Общие признаки (характеристики) культуры
Первый признак культуры – надбиологичность-заложенное в культуре осознанное человеческое начало. Субъектом и объектом культуры является человеккак ее автор, потребитель и носитель, все люди, и потребители, и носители культуры! Культура – феномен, которого нет в природе! Все, что создано людьми, входит в арсенал культуры, это мир окружающих нас вещей, несущих на себе отпечаток человеческого труда, ума и таланта. Предметом культуры является любой продукт человеческой деятельности. Материальные и духовные реальности, созданные творческим трудом человека, называются артефактами (искусственно созданные).
В этом смысле культура – это обработанная, «очеловеченная», «окультивированная» природа, а окружающие нас вещи предстают как мир «оживших предметов». Таким образом, культура – это вторичная искусственная среда, которую человек «наслаивает» на природу. Эта среда включает в себя язык, верования, идеи, знания, предметы. Человек не может жить вне культуры, ее усвоение происходит в процессе обучения, и она не приобретается биологическим путем. Понятие культуры обозначает универсальное отношение человека к миру, через которое человек создает мир и самого себя. Каждая культура — это неповторимая Вселенная, созданная определенным отношением человека к миру и к самому себе.
Иными словами, изучая различные культуры, мы изучаем не просто книги, соборы или археологические находки, — мы открываем для себя иные человеческие миры, в которых люди и жили, и чувствовали иначе, чем мы. Каждая культура есть способ творческой самореализации человека. Поэтому постижение иных культур обогащает нас не только новым знанием, но и новым творческим опытом. Этот процесс является основой социализации, отсюда второй признак культуры – социальность.
Второй признак культуры — социальность. Культура всегда социальна – культура не существует вне общества; это общественное достояние, которое получают люди и передают дальше. Ее социальный смысл — в передаче от поколения к поколению совокупного духовного опыта человечества. В результате усвоения ценностей, верований, норм и т.д. человек, охваченный социализацией, усваивает упорядоченный образ жизни, овладевает языком и учится добывать средства к существованию. Дети джунглей, лишенные общения с людьми, не охваченные социализацией, инфантильны и не способны к самостоятельному культурному существованию.
Во всех явлениях культуры содержится одновременно и прошлое, и настоящее, и будущее. Культура несет в себе огромные познавательные возможности, в ней закодирована летопись мира. Овладение культурным кодом, умение «читать» язык культуры – это возможность познавать историю человечества, возможность осознавать свое место в мире.
Третий признак культуры — ценностность и осмысленность. Культура – это мир ценностей, сложная иерархия идеалов и смыслов, которые значимы для человека и конкретного общественного организма.
Культура – это мир смыслов, которые человек вкладывает в свои творения. Главная задача культуры – обеспечить человека системой смыслов для ориентации в окружающем мире и оправданию собственного существования. Смысл соотносит любое явление, любой предмет с человеком: если нечто лишено смысла, оно перестает существовать для человека Смысл – это содержание человеческого бытия, взятое в особой роли. Смысл любого предмета выражается в его предназначении, роли и функциях. Предметы, взятые сами по себе, вне их отношения к человеку, никакого смысла не имеют. Смысл вещей существует не в них самих, а в культуре, их породившей, и в тех, кто эту культуру осваивал.
Смысл надо отличать от значения, то есть предметно выраженного образа или понятия. Даже если смысл выражается в образе или понятии, сам по себе он вовсе не обязательно является предметным. Например, один из самых важных смыслов — жажда любви — вовсе не предполагает предметный образ какого-либо человека (иначе каждый из нас заранее знал бы, кого он полюбит). Подлинный смысл адресован не только разуму, но и неконтролируемым глубинам души и непосредственно (помимо нашего осознания) затрагивает наши чувства и волю.
Смысл не всегда осознается человеком, и далеко не всякий смысл может быть выражен рационально: большинство смыслов таится в бессознательных глубинах человеческой души. Но и те другие смыслы могут стать общезначимыми и ценностными, объединяя многих людей и выступая основой их мыслей и чувств. Именно такие смыслы образуют культуру.
Человек наделяет этими смыслами весь мир, и мир выступает для него в своей универсальной человеческой значимости. А другой мир человеку просто не нужен и не интересен.
Естественно, культура отдельного человека не существует в отрыве от перечисленных видообразований культуры. Культура – мера человечности в человеке и обществе. Стержнем культуры личности всегда является нравственность.
Т.о., сущность культуры состоит в ее двойственности: мир культуры направлен как во вне, так и внутрь человека. Человек не мыслим без культуры, культура не может быть создана без человека.
Культура — это многофункциональная система содержание и сущность которой раскрывается через ее функции.
Функции культуры –это совокупность ролей, которые выполняет культура по отношению к сообществу людей, использующих ее в своих интересах; совокупность способов (технологий) осуществления коллективной жизнедеятельности людей.
1. Самая главная функция культуры — человекотворческая(гуманистическая) – формирование и воспитание личности индивида. Природный индивид становится личностью только в процессе овладения им культурой, всем накопленным социальным опытом и становится полноценным членом общества.
2. Адаптационная функция – обеспечивает приспособление человека к окружающей среде, общества — к социальным переменам. Культура способна выполнять роль общественной памяти.Она создает способы и средства сохранения и накопления опыта духовной деятельности человека. Благодаря этой роли культуры становится возможным формирование глубинных, подсознательно действующих алгоритмов культурного поведения человека, то есть формирование архетипов, которые закрепляют поведенческие образцы или модели на психофизиологическом уровне. К. Юнг убедительно показал, что архетипы действуют как врожденные психические структурные образования, которые возникли, однако, в результате культурного развития человека. Архетипы служат питательной почвой для творчески продуктивной духовной деятельности человека.
3. Познавательная (гносеологическая) функция— культура концентрирует в себе лучший социальный опыт множества поколений людей. Она приобретает способность накапливать богатейшие знания о мире и создавать благоприятные возможности для его познания и освоения.
