Что значит характерные художественные детали

Художественная деталь: определение, классификация, функции, роль средства

Каждый из нас в детстве собирал мозаику, состоящую из нескольких десятков, а может быть, и сотен пазлов. Подобно игровой конструкции, литературный образ складывается из множества связанных между собой деталей. И лишь зоркий взгляд чтеца способен заметить эти микроструктуры. Прежде чем углубляться в литературоведение, нужно понять, что такое художественная деталь.

Определение

Мало кто задумывался над тем, что литература – это искусство настоящего слова. Отсюда вытекает тесная связь лингвистики и литературоведения. Когда человек читает или слушает стихотворение, он представляет картину. Достоверной она становится лишь тогда, когда он слышит определенные тонкости, благодаря которым может представить получаемую информацию.

А мы переходим к вопросу: что такое художественная деталь? Это важный и значимый инструмент построения образов; это подробность, которая несет огромную идейно-эмоциональную и смысловую нагрузку.

Виртуозно данные элементы использовали не все писатели. В своем творчестве активно их применяли Николай Васильевич Гоголь, Антон Павлович Чехов и другие художники слова.

Классификация деталей

Какие художественные детали вы знаете? Затрудняетесь ответить? Тогда тщательно изучаем вопрос далее. Существует несколько классификаций этого элемента.

Мы с вами рассмотрим вариант, предложенный отечественным литературоведом и филологом – Есиным Андреем Борисовичем. В своей книге «Литературное произведение» он определил удачную типологию, в которой выделил три больших группы детали:

Но литературоведы выделяют еще несколько типов:

Например, в повести Гоголя «Тарас Бульба» доминировали сюжетные детали, в «Мертвых душах» – описательные. В то время как в романе Достоевского «Преступление и наказание» упор сделан на психологический фактор. Однако стоит помнить, что названные типы деталей в рамках одного художественного произведения могут комбинироваться.

Функции художественной детали

Литературоведы выделяют несколько функций данного инструмента:

1. Выделительная. Нужна для того, чтобы выделить какое-либо событие, образ или явление из ему подобных.

2. Психологическая. В данном случае деталь, как средство психологического портрета, помогает раскрыть внутренний мир персонажа.

3. Фактографическая. Инструмент характеризует факт из мира действительности героев.

4. Натуралистическая. Деталь четко, объективно и точно передает предмет или какое-либо явление.

5. Символическая. Элемент наделяется ролью символа, то есть становится многозначным и художественным образом, который имеет иносказательный смысл, основывающийся на сходствах явлений из жизни.

Художественная деталь и ее роль в создании образа

В стихотворении такие выразительные подробности очень часто выполняют функцию опорной точки изображения, подталкивая наше воображение, побуждая дополнить лирическую ситуацию.

Художественный образ зачастую имеет одну яркую индивидуальную деталь. Как правило, с неё и начинается развитие лирической мысли. Под данный инструмент вынуждены подстраиваться и другие элементы образа, в том числе экспрессия. Бывает так, что художественная деталь напоминает внешний штрих образа, но она несет в себе неожиданность, которая освежает восприятие мира читателя.

Данный инструмент входит в наше сознание и ощущение жизни таким образом, что человек уже не мыслит поэтических открытий без него. Очень много деталей присутствует в лирике Тютчева. При чтении его стихотворений перед нашими глазами открывается картина зеленеющих нив, цветущих и благоухающих роз.

Творчество Н. В. Гоголя

В истории русской литературы существуют такие писатели, которых природа наделила особой внимательностью к жизни и вещам, иными словами, к окружающему человеческому существованию. Среди них Николай Васильевич Гоголь, которому удалось предвосхитить проблему овеществления человека, где он не создатель вещей, а бездумный их потребитель. В своём творчестве Гоголь умело изобразил предметную или вещную деталь, которая замещает душу персонажа без остатка.

Данный элемент выполняет функцию зеркала, которое отражает персонажа. Таким образом, мы видим, что детали в творчестве Гоголя – это важнейший инструмент изображения не только человека, но и мира, в котором живет герой. Они оставляют мало пространства для самих персонажей, по причине чего складывается впечатление, что простора для жизни вовсе не остаётся. Но для его героев это не проблема, ведь бытовой мир для них на первом плане, в отличие от бытия.

