- Что значит христианам споборствуй
- Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
- Толерантность и Православие. Стоит ли подрывать основы веры из-за боязни оскорбить религиозные и иные чувства иноверцев?
- Текст книги «От святой купели и до гроба: Краткий устав жизни православного христианина»
- Автор книги: Епископ Павел Никольск-Уссурийский
- Жанр: Религиозные тексты, Религия
Что значит христианам споборствуй
В 1993 году, когда я только пришел в Церковь. Не помню откуда, у меня появился старый молитвослов. И в нем в тропаре кресту присутствовало слово «православным», то есть была фраза «. победы православным христианам на сопротивныя даруя. «. Вопрос: Или это особенности того молитвослова или это слово по каким-то причинам исключили позже? Также в предпоследней молитве на сон грядущим, той, которая предшествует исповедальной молитве после предложения «Путешествующим спутешествуй» шло: «Православным христианам споборствуй», в других молитвословах я этого предложения не встречал. Вопрос такой же, как и в первом случае.
Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):
Тропарь Кресту был написан в 8 веке св. Косьмой, епископом Маиумским, совоспитанником и другом преп. Иоанна Дамаскина: Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверным царем на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя крестом Твоим жительство. В этом кратком песнопении выражена не только вера во всепобеждающую силу Креста, но и указание на знамение его на небе с греческой надписью «сим побеждай» (touto nika), которое видел св. Константин Великий и его воины. В греческом тексте и древний период на Руси пелось царем (без имени). В России в период христианской монархии пели: благочестивому императору нашему (имя). После прекращения христианской государственности тропарь изменился: православным христианом. Иногда эти слова без должного основания опускают. Также и в молитве Ненавидящих и обидящих нас произошло изменение.
Источник
Толерантность и Православие. Стоит ли подрывать основы веры из-за боязни оскорбить религиозные и иные чувства иноверцев?
Приветствую и благодарю за внимание всех читателей канала.
Новейшая история показала, что толерантность губительна для всех, кто её исповедует и применяет на практике. И это касается не только отдельных личностей, но и целых стран, и немалых частей некоторых континентов. За примерами далеко ходить не надо: США и Западная Европа.
Прижилась ли эта «инфекция» в российском Православии?
Рассмотрим вопрос на конкретном примере. Возьмём в руки два православных молитвослова:
- «Полный Православный молитвослов для мирян и псалтирь» , изданный по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, одобренного Богослужебной комиссией Московской Патриархии. М.: Сретенский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег», 2002 , 992 с.;
- «Молитвослов и Псалтирь» , изданный на церковно-славянском языке и напечатанный шрифтом церковно-славянской азбуки, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, во граде Москве, в Сретенском монастыре в лете от Рождества по плоти Бога Слова 2002.
Что касается второго молитвослова, то он не был новоделом постсоветских времен, одобренным богослужебной комиссией Московской Патриархии, а был перепечаткой дореволюционного издания.
В обоих молитвословах в правиле на сон грядущим есть молитва, начинающаяся со слов: «Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи, человеколюбче.»
Но тексты их не одинаковы. В новоделе отсутствует целое предложение, в котором молящийся после прошения: «Путешествующим спутешествуй.» просит Господа о содействии не всему человечеству, а именно христианам: «Христианом споборствуй.»
Из «Полного Православного молитвослова и Пслатири» прошение: «Христианом споборствуй.» исчезло. Оно вымарано толи редактором, толи достопочтенной Богослужебной комиссией Московской Патриархии.
Интересно из каких соображений?
В России много иноверных и язычников. Не обидеть бы и не оскорбить бы их религиозных чувств? А что до современных православных, то они духовных книг не читают и разницы не заметят, но зато в полном почтении пребудут и иноверцы, и язычники . Ведь верующие в вечерних молитвах не будут просить Господа споборствовать христианам и, тем самым, не будут задевают честь и достоинство граждан иных вер и верований.
Почему бы не пойти дальше? Взять, к примеру, богослужебные литургические тексты. Там очень много «нетолерантных» прошений. Как быть с ними.
Как быть с текстами Евангелий, на церковно-славянском языке, в которых евреи именуются не евреями, а жидами? Очень нетолерантно и оскорбительно для великого богоизбранного народа.
Может, переписать тексты Нового Завета? «Подтянуть» их под требования современного мира, несмотря на то, что в те времена, когда Новый Завет переводился на славянские языки иного общеславянского наименования для евреев, как жиды, не существовало и оно не носило того обидного и презрительного смысла, которое обрело исключительно в Российской Империи к веку девятнадцатому.
Дьявол кроется в деталях. РПЦ почти двадцать лет назад сделала толерантный шажочек в сторону иноверцев, исключив из молитвослова прошение: «Христианам споборствуй.»
Лиха беда — начало. Не скатиться бы российским православным в бездну толерантности, делая одну уступку за другой, и по примеру белых граждан США, склонивших головы перед неграми, не опуститься бы на колени перед евреями, за многовековые гонения, и перед мусульманами за зверства крестовых походов, к которым Россия не имеет никакого отношения.
