- Кто такой иеромонах?
- Черный и белый священник — в чем отличие?
- Кто может стать иеромонахом?
- Иеромонах — где он служит?
- Как обращаться к иеромонаху?
- Иеродиакон — кто это?
- Кто такой иеромонах
- Кто такой иеромонах
- Происхождение термина
- Значение слова иеромонах
- Кто может стать иеромонахом
- Где служат иеромонахи
- Как правильно общаться с иеромонахами
- Черный и белый священник: в чем отличие
- Иеромонахи в других конфессиях
- Кто такой иеромонах в православии?
- Кто такой иеромонах?
- Происхождение термина
- Значение слова «иеромонах»
- Кто может стать иеромонахом?
- Место службы иеромонаха
- Как обращаться к иеромонаху
- Черный и белый священник — в чем отличие?
- Иеромонахи в других конфессиях
- Кто из священников может быть женат, а кто нет?
Кто такой иеромонах?
Отличие иеромонаха от «обычного» монаха в одном: иеромонах может вести богослужение, а монах нет. Или иными словами: иеромонах это священник, который является еще и монахом.
Иеромонах может служить литургию, причащать, исповедовать, отпевать, соборовать, служить молебен и т.д. Иных отличий от монаха у него нет — ни в обетах, ни в одежде-облачении.
Подобные «составные» названия санов — как иеромонах или иеродиакон — происходят от того, что монашество и право служить никак друг с другом не связаны. То есть:
- монах это не всегда человек, который может вести службу,
- а священник, который ведет службы, совершенно не обязательно является монахом и может быть мирским, женатым (или, как принято говорить, «белым» священником).
Черный и белый священник — в чем отличие?
Название черного и белого священства происходит от того же: является священник монахом или нет.
Черный священник это иеромонах (у монахов — черное облачение, от этого — черный).
Белый священник — это священник не монах. То есть, священник, который имеет семью и не имеет монашеских обетов.
Это абсолютно не значит, что священник-монах в чем-то лучше белого священника. Наоборот, в некоторых случаях, — например, в вопросах семейной жизни и некоторых ее сторон — лучше сможет дать совет именно священник, имеющий опыт жизни в семье и в мире — то есть не монах. Просто хотя бы потому, что он с ней сталкивался воочию — с практической стороны.
И те, и те становились в истории Церкви великими подвижниками и канонизировались как святые.
Не поленитесь: найдите и почитайте о них или их творения — это удивительные примеры духовной жизни:
Известные «белые» священники в XX веке:
- святой праведный Иоанн Кронштадтский
- святой праведный Алексий Мечев
- святой протоиерей Сергей Мечев
Известные иеромонахи в XX веке
- архимандрит Иоанн (Крестьянкин)
- архимандрит Кирилл (Павлов)
- игумен Никон (Воробьев)
- схиигумен Иоанн (Алексеев)
Святой Праведный Иоанн Кронштадтский (1829-1909) — один из самых известных пастырей в истории Русской Церкви. Пример, как можно жить святой жизнью, не уходя в монастырь.
Кто может стать иеромонахом?
Решение о том, что вот именно этот монах может служить и исповедовать, принимает только настоятель монастыря, руководствуясь своим духовным опытом и рассуждением.
Это не значит, что монах, которого рукоположили в иеромонахи, лучше «простого» монаха — это значит, всего-лишь, что по тем или иным качествам или обстоятельствам этот монах может или должен служить таинства в монастыре. Например, потому что больше некому. Или потому что — хоть кто-то должен.
Для монастыря все в братии равны, и монах, который внимательно следит, допустим, за кухней или за состоянием огорода/зданий, так же важен, как монах, который служит Литургию.
Как «в миру» — ученый, доктор, пожарный: это разные профессии, каждая из которых важна и кто-то должен быть врачом, а кто-то — пожарным.
Иеромонах — где он служит?
Иеромонах, как и любой монах, живет (или как принято говорить: является насельником) монастыря — является частью его братии. Там же он и служит.
Однако настоятель монастыря может отправить любого монаха (и иеромонаха) жить или служить в другое место: если это будет полезно или для духовной жизни самого монаха.
Например иеромонаха могут отправить служить и восстанавливать храм в какое-нибудь дальнее село страны.