Заключение

Роль художественной детали невозможно переоценить, без нее невозможно создать полноценное произведение. Поэт, писатель или композитор по-своему используют этот инструмент в своих творениях. Так, например, Фёдор Михайлович Достоевский при помощи деталей изображает не только образы героев или Санкт-Петербурга, но и раскрывает безграничные философские и психологические глубины своих романов.

Умело и мастерски применяли такие выразительные подробности не только Гоголь и Чехов, а также Гончаров, Тургенев и другие литераторы.

Художники слова использовали деталь широко в своих произведениях. Ведь значение ее огромно. Без данного инструмента было бы нереально четко и емко дать индивидуальную характеристику персонажа. Авторское отношение к герою можно определить тоже при помощи этого инструмента. Но и, конечно же, создается и характеризуется изображаемый мир тоже при помощи детали.

Источник

Категории художественной формы. Художественная деталь

Вы будете перенаправлены на Автор24

Художественная деталь – это самая малая единица предметного мира художественного произведения.

Понятие художественной детали

Слово «деталь» в переводе с французского означает мелкую составную часть чего-либо, частность, подробность. Отнесение детали к метасловесному, предметному миру художественного произведения является принципиальным. Образная форма художественного произведения включает три стороны – систему композиционных приемов, систему деталей, речевой строй.

К художественной детали преимущественно относятся предметные подробности, такие как подробности пейзажа, быта, портрета. Тропы, поэтические приемы, стилистические фигуры к художественной детали, как правило, не относятся.

Детализация не является украшением, это – суть образа. Писатель не в состоянии воссоздать предмет во всех его подробностях и особенностях, в именно деталь и совокупность деталей в тексте замещают целое, тем самым вызывая у читателя ассоциации, нужные автору. Степень детализации изображения, особенно внешнего мира, в тексте может быть мотивирована местом, откуда ведется повествование, то есть временной или пространственной точкой зрения рассказчика, повествователя, лирического субъекта, персонажа.

Детализация в произведении сходна с крупным планом в кинематографе, и так же нуждается в «общем плане». В литературоведение существует понятие генерализации.

Генерализация – это краткое сообщение о тех или иных событиях, суммарное обозначение предметов.

Благодаря чередованию генерализации и детализации создается ритм изображения.

Готовые работы на аналогичную тему

Художественная деталь – это выразительная подробность, при помощи которой автор создает художественный образ. Она помогает читателю представить картину, характер или предмет, изображаемый автором в его неповторимой индивидуальности. Деталь способна воспроизводить черты внешности персонажа, особенности его одежды, обстановки, его поступка или переживания. Деталь является фрагментом внешнего ил внутреннего мира персонажа. То, что на первый взгляд не является существенным, частность, мелочь имеет большое значение, так как дает возможность создать емкий образ, рассказать читателю больше, чем даже самое подробное описание.

Часто в произведении детали имеют такое же большое значение, как и символы, размещенные автором в центре повествования. Деталь, как и символ, работает на раскрытие писательского замысла, дополняет, уточняет создаваемую картину действительности, предоставляет читателю дополнительную информацию о времени, герое, событиях, эпохе, историческом контексте.

Однако деталь отличается от символа тем, что не имеет скрытого смысла. Например, в романе «Отцы и дети» И. С. Тургенева красные руки Базарова подчеркивают крестьянское происхождение героя, его готовность к труду. Однако при этом нет какого-либо намека на скрытую информацию, дополнительного подтекста, до которого читатель должен додуматься. То есть «красные руки Базарова» в этом случае – это просто покрасневшие от работы, обветренные руки крестьянина. Автор ничего не подразумевает под этим образом, а, например, в повести «Капитанская дочка» А. С. Пушкина буран, или метель в «Белой гвардии» М. А. Булгакова, являются символами, означает торжество беззакония, стихийный разгул жестокости. Метель и буран символизируют о том, как неуправляемая сила готова стереть с земли привычный мир. в этом случае буран является не просто снежной бурей, а символом торжества пугачевской вольницы.

Художественная деталь выполняет следующие функции:

  • Подчеркивает психологическое состояние героя;
  • Характеризует персонажа, раскрывает особенности его характера, внутреннего мира;
  • Создает у читателя необходимое автору настроение, впечатление, ощущение;
  • Подчеркивает колорит эпохи, передает дух времени и социальные особенности;
  • Способствует раскрытию системы образов в произведении.

