- 11 признаков хорошего психолога
- Хороший психолог – кто это?
- Получите консультацию от наших психологов!
- Кожевникова Татьяна
- Брич Елена Александровна
- Калинина Румия Рашидовна
- Майсак Надежда Васильевна
- Селивановская Ирина Алексеевна
- Начну с простого человеческого понятия.
- Теперь посмотрим на профессиональные критерии.
11 признаков хорошего психолога
Психолог с 20-летним стажем, бизнес-тренер, писательница и телеведущая Татьяна Мужицкая рассказывает, на что обращать внимание, если вы в поисках хорошего психолога.
Как среди множества специалистов выбрать профессионала, с которым предстоит делиться тем, о чем обычно молчат: невысказанной болью, травмирующими воспоминаниями и другой деликатной информацией? На что обратить внимание, чтобы распознать психолога, который поможет решить проблемы, а не усугубит их? Рассказывает автор мотивирующих бестселлеров «Теория невероятности» и «Мне все льзя» Татьяна Мужицкая .
Что такое хороший психолог, наукой не установлено. Психология очень разная. Много разных методов и стилей, и никто никогда не составлял таблицы «какой метод эффективнее». Все очень индивидуально. Одному человеку нужно решить проблему быстро и интенсивно, а другому лучше долго и по чайной ложечке, потому что психика у всех очень разная. И все же есть явные особенности, которые отличают профессионала от непрофессионала.
Высшее психологическое образование
Не философское, не педагогическое, не инженерное, а психологическое. Нюансов в профессии бесчисленное множество, а психика — очень тонкая материя. Без специализированного высшего образования обойтись невозможно. Поэтому не стесняйтесь интересоваться дипломом специалиста, которому собираетесь доверить психическое здоровье. Лучше всего выбрать психолога, который учился очно, получая первое или второе высшее.
Подтвержденная практика и довольные клиенты
У хорошего психолога есть опыт. Его советуют друзьям и знакомым, а не находят по объявлению. Есть реальные люди, которые могут о нем рассказать, люди, на которых смотришь и понимаешь: «Работа с психологом пошла им на пользу. Классные результаты. Я тоже так хочу».
Крайне важно, чтобы психолог всегда хранил профессиональную тайну. Сегодня очень многие пишут в интернете: «работал с тем-то, помог тому-то». Но простое упоминание имени, даже с согласия клиента — это уже не конфиденциальность. Даже если клиент сам где-то написал или рассказал, хороший психолог никогда не скажет: «Да, действительно, это мой клиент». И если профессиональная этика коучей это допускает, то психологов и психотерапевтов — нет.
Профессиональное место для работы с клиентом
Для того, чтобы человек мог раскрыться, очень важно, чтобы он чувствовал себя в безопасности. Во время сессии кто-то плачет, кто-то проявляет агрессию, кто-то ведет себя сдержанно. Но все без исключения нуждаются в защищенном пространстве, где можно обхватить колени, завернуться в плед и дать волю чувствам, не заботясь о том, что тебя кто-то увидит и осудит. Поэтому один из признаков хорошего психолога — это наличие оборудованного рабочего места: личного кабинета, зала, профессионального пространства у себя дома. И никаких консультаций в кафе и других публичных местах.
Никаких пустых обещаний
Хороший психолог никогда не скажет, что за три занятия, тринадцать сессий, полгода консультаций (подставить нужное) все пройдет, жизнь наладится. Конечно, иногда сильно хочется утешить человека и сказать: «Четыре встречи — и все будет прекрасно». Но профессионал так никогда не сделает. Просто потому, что никто не знает, с чем пришел человек, что лежит в корне проблемы. Иногда проблемы, которые лежат на поверхности, — это только вершина айсберга, скрывающегося в глубинах психики.
Уважение к коллегам
Ругать коллег и удивляться, как это вам не помогли за восемь месяцев, станет только непрофессионал. Или человек с раздутым эго. Или агрессивный коммерсант. Но не вдумчивый психолог. Хороший специалист понимает, что значит уважение к коллегам.
