- Объект и субъект — что это такое и отличия
- Определение понятий
- Сравнение
- Выводы
- Что такое субъект и как он связан с объектом
- Субъект — это.
- Виды субъектов
- Примеры субъектов из правовой сферы
- Субъекты Российской Федерации
- Субъекты гражданского и административного права
- Субъекты преступлений
- Заключение
- Комментарии и отзывы (1)
- Индивидуальный субъект познания
Объект и субъект — что это такое и отличия
В течение жизни человек слышит такие слова, как объект и субъект. Очень часто эти термины употребляются в психологии и других науках, когда специалисты говорят о том, что люди способны к абстрактному типу мышления. Для того чтобы проводить различные исследования также применяются эти понятия. Несмотря на распространенность, не каждый человек понимает разницу между этими понятиями и способен дать определение каждому из них. Для того чтобы устранить этот пробел в знаниях, нужно провести сравнение и только потом можно сделать обобщающий вывод, который и позволит установить различия.
Определение понятий
Объектом называется определенный предмет или категория. На них направлено действие субъекта. Проводимые между ними взаимодействия могут быть различными – социальные (например, работодатель и работник), умозрительные (политик и мировая политика). Особенностью объекта является тот факт, что он всегда находится под влиянием объективной реальности. Он может быть выражен различными категориями, которые обозначают и выражают его признаки.
Субъект – определенный индивид или группа лиц, которые взаимодействуют с выбранным для этого объектом. Рассматриваемая категория имеет различные определения. Зависит это от сферы изучения. Субъектом является лицо, которое обладает набором прав и обязанностей. Если рассматривать понятие с точки зрения философии, то субъектом будет являться человек. Он познает мир и принимает активное участие в его изменении
Все рассматриваемые определения объединяет именно осознанность и целенаправленность действий. Особенность характерна для лиц, которые обладают развитым сознанием. Животные не способны разделять все на субъекты и объекты.
Сравнение
Противопоставление и сравнение понятий объекта и субъекта – это один из способов познания окружающей реальности и мира. Для лучшего понимания все сравнения проводятся с точки зрения реальности, которая создается непосредственно людьми. Отношения происходят между людьми и осуществляются вокруг определенного объекта. Важно понимать, что участвуют в них исключительно субъекты. Люди принимают различные решения относительно того, как будут развиваться события в той или иной сфере человеческой деятельности. Если проводить сравнение, относительно трудовых отношений, то субъектом будет являться лицо, которое участвует в процессе выполнения определенного дела. Продукт, который подвергается изменениям под воздействием применяемого труда, является объектом деятельности. В результате этого удается выделить главное отличие между понятиями субъекта и объекта – направленность действия. Становится понятно, что только субъект способен оказать воздействие на то, чтобы произошли изменения в объективной реальности, способные выделиться из нее и привести к необходимым для развития изменениям.
Выводы
Для того чтобы понять различия между понятиями, важно учитывать такой фактор, как направленность действия. Субъект – человек, который преобразует исходную реальность. В результате удается наполнить ее новым содержанием, изменить, исходя из собственных нужд. Действие производится от человека (субъекта) по направлению к объекту. Он, в свою очередь,
принимает эти изменения или сохраняет функции прежними. Примером может служить человек, который изучает определенную науку. В результате он получает набор новых знаний.
Способность к действию – еще один параметр, с помощью которого удается понять разницу между понятиями. Субъект может принимать самостоятельное решение относительно дальнейшего хода развития событий. Объект подчиняется принятым решениям и действиям. В результате происходят некие преобразования и изменения в окружающем мире и реальности. Проявление – фактор, по которому можно легко проследить имеющиеся различия. Субъект проявляется через активное действие. Он старается выделиться из реальности, обозначить себя. Пример: начальник управляет работой предприятия, для этого он принимает ряд определенных решений и предпринимает действия, направленные на то, чтобы привлечь внимание субъекта и сделать его частью процесса по изменению и улучшению (выполнение намеченного плана работ).
Еще одним фактором является одушевленность. Объект в 90% случаев – предмет неодушевленный (продукты питания, предметы, детали). Субъект – человек. Субъект всегда наделяется разумом и волей. Эти показатели указывают на наличие сознания, характерного именно для живых существ.
Источник
Что такое субъект и как он связан с объектом
Здравствуйте, уважаемые читатели блога KtoNaNovenkogo.ru. Понятие «субъект» является распространённым: используется в философии, лингвистике, юриспруденции, психологии, религии, политике. Как правило, противопоставляется объекту.
