Что значит художественный ряд

Художественный стиль речи: особенности, признаки, примеры

Содержание:

Художественный стиль присущ литературе и искусству. Это особый стиль речи. Он характеризуется высокой эмоциональностью, образностью, богатством лексики, наличием прямой речи. Художественный стиль способен передать читателю мысли, чувства автора произведения.

В устной речи художественный стиль применим в фольклоре: сказках, песнях, загадках, былинах. В письменной речи – в эпических, лирических, драматических произведениях.

В текстах художественного стиля используются все типы речи: описание, повествование, рассуждение. Рассуждение-размышление раскрывает внутреннее состояние героя, дает ему психологическую характеристику. Позиция автора выражается не прямо, а в подтексте.

Особенности художественного стиля

Среди особенностей художественного стиля можно выделить высокую образность языка, индивидуальный авторский стиль, жаргонизмы, диалектизмы, просторечие, скрытая оценочность, эмоциональность.

Выразительные средства

– использование при слове чаще всего прилагательных или наречий, реже существительных, которые влияют на выразительность.

  • Например, таинственный свет, густые туманы.
Сравнения

– углубление общего признака для выявления нового важного свойства предмета.

  • Лес, точно терем расписной… И. Бунин
Олицетворение

– присвоение черт одушевленных предметов неодушевленным. Человеческими чертами часто наделяют явления природы.

  • Уж небо осенью дышало… А.С.Пушкин
Метафора

– слово или выражение в переносном смысле (скрытое сравнение).

  • Серебряная ложка луны. Ю. Мориц
  • В саду горит костер рябины красной… С.Есенин
Ирония

создает ощущение, что герой или ситуация не таковы, как кажутся.

  • Отколе, умная, бредешь ты, голова? И.А. Крылов
Гипербола

– явное намеренное преувеличение с целью усиления выразительности мысли.

  • В сто сорок солнц закат пылал. В.Маяковский
Литота

– обратное гиперболе. Приуменьшение силы описываемого предмета.

  • Жизнь человека – только миг.
Антитеза

– соединение в одном предложении (фразе) слов с противоположным значением или эмоциональной окраской.

  • Богатый и в будни пирует, а бедный и в праздники горюет. Пословица
Инверсия

—заключается в изменении привычного порядка слов в предложении (подлежащее + сказуемое, …).

  • Швейцара мимо он стрелойВзлетел по мраморным ступеням.А.С.Пушкин

Языковые особенности:

  • Широкое использование народнопоэтических слов, тропов.
  • Авторские неологизмы, жаргонизмы, диалектизмы.
  • Устная разговорная речь, пародирование, стилизация.
  • Предложения с прямой и косвенной речью.
  • Перечисления, повторы, восклицания, вопросы.
  • Все виды простых и сложных предложений.
  • Детализация.
  • Элементы других стилей.
  • Динамичность тексту придают глаголы, причастия, прилагательные.
  • Используются методы словообразования (например, изменяются суффиксы для придания эмоциональности).

Признаки и отличительные черты художественного стиля речи

Основными признаками художественного стиля называют:

  • Образность. Персонажи описаны ярко и живо с помощью языковых средств.
  • Выразительность.Художественный текст содержит эпитеты, сравнения, метафоры и другие выразительные средства.
  • Эмоциональность.Художественный текст наполнен эмоциями.
  • Эстетичность. Выражение чувства прекрасного, гармония между формой и содержанием.
  • Авторский слог (стиль) – автор выражает собственную позицию с помощью различных средств и инструментов литературного языка.
  • Упорядоченный текст.Проза делится на главы, пьеса – на сцены, акты, стихотворения – соблюдается размер стиха.

Главной чертой художественного текста является желание автора донести до читателя мысли, чувства, переживания и получить ответную реакцию. Не всегда реакция бывает положительной. Читатель не соглашается, критикует, осуждает.

Речевая многозадачность – с помощью слов автор не только рисует образы, но вкладывает в слова скрытый смысл.