Один из самых замечательных пастырей-монахов в XX веке — архимандрит Иоанн (Крестьянкин).
Как обращаться к иеромонаху?
Так же, как и к обычному священнику: «отец» (Отец Михаил, отец Александр и т. д.), «батюшка».
Иеродиакон — кто это?
По аналогии с иеромонахом, иеродиакон — это диакон-монах. То есть, он помогает иеромонаху вести богослужения (ведет некоторые части служб), но не может совершать таинства — например, причащать или исповедовать.
К нему тоже нужно обращаться — «отец». Но — не «батюшка».
Этот и другие посты читайте в нашей группе во ВКонтакте
Источник
Кто такой иеромонах
В христианстве многие термины имеют старинное происхождение или образованы от иностранных слов. Простые верующие в большинстве своем не знают, кто такой иеромонах и чем он отличается от жителей монастыря.
Кто такой иеромонах
В православии долгое время монахи не могли одновременно являться священнослужителями. Они жили уединенно, часто уходили в пустыню или лес, селились в пещерах. Только в позапрошлом веке, когда стали строить монастыри рядом с городами, некоторые из них получили сан и право вести службу. Монах-священник называется иеромонах.
Внешне, по одежде, сложно отличить монаха от священника. Они носят одинаковую черную одежду и ничем не выделяются. На практике, священник и иеромонах могут вести богослужение, исповедовать и причащать, крестить и отпевать. Они не имеют права только рукопологать. Монах не может всего этого делать. В монастыри для проведения служб раньше приходили священнослужители со стороны.
Происхождение термина
Иеромонах это устаревшее слово, имеющее свои корни в Древней Греции. Дословный перевод корня «иерос» означает «один священный». Буквальное значение слова переводится как конструкция «священный одиночка». Значение слова «монос» – путник, отшельник. На территории России закрепилось как «монах».
Значение слова иеромонах
Многие верующие не стремятся вникнуть во все тонкости церковной иерархии и узнать, что такое иеромонах. Сан означает насельника монастыря, который может проводить службу и другие обряды. Приставка «иеро» есть и у других санов, например иеродиакон. Своих приходов они не имеют, службу и другие обряды проводят в храмах по месту своего проживания.
Кто может стать иеромонахом
Получить сан иеромонаха могут монахи, пройдя хиротонию, и священники, пожелавшие перейти к уединенной жизни и отказаться от мирского – принять обет безбрачия.
Монах на получение сана священника, должен продолжительное время прожить с монастыре, исправно выполняя свои обязанности. Затем его выдвигают братья к рукоположению или он принимает решение стать наставником.
Диякон выполняет в монастыре различные работы и по своему сану является помощником монаха. При рукоположении, он становится иеродиаконом и получает право помогать во время проведения службы, заниматься организационными вопросами. Проводить молебны и другие ритуалы, он не может.
Где служат иеромонахи
Исторически сложилось в православной церкви, что иеромонах служит при мужском монастыре, где и проживает. В сельской местности, где количество прихожан небольшое, он имеет право иметь свою церковь и проводить в ней службу, молебен и Божественную литургию. Также он проводит церковные таинства: соборование, отпевание, исповедь, причащение.
Как правильно общаться с иеромонахами
Миряне к иеромонаху должны обращаться как к священнику в обычном храме: батюшка или отец с именем на церковно-славянско языке. Например, отец Алексий, Иоанн, Сергий. Если имени священнослужителя не знаете, то следует говорить батюшка. Использование мирянами обращения просто «отец» считается фамильярным. Оно допустимо только в общении между священниками.
Черный и белый священник: в чем отличие
Монахов прозвали «черными» за цвет их одежды. Независимо от сана и места обитания, они все ходили в одинаковой одежде, не женились и посвящали себя только служению Господу.
Термин «белые» появился как контраст. Он относится к священникам, которые не брали на себя монашеских обетов. Они могли жениться, заводить себе семью, жить в миру, соблюдая заповеди и правила.
Епископом может стать только «черный» монах.
В зависимости от образа жизни и деяний, и белые и черные служители Бога, канонизировались как святые.
Иеромонахи в других конфессиях
Кроме православной церкви, монахи с правом исполнения обязанностей священника, существуют в католичестве и англиканстве. В этих конфессиях сохранился старый уклад монашества, уединение в скитах и жизнь в пустынных местах без мирских потребностей. Со временем появилась возможность совмещения с саном священнослужителя и проведения служб.
