Что значит индивидуальный субъект

Объект и субъект — что это такое и отличия

В течение жизни человек слышит такие слова, как объект и субъект. Очень часто эти термины употребляются в психологии и других науках, когда специалисты говорят о том, что люди способны к абстрактному типу мышления. Для того чтобы проводить различные исследования также применяются эти понятия. Несмотря на распространенность, не каждый человек понимает разницу между этими понятиями и способен дать определение каждому из них. Для того чтобы устранить этот пробел в знаниях, нужно провести сравнение и только потом можно сделать обобщающий вывод, который и позволит установить различия.

Определение понятий

Объектом называется определенный предмет или категория. На них направлено действие субъекта. Проводимые между ними взаимодействия могут быть различными – социальные (например, работодатель и работник), умозрительные (политик и мировая политика). Особенностью объекта является тот факт, что он всегда находится под влиянием объективной реальности. Он может быть выражен различными категориями, которые обозначают и выражают его признаки.

Субъект – определенный индивид или группа лиц, которые взаимодействуют с выбранным для этого объектом. Рассматриваемая категория имеет различные определения. Зависит это от сферы изучения. Субъектом является лицо, которое обладает набором прав и обязанностей. Если рассматривать понятие с точки зрения философии, то субъектом будет являться человек. Он познает мир и принимает активное участие в его изменении

Читайте также:  Что значит когда болит низ спины

Все рассматриваемые определения объединяет именно осознанность и целенаправленность действий. Особенность характерна для лиц, которые обладают развитым сознанием. Животные не способны разделять все на субъекты и объекты.

Сравнение

Противопоставление и сравнение понятий объекта и субъекта – это один из способов познания окружающей реальности и мира. Для лучшего понимания все сравнения проводятся с точки зрения реальности, которая создается непосредственно людьми. Отношения происходят между людьми и осуществляются вокруг определенного объекта. Важно понимать, что участвуют в них исключительно субъекты. Люди принимают различные решения относительно того, как будут развиваться события в той или иной сфере человеческой деятельности. Если проводить сравнение, относительно трудовых отношений, то субъектом будет являться лицо, которое участвует в процессе выполнения определенного дела. Продукт, который подвергается изменениям под воздействием применяемого труда, является объектом деятельности. В результате этого удается выделить главное отличие между понятиями субъекта и объекта – направленность действия. Становится понятно, что только субъект способен оказать воздействие на то, чтобы произошли изменения в объективной реальности, способные выделиться из нее и привести к необходимым для развития изменениям.

Выводы

Для того чтобы понять различия между понятиями, важно учитывать такой фактор, как направленность действия. Субъект – человек, который преобразует исходную реальность. В результате удается наполнить ее новым содержанием, изменить, исходя из собственных нужд. Действие производится от человека (субъекта) по направлению к объекту. Он, в свою очередь,

принимает эти изменения или сохраняет функции прежними. Примером может служить человек, который изучает определенную науку. В результате он получает набор новых знаний.

Способность к действию – еще один параметр, с помощью которого удается понять разницу между понятиями. Субъект может принимать самостоятельное решение относительно дальнейшего хода развития событий. Объект подчиняется принятым решениям и действиям. В результате происходят некие преобразования и изменения в окружающем мире и реальности. Проявление – фактор, по которому можно легко проследить имеющиеся различия. Субъект проявляется через активное действие. Он старается выделиться из реальности, обозначить себя. Пример: начальник управляет работой предприятия, для этого он принимает ряд определенных решений и предпринимает действия, направленные на то, чтобы привлечь внимание субъекта и сделать его частью процесса по изменению и улучшению (выполнение намеченного плана работ).

Еще одним фактором является одушевленность. Объект в 90% случаев – предмет неодушевленный (продукты питания, предметы, детали). Субъект – человек. Субъект всегда наделяется разумом и волей. Эти показатели указывают на наличие сознания, характерного именно для живых существ.

Источник

Что такое субъект и как он связан с объектом

Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Понятие «субъект» является распространённым: используется в философии, лингвистике, юриспруденции, психологии, религии, политике. Как правило, противопоставляется объекту.

Но что такое субъект в первоначальном смысле, если говорить простыми словами? И какое значение имеет в различных сферах общественной жизни? В статье вы найдёте ответы на эти вопросы.

Субъект — это.

