Что значит христос с греческого

Иисус Христос

Иису́с Христо́с – Бого­че­ло­век (Совер­шен­ный Бог и вместе Совер­шен­ный Чело­век), Сын Божий, вопло­тив­шийся ради Спа­се­ния людей, Спа­си­тель, Мессия (Пома­зан­ник); Вторая Ипо­стась Пре­свя­той Троицы.

Что озна­чает имя Иисус Хри­стос?

Имя Иисуса Христа несет в себе глу­бо­чай­ший смысл, явля­ясь свое­об­раз­ным крат­ким сим­во­лом хри­сти­ан­ской веры. Иисус – гре­че­ская форма еврей­ского слова «Иешуа», что значит помощь Бога, или Спа­си­тель. Хри­стос – гре­че­ское слово, озна­ча­ю­щее «Пома­зан­ник», на еврей­ском зву­ча­щее как Машиах – Мессия.

В древ­нем Изра­иле пома­зан­ни­ками назы­вали царей, пер­во­свя­щен­ни­ков и про­ро­ков, ввиду того, что они пома­зы­ва­лись на слу­же­ние особым освя­щен­ным миром. Через это свя­щен­но­дей­ствие на чело­века низ­во­ди­лось Божье бла­го­сло­ве­ние.

Совер­шая Свое обще­ствен­ное слу­же­ние, Хри­стос дей­ство­вал и как Царь, и как Пер­во­свя­щен­ник, и как Пророк. Как Царь Он про­яв­лял власть над сти­хи­ями, изго­нял демо­нов, совер­шал чудеса и зна­ме­ния. Как Пер­во­свя­щен­ник — принес Себя в Жертву на Кресте, а как Пророк — воз­ве­щал волю Божью, обли­чал зло, посвя­щал в тайны гря­ду­щего. Однако в отли­чие от вет­хо­за­вет­ных пома­зан­ни­ков Хри­стос был пома­зан не веще­ствен­ным миром, а непо­сред­ственно Духом Святым, в Нём оби­тала «пол­нота Боже­ства телесно» ( Кол.2:9 ).

Читайте также:  Что значит усыхает яичник

Кто такой Иисус Хри­стос?

1) Иисус Хри­стос — воче­ло­ве­чив­шийся Сын Божий, одно из Лиц Пре­свя­той Троицы, Бог Слово. По Своей Боже­ствен­ной при­роде Сын рож­да­ется в веч­но­сти (вне усло­вий вре­мени) от Бога Отца (по ана­ло­гии: как от ума рож­да­ется слово, от света — сияние, от тумана — роса).

Во испол­не­ние воли Отца Сын Божий вос­при­нял в Свою Ипо­стась чело­ве­че­ское есте­ство ( 1Ин. 4:9 ). Вос­при­я­тие чело­ве­че­ского есте­ства Богом Словом про­изо­шло в самый момент сверхъ­есте­ствен­ного зача­тия, в утробе Пре­бла­го­сло­вен­ной Марии. Тогда же оду­шев­лен­ная разум­ной душой плоть Иисуса Христа полу­чила свое бытие. Так, через соеди­не­ние двух природ, Боже­ской и чело­ве­че­ской, в едином Лице, Сын Божий, не пере­ста­вая быть Богом, стал Совер­шен­ным Чело­ве­ком, во всём подоб­ным нам, за исклю­че­нием греха ( Евр.4:15 ).

Боже­ствен­ное и чело­ве­че­ское есте­ства соеди­нены в Ипо­стаси Иисуса Христа нес­литно, непре­ложно, нераз­дельно и нераз­лучно. Это значит, что ни Боже­ствен­ное, ни чело­ве­че­ское есте­ство, в резуль­тате соеди­не­ния, не пре­тер­пело ни малей­ших изме­не­ний; они не сли­лись и не обра­зо­вали нового есте­ства; нико­гда не раз­де­лятся. Поскольку Сын Божий — не только Бог, но и Чело­век, постольку Он обла­дает и двумя волями: Боже­ствен­ной и чело­ве­че­ской. При этом Его чело­ве­че­ская воля во всём согласна с Боже­ствен­ной.

