- Как выбрать вино: учимся читать винную этикетку
- Содержание
- «Винный паспорт»
- Важные данные на винной этикетке:
- «Продукция не является вином»
- Мелким шрифтом
- Виноматериал в составе – это плохо?
- Легкое чтение
- Цифровизация вина
- Как выбрать вино в магазине — советы экспертов, рейтинг лучших марок
- Как правильно выбрать хороший напиток в магазине?
- Этикетка
- Производитель и название
- Регион производства
- Сорт винограда
- Содержание сахара
- Год урожая
- Категория качества
- Пробка
- Бутылка
- Рейтинг лучших марок, которые лучше покупать в России
- Красное сухое
- Красное полусладкое
- Красное полусухое
- Белое сухое
- Белое полусладкое
- Белое полусухое
- Розовое
Как выбрать вино: учимся читать винную этикетку
Не дайте маркетологам себя обмануть и заставить вас купить некачественное вино.
Содержание
Винная этикетка – настоящий кладезь информации, важно лишь читать ее правильно. Это особенно важно в связи со вступлением в силу нового закона «О развитии виноградарства и виноделия в России», который в том числе регламентирует и информацию для покупателей.
«Винный паспорт»
Этикетка – это паспорт любого винодельческого продукта, на «главную страницу» которого – фронтальную этикетку – должна быть нанесена обязательная информация для потребителя. Основные правила маркировки винодельческой продукции определены ст. 5 ГОСТ-5575-76 «Продукция винодельческая. Упаковка, маркировка, транспортирование и хранение».
Как правило, в нижней части этикетки размещается информация об объеме тары вина или другой винодельческой продукции. «Золотой стандарт» у виноделов – это бутылка объемом 0,75 литра.
Важные данные на винной этикетке:
- Cодержание алкоголя: этот параметр сейчас интересует многих адептов ЗОЖ, предпочитающих более легкие и даже безалкогольные вина. Уже при первом взгляде на бутылку можно понять, чего ждать от напитка в плане опьянения и как определить личную меру.
- Cахар: для сухих вин (в которых допускается минимальное содержание остаточного сахара – не более 4 г на литр) уровень сахара указывать необязательно. Начиная с категории полусухих (более 5 г), уровень сладости должен быть указан на этикетке в граммах на литр (дм3). Тип вина, указанный на этикетке (на импортных винах информация на русском языке будет на оборотной стороне – контрэтикетке), также дает нам дополнительную информацию о сахаре (сухое, полусухое, полусладкое, сладкое), типе вина (белое, красное, розовое), а также категории винодельческой продукции (игристое, «российское шампанское», ликерное или ликерное специальное вино). Также обязательной является информация о дате розлива вина. Она обычно находится на оборотной стороне этикетки, но некоторые производители (особенно игристых вин) выбивают дату лазером прямо на капсуле, закрывающей горлышко бутылки.
- Происхождение вина. Помимо названия самого продукта и его производителя, вы можете встретить на этикетке аббревиатуру «ЗГУ». Она означает, что вино произведено из винограда, выращенного в конкретном регионе, например на Кубани, или даже в конкретном районе Кубани – Новороссийске, Геленджике или Анапе. Сокращение «ЗНМП» говорит о еще более точной привязке происхождения вина к конкретной территории – Южному берегу Тамани, Семигорью, региону Абрау-Дюрсо. На этикетках импортных вин можно встретить названия испанского региона Rioja или французского Bordeaux.
