Что значит христианам споборствуй

Что значит христианам споборствуй

В 1993 году, когда я только пришел в Церковь. Не помню откуда, у меня появился старый молитвослов. И в нем в тропаре кресту присутствовало слово «православным», то есть была фраза «. победы православным христианам на сопротивныя даруя. «. Вопрос: Или это особенности того молитвослова или это слово по каким-то причинам исключили позже? Также в предпоследней молитве на сон грядущим, той, которая предшествует исповедальной молитве после предложения «Путешествующим спутешествуй» шло: «Православным христианам споборствуй», в других молитвословах я этого предложения не встречал. Вопрос такой же, как и в первом случае.

Отвечает Иеромонах Иов (Гумеров):

Тропарь Кресту был написан в 8 веке св. Косьмой, епископом Маиумским, совоспитанником и другом преп. Иоанна Дамаскина: Спаси, Господи, люди Твоя и благослови достояние Твое, победы благоверным царем на сопротивныя даруя, и Твое сохраняя крестом Твоим жительство. В этом кратком песнопении выражена не только вера во всепобеждающую силу Креста, но и указание на знамение его на небе с греческой надписью «сим побеждай» (touto nika), которое видел св. Константин Великий и его воины. В греческом тексте и древний период на Руси пелось царем (без имени). В России в период христианской монархии пели: благочестивому императору нашему (имя). После прекращения христианской государственности тропарь изменился: православным христианом. Иногда эти слова без должного основания опускают. Также и в молитве Ненавидящих и обидящих нас произошло изменение.

Читайте также:  Что значит график амортизации по году

Источник

Толерантность и Православие. Стоит ли подрывать основы веры из-за боязни оскорбить религиозные и иные чувства иноверцев?

Приветствую и благодарю за внимание всех читателей канала.

Новейшая история показала, что толерантность губительна для всех, кто её исповедует и применяет на практике. И это касается не только отдельных личностей, но и целых стран, и немалых частей некоторых континентов. За примерами далеко ходить не надо: США и Западная Европа.

Прижилась ли эта «инфекция» в российском Православии?

Рассмотрим вопрос на конкретном примере. Возьмём в руки два православных молитвослова:

  • «Полный Православный молитвослов для мирян и псалтирь» , изданный по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, одобренного Богослужебной комиссией Московской Патриархии. М.: Сретенский монастырь; «Новая книга»; «Ковчег», 2002 , 992 с.;
  • «Молитвослов и Псалтирь» , изданный на церковно-славянском языке и напечатанный шрифтом церковно-славянской азбуки, по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия, во граде Москве, в Сретенском монастыре в лете от Рождества по плоти Бога Слова 2002.

Что касается второго молитвослова, то он не был новоделом постсоветских времен, одобренным богослужебной комиссией Московской Патриархии, а был перепечаткой дореволюционного издания.

В обоих молитвословах в правиле на сон грядущим есть молитва, начинающаяся со слов: «Ненавидящих и обидящих нас прости, Господи, человеколюбче.»

Но тексты их не одинаковы. В новоделе отсутствует целое предложение, в котором молящийся после прошения: «Путешествующим спутешествуй.» просит Господа о содействии не всему человечеству, а именно христианам: «Христианом споборствуй.»

Из «Полного Православного молитвослова и Пслатири» прошение: «Христианом споборствуй.» исчезло. Оно вымарано толи редактором, толи достопочтенной Богослужебной комиссией Московской Патриархии.

Интересно из каких соображений?

В России много иноверных и язычников. Не обидеть бы и не оскорбить бы их религиозных чувств? А что до современных православных, то они духовных книг не читают и разницы не заметят, но зато в полном почтении пребудут и иноверцы, и язычники . Ведь верующие в вечерних молитвах не будут просить Господа споборствовать христианам и, тем самым, не будут задевают честь и достоинство граждан иных вер и верований.

Почему бы не пойти дальше? Взять, к примеру, богослужебные литургические тексты. Там очень много «нетолерантных» прошений. Как быть с ними.

