Что значит имя существительное 1 склонения

Склонение имен существительных

Изменение окончаний имён существительных по вопросам называется изменением по падежам, или склонением.

Существительные бывают 1, 2 и 3-го склонения:

1. К первому склонению относятся существительные женского и мужского рода с окончаниями -а , -я в именительном падеже.

Например: пап а , мам а , Кат я , Пет я , краск а .

2. Ко второму склонению относятся существительные мужского рода с нулевым окончанием — и среднего рода с окончаниями -о , -е .

Например: стол , луг , король , облак о , солнц е .

3. К третьему склонению относятся существительные женского рода с мягким знаком на конценулевым окончанием — ).

Например: пристань , рожь , соль , ель .

Чтобы определить склонение имени существительного, надо:

  • поставить слово в именительный падежединственного числа (т.е. в начальную форму)
  • определить род имени существительного и выделить окончание в начальной форме
  • по роду и окончанию определяем склонение.

на дороге — (дорог а — ж.р.) — 1-е скл.

по асфальту — (асфальт -м. р.) — 2-е скл.

на площадях — (площадь — ж.р.) — 3-е скл.

Изменение по падежам (склонение) имен существительных разных склонений:

Слова первого склонения

Падежи Слова второго склонения Слова третьего склонения
женский род мужской род мужской род средний род женский род
И. п. земл я пап а конь окн о степь
Р. п. земл и пап ы кон я окн а степ и́
Д. п. земл е пап е кон ю окн у степ и
В. п. земл ю пап у кон я окн о степь
Т. п. земл ёй пап ой кон ём окн ом степь ю
П. п. о земл е о Пет е о кон е об окн е о степ и

Безударные окончания имен существительных одного и того же склонения в разных падежах пишутся также, как и ударные. Более подробно смотри здесь — Правописание безударных окончаний имен существительных.

В русском языке существуют слова, имеющие необычные склонения. Это:

Подробнее об их склонениях ты сможешь узнать, перейдя по нужной ссылке.

Поделись с друзьями в социальных сетях:

Источник

Склонение имен существительных в русском языке

Склонение имен суще­стви­тель­ных — это изме­не­ние по паде­жам в соот­вет­ствии с родо­вой принадлежностью.

В рус­ской мор­фо­ло­гии раз­ли­ча­ют основ­ные три типа скло­не­ния имен суще­стви­тель­ных. Но кро­ме них, выде­ля­ют еще несколь­ко склонений.

Имена суще­стви­тель­ные в рус­ском язы­ке изме­ня­ют­ся по паде­жам и чис­лам. Это изме­не­ние фор­мы сло­ва назы­ва­ет­ся склонением.

В соот­вет­ствии с родо­вой при­над­леж­но­стью и падеж­ны­ми окон­ча­ни­я­ми в фор­ме един­ствен­но­го чис­ла суще­стви­тель­ные делят­ся на три склонения.

Первое склонение

К пер­во­му скло­не­нию отне­сем суще­стви­тель­ные муж­ско­го и жен­ско­го рода с твер­дой и мяг­кой осно­вой с окон­ча­ни­ем -а/-я в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, например:

  • муж­чин а
  • дяд я
  • юнош а
  • маль­чишк а
  • берёст а
  • дорог а
  • нян я
  • деревн я .

Сюда же доба­вим суще­стви­тель­ные обще­го рода, кото­рые могут в зави­си­мо­сти от кон­тек­ста назы­вать как лиц муж­ско­го пола, так и жен­ско­го, например:

  • Забияка Ваня
  • плак­са Валя
  • непо­се­да Серёжка
  • молод­чи­на Стасик.

Склонение существительных на -ия

Отметим, что ряд суще­стви­тель­ных жен­ско­го рода пер­во­го скло­не­ния закан­чи­ва­ет­ся на -ия:

Такие сло­ва в фор­мах датель­но­го и пред­лож­но­го паде­жа един­ствен­но­го чис­ла име­ют окон­ча­ние в отли­чие от типич­ных суще­стви­тель­ных пер­во­го скло­не­ния, как напри­мер сло­во «тра­ва».

Сравним:

  • и. п. (что?) лек­ция, трава
  • р. п. вре­мя (чего?) лек­ци и , нет трав ы
  • д. п. уде­лим вни­ма­ние (чему?) лек­ци и , трав е
  • в. п. вижу (что?) лек­ци ю , трав у
  • т. п. вос­хи­ща­ем­ся (чем?) лек­ци ей , трав ой
  • п. п. сооб­щит (о чём?) о лек­ци и , о трав е

Второе склонение

Второе скло­не­ние объ­еди­ня­ет суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем, а так­же с окон­ча­ни­ем -о/-е и сред­не­го рода с окон­ча­ни­ем -о/-е в фор­ме име­ни­тель­но­го паде­жа, например:

  • гений , автор , герой , соло­вей ;
  • домищ е , чело­ве­чищ е , забо­ришк о , голо­сишк о ;
  • слов о , дел о , сел о , пол е , мор е , собра­ни е , варень е .

