- Харита Игнатьевна Огудалова
- Образ и характеристика Хариты Игнатьевны Огудаловой в пьесе «Бесприданница»
- Образ и характеристика Хариты Игнатьевны Огудаловой в пьесе «Бесприданница» Островского
- Имена и фамилии в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
- Описание презентации по отдельным слайдам:
- Образ и характеристика Хариты Огудаловой в пьесе Бесприданица Островского сочинение
- Вариант 2
- Образ Хариты Огудаловой
- Сочинение про Хариту Огудалову
- Мать и дочь в драме А. Н. Островского «Бесприданница»
- Происхождение и семья
Харита Игнатьевна Огудалова
Харита Игнатьевна — обедневшая дворянка, вдова средних лет с тремя дочерьми. Одета изящно, но смело и не по летам. С ловкостью Хариты Игнатьевны у Огудаловых «всегда полон дом холостых». Подыскивает заботливая мать для своей дочери подходящую пару, а заодно и средства к существованию добывает, ведь «средства у нее так невелики, что даже и на такую жизнь недостает», Огудалова-старшая «любит. пожить весело». Ловко одурачивает Харита Игнатьевна многочисленных «женихов» Ларисы: «Как кому понравилась дочка, так и раскошеливайся. Потом на приданое возьмет с жениха, а приданого не спрашивай». Недешево обходится посещение Огудаловых и самым именитым жителям Бряхимова. Впрочем, они не в обиде, ведь, как говорит Вожеватов, «за удовольствия платить надо, они даром не достаются. ».
Но ловкость Огудаловой старшим дочерям пошла не впрок. Их она выдала замуж, только слаще жить им оттого не стало. Старшую увез кавказский князек, он же ее и зарезал от ревности. Младшая вышла за «иностранца», оказавшегося обыкновенным шулером. Драматично складывается и судьба и Ларисы.
Харита Игнатьевна не вполне одобряет линию поведения дочери. «Без хитрости на свете не проживешь»,— наставляет она ее. А узнав, что дочь собирается отправиться с Карандышевым на жительство в Заболотье, иронично замечает: «Ты уж и шляпу соломенную с широкими полями заведи, вот и будешь пастушкой».
«Матушка, голубушка, солнышко мое, Пожалей, родимая, дитятко твое»,— напевает Лариса, уставшая от жизни по материным правилам.
Однако Харита Игнатьевна глуха к просьбам дочери. Она не хочет понять того унизительного положения, в котором находится Лариса, окруженная «блестящим обществом», ищущим в ее лице только развлечения и не способного увидеть в ней личность, человека. «Мы люди бедные, нам унижаться-то всю жизнь»,— с легкостью заявляет Харита Игнатьевна и тут же добавляет: «Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по-человечески».
Тяжело приходится Ларисе с матерью, не способной понять и пожалеть ее. «И притворяйся, и лги! Счастье не пойдет за тобой, если сама от него бегаешь»,— настоятельно учит Огудалова дочь. Разногласия с матерью еще больше усугубляют личную драму Ларисы.
Островский — мастер подбирать своим героям «говорящие» имена. Так, и в «Бесприданнице» имена и фамилии героев глубоко символичны. В фамилии, имени, отчестве Хариты Игнатьевны значимо все. Харита — в переводе с греческого означает «изящество, прелесть, красота». Кроме того, Харитами звали по традиции цыганок из хора, а Игнатами — почти каждого московского цыгана. В пьесе не раз о доме Огудаловых говорится как о цыганском таборе. Фамилия Огудалова происходит от слова «огудать», что значит «обмануть, обольстить, надуть, объегорить». Огудалой в народе называли шута, обманщика, мошенника.
Источник
Образ и характеристика Хариты Игнатьевны Огудаловой в пьесе «Бесприданница»
Лариса Огудалова. Художник А. А. Парамонов |
Харита Игнатьевна Огудалова — одна из ярких второстепенных героинь драмы «Бесприданница» Островского.
