- Виды и применение набивных тканей
- Что значит – набивная?
- Хлопку – зеленый свет
- Виды набивных тканей из хлопка
- Описание и фото набивной ткани: что это такое, как она выглядит и почему этот материал так называется?
- История набивной ткани
- Виды нанесения рисунка
- Советы по уходу за изделиями из набивного материала
Виды и применение набивных тканей
Выбирая текстиль для пошива тех или иных изделий, рукодельницы часто сталкиваются с определением «набивной» в описании. Термин широко употребляемый, но что он означает? Что представляет собой набивная ткань?
Что значит – набивная?
Так что это за ткань, в чем ее особенность? Всего лишь в том, что на поверхность ее нанесен какой-либо рисунок. Но почему набивная? Чем ее набивают? В современной текстильной промышленности – ничем. Термин сохранился в употреблении с тех времен, когда люди научились делать ткани с рисунками. Тогда для этого использовались специальные деревянные трафареты, которые покрывали краской, накладывали на материю краской на лицевую сторону, а затем переносили краску на текстиль путем постукивания – набивания. Такая ткань требовала бережного ухода, поскольку краска постепенно выстирывалась, выцветала, яркая вещь теряла цвет, становилась блеклой.
Этот способ окрашивания со временем перестал использоваться, а термин прижился.
Набивные ткани сегодня выпускают с помощью современных печатных машин, которые обеспечивают глубокое прокрашивание. А современные красители на качественных тканях создают яркий узор, не влияя на исходные свойства материи, и практически не выстирываются. Рисунок может быть самым разнообразным: геометрическим, растительным, фантазийным, нанесенным как на белую, так и гладкокрашеную основу. Широкое распространение сегодня получила «объемная» печать – с эффектом 3D.
Волокнистый состав, толщина, вид переплетения набивных тканей могут быть различными. Это как натуральные, так и искусственные, и смешанные ткани.
Поэтому уход за современными набивными тканями зависит именно от состава, толщины, плотности материи, а не от вида красителя.
Хлопку – зеленый свет
Самый широкий ассортимент набивных тканей представлен хлопчатобумажным текстилем: как стопроцентным, так и с различными добавками. Чаще всего хб волокна смешивают с небольшим количеством синтетических для улучшения эксплуатационных характеристик, внешнего вида, снижения себестоимости. Хотя сам по себе хлопок относительно дешев в производстве, способы выработки текстиля (вид переплетения, способы отделки, обработки волокон) могут повышать стоимость материи весьма значительно. Для сравнения: ситец, деним и сатин – хлопковые ткани. Но разница в их цене очевидна.
Набивной хлопок используется очень широко. Из него изготавливают:
- домашний текстиль (халаты, пижамы, скатерти, шторы, полотенца);
- повседневную, праздничную одежду (платья, сорочки, юбки, брюки, костюмы, комбинезоны);
- одежду и постельное белье для новорожденных;
- детскую одежду;
- постельное белье;
- мебельную обивку и т. д.
Это обусловлено прекрасными свойствами хлопка: он дышит, отводит лишнюю влагу от тела, не электризуется, приятен к телу, гипоаллергенен, не создает эффекта сауны. Правда, в чистом виде х/б волокна имеют низкую износостойкость. Именно поэтому при производстве к хлопку часто добавляют небольшое количество (10–15%) синтетических волокон – например, полиэстера.
Набивной хлопковый текстиль и сегодня склонен к выгоранию на солнце. Поэтому сушите изделия из него вывернутыми наизнанку в притененном месте, чтобы не подвергать воздействию ультрафиолета.
Виды набивных тканей из хлопка
Хлопчатобумажные ткани различаются по толщине, внешнему виду, переплетению. Вот основные виды набивных хлопковых тканей:
- Ситец. Легкая, тонкая, достаточно рыхлая по структуре материя. Из нее изготавливают сорочки, постельное белье, шторки в деревенском стиле, летние платья и сарафаны, скатерти.
- Бязь набивная – более плотная материя, более износостойкая. Постельное белье из нее более долговечно, а подкладка – практична и устойчива к истиранию. При этом ее преимущество перед другими подкладочными материалами – натуральный состав.
- Тафта – жесткая, плотная ткань с глянцевой поверхностью, прекрасно драпируется. Подходит для пошива нарядной одежды, оконных портьер, дорогих скатертей.