Культура осуществляет различные формы познавательной деятельности. Кроме науки как профессионализированного познания в культуре осуществляется художественное познание, религиозное, нравственное и т.д. Основным результатом познавательного отношения к миру в культуре является установление смысла и значения содержания артефактов или явлений природы, которые стали объектом культуры.
Общество интеллектуально настолько, насколько им используются богатейшие знания, содержащиеся в культурном генофонде человечества.
4. Аксиологическая или ценностная функция– культура способствует формированию у человека ценностных потребностей и ориентаций, позволяет ему различать прекрасное и безобразное, добро и зло. Критерием таких оценок выступают, прежде всего, нравственные и эстетические ценности.
5. Коммуникативная функция – формирует условия и средства человеческого общения. Продуцируя и репродуцируя духовные ценности, культура создает определенную систему коммуникаций,которая должна обеспечить обмен и взаимодействие участников культурного процесса. Культура обеспечивает взаимодействие людей через ценности, интегрирует общество, поддерживает и развивает его целостность. Осуществляя эту работу, культура осуществляет социализацию человека, постоянно предлагая ему нормы, образцы и алгоритмы жизнедеятельности, отличающиеся от поведения животных.
6. Регулятивная функция – влияет на поведение людей, регулирует их поступки, действия, выбор материальных и духовных ценностей. Регулятивная функция культуры опирается на нормативные системы: создание норм, стандартов, правил и рецептов поведения, являющихся основой для формирования права, морали и идеологии.
7. Интегративная функция – формирование оснований для устойчивого коллективного существования и деятельности по совместному удовлетворению интересов и потребностей людей, стимулирование повышения уровня групповой консолидированности. Культура объединяет народы, социальные группы и государства (на основе религии, культурных традиций, ценностей и т.д.).
8. Релаксационная функция – означает искусство физического и психического расслабления, разрядки, которая проявляется в создании способов и учреждений, где человек получает возможность восстанавливать свои духовные силы, обновлять и приводить в норму свой духовный потенциал, проводить своеобразную профилактику своего духовного состояния, то, что обычно называется «очищением души». Это можно делать в театре, а можно и в храме или на карнавале.
9. Креативная функция – созидательная функция преобразования и освоения мира.
Различные функции культуры не существуют обособленно, их единство проявляется в любом культурном явлении, предмете, событии. В открытой культуре человек свободен в своем выборе и поэтому ему доступны все формы и функции культуры.
Выводы:
1. Культура – это многогранное явление, ее генезис и функционирование связаны с деятельностью человека — источника и носителя культуры.
2. Культура способствует духовному развитию, становлению и совершенствованию личности во всех сферах общественной деятельности людей, в том числе и деятельности инженеров.
Источник
Тема 14. Человек в мире культуры
Цель — показать культуру как особый процесс самореализации сознательного человека при взаимодействии с окружающей действительностью, обеспечивающий эффективность его существования и развития на социальном уровне.
Задача — сформировать понимание культуры, ее содержания, типов и разновидностей, особенностей развития современной культуры.
Оглавление
14.1. Понятие культуры
Понятие культуры весьма многогранно. Оно охватывает по существу все стороны человеческой деятельности, труд и производство, быт, искусство, науку, воспитание и образование, развитие семьи и т. д.
Культура — это все то, что создано человеком, в отличие от того, что создано природой.
Культура возникает тогда, когда люди от использования готовых продуктов природы переходят к производству материальных благ, подчиняя себе силы природы. Об этом говорит и этимология слова «культура», которое в переводе с латинского означает возделывание, обработку.
Современным пониманием культуры охватывается вся совокупность достижений общества в материальном и духовном развитии.
Культура — это совокупность материальных и духовных ценностей, созданных и создаваемых человечеством в процессе общественно-исторической практики, характеризующая исторически достигнутую ступень развития общества.
Сущность культуры составляет творческая преобразующая деятельность людей, как прошлая, воплощенная в материальных и духовных ценностях, уже созданных обществом, так и настоящая, направленная на производство и освоение новых ценностей. Без них человек не может развиваться.
Культура в социальной философии занимает значительное место. Социальное развитие напрямую связано не только с технико-экономической базой соответствующих социальных систем, но и со структурой ценностей и норм, природой человеческого понимания, т. е. детерминированного культурой.
Общепризнанно, что социальный мир не столь объективен, сколь субъективен. Люди, живущие, мыслящие и действующие в этом мире, вкладывают в свои поступки определенный смысл, придают окружающему определенное значение, что помогает им определять цели деятельности и доступные средства. Если оставить без внимания эту субъективную сторону общественной жизни, то понять характер социальных отношений, причин социальных изменений невозможно. Вот почему в качестве фундаментального понятия в любой социально-философской концепции выступает понятие «культура».
Существенной особенностью человека является то, что окружение, в котором он живет, создано им самим. След, оставляемый искусственным окружением в сознании отдельной личности, и есть то, что мы называем культурой. Ж. П. Сартр писал, что «культура никого и ничего не спасает и не оправдывает, но она дело рук человека — в ней он ищет свое отражение, в ней узнает себя, только в этом критическом зеркале он может увидеть свое лицо».
Давайте попробуем определить, что же такое культура. Это очень сложно, учитывая сложность и многоплановость самого объекта определения, и существование различных подходов к этому определению, которых насчитывается свыше 400.
Рассмотрим разные определения понятия «культура».
Лесли А. Уайт: «Культура представляет собой организацию тех явлений и деятельностей (норм, поступков) идей (веры, знания) и чувств (установок, ценностей), которые связаны с использованием символов».
Кребер и Клукхон: «Культура состоит из эксплицитных и имплицитных норм, определяющих поведение, осваиваемое и опосредуемое при помощи символов; она возникала в результате деятельности групп людей, включая и их воплощение в средствах. Сущностное зерно культуры состоит из традиционных идей (исторически сложившихся и выделенных) и особенно присваиваемых им ценностей: системы культуры могут рассматриваться, с одной стороны, как результаты деятельностей, с другой стороны, в качестве регулирующего элемента дальнейшей деятельности».