2) По Своему чело­ве­че­скому есте­ству Иисус Хри­стос — Сын Пре­свя­той Бого­ро­дицы, пото­мок царя и про­рока Давида. Его зача­тие осу­ще­стви­лось без уча­стия семени мужа и без нару­ше­ния дев­ства Марии, кото­рое Она сохра­нила и при Рож­де­нии, и после Рож­де­ния Сына.

Ради чего явился Хри­стос?

Как известно, Благой Бог «создал чело­века для нетле­ния и соде­лал его обра­зом веч­ного бытия Своего» ( Прем.2:23 ). Но чело­век вос­про­ти­вился воле Созда­теля, и «грех вошел в мир, и грехом смерть» ( Рим.5:12 ). В резуль­тате гре­хо­па­де­ния порча кос­ну­лась не только чело­ве­че­ской сове­сти, но и самой чело­ве­че­ской сущ­но­сти. Чело­век уже не мог порож­дать святых и без­греш­ных потом­ков, сде­лался склон­ным ко злу, удо­бо­пре­клон­ным к воз­дей­ствию падших духов: «О, что сделал ты, Адам? Когда ты согре­шил, то совер­ши­лось паде­ние не тебя только одного, но и нас, кото­рые от тебя про­ис­хо­дим» ( 3Ездр.7:48 ). Гре­хо­па­де­ние «извра­тило все силы души, осла­бив ее при­род­ные вле­че­ния к доб­ро­де­тели» (св. Гри­го­рий Синаит).

Изба­виться же от власти греха чело­век мог не иначе как только особым вме­ша­тель­ством Все­мо­гу­щего Бога. И вот, являя Свое бес­пре­дель­ное чело­ве­ко­лю­бие, Бог посы­лает в мир Своего Сына ( Ин. 3:16 ).

Как Хри­стос совер­шил избав­ле­ние чело­века от власти греха, тления смерти и диа­вола?

Выйдя на про­по­ведь в воз­расте трид­цати лет Хри­стос учил словом и при­ме­ром. Под­твер­ждая Свое Боже­ствен­ное послан­ни­че­ство и досто­ин­ство, Он не раз совер­шал чудеса и зна­ме­ния, в том числе — исце­ле­ния от болез­ней и вос­кре­ше­ния. Апо­геем слу­же­ния стало при­не­се­ние Себя в Жертву на Кресте во искуп­ле­ние грехов: «Он грехи наши Сам вознес телом Своим на древо, дабы мы, изба­вив­шись от грехов, жили для правды: ранами Его вы исце­ли­лись». ( 1Пет.2:24-25 )

Доб­ро­вольно приняв Крест­ные Стра­да­ния и смерть, Сын Божий сошел душой во ад, сковал сатану, извел души пра­вед­ни­ков и, поправ смерть, вос­крес. Затем Он неод­но­кратно являлся Своим уче­ни­кам и на соро­ко­вой день воз­несся на Небо, про­ло­жив путь в Цар­ство Божие всем, кто после­дует за Ним. В День Пяти­де­сят­ницы на апо­сто­лов сошёл Святой Дух, кото­рый с тех пор непре­рывно при­сут­ствует в Церкви. При­об­ща­ясь к Церкви Хри­сто­вой и живя актив­ной цер­ков­ной жизнью, чело­век сбли­жа­ется с Богом, освя­ща­ется, обо­жи­ва­ется, в силу чего удо­ста­и­ва­ется вечной бла­жен­ной жизни на Небе­сах.

Как Хри­стос под­твер­ждал то, что Он и Бог, и Чело­век

Будучи Богом, Иисус Хри­стос открыто объ­яв­ляет Свою Боже­ствен­ную при­роду. Он гово­рит: «Видев­ший Меня, видел Отца» ( Ин.14:9 ), «Я и Отец – одно» ( Ин.10:30 ), «никто не знает Сына, кроме Отца; и Отца не знает никто, кроме Сына, и кому Сын хочет открыть» ( Мф.11:27 ). На вопрос иудеев «кто же Ты?» Он отве­чает: «От начала Сущий, как и говорю вам» ( Ин.8:25 ). Говоря с ними об Авра­аме, Он гово­рит: «Истинно, истинно говорю вам: прежде нежели был Авраам, Я есмь» ( Ин.8:58 ).