Во многих конфессиях не существует «белых» священников. Рукоположение в сан сам по себе означает обет безбрачия и отказ от любых проявлений мирской жизни. Жениться они могут до посвящения в служители церкви.
Такое обращение расценивается как неуважение и панибратство. Священник является слугой Божиим и представляет его на земле. К слову отец следует добавлять имя или обращаться «батюшка».
В случае, если вы со служителем храма подружились как с человеком, вне церкви можете общаться с ним как вам обоим удобно, без санов и званий.
Источник
Кто такой иеромонах в православии?
В православной церкви довольно много духовных чинов в иерархии, в которых простому человеку не мудрено запутаться. Самое важное, что следует знать о церковных должностях, так это то, что все они расположены по возрастанию — от послушника до патриарха. Внешне все чины отличаются по облачению, причем не только по цвету одежды, но и по форме и разного рода деталям.
Кто такой иеромонах?
Один из знакомых многим церковных чинов — иеромонах. Иеромонах — это человек, который является одновременно и монахом, и священником, т.е. в отличие от простого монаха он может вести богослужение и часто даже имеет свой церковный приход.
Обращаясь к истории, стоит сказать, что изначально монахам было строго запрещено принимать священный сан по той причине, что они выбирали жизнь отшельника, а значит, не могли вести пасторскую и общественную деятельность, с которой всегда была связана жизнь священника. По этой причине в первые несколько веков христианства сан иеромонаха мыслился как нечто несопоставимое.
Но постепенно, когда монахи стали объединяться в общины и затем обители, стала появляться потребность в духовном наставнике и соответственно — священнике, которого стали выбирать к рукоположению из монахов.
Происхождение термина
Слово «иеромонах» пришло из Греции и происходит оно из слияния двух корней — «иерос» и «монос». Первый корень — «иерос» дословно переводится как прилагательное «священный», второй корень — «монос» означает «один».
Соответственно все слово имеет перевод близкий к значению «священный одиночка».
Значение слова «иеромонах»
Термин «монос» обозначает человека, выбравшегося для себя отшельничество и духовное совершенствование, но при этом и отказ от брачных уз и многих мирских благ. Вероятно, по этой причине в русском языке слово прижилось в значении «монах».
Возвращаясь к слову «иерос», можно добавить, что именно от этого слова происходит другое греческое слово «иереус» — священник. Таким образом, можно сделать вывод, что слово «иеромонах» на русской православной почве закрепилось в значении «монах-священник».
Читайте о православии:
Кто может стать иеромонахом?
Иеромонахом имеет право стать монах, решивший стать наставником, либо выдвинутый к рукоположению другими монахами. Как правило, это человек, который прожил монахом достаточное время и имеет некоторое преимущество перед теми, кто только принял постриг.
Интересно! Сан иеромонаха могут получить как священники, принявшие решение перейти в монахи, так и монахи, прошедшие хиротонию, позволяющую самому совершать церковные таинства, и получившие статус священника.
Место службы иеромонаха
Как правило, иеромонах служит при мужских монастырях, как велось издревле. Однако это означает некоторую закрытость и обособленность церковной жизни иеромонаха, поэтому в сегодняшнем мире иеромонах имеет права на служение в своей церкви, которые чаще всего расположены в сельской местности.
В наши дни иеромонах может проводить такие церковные таинства, как:
Как обращаться к иеромонаху
К иеромонаху прихожанам является общепринятым обращением «отец», добавляя при этом имя, к примеру, отец Сергий, а также можно обращаться таким словом, как «батюшка».
Оба эти обращения будут уместны, однако, в более официальной ситуации лучше выбирать первый вариант обращения, а второй вариант можно использовать в личной беседе.
Черный и белый священник — в чем отличие?
В православной церкви все духовенство подразделяется на 2 категории — черное и белое. К черному духовенству относятся монахи, принявшие постриг, соответственно к белому относятся священники, не принявшие монашеского обета.
Важно! Самое главное отличие между черным и белым духовенством заключается в том, что духовным санам, относящемся к белому духовенству, можно вступать в брак.