Образ и характеристика Хариты Игнатьевны Огудаловой в пьесе «Бесприданница» Островского
«Харита Игнатьевна Огудалова, вдова средних лет; одета изящно, но смело и не по летам.»
«. состояние небольшое, давать приданое не из чего, так она живет открыто, всех принимает.»
«А средства у нее так невелики, что даже и на такую жизнь недостает.»
«Огудаловы все‑таки фамилия порядочная, и вдруг за какого‑то Карандышева. Да с ее‑то ловкостью… всегда полон дом холостых…»
«Выдать‑то выдала, да надо их спросить, сладко ли им жить‑то. Старшую увез какой‑то горец, кавказский князек. Вот потеха‑то была… Как увидал, затрясся, заплакал даже – так две недели и стоял подле нее, за кинжал держался да глазами сверкал, чтоб не подходил никто. Женился и уехал, да, говорят, не довез до Кавказа‑то, зарезал на дороге от ревности. Другая тоже за какого‑то иностранца вышла, а он после оказался совсем не иностранец, а шулер.»
«. а хитрости нет, не в матушку. У той все хитрость да лесть. «
Лариса. Ах, мама, все‑то у тебя секреты да хитрости.
Огудалова. Ну, ну, хитрости! Без хитростей на свете не проживешь.
«Эко страшное слово сказала: «унижаться»! Испугать, что ли, меня вздумала? Мы люди бедные, нам унижаться‑то всю жизнь. Так уж лучше унижаться смолоду, чтоб потом пожить по‑человечески. А легко‑то ничего не добудешь, всю жизнь и останешься ничем.»
«И притворяйся, и лги! Счастье не пойдет за тобой, если сама от него бегаешь.»
«И уж, господа, пожалуйста, не ссорьтесь больше. Я женщина мирного характера; я люблю, чтоб все дружно было, согласно.»
Кнуров. Да неловко: много у них всякого сброду бывает, потом встречаются, кланяются, разговаривать лезут. Вот, например, Карандышев, ну, что за знакомство для меня!
Вожеватов. Да, у них в доме на базар похоже.
Кнуров. Ну, что хорошего! Тот лезет к Ларисе Дмитриевне с комплиментами, другой с нежностями, так и жужжат, не дают с ней слова сказать.
«Набегали двое: старик какой‑то с подагрой да разбогатевший управляющий какого‑то князя, вечно пьяный. Уж Ларисе и не до них, а любезничать надо было: маменька приказывает.»
«У ней иногда слезинки на глазах, видно, поплакать задумала, а маменька улыбаться велит.»
Лариса. Но что меня заставило. Если дома жить нельзя, если во время страшной, смертельной тоски заставляют любезничать, улыбаться, навязывают женихов, на которых без отвращения нельзя смотреть, если в доме скандалы, если надо бежать и из дому и даже из города?
«Тут уж Лариса наотрез матери объявила: «Довольно, говорит, с нас сраму‑то; за первого пойду, кто посватается, богат ли, беден ли, разбирать не буду». А Карандышев и тут как тут с предложением.»
Харита Игнатьевна отпускает Ларису на прогулку с Паратовым, Вожеватовым и другими знакомыми. Госпожа Огудалова поступает неосмотрительно, доверяя Ларису Паратову. В результате прогулка заканчивается трагически — Лариса погибает от рук своего жениха Карандышева.
Это был цитатный образ и характеристика Хариты Игнатьевны Огудаловой в пьесе «Бесприданница»: описание характера героини и т.д.
Источник
Имена и фамилии в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
Описание презентации по отдельным слайдам:
Описание слайда:
Имена и фамилии в пьесах А.Н. Островского «Гроза» и «Бесприданница»
Описание слайда:
Описание слайда:
Раскрытие значения имен и фамилий в пьесах А.Н.Островского помогает осмыслить и сюжет, и основные образы. Хотя фамилии и имена нельзя в данном случае назвать “говорящими”, так как это черта пьес классицизма, но они являются говорящими в широком — символическом — смысле слова.
