Что значит характер исполнения

Термины обозначающие характер исполнения

Термины обозначающие темпы

Adagio (адажио) – медленно; нередко темп медленной части сонатного цикла
Alla breve (алла бреве) (букв.—укорочено) — удвоить единицу метра (4-х четвертной такт, в котором счёт ведётся не четвертями, а половинными нотами)

Allegretto (аллегретто) – несколько медленнее, чем allegro и более скорый, чем andante

Allegro (аллегро)—скоро, весело, живо, быстро умеренно (традиционный темп 1-й части сонатного цикла)
Ancora (анкора)—еще, повторить

Andante (анданте) – умеренный темп в характере обычного шага, не торопясь, спокойно (иногда темп медленной части сонатного цикла)
Andantino (андантино) – неторопливо, несколько скорее, чем аndante, но медленнее, чем allegretto
Assai (ассаи) – весьма, очень
Con moto(кон мото) – подвижно, оживлённо (например, andante con moto — скорее,чем анданте)

Giusto (джусто) – вкус, con gusto – со вкусом, точно

Grave(граве) – значительно, торжественно,тяжело
Larghetto (ларгетто) – несколько скорее, чем Largo, но медленнее анданте

Largo (ларго) – широко, медленно; один из темпов медленных частей сонатного цикла
Lento (ленто) – медленно, слабо, тихо, протяжно
Moderato (модерато) – умеренно, темп средниймежду анданте и аллегро

Meno mosso(мено моссо) – менее подвижно
Molto (мольто) – много, очень, весьма

Non troppo (нон троппо) – не слишком
Presto (престо) – быстро

Piu mosso(пиу моссо) – боле подвижно, более оживлённо
Sostenuto (состенуто) – сдержано, выдерживая звук

Tranquillo (транквиллё) — спокойно
Vivo (виво) – быстро, живо; скорее, чем аллегро, но менее скоро, чем престо
Vivace (виваче) – живее

Термины обозначающие окраску звука

Canto (канто) — пение, напев

Corda (корда) — струна; (una corda — в фортепьянной музыке обозначает применение левой педали)

Sonore (соноре) – звучно, звонко

Una corda—(одна струна) — указание применить левую педаль

Термины обозначающие формообразование

Attacca (атака) — продолжать без перерыва

Da capo (да капо)—повторить сначала

Coda (кода)—конец, заключительный раздел

Fine (фине) — конец; al fine—до конца

Ossia (оссиа) — или, то есть; допустимый вариант исполнения (обычно облегчение основного текста )

Segno (сеньо) — знак;

al segno— к знаку, до знака;

dal segno— от знака

Термины обозначающие динамику

Decrescendo (декрещендо) — постепенно затихая

Diminuendo (диминуэндо) — постепенно затихая

Forte (форте) — сильно, громко

Mezzo (меццо) — середина, половина, наполовину;

mezzo voce— вполголоса;

mf— не очень громко

Piano (пиано) — тихо

Rinforzando (сокр.rf, rfz) (ринфорцандо) — усиливая

Sforzando, sforzato (сокр.—sf., fz., sfz) (сфорцандо, сфорцато)—выделяя, акцентируя внезапный акцент на каком-либо звуке или аккорде

Sotto voce (сотто воче) — вполголоса

Mezza voce (мецца воче)—вполголоса

Crescendo (крещендо) — постепенно усиливая

Perdendosi (пердендози) — исчезая, замирая, сводя звучность на нет

Термины обозначающие характер исполнения

Abbandono (аббандоно) – непринуждённость

Affetto (аффетто) — чувство
Affettuosо (аффетуозо) – с чувством
Agitato (аджитато) – возбужденно, взволнованно
Alla…(алля) – по, на, к, до, в, вроде, в характере
Alla Marcia(алля марчья) – наподобие марша
Amoroso(аморозо) – нежно, страстно
Appasionato (аппассионато) — страстно

Brillante(бриллянте) – блестяще
Capriccioso (каприччозе) – капризно, причудливо
Con amore(кон аморэ) – с любовью, любовно
Con bravura (кон бравура) – с блеском, блестяще
Con brio (кон брио) – с жаром, тепло
Con espressione (кон эспрессьёне) – с выражением, выразительно
Con forza (кон форца) – с силой
Con fuoco (кон фуоко) – с огнём
Con passione(кон пассьёне) – со страстью, страстно
Con spirito (кон спирито) – с воодушевлением, увлечённо
Deciso (дечизо) – решительно, смело
Dolce (дольчэ) – мягко, нежно, ласково
Dolcissimo (дольчиссимо) – очень мягко, очень нежно
Dolente (долэнте) – скорбно, жалобно
Doloroso (долорозо) – тоскливо, печально