- Географическая информация: с 2020 года, согласно вступившему в силу закону 468-ФЗ, такая географическая информация для потребителей любого вина стала обязательной. Производитель или импортер может также разместить обязательную информацию о вине на контрэтикетке или кольеретке вина (это такой изящный «воротничок» на горлышке или «плечиках» бутылки»). Теперь покупателям, затрудняющимся в прочтении сложных географических названий на латинице, не придется ломать язык и голову словосочетаниями вроде Ribera del Duero. На оборотной стороне бутылки любой легко сможет прочитать транскрипцию названия на кириллице, а для того, чтобы потребителю не пришлось доставать очки или лупу, производителей и импортеров обязали писать информацию о регионе происхождения 14 кеглем. Это где-то в полтора раза крупнее обычного газетного шрифта – примерно такими буквами пишутся заголовки. Этот шаг позволяет избежать введения покупателей в заблуждение. Теперь, например, покупателю будет легко определить, произведено ли вино со словом «Крымский» в названии из крымского винограда, или сырье для него вырастили, скажем, в Адыгее.
- Год урожая: еще одно обязательное требование к маркировке вина касается года урожая. До 2020 года, согласно ГОСТу, год необходимо было писать только на винах с географическими индикаторами. Сейчас исключений нет – любое вино должно иметь свой «год рождения». Для простых недорогих вин это может быть особенно важно. Эксперты Роскачества уже не раз отмечали, что, если такой продукт «зажился» на полке магазина под ярким светом ламп, его потребительские свойства со временем могут ухудшиться. С новым законом все, что нужно знать про вино, стало абсолютно прозрачным.
«Продукция не является вином»
Если напиток сделан на основе виноградного сырья, но в него добавлены какие-либо ароматизаторы, красители или вода, на таких бутылках должна появиться крупная надпись «Продукция не является вином». Такая же надпись должна быть на полке розничного магазина, где выставлена «виноградосодержащая продукция».
«На этикетке (контрэтикетке, кольеретке) и в наименовании алкогольных напитков, полученных брожением иного, чем виноград, плода, использование слова “вино” и производных от него слов и словосочетаний не допускается», – гласит закон.
То есть теперь в маркировке продукции, сделанной из вишни, сливы, яблок, любых других фруктов, а также из овощей, слов «вино» или «винный» быть не может. «Вино яблочное» или «Винный напиток из ревеня» будут считаться фальсификатом. Эти поправки вступили в силу в декабре 2020 года (сам закон начал действовать в июне прошлого года), и пока такие строгие меры не распространяются на фруктовые вина, выпущенные ранее. Но уже скоро полки российских магазинов очистятся от продуктов, имитирующих виноградное вино (в том числе вино игристое).
На этикетке должен быть указан сорт винограда
Раз уж вино должно быть сделано исключительно из винограда, потребителю будет полезно узнать, из какого именно, каких сортов. Эта информация также теперь указывается крупно на этикетке или контрэтикетке вина согласно закону.
Мелким шрифтом
На контрэтикетках любого вина также размещают достаточно большой объем обязательной, согласно требованиям Роспотребнадзора, информации о противопоказаниях алкоголя для беременных женщин, несовершеннолетних, лиц с заболеваниями почек, печени и других органов. Там же можно найти точный адрес производителя, ссылку на ГОСТы. Для этой информации кегль не регламентирован, и пишут все строго одно и то же (согласно правилам), но очень мелко.
Виноматериал в составе – это плохо?
Всех обычно интересует состав любого продукта. В вине ничего, кроме винограда, быть не должно. Иногда производители пишут слово «виноматериал», пугая недоверчивых покупателей. Бояться нечего – это то же самое вино, только до попадания в бутылку, на любой технологической стадии. Также в любом вине присутствует разрешенная пищевая добавка – диоксид серы.
Легкое чтение
Вместе со строго обязательной информацией производители используют свои этикетки и контрэтикетки как настоящие «средства просвещения». Некоторые указывают точное количество выпущенных бутылок («тираж»). Небольшой объем выпущенного вина должен сказать о его эксклюзивности. На бутылке может быть даже помещен ее индивидуальный номер (поищите «счастливый»).
