- Основной вопрос философии и две его стороны
- Онтологическая сторона основного вопроса философии
- Материализм
- Идеализм
- Гносеологическая сторона основного вопроса философии
- Философия: что первично — материя или сознание?
- Разные формулировки одной проблемы
- Две стороны одного вопроса
- Линия Демокрита
- Увлечение естественным
- Линия Платона
- Чувства и рассудок
- Монизм и дуализм
- Другие направления в философии
- Отрицание познания
- Современное направление
Основной вопрос философии и две его стороны
Проблема основного вопроса философии является основной для понимания специфики философского знания . И в данной статье мы кратко рассмотрим суть основного вопроса философии и две его стороны.
Основной вопрос философии раскрывает смысловую направленность философии, ее стремление найти ключи к решению главной проблемы человечества – «быть или не быть».
Основной вопрос философии не совпадает всецело с ее предметом. Предмет философии представляет собой исследование принципов взаимоотношения и взаимодействия человека и мира в их всеобщих характеристиках, в то время, как основной вопрос определяет, какой стороной это всеобщее «повернуто» к человеку.
Онтологическая сторона основного вопроса философии
Итак, главный вопрос философии – вопрос об отношении духа, сознания к бытию, материи; вопрос о том, что является первичным – мышление или бытие, природа или дух, материальное или идеальное? Кто кого порождает и определяет?
В зависимости от решения данного вопроса различают материалистические и идеалистические концепции, два основных направления философской мысли: материализм и идеализм.
В таблице, изображенной ниже, отражены основные философские течения касательно первой стороны основного вопроса философии. Их описание и представителей ищите ниже по тексту.
Материализм
Материализм провозглашает материю вечной, независимой, неуничтожимой и первичной – источником всех вещей, которая существует и развивается по своим собственным законам. Природа, бытие, материя, материальное – первоисточники всего, а в свою очередь сознание, мышление, дух, идеальное – вторичны, определяются и порождаются материальным. В честь крупнейшего материалиста Древней Греции материализм именуется линией Демокрита в философии.
Согласно материализму мир – материален, существует сам по себе, никем не создан и неуничтожим, закономерно изменчив, развивается в силу своих собственных причин; представляет собой единую и последнюю реальность, которая исключает любую свехъестественную силу. Сознание, мышление и дух – свойства материи, ее идеальное отражение.
Достоинства материализма – опора на науку, логическая доказуемость многих положений. Слабая сторона – недостаточное объяснение сущности сознания (его происхождения) и всего идеального.
В различные периоды истории материализм приобретал разные формы и виды:
Материализм Древнего Востока и Древней Греции (стихийный и наивный) – первоначальный вид материализма, представляющий окружающий мир состоящим из четырех основных материальных элементов (воды, земли, воздуха, огня, всех первоначал, атомов и т. п.), который рассматривается сам по себе независимо от сознания человека и богов. Представители: Фалес Милетский, Левкипп, Демокрит, Гераклит, Эмпедокл и др.
Метафизический (механистический) материализм Нового времени. Его основа – изучение природы. При этом все многообразие ее свойств сводится к протяженности материи и ее механической форме движения. Представители: Г.Галилей, Ф. Бэкон, Дж. Локк, Ж. Ламерти, П. Гольбах, К. Гельвеций и др.
Диалектический материализм (марксизм) – единство материализма и диалектики. Вечная и бесконечная материя находится в постоянном движении и развитии, происходящем по законам диалектики. В процессе самодвижения материя приобретает новые формы и проходит различные этапы развития. Идеальное признается особой реальностью, которая существует относительно автономно. Сознание – свойство материи отражать саму себя. Бог представляет собой идеальный образ, который был создан человеком для объяснения неизведанных и непонятных явлений. Представители: К. Маркс, Ф. Энгельс.
Вульгарный материализм все мыслительные процессы сводит к физиологической основе. Сознание отождествляется с материей, материя производит сознание как «печень желчь». Представители: Фохт, Молешотт, Бюхнер.
