Литературное чтение 4 класс. А.В. Жигулин «О, Родина!»
план-конспект урока (чтение, 4 класс) по теме
Литературное чтение 4 класс. А.В. Жигулин «О, Родина!» с использованием ИКТ. УМК «Школа России»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
a.v._zhigulin_o_rodina.doc | 51.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок литературного чтения в 4 классе.
А.В. Жигулин «О, Родина!»
1. Формировать умения проникать в смысл прочитанного, обобщать и выделять главное.
2. Развивать способность эмоционально откликаться на прочитанное и услышанное.
3. Воспитывать чувство гордости за свою Родину и любовь к родному краю.
Оборудование: магнитофон, аудиокассета с записью песен «Малиновый звон» и «Узуновский вальс», презентация «Мое Узуново».
I. Организационный момент.
Дети входят под музыку «Малиновый звон», рассаживаются по группам
II. Сообщение темы и цели урока.
— Какую тему мы начали изучать? (Тихая моя Родина)
— Сегодня наш урок это путешествие по страницам журнала, который так и называется «Тихая моя Родина».
— Как вы думаете, ребята, что мы называем словом Родина?
III. Проверка домашнего задания
Открываем первую страницу нашего журнала « Истоки ».
Первой группе ребят было задание узнать, откуда произошло слово Родина и найти слова, близкие по значению этому слову.
— Слово родина произошло от древнего слова poд которое обозначает группу людей, объединенных кровным родством. Каждый из нас — потомок какого-либо старинного древнего рода. А само слово род обозначает древнейшего бога славян Рода. Главный город племени россов назывался Родень (Родня). Он был посвящен богу Роду.
Poдить — значит, произвести на свет потомство. Родит женщина, родит животное (собака, кошка, лиса. ), родит почва, земля.
Родители — отец и мать, у которых рождаются дети.
Родич — родственник, член рода.
Родословная — перечень поколений одного рода. Люди гордятся своей родословной, изучают ее.
Родина — это и отечество, страна, и место рождения человека.
Народ — нация, народность, жители страны. Есть еще много слов с корнем -род-: народность, народить, родственники, нарождающийся, родник и др.
Следующая станица нашего журнала «Народная мудрость о Родине»
Второй группе было дано задание подобрать пословицы о Родине.
- Если дружба велика, будет Родина крепка.
- Жить – родине служить.
- Человек без родины что соловей без песни.
Работа в группах по раскрытию смысла этих пословиц.
(Для пояснения третьей пословицы можно использовать текст « Далеко от Родины»)
Далеко от родины
Долгие месяцы видят наших птиц жители Африки. Но никогда они не слышали их пения. Круглый год в Африке зеленеют деревья. Круглый год светит солнышко. Почему же наши певуньи в Африке не поют? Потому что не под пальмой гнездо соловья. Оно где-нибудь в кустиках возле тихой русской речки. Птица поёт там, где она гнездо вьёт. Птица поёт на родине.(58)
(По Н. Надеждиной)
IV. Изучение нового материала.
Работа с текстом по учебнику Литературное чтение.
Следующая страничка нашего журнала «Лирическая».
— Давайте посмотрим, как известные поэты воспевают родину в своих стихах.
Стихотворение А.В. Жигулина
О, Родина! В неярком блеске
Я взором трепетным ловлю
Твои пролески, перелески –
Всё, что без памяти люблю:
И шорох рощи белоствольной,
И синий дым в дали пустой,
И ржавый крест над колокольней,
И низкий холмик со звездой…
Мои обиды и прощенья
Сгорят, как старое жнивьё.
В тебе одной — и утешенье,
И исцеление моё.
— Прочитайте стихотворение про себя, приготовьтесь к чтению вслух.
(чтение стихотворения вслух)
— Прочитайте первую строфу
— К кому обращается автор? ( к Родине )
— Как вы об этом догадались?
— Что любит автор? Найдите в первой строфе. ( пролески, перелески )
— Что такое пролески, перелески?
— Найдите первую строчку. Как понимать выражение « В неярком блеске »? К чему относится это выражение? Давайте попробуем соединить первую и третью строчку первой строфы. Прочитайте.
— Прочитайте вторую строчку. Каким синонимом можно заменить слово взором? (взглядом)
— Что автор подразумевает под словом « трепетным »? (волнующий)
— Как вы думаете, что значит « Любить без памяти »? (любить очень сильно).
— Сделаем вывод. О чём говорится в первой строфе этого стихотворения? (О любви к Родине).