Но что такое субъект в первоначальном смысле, если говорить простыми словами? И какое значение имеет в различных сферах общественной жизни? В статье вы найдёте ответы на эти вопросы.
Субъект — это.
Латинское слово subjectum переводится как «находящийся у основания». Впервые термин стал использовать античный философ Аристотель одновременно в значении индивидуального бытия и материи. Однако начиная с 17 века, подходы к понятию постоянно менялись.
Таблица 1 «Что такое субъект – мнения учёных и философов»
Мыслители | Как трактовали понятие |
---|---|
Представители средневековой схоластики | Нечто реальное в самих предметах. |
Рене Декарт | Активное начало в познавательном процессе. Мыслитель противопоставлял субъект и объект. Последний – то, на что направлены мысли и действия первого. |
Кант | Познание, включающее в себя весь предшествующий исторический опыт. |
Гегель | Абсолютный дух. Философ отождествлял субъективное и объективное начало. |
Марксисты | Индивид, обладающий самосознанием и познавший мир культуры. |
Если попытаться найти общие признаки в указанных определениях, то получается,
что субъект – это нечто, связанное с познанием. Лицо (человек, группа, организация), которое генерирует мысли и действия, направленные на объект.
У термина есть два синонима:
- участник – если речь идёт о совершении действий;
- носитель – если лицо пребывает в определённом состоянии, например, наделяется по закону гражданскими правами и обязанностями.
В отличие от пассивного объекта, субъект ведёт себя активно. Или наблюдает за окружающей действительностью, или преобразует её.
Виды субъектов
Общепринятой классификацией для разных сфер познания является деление субъектов на два вида:
К первому виду относятся индивиды – люди, наделённые сознанием и волей. Коллективные субъекты – это несколько участников, объединённых общим вектором развития. К таковым относятся кружки по интересам, рабочие коллективы, научные сообщества, кампании, государства, народы, нации и даже человечество.
Деятельность коллективного образования не сводится к простой сумме действий участников.
Например, предприниматели поставляют на рынок полезные для населения товары, чтобы получить прибыль. Однако органы власти вводят драконовские налоги и запутанные требования к ведению бухгалтерского учёта. Как следствие, часть бизнесменов уходят в теневой сектор экономики.
В итоге государство, как объединение индивидов, недополучает налоги и нищает. Хотя и предприниматели, и представители государственного аппарата преследовали одну цель – заработать деньги.
Примеры субъектов из правовой сферы
Даже если вы не увлекаетесь философией и не занимаетесь изучением наук, всё равно столкнётесь с понятием субъекта. Как минимум в правовой сфере. Какую роль это понятие играет в законодательстве? Рассмотрим на трёх примерах.
Субъекты Российской Федерации
Субъект Российской Федерации – это территориальная единица самого высокого уровня. Она обладает привилегированным правовым статусом, которого нет у других регионов страны.
Вправе иметь собственное законодательство и судебную власть, а также самостоятельно решать ряд важных для населения вопросов. К территориальным единицам высшего уровня в РФ относятся, в частности, республики, края, автономные области.
Субъекты гражданского и административного права
Это лица, наделённые определёнными правами и обязанностями с момента рождения или создания. Также называются субъектами (участниками) правоотношений.
К ним относятся следующие лица:
- физические – обычные люди;
- юридические – организации: хозяйственные общества и товарищества, учреждения, фонды и так далее;
- ИП – люди, которые ведут бизнес на систематической основе без образования юридического лица;
- государства;
- международные организации.
Есть также деление по отраслям, то есть различным сферам общественной жизни. Примеры субъектов гражданского права:
- лица, заключившие договор займа;
- арендатор и арендодатель;
- заказчик и подрядчик.
Типичный субъект административного права – орган исполнительной власти, например, министерство. Также в эту категорию попадают федеральные службы и агентства, комитеты, департаменты, должностные лица, граждане, которые обращаются для разрешения отдельных вопросов к чиновникам.
Субъекты преступлений
Категория используется в уголовном процессе как элемент состава преступления. Бывают случаи, когда лицо нельзя привлекать к уголовной ответственности.
Например, неадекватный подросток 13 лет нападает на улице на пожилую женщину и вырывает сумочку с деньгами. Привлечь юного грабителя по статье УК не получится, потому что субъектом такого преступления согласно уголовному закону может быть только лицо, достигшее возраста 14 лет.
