Что значит идет по этапу

Содержание
  1. По этапу
  2. Смотреть что такое «По этапу» в других словарях:
  3. Как заключенных распределяют по этапам и по тюрьмам
  4. Понятие «этап» является народным наименованию перемещения арестованных между местами лишении свободы. Идет оно с дореволюционных времен, когда осужденных гнали пешком к местам каторг и ссылок.
  5. Сейчас этапирование — это доставка осужденного из СИЗО до места отбывания наказания. Занимать этот процесс может очень долгое время — чтобы проехать Россию может понадобиться несколько месяцев.
  6. Какие этапы проходит заключенный?
  7. Как происходит распределение заключенных по исправительным учреждениям
  8. «Тайна» этапирования и другие проблемы родственников заключенных
  9. Тюремный этап: как происходит транспортировка осужденных в место отбывания наказания
  10. Что это такое?
  11. Как осужденному можно подготовится к этапированию?
  12. Как проходит перевозка?
  13. Кто конвоирует осужденных?
  14. Что такое этап: как перемещают осуждённых
  15. Куда этапируют подследственных и осуждённых
  16. Что такое централ?
  17. На чём возят осуждённых и подследственных
  18. Могут ли из колонии-поселения отправить по этапу
  19. Пересчёт срока этапирования
  20. Важный «этап» в тюремной жизни
  21. Зачем нужны этапы при перевозке заключённых?
  22. Что такое «спецэтап» («спецконвой»)
  23. Бьют ли осуждённых на этапах
  24. Что брать с собой на этап
  25. Во сколько обычно перевозят осужденных?
  26. Путь от изолятора до перрона
  27. Что такое столыпинский вагон («вагонзак»)
  28. Дорожная или прогон
  29. Прибытие на зону
  30. Вот, что такое этап: вместо послесловия

По этапу

Фразеологический словарь русского литературного языка. — М.: Астрель, АСТ . А. И. Фёдоров . 2008 .

Смотреть что такое «По этапу» в других словарях:

По этапу — По этапу. Ср. Я отпустить не въ правѣ вамъ, Княгиня, лошадей, Васъ по этапу поведутъ Съ конвоемъ. Некрасовъ. Русск. женщ. 2. Кн. Трубецкая. Ср. (Ему) предстоялъ безконечный путь по этапу въ какую нибудь изъ сибирскихъ крѣпостей, съ партіей… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона (оригинальная орфография)

Читайте также:  Водка без глютена что это значит

по этапу — Ср. Я отпустить не вправе вам, Княгиня, лошадей, Вас по этапу поведут С конвоем . Некрасов. Русск. женщ. 2. Кн. Трубецкая. Ср. (Ему) предстоял бесконечный путь по этапу в какую нибудь из сибирских крепостей, с партией арестантов, с мешком за… … Большой толково-фразеологический словарь Михельсона

по этапу — этапным порядком, этапом Словарь русских синонимов. по этапу нареч, кол во синонимов: 2 • этапным порядком (2) • … Словарь синонимов

По этапу — ЭТАП, а, м. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949 1992 … Толковый словарь Ожегова

отправлявший по этапу — прил., кол во синонимов: 1 • этапировавший (2) Словарь синонимов ASIS. В.Н. Тришин. 2013 … Словарь синонимов

Пойти по этапу — Жарг. спорт. (бокс). Нанести серию ударов. (Запись 2001 г.) … Большой словарь русских поговорок

По этапу — Разг. Под конвоем, этапным порядком (гнать, вести и т. п.). ФСРЯ, 538 … Большой словарь русских поговорок

Пройти по этапу — Жарг. нарк. Закончить курс лечения в наркологической клинике. Максимов, 346 … Большой словарь русских поговорок

РАБОВЛАДЕЛЬЧЕСКАЯ ФОРМАЦИЯ — обществ. строй, основанный на рабстве и рабовладельчестве; первая в истории человечества антагонистич. обществ. экономич. формация. Рабство, т. е. труд одних людей на других, соединённый с личной принадлежностью трудящегося тому, кто… … Философская энциклопедия

РД 50-702-91: Совместимость технических средств электромагнитная. Порядок обеспечения электромагнитной совместимости и правила проведения экспертизы — Терминология РД 50 702 91: Совместимость технических средств электромагнитная. Порядок обеспечения электромагнитной совместимости и правила проведения экспертизы: 3.4. Оформление и реализация выводов экспертизы 3.4.1. По результатам экспертизы КД … Словарь-справочник терминов нормативно-технической документации

Источник

Как заключенных распределяют по этапам и по тюрьмам

Понятие «этап» является народным наименованию перемещения арестованных между местами лишении свободы. Идет оно с дореволюционных времен, когда осужденных гнали пешком к местам каторг и ссылок.

