Что значит игровые роли

2.39.Игровая роль

(фрагмент издания С.А. Шмакова «Игры обучающихся — феномен культуры» С.85-92)

Игра — мощнейшее средство социализации ребенка. Возникновение роли в сфере детского досуга, т.е. уподобление ребенком себя другому индивиду (животному, птице, явлению природы и т.п.), изучено, с нашей точки зрения, пока еще недостаточно. Игра традиционно характеризуется моментом специфической иллюзии, когда ребенок осознает и не осознает условность своего места в ней. Индивид в игре выступает в разных ипостасях, три из них выражаются наиболее выпукло: первая роль имеет «личностную окраску» («посмотрите, какой я!»); вторая роль — принятие на себя чужой, наверняка симпатичной ребенку личины другого человека («посмотрите, какой он!»); третья роль отражает способ деятельности, вживание в нее («посмотрите, как прекрасны стихи, музыка, дело, которое я выполняю!»).

Роль, роли в игре — социальная функция личности. Обратимся вновь к А.Н.Леонтьеву: «. игра эволюционирует от прежде открытой игровой роли, воображаемой ситуации и скрытого правила к открытому правилу и, наоборот, к скрытым воображаемой ситуации и роли». На первом плане в игре, таким образом, оказывается обобщенно-образное, эмоциональное отражение действительности через роли, которые выполняет ребенок. И основу их в развитой игре составляют прежде всего отношения между людьми, самовыражения людей в деятельности. На исполнение игровой роли, ее раскрытие, освоение влияют типы поведения учащихся.

Первый тип поведения присущ учащимся младших классов, у которых развита «всеядность» интересов, существует разброс пристрастий. Дети удовлетворяются любой игровой ролью, любой досуговой деятельностью, охотно в нее включаются и безболезненно переключаются на новые интересные объекты, на новые роли. Данный тип проявляется и в подростковом возрасте и носит характер поискового поведения. Ребята как бы пробуют, проверяют свои силы, открывают что-то новое для себя и в себе. В дошкольном и школьном возрасте, к примеру, дети увлекаются собирательством чего-либо (обертки конфет, фантики от «жвачки», спичечные коробки, красивые картинки, стеклышки и т.п.). Здесь срабатывает подражательный импульс.

Читайте также:  Что значить проспрягать глагол

Младшие и старшие подростки пробуют коллекционировать марки, значки, боны и т.д., но страсть к коллекционированию сохраняют лишь единицы. Таким же образом большинство детей проходят через игровое конструирование, через рисование, лепку и многое-многое другое. Поисковый тип поведения (его еще называют «разведывательным» — естественный тип поведения детей, не обладающих ясностью и устойчивостью интересов.

Второй тип поведения — пассивный, индифферентный, «ленный». Дети с таким типом поведения не отличаются активностью, они созерцательны, их интересы спонтанны. Они послушно включаются в предлагаемые виды и формы досуговой деятельности, принимают любые роли в играх как бы по инерции. Их творческие силы не разбужены. Более того, они даже боятся, сторонятся всего нового, у них нет «рефлекса новизны». Обычно они смотрят одни и те же телепередачи, читают книги одного жанра, играют в игры привычные, понятные. У таких детей практически отсутствует избирательная мощность любознательности. А.С.Макаренко детей с таким поведением называл «болото». Мы считаем, что это, скорее, дети с заниженной социальной активностью, вечно ведомые кем-то более сильным. У них преобладает вторичность деятельности и поведения.

Третий тип поведения присущ учащимся со сложившейся иерархией интересов, с устойчивыми предпочтениями в сфере досуговой деятельности. Школьники такого целевого типа не игнорируют поиск и пробу, но это не меняет их досуговых игровых привязанностей, порою сохраняющихся на всю жизнь.

Данный тип поведения отражается в игровых (досуговых) ролях, но обязательно определяется местом ребенка в системе межличностных отношений (лидер, исполнитель, отверженный и т.п.).

Таким образом, любая игровая роль, как бы она ни была задана содержанием и сюжетом игры, несет данные конкретной персоны, жизненную позицию личности ребенка.

