школы. Что это такое? Чем инновационная школа отличается от школы с углубленным изучением предметов? Об этом наш разговор с директором средней школы №1 Калуги, заслуженным учителем РФ, кандидатом педагогических наук, председателем Ассоциации инновационных образовательных учреждений Ниной КИСЕЛЬ.
— Нина Васильевна, в 2006 году ваша школа стала победителем конкурса, проводимого в рамках национального проекта «Образование». Причем победителем в номинации общеобразовательных школ, активно внедряющих инновационные программы. Что такое инновационная школа сегодня? Чем она отличается от других учебных заведений?
— Были определены десять критериев конкурсного отбора школ. Один из главных документов, подаваемых в комиссию, программа развития образовательного учреждения. Такие программы были не у всех. Руководителям многих школ пришлось разбираться в таких понятиях, как новшество, нововведение, и других понятиях педагогической инноватики. В связи с тем, что сегодня в обществе меняются социокультурные условия, в том числе и в образовании, требуются новые технологии, инновации.
Для нас инновационная деятельность — использование информационных технологий для развития учащихся. С 1996 года наша школа — областная экспериментальная площадка по теме «Компьютеризация управления учебной и педагогической деятельностью школы».
Мы сразу начали компьютеризацию по четырем направлениям. Внедряли информационные системы, закупали программные продукты, какие были на то время. У нас были программы для составления расписаний, базы данных, мы разрабатывали свой психолого-педагогический мониторинг. Кстати, мы были первой в регионе школой, которая ввела в свою деятельность мониторинг.
— Почему решили идти именно по этому пути — пути компьютеризации?
— Нам повезло, в 1989 — 90 годах мы получили компьютерное оборудование «Ямаха». Мы понимали, что рано или поздно придется вводить профильное обучение в школы, и тогда же решили заняться информатизацией образовательного процесса. Наша школа удалена от центра города. Здесь, в микрорайоне, в начале девяностых было очень мало учреждений дополнительного образования, куда бы дети могли пойти после уроков. Мы провели опрос среди учеников, родителей, что бы они хотели видеть в школе в рамках дополнительного образования. По результатам опроса мы стали готовить учеников по специальности «оператор-пользователь ЭВМ». С 2006 года мы ввели информационно-технологический профиль.
— Но почему именно информационные технологии, а не медицина, не юриспруденция, не математика и физика?
— Уже в то время мы поняли, что пользователем персонального компьютера должен быть любой выпускник, независимо от того, какую профессию он в дальнейшем выберет.
— Как учителя отреагировали на внедрение информационно-коммуникативных технологий (ИКТ) в учебно-воспитательный процесс?
— Кто-то с пониманием, кто-то нет. Но я всегда говорила так: приказом я вас не могу заставить осваивать ИКТ и внедрять их в образовательный процесс, но убеждать в том, что информационные технологии помогут нам в будущем раскрыть дидактические, педагогические возможности всех современных технологий, буду. Так вот и убеждала.
В 2006 году мы снова стали областной экспериментальной площадкой, теперь по теме «Единая информационная образовательная среда как средство личностно ориентированного обучения и развития всех учащихся».
Учителя прошли курс повышения квалификации по формированию базовой ИКТ-компетентности. Могу сказать одно: учителя стремятся на эти курсы. И возраст педагогов здесь не имеет значения. Параллельно мы укрепляли материальную базу школы.
— Говоря о компьютеризации школы, вы отметили в числе прочих этапов и компьютеризацию управленческой деятельности. Что это означает для учебного заведения?
— В свое время мы закупали программные комплексы компании «Программы — Системы — Сервис», затем «Net Школа», а сейчас внедрили «Хроно Граф Школа». Мы первая школа, которая полностью освоила «Хроно граф» и уже дала ряд городских и областных семинаров по использованию этой программы.
Но, говоря о программе «Единая информационная образовательная среда как средство личностно ориентированного обучения и развития всех учащихся», надо отметить, что на первом месте для нас — развитие ребенка и решение ряда проблем, которые невозможно решить без использования ИКТ или можно решить более эффективно с помощью ИКТ.
Чтобы осуществлять личностно ориентированное обучение, чтобы каждый ребенок развивался и обучался в соответствии со своими потребностями и возможностями, надо постоянно отслеживать его учебные достижения и личностное развитие. Мы используем «Хроно граф», чтоб заносить туда все сведения о ребенке, о его успеваемости, здоровье, психологическом развитии и так далее. Мы создали свой диагностический комплекс, с помощью которого с детьми работает психолог.
