- Самоидентификация человека: примеры, болевые точки
- Определение понятия
- Уровни самоидентификации
- Формирование самоидентификации
- Болевые точки самоидентификации личности
- Потеря самоидентификации личности
- Примеры
- Заключение
- Значение слова «идентифицировать»
- идентифици́ровать
- Делаем Карту слов лучше вместе
- Понятие идентификации личности в психологии
- Определение идентификации
- Структура и виды идентификации
- Положительные и негативные стороны идентификации
Самоидентификация человека: примеры, болевые точки
Самоидентификация личности – это понятие, обозначающее определение человеком собственного места в социуме. Он сознательно называет себя представителем какой-либо группы в зависимости от ситуации. При этом одновременно возможно причислить себя сразу к огромному количеству групп по разным критериям, например:отец, спортсмен, начальник, рыбак, православный. Самоидентификация развивается с раннего детства и продолжается до конца жизни, постоянно изменяясь в зависимости от жизненных обстоятельств.
Определение понятия
Самоидентификация – это основа своего «Я», оценка собственных способностей, свойств личности, личностных, физических и нравственных особенностей. Каждый человек сам для себя определяет, насколько он способен к выполнению той или иной деятельности, достижению целей, проявлению чувств или физических качеств. На основе этих данных личность может причислить себя к той или иной группе: религиозной, спортивной, интеллектуальной и другим. Например, человек, осознающий свою способность к рисованию, может причислить себя к группе художников, а тот, кто видит в себе отличные физические данные, самоидентифицируется как спортсмен. Единственный способ самоидентификации личности – рефлексия: лишь глубоко поразмышляв о самом себе, человек может понять, кто он такой, чего он желает и куда движется.
Уровни самоидентификации
В психологии выделяют следующие уровни самоидентификации:
- Социально-профессиональный. Он определяется, например, такими утверждениями: «я – учитель», «я – успешный и уважаемый», «я – богатый и знаменитый». К примеру, самоидентифицируя себя как учителя, человек имеет в виду, что он учит подрастающее поколение, в связи с чем неосознанно рассчитывает на уважение со стороны окружающих.
- Семейно-клановый. Здесь самоидентификация выражается, например, как «я – мама», «я – супруг», «я – член племени».
- Национальная самоидентификация. На этом уровне каждый человек может определять себя сразу несколькими понятиями, например: «я – русский, живу в Архангельской области, я – северодвинец».
- Ценностно-идеологический. Здесь личность определяет себя как человека, относящегося к таким группам, как мусульмане, православные, атеисты, пацифисты, демократы и другие.
- Эволюционно-видовой. Каждый может сказать про себя: я – человек. И это – тоже самоидентификация, так как индивид осознает себя принадлежащим к определенному виду живых существ.
Кроме этих больших уровней, существуют и другие критерии самоидентификации, например: по хобби, любимой музыке, интересам, здоровью, вредным привычкам и даже по предпочтениям в еде – вегетарианцы и мясоеды. В чем заключается особенность самоидентификации личности? В том, что со временем человек может относить себя к разным частям общества, а также одновременно определять себя участником сразу нескольких групп.
Формирование самоидентификации
Согласно теории Э. Эриксона, формирование самоидентификации человека является результатом разрешения возрастных кризисов:
- Кризис 1 года. В этом возрасте малыш пытается понять, можно ли доверять существующему вокруг него миру.
- Кризис 3 лет. На этом этапе формируется воля, ребенок ищет ответ на вопрос о том, может ли он сам регулировать собственное поведение.
- Кризис 6 лет. Кризис самоидентификации, в котором идет противостояние инициативы и чувства вины. Маленький человек пытается узнать, может ли он не зависеть от родителей и самостоятельно открывать собственные возможности и способности.
- Кризис 12 лет. При благоприятном развитии у ребенка формируется и развивается уверенность в себе, на этом этапе он ищет и находит ответ на вопрос о том, на что он способен и что может.
- Кризис 19 лет. Это период поиска себя: человек старается как можно больше узнать о себе, подключается к различным социальным группам для того, чтобы понять, что он собой представляет.
- Кризис 23 лет. В это время на первое место выходят любовные и романтические отношения, человек ищет ответ на вопрос о том, способен ли он любить и что готов сделать ради создания и сохранения отношений.
- Кризис среднего возраста. На этом этапе личность ищет смысл своей жизни и проводит первый серьезный анализ своих жизненных целей и определение пройденных этапов в их достижении. Самоидентификация продолжается на ценностном и духовном уровне.
- Кризис старости. Человек анализирует свою жизнь, пытаясь понять, был ли в ней смысл и каковы были достижения за весь жизненный путь.
Проблема с самоидентификацией чаще всего возникает в том случае, если на каком-либо возрастном этапе человеку не удается отнести себя к желаемой группе по той или иной причине, например, отсутствие музыкального слуха при желании стать музыкантом. Человек видит себя играющим на фортепиано, но ему не удается причислить себя к группе музыкантов, в результате чего возникает внутриличностный конфликт.