Р. Дреджер в книге «Основы личности» считает роль очень важной «субфункцией личности» в ее интерперсональных коммуникативных отношениях. Позиция, по Дреджеру, ожидаемое поведение, относящееся к определенной социальной структуре. А роль — фактическое, относительно устойчивое поведение индивидуума, занимающего известную позицию3.

В этом плане дети в играх, занимая (принимая) игровые роли, выступают:

как самостоятельные авторы роли, способные ее творчески богато развить, дофантазировать применительно к имеющемуся опыту знаний и впечатлений;

как лидеры, которые в любой (главной, второстепенной, эпизодической) роли выходят в игре на первый план;

как инициаторы и организаторы, способные воодушевить на игровые действия других, предложить новую идею, распределить -иные роли, провести любые выборы, раздать атрибутику игры;

как версификатор, активный исполнитель, могущий подавать предложения (версии) и хорошо исполнять правила игры;

как ведомый (его еще называют «дублером»), могущий повторять, подражать, слепо идти за лидером;

как бунтарь, обычно конфликтный ребенок, постоянно с чем-то, с кем-то несогласный из «духа противоречия» или особых претензий;

как наблюдатель, ребенок, который довольствуется ролью «запасного», зрителя, пассивного лица, участвующего в игре косвенно.

… Таким образом, к наиболее общим и важным признакам природы игры относятся роли играющих, через которые дети обеспечивают динамику игры.

Игровые роли, как правило, определяют наружный срез поведения ребенка. Благодаря ролям в игре дети осваивают опыт культуры в целом. Готовых ролей в игре нет. Сценарий роли каждого предопределяется сюжетом игры, а раскрытие ее зависит от конкретного опыта ребенка.

Игровые начала ролей бесследно не исчезают. Их потенции долго хранятся в жизни ребенка, помогают ему и во взрослости. Игровая роль построена на жажде признания, в столкновении игровых ролей — эволюция играющих. Ребенок не актер буквально, его роли -— это наив. Но наив очень важный. Дети в играх предельно искренни, хотя мотивы их поведения могут быть скрытыми. Роль или новая позиция и есть «душа игры», как ее называл А.С. Макаренко.

Источник

Консультация для воспитателей «Характеристика игровой деятельности дошкольников»

Светлана Овчарова
Консультация для воспитателей «Характеристика игровой деятельности дошкольников»

Консультация для воспитателей

«Характеристика игровой деятельности дошкольников»

Игра – ведущий вид непродуктивной деятельности детей, значение которого не в ее результатах, а в самом процессе. Главное изменение в игровой деятельности в том, что желания ребёнка отходят на второй план, и на первый выходит чёткое выполнение правил игры.

От 3 до 6-7 лет детские игры проходят довольно значительный путь развития: игра-манипулирование с предметами, индивидуальная предметная игра конструктивного типа, коллективная сюжетно-ролевая игра, индивидуальное и групповое творчество, игры-соревнования, игры-общение.

В развитии игры выделяют 2 основные стадии.

• Для первой (3-5 лет) характерно воспроизведение логики реальных действий людей; содержанием игры являются предметные действия.

• На второй стадии (5-7 лет) моделируются реальные отношения между людьми, и содержанием игры становятся социальные отношения, общественный смысл деятельности взрослого человека.

Роль игры в развитии психики ребёнка:

• В игре ребёнок учится полноценному общению со сверстниками;

• Учится подчинять свои импульсивные желания правилам игры. Появляется соподчинение мотивов – «хочу» начинает подчиняться «нельзя» и «надо»;

• В игре интенсивно развиваются все психические процессы, формируются первые нравственные чувства;

• Формируются новые мотивы и потребности;

• В игре зарождаются новые виды продуктивной деятельности.

В игре развивается мотивационно-потребностная сфера ребенка. Игра способствует развитию познавательной сферы ребенка. Формируется творческое воображение. В игре преодолевается так называемый познавательный эгоцентризм. В каждой игре свои игровые условия – участвующие в ней дети, куклы, другие игрушки и предметы, манипуляции имеют определенный смысл. Игра всегда предполагает создание воображаемой ситуации, которую составляют ее сюжет и содержание. Сюжет — та сфера действительности, которая моделируется детьми в игре. Выбор сюжета всегда опирается на определенные знания.

