ХОЗЯЙСТВЕННЫЕ СВЯЗИ
В процессе продвижения товаров на рынок торговля выполняет связующие функции между производством и потреблением. Возникающие между ними взаимоотношения называются хозяйственными связями.
Хозяйственные связи -совокупность отношений ( организационных, экономических, коммерческих, административных, правовых и др.), складывающихся между поставщиком и покупателем в процессе поставок товара.
Рационально организованные хозяйственные связи способствуют планомерной закупке необходимых товарных ресурсов у поставщиков, своевременной и ритмичной поставке товаров покупателям и удовлетворению спроса конечных потребителей.
Организация хозяйственных связей предполагает выполнение следующих коммерческих функций:
-участие торговых организаций в разработке промышленными предприятиями планов производства товаров через заявки и заказы
-работа по заключению хозяйственных договоры
-контроль за соблюдением договорных обязательств; применение экономических санкций
— участие в работе товарных бирж и оптовых ярмарок
-проверка качества поставляемых товаров
-установление оптимальных финансовых взаимоотношений
-применение административно-правовых норм
-организация оптовых закупок и продаж
Простые хозяйственные связи(без участия посредников(канал сбыта)) имеют ряд преимуществ:
-сокращаются пути и сроки доставки товаров в розничную сеть
-улучшается качество продукции
-оперативно обновляется ассортимент товаров
-совершенствуется режим поставки товаров
Розница при установлении прямых хозяйственных связей, получает более высокий доход, чем через оптовое звено. Такой вид связей целесообразен при поставке товаров простого ассортимента, при наличие у розничных предприятий собственных складских ёмкостей для размещения и хранения товаров.
В том случае, когда необходима подсортировка товара на оптовых складах (товары сложного ассортимента), нужна поставка товаров большими партиями, поставщики достаточно удалены от розничной сети, целесообразно прибегать к сложным хозяйственным связям (с участием посредников, количество которых может быть различно).
В последние годы всё чаще применяются прямые каналы товародвижения, когда производители стремятся продавать вырабатываемый ими товар непосредственно конечным потребителям.(фирменные магазины, посылочная торговля)
Источник
ПОНЯТИЕ И КЛАССИФИКАЦИЯ ХОЗЯЙСТВЕННЫХ СВЯЗЕЙ
1. Понятие хозяйственных связей
2. Порядок установления хозяйственных связей
3. Классификация хозяйственных связей
1. Понятие хозяйственных связей
Хозяйственные связи – это процесс установления взаимоотношений между поставщиками и покупателем или посреднической организацией по поводу закупки материальных ресурсов, полуфабрикатов, комплектующих изделий.
Рациональные хозяйственные связи способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставки продукции.
Система хозяйственных связей включает, в частности:
-участие торговых организаций и предприятий-потребителей в разработке предприятиями-поставщиками планов производства продукции посредством предоставляемых заявок и заказов;
-контроль за соблюдением договорных обязательств;
-применение экономических санкций; участие в работе товарных бирж и оптовых ярмарок;
-проверку качества (экспертизу поставляемых товаров; установление административно-правовых норм и другие взаимоотношения.
2. Порядок установления хозяйственных связей
Последовательность выполнения работ по хозяйственным связям:
Первый вид работ, выполняемых по хозяйственным связям, отражает предоставление заявок и заказов. Заявка – это документ предприятий, отражающий их потребность в товарах.
В отличие от заявок, заказв точном понимании этого слова есть требование к поставщику изготовить и поставить определённые товары, необходимые для удовлетворения спроса покупателя.
Второй вид работ, выполняемых по хозяйственным связям, заключение хозяйственных договоров. Заключение договоров на поставку товаров, помимо непосредственного обращения одной стороны к другой с офертой, может осуществляться на товарных или товарно-сырьевых биржах, оптовых ярмарках.