Но Он также име­нует Себя и Сыном Чело­ве­че­ским. О Нем можно и должно гово­рить как о чело­веке, за исклю­че­нием одного отли­чия – Он совер­шен­ный чело­век, ибо Он не имеет греха. Чело­ве­че­ская при­рода Иисуса Христа еди­но­сущна нашей, но она все­цело сво­бодна от пер­во­род­ного греха. В Нем вновь явлено чело­ве­че­ское есте­ство во всей его непо­роч­но­сти и чистоте. Его чело­ве­че­ское есте­ство про­ни­зано Боже­ством, пре­об­ра­жено и совер­шенно непри­частно греху.

Весь мир живёт по кален­дарю от Рож­де­ства Хри­стова

Весь мир живет по кален­дарю, кото­рый при­вя­зан к дате рож­де­ния Спа­си­теля. Все попытки заме­нить кален­дарь на какой-нибудь другой неиз­бежно про­ва­ли­ва­лись. Поэтому всякий раз, когда мы назы­ваем ту или иную дату, она неиз­бежно при­вя­зана к дате рож­де­ния Иисуса Христа.

Иисус Хри­стос – осно­ва­тель самой мно­го­чис­лен­ной рели­гии

Иисус Хри­стос – осно­ва­тель самой мно­го­чис­лен­ной рели­гии, кото­рую в наше время испо­ве­дуют более 2‑х мил­ли­ар­дов чело­век на всей пла­нете. Это един­ствен­ная рели­гия, чьи после­до­ва­тели живут во всех без исклю­че­ния стра­нах мира. В мире насчи­ты­ва­ется более четы­рех мил­ли­о­нов хри­сти­ан­ских храмов.

Глав­ная книга хри­стиан — самая извест­ная из всех книг в мире

Глав­ная книга хри­стиан Библия оста­ется самой чита­е­мой и изда­ва­е­мой книгой в мире на про­тя­же­нии вот уже двух тысяч лет. Она пере­ве­дена на две с поло­ви­ной тысячи языков. Ее сово­куп­ный тираж к насто­я­щему вре­мени пре­вы­сил 8‑мь мил­ли­ар­дов экзем­пля­ров, а самый чита­е­мой частью Библии явля­ется Еван­ге­лие, содер­жа­щее жиз­не­опи­са­ние Иисуса Христа.

Ни о ком в мире не ска­зано так много, как об Иисусе Христе

Ни об одном чело­веке на земле не гово­ри­лось и не гово­рится столько, сколько гово­рится об Иисусе Христе. В каждом из более чем четы­рех мил­ли­о­нов хри­сти­ан­ских храмов и молит­вен­ных домов звучит про­по­ведь о Христе. О Нем гово­рят про­фес­сора с уни­вер­си­тет­ских кафедр, о Нем пишут сочи­не­ния сту­денты, о Нем рас­суж­дают, спорят, Им вос­хи­ща­ются, Его кри­ти­куют. Имя Иисуса Христа не сходит с уст вот уже две тысячи лет, ни одно другое имя на земле не про­из­но­сится столь часто.

Ни об одном чело­веке не напи­сано столько, сколько напи­сано и пишется об Иисусе Христе. Помимо Еван­ге­лий све­де­ния о Нем содер­жатся во мно­же­стве других книг, как худо­же­ствен­ных, так и науч­ных. О Нем пишут в газе­тах и в интер­нете, еже­годно в разных стра­нах защи­ща­ются тысячи дис­сер­та­ций, посвя­щен­ных раз­лич­ным аспек­там Его жизни или учения.

Не было иной лич­но­сти, кото­рая ока­зала бы столь глу­бо­кое вли­я­ние на раз­ви­тие куль­туры