Среди людей существует предубеждение, связанное, несомненно, с семантикой цвета, о том, что белое духовенство лучше черного. Этот вопрос требует дополнительного разъяснения, ведь в разных вопросах, которые часто адресуют прихожане батюшке белый или черный священник могут быть полезны.
К примеру, если человек обращается к батюшке с вопросом о семейных проблемах, то более практично ответит на этот вопрос белый священник, в силу того, что он сам имеет семью. Но если паломник или монах обратится к священнику с вопросом, касающимся глубоко духовных исканий, то здесь будет более уместна помощь черного иеромонаха, т.к. он сам прошел этот путь.
Иеромонахи в других конфессиях
Интересно будет заметить, что сан иеромонаха не является только лишь принадлежностью Русской православной церкви, в католичестве и даже англиканстве также имеется этот духовный чин, но он сохранился лишь в более древних христианских общинах.
Кроме того, не лишним будет знать, что во многих религиях существует понятие «иеромонах», но именуется этот человек иным словом, хотя выполняет ровно ту же работу.
Источник
Кто из священников может быть женат, а кто нет?
Приблизительное время чтения: 1 мин.
Имеют жену и детей только семейные священники — так называемое белое духовенство. Они могут жениться, только не будучи еще облеченными ни в диаконский, ни в священнический сан. После создания семьи они получают каноническое право принять сан. Рождение детей, конечно, в священном сане им тоже будет разрешено. А вот если священник овдовел, жениться повторно он не может.
Жениться не могут и монашествующие, которые дают обет безбрачия. А еще — целибаты – это такая форма священства, при которой человек не принимает монашества, но и не примыкает к семейному духовенству. После рукоположения целибатный священник живет один. Традиция целибатства появилась в нашей стране сравнительно недавно: в конце XIX — начале XX веков. Исключительно по строжайшему рассмотрению и благословению Священного Синода целибатами становились люди ученые. До революции их можно было пересчитать по пальцам одной руки. Допустим, ректор Московской Духовной Академии протоиерей Александр Горский (1812-1875) был целибатом. После революции много что поменялось, времена гонений сильно скорректировали внешнюю церковную жизнь. И сейчас большое количество священников-целибатов — в какой-то мере отголоски советской эпохи.
Архив всех вопросов можно найти здесь. Если вы не нашли интересующего вас вопроса, его всегда можно задать, написал по адресу: vopros@foma.ru
Написано в Писании, что даже епископ может быть женат и что нельзя никому запрещать вступать в брак. Православная церковь наложила свои ограничения, которые даже апостолы не накладывали.
Аля, что значит «даже апостолы»? Церковь — не застывшая данность, а «больница», способ помочь спасению в каждую конкретную эпоху, разным народам, а разных обстоятельствах. И наряду с Писанием, православные христиане признают и церковное Предание, выраженное в учении, менявшихся правилах, переменах структуры, трудах отцов Церкви и житиях святых. История Церкви — процесс, живое дело. В апостольские времена иначе распределены были служения, общины верующих были иные, с небольшим количеством людей, помалу, в-основном в нескольких крупных городах. Таинства совершались тоже иначе. Разве Вы бы хотели, чтобы сейчас человек на исповеди поворачивался (как было в те времена) ко всем собравшимся в храме и начинал вслух каяться Богу на глазах всех? Наверное, нет, и будете правы: тогда небольшая христианская община могла состоять из людей, знакомых между собой всю жизнь. А сейчас лишь часть прихожан хоть сколько-то знает друг друга. И что могло помочь и поддержать в те времена, сейчас может принести искушение всем — и кающемуся, и слышащим. Так и с апостольским служением. Вы можете, если захотите, узнать и понять, как менялась ответственность и расширялись обязанности епископа. И почему в итоге Церковь пришла к выводу, что епископ не в состоянии уже одновременно уделять время и своей пастве, и семье (в отличие от части священников и диаконов). Да: Церковь менялась. И в этом нет ничего зазорного. Она и тогда, и сейчас служит Христу и ведёт людей ко Христу.
«Фома» выходит в свет только благодаря поддержке неравнодушных людей. Чтобы наш проект развивался дальше, нам очень нужна ваша помощь. Даже небольшое, но регулярное пожертвование поможет нам планировать нашу работу и дальше говорить людям о самом важном!
Источник