В этих определениях элементы дефиниций нагромождены в беспорядке, отсутствует система.
Другая группа определений не стремится к комплексности, а выделяет только одно или два измерения. Из них наибольший интерес представляют те, которые подчеркивают символический характер культуры, то, что она приобретается путем обучения, противоположность культуры и природы и ее ценностью.
Символический характер культуры и ее связь с коммуникацией фиксируется во многих определениях и трактуется как нечто основное. Это подчеркивается в сокращенном определении Уайта: «Под культурой мы подразумеваем непрерывность вещей и событий во времени и вне человеческого организма, которую поддерживает создание символов».
Ю.Лотман писал, что культура представляет собой «совокупность всех ненаследственных информаций, способов их организации и сохранения» («наученное поведение»).
Знаковый характер, коммуникативная функция действительно пронизывают всю культуру, предметы и формы поведения одновременно выполняют и функции знаков. Ведь на этом основывается тот факт, что культура в повседневной речи, а подчас и в науке толкуется двояко: наряду с широким толкованием общеизвестно узкое понятие культуры, согласно которому к культуре причисляются только те вещи (объективации) и деятельности (языкознание, искусство), в которых знаковая функция приобретает первостепенную роль. Более узкое понимание культуры является, однако, ошибочным с научной точки зрения, так как исключает из этого понятия материальную культуру и культуру социальную.
Культура во всех случаях есть система знаков, совокупность выученных в обществе (а не унаследованных) информаций, но и не только это. Почему культуру толкуют гораздо шире, чем просто как систему знаков и информаций? Потому что ее с таким же правом можно было бы назвать и системой средств, служащих для косвенного, человеческого удовлетворения потребностей. Верно, конечно, что косвенное удовлетворение потребностей может осуществляться только в том случае, если его средства одновременно являются и знаками; но верно и то, что семиоз (создание и употребление знаков) невозможно понять без выяснения роли потребностей в этом процессе.
Также обстоит дело и с дефинициями, которые исходя из того, что культуре научаются, отправляются от противопоставления культуры природе. Арнольд Гелен сказал: «Культура это природа, преобразованная посредством человеческой деятельности». Бронислав Малиновский развил эту концепцию в целую систему. Он различает первично-биологические и вторично-культурные потребности, которые органически связаны друг с другом. Поскольку удовлетворение каждой биологической потребности имеет свой культурно человеческий способ, то именно это культурное удовлетворение становится специфически человеческой потребностью. Этот взгляд почти соприкасается с марксистским толкованием культуры, но выражает только одну ее сторону. Упуская из виду такие существенные стороны вопроса, как роль производства и труда, а также историчность развития форм объективаций.
Весьма важны, наконец, и формулировки, касающиеся культуры как ценности. М. Вебер считатет: «Культура — это, с точки зрения человека, полагаемый разумным и значимым разрыв бессмысленной бесконечности происходящих в мире событий», «витающие над обществом идеалы». В этом определении «разумность» и «значимость» зависят от «идей, ценностей». Действительно это прекрасная формулировка, но возникает вопрос: откуда берется человек, этот разум и значимость, с помощью которых из бесконечности Вселенной он может выкроить себе кусок?
Мы оказываемся перед проблемой, каким образом, при каких обстоятельствах и с какой целью создает человек объективацию и в какие отношения вступает с ней?
Какова же сфера распространения понятия культура? Все явления человеческой жизни связаны с культурой, и, таким образом, вопрос уже не в том, что такое культура, а в том, что именно не считается культурой, какие виды человеческой деятельности и вещи не могут быть причислены к понятию «культура». Вопрос правомерен. Если исходить из того, что человек создает мир объективаций (вещей) как специфически человеческий мир, то мы действительно должны прийти к выводу, что нет такого общественного явления, которое не было бы одновременно и явлением культуры, и наоборот. Тогда почему же мы пользуемся отдельными понятиями для культуры и для общества?
Единичное разделение общественных явлений и явлений культуры действительно невозможно: каждое общественное явление и деятельность имеют определенную культурную сторону, но вместе с тем не все общественные явления входят в понятие культуры. Таким образом, культура — это один из аспектов жизни общества, но она не идентична обществу.
Для проведения границ между двумя аспектами мы обратимся к точке зрения Э. Маркаряна. Общество и культуру Маркарян считает двумя различными подходами к «социальной системе»: первое рассматривает со структурно-морфологической, а второе — с функциональной точки зрения одно и то же явление. Об обществе говорим тогда, когда социальная система, объединяющая индивидов и коллективы, рассматривается с точки зрения создавшихся в ней общественных отношений. О культуре же говорим, если рассматриваем, как функционируют средства, регулирующие эти отношения.
Таким образом, производство и потребление материальных благ не является непосредственно культурной деятельностью, как и деятельность, направленная на сохранение или изменение общественных отношений, но в обоих случаях имеется и культурный аспект: каким способом изготавливается обувь и каким образом совершается общественный поступок. Следовательно, в сферах производства и общественной жизни культура — это не создание отдельных вещей, а способ производства и действия, то есть отношение к объективациям (вещам, поведению, знакам), вернее, отношение к совокупности объективации при создании и употреблении отдельных объективаций. Таким образом, общество — это совокупность, система отношений, создавшаяся между индивидами и коллективом, которая опосредуется объективацией. Культура — это совокупность, система отношений, создавшаяся между человеком и объективацией (вещью), система, которая опосредует отношения между индивидом и коллективом.
В 1982 году на конференции по культурной политике, проводившейся в рамках ЮНЕСКО, было выработано следующее определение культуры, которое вошло и в американские учебники по антропологии: культура — комплекс характерных материальных, духовных, интеллектуальных и эмоциональных черт общества, включающий в себя не только различные искусства, но и образ жизни, основные правила человеческого бытия, систему ценностей, традиций и верований.
Из такого определения культуры исчезает оценочный аспект, допускавший ее трактовку как высокого уровня цивилизованности и утонченности стиля жизни, в отличие от дикости и примитивизма.
