- О Хартии
- Текст Хартии
- Хартия участников рынка перевозок грузовым автомобильным транспортом — совместная политика по противодействию незаконным действиям на рынке транспортных услуг
- Порядок присоединения к Хартии
- Часто задаваемые вопросы.
- Что делать если организация не появилась в списке?
- Какие документы нужно прикрепить?
- В РФ с 1 июля начнут действовать новые правила перевозки зерна
О Хартии
Текст Хартии
Хартия участников рынка перевозок грузовым автомобильным транспортом — совместная политика по противодействию незаконным действиям на рынке транспортных услуг
Сложившаяся на рынке грузовых автоперевозок ситуация с использованием методов незаконной налоговой оптимизации, многоступенчатостью операций, уклонением от исполнения требований налогового и отраслевого законодательства породило риски грузовладельцев и организаторов перевозки в несохранности грузов и доначисления налоговых обязательств (признании неправомерными заявленных вычетов по НДС и расходов на услуги перевозки, а также занижении налоговой базы); риски перевозчиков и организаторов перевозки в доначислении налоговых и социальных обязательств; риски для всех добросовестных участников процесса перевозки неконкурентного ценообразования за счет использования незаконных схем минимизации налоговых и социальных отчислений.
Руководствуясь принципами честной конкуренции, с целью устранения коммерческих и налоговых рисков участников рынка транспортных услуг, создание прозрачной конкурентной среды с равными принципами ценообразования, что в итоге приведет к повышению инвестиционной привлекательности и общему росту национальной экономики за счет улучшения условий ведения бизнеса для добросовестных участников рынка, участники данной Хартии — компании, работающие на рынке транспортных услуг России, объединяют усилия в целях внедрения эффективных механизмов устранения незаконных схем налоговой оптимизации на рынке перевозок грузовым автомобильным транспортом (далее по тексту также — «Рынок перевозок») в рамках саморегулирования и ДОГОВАРИВАЮТСЯ о нижеследующем:
Являясь законопослушными и социально ответственными участниками рынка перевозок грузовым автомобильным транспортом, компании, подписавшие настоящую Хартию, придерживаются следующих ПРИНЦИПОВ ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА:
- методы незаконной налоговой оптимизации являются проявлением нечестной конкуренции, должны быть порицаемы участниками рынка транспортных услуг и могут быть предметом рассмотрения Экспертным советом Хартии;
- принципы и правила ведения бизнеса, принятые в рамках настоящей Хартии, являются существенными условиями для оценки надлежащего исполнения участниками Хартии своих договорных, социальных и налоговых обязательств.
Компании, подписавшие Хартию, принимают для себя следующие ПРАВИЛА ВЕДЕНИЯ БИЗНЕСА:
- не получают конкурентное преимущество за счет неуплаты налоговых и иных обязательных (в том числе, взносов на пенсионное и социальное страхование) платежей или участия в схемах налоговой оптимизации, а также препятствуют вовлечению себя в такие схемы;
- не получают конкурентное преимущество и не извлекают необоснованную налоговую выгоду за счет использования схем дробления бизнеса;
- не получают конкурентное преимущество за счет привлечения персонала/сотрудников без оформления трудовых или гражданско-правовых отношений и/или без оформления полного социального пакета привлеченным сотрудникам;
- не получают конкурентное преимущество за счет нарушений требований УАТиГНЭТ и ППГАТ или участия в схемах, допускающих нарушения требований УАТиГНЭТ и ППГАТ, а также препятствуют вовлечению себя в такие схемы;
- являясь владельцами транспортных средств, имеющих разрешённую максимальную массу свыше 12 тонн, зарегистрированы в СВП «ПЛАТОН» и вносят плату в счет возмещения вреда, причиняемого автомобильным дорогам общего пользования федерального значения;
- не допускают искажений сведений в товаросопроводительных (транспортных) документах и строго соблюдают требования к заполнению достоверных сведений о фактическом Грузоотправителе и Перевозчике, соответствующем определению настоящей Хартии;
- выстраивают договорные отношения при оказании/организации оказания транспортных услуг с соблюдением следующего:
1. Перевозчиком является юридическое лицо, индивидуальный предприниматель, являющееся фактическим исполнителем услуги перевозки собственными силами (силами водителей, находящихся в трудовых или гражданско-правовых отношениях с Перевозчиком) и средствами (транспортными средствами, находящимися в законном владении Перевозчика).