Сейчас этапирование — это доставка осужденного из СИЗО до места отбывания наказания. Занимать этот процесс может очень долгое время — чтобы проехать Россию может понадобиться несколько месяцев.

Какие этапы проходит заключенный?

Всё начинается, когда судебный приговор вступает в силу.

Заключенный получает об этом письменное уведомление — с этого момента нужно быть готовым к отправке по этапу.

Заранее время отправки не сообщат. Уже непосредственно перед самой отправкой за осужденным в камеру придёт сотрудник изолятора и даст некоторое время на сборы.

В этап с собой разрешается взять до 50 кг вещей и продуктов. Если имеются крупные тяжелые вещи (например, телевизор), их можно оставить на спецскладе при СИЗО. Родственники потом смогут их забрать.

По правилам, после вступления приговора в силу и до момента отправки по этапу, осужденному предоставляется одно краткосрочное свидание с родственником. Также до отправки, администрация СИЗО должна уведомить одного из родственников заключенного о том, в какое исправительное учреждение его направят.

Железная дорога в специальном вагоне, называемым в народе «Столыпин» — вот обычный способ доставки осужденного до следующего этапа – пересыльной тюрьмы.

Всё происходит в присутствии вооруженных конвоиров и кинологов с собаками. Сначала на автозаке — специально оборудованные машины с разгороженными внутри решетками, осужденного доставят до поезда и пересадят в «столыпинский» вагон. Такие вагон-заки движутся до места назначения гораздо медленнее, чем пассажирские поезда. Пространство внутри вагонов стесненное и плохо вентилируемое. Походы в туалет осуществляются под конвоем, их число ограничено, на стоянках пользоваться туалетом запрещено. А остановок на этапе у заключенного может быть и 5, и 10.

Когда этап прибудет к месту назначения, осужденного перевезут в «пересыльную тюрьму» — место временного заключения. Далее его распределят в колонию той области, куда он прибыл, либо отправят по этапу дальше.

Бывает, что осужденного из вагон-зака доставляют непосредственно в колонию, минуя пересыльную тюрьму. Но нередко случается так, что к моменту прибытия заключенного свободных мест в тюрьме уже нет. Тогда осужденному обречен долго сидеть в пересыльной тюрьме и ждать от ФСИН своего перераспределения в другую колонию.

А бывает и так, что осужденный переезжает в поезде от одного СИЗО к другому. На 1-2 недели остается в каждом из них, пока не соберется следующий этап, так как ради пары человек организовывать этап далее — нецелесообразно. И если следующая колония удаленная, и туда этап ходит редко, то этапирование может занимать и месяц, и два.

4. ПУНКТ НАЗНАЧЕНИЯ

Наконец, осужденный попадет в место отбывания наказания. Там «новичка» отправят на обязательный 2-х недельный карантин. После этого заключенного определят в отряд.

Тем временем, в первые 10 дней с момента прибытия нового «постояльца», руководство исправительного учреждения обязано уведомить семью заключенного о его прибытии и месте нахождения. Эти уведомления обычно посылаются почтой, что затягивает информирование родственников осужденного о его судьбе. Также этими данными располагают следователь и адвокат, которые вели дело.

Как происходит распределение заключенных по исправительным учреждениям

Общее правило о назначении места лишения свободы определено в ст. 73 УИК РФ и зависит от тяжести совершенного преступления. Вид исправительного учреждения назначается судом. Так, например, впервые осужденные за злодеяния небольшой или средней тяжести, содержатся в колониях-поселениях; за тяжкие преступления — в колониях общего режима, а за особо тяжкие преступления отправляют в колонии строгого режима.

В какое именно ИУ отправить осужденного решает руководство СИЗО согласно «разнарядки» центрального управления ФСИН. Они опираются в своем выборе на вид режима учреждения, его отдалённость и наличия в нём свободных мест.