Те моменты в деятельности и отношениях взрослых, которые воспроизводятся ребенком, составляют содержание игры. Дети, включенные в общую систему отношений, распределяют между собой роли до начала игры. Для старших дошкольников важно подчинение правилам, вытекающим из роли, причем правильность выполнения этих правил ими жестко контролируется.

Игрушка — неизменный спутник ребенка с первых дней рождения. Игрушка выступает для ребенка как предмет забавы, развлечения, радости, и в то же время она — важнейшее средство психического развития дошкольника.

• Игрушки-орудия — это уменьшенные копии орудий труда взрослых. Технические игрушки открывают для ребенка область техники и знакомят с ее использованием.

• Театрализованные игрушки используются при постановке спектаклей, в развлечениях.

• Спортивно-моторные игрушки способствуют не только формированию основных движений, но и развитию пространственных ориентировок, свойств внимания, таких волевых качеств, как организованность, смелость, выдержка, инициативность.

• Игрушки-забавы вызывают у детей любопытство, радость, положительные эмоции. Они поддерживают бодрое настроение, развивают чувство юмора и любознательность.

Особенности развития игровой деятельности в дошкольном возрасте:

— игра становится самостоятельной деятельностью ребенка;

— ребенок осваивает разные виды игры;

— с помощью игры, дошкольник «входит» в разные сферы действительности, расширяя возможности познания этих сфер.

Современные классификации детских игр.

Творческие игры: режиссерские, сюжетно-ролевые, строительно-конструктивные, театрализованные.

Режиссерская игра – это творческий вид игры, в которой дошкольник идет от своего замысла, подчиняя ему и предметы, и действия с ними, и саму предметную ситуацию.

Режиссерская игра имеет важное значение для всего психического развития ребенка дошкольного возраста. В режиссерской игре — одновременном выполнении разных ролей — от ребенка требуется умение регулировать поведение, обдумывать действия и слова, сдерживать свои движения. Игровые переживания оставляют глубокий след в сознании ребенка. Многократное повторение действий взрослых, подражание их моральным качествам влияют на образование таких же качеств у ребенка.

Для этих игр в их развитой форме свойственны комбинирование впечатлений из личного опыта ребенка с тем, что он узнал из книг, наблюдений, мультфильмов, причудливое соединение реального и вымышленного. Сюжеты режиссерских игр представляют собой цепочки действий (кукла поет в микрофон, другая – аккомпанирует, по окончании выступления – обе кланяются, затем выходит «новая певица»; автомобильчики едут по трассе, сталкиваются, происходит авария). Отдельные эпизоды (сцены) в игре ребенок придумывает, затем исполняет, действуя за персонажи (игрушки, предметы, говоря за каждого, или объясняя все, что происходит.

Сюжетно-ролевая игра — это основной вид игры ребенка дошкольного возраста. Основной источник, питающий сюжетно-ролевую игру ребенка, — это окружающий его мир, жизнь и деятельность взрослых и сверстников.

Основной особенностью сюжетно-ролевой игры является наличие в ней воображаемой ситуации. Воображаемая ситуация складывается из сюжета и ролей. Сюжет игры — это ряд событий, которые объединены жизненно мотивированными связями. В сюжете раскрывается содержание игры — характер тех действий и отношений, которыми связаны участники событий.

Роль является основным стержнем сюжетно-ролевой игры. Чаще всего ребенок принимает на себя роль взрослого. Наличие роли в игре означает, что в своем сознании ребенок отожествляет себя с тем или иным человеком и действует в игре от его имени. Ребенок соответствующим образом использует те или иные предметы (готовит обед, как повар; делает укол, как медсестра, вступает в разнообразные отношения с другими играющими (хвалит или ругает дочку, осматривает больного). Роль выражается в действиях, речи, мимике, пантомиме. В сюжетно-ролевой игре дети вступают в реальные организационные отношения (договариваются о сюжете игры, распределяют роли). В то же время между ними одновременно устанавливаются сложные ролевые отношения (например, мамы и дочки, капитана и матроса, врача и пациента).

