Что значит иммунитет депутата

Депутатский иммунитет

Содержание

Определение

ДЕПУТАТСКИЙ ИММУНИТЕТ – неприкосновенность депутатов парламентов и иных представительных органов государственной власти.

Д.и. выражается в установлении особого (усложненного) порядка привлечения их к административной и уголовной ответственности, налагаемой в судебном порядке, а также в порядке применения к ним мер уголовно-процессуального и административно-процессуального обеспечения. Объем и процедура реализации Д.и. существенно различаются в зависимости от уровня законодательного (представительного) органа, депутатом (членом) которого является данное лицо.

Получение Д.и.

Согласно ст. 98 Конституции РФ и ст. 19 Федерального закона «О статусе члена Совета Федерации и статусе депутата Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации» члены Совета Федерации и депутаты Государственной Думы обладают неприкосновенностью в течение всего срока своих полномочий. Без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания РФ их нельзя привлечь к уголовной или к административной ответственности, налагаемой в судебном порядке. Они не могут быть задержаны, арестованы, подвергнуты допросу, обыску (кроме случаев задержания на месте преступления), а также подвергнуты личному досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Д.и. распространяется также на занимаемые ими жилые и служебные помещения, используемые ими транспортные средства, средства связи, принадлежащие им документы и багаж, на их переписку. Из этого следует, что без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания не могут быть приняты какие бы то ни было процессуальные меры в отношении указанных объектов (обыск помещения, изъятие документов, других предметов, досмотр вещей, принадлежащих парламентарию).

Лишение Д.и.

Вопрос о лишении личной неприкосновенности члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, изъятии принадлежащих им предметов решается голосованием и оформляется постановлением соответствующей палаты Федерального Собрания по представлению Генерального прокурора РФ. Вместе с тем закон допускает возбуждение и расследование уголовного дела, производство по делу об административном правонарушении в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы без согласия палат Федерального Собрания, если совершенные ими преступление, административный проступок не связаны с осуществлением депутатских полномочий. По делам данной категории орган дознания или следователь в трехдневный срок обязан сообщить Генеральному прокурору о факте возбуждения дела против члена Федерального Собрания. В случае, когда возбужденные уголовное или административное дела связаны с осуществлением парламентарием своих полномочий, Генеральный прокурор РФ в недельный срок после получения сообщения органа дознания или следователя обязан внести в соответствующую палату Федерального Собрания представление о лишении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы неприкосновенности.
Отказ соответствующей палаты Федерального Собрания дать согласие на лишение депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации неприкосновенности является обстоятельством, исключающим производство по уголовному делу или производство по делу об административном правонарушении, предусматривающим ответственность, налагаемую в судебном порядке, и влекущим прекращение таких дел. Необходимо отметить, что ни одно уголовное или административное дело, предусматривающие ответственность в судебном порядке, не может быть передано в суд без согласия соответствующей палаты Федерального Собрания. Член Совета Федерации, депутат Государственной Думы, задержанные по подозрению в совершении преступления, за исключением случаев задержания на месте преступления, должен быть освобожден немедленно после установления их личности. Депутат представительного органа любого уровня, член выборного местного самоуправления, выборное должностное лицо местного самоуправления не могут быть привлечены к уголовной или административной ответственности за высказанное мнение, позицию, выраженную при голосовании, и другие действия, соответствующие статусу депутата, выборного должностного лица, в том числе по истечении срока их полномочий. Данное положение не распространяется на случаи, когда указанными выше выборными лицами были допущены публичные оскорбления, клевета или иные нарушения, ответственность за которые предусмотрена федеральным законом. Но уголовное либо административное преследование члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы за названные правонарушения возможно только в случае лишения их неприкосновенности в установленном законом порядке.

Читайте также:  Что значит одна вторая дома

Процессуальные особенности

Действующий Уголовно-процессуальный кодекс РФ установил особый порядок производства по уголовным делам в отношении отдельных категорий должностных лиц (раздел XVII, гл. 52 УПК РФ). К таким лицам отнесены, в частности, члены Совета Федерации и депутаты представительных органов государственной власти всех уровней, а также депутаты, члены выборных органов, выборные должностные лица органов местного самоуправления. Так, возбуждение уголовного дела в отношении члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы, привлечение этих лиц в качестве обвиняемых производится председателем Следственного Комитета РФ с согласия соответственно Совета Федерации или Государственной Думы, полученного на основании представления Генерального прокурора РФ. Решение о возбуждении уголовного дела в отношении депутата законодательного (представительного) органа государственной власти субъекта РФ, а также в отношении депутата, члена выборного органа, выборного должностного лица органа местного самоуправления, а равно и привлечение этих лиц в качестве обвиняемых принимается руководителем следственного органа Следственного Комитета РФ по субъекту РФ. После возбуждения уголовного дела либо привлечения депутата, иного выборного лица в качестве обвиняемого, следственные и иные процессуальные действия в отношении таких лиц производятся в общем порядке, за исключением решения суда об избрании меры пресечения в виде заключения под стражу или производстве обыска в отношении члена Совета Федерации, депутата Государственной Думы, которые осуществляются с согласия соответствующей палаты Федерального Собрания. После окончания предварительного расследования уголовные дела этой категории подлежат направлению в суд в соответствии с нормами УПК РФ о подсудности. Согласно постановлению Конституционного Суда РФ от 12 апреля 2002 г. № 9 – П решения законодательного (представительного) органа по вопросам неприкосновенности депутатов, если они и приняты, не имеют преюдициального (обязательного) значения, исключающего последующую судебную проверку фактов и обоснованности сделанных выводов. Неприкосновенность депутатов – один из основополагающих элементов статуса парламентария, важнейшая правовая гарантия его деятельности. Эта гарантия более высокого уровня по сравнению с общими конституционными гарантиями неприкосновенности личности. Она имеет публично-правовой характер, призвана служить общественным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности депутата, ограждая его от необоснованных преследований за депутатскую деятельность.