2. при организации перевозок через агентов/экспедиторов (организаторов перевозки):
а) Организатор перевозки стремится привлекать к исполнению перевозки третьих лиц, являющихся фактическими исполнителями работ/услуг, для чего обладающими всеми необходимыми ресурсами.
б) Организаторы перевозки, при осуществлении деятельности в интересах другого лица на основе договоров транспортной экспедиции, определяют свой доход в виде вознаграждения при исполнении данных договоров, отражая операции по привлечению третьих лиц — фактических Перевозчиков и иных фактических исполнителей работ/услуг, в отчетности, бухгалтерском и налоговом учете как посредническую (агентскую) деятельность, согласно п.3.1. статьи 169 Налогового кодекса. Данное правило применяется, если это не исключено технологическими особенностями организации перевозок смешанных грузов — в таком случае Организатор перевозки принимает в расходы затраты на перевозку только при условии указания в транспортных документах в графе «Перевозчик» третьего лица, отвечающего требованиям к Перевозчику, установленным законом и настоящей Хартией.
в) Организатор перевозки обеспечивает хранение первичных бухгалтерских документов, а также документов, подтверждающих соответствие привлеченных им Перевозчиков правилам Хартии, сроком не менее 5 лет.
3. Участники Хартии, являющиеся плательщиками НДС, участвуют в информировании о доле вычета по НДС от суммы начисленного налога в отчетном периоде, а также о наличии несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ/услуг) для применения вычета по НДС, для чего:
а) предоставляют в территориальный налоговый орган по месту своей регистрации Согласие на признание сведений, составляющих налоговую тайну, общедоступными, в соответствии с пп. 1 п. 1 с. 102 НК РФ по форме, утвержденной Приказом ФНС России от 15.11.2016 № ММВ-7-17/615@, в отношении сведений о доле вычета по НДС от суммы начисленного налога в отчетном периоде, а также о наличии (урегулировании/неурегулировании) несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ/услуг) для принятия к вычету сумм НДС;
б) согласны на раскрытие и распространение, в том числе, в информационно-телекоммуникационной сети Интернет, а также передачу третьим лицам конфиденциальной информации о доле вычета по НДС от суммы начисленного налога в отчетном периоде, а также о наличии (урегулировании/неурегулировании) признаков несформированного источника по цепочке поставщиков товаров (работ, услуг) для принятия к вычету сумм НДС по операциям с их участием, составляющей коммерческую и налоговую тайну, сроком действия с момента присоединения к Хартии, бессрочно.
в) при превышении доли вычетов по НДС 70% от суммы начисленного налога в соответствующем квартале обязуются раскрыть информацию об источниках такого возмещения по запросу Экспертного совета Хартии.
4. Участники Хартии при исполнении перевозок не должны умышленно превышать допустимой массы транспортного средства и (или) допустимой нагрузки на ось транспортного средства, установленных требованиями действующего законодательства.
5. Участники Хартии будут стремиться достигнуть порога средней заработной платы не менее фактической средней заработной платы по отрасли, определенной для региона ведения деятельности. При достижении данного показателя, информировать об этом Экспертный совет Хартии.
В целях повышения эффективности работы на рынке перевозок грузовым автомобильным транспортом, при соблюдении настоящей Хартии важно активно пропагандировать ее принципы среди всех участников рынка.
Участники Хартии прилагают усилия, направленные на расширение списка участников, подписавших данную Хартию. Любой из участников рынка перевозок грузовым автомобильным транспортом, разделяющий принципы и правила Хартии вправе присоединиться к Хартии, для этого новый участник подписывает Хартию, либо присоединяется иным предложенным способом.
Любой участник Хартии вправе выйти из данной Хартии по любым причинам, для чего участник, ранее ее подписавший, информирует всех участников данной Хартии о своем решении через Экспертный совет Хартии.
Участники Хартии осуществляют общественный контроль за соблюдением ее принципов и правил на рынке перевозок грузовым автомобильным транспортом.