Заключение
Таким образом, субъект – это активный элемент реальности, производящий мысли, интересы, действия, статусы.
Самым ярким представителем является обычный человек, познающий объекты окружающего мира. Но также к участникам и носителям относятся «искусственные» лица, статус которых определён только на бумаге. Это государства, организации и другие коллективные образования.
Самую значимую роль субъекты играют в правовой сфере. От подхода законодателя к их определению зависит, какими правами и обязанностями наделяются конкретные участники общественных отношений.
Автор статьи: Белоусова Наталья
Удачи вам! До скорых встреч на страницах блога KtoNaNovenkogo.ru
Эта статья относится к рубрикам:
Комментарии и отзывы (1)
Спасибо. Мне понравилось. Статья очень правильно написано. Всё очень красиво объясняете.
Источник
Индивидуальный субъект познания
В современной философии индивидуальный субъект — это прежде всего единичный, конкретный телесный индивид, существующий в пространстве и времени, включенный в определенную культуру, имеющий собственную биографию, находящийся в коммуникативных отношениях между людьми. Как индивид субъект осознает себя в качестве «Я» и, вступая во взаимоотношения с другими людьми, осознает их в качестве «Другого». Вне контекста «Я» и «Другой» социальный индивид не существует. Субъект неотделим от объекта, т. е. от всей реальности — материальной и духовной, независимо от того, на что направлена его активность — на внешний мир или на самого себя. Объект всегда внеположен субъекту, не сливается с ним: и в том случае, если субъект пытается понять, познать самого себя, и если он, отождествляя себя с другим, пытается понять этого другого. Такая дистанция, не- тождественность субъекта и объекта, является предпосылкой успешности его предметно-практической и духовной деятельности. Чтобы понять эту особенность человеческой деятельности, представим себе хирурга, полностью слившегося с оперируемым, либо, наоборот, тот редкий случай, когда хирург вынужден оперировать себя сам.
Понятие индивидуального субъекта раскрывается в философии через категории «Я» и через понятие личностного знания. В Новой философской энциклопедии «Я» определяется как непосредственно мне данная целостность моей индивидуальной жизни: «Я» воспринимаю себя как центр моего сознания, как то, кому принадлежат мои мысли, желания, переживания. В то же время «Я» — это единство моей индивидуальной биографии, это то, что гарантирует мою самоидентичность. Наконец «Я» — это то, что управляет моим телом, это инстанция, обеспечивающая свободное принятие моих решений и несущая ответственность за их осуществление и последствия» (Новая философская энциклопедия. М., 2001. Т. 4. С. 497). В истории философии проблемой было единство уникальности и всеобщности человеческой природы, слитое в органическом синтезе отдельного индивида. Эта проблема решалась на пути рассмотрения соотношения трансцендентального и эмпирического «Я». Анализ трансцендентального, осуществленный Кантом, показал зависимость моего «Я» от языка и культуры, т. е. от той понятийной сетки, которой мы все пользуемся в процессе познания и которая, как полагал Кант, делает мой опыт достоверным и значимым для всех участников познавательного процесса. Неклассическая эпистемология выделяет такие особенности «Я», как телесная воплощенность, неполная самоочевидность (многое в нашем «Я» скрыто и от нас, и от наблюдателей) и «Я» как продукт коммуникации. Коммуникация, предполагающая участие взаимодействующих в ней субъектов, осуществляется в пространстве и во времени посредством объективных средств. Она возможна благодаря тому, что названные средства (язык, действия, вся система знаков культуры) обладают свойствами интерсубъективности, т. е. общезна
чимости, поскольку объективное значение названных знаков языков культуры воплощает опыт жизнедеятельности человечества. В то же время объективные значения знаков языка не только допускают, но и предполагают субъективно-личностные смыслы, благодаря которым коммуникация «Я» и «Другого» преодолевает барьер формальнологического отчуждения между людьми и наполняет общение взаимопониманием и непосредственным эмоциональным сопереживанием. Именно проблема коммуникации раскрывает особенности субъектнообъектных отношений в социально-гуманитарном познании. В литературе последних лет стала хрестоматийной оценка М. М. Бахтиным отношения человека к природному миру как монологичного. М. М. Бахтин писал по этому поводу: «Точные науки — это монологич- ная форма знания: интеллект созерцает вещь и высказывается о ней. Здесь только один субъект — познающий (созерцающий) и говорящий (высказывающийся). Ему противостоит только безгласная вещь. Любой объект знания (в том числе человек) может быть воспринят и познан как вещь. Но субъект как таковой не может изучаться как вещь, ибо как субъект он не может, оставаясь субъектом, стать безгласным, следовательно, познание его может быть только диалогическим» (Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества. М., 1980. С. 383).
