Что значит иммерсивная выставка

Иммерсивная выставка — волшебный эффект полного погружения зрителя в мир художника

Иммерсивная выставка (от англ. immersive — захватывающий или погружение) — выставка, в которой зрители знакомятся с творчеством художника, испытывая невероятный эффект погружения внутрь его картин. Иммерсивная выставка стирает грань между виртуальным и реальным миром, превращает застывшее окружающее пространство в движущийся интерактивный мир, наполненный яркими художественными образами.

Иммерсивные выставки появились буквально несколько лет назад и сразу завоевали огромную популярность у ценителей искусства по всему миру. Они стали результатом гармоничного слияния уникальных компьютерных технологий и новаторских взглядов организаторов масштабных художественных мероприятий. Такие выставки всегда находятся в центре внимания искушенной публики и вызывают огромный интерес в средствах массовой информации.

Чем иммерсивные выставки отличаются от обычных

Иммерсивная выставка разительно отличается от традиционной благодаря использованию множества различных интерактивных эффектов:

  • движущихся картин;
  • зеркальных лабиринтов;
  • искусно подобранной подсветки;
  • гармоничного музыкального сопровождения;
  • одновременного отражения картин на множестве экранов.

На таких выставках работы художников обычно предстают перед зрителями в огромных масштабах, окружают его со всех сторон. Посетитель как будто погружается в волшебный мир мастера, становится его соавтором и активным действующим лицом художественного мероприятия. Он не стоит на месте, наблюдая со стороны за одной картиной, а постоянно находится в движении вместе с окружающей обстановкой.

Иммерсивная выставка — это шаг навстречу к искушенному зрителю, который жаждет новых впечатлений и стремится глубже познать внутренний мир художника. Это способ по-новому взглянуть на шедевры мастеров искусства и насладиться прекрасными картинами. Такие выставки пользуются огромным успехом во всем мире и привлекают в залы миллионы посетителей.

Источник

Иммерсивное искусство – как
есть и чем запивать?

На протяжении многих веков художники пытаются погрузить зрителя в свои произведения. Это и есть основная функция иммерсивного искусства, которое сейчас так популярно. Что это такое и почему людям оно так интересно?

«Иммерсивность» (от англ. Immersive – создающий эффект присутствия, погружение)

Иммерсивные инсталляции, шоу, театры, кинотеатры, картины отличаются от привычных нам масштабами, многоэкранностью, специальными эффектами, современными технологиями и новыми идеями.

У всех людей свой взгляд на то или иное художественное произведение. Но когда дело касается иммерсивного искусства, то взаимодействие художника и зрителя происходит по-другому. Творец пытается как бы втянуть обывателя в свой мир, дать ему прикоснуться к тому, чем живёт мастер. Здесь зритель становится соавтором.

Благодаря различным компьютерным инновациям, иммерсивное искусство соединяет реальный и виртуальный миры, стирает между ними границу, что позволяет полностью уйти от «здесь и сейчас» и поверить в совершенно другой нереальный мир. Иммерсивное искусство направлено на развитие чувственного восприятия, на расширение границ сознания. В работах художников, занимающийся этим видом искусства, можно не только искать смысл, но и просто прочувствовать состояние, эмоциональную составляющую, которую хочет донести автор.

В XXI веке у людей сформировалось клиповое мышление. Наше восприятие меняется, сейчас интереснее смотреть на выдуманный мир, фантазировать вместе с художником, а не просто стоять посреди галереи и всматриваться в «сухую картину».

Иммерсивное искусство довольно разнообразно. В России оно мало известно. В Москве о нём знают благодаря выставке Андроида Джонса (Android Jones) SAMSKARA, которая с прошлого года и до сих пор открыта для посещения в центре дизайна Artplay. Удивительная и необычная инсталляция, соединяющая в себе движущиеся картины, кинотеатр 360, зеркальный лабиринт, подсветку и музыку, покорила зрителя, видевшего до посещения лишь спецэффекты в кино.

Художники, создающие иммерсивное искусство, есть и в России. На этой же выставке SAMSKARA был представлен проект от Kuflex. Там была интерактивная инсталляция «Симбиоз» (Symbiosis), которая оживала, когда люди становились к полотну, на которое пустили проекцию как в фильме «Аватар» (Avatar). Движения человека двигали саму иммерсивную инсталляцию, тем самым создавая виртуальный мир. Об этом проекте мы подробнее расскажем в следующей статье.