Склонение существительных среднего рода на -ие

Особое вни­ма­ние обра­тим на суще­стви­тель­ные сред­не­го рода, кото­рые закан­чи­ва­ют­ся на бук­во­со­че­та­ние -ие:

  • наклоне́н и е
  • сочета́н и е
  • указа́н и е .

Такие суще­стви­тель­ные скло­ня­ют­ся по-особому: в фор­мах един­ствен­но­го чис­ла пред­лож­но­го паде­жа отме­тим окон­ча­ние , а не , как у слов сред­не­го рода типа «озе­ро» или «поле».

Понаблюдаем и сравним:

  • и. п. (что?) ука­за­ни е , озер о
  • р. п. нет (чего?) ука­за­ни я , озер а
  • д. п. удив­ля­ем­ся (чему?) ука­за­ни ю , к озер у
  • в. п. читаю (что?) ука­за­ни е , вижу озер о
  • т. п. инте­ре­су­юсь (чем?) ука­за­ни ем , озер ом
  • п. п. рас­ска­жу (о чём?) об ука­за­ни и , об озер е

Третье склонение

К тре­тье­му скло­не­нию отно­сят­ся име­на суще­стви­тель­ные жен­ско­го рода с нуле­вым окон­ча­ни­ем в име­ни­тель­ном паде­же, например:

Таблица «Три склонения имен существительных»

Склонение Род Окончание Примеры
Первое муж­ской -а, -я юнош а
дяд я
жен­ский птиц а
земл я
Второе муж­ской нуле­вое отец
день
сред­ний -о, -е зерн о
счасть е
Третье жен­ский нуле­вое дочь
рожь

Разносклоняемые существительные

  • бре­мя
  • вымя
  • темя
  • пла­мя
  • стре­мя
  • пла­мя
  • вре­мя
  • зна­мя
  • имя
  • пле­мя
  • семя
  • суще­стви­тель­ное муж­ско­го рода «путь»
  • суще­стви­тель­ное сред­не­го рода «дитя».

Разносклоняемыми эти сло­ва назва­ны пото­му, что частью они скло­ня­ют­ся как суще­стви­тель­ные тре­тье­го скло­не­ния, а в фор­ме тво­ри­тель­но­го паде­жа име­ют окон­ча­ние вто­ро­го склонения.

Сравним:

  • и.п. пла­мя, дитя, путь, ночь
  • р.п. пла­ме­ни, дитя­ти, пути, ночи
  • д.п. пла­ме­ни, дитя­ти, пути, ночи
  • в.п. пла­мя, дитя, путь, ночь
  • т.п. пла­мен ем , дитят ей (-ею), пут ём , ночь ю
  • п.п. о пла­ме­ни, о дитя­ти, о пути, о ночи.

Другие типы склонения существительных

В рус­ском язы­ке целый пласт лек­си­ки состав­ля­ют суще­стви­тель­ные — быв­шие при­ла­га­тель­ные или при­ча­стия. Они сохра­ни­ли грам­ма­ти­че­скую фор­му преж­ней части речи и скло­ня­ют­ся, как при­ла­га­тель­ные. Эти сло­ва отне­сем к отдель­но­му типу скло­не­ния суще­стви­тель­ных, например:

  • слу­жащ ий
  • про­во­жа­ющ ий
  • при­бывш ий
  • сла­га­ем ое
  • про­хож ий
  • ванн ая
  • запят ая
  • гор­ничн ая
  • горяч ее
  • ска­зу­ем ое
  • моро­жен ое .

Отдельный тип скло­не­ния состав­ля­ют суще­стви­тель­ные, кото­рые име­ют толь­ко фор­му мно­же­ствен­но­го чис­ла. У этих слов невоз­мож­но опре­де­лить родо­вую при­над­леж­ность и, сле­до­ва­тель­но, отне­сти к одно­му из трех основ­ных типов склонения.

Особняком нахо­дят­ся нескло­ня­е­мые суще­стви­тель­ные, кото­рые во всех паде­жах сохра­ня­ют одну и ту же форму.

Определение склонения имени существительного

Видеоурок «Склонение имен существительных»

Что делать с ино­стран­ны­ми сло­ва­ми? К како­му типу скло­не­ния отне­сти, напри­мер, сло­во «Верьер»? (ком­му­на во Франции). Спасибо!

Самый без­опас­ный вари­ант — скло­нять сло­во «ком­му­на», не скло­няя имя собственное.

Написано доступ­но и доста­точ­но понят­но для ребён­ка! Спасибо боль­шое за урок!

в лесу в шка­фу в сне­гу, почему?

Многие неоду­шев­лен­ные суще­стви­тель­ные муж­ско­го рода в фор­ме пред­лож­но­го паде­жа с пред­ло­га­ми «в» и «на» име­ют окон­ча­ние :

    в лесу
    на берегу
    в шка­фу, на шкафу;
    в негу, на снегу.