Классификация деталей

Классификация деталей часто повторяет структуру предметного мира произведения – действия персонажей, их психологические характеристики, характеры, речевые особенности, портреты, события, пейзаж, интерьер и т.д. При этом какие-то виды деталей в данном произведении могут отсутствовать, тем самым подчеркивается условность мира.

Во время литературоведческого описания стиля часто объединяют родственные детали. Подобную классификацию предложил А. Б. Есин. Он выделили три группы деталей:

Преобладание какого-либо типа обусловливает соответствующую доминанту стиля:

  • Описательность («Мертвые души»);
  • Сюжетность («Тарас Бульба»);
  • Психологизм («Преступление и наказание»).

Перечисленные свойства в пределах одного произведения могут и не исключать друг друга.

Деталь свои значения раскрывает в ряду последовательности. В процессе анализа рассматривается фрагмент текста, где присутствует сопоставление или противопоставление деталей.

Исходя из критерия единичность/множество, Е. С. Добин предложил типологию деталей. Для обозначения выделенных типов он применял разные термины.

Существуют следующие виды детали:

  • Деталь, которая характеризует состояние внешнего мира. Это деталь пейзажа, интерьера, портрета героя.
  • Психологическая деталь. Она отражает состояние внутреннего мира персонажа, движения его мысли, его желания, помыслы, мании, фобии, страхи. Такая деталь тоже может отражать объекты внешнего мира, однако при этом передавать переживания героя. Этот прем называется психологизмом.

Композиционные приемы, такие как крупный план, повтор, монтаж, ретардации и т.д., способствуют заметности детали, которая в какой-либо степени контрастирует с общим фоном.

Деталь, повторяясь и приобретая дополнительные смыслы, становится мотивом и часто вырастает в символ.

Например, в романе Достоевского «Идиот» поначалу читателю может показаться довольно странным способность Мышкина имитировать разные почерки. Но при прочтении всего произведения ему становится ясно, что главным талантом Мышкина является понимание разных характеров и разных стилей поведения, а воспроизведение почерков является намеком на это. Символическая деталь иногда выносится в заглавие произведения: «Легкое дыхание» Бунина, «Крыжовник» Чехова.

Получи деньги за свои студенческие работы

Курсовые, рефераты или другие работы

Автор этой статьи Дата последнего обновления статьи: 30 10 2021

Источник

Что значит характерные художественные детали

Художестенная деталь
в литературе

Художественная деталь – это очень важное понятие в теории литературы. Она помогает читателю точно представить предмет или характер героя. Следовательно, деталью считается выразительная подробность, при помощи которой создаётся художественный образ. Она может воспроизводить переживания героя произведения, особенности обстановки, черты внешности персонажа.

Порой художественная деталь в литературном произведении, на первый взгляд, кажется несущественной мелочью. Но это лишь заблуждение. Основная ее роль – рассказать о событии или персонаже больше, чем максимально подробное описание.

Определение художественной детали

По значимость художественную деталь в литературном произведении стоит сравнить с символом, который помещён автором в центр повествования. Она помогает полностью раскрыть писательский замысел. Как и символ, художественная деталь, характеризующая эпоху или событие, дополняет созданную автором картину реальности.

Но при этом имеются и характерные отличия. В отличие от символа, она не имеет скрытого смысла. Яркий тому пример – красные руки героя произведения «Отцы и дети» Е. Базарова. Они олицетворяют собой готовность персонажа к усердному труду, его незнатное происхождение. Но никакого подтекста здесь нет. Красные руки Базарова – руки простого крестьянина, которые обветрились из-за длительных пеших прогулок, покраснели от постоянной работы. Этот образ лишен потаённого смысла.

Иначе дело обстоит с символом. Например, Метель в поэме «Двенадцать» А. Блока олицетворяет собой торжество беззакония, безжалостный разгул жестокости. Природное явление означает неуправляемую силу, которая способна разрушить старый привычный мир.