Описание слайда:
Описание слайда:
Дикой
Дикой в северных русских областях обозначало «глупый, шальной, безумный, малоумный, сумасшедший», а диковать – «дурить, блажить, сходить с ума». Первоначально Островский предполагал дать герою отчество Петрович (от Петр – «камень»), но крепости, твердости в этом характере не было, и драматург дал Дикому отчество Прокофьевич (от Прокофий – «успевающий»). Это более подходило жадному, невежественному, жестокому и грубому человеку, который в то же время был одним из богатейших и влиятельных купцов города.
Актер М.Жаров
Описание слайда:
Марфа Игатьевна Кабанова (Кабаниха)
Марфа – «наставница», Игнатий – «неизвестный, сам себя поставивший». Прозвище героини могло быть образовано от двух слов, которые в равной степени глубоко соответствуют сути её характера, либо – дикая свирепая свинья, либо кабан – глыба льда. Жестокость, свирепость и холодность, равнодушие этой героини очевидны. Кабанова – богатая вдова, в этой характеристике заключен и социальный и психологический смысл.
Актриса В.Пашенная
Описание слайда:
Вот и мечется Катерина в этом темном лесу среди звероподобных существ. Бориса же она выбрала едва ли не бессознательно, только и отличия у него от Тихона, что имя
(Борис по-болгарски “борец”).
Женские имена в пьесах Островского весьма причудливы, но имя главной героини почти всегда чрезвычайно точно характеризует ее роль в сюжете и судьбу. Лариса – “чайка” по-гречески, Катерина – “чистая”. Лариса – жертва торговых пиратских сделок Паратова: он продает “птиц” – “Ласточку” (пароход) и потом Ларису – чайку. Катерина – жертва своей чистоты, своей религиозности, она не вынесла раздвоения своей души, ведь любила — не мужа, и жестоко наказала себя за это. Интересно, что Харита и Марфа
(в “Бесприданнице” и в “Грозе”) обе Игнатьевны, то есть “незнающие” или, по-научному, “игнорирующие”. Они и стоят как бы в стороне от трагедии Ларисы и Катерины, хотя та и другая, безусловно, виноваты (не прямо, но косвенно) в гибели дочери и снохи.
Описание слайда:
Актер Б.Афанасьев
Актер В.Доронин
Актриса Р.Нифонтова
Описание слайда:
Дикие, своевольные персонажи, кроме Дикого, представлены в пьесе Варварой (она язычница, “варварка”, не христианка и ведет себя соответствующим образом).
Её имя обозначает при переводе с греческого «грубая». Эта героиня действительно довольно проста духовно, груба. Она умеет лгать, когда нужно. Её принцип – «делай, что хочешь, только бы шито да крыто было». Варвара по-своему добра, любит Катерину, она помогает ей, как ей кажется, обрести любовь, устраивает свидание, но не задумывается о том, какие последствия могут быть у всего этого. Эта героиня во многом противопоставлена Катерине – по принципу контраста строятся сцены свидания Кудряша и Варвары, с одной стороны, и Катерины и Бориса с другой.
Варвара
Актриса О.Хоркаова
Описание слайда:
«Самоучка-механик», как сам себя представляет герой. Кулигин же, помимо известных ассоциаций с Кулибиным, вызывает и впечатление чего-то маленького, беззащитного: в этом страшном болоте он — кулик — птичка и больше ничего. Он хвалит Калинов, как кулик — свое болото.
П.И. Мельников-Печерский в рецензии на «Грозу» написал: «…Этому человеку г. Островский весьма искусно дал знаменитое имя Кулибина, в прошедшем столетии и в начале нынешнего блистательно доказавшего, что может сделать неученый русский человек силою своего гения и непреклонной воли».
Кулигин
Артист С.Маркушев
Источник
Образ и характеристика Хариты Огудаловой в пьесе Бесприданица Островского сочинение
Харита Игнатьевна Огудалова, хотя и является второстепенным персонажем, очень яркая героиня пьесы «Бесприданница», написанной А. Н. Островским.