— Это дало ощутимые результаты?
— У нас в школе нет преступлений, правонарушений, качество образования выше среднего, мы побеждаем в разных конкурсах, ребята с удовольствием участвуют в олимпиадах.
Подтверждение этому — наша победа в национальном конкурсе. Когда нас спрашивают, в чем наш успех, я отвечаю: мы на протяжении многих лет занимаемся исследовательской деятельностью, и это не громко сказано. Мы ведем коррекционную работу, стараемся предупредить негативные явления, вовремя заметить тревожные симптомы. И это дает результат.
— Вы успеваете бывать на различных выставках, семинарах? Как вам удается вести такую активную педагогическую деятельность?
— Мы на протяжении ряда лет сотрудничаем с КГПУ им. К. Э. Циолковского, с КОИПКРО, с разработчиками программы «Net Школа». В своей школе мы постоянно проводим семинары для директоров и заместителей директоров, заседания методических объединений, читаем лекции для слушателей КОИПКРО и студентов КГПУ.
— Опыт каких учебных заведений вас поразил? Было ли что-то, чего нет в вашей школе?
— Я слежу за всеми новинками в сфере информатизации образования. Но нам ближе опыт работы профессора Дмитрия Матроса (Челябинский педуниверситет), где, как и у нас, внедрения ИКТ происходит с обязательным психологическим сопровождением. Комплексным внедрением ИКТ сейчас никого не удивишь, нас интересует использование ИКТ для оптимизации учебного процесса, управления с психолого-педагогическим сопровождением. ИКТ — средство личностно ориентированного обучения и развития всех участников образовательного процесса.
Чтобы оставить комментарий необходимо войти на сайт или зарегистрироваться.
Источник
Что значит инновационная школа
Родители будущих школьников уже знают что можно отдать ребёнка в обычную школу, в лицей, или в гимназию. Но термин «инновационная школа» понятен пока не всем. В чём инновации, как проходит обучение и не слишком ли сложно там учиться? Попробуем разобраться.
Наши государственные деятели превратили слова «инновации» и «модернизация» практически в ругательство. Современный смысл обоих терминов в лучшем случае — «делать вид, чтобы угодить начальству», а в худшем переводится словом «тырить». Но, раз уж слово «инновации» употребляют по отношению к школе, придётся сделать усилие и вспомнить его первоначальный смысл.
Большинство общеобразовательных школ могут называться инновационными. Потому, что их учебные планы составлены с учётом каких-то «инноваций». Это может быть и новая техника, и технологии — достижения науки. Получается, что инновационной можно считать школу, в которой с компьютером дети работают не только на уроках информатики, но и на уроках русского языка или истории. Например, они проходят тесты и другие задания с моментальной проверкой усвоения материала. С гуманитарной точки зрения это значит, что школа не нищая. И это хорошо.
Но по-настоящему инновационный подход, конечно не в этом. В течение долгих лет подход к образованию постоянно меняется. Когда-то спорили, стоит ли всех учить грамоте. Где-то достаточным уровнем образования считались, знаменитые сейчас, «три класса церковно-приходской школы». Кое-чьё образование заключается в выученных наизусть «Ведах», не будем вдаваться в подробности, но для них это действительно важно. Некоторые системы обучения считают достаточным зазубривание учебного материала. Другие же убеждают, что к каждому ученику нужен особый подход. Что школьников нужно научить думать и анализировать, тогда они сами смогут находить любую информацию.
Последнее уже совсем близко к нашей теме. Времена меняются и школы должны меняться вместе с ними. В соответствии с запросами общества к новому гражданину. Современные школы имеют возможность использовать программы (методики) обучения и развития ребёнка, разработанные авторитетными педагогами. Программы эти разные, могут быть хуже или лучше, но это уж как вам повезёт. Мы рассмотрим примерное отличие новых методик от «обычной» школы.
Личность. Традиционно учебный процесс помогает усвоить правила деятельности. Школьник перенимает существующий социальный опыт, учится вести себя в соответствии с общепринятыми правилами. Цель новой школы — развить у детей способности действовать творчески в нестандартных ситуациях.