Отсутствие личных отношений с клиентами
Профессионал не заводит любовные или сексуальные отношения с клиентами. Работая с психологом, человек открывается, скидывает броню и не стесняется показывать уязвимость. И во время любой неформальной встречи повышенное доверие не выключается. Поэтому любая эмоциональная связь с психологом делает клиента уязвимым и ставит психолога в позицию манипулятора.
Давать советы — значит брать на себя ответственность за другого человека. Это противоречит сути работы с психологом — научиться отвечать за себя и свои поступки самостоятельно. Поэтому хороший психолог поделится инструментами самопознания, даст обратную связь, будет рефлексировать вместе с вами, но никогда не даст совета. И никогда не примет никакого решения за клиента.
Психолог всегда стремится к оздоровлению системы в целом. Поэтому, работая с парой или ребенком и родителями, он никогда не принимает чью-то сторону.
Клиент должен уйти в ресурсе
Даже если человек проходит долгую терапию, необходимо, чтобы психолог мог «припарковать» сессию и дать возможность пациенту уйти в ресурсе. Очень важно, чтобы психологическое состояние человека даже после одной сессии было лучше, чем то, с которым он пришел.
Психолог ходит к психологу
Не удивляйтесь, это действительно очень важно. Специалист тоже должен регулярно проходить супервизию, то есть консультироваться с психологом или психотерапевтом. Психолог обязан следить за своим ментальным здоровьем и эмоциональной гигиеной, чтобы не допускать личных субъективных проекций во время консультаций.
Еще больше интересного в e-mail рассылке Glamour
Источник
Хороший психолог – кто это?
Если задать вопрос: «Какими качествами должен обладать хороший психолог?» — получится список из сотен качеств. Получится идеал.
Давайте все же попробуем выделить основные – те, что объединяют хороших психологов!
А заодно обсудим – кто же такой хороший психолог с Вашей точки зрения.
Получите консультацию от наших психологов!
Кожевникова Татьяна
«Хороший» психолог – кто это? Как только в разговоре с кем-то начинает обсуждаться тема психологической помощи, сразу возникает вопрос: «А где найти хорошего?». Важно понять, человек – действительно специалист или только мнит себя таковым.
Чтобы не впасть в субъективизм, давайте договоримся, что «хороший» для нас равняется – «эффективный», то есть тот, кто реально помогает клиенту проявить свои лучшие качества и стать более адаптивным к вызовам жизни.
Очевидно, что ключевой составляющей «крепкого» профессионала является компетентность. Она складывается из знаний, умений и опыта в решении сложных ситуаций. Поэтому необходимым фактором здесь будет время, в течение которого человек практикует.
Разумеется, одного времени тут недостаточно, поскольку вне критического анализа человек способен повторять раз разом одни и те же ошибки. Общепризнанные стандарты подготовки компетентных психологов включают в себя следующие позиции:
- Обучение теории и мастерству. Имеется в виду профильное высшее образование (не курсы!).
- Практика (тренировка) под супервизией. Это как раз та мера, которая позволяет не наступать на одни и те же грабли.
- Наблюдение за профессиональными терапевтами (тренинги, мастер классы, видеоуроки);
- Личная терапия (проработка личных проблем).
Помимо этого, важно также, чтобы терапевт был зрелой (в психологическом смысле) личностью и имел определенный жизненный багаж. И вовсе не для того, чтобы делиться своим опытом с клиентом (этого как раз можно поменьше). Хорошему терапевту присуще понимание жизни как тайны. А это приходит лишь в ходе проживания собственных утрат и разочарований.
О личности эффективного психолога сказано уже много. Большинство исследователей выделяют следующие личностные качества:
- Эмпатия;
- Теплота;
- Искренность;
- Позитивное отношение;
- Конкретность;
- Чувство юмора;
- Чувство трагичности бытия;
- Самоосознание.
Не лишним будет добавить и следование этическим принципам профессии, обсуждение которых можно сделать предметом отдельного «круглого стола».
