- Хадис
- Цепочки передатчиков
- Степени хадисов и их классификация
- Хадисы от Аллаха
- Исламские ученые по хадисам и их сборники
- Сборники хадисов
- Сунна. Роль хадисов в жизни мусульман
- 1. Сунна муаккада
- 2. Сунна гайри муаккада
- 3. Сунна заваид
- Место хадисов в исламе
- 1. Достоверные хадисы (сахих)
- 2. Хорошие хадисы (хасан)
- 3. Слабые хадисы (мадруд)
- 4. Выдуманные хадисы (мавдуа)
Хадис
Хадис (с арабского языка «беседа», «предание», «рассказ») — это предание о Пророке Мухаммаде ﷺ, его высказываниях или поступках. Хадис является вторым по степени важности источником Ислама, после Корана. Совокупность достоверных хадисов образуют Сунну, которой должны следовать мусульмане для обретения успеха в обоих мирах.
Хадисы были переданы максимально точно многими сподвижниками Пророка Мухаммада ﷺ, были отфильтрованы по степени их надежности и достоверности великими мусульманскими учеными и собраны в книги сборники хадисов.
Цепочки передатчиков
Хадисы передавались между сподвижниками еще при жизни пророка Мухаммеда ﷺ. Многие сподвижники знали сотни и тысячи хадисов переданных от Пророка ﷺ.
В последствии хадисы были собраны мусульманскими учеными. Каждый хадис должен был иметь непрерывную цепочку передатчиков — иснад, то есть перечень всех лиц, участвовавших в передаче, начиная от сподвижника (сахаба), впервые озвучившего хадис. Чем больше непересекающихся цепочек соответствовало хадису, тем достовернее он считался.
Однако наличие непрерывной цепочки являлось необходимым, но не достаточным условием определения достоверности хадиса. После составления цепочки исламские ученые также проверяли биографии самих передатчиков. Если имелись сведения, что передатчик страдал плохой памятью, был психически неуравновешенным или просто слыл нечестным человеком, он считался слабым передатчиком и переданный им хадис не мог быть принят как достоверный.
Степени хадисов и их классификация
Хадисы не являются просто преданиями, они рассказывались максимально точно с подробностями сподвижниками, которые боялись приписать что-либо от себя к хадису, так как Пророк Мухаммад ﷺ предупреждал своих сподвижников и людей о том, что тот человек, который станет приписывать ему то, чего он не говорил, непременно займёт своё место в огне:
«Кто намеренно возвёл на меня ложь 1 (то есть приписал мне то, чего я не говорил) — пусть он приготовится занять свое место в Аду!» (данный хадис является мутаватир, то есть его передали более семидесяти сподвижников Пророка ﷺ).
По степени достоверности хадисы классифицируются на достоверные (сахих), хорошие (хасан), слабые, недостоверные и выдуманные:
- Сахи́х — правильные или достоверные хадисы, вызывающие наибольшее доверие благодаря проверке цепочки передатчиков на их надежность. Цепочка такого хадиса не оборвана, а передатчики от первого до последнего отличаются беспристрастностью и точностью, в силу чего в его иснаде нет отклонений (шазз) и недостатков (илля).
- Ха́сан — хороший хадис, степень которого немного ниже уровня хадисов сахих, но все его передатчики заслуживают доверия и его иснад не содержит отклонений и недостатков.
- Даи́ф — слабый хадис, который не удовлетворяет условиям приемлемости и не может быть зачислен в категорию хасан или сахих.
- Мауду́ — подложный хадис, который является измышленной ложью на Пророка ﷺ. Такой хадис по единодушному мнению мусульманских учёных запрещено передавать другим, если только целью не является разъянение его ложности.
- Ахад — хадис, в котором в одном из звеньев цепочки количество передатчиков не достигает количественной степени передачи, то есть переданные только по одной цепочке передачи.
- Мутаватир — это хадисы, переданные большим количеством передатчиков, что полностью исключает вступление в сговор с целью фальсификации. Хадис мутаватир может отменять то или иное предписание Священного Корана, потому что Сунна, переданная от большого количества сподвижников, является таким же Откровением (вахи), что и Книга Аллаха.