Харита Игнатьевна – вдова средних лет. Она происходит из порядочного, но очень бедного дворянского рода. А она любит «пожить весело», поэтому частенько устраивает у себя приемы, как говорится, живет не по средствам. Собирая у себя людей на приемах, в основном холостых мужчин, она пытается выдать замуж свою младшую дочь Ларису Дмитриевну Огудалову – главную героиню пьесы.
Кроме Ларисы, у Огудаловой есть две старших дочери, которых она уже выдала замуж, да обеих неудачно. Первую увез князь с Кавказа и ходят слухи, что он ее зарезал, приревновав. А вторая вышла замуж, как все считали, за жителя другой страны, который на поверку оказался обычным шулером.
Харита Игнатьевна очень умна, она очень бойкая, проворная и ловкая женщина. Она хитрая и считает, что без хитрости на свете не прожить. Она не боится унижаться, притворяться и врать если того требуют обстоятельства. Ради счастья в будущем, считает она, можно пройти через презрение со стороны других людей. Поэтому она заставляет Ларису стараться понравиться потенциальному жениху, даже если он пьяница или старик с подагрой.
Лариса и мать абсолютно непохожи друг на друга. Как выражается Вожеватов «не в матушку» дочь пошла. Харита Игнатьевна одевается изящно, но смело, не по возрасту, а Лариса – богато и со вкусом, но при этом скромно. Мать с радостью принимает подарки от богатых покровителей, а дочери это неприятно. Лариса простодушна и не умеет скрывать свои чувства, о своей любви и ненависти она говорит прямо и совсем не понимает стремления маменьки поскорее выдать ее замуж. Дочь очень устала жить по правилам, заведенным Харитой Игнатьевной. Ларисе тесно и душно в родном доме, среди громоздкой мебели, тяжелых гардин и дешевых безделушек.
Островский подобрал героине «говорящее» имя. Харитами раньше называли цыганок, а имя Игнат носил почти каждый московский цыган. Вот и в доме у Хариты Огудаловой частенько собиралась разношерстная публика, как в цыганском таборе. Огудалой в народе раньше называли мошенника.
Харита Игнатьевна находит для Ларисы жениха – мелкого чиновника Карандышева. У Карандышева напрочь отсутствует понятие чести и благородства и он, конечно же, совсем не любит Ларису. Огудалова надеется, что ее дочь сможет вырваться из жизни и окружения, где она сейчас живет и уедет с женихом за Волгу. Но все заканчивается трагично: новоиспеченный жених убивает Ларису.
Вариант 2
Мать главной героини пьесы Островского – не особо примечательный персонаж, но в ее лице выражаются многие типичные черты и поведение, свойственные средним слоям российского общества второй половины девятнадцатого века.
Харита Игнатьева Огудалова – вдова, небогатая дворянка средних лет. Как и многие представители ее сословия, которое в то время в большинстве своем беднеет, она непрактична. Свои небольшие средства Харита Игнатьевна тратит на потребление. Приемы и расходы, приличные дворянам поглощают все и на приданное денег нет.
Недостаток средств мать Ларисы пытается компенсировать с помощью своей ловкости и широкого круга общения. Принимая гостей, она пытается найти мужей своим дочерям.
Однако ее хлопоты нельзя назвать успешными. Одну свою дочь она выдала за кавказского князя, который потом ее зарезал из ревности. Другую сосватала за человека, выдававшего себя за иностранца, который оказался впоследствии отечественным карточным шулером. Судьба сестер Ларисы, не действующих в пьесе, показывает, что критерием выбора женихов было только их общественное положение и богатство.
