Что значит хорошее воспитание

Воспитание благородства: секреты воспитанности академика Д. С.Лихачева

«Вос­пи­тан­ный чело­век – тот, кто хочет и умеет счи­таться с дру­гими», – счи­тал лите­ра­ту­ро­вед, фило­лог Дмит­рий Лиха­чев. Чело­век высо­кой куль­туры, сам он удив­лял собе­сед­ника доступ­но­стью и про­сто­той обращения.

Уровень – есть, воспитанности – нет?

Поня­тие вос­пи­тан­но­сти в ХХI веке всё более раз­мыто. Оно ухо­дит из нашей жизни. А ведь это довольно точ­ная вели­чина, у кото­рой есть соб­ствен­ная шкала. Неда­ром школь­ные учи­теля еще упо­треб­ляют этот непо­пу­ляр­ный тер­мин – уро­вень воспитанности.

Быть хорошо вос­пи­тан­ным и иметь при­лич­ные манеры сего­дня кажется немного стран­ным и даже ретро­град­ным. А ведь совсем недавно, в веке ХХ‑м, важно было быть не про­сто вос­пи­тан­ным, но и бла­го­род­ным.

Внут­рен­нее бла­го­род­ство – веч­ная цен­ность и сего­дня как нико­гда акту­ально – отча­сти потому что редко. Можно ли вос­пи­тать в ребёнке такое бла­го­род­ство и что для этого нужно?

Обра­тимся за отве­тами к эпи­сто­ляр­ному и про­за­и­че­скому насле­дию Дмит­рия Сер­ге­е­вича Лихачева.

Достой­ная жиз­нен­ная цель – уве­ли­чи­вать добро в мире

Чело­век, рож­ден­ный в цар­ское время и вос­пи­тан­ный в импер­ской гим­на­зии, потру­див­шийся в стране Сове­тов, Дмит­рий Сер­ге­е­вич нико­гда не пере­ста­вал учиться и вос­пи­ты­вать себя самого.

И, как пишет Д. С. Лиха­чёв, его учи­те­лями и вос­пи­та­те­лями были герои и собы­тия древ­них эпох, памят­ники род­ной исто­рии и ста­рины, древ­не­рус­ской лите­ра­туры, а также встре­чен­ные им люди и реаль­ный жиз­нен­ный опыт.

Лиха­чёв – насто­я­щий рус­ский интел­ли­гент, кото­рый есте­ственно и про­сто нес в себе цар­ствен­ное досто­ин­ство. Он не счи­тал себя веру­ю­щим, однако тек­сты, с кото­рыми он сопри­ка­сался всю жизнь, были христианскими.

Хри­сти­ан­ским же – то есть бого- и чело­ве­ко­лю­би­вым – было и его пове­де­ние, и его отно­ше­ние к окру­жа­ю­щим, мно­гие из кото­рых еще пом­нят при­меры его дей­ствен­ной помощи.

Вхо­жий в выс­шие круги совет­ского обще­ства, он был обще­до­сту­пен и демо­кра­ти­чен, прост в обхож­де­нии, забот­лив и снис­хо­ди­те­лен. Вот несколько ярких выска­зы­ва­ний Дмит­рия Сергеевича.

«Уме­ние сохра­нять досто­ин­ство, не навя­зы­ваться дру­гим со сво­ими огор­че­ни­ями, не пор­тить дру­гим настро­е­ние, быть все­гда ров­ным в обра­ще­нии с людьми, быть все­гда при­вет­ли­вым и весе­лым – насто­я­щее искусство.

Нет луч­шей “музыки в чело­веке”, чем скром­ность и уме­ние помол­чать, не выдви­гаться на пер­вое место».

“В жизни надо иметь слу­же­ние – слу­же­ние какому-то делу. Пусть это дело будет малень­ким, оно ста­нет боль­шим, если ты будешь ему верен… А в чем самая боль­шая цель жизни? Я думаю: уве­ли­чи­вать добро в окру­жа­ю­щем нас”.

«Муд­рость – это ум, соеди­нен­ный с доб­ро­той. Ум без доб­роты – хитрость».

