- Что значит художественные образы примеры
- Понятие и определение художественного образа
- Особенности художественного образа в произведениях
- Система образов в стихотворениях
- Художественный образ — создание смыслов в искусстве
- Живой, неповторимый и сильный образ отличает все гениальные произведения искусства. Что такое художественный образ, как художники его создают, разбираем на примерах.
- Художественный образ в изобразительном искусстве
- Как формируется художественный образ
- Средства художественного образа
- Виды художественных образов
- Особенности художественного образа
Что значит художественные образы примеры
Особенности художественного образа в литературе
Понятие и определение художественного образа
По мнению литературоведа Л. И. Тимофеева, художественный образ является конкретной и в то же время обобщённой картиной человеческой жизни. Это важная эстетическая категория, созданная при помощи воображения.
Какой-либо образ в художественном произведении – это преобразование действительности, становящееся возможным благодаря богатой авторской фантазии. Он вовсе не списан с натуры и не похож на реальное явление или предмет. Основной функцией становится отражение важных для писателя идей, переживаний. С его помощью авторский замысел воплощается в нетривиальную форму.
Художественный образ в литературе и искусстве на том или ином этапе человеческого развития имеет весомые отличия. Это происходит по нескольким причинам:
- каждой эпохе свойственны свои особенности отражения реальности. Это оказывает влияние и на процесс создания художественных произведений авторами-сентименталистами, писателями- модернистами и т. д.;
- активное развитие искусства предопределяет изменение соотношения реальности и идеала, эмоционального и рационального аспектов жизни, действительности и фантазии.
В произведениях литературы классицизма на первом плане находилась борьба долга и чувства. При этом положительные персонажи книг непременно делали выбор в пользу первого, принося в жертву личное счастье (во имя блага государства).
Писатели-романтики, напротив, считали, что литературный образ – символ бунтарства. Главный герой их произведений, как правило, отвергает общественные устои.
Писатели-модернисты были убеждены в том, что познание мира происходит с помощью иррациональных средств (например, интуиции, вдохновения). Именно таких взглядов они и придерживались при создании образов литературных героев.
Для писателей-реалистов характерно рациональное познание мира. Такие авторы пытаются обнаружить тесные причинно-следственные связи между предметами и явлениями. В центре повествования в реалистическом литературном творчестве находятся взаимоотношения личности с окружающим миром. Авторов-модернистов и романтиков волнует, прежде всего, внутренний мир их персонажей, субъективные переживания героев.
Определение понятия «художественный образ» предусматривает такие его свойства:
Особенности художественного образа в произведениях
Историческая личность в тексте литературного произведения нередко имеет авторскую характеристику. Например, образ Пугачёва в пушкинском романе «Капитанская дочка» является довольно противоречивым. В литературном творении он показан злодеем, вступившим на преступный путь насилия и готовым на безжалостную расправу с отказавшимися присягать самозванцу людьми. Несмотря на это, Емельян Пугачёв способен и на добрые поступки. Именно он приходит на помощь Гриневу в безвыходной ситуации. В романе «Капитанская дочка» А. С. Пушкин создает литературный образ сильной, жестокой, но в то же время романтической натуры.
Художественный образ – категория эстетики, которой может быть свойственно комическое или трагическое начало. Комическое (сатирическое) присуще многим героям М. Е. Салтыкова-Щедрина, Н. В. Гоголя. Другая эстетическая функция (трагическое начало) была использована при создании образов Р. Раскольникова, Е. Базарова.
Система образов в стихотворениях
При прочтении стихотворения «Парус» перед читателем возникает образ мятежной человеческой души, полной возвышенных стремлений, но в то же время пребывающей в вечном поиске, подверженной мучительным противоречиям. В этом произведении М. Ю. Лермонтов использует образ-символ (так в литературоведении называют приём развёрнутой метафоры).
Тема Родины также довольно часто звучит в художественном творчестве. Литература воспевает сложный, самобытный образ Руси. Он предстаёт перед читателем во множестве произведений. Наиболее ярко черты художественного образа раскрыты в:
- стихотворении «Родина» М. Ю. Лермонтова;
- гоголевской поэме «Мёртвые души»;
- стихотворении А. Блока «Россия»;
- творчестве С. А. Есенина (например, в его стихотворениях «Запели тесаные дроги…»).
Характерные особенности образа предусматривают его неоднозначность. Яркий тому пример – характер Петра I в поэме «Медный всадник» А. С. Пушкина. Без всякого сомнения, самодержец – активный реформатор, сумевший «прорубить» окно в Европу, царь-преобразователь, который основал великолепный город на Неве. С другой стороны, деспотичный правитель – олицетворение жёсткой государственной власти, безучастной к страданиям простых людей, безжалостно ломающей их судьбы.