Оборотная сторона бутылки может порадовать пиктограммами, иллюстрирующими процесс производства вина (например, выдержку в бочках) или рекомендации по его употреблению (температура подачи и гастрономические сочетания). Большинство производителей стараются уместить на контрэтикетках краткое описание вкуса и аромата вина – верить им стоит «умеренно». Попадаются и очень качественные дегустационные описания, составленные профессиональными сомелье, и «сказки» о необыкновенных букетах и дивных послевкусиях, ничего общего с продуктом в бутылке не имеющие.
Цифровизация вина
Тренд последних лет – размещение на бутылках QR-кодов. Не поленитесь достать смартфон и навести его на код прямо у полки супермаркета. Так вы сможете получить большой объем дополнительной информации о производителе, вине, регионе его производства.
Увы, на этикетках всего не уместишь, как ни старайся. Обращайте внимание на главное – то, что указали эксперты Роскачества.
– Уже три года Роскачеством составляется рейтинг лучших российских вин «Винный гид России». Обращайте внимание на экспертные оценки и рекомендации, которые размещены на портале Роскачества. Так вы точно не ошибетесь в выборе вина, стоя у винной полки. Эксперты сделали всю работу по выбору лучшего вина за вас. А еще на портале умного покупателя вы попутно получите много интересной информации о вине и его производителе. Тогда вам точно будет о чем рассказать друзьям, наполняя бокалы.
Cледите за новостями, подписывайтесь на рассылку.
При цитировании данного материала активная ссылка на источник обязательна.
Источник
Как выбрать вино в магазине — советы экспертов, рейтинг лучших марок
В наше время на прилавках магазинов представлен огромный ассортимент алкогольных напитков, в том числе и вин. Выбрать что-то одно довольно сложно. А получить удовольствие от своего выбора ещё сложнее, ведь среди всего ассортимента очень много посредственного и некачественного продукта.
А ведь хорошее вино может помочь сделать ужин, особенный вечер и свадьбу незабываемыми, а может превратить их в катастрофу.
На что же стоит обратить внимание, оказавшись у прилавка с заветным напитком?
Как правильно выбрать хороший напиток в магазине?
Этикетка
Пристальное внимание стоит обращать на этикетку. Она не обязательно должна быть яркой и вычурной. Модная этикетка с аляпистым дизайном — совсем не показатель качественного продукта. И так, что же должно быть на этикетке далее.
Производитель и название
По возможности избегайте ярких названий. Как правильно, у вин, на которых написано «Судьба монаха», «Слеза матери» и прочие вычурные наименования, плохой состав. Если это дешёвое вино, то возможно его производитель пытается адаптировать свой некачественный продукт под общеизвестные бренды.
Имя производителя похоже на логотип и не бросается первым в глаза.
Но на бутылке оно должно быть чётко указано.
Справка! Если же производитель спрятан или вообще не указан, то есть вероятность, что это вино не лучшего качества.
Регион производства
Как правило, название региона пишут крупным шрифтом. Но не стоит предполагать, что раскрученные итальянские и французские вина точно не подведут:
- Общеизвестные Бордо и Бургундия вряд ли окажутся качественными, если стоят меньше 500 рублей. Зачастую на экспорт в таких странах идут не самые хорошие вина, поэтому даже самые обычные вина Франции у нас стоят дорого.
- Зато напитки из стран Нового света, Португалии и Испании в этой же ценовой категории могут быть высокого качества.
- Эксперты советуют брать аргентинское вино, если бюджет составляет не больше 500 — 600 рублей. Для бюджетного сегмента они имеют весьма приличное соотношение цены и качества.
Среди вин малоизвестного венгерского региона тоже можно найти интересный вариант. Сладкие вина от крупных заводов из этого региона приобретать не стоит.
Исключение может составить только полусухие вина региона Токай. А вот на сухие вина венгерских виноделен со строгими этикетками стоит обратить внимание.
Среди молдавских напитков можно найти качественные и вполне приличные.