Сюжетно-ролевая игра в своей развитой форме, как правило, носит коллективный характер. Это не означает, что дети не могут играть в одиночку. Но наличие детского общества — это наиболее благоприятное условие для развития сюжетно-ролевых игр. Сюжетно-ролевые творческие игры — это игры, которые придумывают сами дети. В играх отражаются знания, впечатления, представления ребенка об окружающем мире воссоздаются социальные отношения. Для каждой такой игры характерны: тема, игровой замысел, сюжет, содержание и роль. В играх проявляется творческое воображение ребенка, который учится оперировать предметами и игрушками как символами явления окружающей жизни, придумывает разнообразные комбинации превращения, через взятую на себя роль выходит из круга привычной повседневности и ощущает себя активным участником жизни взрослых.

Понятие «строительно — конструктивная игра» впервые встречается в работах П. Г. Саморуковой и В. Р. Лисиной. Главной особенностью таких игр является их близость к созидательной человеческой деятельности. Занимаясь конструированием, ребенок создает собственные архитектурные сооружения.

Чтобы у детей была возможность заняться конструированием, необходимо правильно организовать предметную среду в ДОО и дома.

Различают следующие виды строительного материала:

• искусственный (всевозможные виды конструкторов, напольные модульные блоки, настольный строительный материал, мозаика, бумага, картон);

• природный (песок, камешки, глина, веточки, шишки, снег, листья); подсобный (коробки, доски, ящики).

Желательно, чтобы строительные наборы соответствовали возрасту детей, были разнообразными и привлекательными.

Виды строительно-конструктивных игр:

Конструирование по образцу. Дети воспроизводят постройку вслед за педагогом либо ориентируясь на схему, рисунок, чертеж.

Конструирование по модели. Детям показывают готовое сооружение. Они самостоятельно делят его на составные части, подбирают детали необходимой формы и воспроизводят модель.

Конструирование по условиям. Детям объявляются параметры, которым должна соответствовать постройка (двухэтажный дом для мелких игрушек, гараж для двух машинок с подъездной дорожкой). Однако наглядного образца не дается. Дети сами генерируют идеи и воплощают их с использование различных материалов.

Конструирование по теме. Дошкольники самостоятельно выбирают материалы и техники, с которыми будут работать, разрабатывают проект без помощи взрослых. Воспитатель называет лишь тему строительно-конструктивной игры: автомобили будущего, город, животные.

Конструирование по замыслу. Ребенок сам решает, что и как он будет строить, учится воплощать в жизнь свой собственный проект. Для дошкольника это самая трудная задача.

Театрализованные игры — это деятельность, позволяющая педагогу формировать эстетическое воспитание, творческий потенциал и любовь к искусству.

Детскую театрализацию принято делить на две большие группы:

Режиссерские игры — это настольный и теневой театры, действия с фланелеграфом. В этом случае ребенок — это не действующее лицо, он лишь ведет и озвучивает героя. В драматизации воспитанник уже исполняет роль самостоятельно.

Режиссерские игры разделяются на:

• Настольный игрушечный театр — персонажами могут быть любые поделки и игрушки, главное, чтоб их было удобно передвигать по столу.

• Настольный театр картинок — в этом случае персонажи изображены на иллюстрациях и их действия ограничены. Главная роль у интонации ребенка.

• Фланелеграф — персонажи крепятся к экрану, обтянутому фланелью. Тканью обтянута и внутренняя сторона вырезанных героев.

• Теневой театр — в этом случае используется экран из полупрозрачной бумаги, вырезанные герои из темной бумаги и источник света, который устанавливают за экраном. Можно использовать и пальцы рук.

Игры-драматизации делят на:

• Пальчиковые — ребенок надевает на палец куклу и изображает действия с ней. Можно прятаться за ширмой либо играть открыто.