Con dolore (кон долоре) – с болью, тоской

Energico (енерджико) – энергично, сильно, решительно
Eroico (эроико) – героически
Espressivo (эспрэссиво) – выразительно
Funebre (фунебрэ) – траурный, похоронный
Furioso (фурьозо) – яростно, неистово
Giocoso (джокозо) – радостно, весело, игриво
Grandioso (грандиозо) – величественно, великолепно, грандиозно
Grazioso (грациозо) – грациозно, изящно
Lagrimoso (лагримозо) – скорбный, печальный, полный слёз
Lamento (ламэнто) – плач, стон, жалоба, рыдание
Leggiero (лэджьэро) – легко
Leggierissimo (лэджьериссимо) – очень легко
Lugubre (люгубрэ) – мрачно, печально

Термины обозначающие изменения темпа

A piacere(а пьачерэ) — по желанию, ритмически свободно, произвольно

Accelerando (аччелерандо) – ускоряя
Ad libitum (ад либитум) — по желанию, по своему усмотрению

Allargando (алляргандо) — расширяя, замедляя

Animato (анимато) – воодушевлённо, оживлённо

A tempo (а темпо) — в прежнем темпе

Calando (каляндо) – стихая, уменьшая силу звука

Colla parte (колла парте) — с партией (певца, солиста)

Con anima(кон анима) – с чувством, anima (анима) — душа
Con moto(кон мото) – подвижно, с движением; напр. Аллегро кон мотто – скорее, чем аллегро
Doppio movimento (доппьо мовименто) — вдвое быстрее

Incalzando (инкальцандо) — ускоряя

L’istesso tempo (листессо темпо) — тот же темп

Lunga (люнга) — долгая (остановка на фермате, паузе)

Morendo (морендо) — замирая

Mosso (моссо) — оживленно;

Poco, un poco (поко, ун поко) — немного, мало, не очень

Poco a poco (поко а поко) — мало-помалу, постепенно

Possibile (поссибиле) — возможно, возможный

Rallentando (раллентандо) — замедляя

Ritardando (ритардандо) — запаздывая, замедляя

Ritenuto (ритенуто) — задерживая,замедляя

Rubato (рубато) — ритмически свободно, допуская отклонения от метра по желанию исполнителя

Smorzando (сморцандо) – замирая, приглушая звучность и замедляя темп

Stretto (стретто) (букв. — сжатие) — ускоренно

Stringendo (стринджендо) — сжимая, ускоряя

Troppo (троппо) — слишком,очень

Вспомогательные термины

Arpeggio, arpeggiato (арпеджио), (арпеджиато)—подобно арфе, в виде арпеджио

Destra (дестра) — правая

Forza (форца) — сила;

Con tutta forza (кон тутта форца) — со всей силой

Legato (легато) — связанно

Mano (мано) — рука

Meno (мено) — меньше,менее

Molto (мольто) — много, очень, весьма

Quasi (куази) – как бы, почти, подобно, вроде

Semplice (семпличе) – просто, естественно

Sempre (семпре) – всегда, всё время, постоянно

Senza (сенца) — без

Simile (симиле) – похожий, точно так, как раньше

Sinistra (синистра) — левая

Sopra (сопра) – над, сверху, на, выше (верхний голос),(ф-п относится к той или иной руке при их перекрещивании)

Staccato (стаккато) — отрывисто

Subito (субито) — внезапно, внезапный

Tenuto (тенуто) — выдерживая длительность полностью или дольше написанного

Tre corde (тре корде) — три струны; указание снять левую педаль

Tutti (тутти) — все участники ансамбля, оркестра

Источник

характер исполнения

Идеографический словарь русского языка. — М.: Издательство ЭТС . Баранов О.С. . 1995 .

Смотреть что такое «характер исполнения» в других словарях:

Обеспечение исполнения обязательств — это предусмотренные законом или договором специальные меры, направленные на понуждение должника к исполнению обязательства под угрозой имущественных потерь. Указанные меры (или способы) формируют особое обязательственное правоотношение, главной… … Большой юридический словарь

ОБЕСПЕЧЕНИЕ ИСПОЛНЕНИЯ ОБЯЗАТЕЛЬСТВ — система гражданско правовых средств, предоставляющих кредитору дополнительные гарантии получения им либо надлежащего исполнения обязательства, либо возмещения убытков путем стимулирования должника установлением невыгодных для него имущественных… … Энциклопедия юриста

Обеспечение исполнения обязательств — в гражданском праве установление дополнительных имущественных мер, побуждающих стороны к точному и реальному исполнению обязательств. В советском гражданском праве такими мерами являются: Неустойка (Штраф, пеня), Залог, Задаток,… … Большая советская энциклопедия

Нрав, характер, ум — Нрав, характер, ум. В ВЗ эти понятия передаются евр. словами нефеш см. Душа или руах Дух (см. Дух, Святой Дух) (см. Пс 33:19; Притч 17:22); в НЗ греч. словами нус (см. Ум, разум, разумение, разумный) или дианойа ( мысли , сознание , взгляды см.… … Библейская энциклопедия Брокгауза

стиль — ▲ характер (чего) ↑ выполнить стиль характер исполнения (# работы. выдержано в к л. стиле). стильный. стилизация. стилизатор. стилизовать. стилизованный. архаистика. архаизация. ▼ стиль речи, стиль в искусстве см … Идеографический словарь русского языка