Функции художественного стиля

Можно выделить три основных функции художественного стиля речи:

Эстетическая функция заключается во взаимодействии с читателем при помощи художественных красок, образов.

Воздействующая функция предполагает донести до читателя информацию через чувства, эмоции.

Коммуникация художественного произведения – это живой отклик аудитории. Коммуникативная функция не выполнима без эстетической и воздействующей функций.

Подстили и жанры художественного стиля

Эпический (описываются сюжетные линии).

Л.Н. Толстой. Набег (рассказ).

  • Сказка
  • Повесть
  • Рассказ
  • Роман
  • Очерк
  • Новелла

Лирический (мысли автора, чувства, переживания героев).

С.А. Есенин. Пороша (стихотворение).

  • Ода
  • Басня
  • Стихотворение
  • Сонет
  • Эпиграмма

Драматический (присутствие автора не ощущается, большое внимание уделяется диалогам, взаимодействию героев).

М. Горький. На дне (драма).

  • Драма
  • Фарс
  • Комедия
  • Трагедия

Комбинированный (сочетание стилей).

А.И. Солженицын. Архипелаг ГУЛАГ (художественная публицистика).

  • Художественная публицистика
  • Драма-феерия
  • Улыбка

Примеры художественного стиля

«Незнакомец деликатно касался моего локтя. В его грубоватом лице угадывалась чувственная сила. Отдельные лаконичные реплики изобличали тонкого бытописателя нравов. Когда мой спутник рассеянно перешел на английский, его выговор оказался безупречным».

Из рассказа С. Довлатова «Дорога в новую квартиру».

«На своем веку я много встречал разных серьезных людей. Я долго жил среди взрослых. Я видел их совсем близко. И от этого, признаться, не стал думать о них лучше».

Из сказки А.Сент-Экзюпери «Маленький принц».

«…Есть на свете одна ветеринарная больница. Приземистое такое здание буквой «П», выкрашенное в желтый цвет. В этой больнице студенты сельхозинститута, будущие ветеринарные врачи, «грызут корень науки»: лечат кошек, собак».

Из пьесы Николая Коляды «Сказка о мертвой царевне».

В данных отрывках без труда можно определить особенности и черты художественного стиля: детализация, неологизмы, эмоциональность, выразительность.

Художественный стиль речи имеет неограниченные возможности, красоту, благодаря богатству русского языка.

Источник

Реферат: Преподавание элективных курсов по искусству в профильных классах

Преподавание элективных курсов по искусству в профильных классах.

Коваль Т.Э. учитель музыки, зам.директора по УМР

МОУ СОШ № 8 ст. Новорождественской

Тихорецкий район Краснодарский край

Культура многолика, но едина! И одним из ярчайших проявлений этого единства можно считать диалог искусств – музыки и поэзии, архитектуры и живописи, театра и танца, длящиеся века.

Желание проследить «великое в малом», понять то общее, что связывает культуру разных эпох с творениями музыкантов, поэтов, художников, — вот цель уроков музыки в общеобразовательной школе. К сожалению, преподавание данного предмета заканчивается в 8 классе, но в 9 классе по БУП-2004 введен предмет «Мировая художественная культура», развивающий полученные первоначальные знания по изобразительному искусству, музыке, позволяющий в едином контексте соединить их с литературой, историей и театром.

С введением предпрофильной подготовки перед учителем музыки возникла возможность участвовать в формировании художественно-эстетического, филологического, гуманитарного профилей обучения, где искусство может быть представлено для изучения в качестве элективного курса.