Для многих поэтов особый эстетический смысл нёс в себе и образ северной столицы. Санкт-Петербург был воспет в следующих произведениях:
- «Реквием» (Анны Ахматовой);
- «Я вернулся в мой город, знакомый до слёз…» (Осипа Мандельштама).
Примеры художественных образов свидетельствуют о неисчерпаемости, многогранности этой эстетической категории. К примеру, образ спасителя в произведении «Двенадцать» А. А. Блока довольно сложен для понимания. У литературоведов нет однозначного мнения на этот счёт. Но, по мнению большинства специалистов, образ Иисуса Христа в этой поэме олицетворяет исключительную важность произошедшего события, до конца не осознанную людьми.
Художественный вымысел автора позволяет сравнить революцию со страшным судом. Красноармейцы отрицают общепринятые нравственные основы, совершенно не задумываясь о цене человеческой жизни.
Художественный образ подвержен влиянию времени: произведение прошлой эпохи нередко обретает новое прочтение. А характер созданных автором типичных героев обогащается новыми чертами. В этом плане художественный образ столь же неисчерпаем, как и сама жизнь.
Источник
Художественный образ — создание смыслов в искусстве
Живой, неповторимый и сильный образ отличает все гениальные произведения искусства. Что такое художественный образ, как художники его создают, разбираем на примерах.
- Дата публикации: 30 марта 2020
- Текст: Катя Карцева
- Время на прочтение: 4 — 7 мин.
Художественный образ – есть первичная и универсальная клеточка искусства, в которой перекрещиваются все его функции и задачи. Без образности – нет искусства. Образ можно назвать формой мышления в искусстве, чувственным механизмом вызывающим эмоции. Сложность в том, чтобы на основании фактов создать живой, неповторимый и сильный образ.
Любая художественная идея требует опредмечивания. Опредмечивание происходит за счет создания художественного произведения, которое существует во времени и пространстве. Оно объективно. Именно поэтому защите интеллектуальной собственности (авторскими правами) облагаются лишь объективные творения, а не идеи. Ни одно произведение, ни одного вида искусства не может существовать без создания художественного образа. Но художественный образ и произведение – не одно и тоже.
Кто и что изображено на фотографии сверху? В этом человеке есть что-то очень неуловимо «типичное», во внешнем виде, манере держаться. Чем, любительское фото отличается от профессиональной фотографии как искусства? В первом случае, конечно, тоже могут проскальзывать некие типические черты, но они скорее случайны. В художественной же фотографии – и выбор натуры, и организация композиции, и умение распределить свет и тень, подчеркнув как Тарасевич, главные черты в облике своего героя. Ощущается рука художника – он создает художественный образ. Это и есть главная цель творчества.
Образ в театральном искусстве определяется драматургическим действием, это может быть конкретный характер человека и метафора его внутреннего состояния.
Художественный образ в романе – это история человеческой жизни. Автор раскрывает при помощи образов свое отношение к поведению людей в различных обстоятельствах и пытается вызвать такое же отношение к ним у читателя при помощи средств выразительности. Воссоздает образ действительности.
Музыкальный образ характеризуется интонационно-мелодическим строем, выразительными особенностями ритма, темпа, лада, гармонии, композицией музыкального произведения и т.д.. Исполнитель является необходимым посредником между композитором и слушателем.
Образ в кинематографе согласно Ж. Делезу – это единство двух реальностей — физической (образ-движение) и психической (образ-время).
Художественный образ не может и не должен быть абсолютной копией единичного явления. Художник не копирует натуру, а творит. Широко известно замечание О. Бальзака, что гипсовая копия превращает руку в труп, а резец скульптора выражает «жизнь руки» – этот резец выделяет характерное, существенное в запечатлеваемом им явлении.
Гете говорил, что если художник точно воспроизвел живого пуделя, надо радоваться не рождению нового произведения искусства, а новой собаки. Поэтому бессмысленны попытки отождествить литературных героев с реальными людьми. Хотя у многих и были реальные прототипы.
В-принципе невозможно воспроизвести в романе или фильме и тем более на холсте реальную жизнь реального человека. Нельзя получить исчерпывающую информацию о чьем-то внутреннем мире. Кроме того жизнь отдельного человека, даже самого выдающегося интересна, имеет общезначимый интерес далеко не полностью – необходим творческий отбор наиболее главного, наиболее существенного.