Такое распределение делит осужденных на категории:

  1. тех, кому повезло остаться отбывать наказание там, где они жили или где их осудили.
  2. тех, кого направили в учреждения УИС другого региона, (но не ближайшего, а любого). Это происходит из-за того, что в месте их жительства отсутствуют колонии нужного вида режима или колоний нет вовсе.

«Тайна» этапирования и другие проблемы родственников заключенных

Тюремный этап может длится несколько месяцев. Это является большим испытанием не только для самого осужденного, но и для его семьи. Заключенный буквально «пропадает» из внешнего мира: родственники ничего не знают о его здоровье и местонахождении всё это время.

Кроме того, Европейский суд по правам человека признал, что отбывание наказания далеко от дома является нарушением прав. За то время, пока человек находится в местах лишения свободы, его связь с семьей и близкими сильно ослабляется: родственникам сложно посещать заключенного, потому что добраться в отдаленный регион очень проблематично, долго и дорого.

Правозащитники и юристы уже давно всерьез поставили перед законодательством две проблемы, связанные с отбытием наказания по месту жительства:

  • распределенные в дальние регионы осужденные, не могут рассчитывать на перераспределение отбытия наказания в учреждениях, доступных для их родных и близких;
  • те осужденные, чьи семьи переехали, либо те, у кого эти семьи возникли, не могут рассчитывать на перевод в другой регион.

Так было, но благодаря многолетней борьбе правозащитников и уполномоченных по правам человека в России эти задачи были решены.

Источник

Тюремный этап: как происходит транспортировка осужденных в место отбывания наказания

Путь «по этапу» излюбленная тема для песен в стиле «шансон». По сути, это процесс транспортировки из СИЗО в место отбывания наказания: колонию общего или строгого режима, тюрьму или другое пенитенциарное учреждение.

Далее поговорим о том, как происходит этапирование из СИЗО в колонию, в какие сроки это осуществляется, и кто несет за этот процесс ответственность.

Что это такое?

Этапирование – это принудительная транспортировка осужденного из пункта А в пункт В. Зачастую под этим подразумевается перевозка из СИЗО в пенитенциарное учреждение, где будет отбывать наказание приговоренный. Однако, этапирование может применяться и в следующих случаях:

  • Для доставления в суд из следственного изолятора.
  • Доставление в суд уже осужденного и отбывающего наказание в суд, если на него поступило новое уголовное дело для рассмотрения;
  • Доставление в суд для пересмотра дела, сложения приговоров, если поступило еще одно дело, для пересмотра дела;
  • Для смены места отбывания наказания – из одного типа колонии в другую, или же в другой регион.

Выбор места этапирования не случаен – куда отправить осужденного решает руководство СИЗО, исходя из избранной меры пресечения.

Перед тем, как руководство следственного изолятор изберет место направления осужденного, из ФСИН приходит своего рода разнарядка, в которой указано – в каком пенитенциарном учреждении, регионе есть места для осужденных.

Ввиду того, что некоторые колонии находятся в отдаленных местах РФ, этапирование может длится не одну неделю и даже месяц. Поэтому, самому осужденному нужно подготовится к такому «путешествию».

Как осужденному можно подготовится к этапированию?

Сроки этапирования заключенных, в том числе и дата отбытия, самому осужденному не сообщаются, поэтому есть смысл начинать готовится уже после вынесения приговора суда. Учесть следует такие рекомендации:

  • Нужно взять минимум вещей и продуктов: только самое необходимое, так как перевозить большие клади запрещено.
  • С собой нужно взять аптечку первой помощи, но нужно учесть, чтобы там не было запрещенных препаратов.
  • Походы в санузел будут строго ограничены, это нужно учесть перед выездом.

Как проходит перевозка?

Тюремный этап может длится несколько месяцев и большую часть времени осужденный будет просто ждать своей очереди. Обусловлено это тем, что ФСИН старается максимально укомплектовать поезда, так как ради одного-двух преступников этап организовывать никто не будет.

Есть вопрос к юристу? Спросите прямо сейчас, позвоните и получите бесплатную консультацию от ведущих юристов вашего города. Мы ответим на ваши вопросы быстро и постараемся помочь именно с вашим конкретным случаем.