Идеализм
Согласно идеализму первичным началом всего существующего является духовное начало (Бог, дух, идея, индивидуальное сознание), материя возникает из духа и подчиняется ему, природа, материальные мир — вторичное. Данный термин ввел немецкий философ Г. Лейбниц в начале XVIII века. Родоначальником идеалистического направления в философии для Лейбница стал Платон. Именно по этой причине идеализм именуют линией Платона в философии.
Идеализм имеет две основные формы: объективный и субъективный идеализм.
Объективный идеализм, согласно которому идеальное существует объективно, независимо от человека и природы в виде мирового разума, космической души, абсолютной идеи. Представители: Платон и неоплатоники, философы средних веков, Гегель и неогегельянцы).
Субъективный идеализм определяет идеальное формой внутреннего человеческого опыта. Внешний мир, его свойства и отношения зависят от сознания человека.Представители: Дж. Беркли, Д. Юм, Э. Мах и др. Крайней формой субъективного идеализма является солипсизм (от лат. solus — один, ipse — сам, sum — существую), предполагающий, что реально лишь мое сознание, собственное «Я», мои ощущения, в то время, как существование всего, что меня окружает, — проблематично.
Все вышеперечисленные разновидности материализма и идеализма являются различными разновидностями философского монизма (от греч. monos — один, единственный).
Однако, основной вопрос философии допускает и двойственный ответ: и материя, и сознание являются изначальными сущностями и не сводятся друг к другу. Данное направление в философии получило название дуализма (лат. duo — два). Таким образом, дуалисты признавали существование двух самостоятельных субстанций (первооснов). Яркий представитель дуализма — французский философ Рене Декарт.
Возможен также ответ, в котором утверждается множество первоначал, в предельном случае множества неограниченного. Такое направление получило название плюрализма (лат. pluralis — множественный) и было предложено немецким мыслителем XVII века Г. Лейбницем.
Гносеологическая сторона основного вопроса философии
Данная сторона рассматривает еще одну проблему основного философского вопроса: «Познаваем ли мир? Способен ли человек постигнуть сущность окружающей действительности?». Эта проблема получила в работе Энгельса «Людвиг Фейербах и конец классической немецкой философии» наименование второй стороны основного вопроса философии: «Великий и основной вопрос всей, в особенности новейшей, философии есть вопрос об отношении мышления к бытию» ( Маркс К., Энгельс Ф. Соч. Т.21, С.220).
Данный вопрос допускает два ответа:
— «мир познаваем», такое решение называется гносеологический оптимизм или гностицизм от греческого gnoseo — знаю;
— «мир непознаваем» — гносеологический пессимизм или агностицизм. Представители: Давид Юм, Иммануил Кант.
Варианты решения первой и второй сторон основного вопроса философии — это основные типы философских построений, которые эволюционируют, меняют формы и составляют дальнейшую классификацию философских решений.
Источник
Философия: что первично — материя или сознание?
Философия – наука древняя. Она возникла во времена рабовладельческого строя. И что интересно, как-то сразу в таких странах, как Китай, Индия и Греция. История науки насчитывает более 2500 лет. За этот период сформировалось много разнообразных учений, отражавших уровни политического, социального и экономического развития общества. Исследовать всевозможные направления философии, безусловно, интересно и важно. Но все они ведут к краеугольному камню – проблеме бытия и сознания.
Разные формулировки одной проблемы
Первоначальный вопрос философии, на котором базируются все направления, сформулирован в разных вариантах. Связь бытия и сознания – это проблема соотношения духа и природы, души и тела, мышления и бытия и т. п. Каждая философская школа искала ответы на вопрос: что первично — материя или сознание? Каково касательство мышления к бытию? Такое соотношение у немецких мыслителей Шеллинга и Энгельса получило название основного вопроса философии.
Важность этой проблемы заключается в том, что от её правильного разрешения зависит построение целостной науки о месте человека в окружающем мире. Разум и материя неразрывны. Но одновременно эта пара противоположностей. Сознание часто называют духом.