«Надо про­жить жизнь с досто­ин­ством, чтобы не стыдно было вспом­нить. Ради досто­ин­ства жизни надо уметь отка­зы­ваться от мел­ких удо­воль­ствий и нема­лых тоже…»

«Стра­вин­ский гово­рил о В.Стасове, что он не отзы­вался плохо даже о погоде».

«Речь харак­те­ри­зует чело­века в боль­шей мере, чем даже его внеш­ность или уме­ние себя дер­жать. Совер­шен­ство­вать свой язык – гро­мад­ное удо­воль­ствие, не мень­шее, чем хорошо оде­ваться, только менее дорогое…»

«Письма о добром и прекрасном»

Ака­де­мик Д. С. Лиха­чёв, помимо науч­ных тру­дов, создал много пуб­ли­ци­сти­че­ских очер­ков, чита­тель­ская ауди­то­рия кото­рых – моло­дые люди.

«Письма о доб­ром и пре­крас­ном» – не только соб­ствен­ные мысли при­знан­ного уче­ного и писа­теля, достиг­шего в своей обла­сти боль­ших высот.

Это обоб­щен­ный Лиха­чё­вым опыт его пред­ше­ствен­ни­ков – то есть боль­шие пла­сты исто­рии, этики и фило­со­фии. И, конечно, педа­го­гики. Про­ци­ти­руем пару глав из этого акту­аль­ного произведения

Письмо тринадцатое. «О воспитанности»

Полу­чить хоро­шее вос­пи­та­ние можно не только в своей семье или в школе, но и… у самого себя. Надо только знать, что такое насто­я­щая воспитанность.

Я не берусь давать «рецепты» вос­пи­тан­но­сти, так как сам себя вовсе не счи­таю образ­цово вос­пи­тан­ным. Но кое-какими мыс­лями я хотел бы поде­литься с читателями.

Я убеж­ден, напри­мер, что насто­я­щая вос­пи­тан­ность про­яв­ля­ется прежде всего у себя дома, в своей семье, в отно­ше­ниях со сво­ими родными.

Если муж­чина на улице про­пус­кает впе­ред себя незна­ко­мую жен­щину (даже в авто­бусе!) и даже откры­вает ей дверь, а дома не помо­жет уста­лой жене вымыть посуду, – он невос­пи­тан­ный человек.

Если со зна­ко­мыми он веж­лив, а с домаш­ними раз­дра­жа­ется по каж­дому поводу, – он невос­пи­тан­ный человек.

Если он не счи­та­ется с харак­те­ром, пси­хо­ло­гией, при­выч­ками и жела­ни­ями своих близ­ких – он невос­пи­тан­ный человек.

Если уже во взрос­лом состо­я­нии он как долж­ное при­ни­мает помощь роди­те­лей и не заме­чает, что они сами уже нуж­да­ются в помощи, – он невос­пи­тан­ный человек.

Если он громко заво­дит радио и теле­ви­зор или про­сто громко раз­го­ва­ри­вает, когда кто-то дома гото­вит уроки или читает (пусть это будут даже его малень­кие дети), – он невос­пи­тан­ный чело­век и нико­гда не сде­лает вос­пи­тан­ными своих детей.

Если он любит тру­нить (шутить) над женой или детьми, не щадя их само­лю­бия, осо­бенно при посто­рон­них, то тут уже он (изви­ните меня!) про­сто глуп.

Вос­пи­тан­ный чело­век – это тот, кто хочет и умеет счи­таться с дру­гими, это тот, кому соб­ствен­ная веж­ли­вость не только при­вычна и легка, но и приятна.

Это тот, кто в рав­ной сте­пени веж­лив и со стар­шим и с млад­шим годами и по положению.

Вос­пи­тан­ный чело­век во всех отно­ше­ниях не ведет себя «громко», эко­но­мит время дру­гих («Точ­ность – веж­ли­вость коро­лей» – гово­рит пого­ворка), строго выпол­няет дан­ные дру­гим обе­ща­ния, не важ­ни­чает, не «зади­рает нос» и все­гда один и тот же – дома, в школе, в инсти­туте, на работе, в мага­зине и в автобусе.

