Что значит характерный балет

Характерный танец

Этапом для развития Х. т. стало творчество М. М. Фокина, создавшего на основе этого выразит. средства спектакли и сумевшего утвердить в них принципы симфонизма («Половецкие пляски»; «Арагонская хота» на муз. Глинки). В «Половецких плясках», опираясь на музыку А. П. Бородина и следуя законам хореографич. композиции, Фокин создал в танце образ народа, давно исчезнувшего с лица земли, чей пластич. фольклор не сохранился. Танц. фольклор изучал и Ф. В. Лопухов. Он ввёл в балетный обиход новые движения, комбинации, нац. танц. образы, особенно в балетах «Ледяная дева», «Коппелия»; «Светлый ручей» Шостаковича: Поиски Фокина продолжили К. Я. Голейзовский, В. И. Вайнонен, В. М. Чабукиани.

В балетном иск-ве 1930–60-х гг. появилось много спектаклей на нац. темы, где каждый эпизод, решённый средствами классич. танца, был пронизан нац. колоритом и перемежался с Х. т. («Сердце гор»; «Тарас Бульба» Соловьёва-Седого, «Весенняя сказка» Асафьева по муз. материалам П. И. Чайковского, «Шурале», «Каменный цветок» и другие.). Классич. танец обогащался благодаря Х. т., усвоив нек-рые из его выразит. средств. Одновременно понятие «Х. т.» расширялось, включив в себя первоначальное значение – танец в образе. В балете 70-х гг. Х. т. может быть эпизодом, может стать средством раскрытия образа, создания целого спектакля, являясь часто двигателем сюжета.

Лит.: Лопухов Α., Ширяев Α., Бочаров Α., Основы характерного танца, вступ. ст. Ю. Слонимского, Л.–М., 1939; Красовская В., Русский балетный театр от возникновения до сер. XIX в., Л.–М., 1958; её же, Русский балетный театр второй пол. XIX в., Л.–М., 1963; её же, Русский балетный театр начала XX века, [ч.] 1– Хореографы, Л., 1971; Стуколкина Н., Четыре экзерсиса, М., 1972; Добровольская Г., Танец. Пантомима. Балет, Л., 1975.

Читайте также:  Что значит ресурс печати картриджа

Балет. Энциклопеди. — М.: Большая Советская энциклопедия . Главный редактор Ю.Н.Григорович . 1981 .

Полезное

Смотреть что такое «Характерный танец» в других словарях:

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ — вид сценического танца. В его основе народный танец (или бытовой), подвергшийся обработке балетмейстером для балетного спектакля … Большой Энциклопедический словарь

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ — Свойственный какому либо народу, выражающий его характер. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Чудинов А.Н., 1910 … Словарь иностранных слов русского языка

характерный танец — вид сценического танца. В его основе народный танец (или бытовой), подвергшийся обработке балетмейстером для балетного спектакля. * * * ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ, вид сценического танца. В его основе народный танец (или бытовой),… … Энциклопедический словарь

Характерный танец — одна из разновидностей хореогр. лексики. До 19 в. Х. Т., называвшийся также комическим, служил для создания нац., жанрового или экзотич. характера. В нем сосуществовали черты нар. танца и гротесковые движения плясунов площадного т ра. Средствами… … Российский гуманитарный энциклопедический словарь

Характерный танец — одно из выразительных средств балетного театра, разновидность сценического танца. Первоначально термин «Х. т.» служил определением танца в характере, в образе (в интермедиях, танцах ремесленников, крестьян, разбойников). Позднее… … Большая советская энциклопедия

танец — сущ., м., употр. часто Морфология: (нет) чего? танца, чему? танцу, (вижу) что? танец, чем? танцем, о чём? о танце; мн. что? танцы, (нет) чего? танцев, чему? танцам, (вижу) что? танцы, чем? танцами, о чём? о танцах 1. Танцем называется вид… … Толковый словарь Дмитриева

танец — та/нца, м. 1) Вид искусства, воспроизведение художественных образов с помощью выразительных движений тела. Теория танца. Выразительные средства танца. Театрализация танца. Я училась в студии пластического танца по школе Айседоры Дункан (Панова).… … Популярный словарь русского языка

Танец — ТÁНЕЦ (польск. taniec, от нем. Tanz), вид иск ва, в к ром средством создания художест. образа являются движения и положения человеческого тела. Т. возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и эмоциональными… … Балет. Энциклопедия

характерный — I хара/ктерный ая, ое; рен, рна, рно. 1) только полн. В сценическом искусстве: свойственный определённому народу, эпохе, общественной среде; выражающий определённый психологический тип. Х ая роль. Х ая жанровая фигура. Характерный актёр, артист;… … Словарь многих выражений