Информация о нарушениях принципов Хартии со стороны любого участника рынка перевозок грузовым автомобильным транспортом должна передаваться участником Хартии, выявившим данный факт в адрес Экспертного совета Хартии для последующего принятия мер, направленных на недопущение таких нарушений в дальнейшем.
Подписание Хартии участниками означает принятие обязательства следовать в своей деятельности принципам и правилам Хартии с момента подписания.
Срок присоединения к Хартии не ограничен.
Порядок присоединения к Хартии
На данный момент вступить в Хартию можно только посредством электронной регистрации на сайте хартия-атс.рф.
Необходимо указать свою электронную почту и ИНН, а потом заполнить все поля формы электронной регистрации, прикрепив скан Устава организации и скан подписанного заявления о вступлении в Хартию.
После отправки формы ваша заявка пройдет модерацию и появится в списке организаций на сайте.
Часто задаваемые вопросы.
Что делать если организация не появилась в списке?
Модерация может занимать до трех дней, по истечении этого срока обратитесь на почту info@hartiya-ats.ru, указав название организации и ИНН.
Какие документы нужно прикрепить?
Прикреплять нужно Устав организации и подписанное заявление о присоединении к Хартии.
Источник
В РФ с 1 июля начнут действовать новые правила перевозки зерна
Москва. 21 июня. INTERFAX.RU — В России с 1 июля этого года начнут действовать новые правила перевозки зерна, направленные на вывод с этого рынка «серых» схем и снятие рисков с заказчиков транспорта.
Как сообщила «Интерфаксу» заместитель начальника Контрольного управления ФНС России Варвара Бурлевич, необходимость этого связана с тем, что в рамках подписанной в 2017 году хартии в сфере оборота сельскохозяйственной продукции остаются риски, связанные, в частности, с заказом транспортных средств на перевозку зерна и готовой продукции.
«На деле нередко получается, что владелец зерна (готовой продукции) заключает договор на перевозку, но подрядчик, который выполняет эту услугу, фактически не владеет в достаточном количестве транспортом либо вообще его не имеет. Кроме того, у него нет достаточного штата водителей для оказания услуги — или вообще штата нет, — сказала Бурлевич. — Тогда этот так называемый подрядчик заключает договор аренды с экипажем, но заказчик услуги уже этот договор не видит. При этом субподрядчик также не обладает достаточным количеством транспорта и штатом водителей, обналичивает деньги и рассчитывается с реальными перевозчиками, водителями наличными. А это фактически означает, что сделка будет исполнена неким иным лицом, обязательство по исполнению которой не переданы по договору или закону».
По ее словам, это риски для заказчика. При проверках налоговые органы могут снять с расходов для целей исчисления налога на прибыль такие неподтверждённые документами транспортные услуги, поскольку положениями пункта 2 статьи 54.1 Налогового кодекса РФ предусмотрено, что сделка должна осуществляться лицом, обязательства по исполнению которой переданы по договору, и соответственно подтверждаться первичным документами.
«Кроме того, также имеются риски неподтверждения налоговыми органами входящего вычета по НДС для заказчика по таким услугам, так как фактические перевозчики не являются плательщиками НДС. Подрядчик, используя организации-однодневки, «рисует его из воздуха» для заказчика услуги, тем самым позволяя ему получить необоснованную скидку на услугу на сумму НДС путем уменьшения суммы налога к уплате в бюджет на входящий вычет», — заявила она.
По ее словам, для того, чтобы обезопасить заказчиков от этих рисков, а налоговой службе пополнять бюджет, ФНС вместе с Ассоциацией добросовестных участников рынка АПК «подготовила конструкции договоров, которые, по сути, позволят избежать сразу двух рисков — риска в части уплаты НДС и налога на прибыль».
«Суть в том что, если перевозчик оказывает услугу собственным транспортом, то это прямой договор подряда с заказчиком. В случае, если перевозчик нанимает транспорт или часть его, то это агентская схема. Он берет у реального перевозчика услугу и подтверждающими документами передает ее в пользу заказчика, отражая у себя в учете только агентское вознаграждение, — сказала Бурлевич. — Тем самым происходит обеление транспортного рынка в части уплаты налогов, реальные владельцы транспорта заходят в «белую зону» и предоставляют реальную услугу. Здесь нет размытого НДС, размытой прибыли, размытых зарплатных налогов».