Источник
Текст книги «От святой купели и до гроба: Краткий устав жизни православного христианина»
Автор книги: Епископ Павел Никольск-Уссурийский
Жанр: Религиозные тексты, Религия
Текущая страница: 4 (всего у книги 9 страниц) [доступный отрывок для чтения: 4 страниц]
Праздники особо чтимые
Помимо великих двунадесятых праздников существуют особо чтимые праздники, как всеобщие (для всей Церкви Русской), так и местные (для данных губерний или областей). К первым принадлежат: день Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа) – день постный, день Рождения его (24 июня), преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (26 сентября), Казанской иконы Божией Матери (22 октября), святителя Николая Мирликийского Чудотворца (6 декабря и 9 Мая) и праздник в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня). К празднику святых перво-верховных апостолов Петра и Павла Церковь приготовляет верующих особым постом, т. к. она почитает в лице этих апостолов «Церкви Христовой утверждение» (см. Акафист), «вселенной учителей, весь мир своим учением просветивших».
Апостолов первопрестольницы, и вселенныя учители, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.
Величаем вас, апостоли Христовы, весь мир ученьми своими просветившие и вся концы[58] 58
Вселенной.
[Закрыть] ко Христу приведшие.
К числу местночтимых праздников принадлежат: дни прославления преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, святого благоверного Александра Невского, преподобных Сергия и Германа Валаамских и других.
Хотя вышеуказанные святые почитаются и всею Церковью и им всюду правится служба, но в одних местах эти дни чтутся наряду великих праздников и потому совершается церковное торжество, как в храмовые праздники; тогда как в других местах праздники эти проходят мало заметно для мирян. Так например, праздник святителя Иннокентия, Иркутского чудотворца, торжественно празднуется по всей Сибири 26 ноября (9 февраля празднуется менее) с закрытием присутственных мест, тогда как в остальной части России об этом святителе Божием мало известно и этот день не празднуется.
Тропарь святому Иннокентию, гл. 3.
Светильниче Церкви пресветлый, озаривый лучами доброт[59] 59
Добродетелей;
[Закрыть] и исцеленьми многими притекающих краце твоей с верою Бога прославивый, молим тя, святителю отче Иннокентие, ограждай молитвами твоими град (или обитель, весь) сей от всех бед и печали.
Величаем Тя, Святителю отче Иннокентие, и чтим святую память Твою, Ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.
Примечание. До конца обедни (Литургии) в праздники пищи не вкушай, чаю не пей, а возвратившись из храма, помолись прежде иконам, поздравь домашних с праздником, вкуси вместе с ними просфоры и тогда принимайся за еду; просфору можно вкушать только натощак.
Посты
«Придут дни, когда отнимется у них Жених (Спаситель), и тогда будут поститься, в те дни»
Праздники Церковные и посты имеют между собой тесную связь. Обычно посредством поста Церковь подготавливает нас к достойной встрече и празднованию великих праздников.
И посты, и праздники установлены Господом Богом для нашего назидания и спасения. Сам Господь Иисус Христос постился 40 дней, ничего не вкушая, победил в пустыне искушение диавольское, и всем христианам заповедал пост, как самое сильное средство для победы над врагом спасения: «Сей род (диавольский) не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Поэтому-то, по примеру Господню, усердно постились апостолы (Деян. 13, 3; 14, 23) и все святые и благочестивые христиане. Польза от истинного поста превеликая. Пост тело освежает, очищает, покоряет его душе, дает отдых органам тела и вообще способствует нашему здоровью: пост во многих случаях есть самое верное, и самое дешевое лекарство, указанное нам природой.
Главная же его сила в обуздании непокорного тела и страстей. Как конь обуздывается уздою, так тело наше – постом. Душа же наоборот, по слову святителя Иоанна Златоуста, от поста укрепляется, делается способной подниматься на высоту, способной на подвиги. Таким образом, пост полезен для здоровья тела и для души. Вот потому-то так прославляет пост Церковь: «Пришел пост, мать целомудрия, обличитель греха и покровитель покаяния, образ жизни ангелов и спасение человеков» (понед. 1 седм. стих, на ст.). Нужно все же заметить, что в вышеприведенных словах Церковь воспевает пост истинный.
К сожалению, немало есть людей, не знающих истинного поста, которые думают, что пост заключается в том, чтобы есть только постную пищу, при чем едят ее вволю, а в остальном не изменяют образа своей прежней жизни. Это самообман; истинный пост, прежде всего, в воздержании. Действительно, нужна постная пища, но не сладкая, не жирная и при том в очень умеренных количествах; затем к воздержанию в пище необходимо приложить частую молитву, с усиленными земными поклонами, малоспание и хождение в храм к богослужению.
Во всем этом заключается пост собственно телесный, но нужен при нем и духовный, иначе не будет никакой от поста пользы: «Братие!» восклицает Церковь, – «постясь телом, будем поститься и душою» (среда 1 нед.). В чем же состоит второй пост – духовный. Послушайте: «Истинный пост в том, чтобы удаляться от всякого зла, сдерживать свой язык, подавлять гнев, удерживаться от страстей, осуждения ближних, лжи и нарушения клятвы»… (понед. 1 седм., стих, на стих.).