Чита­тель заме­тил, веро­ятно, что я обра­ща­юсь глав­ным обра­зом к муж­чине, к главе семьи. Это потому, что жен­щине дей­стви­тельно нужно усту­пать дорогу… не только в дверях.

Умная жен­щина легко пой­мет, что именно надо делать, чтобы, все­гда и с при­зна­тель­но­стью при­ни­мая от муж­чины дан­ное ей при­ро­дой право, как можно меньше застав­лять муж­чину усту­пать ей первенство.

А это гораздо труд­нее! Поэтому-то при­рода поза­бо­ти­лась, чтобы жен­щины в массе своей (я не говорю об исклю­че­ниях) были наде­лены боль­шим чув­ством такта и боль­шей при­род­ной веж­ли­во­стью, чем мужчины…

Есть много книг о «хоро­ших мане­рах». Эти книги объ­яс­няют, как дер­жать себя в обще­стве, в гостях и дома, в театре, на работе, со стар­шими и млад­шими, как гово­рить, не оскорб­ляя слуха, и оде­ваться, не оскорб­ляя зре­ние окружающих.

Но люди, к сожа­ле­нию, мало чер­пают из этих книг. Про­ис­хо­дит это, я думаю, потому, что в кни­гах о хоро­ших мане­рах редко объ­яс­ня­ется, зачем нужны хоро­шие манеры.

Кажется: иметь хоро­шие манеры фаль­шиво, скучно, ненужно. Чело­век хоро­шими мане­рами и в самом деле может при­крыть дур­ные поступки.

Да, хоро­шие манеры могут быть очень внеш­ними, но в целом хоро­шие манеры созданы опы­том мно­же­ства поко­ле­ний и зна­ме­нуют мно­го­ве­ко­вое стрем­ле­ние людей быть лучше, жить удоб­нее и красивее.

В чем же дело? Что лежит в основе руко­вод­ства для при­об­ре­те­ния хоро­ших манер? Про­стое ли это собра­ние пра­вил, «рецеп­тов» пове­де­ния, настав­ле­ний, кото­рые трудно запом­нить все?

В основе всех хоро­ших манер лежит забота – забота о том, чтобы чело­век не мешал чело­веку, чтобы все вме­сте чув­ство­вали бы себя хорошо. Надо уметь не мешать друг другу.

Поэтому не надо шуметь. От шума не заткнешь уши – вряд ли это во всех слу­чаях и воз­можно. Напри­мер, за сто­лом во время еды.

Поэтому не надо чав­кать, не надо звонко класть вилку на тарелку, с шумом втя­ги­вать в себя суп, громко гово­рить за обе­дом или гово­рить с наби­тым ртом, чтобы у сосе­дей не было опасений.

И не надо класть локти на стол опять-таки чтобы не мешать соседу. Быть опрятно оде­тым надо потому, что в этом ска­зы­ва­ется ува­же­ние к дру­гим – к гостям, к хозя­е­вам или про­сто к про­хо­жим: на вас не должно быть про­тивно смотреть.

Не надо утом­лять сосе­дей бес­пре­рыв­ными шут­ками, остро­тами и анек­до­тами, осо­бенно такими, кото­рые уже были кем-то рас­ска­заны вашим слу­ша­те­лям. Этим вы ста­вите слу­ша­те­лей в нелов­кое положение.

Ста­рай­тесь не только сами раз­вле­кать дру­гих, но и поз­во­ляйте дру­гим что-то рас­ска­зать. Манеры, одежда, походка, все пове­де­ние должно быть сдер­жан­ным и… кра­си­вым. Ибо любая кра­сота не утом­ляет. Она «соци­альна».

И в так назы­ва­е­мых хоро­ших мане­рах есть все­гда глу­бо­кий смысл. Не думайте, что хоро­шие манеры – это только манеры, то есть нечто поверх­ност­ное. Своим пове­де­нием вы выяв­ля­ете свою суть.