Хадисы от Аллаха
Хадис аль-Кудси отличается от иных хадисов тем, что в них передаются непосредственно распоряжения и рекомендации Бога от первого лица в словесном изложении Пророка Мухаммеда ﷺ.
Отличие хадисов кудси от аятов Корана:
- они не являются аятами Корана;
- Коран как по форме, так и по смыслу восходит к Аллаху, а хадис кудси — по смыслу к Аллаху, а по форме передается от Пророка Мухаммада ﷺ;
- чтение Корана есть поклонение Аллаху, а чтение хадисов кудси поклонением не является;
- их можно читать без ритуального омовения;
- они не используются в намазах.
Исламские ученые по хадисам и их сборники
Наиболее авторитетным мухаддисом 2 (ученым по хадисам) является имам Мухаммад ибн Исмаил аль-Бухари (810—870), который обработал порядка 700 тысяч хадисов, из которых лишь 7400 включил в свой сборник «аль-Джами’ ас-Сахих», то есть чуть более 1 %. Остальные хадисы аль-Бухари счёл недостоверными или слабыми.
Одним из самых объёмных сборников является «аль-Муснад» имама Ахмада ибн Ханбала, который содержит 40 тысяч хадисов (всего Ибн Ханбал обработал около 1 миллиона хадисов).
Сборники хадисов не являются в полном смысле этого слова биографиями пророка Мухаммеда ﷺ — это лишь собрание рассказов о пророке ﷺ со слов его современников, включая его проповеди, описание поступков и т. п.
Наиболее ранняя полноценная биография пророка Мухаммеда ﷺ, сохранившееся до наших дней является книга Ибн Хишама «Жизнеописание пророка Мухаммеда рассказанное со слов аль-Баккаи, со слов Ибн Исхака аль-Мутталиба» датируемая VIII веком (вторым веком по хиджре).
Сборники хадисов
Во время жизни Пророка Мухаммада ﷺ хадисы передавались друг другу устно сподвижниками Пророка ﷺ. С течением времени, после смерти Пророка Мухаммада ﷺ, его сподвижники разъехались по Халифату и их число стало уменьшаться, появилась необходимость записи передаваемых хадисов. Мусульманские ученые, мухаддисы собирали хадисы из уст последующего поколения сподвижников Пророка ﷺ, с записью цепочки передатчиков хадиса от Пророка Мухаммада ﷺ. Далее сборники классифицировались и проверялась степень достоверности хадиса по различным цепочкам передатчиков.
Первым сборником хадисов была книга Муватта имама Малика ибн Анаса, жившего во втором веке хиджры. В третьем веке хиджры появились такие сборники достоверных хадисов: имам аль-Бухари (194—256 гг. после хиджры), Муслим (202—261 гг. после хиджры), Абу Дауд (202—275 гг. после хиджры), Ат-Тирмизи (умер в 279 году после хиджры), Ан-Насаи (215—303 гг. после хиджры), Ибн Маджа (209—273 гг. после хиджры) и других. Наиболее авторитетными сборниками хадисов являются:
- «аль-Джами’ ас-Сахих» имама аль-Бухари (араб. صحيح البخاري)
- «аль-Джами’ ас-Сахих» имама Муслима (араб. صحيح مسلم)
- «Китаб ас-Сунан» имама Абу Дауда (араб. سنن أبي داود)
- «аль-Джами’ аль-Кабир» имама ат-Тирмизи (араб. جامع الترمذي)
- «Китаб ас-Сунан аль-Кубра» имама ан-Наса’и (араб. سنن النسائي)
- «Китаб ас-Сунан» имама Ибн Маджа (араб. سنن ابن ماجه)
- «ас-Сунан аль-Кубра» имама аль-Бейхаки
- «аль-Муснад» имама Ахмада
Источник
Сунна. Роль хадисов в жизни мусульман
Понятие «сунна» в переводе с арабского языка означает «путь, следование». В исламском праве этим термином именуется жизнеописание Пророка Мухаммада (саляЛлаху галейхи васаллям), то есть его высказывания по тем или иным вопросам (кауль), его действия (фииль), нравственные качества, внешние характеристики, а также одобрение либо его отсутствие по отношению к тем или иным поступкам (такрир).