Брич Елена Александровна
Ответов на сайте: 73 Проводит тренингов: 0 Публикаций: 5
Хорошая тема для тех, кто хочет найти для себя хорошего специалиста, чтобы «разобраться в себе», доверенное лицо.
Поделюсь личным опытом с позиции гештальт-терапевта и клиента.
Я обычно спрашиваю при первой встрече, почему выбрали меня как психолога. Часто говорят: по рекомендации (посоветовали). И для меня это означает наличие у того, кто рекомендовал, положительного результата в нашей работе. И тогда критерий «хорошего психолога» — доверие от полученного результата.
Еще говорят, что «нашли в Интернете», обычно это странички со спец.профессиональных сайтов. Там читают резюме и ищут, что в нем привлечет: семейное положение, возраст-опыт, какое-то описание себя. Например, мне говорили, что откликаются на мою фразу «люблю людей и свою работу». И это правда, которая затрагивает людей, вызывает доверие, хотя бы немного. Ведь прийти и рассказать постороннему человеку о своей боли, многолетнем переживании или остро возникшем страдании очень сложно.
«Хороший психолог» должен оставаться человеком рядом с другим человеком. Не всезнающим экспертом, ставящим диагнозы, а слышащим, способным быть рядом, сочувствующим или не соглашающимся с позицией клиента, но живым человеком. Именно это часто является терапевтичным — включенность в происходящий на сессии процесс. Конечно, важно профессионально понимать процесс, делать интервенции, видеть прерывания(сопротивления или защитные механизмы)и работать с ними, но быть при этом не в глубокомысленно-важной терапевтической маске, а с человеческим лицом и естественными реакциями. Это про подлинность быть собой, которая вызывает доверие.
«Хороший психолог» не берется за любые проблемы, он осознает свои компетенции и ограничения. Смотрите в резюме или спросите, с какими темами работает психолог, имеет ли он специализации. Специалист «широкого пофиля» — это обо всем и ни о чем. Хороший специалист отказывает, если заявленная клиентом тема не в его компетенции, он дорожит своей репутацией, которая создается «сарафанным радио».
«Хороший психолог» постоянно обучается, развивается, находится в профессональном поле. Без этого невозможно. Те, кто получили только теоретическую подготовку, будут раздавать вам советы, чаще бесполезные, потому что полезны только те решения, которые вызрели в самом человеке. Помочь прийти к ним — задача психотерапии. Поэтому ищите специлизирующихся практиков.
У «хорошего психолога» должен быть свой хороший психолог, чтобы первый не навешивал на вас своих проблем, не «лечился об вас» и вы вдруг не поменялись ролями. В среде практиков говорят «проработанный», т.е. разгруженный от своих переживаний, свободный в восприятии вас. Можете об этом спрашивать — есть или нет личная терапия и супервизии, т.е. консультируется ли он с более опытными коллегами для своей эффективности.
«Хороший психолог» следит за отсутствием «пересеченных отношений»: например, не берет на консультации своих подруг или их подруг, всех членов семьи по очереди, не ходит с клиентами в кино и т.д. Иначе отношения становятся не клиент-терапевтическими, а какими-то другими.
«Хороший психолог» на первой встрече обсуждает с вами правила работы, этические, экономические, конфиденциальности и прочие, т.е. создает безопасные условия для рабочей встречи. И эти правила касаются не только вас, но и его личной ответственности, например, если не опаздывать — то это одинаково касается как клиента, так и терапевта. Обоюдная ответственность обеспечивает надежный безопасный контакт.
И, пожалуй, «хороший психолог» — это тот, кто нравится лично вам, как-то интуитивно притягивает, вы чувствуете его «подходящесть».
Выбирайте критерии, которые подходят именно вам и доверяйте своему выбору.
Хороших вам психологов на жизненном пути!
Калинина Румия Рашидовна
Психолог Псков Был на сайте: 4 дня назад
Ответов на сайте: 531 Проводит тренингов: 2 Публикаций: 19
Какой он, хороший психолог?