Болевые точки самоидентификации личности
Что такое болезненные точки самоидентификации человека? Это те особенности индивида, о которых человек знает, но считает их отрицательными чертами. К примеру, на социально-профессиональном уровне самоидентификации это может быть отсутствие конкретного умения, необходимого в профессиональной деятельности, а на уровне ценностей и идеологии – чрезмерная любовь к животным в совокупности с относительным равнодушием к бедам людей. При общении с другими людьми человек испытывает психологический дискомфорт, если приходится разговаривать на «болезненные» темы, касающиеся его личности.
Потеря самоидентификации личности
На любом возрастном этапе может произойти потеря самоидентификации личности. Она может иметь внешние или внутренние причины. К первым относятся такие, как потеря работы или утрата социального статуса. Ко вторым – изменение интересов, утрата прежних ценностей, глобальный пересмотр жизненных целей. Независимо от причины, при потере самоидентификации человек теряет свое место в некоторых социальных группах, в которых ранее комфортно себя чувствовал. Человек должен искать новые жизненные цели и свое новое место в обществе для успешного дальнейшего будущего. В ином случае, высок риск деградации личности, приобретение всякого рада зависимостей или развития депрессии тяжелой формы.
Примеры
Самоидентификация личности, в том числе в западной традиции, включает самоопределение человека к той или иной группе, оценку собственных возможностей и анализ пройденного жизненного пути. При этом, человек может относиться к нескольким группам одновременно по разным критериям. Например:
- по профессии и социальному положению: врач;
- по семейному положению: супруга, мама, дочь;
- по национальности и территории проживания: русская, москвичка;
- по ценностям и идеологии: православная, приверженка мирного урегулирования конфликтов, главной жизненной ценностью считает свою семью;
- по хобби: рукодельница;
- по музыкальным пристрастиям: любит бардовские песни и русский рок.
Заключение
Самоидентификация личности в психологии – это, простыми словами, многогранное представление человека о самом себе. В результате чего он может относить себя к той или иной группе людей. Формируется она на протяжении всей жизни и всё время изменяется в зависимости от возраста, работы и круга общения. В современном обществе не существует образцов или шаблонов самоидентификации, так как каждый человек имеет огромное количество критериев, по которым относит себя к тем или иным группам.
Источник
Значение слова «идентифицировать»
ИДЕНТИФИЦИ́РОВАТЬ, —рую, —руешь; сов. и несов., перех. Книжн. Установить (устанавливать) полное совпадение, соответствие одного предмета, явления и т. д. другому.
[От лат. identificare]
Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
ИДЕНТИФИЦИ’РОВАТЬ [дэ], рую, руешь, сов. и несов., что [нем. identifizieren] (науч.). Отожествить (отожествлять).
Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека
идентифици́ровать
1. книжн. устанавливать (установить) полное совпадение, соответствие уникальных признаков чего-либо (предметов, явлений и проч.) ◆ Сейчас для характеристики геномов растений используют более совершенные технологии: различные варианты так называемого дифференциального окрашивания, позволяющего по морфологическим признакам идентифицировать индивидуальные хромосомы… А. В. Зеленин, «Геном растений», 2003 г. // «Вестник РАН» (цитата из НКРЯ) ◆ Свидетели утверждали, что слышали «крики ужаса», но при дальнейшей расшифровке звукозаписей их идентифицировали как шум продуктов горения, вырывавшихся из капсулы. Александр Марков, «История современности: Первая жертва», 2003 г. // «Знание — сила» (цитата из НКРЯ) ◆ Банк принимает эти распоряжения при условии указания в них в письменной форме необходимых данных, позволяющих при предъявлении соответствующего требования идентифицировать лицо, имеющее право на его предъявление. «Гражданский кодекс Российской Федерации», 1995 г. (цитата из НКРЯ) ◆ По заключению комиссии, у самолета была неисправна система опознавания «свой — чужой», вследствие чего расчёт ЗРК не смог идентифицировать цель и открыл огонь «в целях самообороны в соответствии с инструкциями». «Происшествия», 2004 г. // «Зарубежное военное обозрение» (цитата из НКРЯ) ◆ Смешение кровей произошло в результате родства тех, кто идентифицирует себя как русский, с представителями других российских этносов… Ирина Орлова, «Всероссийская перепись: цифры и комментарии», 2004 г. // «Наш современник» (цитата из НКРЯ)
Делаем Карту слов лучше вместе
Привет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!
Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.
Вопрос: лесопильня — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?
Источник
Понятие идентификации личности в психологии
Определение слова идентификация в психологии связано с психическим процессом, при котором человек прибегает к отождествлению себя с другими людьми. Идентифицировать себя личность может для психологической защиты или для того, чтобы быстро адаптироваться в обществе. Процесс идентификации активно используют в психотерапии при борьбе с комплексами.