Латинское слово subjectum переводится как «находящийся у основания». Впервые термин стал использовать античный философ Аристотель одновременно в значении индивидуального бытия и материи. Однако начиная с 17 века, подходы к понятию постоянно менялись.

Таблица 1 «Что такое субъект – мнения учёных и философов»

Мыслители Как трактовали понятие
Представители средневековой схоластики Нечто реальное в самих предметах.
Рене Декарт Активное начало в познавательном процессе. Мыслитель противопоставлял субъект и объект. Последний – то, на что направлены мысли и действия первого.
Кант Познание, включающее в себя весь предшествующий исторический опыт.
Гегель Абсолютный дух. Философ отождествлял субъективное и объективное начало.
Марксисты Индивид, обладающий самосознанием и познавший мир культуры.

Если попытаться найти общие признаки в указанных определениях, то получается,

что субъект – это нечто, связанное с познанием. Лицо (человек, группа, организация), которое генерирует мысли и действия, направленные на объект.

У термина есть два синонима:

  1. участник – если речь идёт о совершении действий;
  2. носитель – если лицо пребывает в определённом состоянии, например, наделяется по закону гражданскими правами и обязанностями.

В отличие от пассивного объекта, субъект ведёт себя активно. Или наблюдает за окружающей действительностью, или преобразует её.

Виды субъектов

Общепринятой классификацией для разных сфер познания является деление субъектов на два вида:

К первому виду относятся индивиды – люди, наделённые сознанием и волей. Коллективные субъекты – это несколько участников, объединённых общим вектором развития. К таковым относятся кружки по интересам, рабочие коллективы, научные сообщества, кампании, государства, народы, нации и даже человечество.

Деятельность коллективного образования не сводится к простой сумме действий участников.

Например, предприниматели поставляют на рынок полезные для населения товары, чтобы получить прибыль. Однако органы власти вводят драконовские налоги и запутанные требования к ведению бухгалтерского учёта. Как следствие, часть бизнесменов уходят в теневой сектор экономики.

В итоге государство, как объединение индивидов, недополучает налоги и нищает. Хотя и предприниматели, и представители государственного аппарата преследовали одну цель – заработать деньги.

Примеры субъектов из правовой сферы

Даже если вы не увлекаетесь философией и не занимаетесь изучением наук, всё равно столкнётесь с понятием субъекта. Как минимум в правовой сфере. Какую роль это понятие играет в законодательстве? Рассмотрим на трёх примерах.

Субъекты Российской Федерации

Субъект Российской Федерации – это территориальная единица самого высокого уровня. Она обладает привилегированным правовым статусом, которого нет у других регионов страны.

Вправе иметь собственное законодательство и судебную власть, а также самостоятельно решать ряд важных для населения вопросов. К территориальным единицам высшего уровня в РФ относятся, в частности, республики, края, автономные области.

Субъекты гражданского и административного права

Это лица, наделённые определёнными правами и обязанностями с момента рождения или создания. Также называются субъектами (участниками) правоотношений.

К ним относятся следующие лица:

  1. физические – обычные люди;
  2. юридические – организации: хозяйственные общества и товарищества, учреждения, фонды и так далее;
  3. ИП – люди, которые ведут бизнес на систематической основе без образования юридического лица;
  4. государства;
  5. международные организации.

Есть также деление по отраслям, то есть различным сферам общественной жизни. Примеры субъектов гражданского права:

  1. лица, заключившие договор займа;
  2. арендатор и арендодатель;
  3. заказчик и подрядчик.

Типичный субъект административного права – орган исполнительной власти, например, министерство. Также в эту категорию попадают федеральные службы и агентства, комитеты, департаменты, должностные лица, граждане, которые обращаются для разрешения отдельных вопросов к чиновникам.

Субъекты преступлений

Категория используется в уголовном процессе как элемент состава преступления. Бывают случаи, когда лицо нельзя привлекать к уголовной ответственности.

Например, неадекватный подросток 13 лет нападает на улице на пожилую женщину и вырывает сумочку с деньгами. Привлечь юного грабителя по статье УК не получится, потому что субъектом такого преступления согласно уголовному закону может быть только лицо, достигшее возраста 14 лет.

Заключение

Таким образом, субъект – это активный элемент реальности, производящий мысли, интересы, действия, статусы.