В итоге можно взять такое рабочее определение культуры: культура — это совокупность значений, ценностей, идеалов, выполняющих функцию социальной ориентации в конкретном обществе. Рассмотреть жизнь общества с точки зрения культуры — значит выявить, какие системы ценностей складываются в процессе взаимодействия между людьми и группами, в каких формах (вещественных, институциональных) они закрепляются.
Культура является смыслообразующим стержнем общественной жизни в целом и отдельных социальных групп в частности. И если в марксистской социологии фундаментальным принципом социального расслоения служат экономическое положение индивида и основанное на нем классовое деление общества, то различные направления немарксистской социологии в качестве существенного критерия социальной дифференциации рассматривают именно ориентацию людей на те или иные культурные ценности. Вот почему люди сходного социального происхождения и положения могут оказаться в разных социальных группах со всеми вытекающими последствиями.
Каждая социальная группа стремится упорядочить разделяемые ею культурные ценности. Базовыми элементами культуры, вырабатываемыми и поддерживаемыми обществом, являются разнообразные системы верований, знаний, идеологий.
14.2. Основные характеристики культуры
Итак, культура относится ко всему, что усваивается людьми в обществе, составляет часть наученного поведения. Эта наша социальная наследственность (по аналогии с биологической), один из важнейших факторов, позволяющих нам жить вместе в организованном обществе. Среди людей культура выполняет в значительной степени ту же функцию, что и генетически запрограммированное поведение в жизни животных. И поскольку культура не приобретается биологическим путем, каждое поколение вынуждено воспроизводить ее и передавать следующему поколению. Этот процесс составляет главную часть процесса социализации. Ценности, убеждения, нормы, правила и идеалы превращаются в часть личности ребенка и помогают формировать его поведение. Если бы процесс социализации прекратился в массовом масштабе, это привело бы к гибели культуры.
Поскольку культура формирует личности членов общества, она во многом контролирует их поведение. Поэтому ключевой характеристикой культуры является функция социального контроля. Без культуры, считает Клиффорд Гиртц, люди были бы полностью дезориентированы, «не регулируемое образцами культуры (организованными системами значимых символов) поведение человека было бы практически неуправляемым, настоящим хаосом бессмысленных поступков и несдерживаемых эмоций, не приводящих к формированию опыта».
Насколько важна культура для функционирования индивида и общества можно видеть на примере поведения людей, не прошедших социализацию (таких, как Маугли). Лишение человеческих младенцев общения с себе подобными приводит к тому, что они превращаются в животноые существа, похожие по антропологическим характеристикам на человека, но по поведению — это животное, которое уже (почти) невозможно вернуть в человеческое сообщество.
14.3. Основные компоненты культуры
Культура выступает в двух основных видах — материальная и духовная.
Материальная культура — это процесс и результат производства материальных ценностей, орудий производства, средств сообщения и связи, предметов быта, жилищ, одежды, продуктов питания, производственный опыт, поведение людей. Иначе говоря, в материальную культуру входит вся преобразованная среда, приспособленная к потребностям человека, защищающая его от непосредственного воздействия природных стихий и помогающая активно бороться за их дальнейшее освоение.
Материальные компоненты культуры — это предметная среда, окружающая человека. Вещи и предметы, их производство и совершенствование несут на себе след изменений самого человека, отношений между людьми. Вещи прошлого — дома, соборы, скульптуры, мосты и т. д. — не просто значимы, не только «функционируют», но без них не было бы смысловой связи опыта и времени культурно-исторического процесса. Так, дом функционирует как жилище (это значение дома), но культура жилища определяется целостностью жизненного мира людей, их образом жизни, привычками бытом.
Когда вещь утрачивает смысловую определенность, перестает быть феноменом культурного мира, она становится артефактом, то есть «искусственным фактом» прошлого, который следует воспринимать эстетически. Лучшее, что может предложить современная культура такого рода артефактам прошлого — это поместить их в музеи, в искусственно созданное пространство, особый мир, где вещи и факты прошлого обретают статус ценности как объекты исторического интереса и эстетического наслаждения.
Духовная культура — это производство, распределение и потребление духовных ценностей в области науки, искусства и литературы, философии, морали, просвещения. В духовную культуру включается и творчество ученых, изобретателей, работников искусства, радио, телевидения и других учреждений, участвующих в массовом распространении духовных ценностей.
Нематериальные компоненты культуры: нормы (правила), законы, ценности, убеждения.
Различают два типа норм: «средние», «типичные», то есть статистические, отражающие реальность (например, число курящих), и идеальные, то есть правила и стандарты ожидаемого поведения в конкретных ситуациях (например, «не курить»). Необходимо, во-первых, понять причины поведения и объяснить их, для чего используют нормативы, стандарты, меняющиеся в конкретных условиях. Тогда реальное поведение может оцениваться как запрещенное и нежелательное или терпимое, приемлемое, или же обязательное. Нормы определяют, как должен вести себя человек, чтобы жить в согласии с ценностями своей культуры. Во-вторых, надо оценить соотношение реального поведения и идеала.
Культура включает обширные и сложные системы идеальных норм. Они влияют на все человеческое поведение. Это народные обычаи и нравы, нарушение которых влечет за собой строгое наказание. Причем каждая культура отбирает для тиражирования только определенные аспекты поведения и опыта людей, соблюдение которых строго контролирует.
Законы — это формализованные нормы. Например, сухой закон, введенный в США в начале ХХ века, вызвал многочисленные выступления протеста. Через 15 лет был введен снова, но все-таки общественное мнение победило — он был отменен. Как говорится, самые сильные законы — те, что согласуются с общественными нравами. Ценности выражают представления людей о «достойном» или «желательном», «добром» и «злом» и т. д. Этот элемент культуры представляет собой разделяемые всеми убеждения относительно целей, к которым следует стремиться. Они лежат в основе моральных доктрин. В христианской традиции, например, десять заповедей требуют от человека (помимо других вещей) не покушаться на человеческую жизнь («не убий»), хранить супружескую верность («не возжелай жены соседа своего»), уважать родителей («чти отца своего и мать свою»). И хотя разные культуры могу считать ценностями разные вещи (геройство на войне, художественное творчество, аскетизм), каждое социальное устройство делает свой выбор — что считать ценностью, а что нет.
