Что у вас с лицом? Синдром стервозного лица, и как с ним бороться
«Синдром стервозного лица» — не только особая примета русских женщин, но и новый диагноз, который можно поставить самому милейшему человеку в любой точке мира
Наконец-то свершилось! Ученые разгадали величайшую тайну мирового искусства — неуловимую улыбку Моны Лизы. Если верить психологам-бихевиористам, неаполитанка Лиза Герардини, увековеченная Леонардо да Винчи, вовсе не хранила неведомый миру секрет, а страдала resting bitch face (RBF), или «синдромом стервозного лица». Как только исследование ученых Эбби Макбет и Джейсона Роджерса вышло в свет, о нем немедленно написали все — от Buzzfeed до New York Times. Неудивительно, ведь это многое объясняет. Широкая общественность наконец-то нашла вразумительный ответ, почему у звезды «Сумерек» Кристен Стюарт вечно одно и то же выражение лица усталой «домомучительницы». А номинантка на «Оскар» Анна Кендрик напоминает строгую училку, которая вот-вот угрожающе взмахнет указкой. С чего вдруг у Виктории Бекхэм взгляд, под тяжестью которого дрожат самые уверенные модели на «лабутенах». А Канье Уэст даже на вручении больших наград, прогулке с детьми или селфи с женой выглядит так, будто он только что на спор съел лимон. Да что там поп-культура, один из искусствоведов предположил, что «король-солнце» Людовик XIV тоже «страдал» RBF, и, как ни старались придворные живописцы, кистям и краскам не удалось замаскировать выражение крайнего презрения на лице французского монарха.
Наверняка в вашем окружении есть такие люди с «лицом сучки». Они как будто бы вечно всем недовольны, редко улыбаются и всегда портят жизнерадостное групповое фото скуксившейся миной. Когда вы встречаете такого человека впервые, вам хочется расспросить, все ли у него в порядке, здоров ли он, достаточно ли спит, ест и отдыхает. Предложить посильную помощь, таблетку, отправить к психотерапевту… Или наоборот, внутренне возмутиться, как можно быть таким заносчивым снобом, и мысленно записаться в оппозицию. Позже вы с удивлением обнаружите, что на самом деле царевна (или царевич) Несмеяна умеет улыбаться, шутить и в целом очень даже душа компании, а вовсе не грусть-тоска, как показалось вначале. «Сколько себя помню, мне при встрече всегда задают один и тот же вопрос: «Почему ты такая грустная?» — рассказывает моя подруга Аня. — Иногда с вариациями: «Почему ты такая злая?», «У тебя все хорошо?», «Тебе не понравился мой подарок, любимая?». Это, знаете ли, очень раздражает. Особенно если ни о какой грусти и речи не идет, у тебя прекрасное настроение, но при этом приходится оправдываться перед людьми за то, что ты даже не испытываешь! Правда, отдаю им должное, они видят то, что видят. Когда я не улыбаюсь, у меня действительно лицо серийного убийцы. Не знаю, в чем дело, то ли поджатые губы, то ли опущенные уголки глаз играют роковую роль, но официанты и девушки на ресепшен меня всегда боятся. Знакомая косметолог даже предложила заколоть губы и исправить нос, чтобы я не выглядела такой, по ее словам, хищной». Знакомая редактор имеет настолько сложное лицо, что в ее присутствии все моментально съеживаются, ожидая как минимум едкого замечания. Однажды новенькая девочка-интерн призналась, что каждый день продумывает до мелочей, что наденет завтра в соответствии с новейшими тенденциями, лишь бы не вызвать неудовольствие Олеси. И всегда робеет под ее снисходительным взглядом. Когда редактор об этом узнала, то была поражена: прямо как Людмила Прокофьевна из «Служебного романа». Оказалось, что все вокруг считают ее стервой, а она себя — нет.
Ученые Эбби Макбет и Джейсон Роджерс, открывшие RBF, утверждают, что стервозное выражение лица — не просто субъективное восприятие одного человека другим. Программа FaceReader, которую они использовали, сканирует несколько сот точек на лице и, основываясь на обширной базе данных, выносит «вердикт». У кажущихся «стерв» чувства печали, злости и презрения на лице преобладают, даже когда они сами оценивают свое состояние как эмоционально нейтральное. Проявляется это в чуть сощуренных глазах, приподнятом уголке рта (но недостаточно вытянутом, чтобы сойти за улыбку), взгляде чуть исподлобья. Это мельчайшие детали, но глаз их улавливает и подает сигнал: человек напротив чем-то явно недоволен. Хотя на самом деле вышеперечисленных «симптомов» недостаточно, чтобы диагностировать подлинный снобизм или грусть. Они создают видимость, но не гарантируют, что человек перед вами то, что вы уже успели себе нафантазировать. Сигнал в мозг тем не менее отправлен, информация обработана, и вот уже Кристен Стюарт вызывает вопросы, которые при взгляде на Дженнифер Энистон или Блейк Лайвли никогда не возникнут. Лица этих актрис воспринимаются как «радостные» и «счастливые». С возрастом ситуация усугубляется — гравитация только подчеркивает черты «стерв поневоле». Яркий пример — королева Елизавета II, которой, по слухам, очень нелегко понравиться. Хотя, возможно, дело всего лишь в выражении ее лица.