Роль деталей в произведении

Примеры художественных деталей в творчестве

Гоголь в своих художественных произведениях уделял большое внимание атрибутике предметного мира, окружающего человека. Писателю была свойственна редкостная прозорливость. Художественная деталь для Гоголя – приём, олицетворяющий собой будущее цивилизации. Ведь со временем человек из созидания и «господина» вещей действительно превратился в их бездумного потребителя. В представлении Гоголя художественная деталь – выразительная подробность в произведении, которую писатель изображает «индексом» души. Поэтому в творчестве этого автора делается особая ставка на предметную детализацию как средство изображения человека и окружающего мира. Гоголю не присуща пушкинская сдержанность в обращении с деталью. Вещи в произведениях автора незабвенных «Мёртвых душ» словно «стесняют» человеческое пространство, лишая литературных персонажей ощущение свободы, «простора жизни».

В «Петербургских повестях» Н. В. Гоголя изобилие предметных деталей. Поэтому особой изобразительной силой наделена именно совокупность вещей, которая становится отражением психологического портрета персонажа.

Вещь у Гоголя словно претендует на положение героя литературного произведения. Гоголевские персонажи находятся в её роковой власти. Яркий пример художественной детали ружье в произведении «Повесть о том, как поссорились Иван Иванович с Иваном Никифоровичем». По мнению Н. В. Гоголя, вещественный мир способен задавить «высокое предназначение человека». Именно эти слова великий писатель произнёс ещё во время учёбы в Нежинской гимназии.

По-своему раскрывается деталь в произведении А. П. Чехова «Студент». Костёр оживляет в воображении героя события евангельской ночи в Гефсиманском саду. Эта значимая подробность выглядит очень колоритно на фоне довольно подробного ландшафтного описания. Данная деталь в тексте словно бы перебрасывает «мост» из прошлого в настоящее.

Художественная деталь – изобразительно-выразительная подробность, при помощи которой удаётся показать сильный эмоциональный всплеск (который равнозначен глубокому душевному кризису). К примеру, в произведении «Накануне» И. С. Тургеневу удалось умело изобразить стремительно возрастающее нетерпение Елены накануне последней встречи героини с Инсаровым. Всё, случившееся с девушкой в этом эпизоде, происходит словно по инерции. Не находящая себе места от волнения героиня всё делает не задумываясь, машинально. В этой сцене И. С. Тургенев мастерски использует разнообразные ритмико-интонационные средства воздействия на сознание читателя. Писатель сосредотачивает своё внимание на описании предметного мира, внешних проявлениях «бури», которая разыгралась в душе Елены. Богатая ритмика речи писателя позволяет максимально реалистично изобразить «пульсацию» времени, протекающего бесследно и бесцельно.

Осознание собственного бессилия впоследствии сменяется сильным волевым порывом, сущность которого пока не ясна даже самой Елене. Деталь, внешний жест, который олицетворяет собой преображение души героини раскрывается в насыщенном психологическом контексте: «Она вдруг приподнялась и села: что-то странное совершалось в ней: лицо ее изменилось, влажные глаза сами собою высохли и заблестели, брови надвинулись, губы сжались».

В цитате выше запечатлён пик сложного душевного процесса. Художественная деталь наглядно раскрывает психологический портрет литературного персонажа. Тургеневская Елена – деятельная и волевая личность. Поэтому внутренняя сила и решимость в конце концов берут своё. Неодолимая сила, которая движет Еленой, – это зов воли, который позволяет ей устремиться к цели. Героиня действует почти подсознательно, инстинктивно. Но она верна своей цели – во что бы то ни стало встретиться с Инсаровым.

Предельно насыщенная художественная деталь (которыми изобилует проза Л.Н. Толстого) – немного чуждый И. С. Тургеневу инструмент. В произведениях автора романа «Накануне» подобное встречается сравнительно редко. К слову, психологическую детализацию Л. Толстого И. С. Тургенев называл «избыточной».

Вроде бы незначительная деталь позволяет без лишних слов характеризовать персонаж литературного произведения. Она помогает читателю ощутить атмосферу той или иной эпохи. Художественная деталь делает роман, повесть или рассказ более увлекательными, глубокими по смыслу, Очень ёмко передаёт ощущения и эмоции автора, позволяя ему донести до читателя чрезвычайно важную для писателя мысль.

Источник

Читайте также:  Иммунорегуляторный индекс cd4 cd8 понижен что это значит
Оцените статью