В качестве дальнейшего изучения искусства и углубления знаний можно предложить учащимся элективный курс «Искусство «серебряного века», разработанный мною на основе учебного издания «Искусство «серебряного века» автор музыковед, доктор педагогических наук, профессор Л.А.Рапацкая (М.: Просвещение: «Владос», 1996г.). Содержание курса представляет собой совокупность фрагментов из различных разделов нескольких предметов (литература, музыкальное искусство, изобразительное искусство, история) и ориентирует учащихся на выбор гуманитарного, художественно-эстетического профиля обучения в 10-11кл. Курс рассчитан на 70 часов. Он открывается вводной темой, посвященной искусству «русского культурного ренессанса», затем дается обобщенная характеристика рассматриваемого явления в искусстве «серебряного века» и каждый последующий раздел имеет несколько тем (раздел 1 , тема 1.1.,1.2. и т.д.).

Курс охватывает период русской культуры с конца XIX столетия

до «грозы 17-го года». Взаимодействие музыки с другими видами искусств – определяет содержание этой программы. Охарактеризовано уникальное наложение реалистических традиций уходящего «золотого века» и новых художественных направлений, таких как символизм и футуризм, акмеизм и «мирискусничество», творчество Скрябина и Кандинского, Стравинского и Мейерхольда, Ахматовой и Рахманинова, контрастных, порой взаимоисключающих явлений и модных художественных направлений. Дан краткий обзор теории искусств, разработки русской темы как символа национальной самобытной красоты, теории футуристического искусства, а также образа Вселенной в поэзии, музыке и живописи, течений: авангарда, неоклассицизма, «русской европейности».

В программу включены уроки-концерты, посвященные биографии и творчеству наиболее ярких представителей искусства «Серебряного века».

После каждой темы дается список музыкального материала, художественного ряда и поэтических произведений, используемых в процессе урока.

Отбор материала по искусству «Серебряного века», его объем, и степень сложности сориентированы, прежде всего, на особенности восприятия и уровень знаний учащихся 10-11 класса. Возможна замена этих образцов произведений искусства аналогичными, не уступающими им в художественном отношении.

Содержание каждого занятия содержит краткую характеристику, часы можно варьировать по усмотрению учителя, учитывая степень усвоения материала учащимися или их первоначальной подготовки с 5 по 9 класс.

В конце программы предложен список используемой литературы.

Данный курс предполагает использование традиционных методов работы: объяснение и закрепление материала, опрос учащихся, использование музыкальных и художественных иллюстраций, фотографий, диапозитивов, мультимедийного проектора, ноутбука.

В качестве формы контроля знаний можно рекомендовать опрос в конце изучения каждого раздела в виде беседы на уроке или тестов, разработанных самим учителем.

По окончанию изучения курса рекомендуется оформление творческой работы(проекта) учащимися по заданной теме.

Из-за отсутствия учебников по данной тематике учащимся рекомендуется конспектировать изучаемый материал на уроке, использовать материалы всемирной сети Интернет.

Введение. Русский культурный ренессанс

Общие черты и скрытые мотивы расцвета многогранного русского искусства. Основа единства русской художественной культуры. Лейтмотив свободы Человеческого духа. Яркие представители культурного ренессанса. Теория искусства.

«Скифская сюита» С. Прокофьев

«Всеношное бдение» С. Рахманинов

«Баба-яга» А. Лядов

«Аленушка» В. Васнецов

«Леший» М. Врубель

«Иван Великий. Звон» А. Лентулов

Раздел I. Музыка символизма в поэзии, изобразительном искусстве, пластике

Тема 1. Поэзия символизма

Музыка символизма, скрытая в других искусствах. Открытие символа как «знака иного мира в этом мире». Поэзия символизма. Культ музыкальности в поэзии. В. Брюсов,

И. Анненский, К. Бальмонт, А. Блок.

«Ночь. Улица. Фонарь. Аптека» А.Блок

«Пляски осенние» А. Блок

«Мой тихий Амстердам» К.Бальмонт

«Юному поэту» В. Брюсов

«Творчество» В. Брюсов

«Я люблю замирание эха» И. Анненский

Тема 2. Жизненный путь и творчество А.Н. Скрябина

Рождение гения. Становление музыканта. На пути зрелости. Личная жизнь и творчество. Философия. Мастерство: «Поэма экстаза», «Прометей»

Скрябин «Поэма экстаза», «Прометей», Третья симфония «Божественная поэма»

Раздел II. Авангард и его направления

Тема 1. Кубизм, футуризм, примитивизм и абстракционизм в живописи начала XX века

Рождение кубизма, футуризма, примитивизма и абстракционизма. Понятие авангарда. Объединение «Бубновый валет». А. Лентулов, К. Малевич. Поэзия авангарда.

