Проект
Определение проекта
Проект — это временное предприятие, предназначенное для создания уникальных продуктов, услуг или результатов.
- Временный характер проекта означает, что у любого проекта есть определенное начало и завершение.
По причине уникального характера проектов, возможна неопределенность в отношении продуктов, услуг или результатов, создаваемых в ходе проекта.
Задачи по проекту могут быть новыми для команды проекта, что обусловливает необходимость более тщательного планирования, в отличие от рутинных работ.
Признаки проекта
К признакам, которые отличают проект от процесса относятся следующие:
- Первый признак — это признак уникальности. Что такое уникальность? Это неповторимость. Т.е. итогом реализации вашего проекта должен быть уникальный результат. Уникальный именно для вашей компании. Неважно, что в других компаниях такого рода деятельность уже есть, важно, что в вашей компании это делается впервые. Если для компании это вновинку, то в этой компании — это проект. Кроме того ваша идея, если вы решили ее реализовать впервые и у вас не было подобного опыта может быть для вас и ПРОЕКТ, но не обязательно для компании это также будет проектом.
- Второй признак — это временность. Проект всегда имеет начало и конец. Продолжительность проекта всегда ограниченна датами начала и конца.
- Третий признак — ограниченность в количестве ресурсов, задействованных в проекте. Финансовых, человеческих, материальных.
- Четвертый признак — изменения, как основное назначение проекта. Любой проект направлен на изменение исходного состояния; финал изменений — желаемое состояние.
- Пятый признак — наличие цели. Результом проекта является достижение его целей.
Примеры проектов
- строительство дома;
- разработка и утверждение новых правил;
- подготовка и проведение конференции, семинара;
- выпуск новой продукции;
- реорганизация офисного пространства или переезд;
- разработка и внедрение новой услуги;
- организация распродажи;
- исследование рынка;
- экономия на издержках производства.
Типы проектов (условная классификация)
- Клиентские проекты — проекты, реализуемые компанией для внешнего заказчика с целью удовлетворения его потребности.
- Проекты развития бизнеса — создание или вывод на рынок нового продукта/услуги.
- Социально-экономические проекты — оказание социальной помощи населению, поддержка спортивных и других мероприятий.
Управление проектом – это приложение знаний, навыков, инструментов и методов к работам проекта для удовлетворения требований, предъявляемых к проекту. (Руководство к Своду знаний по управлению проектами Четвертое издание (Руководство PMBOK).
Управление проектами – методология (говорят также искусство) организации, планирования, руководства, координации трудовых, финансовых и материально-технических ресурсов на протяжении проектного цикла, направленная на эффективное достижение его целей путем применения современных методов, техники и технологии управления для достижения определенных в проекте результатов по составу и объему работ, стоимости и времени, качеству и удовлетворению участников проекта.1
1 Мазур И.И., Шапиро В.Д., Ольдерогге Н.Г. Управление проектами: Учебное пособие/Под общ. Ред. И.И. Мазура. – М.: Омега-Л, 2004. – с. 664.
Источник
Типы проектов
Проекты можно классифицировать по доминирующей деятельности, по предметно-содержательной области, по характеру координации, по количеству участников, по продолжительности выполнения, по объекту проектирования.
По доминирующей деятельности
Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком – то объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.
Прикладной (практико-ориентированный) проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих учащихся.
Творческиепроекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.).
Участники ролевых, игровых, приключенческих проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои; имитируются социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. Результаты этих проектов намечаются в начале их выполнения, но окончательно вырисовываются лишь в самом конце.
По предметно-содержательной области
Монопредметный проект — проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.
Межпредметный проект — проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам, чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.
Надпредметный проект — внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов, используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.
По характеру координации
Проект с открытой, явной координацией – координатор проекта контролирует работу участников, открыто выполняя свои функции.