Как быть с текстами Евангелий, на церковно-славянском языке, в которых евреи именуются не евреями, а жидами? Очень нетолерантно и оскорбительно для великого богоизбранного народа.

Может, переписать тексты Нового Завета? «Подтянуть» их под требования современного мира, несмотря на то, что в те времена, когда Новый Завет переводился на славянские языки иного общеславянского наименования для евреев, как жиды, не существовало и оно не носило того обидного и презрительного смысла, которое обрело исключительно в Российской Империи к веку девятнадцатому.

Дьявол кроется в деталях. РПЦ почти двадцать лет назад сделала толерантный шажочек в сторону иноверцев, исключив из молитвослова прошение: «Христианам споборствуй.»

Лиха беда — начало. Не скатиться бы российским православным в бездну толерантности, делая одну уступку за другой, и по примеру белых граждан США, склонивших головы перед неграми, не опуститься бы на колени перед евреями, за многовековые гонения, и перед мусульманами за зверства крестовых походов, к которым Россия не имеет никакого отношения.

Источник

Текст книги «От святой купели и до гроба: Краткий устав жизни православного христианина»

Автор книги: Епископ Павел Никольск-Уссурийский

Жанр: Религиозные тексты, Религия

Текущая страница: 4 (всего у книги 9 страниц) [доступный отрывок для чтения: 4 страниц]

Праздники особо чтимые

Помимо великих двунадесятых праздников существуют особо чтимые праздники, как всеобщие (для всей Церкви Русской), так и местные (для данных губерний или областей). К первым принадлежат: день Усекновения главы Иоанна Предтечи (29 августа) – день постный, день Рождения его (24 июня), преставление апостола и евангелиста Иоанна Богослова (26 сентября), Казанской иконы Божией Матери (22 октября), святителя Николая Мирликийского Чудотворца (6 декабря и 9 Мая) и праздник в честь святых первоверховных апостолов Петра и Павла (29 июня). К празднику святых перво-верховных апостолов Петра и Павла Церковь приготовляет верующих особым постом, т. к. она почитает в лице этих апостолов «Церкви Христовой утверждение» (см. Акафист), «вселенной учителей, весь мир своим учением просветивших».

Апостолов первопрестольницы, и вселенныя учители, Владыку всех молите мир вселенней даровати и душам нашим велию милость.

Величаем вас, апостоли Христовы, весь мир ученьми своими просветившие и вся концы[58] 58
Вселенной.

[Закрыть] ко Христу приведшие.

К числу местночтимых праздников принадлежат: дни прославления преподобных Зосимы и Савватия Соловецких, святого благоверного Александра Невского, преподобных Сергия и Германа Валаамских и других.

Хотя вышеуказанные святые почитаются и всею Церковью и им всюду правится служба, но в одних местах эти дни чтутся наряду великих праздников и потому совершается церковное торжество, как в храмовые праздники; тогда как в других местах праздники эти проходят мало заметно для мирян. Так например, праздник святителя Иннокентия, Иркутского чудотворца, торжественно празднуется по всей Сибири 26 ноября (9 февраля празднуется менее) с закрытием присутственных мест, тогда как в остальной части России об этом святителе Божием мало известно и этот день не празднуется.

Тропарь святому Иннокентию, гл. 3.

Светильниче Церкви пресветлый, озаривый лучами доброт[59] 59
Добродетелей;

[Закрыть] и исцеленьми многими притекающих краце твоей с верою Бога прославивый, молим тя, святителю отче Иннокентие, ограждай молитвами твоими град (или обитель, весь) сей от всех бед и печали.

Величаем Тя, Святителю отче Иннокентие, и чтим святую память Твою, Ты бо молиши за нас Христа Бога нашего.

Примечание. До конца обедни (Литургии) в праздники пищи не вкушай, чаю не пей, а возвратившись из храма, помолись прежде иконам, поздравь домашних с праздником, вкуси вместе с ними просфоры и тогда принимайся за еду; просфору можно вкушать только натощак.

