- Хроматический звукоряд
- История
- Вычисление частот звуков
- Сравнение с натуральным строем
- Полезное
- Смотреть что такое «Хроматический звукоряд» в других словарях:
- Хорошо темперированный
- Хорошо темперированный строй
- Хорошо темперированный строй и его частоты в таблице:
- Хорошо темперированный звукоряд. Названия октав
- Хорошо темперированный
Хроматический звукоряд
Темпери́рованный строй — строй, при котором каждая октава делится на набор одинаковых ступеней. Чаще всего деление происходит на двенадцать ступеней, отстоящих друг от друга на расстоянии хроматического полутона (). Такой строй господствует в западной музыке с XIX века.
Существуют и другие темперированные строи, или равномерные темперации (РТ). В восточной музыке встречается 24-тоновая РТ (24-тРТ). Индийская музыка основана на строях, близких к 22-тРТ. Некоторая музыка была написана в 19-тРТ, 31-тРТ и даже 53-тРТ. Когда же говорят просто «равномерная темперация», без уточнений, это понимается, как 12-тРТ.
Равномерные темперации могут также делить иной интервал, не только октаву, на целое число равных ступеней. Чтобы избежать неясности, предложен термин «равные деления октавы», или РДО. Согласно этой системе 12-тРТ переименовывается в 12РДО, 19-тРТ в 19РДО, и так далее.
История
12-ступенный равномерно темперированный строй возник в обстановке поисков музыкальными теоретиками идеального строя. Исторически предшествующий натуральный строй имел ряд недостатков, которые исчезали с введением равномерной темперации. Исчезала комма. Появилась возможность сочинять музыку в разных тональностях, не боясь волчьих квинт.
У нового строя было много оппонентов. Новый строй нарушал строгую пропорцию интервалов, как следствие, в аккордах начали появляться небольшие биения. В глазах многих теоретиков это было посягательством на чистоту музыки. Андреас Веркмейстер утверждал, что в новом строе все тональности становились однообразными и симметричными, в то время как в старых строях из-за неравномерности темперации каждая тональность имела своё неповторимое звучание.
В качестве одного из аргументов дискуссии интересен «Хорошо темперированный клавир» И. С. Баха, сборник прелюдий и фуг во всех возможных тональностях.
Со временем равномерная темперация завоевала признание и стала фактическим стандартом.
Вычисление частот звуков
Можно математически вычислить частоты для всего звукоряда пользуясь формулой:
,
Где f0 — частота камертона (например Ля 440 Hz), а i — количество полутонов в интервале от искомого звука к эталону f0. Последовательность вычисленных таким образом частот образует геометрическую прогрессию
Например, можно вычислить звук на тон (2 полутона) ниже от камертона Ля:
i = − 2
Получим соль. Если нам надо вычислить ноту соль, но на октаву выше (12 полутонов)
i = 12 − 2 = 10
Частоты двух полученных нот Соль отличаются в два раза, что дает чистую октаву. Преимущества равномерной темперации также в том, что можно произвольно транспонировать пьесу на любой интервал вверх или вниз, и она не потеряет гармонии.
Сравнение с натуральным строем
Равномерно темперированный строй очень легко можно отобразить в виде измерения интервалов в центах
Тон | C 1 | C# | D | Eb | E | F | F# | G | G# | A | B | H | C 2 |
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
Цент (музыка) | 0 | 100 | 200 | 300 | 400 | 500 | 600 | 700 | 800 | 900 | 1000 | 1100 | 1200 |
Следующая таблица показывает отличия интервалов равномерно-темперированного ряда с натуральным
Интервал | Равномерно темперированные интервалы | Натуральные интервалы | Разница в центах |
---|---|---|---|
Прима | 0 | ||
Малая секунда | −11,73 | ||
Большая секунда | −3,91 | ||
Малая терция | −15,64 | ||
Большая терция | 13,69 | ||
Кварта | 1,96 | ||
Тритон | 9,78 | ||
Квинта | −1,96 | ||
Малая секста | −13,69 | ||
Большая секста | 15,64 | ||
Малая септима | 3,91 | ||
Большая септима | 11,73 | ||
Октава | 0 |
Wikimedia Foundation . 2010 .