— Читаем вторую строфу. Можно ли сразу сказать о чём говорится во второй строфе?
(в ней говорится о том, что любит автор)
— Назовите, что он любит? ( Шорох рощи белоствольной )
— О какой белоствольной роще идёт речь? ( березовой)
— О чём говорит слово шорох , что автор хотел показать этим словом? ( погода тихая спокойная, листья как будто переговариваются, шепчут друг другу )
— Прочитайте вторую строчку. О каком дыме идёт речь? (о тумане)
— Что ещё волнует автора?( Ржавый крест над колокольней )
— Почему ржавый крест ? (Церковь старая, заброшенная)
— Прочитайте четвёртую строчку. О каком холмике со звездой говорится в стихотворении? (о могиле солдата)
— Перечислите ещё раз своими словами, что особенно дорого автору.
— Почитайте третью строфу. Какие слова вам непонятны? (жнивьё)
— Как вы понимаете первые две строчки этой строфы?
— А почему обиды и прощения пройдут? (потому что он на родине)
— Что видит в своей родине поэт? (Утешение и исцеление) Почему?
— Прочитайте первое и последнее предложения этого стихотворения.
Чем является Родина для автора этого стихотворения?
(На доске появляются слова: Родина, исцеление, утешение.)
V. Работа по теме урока.
— Ребята, какой уголок России вы считаете своей малой Родиной?
О нашей Родине написано немало стихов.
Включается запись стихотворений.
Следующая станица «Историческая» (или «Краеведческая»)
Третьей группе было задание – Подобрать легенды, мифы о нашем селе, узнать, откуда произошло название села.
Презентация «Мое Узуново».
Сегодня мы узнали, что о нашем селе сложены стихи, легенды. Как вы думаете, есть ли песни о селе Узуново? Представьте, что вас попросили написать слова песни. О чём бы вы хотели рассказать?
Давайте послушаем Узуновский вальс.
— Хотели бы вы поменять место жительства, уехать из своего села? Почему?
— Чем вы дорожите в своём селе, что считаете ценным?
— Чем вы можете помочь своему родному селу, чтобы оно стало ещё краше?
О чём мы говорили сегодня на уроке?
Для каждого человека родина является чем – то своим, особенным. А чем для вас является родина?
Письменно продолжить предложение: «Родина для меня это ….»
Закончить наш урок мне хотелось бы стихотворением Е. Синицына.
Источник
А.В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске».
план-конспект урока по чтению (4 класс)
Тема: А. В. Жигулин «О, Родина! В неярком блеске…
Цель: познакомить учащихся с основными сведениями биографии и творчества А. В. Жигулина, учить выделять главную мысль, подготавливать сообщения и проекты для выступления, обучать выразительному чтению стихотворений, проводить полный анализ произведения; воспитывать патриотизм, чувство патетики и гордости за свою Родину; развивать внимание, память, мышление, речь, обогащая её яркой образно-выразительной лексикой.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_uroka.docx | 30.15 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема : А. В. Жигулин «О, Родина ! В неярком блеске…
Цель : познакомить учащихся с основными сведениями биографии и творчества А. В. Жигулина , учить выделять главную мысль, подготавливать сообщения и проекты для выступления, обучать выразительному чтению стихотворений , проводить полный анализ произведения; воспитывать патриотизм, чувство патетики и гордости за свою Родину ; развивать внимание, память, мышление, речь, обогащая её яркой образно-выразительной лексикой.
Планируемые образовательные результаты :
Предметные : уметь работать с учебником, читать вслух и про себя, воспринимать на слух поэтическое произведение.
Познавательные : умеют анализировать лирический текст, находить опорные слова и средства художественной выразительности, видеть картины Родины .
Регулятивные : своевременно готовятся к уроку , умеют формулировать учебную задачу урока , принимают и сохраняют её на протяжении всего урока , читают в соответствии с целью чтения (бегло, выразительно) .
Коммуникативные : находят нужную информацию через интернет, беседу со взрослыми, учебные книги, словари; осознают правила взаимодействия в паре и группе, умеют защищать свой проект публично и артистично.
Личностные : ценят и уважают поэта, выражающего свои чувства к Родине через художественное слово, любят свою большую и малую Родину , чтят память солдат, павших за своё Отечество, понимают социальную значимость урока .
Методы и формы обучения : словесный, наглядный, практический; фронтальная, индивидуальная.
Оборудование : интерактивная доска (экран, компьютер, проектор; презентация.
1. Мотивация (самоопределение) к учебной деятельности.