Танец — (польский taniec, от нем. Tanz) вид искусства, в котором средством создания художественного образа являются движения, жесты танцовщика и положения его тела. Т. возник из разнообразных движений и жестов, связанных с трудовыми процессами и… … Большая советская энциклопедия

Источник

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ

Расстановка ударений: ХАРА`КТЕРНЫЙ ТА`НЕЦ

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ (франц. danse de caractere — танец в характере, образе; danse caracteristique — характерный танец) — вид сценического танца. Является неотъемлемой частью всей школы классического танца. В 17 — 18 вв. X. т. наз. танц. антре комедийных, сатирич., гротесковых, буфонных, пародийных персонажей, исполняющих нар. или жанрово-бытовые танцы. В балетах 18 — нач. 19 вв. выразит. средства X. т. вводились в партии, требующие своеобразной характеристики (Арлекин, Пьеро, Крестьянин, Ремесленник, Матрос и др.). В романтич. балете 30 — 40-х гг. 19 в. X. т. стали называть нац. нар. танцы (сценич. варианты), к-рые вводились в балетные спектакли. К концу 19 в. выработалась академич. форма X. т., основанная на использовании высокой проф. техники классич. танца. В нач. 20 в. в России сложилась школа сценич. X. т., получившая окончат теоретич. оформление в работах сов. хореографов и педагогов по танцу. X. т. нашёл особенно широкое применение в сов. балете, где нар. танцы сочетаются с элементами классич. танца, но при этом сохраняют свой нац. характер. Такой X. т. называют нар.-сценич., или сценич. нар. танцем. См. Балет, Танец.

Лит.: Лопухов А. В., Ширяев А. В., Бочаров А. И., Основы характерного танца, Л.-М., 1939.

  1. Театральная энциклопедия. Том 5/Глав. ред. П. А. Марков — М.: Советская энциклопедия, 1967. — 1136 стб. с илл., 8 л. илл.

Источник

Что значит характерный балет

Балет (фр.Ballet; от лат.Ballo — танцую) — вид синтетического музыкально-театрального искусства, сочетающего драматургию, музыку, хореографию, изобразительное искусство, при ведущей роли хореографии. В балете выделяют три составные части: классический танец, характерный танец и пантомиму.

По жанрам различают:
— драматический, комический, героический балет;
— балет-феерия;
— балет-пантомима и т.д.

Драматический балет — в советском балете 1930-50-х годов — вид хореодрамы, опирающийся на литературный сценарий. Для драмбалета характерны:
— наличие четкой режиссерской концепции и последовательно развивающегося действия;
— отказ от больших классических ансамблей;
— обязательное окрашивание танца драматической игрой;
— использование чистого танца в местах, оправданных сюжетом.

  • Писатели и поэты
  • Библиотеки
  • Салоны, вечера, кружки
  • Русский театр
  • Праздники
  • В нашей школе
  • Наше творчество
  • Визитная карточка
  • Люблю тебя, Москва!
  • Полезные ресурсы
  • Гостиная
  • Форум

Артист балета — это танцовщик, исполняющий в балетном спектакле танцы и сцены, созданные балетмейстером.
Артист балета обязан посещать уроки классического танца и занятия с репетитором и концертмейстером.

Балетоман — любитель и постоянный посетитель балета.
Для балетомана характерно оценивание спектакля в зависимости от мастерства того или иного исполнителя.

Балетная музыка — это музыка, сопровождающая балет и выражающая его драматическое содержание.
Балетная музыка подразделяется:
— на ритмическую танцевальную музыку, для которой характерна относительная законченность форм;
— на более свободную музыку пантомимы, которой в большей степени присуще драматическое развитие.

Балетный спектакль — художественное произведение, содержание которого воплощается в сценических музыкально-хореографических образах.
Балетный спектакль исполняется средствами танца и пантомимы.

В балете принято различать классические и характерные танцы.

Классический танец (Classic dance; бывш.Серьезный танец; бывш.Благородный танец; бывш.Академический танец) — это основная система выразительных средств хореографического искусства, основанная на поэтически-обобщенной трактовке образа человека, на пластическом раскрытии его эмоций, мыслей и переживаний.
Классический танец — по Л.Д.Блоку — система художественного мышления, оформляющего выразительность движений, присущих танцевальным проявлениям человека на различных стадиях культуры. В классическом танце эти движения входят не в эмпирически данной форме, а в абстрагированном до формулы виде.
В системе классического танца разработаны позиции ног, рук, корпуса и головы, но строго ограничено число групп движений: сгибать (plier), вытягивать (etendre), поднимать (releve), скользить (glisser), прыгать (sauter), бросать (elancer), поворачивать (tourner).