Третий вид работ, выполняемых по хозяйственным связям, контроль за соблюдением договорных обязательств. Он предполагает, прежде всего, контроль за соблюдением чёткого порядка и организации заключения договоров. Этот порядок предусматривает возложение персональной ответственности за своевременное оформление договоров на поставку конкретных видов продукции; за соблюдение правил оформления договоров; ответственность за своевременное рассмотрение проектов договоров поставщиков, а также порядок составления протокола разногласий, и др.
Последний вид работ, выполняемых по хозяйственным связям, применение экономических санкций, если таковые имеют место. Невыполнение сторонами своих обязательств влечёт за собой определённые санкции. Имущественная ответственность (санкция) применяется как средство воздействия на виновную сторону с целью побудить её к надлежащему, т.е. полному и своевременному, выполнению обязательства. Санкции устанавливаются в форме штрафа, неустойки, пени, возмещения убытков.
3. Классификация хозяйственных связей
Классификация хозяйственных связей:
1 По содержанию хозяйственных связей:
2 Участие посреднических организаций:
а) прямые – возможны только тогда, когда величина потребления сырья, материалов в месяц или квартал равна или больше транзитной нормы;
б) непрямые – продукция к потребителю поступает через посреднические организации.
3 Срок действия связей:
а) долгосрочные – свыше года;
б) краткосрочные – меньше года;
г) разовые – для единовременной закупки.
4 По характеру установления связей:
а) внутренние – между структурными подразделениями предприятия;
б) внешние – между юридическими лицами.
5 По месту заключения связей:
б) на товарных или товарно-сырьевых биржах;
Источник
Хозяйственные связи
Понятие хозяйственных связей
Сущность и порядок регулирования хозяйственных связей
Каждое предприятие в процессе коммерческой деятельности вступает в экономические и юридические отношения со своими клиентами, поставщиками и партнерами. В экономической литературе эти взаимоотношения обычно характеризуются термином «хозяйственные связи».
Понятие хозяйственные связи — довольно широкое и включает в себя совокупность экономических, организационных, коммерческих, правовых, административных, финансовых и других отношений, складывающихся между изготовителями, потребителями и организациями производственной инфраструктуры в процессе поставок товаров по поводу закупок или продаж.
Система хозяйственных связей торговли с промышленностью представляет собой совокупность форм, методов и рычагов взаимодействия предприятий, объединений, фирм, отраслей экономики с потребителями продукции.
Система хозяйственных связей включает в себя, в частности:
- участие торговых организаций в разработке промышленными предприятиями планов производства товаров посредством предоставления заказов и заявок;
- хозяйственные договоры;
- контроль над соблюдением договорных обязательств;
- применение экономических санкций;
- участие в работе товарных бирж и оптовых ярмарок;
- проверку качества (экспертизу) поставляемых товаров;
- установление оптимальных финансовых взаимоотношений и проч.
Рациональные хозяйственные связи способствуют планомерному развитию экономики, сбалансированности спроса и предложения, своевременной поставки товаров народного потребления и продукции производственного назначения покупателям.
Факторы формирования хозяйственных связей
Формирование хозяйственных связей, их общее количество и сложность находятся под влиянием множества разнообразных факторов.
Наиболее существенные факторы:
- масштабы общественного производства и сложность его отраслевой структуры;
- процесс углубления специализации и производственной кооперации в промышленности;
- ассортимент, объемы и качество производимой и потребляемой продукции.
От того, каким образом сформированы хозяйственные связи, от их структуры и организации во многом зависят экономические показатели сферы обращения.
Сложность проблемы организации хозяйственных связей между поставщиками и потребителями состоит в том, что в стране имеются сотни тысяч предприятий и организаций, находящихся в деловых многообразных контактах друг с другом, связанных обязательствами по взаимным поставкам продукции.
При административно-командной системе управления организация хозяйственных связей по поставкам товаров подвергалась детальному государственному регулированию и регламентированию.