Проект со скрытой координацией – координатор не обнаруживает себя в деятельности групп участников, когда практическая задача решается сетевыми коллективами учащихся, работающими независимо от фактора расположения или фактора времени.
По количеству участников
• Личностные (индивидуальные)— один участник
• Парные— два участника
• Групповые (коллективные)— более двух участников
По продолжительности выполнения
• Краткосрочные— до недели
• Средней продолжительности— от недели до месяца
• Долгосрочные— от одного до нескольких месяцев
По объекту проектирования
• Морфологические — проектирование вещей
• Социальные— проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов
• Экзистенциальные— проектирование личностного развития человеческого «Я» в процессе построения своей судьбы
Источник
Классификация проектов
- монопроект, реализуется, как правило, в рамках одного учебного предмета или одной области знания;
- литературно-творческие проекты— это наиболее распространенные типы совместных проектов. Результат: какой-то рассказ, повесть, сценарий видеофильма, статью в газету, альманах, стихи и пр.;
- естественно-научные проекты чаще всего бывают исследовательскими, имеющими четко обозначенную исследовательскую задачу (например, состояние лесов в данной местности и мероприятия по их охране; самый лучший стиральный порошок; дороги зимой и пр.);
- экологические проекты также чаще всего требуют привлечения исследовательских, поисковых методов, интегрированного знания из разных областей (кислотные дожди; флора и фауна наших лесов; памятники истории и архитектуры в промышленных городах; беспризорные домашние животные в городе и т.п.);
- языковые (лингвистические) проекты чрезвычайно популярны, поскольку касаются проблемы изучения иностранных языков;
- культуроведческие проекты связаны с историей и традициями разных стран;
- спортивные проекты объединяют ребят, увлекающихся каким-либо видом спорта. Часто в ходе таких проектов они обсуждают предстоящие соревнования любимых команд (чужих или своих собственных); методики тренировок; делятся впечатлениями от каких-то новых спортивных игр; обсуждают итоги крупных международных соревнований и пр.);
- географические проекты могут быть исследовательскими, приключенческими и пр.;
- исторические проекты позволяют их участникам исследовать самые разнообразные исторические проблемы; прогнозировать развитие событий (политических и социальных), анализировать какие-то исторические события, факты;
- музыкальные проекты объединяют партнеров, интересующихся музыкой. Возможно, это будут аналитические проекты или творческие, в которых ребята могут даже совместно сочинять какое-то музыкальное произведение и т.д.
2. межпредметный проект, выполняется во внеурочное время и под руководством нескольких специалистов в различных областях знания.
Источник
Типология проектов
Типология проектов
Для типологии проектов предлагаются следующие типологические признаки:
1. Доминирующая в проекте деятельность : исследовательская, поисковая, творческая, ролевая, прикладная (практико-ориентированная), ознакомительно-ориентировочная, пр. (исследовательский проект, игровой, практико-ориентированный, творческий);
2. Предметно-содержательная область: моно проект (в рамках одной области знания); межпредметный проект.
3. Характер координации проекта : непосредственный (жесткий, гибкий), скрытый (неявный, имитирующий участника проекта, характерно для телекоммуникационных проектов).
4. Х арактер контактов (среди участников одной школы, класса, города, региона, страны, разных стран мира).
5. Количество участников проекта.
6. Продолжительность проекта.
Рис.1. Типология проектов
Проекты можно классифицировать по доминирующей деятельности, по предметно-содержательной области, по характеру координации, по количеству участников, по продолжительности выполнения, по объекту проектирования.
По доминирующей деятельности
Под исследовательским проектом подразумевается деятельность учащихся, направленная на решение творческой, исследовательской проблемы (задачи) с заранее не известным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для научного исследования.
Информационные проекты направлены на сбор информации о каком – то объекте или явлении, могут выступать модулем исследовательских проектов.
Прикладной (практико-ориентированный) проект отличает четко обозначенный с самого начала результат деятельности его участников. Причем результат обязательно ориентирован на социальные интересы самих учащихся.