Харита Игнатьевна, несмотря на стремление жить на широкую ногу, понимает шаткость своего положения и свою относительную бедность. Она готова унижаться, льстить и хитрить для достижения своих целей. Этим она отличается от Ларисы, у которой более прямой характер. Свою дочь она также заставляет действовать теми же методами, что, в конечном счете, приводит к трагической развязке. Лариса соглашается выйти замуж за не слишком симпатичного ей Карандышева (который убивает ее из ревности), чтобы покинуть дом своей матери и избавится от необходимости льстить и заигрывать с гостями.
Харита Игнатьевна ставит достижение благосостояния выше, чем личное счастье. Островский подчеркивает, что она неглупа и расчетлива, но круг ее интересов узок. Идол матери Ларисы – это деньги, точнее уровень жизни, который она считает достойным. Однако, в отличие от купцов, сделавших своей целью увеличение капитала, ее методы выглядят менее достойно. Харита Игнатьевна не создает ничего, не строит и не дает людям работу, она пытается заключить сделки, выдавая замуж дочерей.
Конечно, цель Огудаловой-старшей вполне приемлемы и не осуждаются обществом. В отличие от шулера, одного из своих зятьев, она не обманывает. Деятельность Хариты Игнатьевны схожа с работой не очень честного торговца в лавке – продать, используя лесть и угодливость. Люди же, даже самые близкие совершенно не важны. В ее лице Островский показывает мораль и идеологию возникающего нового мира.
Образ Хариты Огудаловой
Харита Игнатьевна является очень заботливой матушкой из пьесы Островского, которая дни и ночи думает о своих дочерях. Будучи ограниченной в средствах, она устраивает веселые пирушки, на которые заманивает перспективных холостяков. Таким немудреным способом Харита Огудалова выдает дочек замуж.
Две старшие уже пристроены, как выяснилось позже, неудачно. На одной из сестер женился кавказский князь, но по слухам зарезал ее из ревности. Вторая выходила замуж, вроде бы за иностранца, а оказалось, что стала женой обыкновенного жулика.
На попечении Хариты Игнатьевны осталась последняя дочь, Лариса, судьбу которой мать пытается устроить. Будучи женщиной умной, энергичной и ловкой, она знает, что в ее положении не прожить без хитрости. Она готова к унижению и притворству, без стеснения говоря об этом дочери. Чтобы обеспечить себе будущее счастье можно потерпеть и не придавать значения презрению остальных людей. Следуя материнской теории, Лариса должна увлечь любого выгодного жениха, даже пьяницу или немощного старца.
Но беда в том, что мать с дочерью абсолютно разные. Харита Огудалова одета с изяществом, но вызывающе смело, одежда же Ларисы – скромная. Мать радуется, принимая подношения богатых спонсоров, а дочери противно с этим мириться.
Искренняя и простодушная Лариса не склонна к подавлению чувств, свою любовь или ненависть она не скрывает, а рассказывает о них честно. Ей не понятно желание матушки так спешно отдать ее замуж. Дочь измучилась соблюдать правила, установленные матерью. Ей тесен родной дом, переполненный громоздкой обстановкой и дешевыми безделушками.
Островский не случайно присвоил героине такое звучащее имя. В прошлом харитами звали цыганок, а огудалами – мошенников. Потому и дом Хариты Огудаловой напоминает пестрый балаган для самой разношерстной публики. Не дом, а цыганский табор!
Харита Огудалова одержима желанием обеспечить своим дочерям безбедную жизнь. Она старается изо всех сил, но получается плохо. Прообразом Хариты явилась материнская любовь – слепая и бессмысленная, которая всегда желает своим детям самой лучшей участи. Даже невзирая на то, что детям и самим известно, какая участь для них лучшая.
Сочинение про Хариту Огудалову
В произведении мы знакомимся с множеством персонажей и образов, созданных Островским, которые находятся преимущество в знатной области, то есть они, в большинстве своём знать.
Из произведения мы узнаём о главных персонажах сюжета. Ими являются Мать и дочь. Харита и Лариса Огудаловы. Благодаря красноречию, и сладким речам на различных вечерах Хариты Огудаловой, в её доме постоянно бывают гости и женихи для её дочери Ларисы.