Самым ярким представителем является обычный человек, познающий объекты окружающего мира. Но также к участникам и носителям относятся «искусственные» лица, статус которых определён только на бумаге. Это государства, организации и другие коллективные образования.

Самую значимую роль субъекты играют в правовой сфере. От подхода законодателя к их определению зависит, какими правами и обязанностями наделяются конкретные участники общественных отношений.

Автор статьи: Белоусова Наталья

Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru

Эта статья относится к рубрикам:

Комментарии и отзывы (1)

Спасибо. Мне понравилось. Статья очень правильно написано. Всё очень красиво объясняете.

Источник

Индивидуальный субъект познания

В современной философии индивидуальный субъект — это пре­жде всего единичный, конкретный телесный индивид, существующий в пространстве и времени, включенный в определенную культуру, имеющий собственную биографию, находящийся в коммуникативных отношениях между людьми. Как индивид субъект осознает себя в ка­честве «Я» и, вступая во взаимоотношения с другими людьми, осозна­ет их в качестве «Другого». Вне контекста «Я» и «Другой» социальный индивид не существует. Субъект неотделим от объекта, т. е. от всей ре­альности — материальной и духовной, независимо от того, на что на­правлена его активность — на внешний мир или на самого себя. Объект всегда внеположен субъекту, не сливается с ним: и в том случае, если субъект пытается понять, познать самого себя, и если он, отождествляя себя с другим, пытается понять этого другого. Такая дистанция, не- тождественность субъекта и объекта, является предпосылкой успеш­ности его предметно-практической и духовной деятельности. Чтобы понять эту особенность человеческой деятельности, представим себе хирурга, полностью слившегося с оперируемым, либо, наоборот, тот редкий случай, когда хирург вынужден оперировать себя сам.

Понятие индивидуального субъекта раскрывается в философии че­рез категории «Я» и через понятие личностного знания. В Новой фи­лософской энциклопедии «Я» определяется как непосредственно мне данная целостность моей индивидуальной жизни: «Я» воспринимаю себя как центр моего сознания, как то, кому принадлежат мои мысли, желания, переживания. В то же время «Я» — это единство моей ин­дивидуальной биографии, это то, что гарантирует мою самоидентич­ность. Наконец «Я» — это то, что управляет моим телом, это инстан­ция, обеспечивающая свободное принятие моих решений и несущая ответственность за их осуществление и последствия» (Новая фило­софская энциклопедия. М., 2001. Т. 4. С. 497). В истории философии проблемой было единство уникальности и всеобщности человеческой природы, слитое в органическом синте­зе отдельного индивида. Эта проблема решалась на пути рассмотре­ния соотношения трансцендентального и эмпирического «Я». Анализ трансцендентального, осуществленный Кантом, показал зависимость моего «Я» от языка и культуры, т. е. от той понятийной сетки, которой мы все пользуемся в процессе познания и которая, как полагал Кант, делает мой опыт достоверным и значимым для всех участников позна­вательного процесса. Неклассическая эпистемология выделяет такие особенности «Я», как телесная воплощенность, неполная самоочевид­ность (многое в нашем «Я» скрыто и от нас, и от наблюдателей) и «Я» как продукт коммуникации. Коммуникация, предполагающая участие взаимодействующих в ней субъектов, осуществляется в пространстве и во времени посредством объективных средств. Она возможна благо­даря тому, что названные средства (язык, действия, вся система знаков культуры) обладают свойствами интерсубъективности, т. е. общезна­

чимости, поскольку объективное значение названных знаков языков культуры воплощает опыт жизнедеятельности человечества. В то же время объективные значения знаков языка не только допускают, но и предполагают субъективно-личностные смыслы, благодаря кото­рым коммуникация «Я» и «Другого» преодолевает барьер формально­логического отчуждения между людьми и наполняет общение взаимо­пониманием и непосредственным эмоциональным сопереживанием. Именно проблема коммуникации раскрывает особенности субъектно­объектных отношений в социально-гуманитарном познании. В ли­тературе последних лет стала хрестоматийной оценка М. М. Бахти­ным отношения человека к природному миру как монологичного. М. М. Бахтин писал по этому поводу: «Точные науки — это монологич- ная форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней. Здесь только один субъект — познающий (созерцающий) и говорящий (высказывающийся). Ему противостоит только безгласная вещь. Лю­бой объект знания (в том числе человек) может быть воспринят и по­знан как вещь. Но субъект как таковой не может изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, познание его может быть только диалогическим» (Бах­тин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1980. С. 383).