- Батист – полупрозрачный тонкий материал из крученой нити. Идеален для пошива женской одежды.
- Вафельная набивная ткань – по внешнему виду напоминает ячеистую поверхность вафель. Применяют ее в основном при изготовлении кухонных полотенец.
- Поплин. Ткань в мелкий горизонтальный рубчик, получаемый при переплетении тонких нитей основы и толстых уточных. Шьют из него как платья, сорочки, так и постельное белье, особенно часто – наперники для подушек.
- Вуаль – текстиль тонкий, полупрозрачный. Применяется для пошива легких блуз, летних шарфов, гардин.
- Сатин. Отличается особым плотным переплетением, из-за чего практически не дает усадки. Обрел популярность в изготовлении постельного белья с 3D эффектом.
- Атлас. Красивая ткань с гладкой глянцевой поверхностью. Широко используется при изготовлении праздничной и сценической одежды. Благодаря гладкости рисунки на нем выглядят особенно эффектно, а высокая драпируемость позволяет шить из атласа шторы, декоративные подушки, чехлы для стульев, покрывала.
- Ранфорс. Ткань относительно молодая. По своим внешним и тактильным характеристикам занимает среднюю позицию между бязью и сатином. От бязи отличается более высокой плотностью нитей, от сатина – одинаковой толщиной нитей основы и утка. Широко применяется при пошиве постельного белья.
- Джинсовая набивная ткань. Чаще всего имеется в виду разновидность джинсовой ткани – деним. Это очень плотный текстиль, вырабатываемый саржевым переплетением из высококачественного хлопкового сырья. Из этой материи шьют большой ассортимент изделий: брюки, платья, комбинезоны, сарафаны, сумки, куртки, плащи, бейсболки и панамы, покрывала и подушки, корсеты, костюмы.
Виды и назначение современных набивных тканей разнообразны. Они позволяют изготавливать огромный ассортимент изделий с рисунком – как одежды, так и постельного белья, домашнего текстиля, аксессуаров. А устойчивость рисунков позволяет изделиям долго сохранять привлекательный вид.
Источник
Описание и фото набивной ткани: что это такое, как она выглядит и почему этот материал так называется?
В давние времена узоры на текстиль наносились ручным способом – набивкой. Название, связанное с это техникой, сохранилось, хотя на смену старому методу уже давно пришли современные технологии. Какая материя называется набивной? Какие способы нанесения рисунка существуют? Как ухаживать за такими тканями?
История набивной ткани
Желание украшать ткани возникло почти сразу, как только человек научился изготавливать льняные и хлопчатобумажные полотна. Набойка, или набивка, – это способ нанесения рисунка с помощью рельефных форм, которые покрывали краской и прикладывали к материи. Узор на ткань переносили постукивающими движениями, откуда и пошло название.
Этот древний вид декоративно-прикладного искусства был распространен во многих странах мира, однако его родиной считают Индию. Еще в XV–X веках до н. э. индусы активно культивировали хлопок и перерабатывали его в волокна. На хлопковые полотна наносили различные цветные орнаменты, благо недостатка в природных красителях в стране не было.
Позже искусство набивания рисунка на ткань освоили и другие народы Азии и Африки. Особенной популярностью оно пользовалось в Китае и Египте. Позже технология окрашивания полотен трафаретным способом попала в Европу. Сначала набивные ткани стали производить в Италии. Они отличались сложностью композиции и ручной дорисовкой рисунка после набойки. Позже методика стала применяться в Германии, где особенной популярностью пользовались золотые и серебряные узоры.
В России набивная ткань известна с X века. Для нее были характерны сложные орнаменты с преобладанием цветочных и растительных мотивов (см. фото). Такими тканями заменяли дорогие привозные полотна, из них шили одежды для служителей церкви, скатерти, покрывала и занавеси. Красочные материи изготавливали также путем переплетения разноцветных нитей. Сотканную таким образом ткань называли «пестрядь».
Создание узоров на ткани методом ручной набойки – сложный и трудоемкий процесс. В XVIII веке он был механизирован. Немецкий мануфактурщик Кристоф-Филипп Оберкампф заменил деревянные доски, используемые в качестве трафаретов, на медные гравированные пластины с углубленным рисунком, закрепленные на цилиндрических барабанах.