Телефон в Москве и Московской области:
+7 (495) 266-02-45

Телефон в Санкт-Петербурге и Ленинградская области:
+7 (812) 603-78-25

Бесплатная горячая линия по всей России:
8 (800) 301-39-20

Перевозка осужденных осуществляется в специально оборудованном для этого транспорте – до поезда их доставляют в автомобилях с усиленной охраной. Вагоны поезда также оборудованы схожим образом.

Обыски на этапе проводятся довольно часто. Не всегда осужденный сразу попадает в свое пенитенциарное учреждение. Иногда это пересыльная тюрьма, откуда уже отбывающих наказание распределяют по колониям.

На конечном пункте осужденного отправляют на карантин – он равен двум неделям. В течении 10 дней после прибытия осужденного на место отбывания наказания о его местонахождении обязаны сообщить родственникам – это обязанность руководства исправительного учреждения.

Если по каким-то причинам родственникам не предоставили информацию о местонахождении осужденного, они могут узнать это у адвоката или следователя, который вел дело. Также здесь мы писали о том, как можно найти осужденного, зная его ФИО.

Кто конвоирует осужденных?

Сопровождением занимается целая группы работников ФСИН, которая состоит из следующих должностных лиц:

  • Начальник конвоя.
  • Помощник начальника конвоя.
  • Несколько конвоиров (в зависимости от количества осужденных).
  • Кинологи с собаками.

Количество конвоиров и кинологов будет зависеть от количества осужденных, а также тяжести их преступления.

Усиленная группы конвоя подразумевает 3 конвоира на одного преступника. Такая форма применяется, если этапируется особо опасный осужденный.

Сама процедура подготовки к этапу и этапированию должна соответствовать инструкции:

  • Перед посадкой в транспорт осужденного, в специально отведенной комнате, тщательно обыскивают. Информацию о нем вносят в специальный журнал.
  • Между конвоирами, которые находятся на участке загрузки осужденных в транспорт и теми, кто проводит обыск перед погрузкой, всегда должна быть связь по рации.
  • Если целью этапирования является доставление в суд, то для этого должно быть специальное разрешение: в нем указывается дата отправки лица, место, куда он должен быть доставлен, номер дела и ФИО судьи, который его рассматривает, подпись и печать ответственного лица.

В целях безопасности конвой всегда должен быть вооружен.

Процедура этапирования в место отбывания наказания длительна, сама транспортировка происходит в сложных условиях, так как для осужденных нет элементарных бытовых условий: принять душ, привести себя в порядок и поесть.

Источник

Что такое этап: как перемещают осуждённых

Любите путешествовать? Сегодня расскажем о том, что такое этап – как перемещают осуждённых. Само слово «этап» происходит понятия «этапирование» – базового принципа, лежащего в основе перемещения подследственных и осуждённых в России (и не только в России).

Страна наша, как известно, широка – много в ней лесов, полей и рек, а также следственных изоляторов, тюрем, лагерей и колоний. Людей между ними перемещают поэтапно – от учреждения к учреждению или, как говорят в тюрьмах, «от централа к централу».

Куда этапируют подследственных и осуждённых

Основное направление этапирования – из СИЗО к месту отбывания наказания, но бывают исключения. Подследственного могут этапировать из СИЗО в СИЗО – например, для проведения следственных действий. Допустим, человека задержали в другом регионе – его поместят в изолятор по месту задержания, а затем отправят по этапу в тот регион, где ведётся следствие и будет суд (обычно по месту совершения преступления).

Осуждённого могут везти и из зоны в изолятор – например, для обеспечения его участия в следствии по другому делу, а также в суде. Сегодня для обеспечения участия арестантов в судах активно используют системы видеоконференцсвязи (ВКС), но колонии оборудованы такими системами нечасто, а вот СИЗО – почти всегда. Вот и приходится таскать людей по всей стране.

Что такое централ?

Централами некоторые осуждённые называют пересыльные тюрьмы – узловые СИЗО, через которые происходит этапирование подследственных и осуждённых. Собственно, централы – это и есть «этапы» перемещения.

Вообще-то, раньше централами назывались главные каторжные тюрьмы – прославленный Михаилом Кругом Владимирский централ (Учреждение Т-2 УФСИН России по Владимирской области) – как раз такая тюрьма. Кстати, этот объект упоминается не только в одноимённой песне Круга, но и в его же произведении «Еврейский арестант».