Сунна является вторым после Священного Корана источником исламского права, тесно взаимосвязанным с Книгой Аллаха. Во-первых, сунна подтверждает необходимость соблюдения некоторых положений Священного Корана. Во-вторых, сунна дает комментарий к некоторым аятам, смысл которых не всегда очевиден. В-третьих, сунна может устанавливать собственные предписания, которые не содержатся в Откровении, но при этом сунна не может противоречить Корану.
О необходимости следования сунне говорится в многочисленных аятах Священного Корана. Например, 59 аят суры «Женщины» гласит:
О те, которые уверовали! Повинуйтесь Аллаху, повинуйтесь Посланнику и обладающим влиянием среди вас. Если же вы станете препираться о чем-нибудь, то обратитесь с этим к Аллаху и Посланнику, если вы веруете в Аллаха и Последний день. Так будет лучше и прекраснее по значению (или по вознаграждению)! (4:59)
В 80 аяте этой же суры сказано:
Кто покорился Посланнику, тот покорился Аллаху. А если кто отворачивается, то ведь Мы не отправили тебя их хранителем (4:80)
В суре «Собрание» говорится следующее:
Берите же то, что дал вам Посланник, и сторонитесь того, что он запретил вам. Бойтесь Аллаха, ведь Он суров в наказании (59:7)
Итак, резюмируя вышеизложенное, необходимо подчеркнуть, что следование сунне – обязанность каждого мусульманина, как к этому наставляет нас Господь в Священной Книге.
По степени необходимости соблюдения тех или иных положений сунна подразделяется на 3 категории:
1. Сунна муаккада
Это действия, которые Посланник Аллаха (с.г.в.) совершал с особой постоянностью за редким исключением. Выполнение таких деяний для мусульманина является максимально желательным, но не обязательным. За соблюдение действий, относящихся к данной категории, верующий, по воле Господа, может получить большую награду. Примером сунны-муаккада может служить совершение таравих-намаза в Священный месяц Рамазан.
2. Сунна гайри муаккада
Под этим термином имеются ввиду деяния, которые Пророк Мухаммад (с.г.в.) совершал часто, но не всегда. За совершение таких действий верующий получает награду от Господа, а за не совершение верующему грех записан не будет. К примеру, суннат-намаз перед обязательным послеполуденным намазом (аср).
3. Сунна заваид
К этой категории относятся действия, которые совершал Пророк (с.г.в.) и которые присущи многим людям. Сюда можно отнести прием пищи или ношение одежды.
Место хадисов в исламе
Основной единицей сунны является хадис. Хадис – это конкретное высказывание, действие или одобрение Пророком (с.г.в.) того или иного явления в конкретной ситуации, а также описание его качеств, внешнего вида, характера, привычек и т.д.
Хадис состоит из двух составляющих: санад – цепочка передатчиков хадиса от Посланника Всевышнего (с.г.в.) к человеку, приводящему данный хадис, и матн – текст самого хадиса.
По критерию достоверности все хадисы делятся на 4 группы:
1. Достоверные хадисы (сахих)
Первой группой хадисов являются достоверные хадисы. Для того чтобы хадис был признан достоверным, следует соблюсти ряд требований:
а) честность и порядочность каждого из передатчиков данного хадиса. Каждый из тех, кто передает хадис, должен быть богобоязненным, разумным, совершеннолетним, не совершающим больших грехов мусульманином;
б) абсолютная точность при передаче хадиса;
В) непрерывность цепи передатчиков. Каждый из передатчиков лично должен услышать текст данного хадиса.
Следует отметить, что в зависимости от течения ислама, критерии достоверности несколько разнятся, так как каждое направление выдвигает свои требования относительно честности и богобоязненности передатчиков, а также содержания хадисов.