Виды нанесения рисунка
В наши дни нанесение рисунка на материю вручную сохранилось лишь как вид декоративно-прикладного искусства. Существуют два современных подхода к нанесению изображения на ткань. Большой популярностью пользуется метод прямой печати. Название значит, что краска наносится напрямую на текстиль без использования промежуточных носителей. Из-за высокого уровня детализации рисунок выглядит контрастным и резким.
Способ прямой печати применим к натуральным и смесовым тканям. Для нанесения изображения на синтетику используется сублимационный метод. Полотно кратковременно нагревают так, чтобы его поверхность слегка расплавилась и стала более рыхлой. Краска наносится либо напрямую на изделие при помощи принтера, либо сначала переносится на специальную бумагу или пленку, а затем на ткань.
Сублимационная печать
Существуют и другие виды получения набивной ткани, относящиеся к методам непрямой печати:
- Механический. Используется при больших объемах производства. Узор гравируется на поверхности металлического вала, который погружается в краситель и переносит изображение на тканевое полотно.
Роспись аэрографом по ткани
- Аэрографная печать. Рисунок наносят с помощью аэрографной установки и шаблонов. Краска разбрызгивается по поверхности посредством сжатого воздуха. Метод позволяет получать высокохудожественные изображения, однако краситель не вдавливается в ткань, поэтому прочность окраски ниже, чем при использовании механического способа.
- Полихроматический метод. Широко используется при окрашивании ворсовых тканей и искусственных мехов. Краску наносят на движущееся полотно по всей его ширине посредством сопел. Возможность регулировки выпускных отверстий обеспечивает множество вариантов расцветки.
Шелкография
- Шелкография. Современный вид трафаретной печати, распространенный и недорогой. Краску продавливают через тонкую сетку-трафарет, и она равномерно ложится на поверхность ткани. Сейчас шаблоны производят из полиэфира или металла, раньше для их изготовления использовали шелк, отсюда и пошло название этого метода.
Вытравная печать
- Вытравная печать. Окрашивают предварительно выбеленную поверхность. На полотно наносят вытравляющий состав, обесцвечивающий материал, затем – краску. Рисунки отличаются четкими контурами.
- Резервная печать. На выборочные области материи наносят специальный защитный состав, предотвращающий фиксацию красителя. После полотно окрашивают целиком. В тех местах, где производилась обработка, окрашивание не происходит.
Советы по уходу за изделиями из набивного материала
Наиболее распространенным материалом является хлопок и смесовые материи на его основе. Он недорог, хорошо пропускает воздух и влагу, приятен для тела. Проблема его невысокой износостойкости решается путем добавления в состав синтетических волокон. Набивной хлопок стирают в стиральной машине при 60°С. Особых требований к моющим средствам нет, можно использовать любые, не содержащие отбеливающие компоненты. Не следует сушить или оставлять изделия под прямыми солнечными лучами.
Кулирка – это тонкая, мягкая и приятная на ощупь материя на основе хлопка, часто используемая для пошива изделий для детей. Рисунок наносится только на верхний слой, поэтому кожа малыша не контактирует с красителем. При стирке рекомендуется использовать мягкие моющие средства, нельзя применять пятновыводители и отбеливатели. Температура воды – не выше 40°С, иначе вещь может дать усадку. При глажке максимально допустимая температура – 110°С.
Жаккард с набивным рисунком представляет собой ткань, на поверхности которой присутствует цветной крупноузорчатый рельефный узор, образованный сложным переплетением нитей. Атлас – плотная, гладкая, блестящая материя, похожая на шелк. Обе ткани требуют особого ухода. В их составе могут присутствовать как натуральные, так и синтетические нити, поэтому следует ознакомиться с рекомендациями на ярлыке.
Обычно разрешена бережная ручная или машинная стирка при 30°С без отжима с использованием мягких моющих средств. Сушат изделия вдали от солнечных лучей и источников тепла. Вещи из жаккарда глядят только с изнаночной стороны при температуре, указанной на ярлыке. Атлас проглаживают через марлю или другую тонкую ткань без применения пара.
Набивные шелковые изделия стирают только вручную в прохладной воде с использованием специальных средств для шелка. Тереть и выкручивать их нельзя. Сушат вещи в расправленном виде в естественных условиях. Хранить изделия нужно в местах с достаточным доступом воздуха.
Источник