Две стороны одного вопроса
У главного философского вопроса: «Что первично — материя или сознание?» — существуют моменты – бытийный и познавательный. Бытийный, другими словами, онтологическая сторона, заключается в поиске решения главной проблемы философии. А суть познавательного, или гносеологической стороны, заключается в разрешении вопроса о том, познаваем или не познаваем мир.
В зависимости от данных двух сторон выделяют четыре основных направления. Это физический взгляд (материализм) и идеалистический, опытный (эмпиризм) и рационалистический.
Онтология имеет следующие направления: материализм (классический и вульгарный), идеализм (объективный и субъективный), дуализм, деизм.
Гносеологическая сторона представлена пятью направлениями. Это гностицизм и возникший позднее агностицизм. Еще три — эмпиризм, рационализм, сенсуализм.
Линия Демокрита
В литературе материализм часто называют линией Демокрита. Его сторонники считали правильным ответом на вопрос о том, что первично — материя или сознание, материю. В соответствии с этим постулаты материалистов звучат так:
- материя реально существует, и она независима от сознания;
- материя – это автономная субстанция; она нуждается только в себе и развивается согласно своему внутреннему закону;
- сознание – это свойство отражать саму себя, которое принадлежит высокоорганизованной материи;
- сознание не есть самостоятельная субстанция, оно — бытие.
Среди философов-материалистов, ставящих перед собой главный вопрос о том, что первично — материя или сознание, можно выделить:
- Демокрита;
- Фалеса, Анаксимандра, Анаксимена (Милетская школа);
- Эпикура, Бэкона, Локка, Спинозу, Дидро;
- Герцена, Чернышевского;
- Маркса, Энгельса, Ленина.
Увлечение естественным
Отдельно выделяют вульгарный материализм. Его представляют Фохт, Молешотт. В этом направлении, когда заводят речь о том, что первичнее — материя или сознание, роль материи абсолютизируют.
Философы увлекаются исследованием материального с помощью точных наук: физики, математики, химии. Они игнорируют сознание как сущность и его возможность влиять на материю. По мнению представителей вульгарного материализма, мозг человека выдаёт мысль, а сознание, подобно печени, выделяет жёлчь. Это направление не признаёт качественного различия между разумом и материей.
По мнению современных исследователей, когда ставится вопрос о том, что первично — материя или сознание, философия материализма, опираясь на точные и естественные науки, логически доказывает свои постулаты. Но есть и слабая сторона – скудное объяснение сути сознания, отсутствие истолкований многих явлений окружающего мира. Материализм господствовал в философии Греции (эпоха демократии), в государствах эллинов, в Англии XVII столетия, во Франции XVIII века, в социалистических странах XX столетия.
Линия Платона
Идеализм называют линией Платона. Сторонники этого направления считали, что сознание первично, материя вторична в решении главной философской проблемы. Идеализм выделяет два автономных направления: объективный и субъективный.
Представители первого направления — Платон, Лейбниц, Гегель и другие. Второе поддерживали такие философы, как Беркли и Юм. Основателем объективного идеализма считают Платона. Взгляды этого направления характеризуются выражением: «Только идея реальна и первична». Объективный идеализм говорит:
- окружающая действительность – это мир идей и мир вещей;
- сфера эйдосов (идей) существует изначально в божественном (всемирном) разуме;
- мир вещей материальный и не имеет отдельного существования, а является воплощением идей;
- каждая единичная вещь – воплощение эйдоса;
- важнейшую роль для преобразования идеи в конкретную вещь отводят Богу-Творцу;
- отдельные эйдосы существуют объективно, независимо от нашего сознания.
Чувства и рассудок
Субъективный идеализм, говоря, что сознание первично, материя вторична, утверждает:
- всё существует только в разуме субъекта;
- идеи находятся в человеческом уме;
- образы физических вещей тоже бытуют только в разуме благодаря чувственным ощущениям;
- ни материя, ни эйдос не живут отдельно от сознания человека.
Недостаток этой теории заключается в том, что отсутствуют достоверные и логические объяснения самого механизма преобразования эйдосов в конкретную вещь. Философский идеализм господствовал во времена Платона в Греции, в Средние века. И сегодня он распространен в США, Германии и некоторых других странах Западной Европы.