«Эй, в Инстаграме есть фильтр, который стирает следы RBF? Мне для подружки надо», — как-то написала в своем аккаунте Анна Кендрик. Первый признак того, что у вас, возможно, синдром стервозного лица — вы не узнаете себя на снимках. «Тот неловкий момент, когда я смотрю на фото и вижу на заднем фоне какую-то особу с недовольной гримасой, — продолжает актриса. — И вдруг понимаю: это я! Что со мной не так?».
Источник
Хмуриться — Frown
Хмуриться (также известный как нахмурившись ) является выражение лица , в котором брови сведены вместе, и лоб морщинистой, как правило , указывает на неудовольствие , печаль или беспокойство , или реже путаницы или концентрации . Вид нахмуренного взгляда зависит от культуры. Хотя большинство технических определений определяют это как морщинистость лба, в Северной Америке это в первую очередь считается выражением рта . В тех случаях, когда он используется в иконах, например, в случае со смайликом, он полностью представлен изгибом губ, образующим раскрытую вниз кривую. Выражение рта также часто упоминается в разговорной английской фразе «повернуть хмурый взгляд вверх тормашками», что означает переход от грустного к счастливому.
СОДЕРЖАНИЕ
Описание
Чарльз Дарвин описал первичный акт хмурого взгляда как нахмурение бровей, которое приводит к подъему верхней губы и опусканию уголков рта. Хотя внешний вид хмурого взгляда варьируется от культуры к культуре, кажется, есть некоторая степень универсальности в признании хмурого взгляда как негативного выражения лица. Фактически, хмурый взгляд как компонент гнева или отвращения широко признан как универсальное выражение, легко распознаваемое в разных культурах. Эта универсальность предполагает наличие общего адаптивного качества к хмурому взгляду, позволяя социальную коммуникацию с негативными эмоциональными состояниями.
Скотт Фальман первым предложил использовать двоеточие с левой круглой скобкой, чтобы графически изобразить хмурое лицо в Интернете в том, что стало хорошо известным смайликом . В этой форме хмурый взгляд полностью представлен в виде изгиба губ, обращенных в сторону от глаз. В частности, хмурые взгляды, которые включают в себя нахмуренные брови, являются реакцией на предполагаемые препятствия на пути к достижению целей, в то время как хмурые взгляды, связанные с движением щек, отражают неприятную реакцию. Подобно тому, как одна улыбка может улучшить самочувствие, хмурый взгляд может ухудшить самочувствие. В научном исследовании участники, которые хмурились, оценивали изображения как более неприятные, чем участники, которые смотрели изображения с нейтральным выражением лица. В аналогичном тесте участники сообщили о повышенном гневе из-за манипулирования выражением хмурого взгляда, и они также оценили карикатуры, которые они считали менее смешными, чем участники с манипулированным выражением улыбки.
Социальное поведение
В социальной среде хмурый взгляд чаще всего используется для выражения ряда негативных эмоций, включая гнев и неудовольствие. Однако существуют социальные различия, которые диктуют, кому разрешено хмуриться в той или иной социальной среде. Социально доминирующие люди чаще хмуриться, чем люди с более низким социальным статусом. Людям с высоким социальным статусом разрешается более свободно выражать свои эмоции, в то время как люди с низким уровнем доминирования должны демонстрировать признаки принадлежности . Для мужчин считается более социально приемлемым демонстрировать отрицательные эмоции, чем для женщин; женщины также менее склонны хмуриться, чем мужчины. В отличие от улыбки , хмурый взгляд не кажется напрямую заразным для общества ; Видеть, как кто-то хмурится, не обязательно заставляет вас хмуриться. Тем не менее, в научном исследовании участники, которые подсознательно видели нахмуренные лица, с большей вероятностью отреагировали хмурым взглядом, когда позже им показали нейтральное лицо. Хмурый взгляд также может усилить реакцию контрэмпатии. Когда проигравший в соревновании хмурится, это усиливает реакцию мозга, связанную с удовольствием от победителя, что, возможно, связано с чувством злорадства, испытываемым, когда он становится свидетелем несчастья других. Хмурый взгляд также способствует формированию впечатлений даже во время коротких встреч с другими людьми. При просмотре 30-секундного видеоклипа (без звука) хмурого профессора колледжа студенты, как правило, плохо оценивают профессора.
Используемые мышцы
Давно считается, что для того, чтобы нахмуриться, требуется больше мышц, чем для того, чтобы улыбнуться. Трудно точно определить, сколько мышц задействовано в улыбке или хмурении, поскольку существует широкий спектр выражений лица, которые можно рассматривать как хмурое лицо или улыбку. Для улыбки требуется как минимум десять мышц, при этом приподнимаются только верхняя губа и уголки рта. Столь же минимальный хмурый взгляд требует всего шести мышц, чтобы опустить уголки рта. Однако, по словам пластического хирурга доктора Дэвида Х. Сонга из Медицинского центра Чикагского университета , для того, чтобы нахмуриться, нужно 11 мышц, а для улыбки — 12. Этот метод подсчета количества мышц, используемых для создания выражения лица, не учитывает энергию потребляется каждой мышцей или индивидуальной изменчивостью лицевых мышц. В то время как у людей общая мускулатура лица используется для выражения универсальных эмоций, у некоторых людей на лице больше мускулов, и они могут использовать их больше, когда улыбается или хмурится.