Применительно к пересыльным тюрьмам слово «централ» стало употребляться именно благодаря песням Михаила Круга. Прежде слова этого боялись – уж больно много легенд и слухов ходило вокруг Владимирской Тюрьмы.

На чём возят осуждённых и подследственных

На самом деле, вариантов перевозки не так много. Обычно осуждённых и подследственных возят или на автозаке (сокращение от «АВТОмобиль для перевозки ЗАКлючённых»), или в специальном вагоне («вагонзак»)– так называемом «Столыпине».

Об обоих этих транспортных средствах мы обязательно расскажем в отдельных статьях – ибо есть, что рассказывать.

Кроме того, есть ряд осуждённых, которых можно перевозить на обычных автомобилях – как правило, это ФСИНовские «Газельки», да «Нивы». Речь идёт о так называемых «расконвоированных» арестантах и осуждённых, отбывающих наказание в колониях-поселениях. Считается, что эти осуждённые не представляют опасности для общества и особый режим охраны им не нужен.

Вот и все виды транспорта для этапирования осуждённых.

Могут ли из колонии-поселения отправить по этапу

Да, могут. К сожалению, ФСИН умеет транспортировать людей на далёкие расстояния только этапами. Так что если человека перемещают далеко – придётся потерпеть тяготы и лишения, хлебнуть настоящей тюремной жизни.

Хотя, дух закона говорит о том, что можно было бы выдавать «поселенцам» деньги на дорогу и отправлять их своим ходом.

ZNBM.ru последовательно пытается оспаривать постановления об этапировании поселковых. Напишите нам на znbm.ru@yandex.ru, если у вас есть такое постановление.

Пересчёт срока этапирования

Много раз мы пытались отстоять право осуждённых на пересчёт срока нахождения на этапе, как наиболее жестоких условий содержания из всех возможных – суды продолжают считать этот ад нормой жизни и «издержкой». Мы, впрочем, не оставляем попыток – продолжаем требовать зачёта этапов – минимум как день в дороге за два в колонии. Повторимся, некоторые зеки проводят в пути месяцы, а иногда и годы.

На сегодняшний день (март 2020 года) пересчёт срока этапирования российским законодательством не предусмотрен.

Если за последние несколько лет вы провели много времени на этапах – напишите нам, мы попробуем зачесть время в срок лишения свободы.

UPD: Законопроект о пересчете срока этапирования представлен Минюстом в Государственную Думу в октябре 2021 года. Чтобы это случилось, мы обращались в суды более 60 раз.

Важный «этап» в тюремной жизни

Говорят, переезд – хуже пожара. В тюрьме это понимаешь особенно явно – этап хуже любого переезда. И хотя некоторые опытные сидельцы бравируют тем, что им нравятся этапы – поверить в это непросто. Конечно, на этапах происходит общение между арестантами из разных учреждений и регионов, обмен новостями (а иногда предметами – в том числе и запрещёнными), но стоит ли игра свеч?

Путешествие по просторам необъятной Родины в «столыпинском» вагоне может продлиться сколько угодно времени. Человека привозят на централ и собирают новый этап. Когда людей набирается некоторое количество, их грузят в автозак и везут на станцию. Каждый шаг – отдельная пытка. Иногда кажется, что всё так и придумано – специально.

Так, питерское СИЗО «Новые Кресты» построены с нуля, в нескольких сотнях метров от станции «Колпино» железной дороги. При этом собственной ветки у изолятора нет – людей грузят в автозаки и возят на вокзалы.

Даже поездки между соседними регионами могут запросто занимать несколько месяцев. В пределах одного УФСИН, как правило, возят осуждённых и подследственных автозаками – хотя бывают и исключения.

В практике юристов ZNBM.ru встречались случаи, когда человек практически провёл на этапах весь свой срок – более года. Подследственный содержался в СИЗО-2 УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области, но несколько раз в месяц его отправляли в Волхов – к месту совершения преступления.

При этом сначала человека этапировали в СИЗО-4 («Лебедевка»), а затем спецконвоем доставляли к следователю. Через год состоялся суд, бедолаге назначили два года колонии-поселения и зачли год в СИЗО по формуле «день за два».