Еще в 1959 г. впервые было утверждено Единое Положение о поставках продукции производственно-технического назначения и Положение о поставках товаров народного потребления. Но наряду с этими документами действовали многочисленные Особые условия поставки (по отдельным видам товаров).
Все эти документы ограничивали инициативу предприятий и организаций, лишали их возможности самостоятельно решать вопросы, связанные с заключением договоров. По этим документам ограничивался выбор партнеров, у сторон не было возможности определять в договорах условия, соответствующие конкретной поставке товаров. Текст договора был единым для всех участников (и с Крайнего Севера, и из Поволжья, и с Дальнего Востока).
В 1988 г. были утверждены Положения о поставках продукции производственно-технического назначения и товаров народного потребления. По этому документу стороны, заключавшие договор, получили возможность самостоятельно определять структуру хозяйственных связей, ассортимент товаров, сроки и порядок доставки, качество товаров, цены и др. Но по мерс перехода к рыночным отношениям эти Положения утратили обязательное значение и стали играть роль консультативного документа во взаимоотношениях поставщика и покупателя.
Виды хозяйственных связей
Хозяйственные связи на поставку товаров различаются по структуре и числу участников, срокам действия, ведомственному и территориальному признакам.
По структуре хозяйственные связи могут быть:
- простые (прямые);
- сложные (опосредованные).
К простым (прямым) хозяйственным связям относятся такие, при которых экономические и правовые взаимоотношения по поставкам товаров устанавливаются непосредственно между предприятием — изготовителем товаров и розничным торговым предприятием.
В этих случаях изготовители выступают одновременно в роли непосредственных поставщиков продукции, что влияет не только на характер оформления хозяйственных связей, но и на сам процесс их организации и формы воздействия сторон по взаимному выполнению обязательств.
Они устанавливаются при закупке многих продовольственных (скоропортящихся) товаров, а также непродовольственных крупногабаритных товаров и товаров несложного ассортимента. Такие связи называют прямыми.
К сложным (опосредствованным) относятся такие хозяйственные связи, в которых во взаимоотношениях между производителями и потребителями продукции и в осуществлении ее поставок выступают в качестве посредника оптово-торговые организации. Число посредников может быть различно.
Они согласовывают между предприятиями количество и ассортимент поставляемой продукции, се технические характеристики, частные сроки поставок, организуют поставки продукции, участвуют в расчетах с поставщиками и потребителями, а также в договорных обязательствах.
По продолжительности действия хозяйственные связи подразделяются на:
Если потребность в товарах систематическая, то предпочтение отдают прямым длительным связям, так как они гарантируют большую стабильность. Длительный характер хозяйственных связей позволяет поставщикам и потребителям согласовывать сроки производства, поставок и потребления продукции, ее качество и ассортимент и на этой основе повышать эффективность производства, снижать себестоимость и повышать качество производимой продукции.
Применительно к отраслевой структуре экономики все возникающие между поставщиками и потребителями хозяйственные связи можно подразделить на два основных типа:
- межотраслевые (межсистемные);
- внутриотраслевые.
При межотраслевых (межсистемных) связях взаимоотношения по поставкам устанавливаются между предприятиями различных систем, министерств, ведомств (промышленное предприятие — оптовая или розничная торговля).
Внутрисистемными хозяйственными связями называют договорные отношения между предприятиями и организациями одной системы (оптовая торговля — розничная торговля).
На основе территориального признака хозяйственные связи подразделяются на:
- межрегиональные и региональные хозяйственные связи по поставкам и перепоставкам товаров;
- территориальные хозяйственные связи по реализации излишков товаров.
По формам организации поставок следует различать хозяйственные связи, организуемые при транзитной форме поставок, т.е. когда продвижение продукции происходит от изготовителей к потребителям, минуя какие-либо промежуточные посреднические звенья, и хозяйственные связи, организуемые при складской форме снабжения, т.е. через склады посреднических организаций.
Источник