Определение идентификации
Идентификационный процесс является вполне нормальным явлением, при котором индивид всячески пытается приобрести новый опыт, чтобы в дальнейшем двигаться по самостоятельному пути развития. Человек всегда будет следовать идеалам и преодолевать сложности. Социальной идентификацией являются способы социализации человека в обществе с помощью принятия общественных норм и ценностей.
Идентификация личности происходит в бессознательном, при просмотре художественного фильма или же при прочтении романа. При просмотре кинокартины или прочтении какой-либо истории индивид испытывает сильные ощущения, переживая за героя, поэтому на подсознательном уровне он старается перевоплотиться в самого героя. В связи с этим поведение личности может иметь характеристику поведения героев книги. Так, к примеру, некоторые дети перенимают доброту и храбрость персонажей из детских книг, а девочки-подростки являются очень женственными и начинают вести себя, будто они леди из подросткового романа.
Уподобление персонажу книги может произойти лишь в случае, когда литература, как и сам персонаж запали в душу читателю. Если же при прочтении книги подросток не испытывает никакой радости, а иногда чтение происходит по принуждению, то ожидать, что он переймет какие-то качества, глупо.
В повседневном общении идентификация происходит также на бессознательном уровне. Человек хочет быть похожим на своего знакомого, близкого или же более успешного коллегу по работе. Идентификация происходит, когда человек отнес себя к определенному обществу.
Структура и виды идентификации
Согласно теории Зигмунда Фрейда, идентификация происходит в том случае, когда человек, ощущая свою слабость, хочет перенести качества сильных людей на себя. Тем не менее, объектом подражания могут стать только люди, близкие по духу. Например, врач для врача. Очень важным является и наличие сильной стороны, которую бы хотел иметь в своем арсенале индивид. Структура идентификации выглядит следующим образом:
- Сразу появляется эмоциональная связь с человеком, качества которого хотелось бы перенять.
- Восприятие другого человека как самого себя и перенос себя в мир этой личности.
- Постановка себя на место другого с определенными желаниями и чувствами.
Первая личная идентификация происходит еще в младенчестве, когда, глядя в зеркало в 8 месяцев, малыш начинает как-то сопоставлять отражение с собой. Вид в зеркале вызывает у малыша неподдельный интерес, и он старается повторить все за отражением, изучая свое тело. Начиная с двух лет, все дети ведут себя возле зеркала как взрослые люди.
В раннем детском возрасте происходит повторная идентификация, и малыш начинает повторять поведение близких людей. У ребенка происходит осознание, что он с мамой или папой — два разных объекта, которые существуют отдельно. В попытке идентифицировать поведение взрослых ребенок действует неосознанно. Если мама отмечает у ребенка плохое настроение, то, скорее всего, ей необходимо начать с самой себя. Если мама не будет корректировать свое эмоциональное состояние, это может привести к тому, что подобные эмоции так и закрепятся у малыша на долгое время.
Идентификация, связанная с ситуациями, часто проявляется в детских играх. Например, когда девочка играет в куклы, она копирует поведение близкого человека, с которым у них присутствует тесная эмоциональная связь.
Коллективная идентификация происходит, когда ребенок или взрослый оказывается в групповой среде. Правила и цели группы индивид воспринимает как свои собственные. При этом ценности, принятые личностью ранее, могут существенно видоизмениться.
Положительные и негативные стороны идентификации
Когда человек предпринимает попытки быть на кого-то похожим, усваивая общепринятые правила, данное явление считается абсолютно нормальным. Этот процесс берет свое начало с раннего детства и сопровождает человека на протяжении всей жизни. Идентификация дарит личности ощущение единения с другим человеком и эмпатии. Личность может перевоплотиться и перенести на себя его обстоятельства.
Идентификация может способствовать или препятствовать реализации личности, в зависимости от определенного периода. Самым простым примером может стать компания достаточно агрессивных парней. Если в подростковом возрасте принадлежность к такой компании делает индивида более популярным и бесстрашным, то в возрасте подобные компании могут принести массу неприятностей.
К негативным свойствам идентификации можно отнести представление о каком-то человеке, как о продолжении собственной личности. Подобное проявление часто встречается у влюбленных пар и мам с новорожденными детьми, когда они не могут понять факт, что они не являются единым целым. Так, например, если матери не удалось в свое время достичь хороших результатов в спорте, то на подсознательном уровне она будет делать что угодно, лишь бы дочь посвятила этому свою жизнь. В данном случае стоит помнить, что каждая личность является неповторимой и особенной.
Огромную роль в жизни человека играет его идентификация. Именно поэтому неправильно говорить о том, что общество и родительское воспитание являются основополагающими в формировании личности.
Саморазвитие способствует идентификации личности. Попробуйте пройти курсы Викиум, которые способствуют познанию себя и улучшению собственных способностей. Начать можно с курса «Развитие мышления».
Источник