Важнейшие особенности и значимость индивидуального субъекта в процессе познания были показаны в работе Майкла Полани «Лич­ностное знание. На пути к посткритической философии» (М., 1985). Полани утверждает, что все виды человеческого познания характеризу­ются принципиальной неустранимостью субъекта из всех возможных реконструкций познавательных процессов. Эпистемология неявного знания выявляет конструктивную роль субъекта науки, поскольку «в каждом акте познания присутствует страстный вклад познающей лич­ности, и. эта добавка — не свидетельство несовершенства, но насущ­но необходимый элемент знания» (Там же. С. 19). Главное в концеп­ции Полани — концепция неявного знания. Выделяя два типа взаимно дополняющих друг друга знания — явного и неявного, Полани отда­ет предпочтение второму как необходимому основанию логических форм познания. Полани показал, что личностный элемент содержит­ся во всех без исключения операциональных проявлениях познания. В чувственном познании неосознанные ощущения составляют эмпири­ческий базис, благодаря чему информация, получаемая через органы чувств, значительно богаче той, что проходит через сознание: «человек знает больше, чем может сказать». Полани отмечает влияние личност­ного коэффициента понимания дескриптивных терминов, заключен­ных в кавычки, т. е. употребленных в переносном смысле. Есть риск семантической неопределенности и в использовании терминов в их прямом значении, так как нет величин, чтобы логически соизмерять степень соответствия понятия его денотату, его предметному значе­нию. Поэтому любой термин нагружен неявным знанием, и необхо­димо раскрывать теоретический контекст его определения. Скрытое

знание проявляется и в процессе логического вывода. Полани считает, что важнейшим условием понимания является доверие тем концепту­альным средствам познания, которыми располагает научное сообще­ство. «Каждый ребенок, учась говорить, осваивает культуру, постро­енную на предпосылках традиционного истолкования Вселенной, коренящихся в диалекте той группы, в которой этот ребенок родился. И каждое интеллектуальное усилие образованного ума совершается и рамках этой системы отсчета. Вся интеллектуальная жизнь челове­ка обесценилась бы, если эта интерпретативная система оказалась бы всецело ложной. Человек рационален только в той мере, в какой ис­тинны концепции, к которым он привык» (Там же. С. 165).

Но, несмотря на личностный характер познания, субъект способен формировать адекватную картину мира. «Постижение не является ни произвольным актом, ни пассивным опытом, оно — ответственный акт, претендующий на всеобщность. Знание объективно, поскольку позволяет установить контакт, определяемый как условие предвиде­ния неопределенной области неизвестных (и, возможно, до сей поры непредставимых) подлинных сущностей» (Там же. С. 19). Поэтому приобщение к науке предполагает глубокую перестройку личности, готовность мыслить так, как это следует из рекомендаций научной •литы, авторитет которой в сознании субъекта непререкаем.

Полани анализирует особенности субъекта познания, независимо от того, исследует человек природу, общество или самого себя. Очевид­но, что специфика социально-гуманитарного познания многократно увеличивает коэффициент личностного участия субъекта познания, который выражает свое особое отношение к происходящим в обществе процессам, обосновывает свою оценку фактов общественной истории. Особо следует подчеркнуть роль неосознаваемых форм психической деятельности человека в социально-гуманитарном познании. Субъект социально-гуманитарного познания — не некая абстракция, а живой человек, он не только познает, но и переживает жизнь и, переживая ее, познает глубже. Поэтому в познавательный процесс включены не только рациональность субъекта, его разум и рассудок, но и эмоции и чувства, иррациональные, смутные образы, интуиции. Не случайно поэтому искусство и в особенности литература выступают как наибо­лее эффективные способы постижения социальной реальности. Ак­центируя внимание на роли эмоционально-интуитивных компонентов познавательного процесса, следует подчеркнуть, что субъект гумани­тарного познания ишет закономерности общественных процессов. жстраполирует тенденции сегодняшнего дня на будущее, выражаетстремление к лучшему и стремится определить пути реализации своих социально-политических и гуманитарных идеалов.