Полезное
Смотреть что такое «Хроматический звукоряд» в других словарях:
хроматический звукоряд — Звукоряд, представляющий собой последовательность полутоновых интервалов в восходящем или нисходящем порядках. [ГОСТ 24415 80] Тематики пианино … Справочник технического переводчика
хроматический — ая, ое. 1. Физ. Основанный на явлениях хроматизма (1 зн.). Х ое разложение лучей. Х ая аберрация (неточность изображения, получающаяся вследствие разложения света, проходящего через оптическую систему). 2. Муз. Основанный на хроматизме (2 зн.),… … Энциклопедический словарь
хроматический — ая, ое. 1) физ. основанный на явлениях хроматизма 1) Х ое разложение лучей. Х ая аберрация (неточность изображения, получающаяся вследствие разложения света, проходящего через оптическую систему) 2) муз. основанный на хроматизме 2), получившийся… … Словарь многих выражений
Труба (музыкальный инструмент) — Труба Классификация Аэрофон Медный духовой музыкальный инструмент с вентилями … Википедия
ТЕРМИНЫ МУЗЫКАЛЬНЫЕ — Словарь содержит наиболее употребительные термины. См. также МУЗЫКАЛЬНАЯ ФОРМА; МУЗЫКАЛЬНЫЕ ИНСТРУМЕНТЫ; МУЗЫКИ ТЕОРИЯ. В итальянских терминах языковая принадлежность не указывается. АВТЕНТИЧЕСКИЙ 1) автентический каданс в мажоро минорной системе … Энциклопедия Кольера
Система 12 люй — Статья содержит ошибки и/или опечатки. Необходимо проверить содержание статьи на соответствие грамматическим нормам русского языка … Википедия
Медные духовые музыкальные инструменты — Музыкальные инструменты Струнные Щипковые • Смычковые Духовые Деревянные • Медные Язычковые … Википедия
Тромбон — Классификация Аэрофон Медн … Википедия
хромати́ческий — ая, ое. 1. физ. Основанный на явлениях хроматизма (в 1 знач.). Хроматическое разложение лучей. Хроматическая аберрация (неточность изображения, получающаяся вследствие разложения света, проходящего через оптическую систему). 2. муз. Основанный на … Малый академический словарь
Аюмаа — абхазский щипковый муз. инструмент; угловая арфа. Корпус и расположенная под острым углом к нему шейка изготовляются из одного куска дерева; корпус долблёный, закрытый деревянной декой без резонаторных отверстий. А. имеет 14 струн из… … Музыкальная энциклопедия
Источник
Хорошо темперированный
Хорошо темперированный звукоряд и чем он отличается от натурального. Почему натуральный звукоряд, просуществовавший тысячи лет, больше не применяется в современной музыке. И ещё о названии всех существующих на звукоряде октав.
Уроки музыки. Звукоряд. Часть 5.
Хорошо темперированный строй
Надеюсь, вы немного пришли в себя от потрясения вызванного информацией про энгармонизм. Могу успокоить — ты теперь знаете всё о музыкальном звукоряде, о его основной составляющей — октаве — в современной музыке состоящей из 12 равных полутонов, повторяющихся на протяжении всего звукоряда.
Осталось совсем немного пояснений, которые требуется дать и выполнить данное в начале занятия обещание. Поэтому соберитесь!
В начале занятия для нот не давались точные значения частот, зато давалось обещание всё пояснить позднее. Пришло время раскрыть этот секрет. Дело в том, что частоты, которые мы рассчитывали по обертонам эталонной струны, это частоты натурального звукоряда. И у натуральных звуков имеется особенность, которая проявила себя только на длинном звукоряде.