Посты

«Придут дни, когда отнимется у них Жених (Спаситель), и тогда будут поститься, в те дни»

Праздники Церковные и посты имеют между собой тесную связь. Обычно посредством поста Церковь подготавливает нас к достойной встрече и празднованию великих праздников.

И посты, и праздники установлены Господом Богом для нашего назидания и спасения. Сам Господь Иисус Христос постился 40 дней, ничего не вкушая, победил в пустыне искушение диавольское, и всем христианам заповедал пост, как самое сильное средство для победы над врагом спасения: «Сей род (диавольский) не может выйти иначе, как от молитвы и поста». Поэтому-то, по примеру Господню, усердно постились апостолы (Деян. 13, 3; 14, 23) и все святые и благочестивые христиане. Польза от истинного поста превеликая. Пост тело освежает, очищает, покоряет его душе, дает отдых органам тела и вообще способствует нашему здоровью: пост во многих случаях есть самое верное, и самое дешевое лекарство, указанное нам природой.

Главная же его сила в обуздании непокорного тела и страстей. Как конь обуздывается уздою, так тело наше – постом. Душа же наоборот, по слову святителя Иоанна Златоуста, от поста укрепляется, делается способной подниматься на высоту, способной на подвиги. Таким образом, пост полезен для здоровья тела и для души. Вот потому-то так прославляет пост Церковь: «Пришел пост, мать целомудрия, обличитель греха и покровитель покаяния, образ жизни ангелов и спасение человеков» (понед. 1 седм. стих, на ст.). Нужно все же заметить, что в вышеприведенных словах Церковь воспевает пост истинный.

К сожалению, немало есть людей, не знающих истинного поста, которые думают, что пост заключается в том, чтобы есть только постную пищу, при чем едят ее вволю, а в остальном не изменяют образа своей прежней жизни. Это самообман; истинный пост, прежде всего, в воздержании. Действительно, нужна постная пища, но не сладкая, не жирная и при том в очень умеренных количествах; затем к воздержанию в пище необходимо приложить частую молитву, с усиленными земными поклонами, малоспание и хождение в храм к богослужению.

Во всем этом заключается пост собственно телесный, но нужен при нем и духовный, иначе не будет никакой от поста пользы: «Братие!» восклицает Церковь, – «постясь телом, будем поститься и душою» (среда 1 нед.). В чем же состоит второй пост – духовный. Послушайте: «Истинный пост в том, чтобы удаляться от всякого зла, сдерживать свой язык, подавлять гнев, удерживаться от страстей, осуждения ближних, лжи и нарушения клятвы»… (понед. 1 седм., стих, на стих.).

Следовательно, нужно соединять два поста: телесный и духовный. Потому и святитель Иоанн Златоуст говорит: «Что за польза, когда мы воздерживаемся от птиц и рыб, а братьев угрызаем и снедаем. » И святитель Иннокентий Иркутский замечает: «Если кто на голой земле спит, а злое мыслит на ближнего своего, и того не хвалю; всякий скот постели не имеет и спит на голой земле…» Лукаво, беззаконно поступают и те, которые говорят: «Главное в посте воздержание, нет пользы тому, кто ест много постной пищи. А вот мы едим хоть скоромную пищу, да умеренно, и в такой умеренности есть пост, воздержание». Это лукавство и самообман. Худо делают и те, которые много едят постной пищи, но хуже делают те, которые умеренно употребляют постом скоромную пищу. Ведь воздержание наше не только в количестве, но и в роде, в качестве пищи по заповеди Церкви.

Воздерживаться нужно круглый год, а постом требуется особое воздержание и по роду пищи: скоромная пища и в малом количестве ласкает вкус, поддерживает чувственность и потому сама по себе в пост она есть невоздержание. Таких «скоромных постников» преподобный Иоанн Лествичник уподобляет людям, заливающим огонь – маслом. Напрасно и водку называют «постной»: она разжигает огонь страстей сильнее иной скоромной пищи. Будьте зрячи.