Драма – это жизнь, из которой вырезаны скучные места. Альфред Хичкок.
Каждый талантливый художник обогащает и утончает видение всего человечества. Мы по-иному прочувствовали среднерусскую природу после знакомства с полотнами Саврасова и Левитана, Шишкина и Перова. Англичане говорят, что Тернер и Моне показали миру своеобразную красоту лондонских туманов.
Настоящий художник видит тоже самое, что и мы, и одновременно, иное – его восприятие богаче, глубже нашего. Настоящий художник постоянно открывает новые подробности, детали, свойства предметов, которые либо вообще не замечались людьми, либо не были ими оценены в достаточной степени.
Художественный образ – это всегда художественное обобщение. Художественное обобщение – процесс и результат создания образов в искусстве. В нем два главных момента:
- Выявление и отбор общих, существенных принципов окружающего мира;
- Воплощение этих признаков в единичных чувственно-конкретных образах.
Художественный образ – это единство смыслового содержания и материального воплощения.
Важнейшая особенность художественного образа – это его субъективность. Кутузов в романе «Война и мир» – это Толстовский Кутузов. Петр I на картине Сурикова «Утро Стрелецкой казни» – это Суриковский Петр. Французская женщина на картинах Ренуара – это ренуаровская женщина. Алтай в пейзажах Рериха – это Рериховский Алтай и так далее.
Пикассо. Портрет Воллара. 1910
Сезанн. Портрет Воллара. 1895
Портреты французского арт-дилера Амбруаза Воллара, известного тем, что открыл Сезанна, начал карьеру Пикассо, Матисса, выполненные разными художниками, его современниками. Если вы обратите внимание на портреты известных людей, то обнаружите, что видение этого человека разными художниками очень сильно различалось. Каждый художник видит своего героя по-своему.
Художественный образ – это создание смыслов. Возьмём, к примеру, художественную и не художественную фотографии. На обеих – изображение обнажённого тела. На не художественной фотографии обнажённая женщина изображает обнажённую женщину и больше ничего. Нет смысла этого обнажения. На художественной фотографии (или картине) обнажённая женщина может изображать: красоту, демоническую тайну, изящество, одиночество, преступление, разврат. Может изображать разные эпохи, порождать разные культурные смыслы, поскольку она является знаком.
В знаменитой картине Сергея Эйзенштейн «Броненосец Потемкин» заменитого эпизода с лестницей не было вообще. Сегодня – это самый цитируемый образ в кино. Когда Эйзенштейн оказался около Одесской Лестницы, его осенило: «Вот он, центральный образ! Вот он, самый короткий путь между городом и морем, самый наглядный способ связать одесситов и потёмкинцев».
Эйзенштейн часами гулял по лестнице. Высматривал новые образы, лица, а потом скорее спешил в гостиницу — буквально в 50 метрах жила вся съемочная группа и уже там, в номере записывал новые детали. Эйзенштейн рассказывал: «встретил женщину с коляской. Такая же могла не просто гулять в дни революции, но и выпустить коляску из рук. детская коляска, выпущенная из рук матерью и одиноко скачущая по каскадам лестницы, становится элементом драматического действия». Непридуманных героев и играть должны были не актеры. «Типажи» нашли по объявлению: «требуется женщина, еврейка, брюнетка, высокого роста» или: «Мужчина, рост и лета безразличны, наглое выражение лица».
Художник собирает, группирует, шлифует выразительность и создает собирательный образ – нечто промежуточное между объективным и субъективным, между сходством и несходством. Субъективность видения художника через образ становится объективной в восприятии многих людей.
Литература: Кривцун О.А. Эстетика; Громов Е.С. Начала эстетических знаний.
Источник
Художественный образ в изобразительном искусстве
Человек воспринимает действительность образами, то есть различными представлениями. Все они связаны с органами чувств. Образы бывают слуховыми, звуковыми, зрительными, обонятельными и осязательными. А когда вся окружающая действительность переносится в плоскость человеческого творчества – появляются новые образы: художественные, литературные, музыкальные.
Главная задача художника, композитора или писателя – вызвать у людей представления, с которыми они встречаются или могут встретиться в реальной жизни. Для этого используется комплекс специальных средств и предметов. Причем многие образы переплетаются между собой с использованием различных видов искусства.
Художественный образ в изобразительном искусстве воспроизводит с помощью внешнего, зрительного контакта предметы и события, которые либо присутствуют в реальности, либо являются вымышленными их создателем. Художественный образ – это определенная форма мышления, выраженная физически в качестве зрительного объекта, процесс, воплощенный в конкретном произведении при помощи средств изобразительного искусства.