Для ответа на этот вопрос необходимо учитывать две позиции, которые не всегда совпадают:
- качества, определяющие профессионализм психолога,
- как психолога воспринимает клиент.
Рассмотрим их последовательно.
По моему убеждению, профессиональный психолог обладает качествами и умениями:
- Принятие клиента, его взглядов, позиции, ценностей, особенностей. Психолог не оценивает клиента (хороший или плохой, понимающий или нет, толковый или бестолковый), не оценивает его проблему (большая или маленькая, сложная или простая, глупая или нет), не оценивает его жизненную позицию (правильная или неправильная, моральная или не очень, эффективная или нет). Психолог всегда помнит, что клиент пришел за помощью, он находится в субъективном тупике, а задача психолога — помогать, а не воспитывать.
- Эмпатия. Это очень близко к принятию, так как эмпатия — это способность представлять (намеренно избегаю слова «понимать», ведь это чисто рассудочный процесс, а при общении с клиентом необходимо «включать» и свою душу), слушая клиента, какие чувства он испытывает, как их переживает (не оценивая!). В этом случае все переживания клиента воспринимаются психологом как существенные, имеющие основания, а не как мелкие, «глупые» или неуместные.
- Рефлексия. Это способность психолога отлеживать и анализировать свое поведение и общение с клиентом, анализировать поведение и состояние клиента. Это позволяет психологу отслеживать, когда клиент принимает его слова и предложения, а когда сопротивляется, отслеживать, когда он сам «сползает» с позиции принятия в оценки.
- Аналитичность мышления. Для того, чтобы помочь клиенту разобраться в его ситуации, проблеме, психологу важно уметь рассматривать ее с разных сторон, с точки зрения различных психологических законов и закономерностей, уметь размышлять и рассуждать, причем на понятном для клиента языке.
- Эмоциональная саморегуляция. Очень нужна, чтобы не «заражаться» эмоциями и переживаниями клиента, т.к. именно эмоции мешают любому человеку (не только психологу) рационально и разумно рассуждать и принимать взвешенные решения. Любые эмоциональные переживания, возникающие в процессе общения с клиентом, психолог отслеживает и анализирует, что позволяет управлять ими и не позволять эмоциям управлять собой.
А теперь о хорошем психологе для клиента.
Клиент обычно не задумывается, какую внутреннюю работу проводит психолог во время общения с ним. Клиенту важно, чтобы психолог его понял, не осуждал, поддержал, предложил приемлемый именно для него выход из ситуации, приемлемое именно для него решение проблемы. Я уверена, что общение с психологом должно быть комфортным для клиента, клиенту важно чувствовать и понимать, что с ним происходит что-то важное, происходящие изменения помогают ему в решении проблем, в улучшении самочувствия, в улучшении взаимоотношений с близкими.
Я желаю каждому найти своего хорошего психолога!
Майсак Надежда Васильевна
Психолог Астрахань Был на сайте: 15 ноября
Ответов на сайте: 213 Проводит тренингов: 1 Публикаций: 46
Когда пишешь не первой, а отвечаешь на вопросы, прочитав рассуждения коллег, которые до тебя уже описали так ёмко нужные вещи, то думаешь, что же еще необходимо прибавить к ответам на поставленные вопросы, чтобы быть убедительной?
Считаю важным подчеркнуть универсальные профессионально важные качества специалиста высокого уровня. Это компетентность, этичность и ответственность.
Компетентность предполагает не только наличие образования и диплома, а, главное, знания, умение и навыки, мотивацию на достижение успеха в своем деле, направленность на постоянное повышение квалификации, чтобы стать Мастером, Экспертом, Наставником в профессии. Без этого невозможно соответствовать требованиям, предъявляемым к специалистам 21 века.
Этичность остается мерилом нравственной Личности и Человека как представителя помогающей профессии.
Ответственность проявляется как способность быть требовательным к себе в любых аспектах, касающихся профессионализма и жизнедеятельности в целом, а также в экологичном воспитании подрастающего поколения и передаче накопленного опыта последующему поколению специалистов.