Все посты разделяются на многодневные и однодневные. Многодневных постов четыре: 1) Петров пост, он начинается через неделю после Троицына дня и кончается – 29 июня, в праздник апостолов Петра и Павла. Установлен в честь святых первоверховных апостолов, начавших проповедь постом и часто постившихся (2 Кор. 6, 5; 11, 27); 2)Успенский пост с 1 до 15 августа, в честь Пресвятой Девы Марии, воспитавшейся при храме молитвой и постом и при жизни понесшей крест великих скорбей (Лк. 2, 35); 3) Рождественский, или Филиппов пост, начинается после дня апостола Филиппа (с 15 ноября) и кончается 24 декабря. Установлен для достойной встречи великого праздника Рождества Христова; 4) Великий пост перед Пасхой – установлен в подражание 40-дневного поста Господа Иисуса Христа и для приготовления к достойной встрече Пасхи – «Праздника Праздников», чтобы «чистым сердцем» славить Воскресшего Господа. В великом посте всего семь недель, причем последняя называется «страстной» в память «страстей» (страданий) Господа и проводится в усиленном посте, молитве и посещении церковных служб.

Однодневные посты: 1) в Крещенский сочельник – 5 января, для достойного принятия благодатной святой воды Богоявленской (агиасмы); 2) в день Воздвижения Креста Господня – 14 сентября для достойного поклонения Кресту Господню; 3) в день Усекновения главы Иоанна Предтечи в память сего великого постника, и в честь Его мученической кончины; 4) в каждую среду – в память предания Христа Иудой, и в каждую пятницу—в память крестных страданий Господа. Помимо сего архиерею местной епархии предоставлено правилами Церкви право объявлять и установлять чрезвычайные посты по поводу каких-либо общественных бедствий для привлечения милости Божией, и все христиане данной епархии должны выполнять предписанный пост, как повеление Господне.

Особое примечание. Главная цель христианского поста заключается в том, чтобы тело и душу поставить на должные, на соответствующие им места: часто бывает так, что тело – господин, а душа для тела раба послушная; требуется как раз наоборот, чтобы тело покорялось душе, вот пост и восстанавливает равновесие в человеке, так что поскольку ослабляется тело (внешний человек), постольку приобретает силу душа (внутренний человек), как о том написано: «если внешний наш человек и тлеет, то внутренний со дня на день обновляется» (2 Кор. 4, 16).

Бывает, что даже люди благочестивые, ссылаясь на болезнь, просят разрешения у духовных отцов на принятие скоромной пищи в дни поста. Таковым прежде всего необходимо знать, что священникам дана власть только разрешать кающихся во грехах, но не дано власти разрешать на преступление правил церковных. А в правилах нет другого разрешения для больных, как только на постное масло и виноградное вино во дни строгого поста, когда это здоровым воспрещается, например на – первой и Страстной седмице, и в другие указанные уставом дни. В крайнем же случае дается разрешение на рыбу, но не на мясо; так говорит об этом древний патриарх Антиохийский Феодор Вальсамон, называемый современниками светилом правоведения: «если какой верный не постится во Святую Четыредесятницу перед Пасхою, и во всякую среду и пяток, то если он клирик, должен подлежать извержению; а если мирянин должен подлежать отлучению. Исключи мне болящих. Ибо если они разрешают на рыбу, будут удостоены снисхождения. На мясо же никто не должен разрешать ни в какую среду и пяток, кроме пасхальных и других, в которые разрешается, – хотя бы находился при последнем издыхании… А когда слышишь о разрешении, не говори, что это разрешение на мясо, ибо вкушать мясо в Великую Четыредесятницу не должно быть дозволяемо никому, хотя бы находился и при последнем издыхании. Мы знаем, что в разные времена об этом были вопросы на Соборах, но разрешения не дано (Толков. на 69 правило святых апостолов)».

Краткое молитвенное правило для мирян

«У каждого христианина должно быть правило».

Источник

Оцените статью