В исто­рии не было иной лич­но­сти, кото­рая ока­зала бы столь глу­бо­кое, все­объ­ем­лю­щее и опло­до­тво­ря­ю­щее вли­я­ние на раз­ви­тие чело­ве­че­ской куль­туры. Именно Иисус Хри­стос на долгие века задал вектор куль­тур­ного раз­ви­тия несколь­ких кон­ти­нен­тов. Начав­шись на ближ­нем востоке, хри­сти­ан­ство очень быстро рас­про­стра­ни­лась по тер­ри­то­рии Малой Азии и Север­ной Африки, затем пере­ки­ну­лось на Европу восточ­ную и запад­ную. В даль­ней­шем хри­сти­ан­ская циви­ли­за­ция охва­тила собой обе Аме­рики, Австра­лию, зна­чи­тель­ную часть Африки и Юго-Восточ­ной Азии. И в каждом из этих реги­о­нов хри­сти­ан­ство ока­зало огром­ное, во многих слу­чаях реша­ю­щее вли­я­ние на раз­ви­тие куль­туры, сфор­ми­ро­вало куль­тур­ные коды целых наро­дов.

Ни один чело­век в исто­рии не срав­нится с Иису­сом Хри­стом по числу посвя­щен­ных ему живо­пис­ных изоб­ра­же­ний. Общее коли­че­ство раз­ме­щен­ных в храмах изоб­ра­же­ний Христа, вклю­чая сцены из Его жизни, исчис­ля­ется десят­ками мил­ли­о­нов. При­бавьте к этому все посвя­щен­ные ему про­из­ве­де­ния миро­вой живо­писи и скульп­туры, их мно­го­чис­лен­ные репро­дук­ции на открыт­ках и в аль­бо­мах – речь может идти о мил­ли­ар­дах таких изоб­ра­же­ний.

Ни одному чело­веку не посвя­щено столько музы­каль­ных про­из­ве­де­ний, начи­ная от ранней хри­сти­ан­ской литур­ги­че­ской музыки, вклю­чая мно­го­чис­лен­ные кан­таты и вели­че­ствен­ные «Стра­сти» И. С. Баха. Образ Иисуса при­вле­кает ком­по­зи­то­ров разных стран, времён и наро­дов.

Вли­я­ние Иисуса Христа на нрав­ствен­ное состо­я­ние чело­ве­че­ства бес­пре­це­дентно

Ни одну лич­ность невоз­можно срав­нить с Иису­сом Хри­стом по сте­пени вли­я­ния на раз­ви­тие нрав­ствен­но­сти. При полном отсут­ствии у Него каких-либо черт соци­аль­ного рефор­ма­тора Его учение с тече­нием веков стало при­чи­ной глу­бо­ких ради­каль­ных изме­не­ний во всей системе вза­и­мо­от­но­ше­ний между людьми не только на уровне личной нрав­ствен­но­сти, но и на соци­аль­ном уровне. При­ве­дем при­меры. Иисус не при­зы­вал к отмене раб­ства, но именно бла­го­даря хри­сти­ан­скому пони­ма­нию при­род­ного равен­ства между людьми раб­ство было в конце концов отме­нено. Он не при­зы­вал к смене поли­ти­че­ского режима или реформе пра­во­вого кодекса, но именно бла­го­даря хри­сти­ан­ству чело­ве­че­ское сооб­ще­ство создало те пра­во­вые меха­низмы, кото­рые сего­дня лежат в основе жиз­не­де­я­тель­но­сти многих госу­дарств. Иисус не был борцом за соци­аль­ные права, но именно на хри­сти­ан­ском учении бази­ру­ется то пони­ма­ние прав чело­века, кото­рое поз­во­лило жен­щи­нам и детям стать пол­но­цен­ными чле­нами обще­ства, поз­во­лило иско­ре­нить нера­вен­ство в обще­ствен­ных правах, дис­кри­ми­на­цию по наци­о­наль­ному и расо­вому при­знаку и многие другие дефекты обще­ствен­ного устрой­ства харак­тер­ные для древ­него мира.

Иисус Хри­стос прин­ци­пи­ально отли­ча­ется от про­ро­ков других рели­гий

Иисус Хри­стос – един­ствен­ный Чело­век, кото­рого в тече­ние вот уже двух тысяч лет многие почи­тают Богом вопло­тив­шимся. Во многих рели­ги­оз­ных тра­ди­циях суще­ствуют лица, почи­та­е­мые как про­роки или как вели­кие учи­теля (напри­мер, Маго­мет, Будда, Кон­фу­ций), но нет ни одного дру­гого лица, кото­рого почи­тали бы как Бога и кото­рому моли­лись бы как Богу.