Субъект гуманитарного познания наделен талантом психолога, он широко образован, особенно в области мировой и отечественной истории, начитан, владеет огромной массой фактического материала, всесторонне информирован о происходящих в своей стране и мире

процессах. Он сравнивает, обобщает, анализирует и оценивает фак- ‘ ты с позиций гуманистических идеалов. Он по призванию — эксперт, научно оценивающий социальные проекты, политические действия власти и партий, он — совесть народа. Безусловно, портрет субъекта социально-гуманитарного познания идеализирован. Это скорее роле­вые ожидания общественности. Реальность же зачастую не соответ­ствует этим ожиданиям, поскольку ученый не свободен от власти, or работодателя и заказчика, от предрассудков общественного мнения, от сложившихся традиций и т. д. Вся его жизнь и деятельность сотка­ны из компромиссов.

Учитывая сказанное, закономерно поставить вопрос о достовер­ности социально-гуманитарного знания. Думается, что гарантии до­стоверности социально-гуманитарного знания есть и они определя­ются интерсубъективностью жизненного опыта людей, являющихся участниками социального процесса. Этот опыт получает свое выраже­ние в народном творчестве (фольклор, смеховая культура, процветаю­щая именно в условиях тотального запрета на свободомыслие). Этот опыт так или иначе выражается на праздниках и в ритуалах, в художе­ственном творчестве и религии. Вся история человечества, становясь предметом изучения, начиная со школы, получает интерпретацию, обусловленную контекстом современности, выступает как средство осознания не столько событий давно минувших дней, сколько по­нимания дней сегодняшних. И никакое словоблудие политиканов не заставит оценить положительно то, что очевидно положительным не является.

В качестве одного из вариантов доказательства познавательных возможностей субъекта является принцип презумпции доверия позна­ющему субъекту (Б. Пружинин, J1. Микешина). «Этот принцип заклю­чается в том, что анализ познания должен исходить из живой истори­ческой конкретности познающего, его участного мышления и строиться на доверии ему как ответственно поступающему в получении истинного знания и в преодолении его заблуждений. Устремленность субъекта по­знания к истине — это своего рода «презумпция», которая имеет се­рьезные онтологические основания в когнитивной, социокультурной и личностно-индивидуальной сферах его жизнедеятельности» (Ми­кешина Л. А. Философия познания. М., 2005. С. 38)..Человек — непо­средственный участник и создатель условий своего существования, его вовлеченность создает условия истинного познания этих условий. Принцип доверия познающему субъекту предполагает принятие зна­ния на веру, поскольку декартовский девиз «подвергай все сомнению» не имеет перспективы последовательного применения. Ведь только отступление отданного принципа, требующего признать в качестве са­моочевидной истины «я мыслю, следовательно, существую», позволя­ет выйти из тупиков тотального сомнения. В социально-гуманитарных науках становится очевидным, что познающий субъект неотделим от объекта, является его неотъемлемой частью и испытывает давление на

свое мировосприятие реальных фактов, реальной жизни, частью кото­рой является.

Познание есть творческий процесс, который предполагает вовле­ченность ученого, захваченность поисковой деятельностью, полную самоотдачу и самоотверженность. По мнению Мишеля Фуко, позна- иие предъявляет субъекту особые требования. Если философия, рас­суждает Фуко, задается вопросом, что позволяет субъекту постигать истину, то «духовностью можно назвать тот поиск, ту практическую деятельность, тот опыт, посредством которых субъект осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для постижения исти­ны». Духовность — «это совокупность поисков, практических навы­ков и опыта, которыми должны быть очищение, аскеза, отречение, обращение взгляда внутрь самого себя, изменение бытия, представля­ющие — не для сознания, а для самого субъекта, для его бытия ту цену, которую он должен заплатить за пбстижение истины» (Герменевтика субъекта. Курс лекций в Коллеж де Франс, 1982 // Социо-логос. М., 1991. Вып. 1. С. 286). Фуко выделяет три характеристики духовности:

а) обладание истиной не является неотъемлемым правом субъекта;

б) истина не может существовать без обращения или преобразования субъекта; в) результатом постижения истины является ее возвращение к субъекту. Истина — это то, что озаряет субъект.

Однако Мишель Фуко констатирует: «В современную эпоху истина уже не в состоянии более служить спасением субъекту. Знание нака­пливается в объективном социальном процессе. Субъект воздейству­ет на истину, однако истина не воздействует больше на субъект» (Там же. С. 286). Данное высказывание обязывает нас рассмотреть понятие коллективного субъекта и его форм.

Источник

Оцените статью