Иммерсивность внедрилась и в театр. В Москве в особняке открыли театр со спектаклем «Вернувшиеся». Здесь нет обычных стульев и привычный сцены, нет антрактов с перерывом на бутерброды в буфете. Есть только ты и особняк, в котором много тайн, загадок, неожиданностей. Здесь зрители становятся частью действа. Вот, что пишет режиссёр этого спектакля Виктор Карина:

«Иммерсивные постановки сейчас стали главным мировым театральным трендом. Каждый из нас хоть раз мечтал оказаться внутри фильма, спектакля или книги, пережить все события вместе с персонажами. Иммерсивный театр дарит зрителю уникальную возможность вовлечься в действие не только эмоционально, но и физически: чувствовать запахи и прикосновения, исследовать пространство на ощупь, взаимодействовать с актерами и «прожить» собственную сюжетную линию»

Также в Москве открыли кинотеатр АтмаСфера 360, в котором стирается граница между зрителем и экраном, ты забываешь, что находишься в кино, полностью погружаешься в происходящее.

В Евразии иммерсивное искусство давно пользуется популярностью. Пожалуй, самым известным стал японский проект teamLab, который своими шоу и инсталляциями покоряет весь мир. Начинаешь жалеть, что не живёшь в Японии. Масштабы действия поражают. Их цель – это слияние искусства, науки, техники, дизайна и природного мира.

teamLab исследует новые отношения между людьми и природой, а также между собой и миром через искусство. Цифровая технология позволила искусству освободиться от физических и трансграничных границ. teamLab не видит границ между людьми и природой, а также между собой и миром. И это ещё один ответ на вопрос, что такое иммерсивное искусство.

Не менее известный коллектив произведений искусства Meow Wolf из Нью-Мексико. Компания состоит из почти 200 художников всех дисциплин, включая архитектуру, скульптуру, живопись, фотографию и видео-производство, виртуальную и дополненную реальность и так далее.

Первая постоянная установка группы, запущенная в марте 2016 года при поддержке создателя Game Of Thrones Джорджа Р.Р. Мартина (George R.R. Martin), — «Дом вечного возвращения». Там посетители открывают для себя таинственный дом с секретными проходами, порталы в волшебные миры, а также сюрреалистические, максималистские и гипнотизирующие художественные экспонаты, которые полностью погружают в фантастический мир.

Художников иммерсивного искусства становится всё больше, обо всех написать нереально, но о наиболее известных мы расскажем в следующих статьях. А пока назовем только их имена. Это такие мастера виртуализации как Винсент Хоузе (Vincent Houze), Рэйчел Россин (Rachel Rossin), Рефик Анадол (Refik Anadol), один из родоначальников медиа-искусства Мигель Шевалье (Miguel Chevalier).

Конечно, прогресс и масштабы проектов поражают. Иммерсивное искусство интересно изучать, но самое главное и увлекательное в нём — участвовать, попадать в нереальный фантастический мир визуализации. Именно это можно считать искусством XXI века.

Источник

Что такое иммерсивные выставки и почему они становятся так популярны?

Иммерсивность. С этим понятием творчество выходит на новый уровень. В переводе с английского слово Immersive означает «погружение», таким образом, наблюдая иммерсивное творчество вы погружаетесь в него.

Живя в эпоху развитой компьютерной графики и технологий, мы немножко разучились мечтать. Эта детская, но такая важная способность атрофируется за ненадобностью. Но отдел головного мозга, отвечающий за обработку визуальной информации, работает на полную мощность. Всё уже создано, всё нарисовано, нам ненужно напрягаться и фантазировать, нам нужно лишь смотреть и впитывать. На стыке наших желаний и возможностей родился уникальный способ подачи визуальной информации, позволяющий зрителю контактировать с арт-объектом напрямую, а точнее – быть а нём, стать объектом.

Resonating Forest in the Ravine / Резонирующий лес в овраге / www.teamlab.art
teamLab, 2019

Отцами-основателями направления считаются британская театральная компания Punchdrunk : арендовав один из многочисленных складов в Нью-Йорке компания поставила спектакль «Sleep no more» – современный вариант «Макбет» Шекспира, назвав постановку иммерсивной.

Punchdrunk / Фотограф / http://www.quatrieme-mur.fr
постановка Sleep no more

«Бомбой» иммерсивного творчества в белокаменной стал проект цифрового художника Андроида Джонса Samskara, стартовавший летом прошлого года. Проект планировался временным, но оказался настолько успешным, что его продолжают продлевать и, думаю, никто не удивится, если его оставят на совсем. В экспозицию вливаются всё больше художников, «распробовав» новое направление.

выставочный проект Андроида Джонса «Samskara» / kudamoscow.ru

Данный проект объединяет в себе науку и технологии, пытаясь донести эту данность до простого обывателя, показать что-то новое, запоминающееся, развеять «законсервированные» образы, заменив их новыми возможностями. Словом, мы движемся вперёд с неумолимой скоростью и искусство шагает за нами семимильными шагами.