Дидактические цели. Задачи советских школ были нехитрыми. Ученики узнают от учителя готовые знания и учатся воспроизводить их в том же виде. Инновационный подход противоположен. У школьников стараются развить критичность мышления, научить самостоятельному приобретению знаний. Приветствуется высказывание собственных суждений.
Воспитательные цели. В традиционной школе, воспитывая ученика, педагоги стремятся привить ему чёткие нравственные ориентиры и мировоззрение. И если ребёнок ведёт себя так, как должен, в соответствии с правилами, воспитание удалось. Инновационный учитель не разделяет воспитание и образование. Обучающий материал стараются сделать не оторванным от жизни. Ребенка учат понимать свои преимущества и стремиться к личной реализации.
Развитие. Обычная школа ориентирована прежде всего на среднего ученика. И мало на развитие личных качеств. Инновационный подход — индивидуальный, с учётом личных особенностей.
Отношения учитель — ученик. В традиционной школе учитель — субъект, тот кто обучает, ученик – объект, тот кого обучают. В инновационной школе ученики — равноправные участниками творческого процесса. То есть отношения субъект-субъект. Мнение ребёнка не считается глупостью по определению, оно учитывается. Детей, в свою очередь, учат быть внимательными к мнению одноклассников. А при наличии нескольких мнений в группе не утверждать голословно, а разумно аргументировать свою позицию.
Мораль может показаться вам неожиданной для заявленной темы. Но! Какой бы из подходов вам не нравился, главное, чтобы вашему ребёнку повезло с учителями. Люди — это главное. Даже самую хорошую методику могут испортить плохие учителя. И даже самую плохую исправят хорошие.
Источник
Инновационные школы: понятие, виды, обзор современных школ в РФ и за ее пределами
Современная система образования в последнее время претерпевает колоссальные перемены. На пути школьников и абитуриентов появляются новейшие методики и программы обучения, также современные учебные заведения. К таким уникальным центрам относят инновационные школы.
Современная система образования в последнее время претерпевает колоссальные перемены. На пути школьников и абитуриентов появляются новейшие методики и программы обучения, также современные учебные заведения. К таким уникальным центрам относят инновационные школы.
Что это такое?
Инновационные школы – это учебные заведения, идущие в ногу со временем, научными достижениями и технологиями. Под этим термином понимают те образовательные учреждения, которые используют современные инструменты и оборудование, новейшие методики обучения и аттестации слушателей. В настоящее время существуют инновационные школы на уровне общего среднего образования, а также в системе профессиональной подготовки (при вузах).
Что такое инновационная школа?
Инновационные школы представляют собой прогрессивные центры, которые не боятся инноваций и успешно их внедряют одними из первых. Нередко можно услышать, что здесь проводят эксперименты над учащимися: апробация новейших методов преподавания, программ подготовки специалистов или нестандартная подготовка выпускников к итоговой аттестации, работа с уникальной (возможно еще неаккредитованной) учебной программой, использование современных устройств (гаджетов, программ, платформ и пр.) и т.д. В стенах подобных заведений действует принцип: не проверишь – не узнаешь.
Ключевыми особенностями инновационных школ выступают:
- Преобладание нетрадиционных методик и учебных программ;
- Использование интерактивных и мультимедийных возможностей, переформировка типичных уроков в новый формат, онлайн-игры и деловые игры и т.д.;
- Использование новейших учебников, авторами которых выступают, как отечественные, так и зарубежные ученые, преподаватели сильнейших вузов и колледжей;
- Внедрение электронных систем учета успеваемости: электронные дневники, чаты, личные кабинеты учащихся, электронные журналы, электронные планы занятий и пр.;
- Тесное взаимодействие с местными культурными и образовательными центрами с целью более глубокой подготовки старшеклассников;
- Использование инновационных программ в начальной школе и приобщение младших учеников к инновациям, современным устройствам и программам.
Появление инновационных школ в мире и России произошло не спонтанно, а под воздействием научно-технического прогресса и необходимости реформирования образовательной системы, программ с целью повышения качества образования.
Традиционная и инновационная модели в образовании
Обучение в инновационных школах интересное и необычное. Дети в свободное время часто пользуются гаджетами, а здесь их применение идет во благо, упрощая процесс получения новых знаний и опыта, навыков.
Самыми распространенными видами инновационных школ в международной практике являются:
- Интернациональные, которые предполагают обучение учеников с учетом их вероисповедания, национальности на привычном или родном языке. Русский язык здесь осваивается в качестве иностранного. Также в состав учебного плана включают этнологию, культуру, этику и пр.