Народное творчество — художественное, народное искусство, фольклор, художественная творческая деятельность трудового народа; создаваемые народом и бытующие в народных массах поэзия, музыка, театр, танец, архитектура, изобразительное и декоративно прикладное… … Большая советская энциклопедия

Экспектации — [от англ. expectation ожидание] системный комплекс социальных ожиданий, представлений о том, каким образом другой личностью должны исполняться статусно ролевые предписания. Характер, насыщенность социальных ожиданий во многом определяют оценку… … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

ФЬЮЧЕРСНЫЕ СДЕЛКИ — стандартный договор, прекращение прав и обязанностей по которому происходит зачетом встречных однородных требований в течение определенного периода или исполнением в будущий срок (срок исполнения) по цене, которая устанавливается исходя из… … Энциклопедия юриста

ЗНАМЕННАЯ НОТАЦИЯ — знаковая система, фиксирующая мелос основного корпуса богослужебных песнопений, сложившаяся в Др. Руси в XI в. Знаменные певч. книги и поныне используются в старообрядческих и в отдельных храмах РПЦ. Наиболее ранние рукописи, содержащие З. н.,… … Православная энциклопедия

Рага — (санскр. рага, хинди и бенгальский paг, тамильский ирагам) один из видов инд. музыки, характерные особенности и манера исполнения к рого формировались в течение мн. веков. Термин paг употребляется в разл. значениях, в основном сводящихся… … Музыкальная энциклопедия

Источник

Характер музыкального произведения

Музыка, как конечный результат смешения звуков и тишины во времени, передаёт эмоциональную атмосферу, тонкие чувства человека написавшего её.

Согласно трудам некоторых учёных, музыка обладает свойством влиять как на психологическое, так и физическое состояние человека. Естественно, такое музыкальное произведение имеет свой характер, заложенный создателем либо целенаправленно, либо не осознанно.

Определение характера музыки по темпу и звучанию.

Из работ В. И. Петрушина, российского музыканта и педагога-психолога, можно выделить следующие основы музыкального характера в произведении:

  1. Минорное звучание и медленный темп передают эмоции печали. Охарактеризовать такое музыкальное произведение можно как грустное, передающее скорбь и уныние, несущее в себе сожаление о невозвратном светлом прошлом.
  2. Мажорное звучание и медленный темп несут в себе состояние покоя, удовлетворённости. Характер музыкального произведения в данном случае заключает в себе умиротворённость, созерцание и уравновешенность.
  3. Минорное звучание и быстрый темп предлагают эмоции гнева. Характер музыки можно обозначить страстным, взволнованным, напряжённо-драматическим.
  4. Мажорная окраска и быстрый темп, несомненно, передают эмоции радости, обозначающиеся оптимистическим и жизнеутверждающим, весёлым и ликующим характером.

Следует подчеркнуть, что такие элементы выразительности в музыке, как ритм, динамика, тембр и средства гармонии являются очень важными для отражения какой-либо из эмоций, от них сильно зависит яркость передачи музыкальной характерности в произведении. Если провести эксперимент, и проиграть одну и ту же мелодию в мажорном или минорном звучании, быстром или медленном темпе, то мелодия будет передавать уже совсем другую эмоцию и, соответственно, общий характер музыкального произведения поменяется.

Соотношение характера музыкального произведения и темперамента слушателя.

Если сравнивать опусы классических композиторов с произведениями современных мастеров, то можно проследить некую тенденцию в развитии музыкальной окраски. Она становится всё более сложной и многогранной, а вот эмоциональный фон, характер, существенно не подвергается изменениям. Следовательно, характер музыкального произведения это константа, не подвергающаяся изменениям по истечении времени. Произведения, написанные 2-3 века назад, так же воздействуют на слушателя, как и в период популярности у современников.

Выявлено, что человек выбирает музыку для прослушивания не только исходя из своего настроения, но неосознанно учитывая свой темперамент.

  1. Меланхолик – медленная минорная музыка, эмоция – печаль.
  2. Холерик – минорная, быстрая музыка – эмоция – гнев.
  3. Флегматик – медленная мажорная музыка – эмоция – спокойствие.
  4. Сангвиник – мажорная, быстрая музыка – эмоция – радость.

Абсолютно все музыкальные произведения имеют свой характер и темперамент. Их изначально заложил автор, руководствуясь чувствами и эмоциями в момент создания. Однако не всегда слушатель может расшифровать именно то, что хотел донести автор, так как восприятие субъективно, проходит через призму ощущений и эмоций слушателя, исходя из его личного темперамента.

Кстати, вам интересно узнать, как и с помощью каких средств и слов в нотном тексте композиторы пытаются донести до исполнителей их произведений задуманных характер? Читайте небольшую статью и скачивайте таблицы характера музыки.

Источник

Читайте также:  Что значит галтовка камня
Оцените статью