Однако, в России новую тенденцию ещё не «распробовали» до конца, только слегка «надкусили», но «надкусили» с аппетитом. Сейчас с «погружением» пытаются работать театры, и после долгого изучения этого направления открылся иммерсивный кинотеатр АтмаСфера 360 . Кинотеатр вызвал полный восторг у публики разного возраста. Известный отечественный медиа-художник Виталий Скрипник работает для нас над новыми образами.

АтмаСфера 360 / kudago.com
Открытие

Однозначными лидерами и мастерами данного вида искусства смело можно назвать японских ребят из Токио. Их проект teamLab поражает всё существо своими «холстами»; размах и мастерство заслуживают отдельного признания. Просматривая их работы даже в он-лайн каталоге, целиком попадаешь во власть происходящего, не знаю что было бы окажись ты в реальности среди их «полотен».

Forest of Resonating Lamps / В лесу резонирующих ламп. / www.teamlab.art
teamLab, 2019

«Я будто побывал в другом измерении» – этими словами встречают творчество иммерсивных художников из проекта Meow Wolf. Над проектом трудятся порядка 200 специалистов в разных областях, здесь и архитекторы, и медиа-художники, фотографы, специалисты по визуальным эффектам, инженеры. И всё для того, чтобы вырвать зрителя из привычного мира и поместить в абсолютно сюрреалистическое, показать изнанку или оборотную сторону реальности, а прежде всего, думаю, самим узнать насколько ещё «растягивается» их собственная сфера восприятия пространства и времени. И, конечно же, поделиться этим со зрителем.

Проект Meow Wolf

Здесь время не останавливается, часы не исчезают, время не растягивается и не замедляется, понятие времени не прекращает существовать, оно просто меняется, как и наше восприятие.

Источник

Ушли с головой: что такое иммерсивный театр и как его понимать

Сегодня, стоит лишь зайти в интернет, обязательно наткнешься на что-нибудь «иммерсивное». Спектакль, концерт, квест, ресторан — кажется, что угодно. Догадаться, что это будет на самом деле, сложно, потому что часто всё перечисленное называют «шоу». Что в таком формате ищут зрители и почему нам всё чаще предлагают куда-то «погрузиться» — разбирались «Известия».

Английский пациент

Само слово — заимствование из английского (immersive — создающий эффект присутствия, погружения). Один из принципов театра такого формата — свобода зрителей и их присутствие внутри самого спектакля. В иммерсивных постановках нет разделения на зал и сцену. Вместо них — единое пространство, по которому гости могут перемещаться наравне с актерами. К тому же обычно такие постановки подразумевают наличие нескольких сюжетных линий. Зрителям вовсе не обязательно ходить только за главными героями. Совсем наоборот. Чаще всего создатели спектакля советуют избегать толпы, обращать внимание на второстепенных персонажей или просто интересные детали интерьера. В иммерсивном шоу все они — важная часть авторской задумки.

Спектакль «Больше не спать» (Sleep No More) британской труппы Punchdrunk

Опытами по созданию иммерсивного театра занимались еще в середине прошлого века, но самым масштабным и широко известным воплощением теории стал спектакль «Больше не спать» (Sleep No More) британской труппы Punchdrunk. Премьера состоялась в 2003 году в Лондоне, затем шоу переехало в Нью-Йорк, где идет до сих пор. В основу сюжета положен «Макбет» Шекспира. Действие разворачивается в пятиэтажном здании бывшего склада. Его постановщики превратили в «заброшенный» отель, где каждая комната (а их около 90) стала отдельной зоной. Здесь есть всё — начиная от бальных залов, заканчивая кладбищем. По словам зрителей, увлекательно даже просто исследовать антураж дома. Бродя по комнатам, можно, например, найти тайники, которые открываются только в определенное время.

Правда, легко привыкнуть к такой самостоятельности могут далеко не все зрители. Оказавшись в незнакомой обстановке, многие предпочитают держаться группами. Часто главных героев преследует целая толпа, через которую невозможно не только что-то разглядеть, но даже пройти.

Спектакль «Больше не спать» (Sleep No More) британской труппы Punchdrunk

И тем не менее такой новаторский формат театральной постановки поразил и простых зрителей, и критиков. «Это был прекрасный вечер в аду, мне нужно какое-то время, чтобы оправиться от него», — писал обозреватель New York Magazine Скотт Браун.

На российской почве

В России первые спектакли такого рода стали появляться в 2004–2006 годах. Сначала их называли «бродилками» или спектаклями-променадами. Главное, что сближало их со Sleep No More, — отказ от кресел. Формально же это могли быть тематические экскурсии или театральные постановки, в которых не подразумевалась свобода перемещения — зрителям можно было лишь идти за актером или проводником.

К 2013–2014 годах стали появляться более разноплановые проекты. Например, «НОРМАНСК». По словам его создателей, он стал первым в России иммерсивным спектаклем, хотя использовать это словосочетание в афишах тогда не стали.