- Кочевые. Это «передвижной корпус», который перемещается с одного места на другое вместе с подопечными, а освоение программы происходит в период «остановки» в специальных палатках или кемпингах;
- Экологические. Здесь акцент делается на естественнонаучных предметах с обязательным освоением теории на практике: полевые исследования, изучение природы в реальности, проведение экспериментов и НИР и пр.;
- Инклюзивные. На базе таких учреждений происходит подготовка детей с ОВЗ и отклонениями в развитии. Каждая программа уникальна и индивидуальна.
- Авторские. Здесь реализуются новейшие программы, авторами которых выступают педагоги-практики, столкнувшиеся с конкретной проблемой в рабочих условиях и стремящихся ее решить.;
- И пр.
Достоинства и недостатки инновационных школ
Обучение в инновационных школах – самый настоящий эксперимент, исход которого невозможно предугадать. Здесь проверяется действие отдельных гипотез и предложений путем апробации или внедрения, а затем сравнивается полученный итог с аналогичными результатами в традиционных школах.
Какие технологии применяются в инновационных школах?
К числу явных преимуществ инновационных школ следует отнести:
- Обучение в таких заведениях не преследует цель – усвоить конкретное правило или запомнить алгоритм действий по его применению. Здесь учебный процесс ориентирован на раскрытие талантов, способностей и потенциала учащегося. Особый акцент делается на развитии критического мышления.
- Здесь образовательная программа строится по принципу поиска знаний, а не подачи готовой и «разжеванной» информации. То есть учебная программа представляет собой список литературы и заданий, над которыми ученики будут работать самостоятельно. Часть материала будет преподаваться в виде аудиторных занятий, но доминирующая доля подготовки основывается на самообучении, выполнении различных заданий (эссе, тесты, исследовательские работы, доклады и рефераты и пр.).
- В стенах инновационных школ наблюдается тандем одновременного воспитания и обучения. Здесь учитель и ученик на одной степени, каждый дополняет друг друга определёнными навыками, происходит прямой обмен, что облегчает усвоение пройденного материала, при этом субординацию никто не отменяет.
- Индивидуализация ученика. Данный критерий предполагает, что учебная программа может быть подстроена под каждого учащегося с учетом его текущей подготовки, способностей, возможностей и пр.\
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Среди недостатков инновационных школ эксперты выделяют:
- Сомнительное качество образовательных программ, особенно в системе профильного обучения;
- Прием абитуриентов в такие учреждения предполагает конкурсный отбор, который базируется на результатах ДВИ, проводимые по аналогии с вузами. Как правило, классы узкоспециализированы по научным областям, а набор в них предполагает сдачу «профильного предмета» в виде контрольной работы, тестирования или обычного экзамена-собеседования;
- Обучение учащихся возможно как в рамках бюджетного, так и коммерческого формата. Притом базовые школы (среднее полное образование) бесплатны, а школы при вузах – платные.
Обзор условий обучения в инновационных школах мира
Инновационные школы стали зарождаться сравнительно недавно, но несмотря на небольшой промежуток времени сумели завоевать доверие потребителей, учащихся и их родителей. Более того, согласно статистическим данным, выпускники инновационных образовательных центров более подготовлены к обучению в вузе (особенно если профиль класса и будущей профессии совпадает).
Дания, Orestad
Orestad – это своего рода инновационная гимназия, которая располагается на территории Копенгагена. Здесь отмечаются прозрачные отношения в самом прямом смысле слова: здание представлено в виде стеклянного клуба, где все находится на виду, а преподаватели и ученики взаимодействуют на одном уровне и ступени общения (в рамках приличия и субординации).
Фото инновационной гимназии Orestad в Дании
Школа имеет специально очерченные зоны для обучения, отдыха и досуга, общего развития, групповой работы и пр.
Миссия инновационной школы в Дании – развитие самостоятельности, самодисциплины и абстрагирования от внешних раздражителей, концентрация на деле или проблеме, развитие командного духа и групповой работы, использование полученных знаний в повседневной жизни.
США, High Tech High
Это учебный центр разместился на просторах Сан-Диего. Здесь изначально реализовывались исключительно авторские программы и учебные планы с начальной школы и по старшие классы. Сегодня образовательные программы разграничены по ступеням: начальная школа, средние и старшие звенья.