2. Актуализация опорных знаний.
— Итак,дети, как, по-вашему, какая ценность необходима вам на вашем жизненном пути?
— А какая бывает любовь? К чему и к кому человек проявляет это чувство?
(Выслушиваются ответы детей)
— За что каждая мать любит своего ребёнка? И за что мы любим своих матерей?
-За то, что они просто есть!
-Так и любовь к Родине . Она есть. Родину никто из нас не выбирает, и любовь к ней начинает пробуждаться подобно тому, как растение тянется к солнцу, как ребёнок тянется к матери. Подрастая, ребёнок начинает испытывать любовь к родной улице, земле и друзьям.
-Ребята, а когда любишь, как относишься к объекту любви? (Выслушиваются ответы детей)
-Все вы должны быть одушевлены, движимы и руководствованы любовью к Отечеству, и вливать её в своё окружение, и быть примером в нём всему государству.
-А как вы проявляете свою любовь к Родине , и что вы делаете для её блага?
(Выслушиваются ответы детей)
3. Сообщение темы урока . Определение целей урока .
-Дети, посмотрите, пожалуйста, на экран. Что вы здесь видите? (Появляются слайды с изображением природы и фото поэта Анатолия Владимировича Жигулина )
-Ребята, как, по- вашему, какова взаимосвязь между картинками природы и этим человеком? (Этот человек любит природу)
-Да, правильно, молодцы! Зовут этого человека Анатолий Владимирович Жигулин .
-А значит, кому будет посвящен наш сегодняшний урок ? Посмотрите внимательно на слайд. (Учащиеся выдвигают предположения.) (Жизни и творчеству А. В. Жигулина )
Знакомство с биографией А. В. Жигулина . (Учитель рассказывает о жизни и творчестве поэта по слайдам под тихую классическую музыку )
1 января 1930 году в Воронеже, в семье крестьянина, родился Анатолий Владимирович Жигулин . Летом 1942 года Великая Отечественная война пришла в Воронеж. Будущему поэту и его младшему брату пришлось несколько месяцев беспризорно скитаться во фронтовой полосе, жить в деревнях и лесах. Об этих месяцах поэт позже написал в автобиографии :
“Я не просто видел войну. Я её пережил. Моё сердце болело живой болью. Я видел врагов не в кино, а живыми. Они стреляли в меня. Это тоже опыт, тоже судьба. Во время этих скитаний во мне окрепла зародившаяся ещё в детстве любовь к земле, к природе, к деревне.
Умер А. В. Жигулин в Москве 6 августа 2000 года.
Я узнал, увидел и принял в сердце многие дорогие мне обычаи и понятия, картины средней, степной России”
В 1949г. стихи молодого поэта появились в воронежских газетах. Но вскоре после этого он был осуждён по ложному обвинению как “враг народа”. И с 1949 по 1954 годы находился в заключении в Сибири — строил железную дорогу, работал на золотых и урановых рудниках. В 1954 Жигулин был освобожден по амнистии, а в 1956 полностью реабилитирован. В 1960 он закончил Воронежский лесотехнический институт. В 1959 вышла первая, тоненькая книжка стихов Жигулина “Огни моего города” , затем сборник “Костер-человек” (1961, а в 1963 увидела свет первая московская книга стихов “Рельсы”. В этом же году Жигулин поступил на Высшие литературные курсы и переселился в Москву став профессиональным литератором .
Образ России — один из главных в поэзии А. В. Жигулина . Он вместе с такими поэтами, как В. Н. Соколовым, Н. М. Рубцовым, помогал сохранить в сознании современников традиционный облик святой Руси и выразил чувства горечи, вызванное утратой многих духовных ценностей. В начале 90-х гг. А. В. Жигулин создал цикл из 12 стихотворений “Тревожное время России”, где нашли отражение основные темы жигулинского творчества : ответственность перед прадедами за целостность Отечества, память о “колымском конвое”, любовь, неподвластная времени, защита исторической правды. Стихи цикла объединяет пронизывающая боль и скорбь поэта – он рисовал картину разрушения родины .
4. Подготовка к восприятию произведения
— Ребята, свою неземную любовь и восхищение природой, а значит и Родиной , он передал в своих стихотворениях. Давайте посмотрим, как поэт Жигулин воспевает Родину в своём стихотворении, данном в нашем учебнике. Откройте учебник на странице 138. Прочитайте тему урока . Определите цели урока , используя опорные слова.
• Мы познакомимся с.
• Мы сможем поразмышлять.