Когда человек находится на этапе, его как бы нет – ни родственникам, ни адвокатом, ни ему самому не сообщают, куда и как его везут, где он находится в настоящий момент. Передать тоже ничего нельзя – даже тёплые вещи. Передачи принимают только в пересыльных тюрьмах, но навряд ли вы сможете что-то передать, ведь узнать, где именно находится заключённый – практически невозможно.

Зачем нужны этапы при перевозке заключённых?

Перевозка людей, содержащихся под стражей – сложный и дорогостоящий процесс, связанный с серьёзными мерами по обеспечению безопасности. Этапирование позволяет значительно оптимизировать логистику при перемещении спецконтингента.

На самом деле, тот же принцип применяется и при дальних поездках обычных граждан – для оптимизации расходов на поездку. Когда мы едем или летим куда-то с пересадками – это тоже этапирование.

Что такое «спецэтап» («спецконвой»)

Особо опасных преступников могут перевозить и без этапов – прямыми рейсами автомобильного, железнодорожного или авиационного транспорта. На языке ФСИН такая перевозка называется термином «спецэтап».

В среде арестантов часто можно услышать и название «спецконвой». На самом деле, оно не совсем верно. Конвой – это команда вооружённых людей, сопровождающих этап.

Бьют ли осуждённых на этапах

Бывалые сидельцы рассказывают, что сейчас бьют уже не так, как прежде – всё же системы видеофиксации делают своё дело. Хотя, если кому-то из конвоиров придёт в голову сделать что-то запрещённое – регистратор в нужный момент сломается, сервер будет перезагружаться, а плёнка – потеряется.

На вопрос «за что бьют на этапах» 100% сидельцев отвечают одинаково.

Что брать с собой на этап

Объясняя менее опытным товарищам, что такое этап, бывалые пассажиры «Столыпина» дают лишь несколько советов. Список рекомендаций невелик и относительно прост. Однако всякий, кто путешествовал таким образом, знает – нет ценнее этих нескольких пунктов:

  • брать с собой меньше вещей;
  • не есть и не пить сутки перед этапом;
  • брать с собой чай, «сушнину» (сухие продукты – сушки, сухари, печенье, галеты и пр.), сигареты;
  • не забыть пластиковую бутылку.

Большинство пунктов связаны с тем, что осуждённых не выводят в туалет (хотя и должны). Если выводят – по одному и «на время». В этих условиях у многих людей отказывается своевременно работать организм – особенно у «первоходов». Иногда могут и сутки не выводить, в том числе и умышленно – ради издевательства.

Не есть и не пить советуют для того, чтобы в дороге не хотелось в туалет. Поэтому же берут с собой сухие продукты. Пластиковая бутылка также нужна для того, чтобы иметь возможность «отлить», если приспичит.

Во сколько обычно перевозят осужденных?

Из камеры осужденного вызывают рано – задолго до подъёма, иногда и в четыре утра, иногда около шести. О предполагаемом перемещении предупреждают за несколько часов: «С вещами на выход».

Большинство перемещений в городе конвойная служба старается осуществить максимально рано утром – пока в городах мало людей. Впрочем, часто конвои растягиваются на весь день, особенно в больших городах.

Движение регулярного конвоя организовано «по кругу» – автозак идет от учреждения к учреждению и возвращается на базу в конце, как маршрутное такси. Если учреждений в регионе много, это занимает довольно много времени.

В практике ZNBM.ru есть случай, когда осужденный добирался из СИЗО-4 («Лебедевка») в КП-8 («Старые Кресты») более 12 часов – между расстояние между учреждениями при этом составляет менее километра. Это УФСИН России по Санкт-Петербургу и Ленинградской области.

Столыпинские составы тоже в основном отправляются рано утром, когда на станциях меньше пассажиров. Движение вагонов осуществляется в соответствии с расписаниями поездов, к которым вагоны цепляются. Маневрирование осуществляется по большей части в ночное и вечернее время и утренние часы.

Путь от изолятора до перрона

Путь от изолятора до перрона заключённый проводит в спецтранспорте для заключённых – в народе, «автозаке». Обычно это цельнометаллическая «Газель», более крупный «Валдай» или совсем огромный «ГАЗ». Для перевозки большого количества людей или в непростой местности иногда применяют «Камазы».