Читайте также:  Low g укулеле что значит

Источник

Что значит иммунитет депутата

    • Авторское право (4)
    • Аграрное право (3)
    • Адвокатура (13)
    • Административное право (20)
    • Арбитражный процесс (7)
    • Банковское право (6)
    • Бюджетное право (1)
    • Водное право (1)
    • Военное право (1)
    • Гражданский процесс (16)
    • Гражданское право (22)
    • Договорное право (8)
    • Жилищное право (12)
    • Зарубежное право (5)
    • Земельное право (7)
    • Избирательное право (2)
    • Инвестиционное право (1)
    • Информационное право (3)
    • История государства и права (18)
    • Кодексы, комментарии (11)
    • Коммерческое право (8)
    • Конкурсное право (1)
    • КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ (32)
    • Конституционное право (20)
    • Корпоративное право (4)
    • Криминалистика (5)
    • Криминология (5)
    • Международное право (16)
    • Муниципальное право (5)
    • Налоговое право (7)
    • Наследственное право (7)
    • Новости законодательства (1 012)
    • Основы права (2)
    • Право Евросоюза (1)
    • Право интеллектуальной собственности (1)
    • Право социального обеспечения (1)
    • Правоведение (1)
    • Правоохранительные органы Российской Федерации (3)
    • Предпринимательское право (5)
    • Прокурорский надзор (2)
    • Римское право (9)
    • Семейное право (4)
    • Словари / Справочники (30)
    • Страховое право (3)
    • Таможенное право (5)
    • Теория государства и права (11)
    • Торговое право (1)
    • Трудовое право (9)
    • Уголовно-исполнительное право (3)
    • Уголовное право (27)
    • Уголовный процесс (11)
    • Финансовое право (13)
    • ШПАРГАЛКИ (78)
    • Экологическое право (5)
    • ЯИнтересное (1)

Гарантии — это средства и механизмы, обеспечивающие эффективное и беспрепятственное осуществление депутатских полномочий, а равно обязанность государственных органов, предприятий, учреждений, организаций, их должностных лиц создавать условия, благоприятствующие деятельности депутата. Такие гарантии предусмотрены Федеральным законом «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ» и выражаются в понятиях депутатского иммунитета и индемнитета.

Иммунитет депутата означает совокупность прав и привилегий, предоставляемых депутату и гарантирующих его неприкосновенность и неответственность. Депутатский иммунитет включает: а) неответственность и б) неприкосновенность депутата.

Неприкосновенность депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации — это парламентский иммунитет депутата от юрисдикции, а равно невозможности в течение всего срока полномочий быть привлеченным к уголовной или налагаемой в судебном порядке административной ответственности, быть подвергнутым задержанию, аресту или допросу без согласия соответствующей палаты парламента. Исключение составляют случаи задержания на месте преступления. Неприкосновенность парламентария является гарантией его деятельности. Она не является личной привилегией, имеет публично-правовой характер, поскольку служит публичным интересам, обеспечивая повышенную охрану законом личности депутата в силу осуществляемых им государственных функций, защищая его от необоснованных репрессий. Таким образом обеспечивается беспрепятственная деятельность парламентария, его независимость и самостоятельность, а также независимость и самостоятельность всего парламента.

Неприкосновенностью депутат обладает в течение всего срока его полномочий. Он не может быть привлечен к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, задержан, арестован, подвергнут обыску без согласия палаты, кроме случаев задержания на месте преступления. Депутат не может подвергнуться досмотру, за исключением случаев, когда это предусмотрено федеральным законом для обеспечения безопасности других людей. Личный досмотр вправе производить должностное лицо органов внутренних дел, ФСБ, таможенной службы РФ.

Неприкосновенность депутата распространяется на его жилое, служебное помещение, багаж, личные и служебные транспортные средства, переписку, используемые им средства связи, а также на принадлежащие ему документы. Вопрос о лишении депутата Государственной Думы неприкосновенности решается по представлению Генерального прокурора РФ. Для получения согласия на привлечение к уголовной или административной ответственности, налагаемой в судебном порядке, на задержание, кроме случаев задержания на месте преступления, арест и обыск депутата Государственной Думы Генеральный прокурор вносит в палату представление. По представлению палата принимает мотивированное решение и в трехдневный срок извещает о нем Генерального прокурора.