Ситуация с грузинскими винами несколько сложнее:
- Из-за популярности грузинского продукта в России появилось множество подделок. Всевозможные «Тбилисури» и «Алазанские долины» — это названия не контролируемые в Грузии. Такие вина может производить кто угодно.
- Поэтому грузинское вино нужно выбирать с особой тщательностью и отдавать предпочтение проверенным производителям.
- Например, известный завод Сатрапезо неизменно радует интересным и ярким вином.
Сорт винограда
Обычно сорт винограда пишут крупно и чётко. Зачастую его путают с названием вина.
Рислинг, изабелла, мерло, мальбек, шардоне, мускат, пино-гриджио, каберне, монтепульчано — всё это сорта винограда. Среди них легко запутаться. Их выбор — это дело вкуса и настроения.
Поэтому не бойтесь пробовать новое, чтобы найти оптимальный для вас вариант.
Содержание сахара
Об этом критерии нам говорят надписи:
Важно! Эксперты утверждают, что лучше отдавать выбор сухому вину. В нём меньше всего добавок и оно безопаснее сказывается на здоровье.
В таких напитках содержится менее 4 г/л сахара. Полусухие вина содержат 4 — 12 г/л сахара. Полусладкие вина содержат 12 — 45 г/л сахара. И, наконец, сладкие вина с содержанием сахара больше 45 г/л.
Год урожая
На бутылке должен быть указан год урожая. Это очень важный фактор, влияющий на качество вина.
Урожайность зависит:
- от погоды,
- солнечных дней,
- осадков,
- вредителей и болезней.
Бывают очень удачные годы, когда все виноградники дают шикарный урожай. Но ситуация может быть и прямо противоположной. На год, как правило, обращают внимание профессионалы своего дела: виноделы, коллекционеры, сомелье.
Справка! Стоит отметить, что для большинства вин Нового света вопросы хорошей погоды решены выгоднее, чем для виноделов Старого света.
В Европе сложнее с солнечными лучами, зато осадки и заморозки — это не редкость. А для того, что чтобы виноград вырос сочным и вкусным, необходимы приемлемые погодные условия.
Категория качества
Если соблюдены все условия приготовления, то на бутылке указывают категорию качества. Первой страной, которая ввела обязательную классификацию вин, была Франция.
Классификация французских вин:
- A.O.C. — к вину этой категории предъявляют самые жёсткие требования.
- V.D.Q.S. — вино отличного качества. Такие вина признаны одними из лучших.
- VdP или IGP (Vin de Pays, Identfication Geographique Protegee) — «местные вина» с указанием происхождения. Таким напиткам не предъявляются требования по сорту винограда. Это вино на каждый день.
- VdT — столовое вино. К таким напиткам просто предъявляются требования по безопасности. Их изготавливают в различных регионах, из разных сортов винограда.
Справка! Итальянская система создана на базе французской, но отличается названиями. Их наименования (от высшей категории к столовым): DOCG, DOC, IGT, VDT.
Посмотрите видео, в котором рассказывается, как правильно читать этикетку французских вин:
Пробка
Предположение о том, что хорошее вино обязательно должно быть закупорено натуральной пробкой не совсем верно. Существует миф, что пластиковая или винтовая пробка — показатель некачественного продукта. Это ошибочно.
Многие производители (в частности Аргентина) перешли на пластиковые пробки, не оказывающие негативного влияния на напиток. Многое зависит от того, как быстро планируют открыть и выпить вино.
Например, винтовую пробку, так распространённую сейчас, используют для закупоривания молодых вин, которые выпивают в течении 2-4 лет после производства.
У натуральной пробки есть значительный недостаток:
- Несмотря на то, что это природный материал, такие пробки могут оказать негативное влияние на качество напитка.
- От плохо изготовленной пробки вину может передаться аромат. Это называется «пробковой болезнью». От неё страдает более 5% вина по всему миру.
Причём это может касаться как дешёвого, так и самого дорогого коллекционного вина.