Позже также узнаётся, что у Хариты было ещё две дочери, которых она уже выдала замуж за некоторых молодых людей, однако судьба их не столь хороша. Одна её дочь была отдана психически больному горцу, который впоследствии застрелил её из-за ревности, а вторую дочь она отдала за шулера, после чего от неё не было вестей. Сейчас же Харита пытается выдать замуж свою оставшуюся дочь Ларису. Однако Лариса является полной противоположностью своей матери, и считает, что лучше жениться скорее по любви, нежели так как она хочет выдать её замуж. С чем Харита категорически не согласна, и, не слушая возражений дочери, выдаёт её замуж за мелкого чиновника Карандышева, который впоследствии её убивает.
Из всего вышеописанного мы можем проанализировать характер и образ Хариты и сделать вывод, что данная женщина, потерпев поражение в своей любовной борьбе, пыталась всеми силами устроить эту жизнь, которая не вышла у неё, своим дочерям. И абсолютно ослеплённая данным желанием она сделала им только хуже, после чего осталась совсем одна в этом мире, где её никто не поддержит, так как единственной её поддержкой были её дочери, которых, по своей глупости, она потеряла, и теперь, соответственно, осталась из-за этого одна.
Харита, несмотря на весь нехороший и отторгающий образ, который сложился в процессе повествования, на самом деле является весьма хорошим человеком, просто по своей неосведомлённости она потеряла всех своих родных, хотя желала им только всего самого лучшего, из-за чего пыталась поскорее выдать их замуж, дабы устроить им хорошую и безбедную жизнь. Через данный образ автор раскрывает нам проблему излишней материнской любви, которая преобладает в образе Хариты, и собственно, что и является самим прообразом Хариты. Она является олицетворением самой материнской любви, слепой и беспощадной, которая всегда будет желать для своих детей всего самого лучшего, даже если они лучше знают что именно для них лучше
Другие сочинения: ← Образ и характеристика Тихон в пьесе Гроза↑ ОстровскийОбраз и характеристика Любови Гордеевны Торцовой в пьесе Бедность не порок →
Мать и дочь в драме А. Н. Островского «Бесприданница»
Девятнадцатый век в России – это время освобождения от крепостной зависимости. В эти годы писатели, поэты и другие творческие люди чаще и больше. Говорили о свободе, и не только крестьян. В эти времена женщины не имели таких прав, каких имели мужчины: женщина подчинялась мужчине и даже может служить его прихотям. Эту проблему эпохи А. Н. Островский затронул в пьесах «Гроза» и «Бесприданница». Так же в пьесах Александр Николаевич открывает мир обмана и лжи, в котором за деньги покупается все: женщины, любовь, красота. И в этом мире нет счастливых людей. В пьесе «Бесприданница» представлены две женские судьбы – матери и дочери. Харита Игнатьевна – мать Ларисы – имеет «небольшое состояние» и не может дать приданного дочери, поэтому она живет, открыто, всех принимает, ее дом всегда полон состоятельных мужчин. Одну свою дочь она выдала за кавказца, который из ревности вскоре убил свою жену. И теперь Харита Игнатьевна Лариса хочет найти более достойного мужа. Лариса – красивая женщина, прекрасно поет, играет на разных инструментах, поэтому у них в доме всегда приятная атмосфера, в которой можно прекрасно отдохнуть и получить удовольствие. Но за это удовольствие нужно платить, и Харита Игнатьевна часто своих гостей «просит помочь» то купить Ларисе подарок, то еще что-то. Обстановку, сложившуюся в доме Огудаловых, называют, цыганским табором, в котором Ларисе живется не легко, так как она натура утонченная, лирическая, чувствительная. Мать заставляет ее улыбаться гостям, петь песни и играть, любезничать с мужчинами. Лариса в этом «таборе» чувствует себя чужой, она хотела бы жить в более спокойной и домашней атмосфере, но здесь за нее принимают решения, распоряжаются ее судьбой, а мнение и чувства