Если нормы — это правила, то ценности — это оценки. Нормы носят групповой характер, а ценности могут быть как коллективными, так и индивидуальными. В американской культуре, например, ценности выражают желательность достижений, личного успеха, демократии и равенства возможностей. Основные американские ценности — это своеобразный моральный кодекс американца. К сожалению, российский гражданин оказался сегодня фактически без подобного кодекса. В связи с этим вопрос выбора ценностей приобретает особую важность.
Убеждения — это идеи о мире и социальной реальности, о человеке и других людях. Человек может как иметь, так и не иметь убеждений, менять их или не поступаться ими. Убеждения, как и ценности, способствуют социальному порядку и интеграции.
Все эти элементы взаимосвязаны. В частности, ценности не только требуют обоснованиЙ, но и сами служат таковыми. Они обосновывают нормы, или ожидания и стандарты поведения, относящиеся к сфере взаимодействия людей. Нормы могут быть и стандартами поведения, но возникает вопрос: почему все-таки люди подчиняются им, даже если это не соответствует их интересам? Потому, что вслед за несоблюдением определенных норм следуют соответствующие наказания, которые могут выступать в разных формах (уголовное, административное наказание, нравственное осуждение, остракизм и т.д.). Социальные поощрения, такие как уважение, также является стимулом придерживаться определенных норм поведения. Социальные наказания и поощрения, способствующие соблюдению норм, называются санкциями. Санкции приобретают легитимность (законность) благодаря нормам. А совокупность санкций, норм, ценностей и наличных знаний о мире образует цепь механизмов социального контроля.
Способность создавать и использовать знаки для сложной и устойчивой связи — главное отличие людей от животных. Знаки, оформленные в языке, — основные строительные блоки культуры. Значение знака социально по происхождению. Знаками могут быть слова, действия, вещи.
Известно, что большая часть культуры невербальна — живопись, танцы, жесты, например. Но все эти элементы могут быть выражены только языковыми средствами. Язык можно определить как систему коммуникации, использующую звуки и символы, имеющие условные, но строго определенные структурированные значения.
Язык — социальное явление. Им нельзя овладеть вне социального взаимодействия. Хотя процесс социализации в значительной мере основывается на имитации жестов (кивков, улыбок, гримас недовольства), — язык все же является основным средством передачи культуры.
Язык также является своего рода творцом и организатором нашего опыта. Антропологи отмечают, что многие понятия, которые мы считаем естественными, то есть данными нам изначально и сами соброй разумеющимися, выглядят таковыми только потому, что крепко укоренились в нашем языке. Овладевая речью, человек вместе с тем овладевает обобщенным в языке социальным опытом. Он не придумывает, что значит «яблоко», «дом», a усваивает уже готовую исторически сложившуюся систему значений. И эти значения, и символы являются не просто формами, в которых человек выражает свое мировосприятие. Они формируют это восприятие, вызывая у человека соответствующие чувства и установки.
Это особенно видно при сравнительном анализе языков. Языки различаются способами обозначения цветов, родственных связей, например. В некоторых языках есть понятия, полностью отсутствующие в словаре других языков.
Любой язык, в принципе, служит тому, чтобы люди понимали друг друга. Коммуникация основывается на значении слов, которые принимаются, используются и понимаются всеми субъектами общения. Поэтому общий язык служит сплочению общества, он помогает людям координировать свои действия, отражает общие знания о традициях и текущих событиях; он способствует формированию чувства группового единства.
Правда, мы должны отметить, что язык может способствовать и разобщению людей. Группа, использующая какой-либо язык (профессиональный жаргон, сленг), — это «свои», все остальные — «чужие». Иногда языковые проблемы ( проблема государственного языка, например,) могут стать важным аспектом политической жизни.
Идеология является одним из компонентов нематериальной культуры, ее определяют как систему убеждений, описывающую какие-либо ценности. Например, одним из самых распространенных идеологических убеждений американцев является вера в равенство возможностей. Этой ценности соответствует ясно сформулированное в Декларации независимости положение о том, что все люди созданы равными и, имея возможность, каждый сможет попытаться преодолеть трудности на пути к задуманному.
Идеология выполняет в обществе ряд функций. Одной из них является ослабление социальной напряженности, возникновение которой вероятно в том случае, если люди осознают расхождение между провозглашенными ценностями и действительностью. В Америке социологи, например, считают, что идеология затушевывает противоречие между принципом равных возможностей и тем фактом, что негры обделены этими возможностями. Основная функция идеологии состоит в снижении социальной напряженности, которую ощущают, и белые и черные, вызываемой расхождением между провозглашенным идеалом (как ценностью) и реальностью, в которой живут люди и которую, возможно, используют в своих интересах.
Идеология как выражение групповых интересов, теология может также выражать или охранять интересы группы. Эта функция идеологии тесно связана с марксизмом. Марксисты делят идеологии на два типа: консервативные, поддерживающие «статус-кво» и либеральные (или радикальные), которые пытаются ее нарушить.
Райнхард Бендикс исследовал идеологии менеджмента в четырех промышленных странах — Англии и России в ХVIII — XIX веках, а также в США и Восточной Германии в начале XX века. Он обнаружил тенденцию, в соответствии с которой менеджеры создавали идеологии, оправдывающие и обосновывающие их власть над рабочими и тем самым облегчающие управление. Даже идеологии, делающие упор на человеческие отношениях, являли собой хитроумные попытки администрации заставить рабочих добровольно повышать производительность труда и таким путем усилить власть над ними.