Отмечу, что к «идеалу» хорошего психолога может приблизить пятерка качеств, с помощью которых в 20 веке описывали лидера как элитного представителя своего профессионального сообщества. Этими качества выступают:
- экстраверсия как способность к эффективному общению и взаимодействию с другими людьми;
- эмоциональная стабильность (уравновешенность, сдержанность, хорошая саморегуляция);
- добросердечность, которую можно рассматривать как эмпатию (сочувствие и сопереживание), как понимание другого человека;
- добросовестность (честность, порядочность, ответственность);
- открытость опыту (творчество, стремление к росту и развитию, самосовершенствование).
Если поставить задачу развивать в себе эти качества, то можно стать не только хорошим психологом, но и успешным предпринимателем, умным руководителем, замечательным представителем своей страны и прекрасным родителем своих детей.
Кому-то эти слова покажутся помпезными, но мне — преподавателю вуза — очень хочется, чтобы студенты стремились стать экспертами в сфере своей деятельности, чтобы помогали формировать у других людей ощущение благополучия, которое лежит в основе радости и счастливой жизни настоящих и будущих граждан России.
Селивановская Ирина Алексеевна
Психолог Киев Был на сайте: 09.02.2019
Ответов на сайте: 138 Проводит тренингов: 4 Публикаций: 2
Очень рада этой теме для обсуждения. Ведь вопрос: «Как найти хорошего психолога?» — самый высокий по частоте поисковых запросов в Гугл. Его наиболее часто задают люди, которые хотят гарантированно получить сильного специалиста, и люди, которые ранее столкнулись с некомпетентными специалистами, в результате чего получили осложнения в своей проблеме. В моей практике периодически приходят люди, которые побывали у одного-двух специалистов и не получили качественной помощи.
Кто же такой — хороший психолог?
И кто или что делает его именно хорошим?
Начну с простого человеческого понятия.
Лично для меня как для человека любой хороший специалист — этот тот, который поймет суть моего вопроса и максимально быстро и эффективно поможет его решить.
То есть хороший психолог — это Профессионал своего дела, который Знает и Умеет увидеть суть моего вопроса и меня в нем как человека, который является носителем этого вопроса с его причинами и следствиями, и качественно поможет в нем разобраться и найти для меня реальные и действенные пути решений.
Ведь простой человек не разбирается не то, что в методах и подходах современной психотерапии, он в большинстве своем знает, возможно, одно-два названия самых часто встречающихся направлений. Обычному человеку абсолютно все равно, как эти сертификаты называются и кем выданы (однако, сейчас уже есть тенденция. что люди оценивают наличие сертификата). Человек понимает, что если это специалист, то у него уже есть диплом и стаж работы с клиентами в энном количестве лет, он уже практик в конкретной теме или отлично разбирается в нескольких темах. А если у него есть реальные отзывы в Интернете (большинство людей по статистике Гугл к варианту поискового запроса, написанного выше, задают еще «Хороший психолог, город, отзывы»), то степень доверия к нему возрастает в разы.
И по большому счету критерий «хороший психолог» довольно субъективен. Каждый обратившийся за психологической помощью человек имеет свой собственный внутренний критерий, о котором можно узнать только уже в процессе консультирования. Это я написала с обычного человеческого взгляда.
Хороший психолог любит свое дело! Относится увлеченно и с душой. Вы по его глазам это увидите. Находясь рядом — почувствуете! Заговорите, зададите несколько вопросов — и услышите его оптимизм, интерес и энтузиазм.
К счастью, редко встречаются «психологи», которым кто-то сказал, что тут можно заработать легко и без труда. Что это «денежное» дело. Такой условно «специалист» не сможет помочь людям.
Теперь посмотрим на профессиональные критерии.
Я как специалист имею свои собственные критерии «хорошего психолога», которые постоянно наращивают свой «удельный вес и объем». Они имеют последовательность, и в ней каждый пункт очень важен и весом. При этом они должны все присутствовать в специалисте одновременно. Отсутствие даже одного пункта влияет на качество консультативной работы.