И. Северянин, В. Маяковский.

«Иван Великий. Звон» А. Лентулов

«Импровизация №7» В.Кандинский

«Супрематизм в контуре «Спортсменов» К. Малевич

«Черный квадрат» К. Малевич

«Ананасы в шампанском» И. Северянин

Тема 2. Урок-концерт «Поэт и история» о творчестве Б. Пастернака

Юность поэта. Внутренний рост и музыкальная одержимость. Первая книга стихов. Пастернак и новая эпоха. «Доктор Живаго». Пастернак и Сталин.

«Ранний снег» Поленов

Фальк, Кузнецов, Серов

«Поэма экстаза» Скрябин

«12 этюд (до минор)» Шопен

Пастернак «Февраль. Достать чернил и плакать», «9 января», «1905г.», «Метель»

«Памяти демона», «Гамлет», «Когда разгуляется» и др.

Поэтическое течение «акмеизм». Содружество «Цех поэтов». Н. Гумелев, А. Ахматова

Гумилев «Фарфоровый павильон», «Путь конквистадоров», «Заблудившийся трамвай»

Ахматова «Маскарад в парке», «Песня последней встречи», «Танец маленьких лебедей», «Реквием»

Тема 2. Урок-концерт «Сердце и судьба», посвященный М. Цветаевой-1час

Звезда русской поэзии. Первый сборник. Личная жизнь поэтессы. Цветаева и Блок. Цветаева и Ахматова. Цветаева и Пастернак. Жизнь в Париже и возращение на родину.

«Над вечным покоем», «Осенний день в Сокольниках» Левитан

«Московский дворик» Поленов

«Коктебель» рисунки М. Волошина

Цветаева «Вечерний альбом», «Моим стихам написанным так рано», «Я с вызовом ношу его кольцо», «Имя твое – птица в руке», «Окно» и др.

Тема 3. Жизненный путь и творчество С.С. Прокофьева

Одаренный ребенок. Петербургская консерватория. Первые сочинения. Скифская сюита., Второй фортепианный концерт, Классическая симфония. Новаторство музыки Прокофьева.

Прокофьев «Скифская сюита», Второй фортепианный концерт, «Классическая симфония»

Тема 4. Урок-концерт «Поэт и личность» по творчеству О. Мандельштама

Музыкальные ассоциации в стихах Мандельштама. Ссылка поэта в Воронеж. Психология русского интеллигента. Отлучение от литературы. Пересыльный лагерь.

«Море», «Игра волн» Дебюсси

«Времена года», «Декабрь» Чайковский

«14-я симфония» Шостакович

«Похищение Европы» Серов

«Рождение Венеры» Боттичелли

«Суд народа» Никритин

Мандельштам «Рождение улыбки», «Соломинка», «Ласточка», «Я должен жить, хотя я дважды умер» и др.

Раздел IV . «Русская европейскность» в контексте «серебряного века»

Тема 1. «Мир искусства»

«Русская европейскость»- факт культурной жизни. Идеи «русской европейскости».

А. Бенуа. Творческое объединение и журнал «Мир искусства». К. Сомов, Б. Кустодиев, Л. Бакст, Н. Рерих. В. Серов, М. Нестеров, М. Врубель

«Девочка с персиками», «Ида Рубинштейн», «Петр I» Серов

«Портрет А. Бенуа» Бакст

«Прогулка короля» Бенуа

«Дама в голубом» Сомов

«Идолы», «Заморские гости» Рерих

«Купчиха за чаем», «Масленица» Кустодиев

Тема 2. Русские балетные сезоны

Личность С. Дягилева. Дягилевские антрепризы. А. Павлова, Т. Карсавина, М. Фокин, Дж. Баланчин, В. Нижинский. Постановки М. Фокина. Симфонизация балета. «Завоевание» Парижа.