Инновационная школа в Сан-Диего, США
Особенность обучения в High Tech High заключается в следующем. Основной метод – реальное проектирование, которое предполагает по мере изучения теории моментальное применение и анализ их действия в жизни, на практике: выбирается тема или проблема, разрабатывается план и реализуется.
Вьетнам, TEKY
В рамках этого образовательного заведения реализуется уникальная программа, приближенная к учебным планам колледжей Европы. Только здесь практикуют внедрение Steam-подхода, основанный на междисциплинарном подходе и тесном коллективном взаимодействии учеников, учителей и пр.
Учебный процесс отнимает около 9-18 месяцев, притом программа может быть ориентирована в рамках конкретного направления подготовки: веб-дизайн, робототехника и приборостроение, программирование, медиакоммуникации.
Обзор инновационных школ РФ
На сегодняшний день в стране насчитывается около 50 инновационных школ на базе среднего полного образования. Пока никаких рейтингов и сравнительных характеристик по основным параметрам (успеваемость, качество подготовки, состав образовательной программы, развиваемые навыки и знания, виды аттестаций, статистика поступления выпускников в колледж и вузы, результативность ЕГЭ и пр.) нет.
Появление инновационных школ в России было спровоцировано НТП и реформированием системы образования. Средний возраст подобных заведений в стране едва ли достигает 7-12 лет.
Самыми известными и популярными инновационными школами РФ выступают:
Инновация здесь прослеживается в том, что это одно их учреждений, которое сумело объединить стандартные и инклюзивные программы обучения, объединить кардинально разных детей в команды и помочь им не только в освоении новых горизонтов, навыков, но и адаптации друг к другу, окружающему мир. Немаловажный акцент делается на морально-нравственном воспитании подопечных.
Обучение в Школе №1321 «Ковчег».
Первый класс в инновационной школе состоял из 10 человек, притом всего 1 из них был «особенным». После апробации методики в учреждении появились более мощные аудитории и группы, среди которых встречались дети с кардинально разными отклонениями: ДЦП, аутизм, синдром Дауна и пр. Несмотря на «сборный компонент», учащиеся выполняют индивидуальные планы, а также привлекаются к групповым работам и исследованиям.
«Ковчег» оснащён согласно последнему слову техники: компьютерные классы, мультимедийные аудитории, факультеты журналистики, спортивные и творческие секции, ипподром и пр.
Этот образовательный центр расположился на территории Истринского района в Подмосковье. Здесь успешно сочетают традиционное образование с инновациями и современными технологиями: интерактивные занятия, консилиумы, мозговые штурмы, онлайн-лекции, дистанционное обучение, командная работа, авторские планы по отдельным предметам.
Особенности образовательного процесса в «Школе будущего»
Учащиеся в обязательном порядке осваивают «стандартную программу», а также выбирают дополнительные предметы для углубленного изучения. Благодаря такому «миксу» выпускники обладают базовыми профессиональными навыками в рамках выбранных ими дисциплин, успешно пользуются креативным мышлением в любой ситуации и повседневной жизни. Также здесь предусмотрен практический блок – организация учебной практики.
В стенах этого образовательного центра обучение проходит в самых разных и нестандартных форматах. «Перспектива» — это элитная «квест-школа», где изучение теории проходит в аудиторных условиях, а далее обретение практических навыков происходит в игровой форме: преподаватель разъясняет ученикам правила тематической игры, в которую они погрузятся на неделю.
Обучение в Инновационной школе «Перспектива»
Учебный процесс разбит на модули, каждый из которых включает несколько (до 3-5) дисциплин. Раз в семестр (полгода) учащиеся проходят аттестацию в виде контрольных работ, зачетов и экзаменов. Раз в год под Москвой образуется «школьная деревня», состоящая из нескольких домиков, где учащиеся «играют в исторических эпохах», пребывая в роли крестьян, ремесленников, купцов и пр.
В какой школе обучаться, решать только родителям и детям, но в последнее время инновационные школы демонстрируют более высокие результаты подготовки к ЕГЭ и поступлению в вуз по сравнению с традиционными форматами.
В инновационных учебных центрах учащихся привлекают к научно-исследовательской деятельности, экспериментам, а познавательный процесс превращается в игру или дискуссию, где учитель и ученик находятся наравных.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Источник