Источник
Хмурое лицо как средство. для укрепления отношений.
Странная мысль про хмурое лицо как средство для укрепления отношений, не правда ли? 🙂 Сейчас все поясню.
Люди обычно думают, что они умные. Т.е. мы про себя думаем, что мы исключительно разумные существа, и наши решения — это исключительно продукт нашего продуманного анализа ситуации. Ага! Щаз!
К счастью или к сожалению (тут от ситуации зависит), но первые сигналы, которые мы обрабатываем в своей нервной системе при принятии простейших решений — это сигналы древние, как сама наша природа. Например, сигнал «свой-чужой». Этот сигнал сообщает нам первое впечатление о том, кто перед нами — друг или враг. Да, это впечатление бывает обманчивым, но сила его от этого меньше не становится. В зависимости от этого впечатления, наша первая реакция оказывается либо позитивной (если показалось, что «друг», «свой»), либо негативной (если показалось, что показалось). И наши дальнейшие мысленные, логические конструкции, обычно, «обслуживают» первичные «древние» сигналы (т.е. человек начинает для себя обосновывать то, почему он подумал-почувствовал о человеке плохо или хорошо: «странный он какой-то, это сразу видно, не вызывает доверия» или «что-то симпатичное есть в этом человеке, он мне нравится»).
А что заставляет срабатывать такой древний сигнал «свой-чужой»? — Похожесть! Обычная, элементарная визуальная похожесть (именно поэтому даже маленькие дети, не имеющие опыта общения с конкретными существами, с большей симпатией и доверием тянутся ко всем, кто по строению близок к человекообразным (всякие львы, кошечки, собачки четырехлапые, и уж тем более обезьянки), и с настороженностью реагируют на всяких «других», сильно отличающихся визуально по строению от человека (червяки, пауки и прочие «противные»).
«А при чем здесь хмурое лицо?» — спросите вы.
«А давайте проиллюстрирую» — отвечу я. И расскажу про случай.
Как-то раз мы с моей любимой Катериной Сергевной пошли в магазин за продуктами. Зашли в овощной ларек недалеко от дома. В этом ларьке за прилавком работала женщина, у которой на лице было написано «жизнь трудна, без труда не вытащишь вообще нифига, и не только из пруда, и я с этими тяготами очень знакома». А моя Катя обычно улыбчива, счастлива, и на лице написано другое — «мне хорошо!». Так вот, при разговоре с продавщицей нам нетрудно было заметить, что взгляд ее чем дальше, тем все более становился настороженным. Почему? — Да потому что мы были «не свои». Свои — это которые хмурые. А мы были непохожими на нее, у нас было другое лицо, которое заставляло женщину за прилавком задуматься, а на одной ли мы с ней стороне баррикад.
Вы наверняка замечали такую особенность нашей, российской культуры: у нас всем взрослым принято надевать на лицо маску озабоченности. И если вы вдруг оказываетесь в толпе с надетым на лицо счастьем, то на вас вполне могут смотреть либо как на чужого, либо как на странного, либо как на врага, который что-то, гад, задумал (тот же эффект будет, если в другой стране, например, в Тайланде, мы пройдемся по улицам с хмурым лицом — там тоже будут смотреть подозрительно, потому что у них принято держать лицо открытым и улыбающимся, а хмурое — это неприлично, некультурно).
А теперь — что с этим делать?
1. По возможности, общаясь с незнакомыми людьми нашей культуры, идя просто по улице — сохраняйте выражение лица хотя бы спокойным («хотя бы» — это я имею в виду, что не радужно счастливым, даже если у вас приподнятое настроение). Это, разумеется, стоит делать лишь в том случае, если хотите снизить вероятность нежданного раздражения со стороны окружающих. Спокойное лицо — «бесцветно». Т.е. это «нулевое состояние», и поэтому для других людей вы будете как бы «незаметны».
2. Если вы начинаете общаться с незнакомым человеком и хотите его расположения, то скопируйте его эмоции, выразите их на лице. Если видите на его лице озабоченность — будьте также с виду озабоченными (не важно чем, просто — чем-то озабочены). Это создаст у собеседника первое впечатление «мы похожи». Дальше можете уже варьировать эмоции, особенно если лицо собеседника просветлеет (что не удивительно, ведь со «своими» — люди раскрываются), и даже можете выразить этому человеку свое состояние счастья, если поймете, что уже можно, и это будет без риска нарваться на непонимание и чуждость. Но ни в коем случае не «надевайте» счастливое лицо до наступления момента «мы — свои». Иначе вашу радость могут не разделить («радость врага — подозрительная радость»).
Источник