• Импровизацию — это драматизация без определенного сюжета и подготовки. Игра идет полностью интуитивно.

Для того чтобы детская творческая деятельность не стояла на месте, а развивалась,педагог должен применять специфические методы:

• Метод моделирования ситуаций — педагог совместно с детьми создает модельные ситуации, сюжеты и этюды, в которых они смогли бы освоить творческую деятельность.

• Метод творческой беседы — педагог задает детям проблемный вопрос и путем ведения диалога воспитанники входят в творческую деятельность.

• Метод ассоциаций — будит фантазию детей при помощи ассоциативных сравнений. Затем ребенок пытается создать что-то новое на основе прошлого опыта.

Театрализованная игра дошкольников может организовываться в любом виде деятельности и на любом занятии. Для повышения театральной грамотности детей важна и тщательная подготовка педагогов. Они должны стать образцом творческого поведения для своих воспитанников. Отличный способ достичь желаемого — организовать на базе детского сада театр под руководством музыканта. Такая дополнительная подготовка поможет раскрыть творческие возможности педагогов, а дети, смотря на них, учатся такому же перевоплощению. Когда дети дорастают до возможности ставить собственные спектакли (это театрализованные игры в старшей и подготовительной группах,их нужно разделять на группы: режиссеры, костюмеры, сценаристы, художники.

Игры с правилами: дидактические, подвижные.

Особым видом игровой деятельности является дидактическая игра. Она создается взрослым специально в обучающих целях, когда обучение протекает на основе игровой и дидактической задачи. В дидактической игре ребенок не только получает новые знания, но также обобщает и закрепляет их. Главная цель любой дидактической игры — обучающая. Поэтому основным компонентом в ней выступает дидактическая задача. Игра способствует становлению не только общения со сверстниками, но и произвольного поведения ребенка.

Подвижные игры — это сознательная, активная деятельность ребенка, для которой характерно своевременное и точное выполнение заданий, связанных с правилами, обязательными для всех участников. Подвижная игра — это своего рода некое упражнение, с помощью которого дети готовятся к жизни.

В структуру подвижных игр входят игровые действия, правила и материал, а также нередко роль и сюжет. Правила в таких играх выделены до начала игры, открыты для ребенка. Хотя подвижные игры прямо направлены на развитие основных движений и формирование двигательных качеств, они оказывают влияние на многие стороны психического развития ребенка. Прежде всего, это касается нравственно-волевой сферы личности.

Примерная схема наблюдения и анализа организации творческих игр в ДОО.

• Вид, тематика игры (название).

• Цель игры (воспитательные, образовательные, развивающие задачи).

• Условия организации (создание игровой развивающей среды).

• Предварительная работа (обогащение впечатлений с целью развития игры).

• Приемы руководства игрой: прямые, косвенные, смешанные.

• Содержание игры (элементы новизны, усложнение и появление новых сюжетных линий).

• Уровень развития игровых умений и навыков у детей.

Игровые и реальные взаимоотношения детей в игре, роль воспитателя в их регулировании, разрешении конфликтных ситуаций.

• Осуществление индивидуального подхода (активизация, включение в игру малоактивных, сдерживание импульсивных детей).

• Творчество детей в игре.

• Влияние половой принадлежности на выбор игры, исполнение ролей.

Театрализованные игры (игры-драматизации):

• Следование тексту литературного произведения, лежащего в основе сюжета игры.

• Правдивость изображения персонажа.

• Владение детьми разнообразными выразительными средствами (мимика, пантомимика, интонационная окраска речи).

• Проявление разных видов детского творчества (художественно-речевое, музыкальное, танцевальное, певческое, сценическое и др.).

Строительно-конструктивные игры:

• Уровень развития умений и навыков конструктивной деятельности, воображения, фантазии, настойчивости в осуществлении замысла.

• Умение доводить начатое дело до конца.

• Отношение к результатам совместной работы.

Игры с правилами (дидактические, подвижные):

• Реализация обучающей задачи.

• Соблюдение детьми правил, умение подчиняться им.

Источник

Оцените статью