Монизм и дуализм
Материализм, идеализм – относят к монизму, т. е. учению про одно первичное начало. Декарт основал дуализм, суть которого заключается в тезисах:
- есть две независимых субстанции: физическая и духовная;
- физическая имеет свойства протяжения;
- духовная обладает мышлением;
- в мире все производно либо от одной, либо от второй субстанции;
- физические вещи происходят из материи, а идеи – от духовной субстанции;
- материя и дух – взаимосвязанные противоположности единого бытия.
В поисках ответа на основной вопрос философии: «Что первично — материя или сознание?» — кратко можно сформулировать: материя и сознание существуют всегда и взаимодополняют друг друга.
Другие направления в философии
Плюрализм утверждает, что мир имеет множество первоначал, как монады в теории Г. Лейбница.
Деизм признаёт наличие Бога, который единожды сотворил мир и больше не принимает участия в его дальнейшем развитии, не влияет на поступки и жизнь людей. Деистов представляют французские философы-просветители XVIII века – Вольтер и Руссо. Они не противопоставляли материю сознанию и считали её одухотворённой.
Эклектизм смешивает понятия идеализма и материализма.
Основателем эмпиризма был Ф. Бэкон. В противовес идеалистическому утверждению: «Сознание первично по отношению к материи» — эмпирическая теория говорит, что в основе познания могут быть только опыт и чувства. В разуме (мыслях) нет ничего, что до этого не было добыто опытным путём.
Отрицание познания
Агностицизм – направление, полностью отрицающее даже частичную возможность постижения мира посредством одного субъективного опыта. Это понятие ввел Т. Г. Гексли, а ярким представителем агностицизма был И. Кант, который утверждал, что людской разум имеет большие возможности, но они ограничены. Исходя из этого, человеческий разум рождает загадки и противоречия, которые не имеют шансов на разрешение. Всего таких противоречий, по мнению Канта, бытует четыре. Одно из них: Бог существует — Бога не существует. По Канту даже то, что принадлежит познавательным возможностям человеческого рассудка, не может быть познано, так как сознание имеет лишь способность отобразить вещи в чувственных ощущениях, но ему не под силу познать внутреннюю суть.
Сегодня сторонников идеи «Материя первична — сознание производно от материи» можно встретить очень редко. Мир стал религиозно ориентирован, несмотря на существенную разницу во взглядах. Но несмотря на многовековые поиски мыслителей, основной вопрос философии однозначно не решён. На него не смогли ответить ни сторонники гностицизма, ни приверженцы онтологии. Эта проблема фактически остаётся для мыслителей неразрешенной. В ХХ веке западная школа философии проявляет тенденции уменьшения внимания в сторону традиционного основного философского вопроса. Он постепенно теряет свою актуальность.
Современное направление
Такие учёные, как Ясперс, Камю, Хайдеггер, говорят о том, что в будущем может стать актуальной новая философская проблема – экзистенциализм. Это вопрос человека и его существования, управления личным духовным миром, внутренних общественных взаимоотношений, свободы в выборе, смысла жизни, своего места в социуме и ощущения счастья.
С точки зрения экзистенциализма человеческое бытие — совершенно уникальная реальность. К нему нельзя применить нечеловеческие мерки причинно-следственных связей. Ничто внешнее не имеет власти над людьми, они причина самих себя. Поэтому в экзистенциализме говорят о независимости людей. Экзистенция – это и есть вместилище свободы, основание которой — человек, сам себя создающий и несущий ответственность за все, что делает. Интересно, что в этом направлении наблюдается сплав религиозности с атеизмом.
С древних времён человек пытается познать себя и найти своё место в окружающем мире. Эта проблема всегда интересовала мыслителей. На поиски ответов порой уходила вся жизнь философа. Тема смысла бытия тесно связана с проблемой сущности человека. Эти понятия переплетаются и часто совпадают, так как вместе имеют дело с высшим феноменом материального мира – человеком. Но и сегодня философия не может дать единственно чёткий и правильный ответ на эти вопросы.
Источник