В исламе суннитского толка достоверными признаются 6 сборников хадисов, переданных имамами аль-Бухари, Муслимом, ат-Тирмизи, Абу Даудом, ан-Насаи, Ибн Маджой. В шиитском исламе достоверными признаются 4 сборника хадисов: «Аль-Кафи», «Ман ля йахдурухуль-факих», «Аль-Истибсар» и «Тахзиб аль-ахкам», которые именуются «четырехкнижием».
Однако не все абсолютно хадисы из вышеуказанных сборников являются достоверными, так как эти сборники также отличаются степенью достоверности. Цепочки от Бухари и Муслима большинством суннитских ученых признаны абсолютно достоверными. Что же касается остальных сборников, то они могут содержать и достоверные, и хорошие, и слабые хадисы.
2. Хорошие хадисы (хасан)
Вторую группу составляют так называемые «хорошие хадисы», абсолютная достоверность которых не была подтверждена, поскольку один из рассказчиков передал его с незначительной неточностью, либо он имеет небольшие отклонения, но передается не одним человеком. Следует отметить, что немало сборников содержат хорошие хадисы.
3. Слабые хадисы (мадруд)
Третьей категорией хадисов являются слабые хадисы, в которых может быть оборвана цепочка передатчиков, или же один из рассказчиков может быть лжецом, большим грешником или имеющим плохую память человеком. В случае же, если хадис является незначительно слабым, но его приводит много человек, то такой хадис относится к категории хороших.
4. Выдуманные хадисы (мавдуа)
К последней группе относятся хадисы, которые были выдуманы кем-либо в корыстных целях. Их достоверность не может быть ничем подтверждена, и поэтому такие хадисы не признаются в качестве доказательства.
Понравился материал? Отправь его братьям и сестрам по вере и получи саваб!
Ассалам алейкум! Было очень много навязанного с самого детства, фанатизма, вера из за страха, такой результат. Вера всегда была и есть, соблюдаю основные сунны. Хотела бы иметь наставника, учителя. Который сумеет донести без сопротивления для психики и с любовью принимать , не из за страха. Благодарю заранее.
Ассаляму алейкум. Есть сильные хадисы, есть слабые, для этого и учёными первых поколений были созданы правовые школы «мазхабы», они изучали все это, записывали, и выводили решения, поэтому если кто следует мазхабу, тот следует Корану и Сунне.
Насколько известно из Корана, во время Уразы нельзя не только целовать, но даже приближаться к женщине, так как это может вызвать нежелательное влечение.
Вот интересно. Ели два достоверных или хороших хадиса имеют противоречия, который их них считается верным? Мне кажется, что простые люди больше полагаются на хадисы, чем на Коран. Хадисы переданы более доступным языком.
Мехман, В случае если вы натолкнулись на то, что два хадиса противоречат друг другу и оба они являются точно достоверными, то в таких ситуациях необходимо подробно изучить предысторию и основной смысл такого хадиса. Рассмотрим на конкретном примере. К Пророку Мухаммаду да благословит Его Аллах и приветствует! разные люди обращались по тем или иным вопросам. И однажды к нему обратилось два человека с вопросом о том, портит ли пост поцелуй. И двум разным людям он ответил по-разному. Казалось бы противоречие. Одному он ответил, что не портит, так как тот человек был стариком и если он поцелует свою жену, то это не сможет привести к половому акту в связи с возрастом. Другому же он ответил, что портит, так как он был молодым и если он поцелует свою жену, то может появиться соблазн и угроза совершения полового акта, который испортит пост.
А как определить какой хадис слабый и сильный? Где это написано?
Вот эта тема сунны перед аср намазом для меня так и остается не понятной. Почему Пророк с.г.в. не всегда совершал именно эту сунну? В целом же нигде не совершают сунну. хотя я заметил. что в некоторых мечетях аср намаз не сразу читают, а примерно минут 10 после азана. Получается, оставляют время для сунны?
Источник