Запах напоминает мокрую бумагу или грязную тряпку.
Кроме того натуральная пробка стоит не малых денег. Приобретая не коллекционное вино, глупо переплачивать за пробку. Конечно, если цена напитка и так высока, переплатить за пробку не жалко.
Поэтому, стоя у прилавка, помните, что натуральная пробка необходима только тем винам, которые требуют созревания в бутылке, а срок их хранения составляет десятки лет.
Как правило, это шикарные и дорогие вина франции и Италии. Но приобретая столовое молодое вино на каждый день, не стоит переплачивать за пробку, это не рационально.
Бутылка
Обратите внимание, что в бутылках из тонкого светлого стекла вино хранится не более двух лет. А в тяжёлых бутылках с тёмным толстым стеклом напиток может храниться долго. В них обычно разливают качественное, коллекционное вино.
Важно! Эксперты считают, что винная бутылка должна быть цветной, чтобы внутрь не проникал свет и вино не портилось. А её дно должно быть вогнутым. Если увидите бутылку с плоским дном, скорее всего — это подделка.
На видео профессиональный сомелье рассказывает, как выбрать хорошее вино в магазине:
Разумеется высокая цена — это не самый главный показатель хорошего продукта. Есть множество факторов, влияющих на стоимость вина. И как это ни странно, стоимость довольно слабо связана с его реальным качеством.
Об этом даже говорит тот факт, что между похожими винами из чили и франции будет двукратная разница в цене. Просто потому что Франция и Италия считаются рекордсменами по качеству этого напитка.
Если говорить о выборе вина в российских магазинах, стоит ориентироваться на такие ценовые категории:
- Не покупайте слишком дешёвые вина. Вне зависимости от региона и года выпуска, вино не должно стоить меньше 500 рублей.
- Минимум 600 рублей — цена для вин Нового света.
- Минимум 800 рублей — цена для юга Франции
- От 1000 рублей для Бордо.
Рейтинг лучших марок, которые лучше покупать в России
Подводя итоги, попробуем привести примеры хороших вин в различных категориях, сортируя их по количеству сахара и ценам.
Красное сухое
- Дорогое вино (от 3000 рублей): Chateaude Chamirey, Mercurey Rouge (Франция), Brunello di Montalcino (Италия), Duckhorn, «Decoy» Cabernet Sauvignon (США).
- Средняя ценовая категория (1000 — 3000 рублей): Quinta do Crasto (Португалия); Enoforum «Alente Reserva» (Португалия); Pegoes, Adega de Pegoes (Португалия), Kindzmarauli Marani (Грузия), Adega Eidos «Veigas de Padrinan» (Испания), Marques de Caceres, Crianza (Испания).
- Недорогие вина (до 1000 рублей): Teliani Valley, Saperavi (Грузия), Tinajas, Carmenere Reserva (Чили), Trapiche, Cabernet Sauvignon (Аргентина), Campo Viejo, Tempranillo (Испания), Conti Serristori, Chianti (Италия).
Красное полусладкое
- Дорогое вино (от 3000 рублей): Badagoni «Nikala 1862», Kvanchkara (Грузия), Kurni, Marche Rosso (Италия), Mildiani, Kindzmarauli (Грузия), Masi Serego Alighieri «Casal dei Ronchi (Италия).
- Средняя ценовая категория (1000 — 3000 рублей): Telavi Wine Cellar, «Marani» Ojaleshi (Грузия), Teleani Valley, Kindzmarauli (Грузия), Vaziani Khvanchkara (Грузия), Tinazzi «Uomo» Venetto IGP (Италия), Felline «Fellone» Primitivo, Puglia (Италия).
- Недорогие вина (до 1000 рублей): Tamada, Kindzmarauli (Грузия), J.P. Chenet, Medium Sweet Vin de Pays (Франция), Tuusculum Rosso Semi Sweet (Италия), Maison Bouey «Lettres de France» (Франция), Askaneli Brothers, Saperavi Muscat (Грузия).