Эмпатия. Это способность чувствовать своего клиента: его переживания, его перепады настроения, боль, радость, телесные реакции, язык тела. Это проживание состояния клиента рядом с ним и вместе с ним, при этом не погружаясь в него, с умением вовремя давать обратную связь и отмечать происходящее. Реагировать на его боль и понимать происходящие процессы. Простыми словами:
Быть с человеком рядом так, чтобы он чувствовал,
что Вы с ним вместе это проживаете.
Принятие. Умение сострадать и принимать человека, таким, как он есть. Без любых оценок, ярлыков и осуждений. Просто позволяете ему быть самим собой настоящим, как есть по факту, и принимаете его таким. Находитесь в его бытийности рядом. Люди чувствуют на интуитивном уровне, как специалист к ним относится. Даже молчание может красноречиво говорить о многом.
Умение слушать и слышать. Большинство людей друг друга могут слушать. И при этом не слышать. Не слышать потребности, озвученные явно. Не слышать переживания и боль, которые тихо сказаны, как бы невзначай.
Профессионал из услышанного выделяет важное, может, даже какой-то вроде и незаметный нюанс. И именно на этот нюанс клиент вскидывается и говорит: «Да, вот именно об этом я. «.
Это навык, который мощно работает и который не возникает сам по себе. Это навык, и его нарабатывают через работу над собой.
Умение не «грузить» клиента собою. Почему я об этом, как о навыке? В моей практике периодически приходят на прием люди, которые были до меня у другого психолога, и почему-то тот «психолог» половину времени говорил о себе, о своих детях и еще о чем-то постороннем. И клиент ему заплатил за время, потраченное на болтовню.
У обычных людей в общении часто в диалоге можно услышать: «Это что. А вот у меня . «. Для специалиста любой тип такого поведения недопустим.
Я считаю, что о себе можно говорить на первой консультации или во время первого предварительного звонка, когда клиент с Вами не знаком, сам задает вопросы и хочет о Вас получить больше информации. Или если в процессе консультирования клиент сам задает Вам какой-то вопрос или просит привести пример похожей ситуации из практики. На этом все посторонние разговоры заканчиваются. Психолог — тоже человек, и соблазн чем-то таким поделиться в доверительной беседе с клиентом может возникать. Именно этим важно уметь управлять и осознавать, почему именно в этот момент хочется поделиться с клиентом. Это относится к профессиональному осознаванию себя.
А осознавание себя специалистом перетекает в умение быть здесь и сейчас. Т. е. кроме процесса консультирования и концентрации на клиенте больше не существует ничего и никого.
Личная проработанность. Об этом многие специалисты уже написали. Это самый важный аспект психологической деятельности. Если специалист не прошел ранее и не проходит периодически личную терапию, то, как говорили нам на курсах: «Он радостно своими тараканами поделится с клиентом». Т. е. и человеку не поможет, и сам себе навредит.
Профессиональная подготовка и постоянное саморазвитие. Это наиболее очевидный пункт. Вуз, диплом, практика, различные профессиональные курсы, конференции, литература, личная терапия, супервизии. Об этом смело спрашивайте психолога. Вам ведь это важно?
Личные способности и личные качества. Здесь очень важна мудрость. Жизненная, глубокая, понятная людям. Важен жизненный опыт. Важны навыки справляться с ошибками и потерями, опыт проживания горя и расставаний. Умение ставить свои цели и их достигать. Умение проигрывать, падать и снова подниматься. Умение терпеть и прощать. Умение любить и сопереживать. Давать и принимать. Быть искренним, порядочным и честным. Быть сильным и устойчивым и при этом позволять себе печалиться и страдать, радоваться и проявлять эмоции.
И тут самое важное! Важно — чтобы Вам с конкретным психологом было доверительно, спокойно и надежно. Что даже в сложные и болевые моменты Вы чувствовали 100%-ю поддержку и уверенность, что именно этот специалист и есть — тот самый ваш хороший психолог!
Искренне желаю Вам именно такого Специалиста!
Рада быть Вашим хорошим психологом в Киеве и не только.
Источник