Вос­пи­ты­вать в себе нужно не столько манеры, сколько то, что выра­жа­ется в мане­рах, береж­ное отно­ше­ние к миру: к обще­ству, к при­роде, к живот­ным и пти­цам, к рас­те­ниям, к кра­соте мест­но­сти, к про­шлому тех мест, где живешь, и т.д.

Надо не запо­ми­нать сотни пра­вил, а запом­нить одно – необ­хо­ди­мость ува­жи­тель­ного отно­ше­ния к дру­гим. А если у вас будет это и еще немного наход­чи­во­сти, то манеры сами при­дут к вам или, лучше ска­зать, при­дет память на пра­вила хоро­шего пове­де­ния, жела­ние и уме­ние их применить.

Письмо двадцать восьмое. «Быть вместе»

Меня часто спра­ши­вают, почему в быту совер­шенно исче­зают рус­ские игры. Лапта, горелки, городки или рюхи?

Слож­ный вопрос. Исче­зают не только рус­ские игры, исче­зают игры вообще. Они заме­ня­ются тан­цами или тем, что назы­ва­ется танцами.

А между тем игры очень важны в вос­пи­та­тель­ном отношении.

Игра – будь это лапта, волей­бол, горелки или еще какая-нибудь – вос­пи­ты­вает соци­аль­ность, она вос­пи­ты­вает уме­ние дер­жаться вме­сте, играть вме­сте, ощу­щать парт­нера, ощу­щать противника.

Это очень важ­ная вос­пи­та­тель­ная вещь – игра.

Игры должны быть воз­рож­дены в нашей жизни. Потому что я уже не вижу, чтобы играли, ска­жем, в кро­кет. А кро­кет – важ­ная игра, потому что в кро­кет играют и взрос­лые, и дети, это обще­ние взрос­лых и детей. Это важно.

Дома заняты тем, что смот­рят теле­ви­зор. Вот тут теле­ви­зор ока­зы­ва­ется серьез­ным кон­ку­рен­том. А раньше играли в циф­ро­вое лото, играли дети, играли взрос­лые, и это слу­жило обще­нию взрос­лых и детей, это был один из момен­тов, очень важ­ный в вос­пи­та­тель­ном отношении.

Но не только лото, суще­ство­вали раз­ные игры, в кото­рых при­ни­мала уча­стие вся семья. Так же, как, ска­жем, вся семья на Севере где-нибудь при­ни­мала уча­стие в пении хоро­вых народ­ных песен.

Это важ­ный момент, потому что хор, он не только достав­ляет эсте­ти­че­ское удо­воль­ствие, он нрав­ственно орга­ни­зует семью, нрав­ственно орга­ни­зует обще­ство, собрав­ше­еся где-то в деревне, в зим­нюю пору, при вьюге снежной.

Поют – люди обща­ются этим спо­со­бом друг с дру­гом, они всту­пают в кон­такт. А как мало у нас сей­час кон­так­тов между людьми!

Они очень важны, непо­сред­ствен­ные кон­такты, кон­такты инту­и­тив­ные, кото­рые вот в играх, в хоро­вом пении, в музыке организовывались.

Поэтому на эту сто­рону нашего быта, на то, что ухо­дят из нашего быта игры, надо обра­тить вни­ма­ние педа­го­ги­че­ским организациям.

И не сде­лать ли уроки физ­куль­туры в наших шко­лах игро­выми? Это давало бы одно­вре­менно и физи­че­ское раз­ви­тие, и нрав­ствен­ное, и объ­еди­няло бы класс».

Пуб­ли­ка­цию отрыв­ков глав этого сочи­не­ния хоте­лось бы завер­шить ещё одной вес­кой цита­той Дмит­рия Сергеевича:

«Любить свою семью, свои впе­чат­ле­ния дет­ства, свой дом, свою школу, своё село, свой город, свою страну, свою куль­туру и язык, весь зем­ной шар необ­хо­димо, совер­шенно необ­хо­димо для нрав­ствен­ной осёд­ло­сти человека».