Хотя такие консервативные, или правящие, идеологии защищают интересы самых влиятельных и богатых групп общества, было бы неверно считать, что они негибки, они как раз способны приспосабливаться к новым социальным, условиям. Сейчас руководители фирм ( в отличие от дельцов конца XIX — начала XX века) подчеркивают социальную направленность капитализма, признают необходимость широкомасштабной планомерной организации экономической жизни, придают особое значение гуманистическим ценностям и принимают новые законы о труде и деятельности правительства, считает Хейлбронер. Этот пример показывает, как идеология может приспосабливаться к изменениям в обществе.
Как уже было сказано, некоторые идеологии выступают против сложившегося статуса-кво. Примером могут служить движение за гражданские права негров, антивоенные движения, феминистские движения и т. д. Против плохих условий труда и других форм эксплуатации выступают профсоюзы.
В ситуациях, когда происходят конфликты и изменения, эти две идеологии становятся выразителями интересов противоборствующих сторон: одна из них стремится к сохранению, другая, — к разрушению существующего положения; левые против правых, жители колоний против колонизаторов, профсоюзы против администрации. Если угнетенная группа побеждает, ее идеология служит для защиты нового социального устройства. Например, революция 1917 года изменила суть большевизма, который из идеологии, обосновывающей необходимость свержения старого строя, стал средством, идеологически обеспечивающим режим. Многие антиколониальные идеологии изменились таким же образом после Второй мировой войны, когда колонии завоевали независимость.
Идеология как смысловая детерминанта поведения, придает тот или иной смысл действиям людей. Например, в последние годы различные американские правительственные органы оказывали давление на высшие учебные заведения, чтобы те прекратили дискриминацию женщин и представителей национальных меньшинств при приеме на учебу и работу. Правительство требует отчетов, определяет квоты приема и часто грозит урезать исследовательские фонды, если эти квоты приема не будут выполнены. Понять смысл этих действий можно только зная идеологическую позицию, которой данные органы привержены или с которой вынуждены считаться и которая требует социальной справедливости по отношению к группам, подвергающимся дискриминации. Иногда руководители колледжей и университетов отказываются подчиняться этому давлению, заявляя, что достаточно квалифицированных представителей меньшинств и женщин слишком мало, чтобы выполнить квоты. Объяснить их поведение тоже можно, зная идеологическую позицию — обеспечение превосходства академической науки в уровне преподавания и исследований. Различаясь идеологическими приоритетами, эти две группы лиц по-разному определяют и оценивают ситуацию. Не выясняя, кто прав, а кто не прав, мы видим лишь то, как данные идеологии функционируют, придавая смысл и обоснованность требованиям тех, кто их придерживается. Большинство конкретных случаев политической борьбы — это прежде всего выяснение того, какая из конкурирующих идеологий имеет наибольший вес и значение.
Религия является неотъемлемым элементом культуры и выполняет многообразные и значимые функции, к которым относятся, в частности:
- своеобразное объяснение сути существования, природы мира и человека;
- формулирование моральных норм и правил поведения;
- эмоциональная поддержка;
- объединение людей;
- освящение и поддержка или критика социальных порядков. Французский социолог Э. Дюркгейм выделял такие функции религиозных церемоний, как сплочение людей, ревитализация, то есть оживление прошлого, соединение настоящего с прошлым; эйфория как отвлечение от неприятного, общее приятное ощущение жизни; порядок и обучение.
- личный опыт веры. Каждый человек приходит в религию через личные чувства, поскольку она есть нечто большее, чем система представлений и практических мер борьбы с вечными проблемами человеческой жизни и смерти, и хотя религия — скорее коллективный ответ на вопрос, как жить, в последние годы религиозность становится все более личным делом.
Макс Вебер, рассматривая связь хозяйственной жизни общества, материальных и идеальных интересов различных социальных групп с религиозным сознанием, в своей ставшей классической работе «Протестантская этика и дух капитализма» (1904 — 1905) выявил роль протестантской хозяйственной этики в генезисе западноевропейского капитализма. По его мнению, такие ценности протестантизма, как святость упорного труда, самодисциплина и самоограничения, нерасточительность, индивидуализм, убеждение, что каждый — один перед богом и личный успех — ключ к спасению, безусловно, оказали положительное влияние на развитие капитализма.
Религия может быть как консервативной, так и прогрессивной силой в обществе. Так, в США христианство освящало рабство. В развивающихся странах религия играла важную роль в революционном движении, приняв форму «идеологии освобождения». В России принятие православия, по мнению исследователей, с одной стороны, способствовало становлению мощного самодержавного государства, (которое впоследствии подчинило себе очень консервативную церковь, традиционалистскую), а с другой — этот выбор предопределил отставание от Запада в сфере науки и образования, а затем и в сфере научно-технической, во многом способствовал появлению в ходе дальнейшей истории той критической, переломной ситуации, исходом которой явились петровские реформы.
14.4. Универсальные элементы культуры
Даже поверхностный контакт с другой культурой позволяет осознать, что ее отличиям от нашей собственной нет числа. И вместе с тем существуют общие черты, свойственные всем культурам, — культурные универсалии. Дж. Мердок выделил более 60 культурных универсалий, в частности кооперированный труд, спорт, танцы, похоронные ритуалы, обычай дарить подарки, запрет кровосмесительных браков, шутки, язык и т. д. Конкретные формы, которые принимают танцы или траур могут различаться в той или иной культуре. И зависят они от таких факторов, как окружающая среда, особенности исторического развития определенной культурной среды. Но важно то, что эти универсалии присутствуют в каждой культуре.
Вместе с тем характерные для различных культур формы культурной жизни приводят к культурному разнообразию, именно эти формы в первую очередь позволяют отличать собственную культуру от чужой. Среди антропологов и этнографов даже используется такое определение культуры — это все то, что необходимо знать, чтобы вести себя так, чтобы члены данного общества рассматривали это поведение как свое.
Разнообразие культур рождает такие идеологические установки, как этноцентризм и культурный релятивизм. Этноцентризм — это тенденция судить о других культурах с позиций своей собственной. Этноцентристские взгляды явно выражены в миссионерской деятельности, основу которой составляют попытки обратить язычников, дикарей в свою веру, свою культуру. Этноцентризму сопутствует ксенофобия — боязнь и неприятие всего иностранного, всего чужого.