Можно при­ве­сти много других при­ме­ров вли­я­ния Иисуса Христа на раз­ви­тие чело­ве­че­ской циви­ли­за­ции в самых разных ее аспек­тах. Но и при­ве­ден­ных при­ме­ров вполне доста­точно для того, чтобы понять при­чины, по кото­рым рож­де­ние именно этого Чело­века стало точкой отсчета в нашем кален­даре, и почему именно Он самый зна­ме­ни­тый Чело­век за всю исто­рию чело­ве­че­ства. Во все­мир­ном мас­штабе у Иисуса Христа нет кон­ку­рен­тов по объему вли­я­ния на умы и сердца людей на их личную и обще­ствен­ную жизнь на их миро­воз­зрен­че­ские и нрав­ствен­ные уста­новки.

Святые Отцы Собора IV-го, Хал­ки­дон­ского, собрав­ши­еся в 451 году в коли­че­стве порядка 630 участ­ни­ков, опре­де­лили догмат об образе соеди­не­ния в Лице Гос­пода Иисуса Христа двух естеств в сле­ду­ю­щих словах:

«После­дуя Святым отцам, все еди­но­душно поучаем испо­ве­ды­вать одного и того же Сына Гос­пода нашего Иисуса Христа, совер­шен­ного в Боже­стве и совер­шен­ного в чело­ве­че­стве, истинно Бога и истинно чело­века, того же из души разум­ной и тела, еди­но­сущ­ного Отцу по Боже­ству, и того же еди­но­сущ­ного нам по чело­ве­че­ству, во всем подоб­ного нам кроме греха, рож­ден­ного прежде веков от Отца по Боже­ству, а в послед­ние дни ради нас и нашего ради спа­се­ния от Марии Девы Бого­ро­дицы — по чело­ве­че­ству; одного и того же Христа, Сына, Гос­пода, еди­но­род­ного, в двух есте­ствах нес­литно, неиз­менно, нераз­дельно, нераз­лучно позна­ва­е­мого, — так что соеди­не­нием нисколько не нару­ша­ется раз­ли­чие двух естеств, но тем более сохра­ня­ется свой­ство каж­дого есте­ства и соеди­ня­ется в одно Лице и одну Ипо­стась, — не на два лица рас­се­ка­е­мого или раз­де­ля­е­мого, но одного и того же Сына и Еди­но­род­ного, Бога Слова, Гос­пода Иисуса Христа, как в древ­но­сти учили про­роки о Нем, и как Сам Гос­подь Иисус Хри­стос научил нас, и как предал нам символ отцев».

Догмат ста семи­де­сяти святых отцов VI все­лен­ского собора, Кон­стан­ти­но­поль­ского. О двух волях и дей­ствиях в Гос­поде нашем Иисусе Христе:

«Про­по­ве­дуем также, по учению святых отцов, что в Нем и две есте­ствен­ные воли или хоте­ния, и два есте­ствен­ные дей­ствия нераз­дельно, неиз­менно, нераз­лучно, нес­ли­янно. И два есте­ствен­ные хоте­ния не про­ти­во­по­ло­жен­ные одно дру­гому, как гово­рили нече­сти­вые ере­тики — да не будет! Но Его чело­ве­че­ское хоте­ние не про­ти­во­ре­чит и не про­ти­во­бор­ствует, а сле­дует, или лучше ска­зать, под­чи­ня­ется Его Боже­ствен­ному и все­мо­гу­щему хоте­нию».

Пере­станьте гово­рить о Христе. Нач­ните гово­рить со Хри­стом. Пере­станьте думать о Христе как о чем-то внеш­нем, дале­ком. Най­дите Его внутри себя. Не выду­мы­вайте себе Христа, поз­вольте Ему самому рас­ска­зать вам о Себе.
Не пытай­тесь спасти себя. Поз­вольте Ему спасти вас. Он очень желает забо­титься о вас, уте­шать вас, направ­лять; вы просто поз­вольте Ему сде­лать это, ото­дви­нув свое я с Его пути.
Все, что нужно от вас, – это только смот­реть в Его сто­рону и шеп­тать: «Христе мой, спаси меня».
про­то­и­е­рей Сергий Бара­нов (г. Орск)

Источник

Оцените статью