Важнейшие особенности и значимость индивидуального субъекта в процессе познания были показаны в работе Майкла Полани «Личностное знание. На пути к посткритической философии» (М., 1985). Полани утверждает, что все виды человеческого познания характеризуются принципиальной неустранимостью субъекта из всех возможных реконструкций познавательных процессов. Эпистемология неявного знания выявляет конструктивную роль субъекта науки, поскольку «в каждом акте познания присутствует страстный вклад познающей личности, и. эта добавка — не свидетельство несовершенства, но насущно необходимый элемент знания» (Там же. С. 19). Главное в концепции Полани — концепция неявного знания. Выделяя два типа взаимно дополняющих друг друга знания — явного и неявного, Полани отдает предпочтение второму как необходимому основанию логических форм познания. Полани показал, что личностный элемент содержится во всех без исключения операциональных проявлениях познания. В чувственном познании неосознанные ощущения составляют эмпирический базис, благодаря чему информация, получаемая через органы чувств, значительно богаче той, что проходит через сознание: «человек знает больше, чем может сказать». Полани отмечает влияние личностного коэффициента понимания дескриптивных терминов, заключенных в кавычки, т. е. употребленных в переносном смысле. Есть риск семантической неопределенности и в использовании терминов в их прямом значении, так как нет величин, чтобы логически соизмерять степень соответствия понятия его денотату, его предметному значению. Поэтому любой термин нагружен неявным знанием, и необходимо раскрывать теоретический контекст его определения. Скрытое
знание проявляется и в процессе логического вывода. Полани считает, что важнейшим условием понимания является доверие тем концептуальным средствам познания, которыми располагает научное сообщество. «Каждый ребенок, учась говорить, осваивает культуру, построенную на предпосылках традиционного истолкования Вселенной, коренящихся в диалекте той группы, в которой этот ребенок родился. И каждое интеллектуальное усилие образованного ума совершается и рамках этой системы отсчета. Вся интеллектуальная жизнь человека обесценилась бы, если эта интерпретативная система оказалась бы всецело ложной. Человек рационален только в той мере, в какой истинны концепции, к которым он привык» (Там же. С. 165).
Но, несмотря на личностный характер познания, субъект способен формировать адекватную картину мира. «Постижение не является ни произвольным актом, ни пассивным опытом, оно — ответственный акт, претендующий на всеобщность. Знание объективно, поскольку позволяет установить контакт, определяемый как условие предвидения неопределенной области неизвестных (и, возможно, до сей поры непредставимых) подлинных сущностей» (Там же. С. 19). Поэтому приобщение к науке предполагает глубокую перестройку личности, готовность мыслить так, как это следует из рекомендаций научной •литы, авторитет которой в сознании субъекта непререкаем.
Полани анализирует особенности субъекта познания, независимо от того, исследует человек природу, общество или самого себя. Очевидно, что специфика социально-гуманитарного познания многократно увеличивает коэффициент личностного участия субъекта познания, который выражает свое особое отношение к происходящим в обществе процессам, обосновывает свою оценку фактов общественной истории. Особо следует подчеркнуть роль неосознаваемых форм психической деятельности человека в социально-гуманитарном познании. Субъект социально-гуманитарного познания — не некая абстракция, а живой человек, он не только познает, но и переживает жизнь и, переживая ее, познает глубже. Поэтому в познавательный процесс включены не только рациональность субъекта, его разум и рассудок, но и эмоции и чувства, иррациональные, смутные образы, интуиции. Не случайно поэтому искусство и в особенности литература выступают как наиболее эффективные способы постижения социальной реальности. Акцентируя внимание на роли эмоционально-интуитивных компонентов познавательного процесса, следует подчеркнуть, что субъект гуманитарного познания ишет закономерности общественных процессов. жстраполирует тенденции сегодняшнего дня на будущее, выражаетстремление к лучшему и стремится определить пути реализации своих социально-политических и гуманитарных идеалов.