В противоположность этому культурный релятивизм — это представление о том, что другие культуры можно понять только в контексте их собственных ценностей и в их собственном контексте. В свое время американский социолог В. Самнер в книге «Народные обычаи» (1906) шокировал читателей заявлением, что людоедство и детоубийство имеет смысл в контексте тех обществ, которые практиковали эти обычаи.
Американский антрополог Р. Бенедикт усовершенствовала эту концепцию. Она считает, что любая культура может быть понята не только в ее собственном контексте, но и только тогда, когда рассматривается в своей целостности. Ни одна ценность, церемония или другая культурная черта не могут быть полностью поняты, если рассматривать их в отрыве от целого.
Во всех обществах существует множество подгрупп с различными культурными ценностями и традициями. Система норм и ценностей, выделяющая группу из большого сообщества, называется субкультурой. Субкультура может формироваться под влиянием сочетания таких факторов, как социальный класс, этническое происхождение, религия, место жительства. Ценности субкультуры становятся частью личности члена данной группы. Признаками субкультуры являются специальный словарь, правила поведения, знаки отличия.
Разновидность субкультуры, которая находится в состоянии конфликта с господствующей культурой, называется контркультурой. Знакомая всем контркультура западноевропейского общества — богема, наиболее яркий пример этого типа — хиппи 60-х годов. По мнению социологов, движение хиппи содержит многие элементы богемной контркультуры. Например, такие ценности этой группы, как убеждение, что детей можно уберечь от пороков современного общества, если воспитывать их в отрыве от него (подразумевается, что люди от природы непорочны и в «правильной» социальной среде они могут создать гармоничное общественное устройство), упор на самовыражение, желание жить сегодняшним днем, требование полной, свободы, поощрение равенства мужчин и женщин и любовь к экзотике несли в себе критику ценностей господствующей культуры, таких как самодисциплина, ограничение удовольствий ради будущего, достижение успеха традиционными способами. Ценности контркультуры могут быть причиной постоянных и неразрешимых конфликтов в обществе. Иногда, однако, они проникают в господствующую культуру и укореняются в ней.
Длинные волосы, язык и стиль одежды, свободные от условностей, употребление наркотиков, характерные для хиппи, получили широкое распространение в американском обществе и в Европе главным образом через средства массовой информации. А по мере проникновения, как часто бывает, эти ценности стали менее вызывающими и потому менее привлекательными для контркультуры и, естественно, менее угрожающими для господствующей культуры.
Все культуры изменяются, даже если они находятся в изоляции. Причиной этого могут служить внешние факторы. Так, в древности наступление ледникового периода резко изменило образ жизни людей, предметы труда и быта. К серьезным изменениям в каждой конкретной культуре приводит и взаимодействие культур. Происходит диффузия культурных ценностей, изменение материальных и духовных компонентов культуры, в результате которого возникает ее новое качественное состояние, изменение состава или структуры, то есть возникновение, трансформация или исчезновение каких-либо культурных элементов и связей.
В социальной философии имеются различные теории развития культур. Согласно теории непрерывного развития, цивилизация есть результат последовательного объединения элементов культур самого различного происхождения, непрерывно возникающих на протяжении многих веков. Другие теории, напротив, предполагают, что развитие — это ряд резких «скачков» в области культуры, соответствующих отдельным эпохам, например эпохе греческой философии с ее апологией разума, схоластики, Возрождения, промышленной революции.
Еще одна теория основана на идее противоречий внутри конкретной культуры. «Столкновения» в культуре соответствуют, согласно этой теории, тем же этапам, что и «скачки» в предыдущей теории: схоластическое мышление трактуется как реакция на атеизм древнегреческой философии; Возрождение — как борьба против догматизма и схоластики и т. д. Структуралистская теория объясняет развитие культуры процессом кристаллизации, идущим путем последовательного объединения в более или менее целостные структуры культурных достижений различных эпох.
В современной социологии и культурологи получили распространение теории, основанные на отрицании общих закономерностей культурного развития, что находит выражение в теориях полицентризма, исконной противоположности Запада и Востока и т. д. Им противостоят вульгарно-технологические теории, согласно которым развитые капиталистические страны рассматриваются как достигшие высшей ступени культуры развития.
Процесс культурного развития в марксистской трактовке хотя и обладает определенной самостоятельностью в сфере общественного сознания, идей, символических систем и т. п., тем не менее находится под воздействием ограничений и динамики социально-экономической структуры общества, его производительных сил, так как определенный тип духовного производства связан с определенным типом материального производства. Производительные силы общества в каждый исторический период обусловливают совокупность требований к людям в отношении объема знаний и навыков деятельности, а следовательно, влияют на структуру и содержание определенных культурных процессов ( например, образование, нормы культурной деятельности и т. п.).
Темп изменения культуры неровен. Технический прогресс взрывает традиционные нормы. Наиболее динамичные процессы наблюдаются в западной цивилизации.
Между инновацией и ее усвоением имеется культурный лаг. Идея парового двигателя была выдвинута И. Ньютоном в 1680 году, ее освоение произошло только в XIX веке, и лишь в XX веке автомобиль резко изменил стиль жизни людей. Культурный лаг в данном случае составляет более двух веков.
Скорость изменения отдельных элементов культуры различна. Так, промышленность может потребовать специалистов, которых невозможно подготовить без переподготовки преподавателей. Культура, способная усваивать технические новшества, характеризуется как адаптивная.
Изменения происходят в результате борьбы противоположных норм, например между корпоративной и гражданской культурами. Возникновение ядерного оружия породило и борьбу против него, а Чернобыльская катастрофа 1986 года усилила отрицательное отношение к атомным электростанциям.
Среди последних инноваций, оказавших заметное влияние на культуру, можно назвать компьютеры. Американцы имеют на сегодняшний день миллионы персональных компьютеров, что позволяет говорить о компьютерной субкультуре. Социологическое исследование пользователей выявило глубокое воздействие компьютеров на их активность и квалификацию. Человеческий мозг и компьютер вступили в совместную эволюцию.