Неприкосновенность депутата Государственной Думы не означает невозможность его привлечения к ответственности за совершенное правонарушение, в том числе и преступление, если оно совершено не в связи с осуществлением профессиональной, депутатской деятельности. Придание неприкосновенности депутата абсолютного характера означало бы искажение публично-правового характера парламентского иммунитета и его превращение в личную привилегию. В постановлении Конституционного Суда от 2 февраля 1996 г. перечисленные в Законе «О статусе члена Совета Федерации и депутата Государственной Думы» гарантии неприкосновенности в отношении действий, не связанных с осуществлением депутатской деятельности, признаны не соответствующими Конституции РФ. Постановление предусматривает: в случае возбуждения дела, связанного с уголовной или административной ответственностью, налагаемой в судебном порядке, в отношении действий, не связанных с осуществлением депутатской деятельности, по завершении дознания, предварительного следствия или производства по административным правонарушениям для передачи дела в суд необходимо согласие Государственной Думы. Для привлечения депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации к уголовной ответственности либо применения иных принудительных мер требуется лишение его неприкосновенности. По представлению Генерального прокурора РФ этот вопрос решается соответствующей палатой Федерального Собрания.

Как элемент неприкосновенности неответственность парламентария означает, что он не может быть привлечен, в том числе и по истечении срока его полномочий, к административной и уголовной ответственности за высказанное мнение, за позицию при голосовании и другие действия, соответствующие статусу депутата.

Индемнитет парламентария (члена парламента) есть закрепленное в законе право депутата на получение материального вознаграждения за труд, компенсацию расходов, связанных с осуществляемыми полномочиями. Индемнитет означает предоставление депутату материальных возможностей для обеспечения его статуса. Действующее законодательство устанавливает, что жизнь и здоровье депутата подлежат обязательному государственному страхованию за счет федерального бюджета на сумму годового денежного вознаграждения федерального министра. Парламентарию и членам его семьи оплачиваются расходы, связанные с переездом в г. Москву, а также выдается единовременное денежное пособие в размере 1/2 ежемесячного денежного вознаграждения. А каждому члену семьи — по 1/4 этого вознаграждения. За свою деятельность все депутаты получают ежемесячное денежное вознаграждение, которое состоит из должностного оклада и надбавок к нему. Председателю Государственной Думы устанавливается ежемесячный оклад и надбавки к нему в размере должностного оклада Председателя Правительства РФ и надбавок к этому окладу. Ежемесячный оклад депутата и надбавки к нему соответствуют размеру должностного оклада федерального министра и надбавок к этому окладу. Ежемесячно депутату со дня его избрания возмещаются расходы, связанные с осуществлением депутатской деятельности, в сумме пяти минимальных размеров оплаты труда. Депутату возмещаются связанные с проживанием вне его постоянного места жительства расходы по проживанию в гостинице или найму жилого помещения; предоставляется ежегодный оплачиваемый отпуск продолжительностью 48 рабочих дней. Кроме того, депутату выплачивается пособие на лечение в размере его двойного ежемесячного денежного вознаграждения. Медицинское и бытовое обеспечение депутата Государственной Думы предоставляется на условиях, установленных для федерального министра.

Все виды почтовых и телеграфных отправлений в связи с осуществлением депутатами своих полномочий пересылаются, обрабатываются и доставляются в разряде правительственных. Депутаты Государственной Думы освобождаются на срок их полномочий от призыва на военную службу и на военные сборы. По окончании срока полномочий им предоставляется прежняя работа (должность), а при ее отсутствии другая равноценная работа (должность) по предыдущему месту работы или с их согласия в другой организации. В случае досрочного роспуска Государственной Думы депутаты получают единовременное денежное пособие за весь период, оставшийся до завершения первоначального срока их полномочий, из расчета их ежемесячного денежного вознаграждения на день прекращения ими своих полномочий. Элементом индемнитета парламентария является Федеральный закон от 31 июня 1998 г. «О материальном обеспечении членов семьи умершего члена Совета Федерации или депутата Государственной Думы Федерального Собрания РФ». Закон предусматривает, что в случае смерти парламентария каждому члену его семьи назначается ежемесячное пособие в сумме, равной четырехкратному минимальному размеру пенсии по старости, установленному на день смерти парламентария.

Помощник парламентария (депутата Государственной Думы, члена Совета Федерации). Им является лицо, привлекаемое депутатом как на общественных началах, так и по трудовому договору для оказания ему содействия в осуществлении полномочий на весь период избрания. Для осуществления своих полномочий депутат вправе иметь до пяти помощников, привлекаемых по трудовому договору (контракту), и помощников, работающих на общественных началах. Помощникам выдаются удостоверения установленного образца. Обязанности между ними распределяются депутатом. Помощники, привлекаемые по контракту, работают в палате (один из помощников) и в избирательном округе. Закон обязывает исполнительные органы власти выделять для этих лиц специально оборудованные помещения. Депутаты (члены Совета Федерации) могут иметь помощников, работающих на общественных началах. Деятельность помощников регулируется Положением, утвержденным палатой Федерального Собрания.

Источник

Оцените статью