Железный фургон разделён на секции – «стаканы». Окон, как правило, нет, дверцы зарешёчены. Ящики рассчитаны на одного-трёх пассажиров. Более опасных транспортируют в одиночку, в наручниках. Обитателей «колоний-поселений» возят так – набивают полную секцию и везут. С баулами вдвоём уже тесно, а если ехать далеко – тесно и одному.

Внутри города (особенно такого большого, как Питер или Москва) осуждённых и подследственных тоже этапируют – то есть собирают по всем учреждениям. Машина идёт по кругу, как маршрутное такси. В фургонной клетке можно просидеть весь день. В туалет могут вывести на одной из остановок – и то, только если конвой «нормальный».

Если поездка дальняя, могут выдавать сухой паёк. Несмотря на то, что многие на эти пайки ругаются, есть можно. Суточная пайка (чай, каша, второе (иногда – тефтели), несколько галет и пакетики сахара) обходится государству примерно в 300 рублей – в пять раз дороже, чем еда в учреждении.

Впрочем, на поезд обычно везут сразу – рано утром, до того, как проснутся обычные пассажиры. Вагон подгоняют к крайней платформе. Машина подъезжает почти вплотную – дверь в дверь. Осуждённых и подследственных выгоняют из машины и загоняют в вагон – как скот.

Иногда (особо опасных) через ряд кинологов с собаками, могут и поколотить. Это момент устрашения и попытка поломать, никакого смысла в этом действии нет. Убежать некуда. При попытке могут и пристрелить.

По отзывам наших подопечных, особой жестокостью отличается Вологодский конвой.

Что такое столыпинский вагон («вагонзак»)

С вещами через вагон протиснуться непросто. Как непросто и уместиться в тесном «стакане» автозака, без ступенек выпрыгнуть из высокого фургона – падать нельзя, можно получить дубинкой. Баулы вообще мешают. Вот почему на этап не советуют брать много. Опытные сидельцы собирают весь свой нехитрый скарб в спортивную сумку – с ней хоть как-то можно путешествовать через турфирму под названием ФСИН.

При передаче человека от конвоя к конвою сверяют заключённых с личными делами, нужно безошибочно назвать свои данные – имя, дату рождения, статьи обвинения, каким судом осуждён, срок, даты начала и конца срока. Вообще, называть все эти «реквизиты» сидельцам приходится довольно часто – буквально чуть что.

Фсиновские вагоны называют «столыпинскими» в честь одноимённой аграрной реформы – после неё для перевозки крестьян впервые придумали использовать скотные вагоны. Принцип работы ФСИНовских конвоев полностью поддерживает и развивает эту практику.

Как и обычный вагон, «Столыпин» разделён на купе. По размеру они такие же, как в простом поезде, на котором ездят на юг. Только окон в купе нет – есть лишь в проходе (на них, разумеется, решётки). Вместо дверей тоже решётки.

В купе шесть мест – лавки в три этажа. Нижние, разумеется, оставляют полным и пожилым людям, а также разного рода уважаемым арестантам. Это если пассажиров шесть. Часто бывает, что их восемь, а иногда и гораздо больше. Все с вещами – тесно, а главное – жарко.

Окна конвойные иногда открывают в пути (это не запрещено) для проветривания. А иногда не открывают – вагон превращается в форменную душегубку. Иногда так делают и специально – вымогают у подопечных вещи, деньги, курево.

ВИП-купе для особо избранных (или особо обеспеченных) – тоже есть. «Виповость», правда, тоже весьма условная.

Время от времени в купе проводят «шмон» – людей уже досматривали при выезде из учреждения. Новый обыск нужен, чтобы не передавали запрещённых предметов друг другу, а также для того, чтобы найти что-то ценное, чем может поживиться конвой. К вещам относятся ещё хуже, чем к людям – после шмона всё оказывается мятым, рваным, грязным и валяющимся по всему купе. Собрать багаж обратно – целая наука.

Если не есть сутки до этапа – можно всю дорогу обходиться без туалета. Влага уходит из организма с потом. Жаль тех, кто не курит – в поезде будут курить все остальные. Представьте, как здорово в купе поезда, где курят 17 человек.