Именно так! На инструментах с диапазоном в пару-тройку октав такой особенности не заметно и можно было использовать расчетные данные для изготовления музыкальных инструментов. Так и поступали музыканты на протяжении всего времени, вплоть до 18 века. Тогда начали изготавливать сложные музыкальные инструменты типа орган, клавесин. И на их длинном звукоряде особенность натуральных звуков проявила себя в полной мере и потребовала принять определенные действия.
Особенность натурального звукоряда такова:
Если взять от ноты до обертон в до♯ , а от ноты ре обертон ре♭, получим чуть-чуть разные звуки! Различия будут такими малыми, что мы их не услышим, но в номиналах частот это уже будет отражено. Так вот, точное следование акустически чистым звукам (как в натуральном звукоряде) через определенный промежуток по звукоряду приведет к такой «разбежке» нот, что её уже будет не только слышно, но она («разбежка») будет мешать исполнению мелодий!
Например, ноты ля ♯ и си ♭ перестанут совпадать по высоте, а это одна и та же черная клавиша на фортепиано! Что прикажете делать? Распилить черную клавишу на части? Это не выдуманная проблема. С ней реально столкнулись музыканты и в её решении принимали участие лучшие из лучших, например, Иоган Себастьян Бах и даже китайский принц.
Решение было найдено такое: ноты в музыкальном звукоряде было решено немного подстраивать так, чтобы в октаве действительно были равные по высоте полутона. Такой звукоряд назвали темперированным.
О необходимости темперированного строя и как все происходило очень интересно рассказал Артем Варгавтик:
Хорошо темперированный строй и его частоты в таблице:
Частоты звуков (нот) в темперированном строе
Примечание: Если, кто-то попробует выучить все эти частоты наизусть, пусть немедленно прекратит обучение музыке и больше никогда не посещает уроки музыки от Свирельки.
Хорошо темперированный звукоряд. Названия октав
Названия октав рассмотрим на примере клавиатуры фортепиано:
Название октав на фортепиано
Самый большой звукоряд в настоящее время имеют клавишные музыкальные инструменты, такие как фортепиано. Фортепиано может озвучить 88 нот! У него 7 полных октав и еще несколько клавиш от неполных. Каждой октаве присвоено название:
- субконтроктава (самая низкая, неполная);
- контроктава;
- большая октава;
- малая октава;
- первая октава;
- вторая октава;
- третья октава;
- четвертая октава;
- пятая октава (неполная).
Ноты называются с указанием октавы к которой они находятся, например:
- до первой октавы;
- Ми большой октавы;
- Соль контроктавы.
Многие другие музыкальные инструменты имеют диапазон гораздо меньший чем фортепиано. Так, поперечная флейта играет в диапазоне чуть более трех октав.
Занятие про музыкальный звукоряд завершено. Если у вас остаются невыясненные вопросы и вы не полностью разобрались к какими-либо понятиями, терминами и тому подобное, напишите свои пожелания в комментариях.
При желании можете начать сначала Уроки музыки. Звукоряд. Часть 1.
И как обычно, просьба: если в статье нашли для себя что-то полезное, поделитесь с друзьями. Нам это действительно нужно и мы будем еще лучше работать для вас:
Кто желает научиться играть на каком-либо духовом инструменте, рекомендуем взять в помощь программу Свирелька:
И для особо одаренных вот запись прелюдий и фуг из цикла «Хорошо темперированный клавир» И.С.Баха:
Больше 4 часов 30 минут удовольствия. Разве что слушать частями 🙂
Хорошо темперированный
Обучающая программа Свирелька:
Научиться играть на вашем
духовом музыкальном инсрументе
поможет простая обучающая программа:
Ознакомительная версия бесплатно.
Разучите три мелодии и, если программа понравится, сможете её зарегистрировать.
Поделитесь этой страницей с друзьями
Источник