Характерный танец (в современном балете) — это народный танец, приспособленный для балетного спектакля. Характерный танец
— воспроизводит движения народных танцев.
— является способом раскрытия образа или создания целого балета.

Бессюжетный балет — это вид балета, в котором отсутствует сюжет как последовательное развертывание событий.
Бессюжетный балет выражает исключительно содержание (симфонической) музыки.

Свободная пластика — в балетном искусстве — это особые выразительные средства:
— отличные от танца и пантомимы;
— четко ритмизированные;
— содержащие повторность пластических мотивов.
Свободная пластика характеризуется:
— свободным движением, не подчиненным законам классического танца;
— использованием и совмещением танцевальных и жизненных положений тела танцовщика.

Симфонический танец — танец на основе симфонического произведения, воплощающий образно-аллегорическое содержание этого произведения.
Сюжетный балет — балет, в котором существенное место занимают действенные эпизоды, танцевальные и мимические сцены.

Хореодрама — вид музыкально-сценического представления, обладающего сюжетом, который излагается в повествовательных сценах с помощью пантомимы и танца.

Источник

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ, одно из выразительных средств балетного театра, разновидность сценич. танца. Первоначально термин «X. т.» служил определением танца в характере, в образе (в интермедиях, танцах ремесленников, крестьян, разбойников). Позднее балетм. К. Блазис стал называть X. т. все нар. танцы, вводившиеся в балетный спектакль. Это значение термина сохраняется и в 20 в. Хореографы и танцовщики классич. школы танца строили X. т. на основе этой школы, используя проф. технику. В кон. 19 в. был создан экзерсис X. т. (позднее утверждён как уч. дисциплина хореографич. уч-щ).

В совр. балетном спектакле X. т. может быть эпизодом, стать средством раскрытия образа, создания целого спектакля.

Лит.: Лопухов А. В., Ш и р я-е в А. В., Б о ч а р о в А. И., Основы характерного танца, Л. — М., 1939; Добровольская Г. Н., Танец. Пантомима. Балет, Л., 1975. Г. Н. Добровольская.

Смотреть что такое ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ в других словарях:

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ

одно из выразительных средств балетного театра, разновидность сценического танца. Первоначально термин «Х. т.» служил определением танца в хара. смотреть

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ

— одна из разновидностей хореогр. лексики. До 19 в. Х. Т., называвшийся также комическим, служил для создания нац., жанрового или экзотич. характера. В нем сосуществовали черты нар. танца и гротесковые движения плясунов площадного т-ра. Средствами Х. Т. создавались характеры крестьян, ремесленников, разбойников, экзотич. народностей, малоизвестных в Европе, а также миф. персонажей — сатиров, вакхов, фавнов и др. В нач. 19 в. в рус. балете возник интерес к подлинному нар. танцу, к-рый составлял основу патриот. дивертисментов, посвященных Отеч. войне 1812. Местный нац. колорит играл заметную роль в романтич. балете, что ускорило преобразование нар. танца в Х. Т. В акад. балете эпохи М. Петипа Х. Т. облагораживается канонами классич., приобретает «салонный» характер. В то же время движения Х. Т. Петипа часто вводил в классич. танец. Новый этап Х. Т. обозначился в нач. 20 в. в творчестве М. Фокина и А. Горского, где он представал то стилизацией пластики ушедших в прошлое эпох, то слиянием форм классич. и Х. Т. Сов. балетмейстеры проявляли большой интерес к нар. творчеству: Ф. Лопухов, В. Войнонен, В. Чабукиани и др. создавали образы героич. народа и отд. его представителей. Как учебная дисциплина Х. Т. возник в кон. 19 в. в Петерб. театр, уч-ще. Ее разрабатывали А. Ширяев, А. Бекефи. В 1937 там же создан первый учебник «Основы характерного танца» Ширяева, М. Бочарова и А. Лопухова. В дальнейшем Х. Т. прочно вошел в новую лексику совр. балета. смотреть

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦСвойственный какому-либо народу, выражающий его характер.Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка.- Чудинов А.Н.,191. смотреть

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ, вид сценического танца. В его основе народный танец (или бытовой), подвергшийся обработке балетмейстером для балетного спектакля.

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ — вид сценического танца. В его основе народный танец (или бытовой), подвергшийся обработке балетмейстером для балетного спектакля.

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ , вид сценического танца. В его основе народный танец (или бытовой), подвергшийся обработке балетмейстером для балетного спектакля.

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ, вид сценического танца. В его основе народный танец (или бытовой), подвергшийся обработке балетмейстером для балетного спектакля.

ХАРАКТЕРНЫЙ ТАНЕЦ

— вид сценического танца. В его основе народный танец(или бытовой), подвергшийся обработке балетмейстером для балетногоспектакля.

Источник

Оцените статью