Как отметила Бурлевич, по сути «заказчик формирует требование на «обеление», потому что он заинтересован в том, чтобы подтвердить, что услуга исполнялась теми, кому она передана по договору, а не какими-то иными лицами, с которыми рассчитывались наличными, чтобы уйти от уплаты налогов».
«Словом, мы даем заказчикам транспорта конструкцию, как сделать так, чтобы не иметь рисков. А если нет — используйте свои конструкции, но мы придем с проверкой и посмотрим, насколько эта услуга соответствует Налоговому кодексу. Главное, чтобы были реальные ресурсы для исполнения сделок и чтобы положенные средства поступали в бюджет», — заявила она.
Бурлевич также сообщила, что для полного наведения порядка на этом рынке планируется подписать хартию перевозчиков.
Как заявила исполнительный директор Ассоциации добросовестных участников рынка АПК Екатерина Роганова, с 1 июля начинается новый этап реализации принципов, заложенных в хартии, — «обеление операций по перевозке продукции, поскольку автомобильные перевозки в нынешнем виде таят в себе не только налоговые, но и коммерческие риски грузовладельца».
«По оценке представителей рынка автоперевозок — а это крупнейшие перевозчики, экспедиторские компании, их объединения, отрасль на 70% находится в теневом секторе», — сказала она.
Роганова напомнила, что одним из правил хартии является осмотрительность при выборе грузоперевозчика, в том числе заключение договоров непосредственно с компаниями-перевозчиками или фирмами-посредниками, которые действуют по агентскому договору непосредственно по поручению или от лица заказчика.
В связи с этим Ассоциация добросовестных участников рынка АПК на основании консультаций с ФНС России совместно со специалистами рынка разработала конструкцию договорных форм по перевозке и транспортно-экспедиционному обслуживанию, а также рекомендуемые к применению в коммерческой деятельности формы транспортных договоров. «Их четыре. Первый — договор перевозки — прямой договор с фактическим исполнителем, который обладает всеми необходимыми ресурсами для перевозки, и три вида договора с полным или частичным привлечением других фактических перевозчиков: договор транспортной экспедиции; агентский договор на перевозку; договор на выполнение и организацию перевозки (смешанная форма перевозки и агентирования)», — уточнила она.
«Принципиально важным для обеления перевозки является прозрачность посреднических операций — то есть их отражение по аналогии с агентской формой. Законодатель дает нам возможность отражать деятельность экспедитора как осуществляющего предпринимательскую деятельности в интересах другого лица, как и агентскую деятельность», — пояснила Роганова.
По ее словам, рекомендуемые правила потребуют от всех участников транспортных услуг большего внимания и большего документооборота. «Но мы уверены, что одновременно с этим такой подход сделает рынок автоперевозок состоящим из реальных участников, обеспечит социальный пакет водителям, сейчас получающим зарплату «в конверте», выровняет конкурентные условия», — подчеркнула она.
«Сегодня отношения участников рынка нацелены на то, чтобы все торговые операции осуществлялись прозрачными методами и исключали многоступенчатый процесс перепродажи сельхозпродукции. Это результат работы хартии. Мы выстраиваем здоровую конкурентную среду, основанную на равных принципах ценообразования, в том числе с учетом уплачиваемых налогов», — сказала глава Ассоциации.
По ее словам, в настоящее время ФНС России и Ассоциация проводят активную работу с компаниями-экспедиторами, перевозчиками и с их крупными заказчиками из других кластеров рынка — рыбная отрасль, розничные сети.
Новые правила перевозки зерна на днях были обсуждены в Общественной палате. Присутствовавшие на мероприятии участники зернового рынка, в том числе крупные зернотрейдеры («Гленкор агро МЗК», торговый дом «РИФ»), поддержали нововведение.
Хартия добросовестных участников рынка была подписана крупными экспортерами и производителями зерна в 2017 году и нацелена на то, чтобы все участники оборота сельхозпродукции добросовестно несли налоговое бремя, чтобы все торговые операции осуществлялись прозрачными методами и исключали многоступенчатый процесс перепродажи сельхозпродукции и услуг, чтобы сформировалось нетерпимое отношение к компаниям, уклоняющимся от уплаты налогов.
Источник