Выбрать для себя лучшее вино можно лишь сравнивая несколько марок и не обязательно выбор будет в пользу дорогого.
Красное полусухое
- Дорогое вино (от 3000 рублей): Zenato, Amarone della Valpolicella Classico (Италия), «Mas De Daumas Gassac» Rouge (Франция), Le Salette «Pergole Vece» (Италия).
- Средняя ценовая категория (1000 — 3000 рублей): Luccarelli, «Campo Marina» Primitivo di Manduria (Италия), «SopraSasso» Amarone della Valpolicella (Италия), Racemi «Sinfarosa» Zinfandel Primitivo di Manduria (Италия), Isla Negra, «West Bay» (Чили).
- Недорогие вина (до 1000 рублей): «La Piuma» Montepulciano d`Ambruzzo (Италия), Cono Sur, «Tocornal» Carmenere, Central Valley (Чили), «Barefoot» Merlo (США), Trapiche, Malbec (Аргентина), Hardys, «Legacy» Red (Австралия).
Белое сухое
- Дорогое вино (от 3000 рублей): Domaine Vacheron & Fils, «Les Romains» (Франция), Jermann «Capo Martino» (Италия), Granver «Anfora» Ribolla Giala (Италия).
- Средняя ценовая категория (1000-3000 рублей): Villa Maria «Private Bin» Sauvignon Blanc (Новая Зеландия), Saint Clair, Marlborough (Новая Зеландия), Markus Huber, Reisling «Terrassen» Traisental DAC (Австрия), Martin Codax, Albarino (Испания).
- Недорогие вина (до 1000 рублей): Anselmo Mendes, «Passaros» Alvarinho-Loureiro,Vinho Verde (Португалия), Botter, Pinnot Grigio, Veneto (Италия), Askaneli Brothers «Artwine» Rkatsiteli Qvevri (Грузия), Feudi del Pisciotto, Baglio Del Solo Inzolia Cataratto (Италия).
Белое полусладкое
- Дорогое вино (от 3000 рублей): Wolfberger «Rangen», Pinot Gris (Франция), Domaine Marcel Deiss Grasberg (Франция).
- Средняя ценовая категория ( 1000 — 3000 рублей): Paul Masson, Chablis (США), Robert Weil, Rheingau Riesling Tradition (Германия), Domaine Marcel Deiss, Gewurztraminer (Франция).
- Недорогие вина (до 1000 рублей): Mildiani, Tvishi (Грузия), Shateau Dereszla, Tokaji Furmint (Венгрия), FDL «La Croix du Pin», Muscat (Франция).
Цвет такие напитки могут иметь соломенный, янтарный или даже серебристый, но в любом случае не слишком насыщенный.
Белое полусухое
- Дорогое вино (от 3000 рублей): Riesling Clos Saint Imer» (Франция), Domaine Huet «Clos du Bourg» (Франция).
- Средняя ценовая категория (1000-3000 рублей): «I Frati» Lugana (Италия), Concha y Toro «Frontera» (Чили).
- Недорогие вина (до 1000 рублей): «Toucas», Vinho Verde (Португалия), Angove «Butterfly Ridge» (Австралия), Redwood Vineyards, Pinot Grigio (США).
Розовое
M.Chapoutier Beaurevoir Travel, «Абрау-дюрсо» Империал Cuvee Rose Brut, Domaines ott Cotes de Provence Clos Mireille Rose.
Посмотрите познавательное видео, в котором рассказывается, какие вина считаются самыми лучшими:
В конце хотелось бы отметить, что среди огромного ассортимента вина всегда можно найти что-то по душе.
Стоит лишь определиться со своими желаниями и вы обязательно сможете отыскать напиток, удовлетворяющий вашим предпочтениям.
Источник