– Да, сегодня на уроке будем учиться красивому, беглому, правильному и осознанному чтению , развивать свою эмоционально- насыщенную речь и умение выступать перед публикой с защитой своего проекта, ориентироваться в тексте и высказывать свою точку зрения; познакомимся с произведением А. В. Жигулина “О , родина . ”
(Образцовое чтение текста учителем . В ходе чтения стихотворения , дети вооружаются карандашами и подчёркивают непонятные слова)
— Прочитайте стихотворение про себя и приготовьтесь к чтению вслух
5. Работа над содержанием стихотворения А. В. Жигулина “О , Родина . ”
Словарная работа. (Учителем подготовлена презентация со слайдами, где толкование слов показано наглядно картинками)
Трепетный — взволнованный, выражающий трепет.
Просёлок — грунтовая дорога между небольшими населёнными пунктами.
Перелесок — небольшой лес, отделённый полянами от других лесных участков.
Жнивьё — солома, оставшаяся на корню после жатвы.
7. Первичное чтение стихотворения .
Беседа по содержанию. Учитель проводит работу по обсуждению текста после первичного прослушивания.
– О чём это стихотворение? (О Родине , и о том, что ему очень дорого)
— Какое слово первое?
— Что значит «без памяти люблю» ?
— Читая первую строфу, какая картина или образ Родины вам представился ?
— Как назовёте свою первую картину?
— Прочитайте вторую строфу
— О чём говорится в ней?
— Что автор любит больше всего в этой строфе?
— О каком дыме идёт речь?
— Что ещё волнует автора?
— Почему ржавый крест?
— О каком холмике со звездой говорится в стихотворении?
— Прочитайте третью строфу
— Почему обиды и прощения пройдут?
— Что видит в свое Родине поэт ?
— Какое чувство при чтении возникло : радость, восторг, сожаление, грусть?
— Ребята, а кто сможет нарисовать на мольберте ту картину Родины , которая вам представилась при чтении этого стихотворения ? (Желающие ученики выходят и рисуют картину)
На доске появляется запись : Родина- пролески , перелески, всё, что просто есть, утешение, исцеление, беспамятная любовь.
8. Повторное чтение и анализ произведения.
Учитель организовывает повторное, выборочное чтение и обсуждение содержания произведения.
– Прочитайте первое четверостишие. Что здесь главное? Какая мысль? (Признание в любви к родине )
-Запомните, дети, каждый из вас должен сказать себе : «Мир начнётся с меня!»
– Перечитайте второе четверостишие. О чём здесь повествует Жигулин ? (Он перечисляет всё, что ему дорого, что он вкладывает в смысл “ родина” )
— Ребята, героями не рождаются, но если у человека есть любимая Родина , родные, близкие и друзья он способен геройски защитить их.
– Прочитайте третье четверостишие. Какой смысл вложен в эти слова? (Поясняет, почему автор любит родимый край ) Родная земля и в горсти мила.
–– Объясните, почему поэту дорога могила со звездой? (Это вечная добрая память о людях, защищавших родину от врагов . О них необходимо помнить. Ведь благодаря их мужеству живём мы, и история движется дальше)- Поклонение героям должно выразиться в том,что сами мы будем героически настроены. Всё в мире покроется пылью забвенья, лишь двое не знают ни смерти, ни тленья : лишь дело героя, да речь мудреца, проходят столетья не зная конца!
– Что автор находит, ощущает в родном краю? (Утешение – т. е. поэт успокаивается, и исцеление – т. е. душевное излечение)
– В каких словах заключена главная мысль стихотворения? Почему? (В тебе одной — и утешенье, //И исцеление моё” Эти строки проникнуты ощущением единства, цельности природы, народной истории и человека).- На удивление всем врагам поднимался,сплотившись, наш непоколебимый российский народ перед ними всё могущественней и величественней!
9. Работа в группах
Найдите и выпишите из стихотворения все средства художественной выразительности ( Эпитеты : белоствольные рощи, синий дым, пустой дали, ржавый крест, низкий холмик, неяркий блеск .
Сравнение : “обиды и прощенья сгорят, как старое жнивьё”.)
Составьте синквейн со словом « Родина »
10. Самостоятельная работа.
Тест по стихотворению.
11. Домашняя работа.
Подготовить стихотворение на выразительное чтение.
12. Рефлексия. Итог урока .
– С каким стихотворным произведением познакомились на уроке ?
– Понравилось ли вам произведение? Какие чувства оно у вас вызвало?
Источник