Сальвадор Дали. Постоянство времени
Как формируется художественный образ
Художественный образ повествует о жизни посредством зрительных образов. Они создаются с помощью специальных средств, инструментов, техник и приемов, которые разработаны, изменены и усовершенствованы многими поколениями художников.
Образ формируется тремя основными ступенями:
1 ступень. Возникновение идеи. Это создание чего-то мысленно, в мечтах художника. Возможно появление набросков или мини-замысла.
2 ступень. Создание произведения. Художник воплощает свою мыль фактически, с помощью материалов, отображая объективную часть (зрительное изображение) и субъективную часть (свои эмоции и чувства).
3 ступень. Восприятие созданного другим человеком. При этом субъективное мнение зрителя дополняет данный объект. И мысль художника становится ощущением другого человека.
Зрители смотрят на картину В. Серова «Девочка с персиками»
Средства художественного образа
Изобразительное искусство богато средствами, материалами и техниками воплощения. В живописи художник доносит до зрителя главную идею картины с помощью цвета, света, использования разнообразных красок, мазков и техник.
В графике идея доносится с помощью линий, пятен, геометрических фигур на плоскости. В отличие от живописи, цвет здесь носит условный характер.
В. Кандинский. Композиция VIII
«Язык» архитектуры – это пространство. Оно выражается с помощью различных конструкций. Художественные конструкции имеют свое название – тектоника.
В скульптуре пространство также играет огромную роль. Главными средствами выражения образа становятся объем и пластика.
О. Роден. Мыслитель
Но все эти виды изобразительного искусства также имеют общие средства выразительности. Композиция – это расположение всех объектов или их частей в определенной системе или последовательности. Важными средствами становятся размер, формат произведения. В любом образе можно играть с масштабами, создавая нечто новое.
При восприятии предмета изобразительного искусства важное значение имеет обычный или искусственный свет, уровень освещенности, световые и теневые углы. К примеру, одна и та же картина воспринимается по-разному в зависимости от того, на какой объект падают лучи света, что выделено ярче в конкретную минуту времени. А в сочетании с другими видами искусства изобразительное может усилить свое воздействие. Например, многие мастера выставляют свои произведения на частных выставках только под определенную музыку.
Виды художественных образов
Говоря о художественных образах в изобразительном искусстве, прежде всего, имеют в виду главных героев картины. Это могут быть люди, животные или предметы. Но и различные явления и события также попадают под эту категорию.
Один из видов художественного образа – человек, его облик. Это может быть конкретная личность или вымышленный персонаж. Изображать людей можно в портрете, автопортрете, а также в бытовых, религиозных, тематических и других сценках, даже в карикатуре.
Предметы – самый распространенный образ в натюрмортах. В переводе с французского натюрморт – мертвая природа. Поэтому здесь в качестве объекта могут выступать фрукты и овощи, предметы обихода, цветы, инструменты и т.д.
Пейзажи (картины природы, городские виды) и различные явления также являются художественными образами. В них отражаются мысли, чувства и эмоции как самого художника, так и человека, который смотрит на картину.
Все художественные образы могут сочетаться между собой, создавая вымышленные существа, предметы и события.
Некоторые искусствоведы выступают против такого понимания видов. Они считают не правильным понятия «образ дерева» или «образ народа» и предлагают считать видами идею картины. Например «образ проблемы народа».
И. Репин. Бурлаки на Волге
Особенности художественного образа
Главная особенность художественного образа в том, что интерпретируя действительность, он на самом деле является вымышленным, не настоящим. Даже наиболее точная картина, изображающая реальность, не может воплотить в себе все то, что есть на самом деле.
Зрительный образ воплощается художником «здесь и сейчас». Невозможно рассказать в картине о цепи нескольких событий, приведших к определенному результату. Как, например, это происходит в литературе или музыке. Художник ограничен пределами одного момента и одного события. Именно поэтому так важно уловить секундную ситуацию, полностью раскрыть действие или характеры участвующих лиц.
Даже триптихи, или картины с несколькими сюжетами, не обладают такой возможностью. Рисунки все равно запечатлевают только один момент. И художник рассказывает свою историю, показывая конкретное событие, даже если их несколько.
Главная задача художественного образа – выражение своего отношения к миру. Причем делает это и сам художник, когда пишет картину или творит скульптуру, но и воспринимающий – выражая свое эмоциональное отношение к произведению. Это всегда нереальное воплощение, которое основано на настоящих предметах и явлениях.
Источник