Если обра­тить­ся к исто­рия рус­ско­го язы­ка то выяс­ним, что в древ­не­рус­ском язы­ке было пят­на­дцать паде­жей.

Местный падеж имен суще­стви­тель­ных обо­зна­чал место, где про­ис­хо­дит дей­ствие, и имел обсто­я­тель­ствен­ное зна­че­ние. С тече­ни­ем вре­ме­ни систе­ма паде­жей рус­ско­го язы­ка ста­ла более ком­пакт­ной. Формы мест­но­го паде­жа с окон­ча­ни­ем вли­лись в состав форм пред­лож­но­го паде­жа, в кото­ром сло­ва, име­ю­щие объ­ект­ное зна­че­ние, пишут­ся с окон­ча­ни­ем -е:

    гово­рить (о чём) о лесе;
    рас­ска­зать (о чём?) о береге;
    напи­сать рас­сказ (о чём?) о снеге.

В сло­ва­рях фор­мы суще­стви­тель­ных с окон­ча­ни­ем поме­ща­ют с поме­той «в мест­ном зна­че­нии».

здравствуйте.что делат что­бы гово­рить без оксент и не забы­вать подежи

По вто­ро­му скло­не­нию что-то не скла­ды­ва­ет­ся: по таб­ли­це роди­тель­ный и датель­ный паде­жи без окон­ча­ний. При этом тут же в при­ме­рах пока­за­ны окон­ча­ния -а(-я), -у(-ю). В чем подвох?

как пра­виль­но писать сло­во жаж­дуя или жаждая

Основа гла­гол «жаж­дать» закан­чи­ва­ет­ся суф­фик­сом -а-. Деепричастие несо­вер­шен­но­го вида обра­зу­ем от осно­вы неопре­де­лен­ной фор­мы путём при­со­еди­не­ния суф­фик­са -я-:

как мне отве­тить на вопрос По како­му при­зна­ку сущ. раз­де­ля­ют­ся на три типа склонения.

Чтобы отве­тить на этот вопрос, нуж­но вни­ма­тель­но про­чи­тать статью.
Разве в ней нет ответа?
Например, в таб­лич­ке поша­го­во расписано:
1. опре­де­лить род существительного;
2. выде­лить окон­ча­ние в фор­ме и.п.
и т.д.

Подскажите пожа­луй­ста: в пред­ло­же­нии «В лесу све­тит лас­ко­вое солнце.»
«В лесу» поче­му роди­тель­ный падеж?
Ведь «нет чего — леса, лЕсу». В сло­ве «лесУ» уда­ре­ние на дру­гой слог.

Существительное «в лесу» име­ет фор­му пред­лож­но­го паде­жа. Убедимся в этом, задав падеж­ный вопрос:

Вы зада­ли хоро­ший вопрос, обна­жа­ю­щий про­бле­му при­ня­той школь­ной упро­щён­ной моде­ли паде­жей рус­ско­го языка!

Строго гово­ря, в пред­ло­же­нии «В лесу (све­тит солн­це)» сло­во «лес» сто­ит во внут­рен­нем мест­ном паде­же — инес­си­ве (вари­ант мест­но­го паде­жа, лока­ти­ва). Но, по край­ней мере «на школь­ном уровне», этот падеж в рус­ском язы­ке выде­лять не при­ня­то, и это вызы­ва­ет пута­ни­цу в ряде слу­ча­ев, вклю­чая указанный.

Формально, сло­во «лес» — муж­ско­го рода, с нуле­вым окон­ча­ни­ем, и долж­но бы отно­сить­ся ко вто­ро­му склонению:

име­ни­тель­ный: есть лес
роди­тель­ный: нет леса
датель­ный: раду­юсь лесу
вини­тель­ный: вижу лес
тво­ри­тель­ный: дово­лен лесом
пред­лож­ный: думаю о лесе

Вся мякот­ка — в том, что фор­мы «лесу» (неза­ви­си­мо от уда­ре­ния) в полу­чив­шем­ся спис­ке нет. В соот­вет­ствии с этой таб­ли­цей, ожи­да­ет­ся «в лесе (све­тит солн­це)». Форму же «в лесу» «школь­ная модель» игно­ри­ру­ет, а при чуть более серьёз­ном под­хо­де назы­ва­ет­ся «вто­рым пред­лож­ным паде­жом» (так­же извест­ным как мест­ный падеж, локатив).

Более того, фор­ма «роди­тель­но­го паде­жа» с уда­ре­ни­ем на пер­вый слог — «нет лЕсу», (зву­ча­щая, кста­ти, немно­го арха­ич­но) — это тоже не «кано­ни­че­ский школь­ный» падеж (тот будет «нет леса», см. таб­ли­цу вто­ро­го скло­не­ния выше), а частич­ный падеж, так­же извест­ный как пар­ти­тив или «вто­рой родительный».

Источник

Читайте также:  Что значит кредитные каникулы от сбербанка
Оцените статью