Ценностное отношение людей к миру, или культурная система, как мы уже видели, имеет тенденцию изменяться. В этом процессе изменения особую роль играют культурные конфликты (периоды перелома, перехода одной системы в другую, периоды, по-своему социальному и культурному содержанию получившие название кризисных). Если социальный кризис понимается как глубокая стагнация или даже гибель важных хозяйственных и общественных структур, то есть структурные изменения, то под культурным кризисом понимается смена систем ценностей.
В 90-х годах XIX века Э. Дюркгейм впервые употребил термин «аномия», означающий разрушение культурного единства общества из-за отсутствия четких социальных норм и общепринятых ценностей (для данного общества). В то время аномия была вызвана ослаблением влияния религии и политики и растущим влиянием торгово-промышленных классов. Эти перемены вызвали распад когда-то прочной системы нравственных ценностей. С тех пор социологи неоднократно отмечали, что рост преступности, увеличение числа разводов и распространение сексуальной свободы были результатом разрушения культурного единства, в частности в отношении религиозных и семейных ценностей.
В современном российском обществе происходят те же процессы. В результате дискредитации и официальной отмены ценностей прошлого этапа развития нашего общества (советского) человек при отсутствии каких-либо общепринятых ценностей и норм оказался в ситуации выбора ценностей: а выбирать можно только из старого (традиционного) набора ценностей и навязываемого, так сказать «нового», то есть «либерального» арсенала. Отсутствие общепринятых ценностей и норм приводит, в частности, к распаду общественных связей, к нестабильности и дезинтеграции общественной системы.
В философии обычно выделяют еще два типа культурных конфликтов: культурное запаздывание и господство чужой культуры. Культурное запаздывание происходит тогда, когда изменения материальной сферы опережают возможности нематериальной культуры приспособиться к ним. Считается, что результатом этого является постоянное несоответствие между материальной и нематериальной культурами. Например, прогресс в деревообрабатывающей промышленности связан с уничтожением обширных лесных массивов. И лишь недавно общество осознало необходимость их сохранения. Точно так же изобретение современных машин привело к значительному росту несчастных случаев на производстве. Прошло много времени, прежде чем в законодательство был введен пункт, предусматривающий выплату компенсации рабочему в случае производственной травмы.
Еще одна форма культурного конфликта является следствием господства чужой культуры и наблюдается, например, в доиндустриальных обществах, колонизируемых европейскими нациями. Согласно исследованиям Малиновского (1945), эти общества мало интегрированы из-за наличия множества противоречивых элементов в их культуре. Изучая общество Южной Африки, ученый отметил противоборство двух культур, имеющих разную структуру. Естественная социальная жизнь туземцев (аборигенов) была интегрирована, поскольку племенное устройство объединяет их кровнородственными связями, экономически, политически и даже войнами. Культура колониальных держав, главным образом Британии, также предполагает собственную форму интеграции. Но когда европейские ценности наложились на местные, африканские, результатом стала не интеграция, а неестественное, чреватое конфликтами смешение двух культур. По мнению Малиновского, эта смесь выглядела нестабильной, и он совершенно верно предвидел длительную борьбу между двумя культурами даже после того, как колонии обретут независимость.
Наиболее отчетливо значение социокультурного анализа проявляется в сравнительных исследованиях различных этапов человеческой истории. Так, общепринятые в западной социологии понятия традиционного и современного, закрытого и открытого обществ характеризуют именно культурную ориентацию. Приведенные понятия указывают на готовность и нежелание тех или иных общественных групп принять социальные изменения или приступить к ним. Эта установка оказывается основной для утверждения того или иного типа взаимодействия. Для традиционных обществ (закрытых, сверхрелигиозных) характерны высокая структурная устойчивость, традиция как способ социокультурных регуляций, отсутствие или нераспространение письменности, относительная изоляция, этноцентризм, тотальное подчинение индивида обществу, магическое мышление, догматизм. Современные (открытые, светские) общества отличают высокая социальная мобильность, равенство возможностей, рациональное постижение мира, критицизм, индивидуализм.
Особый интерес представляет использование социокультурного подхода при обращении к различным периодам европейской истории. Принципиальные изменения в отношении к человеку, природе, миру в целом, имевшие место на протяжении последних двух тысячелетий европейской истории, позволяют говорить о нескольких культурных циклах: античности, средневековье, новом времени, современном обществе.
Как видим, все основные формы общественного сознания включаются в культуру в качестве ее важнейших компонентов.
Культура выражает действенную практическую сторону общественного сознания. Она есть не только процесс производства духовных ценностей, но и процесс их освоения, внедрения в сознание масс.
14.5. Функции культуры
Культура имеет следующие специфические функции.
- Культура — прежде всего орудие преобразовательной деятельности людей в интересах удовлетворения разнообразных потребностей общества.
- Ориентировочная функция: культура дает знания, трудовые навыки, правила и т. д., с помощью которых люди познают окружающий мир, лучше ориентируются в обстановке, овладевают накопленным опытом человечества.
- Коммуникативная функция — средство общения, передачи опыта, информации.
- Воспитательная функция — регулирование поведения людей через систему норм, правил, образцов деятельности.
- Эмоциональное регулирование.
- Анализ функций культуры позволяет сделать вывод о подчинении ее определенным закономерностям.
- Зависимость от степени и уровня развития производства, от характера социально-экономического строя, поэтому ставить задачи в области культурного строительства без учета материально-технической базы культуры — бесплодное и вредное занятие.
- Взаимодействие материальной и духовной культуры, определяющая роль в этом взаимодействии принадлежит материальному производству.
- Социальная противоречивость: внутри одной национальной формы существуют различные по социальному содержанию субкультуры и контркультуры.
Выводы
Культура по свой сути — это комплексный показатель степени выделенности человека из естественноприродного состояния с у етом реализации своего социального начала.
Усвоение и распространение норм и ценностей культуры является необходимым условием для дальнейшего развития человечества.
Источник