Вагонзак едет медленно – его постоянно отцепляют от одних поездов и прицепляют к другим. Часто он стоит на запасных путях днём, а едет только в тёмное время. Нет ничего удивительного в том, что такие перевозки спрятаны от глаз обычных людей. Вы и не знаете, что в конце вашего поезда есть «столыпинский» прицеп – едите спокойно курочку, чаёк пьёте.

Осуждённые коротают время за разговорами – о судьях, о тюрьмах, об общих знакомых. Как говорят бывалые путешественники – «те же на манеже». Если ездить в «Столыпине» более или менее регулярно, одни и те же лица будут попадаться достаточно часто.

В поезде редко кто-то проводит меньше суток – до следующей станции и следующего автозака. В пути люди сходят с ума от вони, собственного пота, сигарет и пустых разговоров. Вот почему на любом централе всегда обогреют прибывших с этапа, а тем, кому только предстоит адская поездка – помогут собраться в путь.

Дорожная или прогон

Данные всех прибывших в пересыльную тюрьму зеков фиксируются в специальную дорожную маляву (или «прогон»). Смотрящий камеры отправит записку по «дороге» – она пройдёт все камеры, и если у кого-то из арестантов есть претензии к прибывшим («предъявы»), придётся ответить. Могут поколотить, посадить на бабки или выкинуть из камеры.

Пока идёт «дорожная», положено пить чифирь с обитателями камеры. Все садятся вокруг стола («дубка»), пьют по очереди – из одной кружки. Есть множество тонкостей и нюансов, связанных с этим знаменитым тюремным напитком – потянет на отдельную статью.

Если предъяв нет – можно располагаться на ночлег и ждать следующего этапа. Ну, а если прибыл на лагерь – обживаться и надеяться, что больше никуда не сдёрнут.

Прибытие на зону

Зона – конечная точка маршрута, но важный этап зловещего путешествия. Если всё предыдущее время вместе с осуждёнными попадались подследственные, то на зону приезжают уже только те, кому назначен срок. Отношение к людям резко меняется на отвратительное – ты преступник, ты вообще не человек. Максимум беспородная собака.

Автозак надёжно спрятан за двумя слоями высоких стен – никто не увидит и не услышит, как осуждённые бегут с баулами от машины к приёмному пункту. Бегут – это, впрочем, громко сказано. Передвигаться можно только на корточках, смотреть только вниз. Замешкался – получил дубинкой.

Всё это сопровождается лаем собак – собак держат на поводках представители отдельного подразделения ФСИН. Иногда они веселятся – спуская собаку подальше от себя – если она прихватит уголовника, никому ничего не будет.

Жалобы за пределы учреждения не выходят – никакие, как бы не заклеивали конверты особо отважные сидельцы. Это только на бумаге письма адвокатам, прокурорам и правозащитникам не вскрываются и не подвергаются цензуре.

Вообще, жестокий приём (с собаками, корточками и автоматчиками) положен только осуждённым, которым назначено отбывание наказания в учреждениях строгого и особого режима. На деле, встречаются такие встречи и на общем, и даже в колониях-поселениях.

Заборы надёжно защищают фсиновцев от любых претензий со стороны гражданского общества.

В 2017 году международная правозащитная организация Amnesty International опубликовала свой знаменитый отчёт «Этапирование заключённых в России – Путь в неизвестность». В нём зафиксированы страшнейшие нарушения человеческих прав при этапировании осуждённых и подследственных в нашей стране.

ПАСЕ рекомендовал российскому Правительству привести ситуацию к требованиям международного законодательства – но воз и ныне там.

Вот, что такое этап: вместо послесловия

Мы не нашли адекватных фотографий того, как в России этапируют осуждённых и подследственных. В основном, доступны постановочные кадры, подобранные самим ФСИН. Единственный способ понять, что такое этап – прочувствовать это на своей шкуре. Перевозка заключённых тщательно прячется от глаз людей – на вокзалы арестантов привозят в неурочное время. После погрузки вагон отгоняют на запасный путь и цепляют к составу последним.

Автозаки грузятся на закрытых территориях. Единственное место, где можно увидеть погрузку или разгрузку – подкараулить автозак перед зданием суда. Навряд ли вы увидите что-то необычное – людей просто грузят в железный фургон. Впрочем, не обольщайтесь. Конвойным очень хочется показать силу – они стесняются вас. Отыграются, когда будут по ту сторону колючей проволоки.

Источник

Оцените статью