Ларисы никого не интересуют. Среди круга мужчин, часто бывающих у Огударовых в доме, Лариса выделяет Паратова, считает его своим идеалом. Он – человек широкой души, коварный обольститель, готов поставить на карту не только свою, но и чужую жизнь. Лариса любит его на столько, что едет гулять с ним по Волге, будучи невестой другого человека. Из-за своей доверчивости она считает Паратова благородным человеком, поэтому доверяет ему свою судьбу и надеется, что он на ней женится. Но Паратов оказывается не таким героем, каким его представляет себе Лариса, он оставляет ее ради выгоды и «женится» на миллионах. А с Ларисой он рад был лишь провести последние холостые дни. Совершенно другой человек Карандышев, за которого Лариса собралась выйти замуж. Он не такой богатый и выгодный мужчина, как другие, окружающие Ларису. Карандышев, благодаря Ларисе Дмитриевне, хотел подняться в глазах Кнурова, Вожеватова и других, и доказать этим господам, что он не такой уж и простой, каким его считали. Лариса в его намерениях не замечает этой корыстной и глупой цели и считает, что он ее любит. Карандышев, сделав Ларисе Дмитриевне предложение, гордится и хватается тем, что она выбрала его, а не богачей, поэтому приглашает на обед Кнурова, Вожеватого и Паратова. Карандышев на обеде чувствует себя большим человеком и не замечает, что все его гости смеются над ним. Ларисе становится не выносимо видеть эти издевательства над своим женихом, а его хвастовство унижает ее, поэтому она больше не может находится с ним и уезжает. В конце пьесы к Лариной приходит прозрение, Она понимает, что представляют собой окружающие люди, и что она значит для них, поэтому называет себя вещью, и таким образом, бросает вызов миру корысти и лжи. Лариса в этот момент отчаяния хочет бросится в Волгу, но у неё не хватает сил на такой решительный поступок. А Карандышев смог сделать то, чего не смогла она – он выстрелил в неё. Это он сделал, потому что Лариса его бросила и собиралась найти на содержание к Кнурову. Такого поражения для себя он не выдержал, и в порыве гнева сделал непоправимое. Этот выстрел для неё оказался спасением от позора, избавлением от мук и страданий. Лариса благодарила своего «спасителя» за этот поступок и перед смертью простила всех. В пьесах островского женские судьбы несчастливые, потому что женщины лишены свободы, они не могут принимать собственного решения. Если же в «Грозе» Катерина смогла бросить вызов этому миру, этим нравам, покончив с жизнью, то в «Бесприданнице» Ларисе не хватает сил для подобного решения. В пьесе – сказке «Снегурочка» героиня не способна полюбить, но когда в дар от своей матери в дар прекрасное чувство любовь, то сразу погибает. Катерина, Лариса и Снегурочка за право любить платят очень дорогую цену: Жизнь.
Происхождение и семья
Из пьесы читатель узнаёт, что семья Ларисы Дмитриевны Огудаловой порядочная, но довольно бедная. Возраст героини автор «Бесприданницы» определяет как «на выданье» (цитата). Оставшись без отца — Дмитрия Огудалова (Агудалова), девушка живёт вместе с матерью.
Две же старшие сестры Ларисы на момент происходящих событий успели выйти замуж, но их браки назвать счастливыми или удачными никак нельзя. Одна из них стала женой кавказского князя, но так и не доехала до нового дома — горец из ревности зарезал её в дороге. Вторая вышла замуж за иностранца, но семейного счастья также не обрела. Супруг оказался шулером.
Желая выдать младшую дочь замуж, мать главной героини Харита Игнатьевна устраивает в доме частые приёмы. На них девушка вынуждена развлекать гостей, среди которых присутствовали и потенциальные женихи, танцами, шутками и своими романсами. Но это не доставляет ей особой радости.
Ларису тяготит общество на подобных приёмах, так как людей здесь интересовали только её красота и развлечения, а не богатый внутренний мир. Она же мечтает о настоящей любви.
Источник