«Умирающий лебедь» Сен-Санс

«Лебединое озеро» Чайковский

«Жар – птица», «Весна священная», «Петрушка» Стравинский

«Портрет С.П. Дягилева с няней» Бакст

Бенуа Эскиз костюма к опере Стравинского «Соловей

Тема 3. Творчество И.Ф. Стравинского

Талантливый ученик Римского-Корсакова. Стравинский и Дягилев. Балеты «Петрушка», «Весна священная». Эмиграция.

«Жар – птица», «Весна священная», «Петрушка» Стравинский

Бакст « Эскиз костюма Жар-птицы»

Бенуа «Эскизы к балету «Петрушка»

Раздел V . Романтизм « C еребряного века»

Тема 1. Образ Родины в поэзии и живописи

«Второе дыхание» русского романтизма. Чувство связи с родиной в творчестве А. Блока, И. Левитана, К. Коровина, М. Нестерова. Направления неоромантизма.

«Гимн Родине» Сологуб

«Владимирка», Над вечным покоем» Левитан

«Бульвар Капуцинок в Париже» Коровин

«Великий постриг», «Видение отроку Варфоломею» Нестеров

Тема 2. Творчество А.К. Лядова

Поиск этической и художественной истины. Связь музыки композитора с народным творчеством. Идеи «Мира искусств» в творчестве Лядова. «Сказочные картинки».

Лядов: «Симфоническая сюита «Восемь русских народных песен для оркестра»

Тема 3. Урок-концерт «Есенин в музыке»

Детство и юность поэта. Образ Родины в стихах Есенина. Романсы на стихи С. Есенина. Гибель поэта.

Пономаренко: «Отговорила роща золотая», «Клен ты мой опавший», «Письмо матери» и др.

Тема 4. С.В. Рахманинов

Сын «серебряного века». Первые сочинения. Опера «Алеко», Первый концерт для фортепиано с оркестром. Романсы Рахманинова. Эмиграция. Творческое наследие композитора и его вклад в русскую культуру.

Рахманинов: опера «Алеко», романсы «Островок», «Весенние воды», Не пой красавица при мне», Второй концерт для фортепиано с оркестром и др.

Заключение. Духовное наследие искусства «серебряного века»

Идеи «высшего планетарного смысла» в русском искусстве «серебряного века». Выбор «между Соловками и Парижем». Голос «серебряного века» в искусстве.

«Мне голос был. Он звал утешно» Ахматова

«Хождение Богородицы по мукам» Кузьмин

Л.А. Рапацкая «Искусство «серебряного века». – М.: Просвещение: «Владос», 1996

Л.В. Звягина «Уроки-концерты в школьном курсе «Мировая художественная культура». – Новосибирск: «Книжица», 1997

Г. Пономаренко «Отговорила роща золотая», М.: Музыка, 1981

Н.А. Калинина «Сергей Васильевич Рахманинов». – М.: Дет.лит., 1989

С.С. Прокофьев «Материалы, документы, воспоминания». – М.: Музыка, 1987

С.Ф. Хлебунова Управление современной школой. Выпуск VI. Профильное обучение: новые подходы. Практич. пособие для руководителей системы образования, слушателей ИПК.-Ростов-н/Д: издательство «Учитель», 2005

Источник

Читайте также:  Что значит социально ориентированный человек
Оцените статью
Название: Преподавание элективных курсов по искусству в профильных классах
Раздел: Остальные рефераты
Тип: реферат Добавлен 07:58:24 29 сентября 2011 Похожие работы
Просмотров: 514 Комментариев: 13 Оценило: 0 человек Средний балл: 0 Оценка: неизвестно Скачать