Всту­пи­тель­ная ста­тья Вален­тины Киденко (по мате­ри­а­лам СМИ)

Источник

Что такое хорошее воспитание? -))

Name me November

«Хорошее воспитание не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой. » Так Чехов сказал. В восьмом томе Собрания сочинений. Удивительно мудрое замечание, между прочим. Я, когда прочитал, так даже поразился: как мне это самому в голову не приходило? Считаем себя интеллигентными людьми, а не дай Бог кто-нибудь прольет за столом соус, так уж сразу шум, крики.. . А Чехов с этим борется. Он прямо говорит: хорошее воспитание не в том, чтоб, значит, самому не гадить, а совсем наоборот.. .

Я когда это прочитал, то сразу решил, что буду жить по Чехову. А тут как раз и случай подвернулся — день рождения жены. Пришли гости — родственники, сослуживцы. Сидим, едим, интеллигентные разговоры ведем про погоду, про дубленку, про Евтушенко, про то, про се.. . Хорошо сидим, мирно, соуса никто не проливает.

Но тут один из гостей, некто Куликов, за бутылкой потянулся и фужер с пивом на скатерть и опрокинул. Смутился, стал быстро пятно салфеткой вытирать.

Я сижу — ноль внимания. Просто абсолютно не реагирую. То есть сижу с таким видом, будто он ничего не проливал. Будто и не было этого.

Но тут я замечаю, что никто не замечает, что я не замечаю, как он скатерть залил. Мне как-то обидно стало.

И я говорю:
— Хорошее воспитание, говорю, не в том, что ты не прольешь соуса на скатерть, а в том, что не заметишь, если это сделает кто-нибудь другой.. .

Гость Куликов покраснел и говорит:
— Я никакого соуса не проливал!

Я говорю:
— При чем здесь соус? Дело не в соусе.. . Просто приятно, что здесь собрались хорошо воспитанные люди. Вот вы пиво пролили, а никто даже глазом не моргнул. И это очень радостно, тем более что скатерть новая, недавно куплена.

Гость Куликов почему-то еще больше смутился, что-то стал бормотать и вдруг уронил тарелку на пол. Тарелка — вдребезги! Гость Куликов стал красный как рак. Все молчат. А я стараюсь не замечать этого нового конфуза, хотя про тарелку у Чехова ничего не сказано.

Я говорю:
— Не смущайтесь, пожалуйста! Какие пустяки! Никто ничего не видел. Бог с ней, с тарелкой! Она — из сервиза! Антикварная. Саксонский фарфор!

Гость Куликов почему-то весь затрясся, бросился осколки подбирать да от волнения скатерть зацепил. На пол посыпались бутылки, рюмки.. . Я губу закусил, но всем видом стараюсь показать, что ничего этого не замечаю. Я даже, наоборот, насвистывать что-то веселое стал, чтобы показать всем, как мне это все безразлично. И тут, представляете, жена Куликова вскакивает и кричит мне:

— Что вы третируете моего мужа?

Я ей вежливо отвечаю:
— Никто вашего мужа не третирует! Наоборот, стараемся не замечать его хамства. Вот вы, например, своей вилкой в общий салат лезли, а я этого даже не заметил.

Тут она чего-то заплакала, а все гости стали почему-то возмущаться. Какой-то родственник жены вскочил, кричит:

— Уйдем отсюда! Над нами здесь издеваются!

Я говорю:
— Да кто же над вами издевается? Пришли, понимаешь, пол замызгали, пепел в тарелки сыплете, пьете неумеренно.. . Я стараюсь не обращать внимания, а вы еще что-то вякаете!

Тут гости вскочили, бросились в переднюю за пальто. Я им крикнул вдогонку:

— Ну и ладно! Валите отсюда! Попутного ветра!

Это, конечно, я уже грубо крикнул. Не надо бы этого! Мне бы им чего-нибудь из Чехова вдогонку послать, что-нибудь про соус или в этом роде, но как-то цитаты не подобрал. Слава Богу, бутылкой не запустил, сдержался.. .

Источник

Читайте также:  Что значит uno momento
Оцените статью