Спектакль «НОРМАНСК», Центр имени Мейерхольда

«Тогда оно широко не использовалось, к тому же всегда есть риск впасть в театроведческую дискуссию по поводу этого термина. На тот момент команде показалось, что аудитории будет не очень понятно слово «иммерсивный». Поэтому для обозначения жанра выбрали «променад-спектакль». Это очень честно, потому что сейчас иммерсивным называют всё подряд», — рассуждает в беседе с «Известиями» пиар-директор спектакля Евгения Петровская.

Сюжет «НОРМАНСКа» был основан на повести братьев Стругацких «Гадкие лебеди». Действие разворачивалось на всех пяти этажах Центра имени Мейерхольда. Как и в британской постановке, истории героев развивались одновременно и в разных локациях. Зрители могли самостоятельно выбрать, куда идти и за кем наблюдать.

На деле же, как и в «Больше не спать», многие, испугавшись неожиданной свободы, гуськом передвигались по коридорам следом за несколькими персонажами. Смелость остальных была вознаграждена — отделившись от толпы, они смогли найти секретные комнаты, которые открываются лишь в определенное время.

Спектакль «НОРМАНСК», Центр имени Мейерхольда

Авторы спектакля рассчитывали в первую очередь на молодежь. «Аудитория театра в России очень мала, а экспериментального театра — тем более, но выйти на «модников» было просто. В 2014 году театры в принципе набирали популярность, и такого нового контента еще не было дикое количество, как сейчас. Команда «НОРМАНСКа» и режиссер Квятковский тогда уже гремели благодаря хип-хопере «Копы в огне», которая привела в театр вообще нетеатральную, очень молодую и очень продвинутую аудиторию, и все они пришли на «НОРМАНСК», — вспоминает Петровская.

Молодые люди, знакомые с играми и квестами, уже знали: проявляя самостоятельность и заглядывая во все помещения, они смогут найти значительно больше интересного. Принцип иммерсивных спектаклей действительно немного напоминает кат-сцены в компьютерных играх — вы погружены в атмосферу, можете перемещаться по локации и, по желанию других героев, незначительно с ними взаимодействовать, в какой-то мере влияя на события. В шоу зрители тоже могут наблюдать за происходящим, а по предложению актеров даже участвовать в игре. Случается это, правда, пока нечасто. Организовать спектакль с возможностью непредсказуемого развития событий довольно сложно.

Спектакль «НОРМАНСК», Центр имени Мейерхольда

Но даже минимальный интерактив в виде врученной записки, переданного ключа, прошептанных слов, как показывает практика, больше всего запоминается зрителям. Сделать воспоминания еще ярче отечественные режиссеры стараются, создавая всё более мрачную атмосферу на своих шоу. К этому публика, правда, относится по-разному. Молодежь, изначально ожидающая от постановок новых ощущений и сильных эмоций, чаще остается довольна.

«Я до конца не понимала, что там будет, всё загадочно. Когда мы с подругой туда зашли, с самого порога было ощущение, что сейчас что-то произойдет — ощущение тревоги, интереса, как в ужастиках, когда героиня слышит, что в другой комнате кричат, но всё равно идет туда, — вспоминает свои впечатления от одного из таких шоу Оксана. — Поначалу было действительно стремно: темно, бархатные шторы, стены, музыка соответствующая, всё старинное и куча людей в страшных масках, а потом привыкаешь — всё настолько по-настоящему, что чего-то бояться или сомневаться, куда тебе пойти, просто нет времени».

Прощай, молодость

То же шоу глазами взрослого человека воспринимается совсем иначе. Елене 57, ей с мужем билеты на шоу подарил сын. «У него сходили все друзьям, умные, образованные ребята, всем понравилось. Мы тоже решили посмотреть, — вспоминает женщина. — Встречают и правда красиво, а дальше начинаются неприятности. Все давятся, очень мрачно, депрессивно. Может, конечно, сказывается, что я невролог, но мне всё казалось псевдоужасами и студенческим капустником. Все были в восторге от сцен оргий, но мне как взрослому человеку имитация полового акта смешна. Может 20-летним, которые не видели секса, такие подглядывания и интересны, но мне нет».

Уже через полчаса после начала шоу Елена с мужем осмотрели все комнаты и ушли. Их ожидания спектакль не оправдал: «Мы хотели красивое представление в разных залах, а не плохие звук, свет и трагичную, навевающую ужас музыку. В театр мы ходим за хорошим настроением или за чем-то, что затронет сердце и заставит задуматься. Ничего из этого мы здесь не ощутили».

Чтобы избежать разочарований и не обмануться в ожиданиях, зрителям остается лишь внимательнее изучать само описание спектакля. Пока терминологическая база не сформирована, назвать свою постановку авторы могут так, как пожелают.

Источник

Читайте также:  Что значит пунктуационный разбор предложения 6 класс образец
Оцените статью