Творческиепроекты, как правило, не имеют детально проработанной структуры, она только намечается и далее развивается, подчиняясь принятой логике и интересам участников проекта. В лучшем случае можно договориться о желаемых, планируемых результатах (совместной газете, сочинении, видеофильме, спортивной игре, экспедиции, пр.).
Участники ролевых, игровых, приключенческих проектов принимают на себя определенные роли, обусловленные характером и содержанием проекта. Это могут быть литературные персонажи или выдуманные герои; имитируются социальные или деловые отношения, осложняемые гипотетическими игровыми ситуациями. Результаты этих проектов намечаются в начале их выполнения, но окончательно вырисовываются лишь в самом конце(Рис.1.).
По предметно-содержательной области
Монопредметный проект — проект в рамках одного учебного предмета (учебной дисциплины), вполне укладывается в классно-урочную систему.
Межпредметный проект — проект, предполагающий использование знаний по двум и более предметам, чаще используется в качестве дополнения к урочной деятельности.
Надпредметный проект — внепредметный проект, выполняется на стыках областей знаний, выходит за рамки школьных предметов, используется в качестве дополнения к учебной деятельности, носит характер исследования.
По характеру координации
Проект с открытой, явной координацией – координатор проекта контролирует работу участников, открыто выполняя свои функции.
Проект со скрытой координацией – координатор не обнаруживает себя в деятельности групп участников, когда практическая задача решается сетевыми коллективами учащихся, работающими независимо от фактора расположения или фактора времени.
По количеству участников
• Личностные (индивидуальные)— один участник
• Парные— два участника
• Групповые (коллективные)— более двух участников
По продолжительности выполнения
• Краткосрочные— до недели
• Средней продолжительности— от недели до месяца
• Долгосрочные— от одного до нескольких месяцев
По объекту проектирования
• Морфологические — проектирование вещей
• Социальные— проектирование организаций, норм, сложных социально-морфологических объектов
• Экзистенциальные— проектирование личностного развития человеческого «Я» в процессе построения своей судьбы [4].
Реализация метода проектов и исследовательского метода на практике ведет к изменению позиции учителя. Из носителя готовых знаний он превращается в организатора познавательной, исследовательской деятельности своих учеников. Изменяется и психологический климат в классе, так как учителю приходится переориентировать свою учебно-воспитательную работу и работу учащихся на разнообразные виды самостоятельной деятельности учащихся, на приоритет деятельности исследовательского, поискового, творческого характера.
Отдельно следует сказать о необходимости организации внешней оценки проектов, поскольку только таким образом можно отслеживать их эффективность, сбои, необходимость своевременной коррекции. Характер этой оценки в большой степени зависит как от типа проекта, так и от темы проекты (его содержания), условий проведения. Если это исследовательский проект, то он с неизбежностью включает этапность проведения, причем успех всего проекта во многом зависит от правильно организованной работы на отдельных этапах.
Следует остановиться и на общих подходах к структурированию проекта :
1. Начинать следует всегда с выбора темы проекта, его типа, количества участников.
2. Далее учителю необходимо продумать возможные варианты проблем, которые важно исследовать в рамках намеченной тематики. Сами же проблемы выдвигаются учащимися с подачи учителя (наводящие вопросы, ситуации, способствующие определению проблем, видеоряд с той же целью, т.д.). Здесь уместна «мозговая атака» с последующим коллективным обсуждением.
3. Распределение задач по группам, обсуждение возможных методов исследования, поиска информации, творческих решений.
4. Самостоятельная работа участников проекта по своим индивидуальным или групповым исследовательским, творческим задачам.
5. Промежуточные обсуждения полученных данных в группах (на уроках или на занятиях в научном обществе, в групповой работе в библиотеке, медиатеке, пр.).
6. Защита проектов, оппонирование
7. Коллективное обсуждение, экспертиза, результаты внешней оценки,выводы [1].
Источник