Следовательно, нужно соединять два поста: телесный и духовный. Потому и святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем. » И святитель Иннокентий Иркутский замечает: «Если кто на голой земле спит, а злое мыслит на ближнего своего, и того не хвалю; всякий скот постели не имеет и спит на голой земле…» Лукаво, беззаконно поступают и те, которые говорят: «Главное в посте воздержание, нет пользы тому, кто ест много постной пищи. А вот мы едим хоть скоромную пищу, да умеренно, и в такой умеренности есть пост, воздержание». Это лукавство и самообман. Худо делают и те, которые много едят постной пищи, но хуже делают те, которые умеренно употребляют постом скоромную пищу. Ведь воздержание наше не только в количестве, но и в роде, в качестве пищи по заповеди Церкви.
Воздерживаться нужно круглый год, а постом требуется особое воздержание и по роду пищи: скоромная пища и в малом количестве ласкает вкус, поддерживает чувственность и потому сама по себе в пост она есть невоздержание. Таких «скоромных постников» преподобный Иоанн Лествичник уподобляет людям, заливающим огонь – маслом. Напрасно и водку называют «постной»: она разжигает огонь страстей сильнее иной скоромной пищи. Будьте зрячи.
Все посты разделяются на многодневные и однодневные. Многодневных постов четыре: 1) Петров пост, он начинается через неделю после Троицына дня и кончается – 29 июня, в праздник апостолов Петра и Павла. Установлен в честь святых первоверховных апостолов, начавших проповедь постом и часто постившихся (2 Кор. 6, 5; 11, 27); 2)Успенский пост с 1 до 15 августа, в честь Пресвятой Девы Марии, воспитавшейся при храме молитвой и постом и при жизни понесшей крест великих скорбей (Лк. 2, 35); 3) Рождественский, или Филиппов пост, начинается после дня апостола Филиппа (с 15 ноября) и кончается 24 декабря. Установлен для достойной встречи великого праздника Рождества Христова; 4) Великий пост перед Пасхой – установлен в подражание 40-дневного поста Господа Иисуса Христа и для приготовления к достойной встрече Пасхи – «Праздника Праздников», чтобы «чистым сердцем» славить Воскресшего Господа. В великом посте всего семь недель, причем последняя называется «страстной» в память «страстей» (страданий) Господа и проводится в усиленном посте, молитве и посещении церковных служб.
Однодневные посты: 1) в Крещенский сочельник – 5 января, для достойного принятия благодатной святой воды Богоявленской (агиасмы); 2) в день Воздвижения Креста Господня – 14 сентября для достойного поклонения Кресту Господню; 3) в день Усекновения главы Иоанна Предтечи в память сего великого постника, и в честь Его мученической кончины; 4) в каждую среду – в память предания Христа Иудой, и в каждую пятницу—в память крестных страданий Господа. Помимо сего архиерею местной епархии предоставлено правилами Церкви право объявлять и установлять чрезвычайные посты по поводу каких-либо общественных бедствий для привлечения милости Божией, и все христиане данной епархии должны выполнять предписанный пост, как повеление Господне.
Особое примечание. Главная цель христианского поста заключается в том, чтобы тело и душу поставить на должные, на соответствующие им места: часто бывает так, что тело – господин, а душа для тела раба послушная; требуется как раз наоборот, чтобы тело покорялось душе, вот пост и восстанавливает равновесие в человеке, так что поскольку ослабляется тело (внешний человек), постольку приобретает силу душа (внутренний человек), как о том написано: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4, 16).
Бывает, что даже люди благочестивые, ссылаясь на болезнь, просят разрешения у духовных отцов на принятие скоромной пищи в дни поста. Таковым прежде всего необходимо знать, что священникам дана власть только разрешать кающихся во грехах, но не дано власти разрешать на преступление правил церковных. А в правилах нет другого разрешения для больных, как только на постное масло и виноградное вино во дни строгого поста, когда это здоровым воспрещается, например на – первой и Страстной седмице, и в другие указанные уставом дни. В крайнем же случае дается разрешение на рыбу, но не на мясо; так говорит об этом древний патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон, называемый современниками светилом правоведения: «если какой верный не постится во Святую Четыредесятницу перед Пасхою, и во всякую среду и пяток, то если он клирик, должен подлежать извержению; а если мирянин должен подлежать отлучению. Исключи мне болящих. Ибо если они разрешают на рыбу, будут удостоены снисхождения. На мясо же никто не должен разрешать ни в какую среду и пяток, кроме пасхальных и других, в которые разрешается, – хотя бы находился при последнем издыхании… А когда слышишь о разрешении, не говори, что это разрешение на мясо, ибо вкушать мясо в Великую Четыредесятницу не должно быть дозволяемо никому, хотя бы находился и при последнем издыхании. Мы знаем, что в разные времена об этом были вопросы на Соборах, но разрешения не дано (Толков. на 69 правило святых апостолов)».
Краткое молитвенное правило для мирян
«У каждого христианина должно быть правило».
Источник