Субъект гуманитарного познания наделен талантом психолога, он широко образован, особенно в области мировой и отечественной истории, начитан, владеет огромной массой фактического материала, всесторонне информирован о происходящих в своей стране и мире
процессах. Он сравнивает, обобщает, анализирует и оценивает фак- ‘ ты с позиций гуманистических идеалов. Он по призванию — эксперт, научно оценивающий социальные проекты, политические действия власти и партий, он — совесть народа. Безусловно, портрет субъекта социально-гуманитарного познания идеализирован. Это скорее ролевые ожидания общественности. Реальность же зачастую не соответствует этим ожиданиям, поскольку ученый не свободен от власти, or работодателя и заказчика, от предрассудков общественного мнения, от сложившихся традиций и т. д. Вся его жизнь и деятельность сотканы из компромиссов.
Учитывая сказанное, закономерно поставить вопрос о достоверности социально-гуманитарного знания. Думается, что гарантии достоверности социально-гуманитарного знания есть и они определяются интерсубъективностью жизненного опыта людей, являющихся участниками социального процесса. Этот опыт получает свое выражение в народном творчестве (фольклор, смеховая культура, процветающая именно в условиях тотального запрета на свободомыслие). Этот опыт так или иначе выражается на праздниках и в ритуалах, в художественном творчестве и религии. Вся история человечества, становясь предметом изучения, начиная со школы, получает интерпретацию, обусловленную контекстом современности, выступает как средство осознания не столько событий давно минувших дней, сколько понимания дней сегодняшних. И никакое словоблудие политиканов не заставит оценить положительно то, что очевидно положительным не является.
В качестве одного из вариантов доказательства познавательных возможностей субъекта является принцип презумпции доверия познающему субъекту (Б. Пружинин, J1. Микешина). «Этот принцип заключается в том, что анализ познания должен исходить из живой исторической конкретности познающего, его участного мышления и строиться на доверии ему как ответственно поступающему в получении истинного знания и в преодолении его заблуждений. Устремленность субъекта познания к истине — это своего рода «презумпция», которая имеет серьезные онтологические основания в когнитивной, социокультурной и личностно-индивидуальной сферах его жизнедеятельности» (Микешина Л. А. Философия познания. М., 2005. С. 38)..Человек — непосредственный участник и создатель условий своего существования, его вовлеченность создает условия истинного познания этих условий. Принцип доверия познающему субъекту предполагает принятие знания на веру, поскольку декартовский девиз «подвергай все сомнению» не имеет перспективы последовательного применения. Ведь только отступление отданного принципа, требующего признать в качестве самоочевидной истины «я мыслю, следовательно, существую», позволяет выйти из тупиков тотального сомнения. В социально-гуманитарных науках становится очевидным, что познающий субъект неотделим от объекта, является его неотъемлемой частью и испытывает давление на
свое мировосприятие реальных фактов, реальной жизни, частью которой является.
Познание есть творческий процесс, который предполагает вовлеченность ученого, захваченность поисковой деятельностью, полную самоотдачу и самоотверженность. По мнению Мишеля Фуко, позна- иие предъявляет субъекту особые требования. Если философия, рассуждает Фуко, задается вопросом, что позволяет субъекту постигать истину, то «духовностью можно назвать тот поиск, ту практическую деятельность, тот опыт, посредством которых субъект осуществляет в самом себе преобразования, необходимые для постижения истины». Духовность — «это совокупность поисков, практических навыков и опыта, которыми должны быть очищение, аскеза, отречение, обращение взгляда внутрь самого себя, изменение бытия, представляющие — не для сознания, а для самого субъекта, для его бытия ту цену, которую он должен заплатить за пбстижение истины» (Герменевтика субъекта. Курс лекций в Коллеж де Франс, 1982 // Социо-логос. М., 1991. Вып. 1. С. 286). Фуко выделяет три характеристики духовности:
а) обладание истиной не является неотъемлемым правом субъекта;
б) истина не может существовать без обращения или преобразования субъекта; в) результатом постижения истины является ее возвращение к субъекту. Истина — это то, что озаряет субъект.
Однако Мишель Фуко констатирует: «В современную эпоху истина уже не в состоянии более служить спасением субъекту. Знание накапливается в объективном социальном процессе. Субъект воздействует на истину, однако истина не воздействует больше на субъект» (Там же. С. 286). Данное высказывание обязывает нас рассмотреть понятие коллективного субъекта и его форм.
Источник