- Гуманизм эпохи Возрождения
- Гуманизм эпохи Возрождения
- Понятие гуманизма и этапы его развития в эпоху Возрождения
- Основные идеи гуманизма
- Готовые работы на аналогичную тему
- Политические идеалы гуманизма
- § 21. Гуманизм и Возрождение
- Оглавление
- 1. Исторические предпосылки развития культуры Возрождения
- 2. Гуманизм – философия Возрождения
- 2-1. Изменения в духовной жизни и культуре
- 3. Искусство Возрождения
- 3-1. Женщина в эпоху Ренессанса
- Вопросы
Гуманизм эпохи Возрождения
К середине XIV века в Европе появляется новое философское течение — гуманизм, который ознаменовал собой новую эру в развитии человеческого общества под названием эпоха Возрождения. Средневековая Европа в те времена находилась под тяжелым бременем церковных предрассудков, всякая свободная мысль жестоко подавлялась. Именно в то время во Флоренции и зародилось философское учение, заставившее взглянуть на венец творения божьего по-новому.
Гуманизм эпохи Возрождения — это совокупность учений, представляющих человека мыслящего, умеющего не только плыть по течению, но и способного сопротивляться и действовать самостоятельно. Основным его направлением является интерес к каждому индивидууму, вера в его духовные и физические возможности. Именно гуманизм эпохи Возрождения провозгласил иные принципы формирования личности. Человек в этом учении представляется как созидатель, он индивидуален и не пассивен в своих мыслях и поступках.
Новое философское направление взяло за основу античную культуру, искусство и литературу, акцентировав внимание на духовной сущности человека. В средние века наука и культура были прерогативой церкви, которая очень неохотно делилась накопленными знаниями и достижениями. Гуманизм эпохи Возрождения приоткрыл эту завесу. Сначала в Италии, а потом постепенно и по всей Европе стали образовываться университеты, в которых, наряду с теософскими науками, стали изучать и светские предметы: математику, анатомию, музыку и гуманитарные предметы.
Самыми известными гуманистами итальянского Возрождения являются: Пико делла Мирандола, Данте Алигьери, Джованни Боккаччо, Франческо Петрарка, Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти и Микеланджело Буанаротти. Англия дала миру таких гигантов, как Вильям Шекспир, Фрэнсис Бэкон. Франция подарила Мишеля де Монтеня и Франсуа Рабле, Испания — Мигеля де Сервантеса, а Германия — Эразма Роттердамского, Альбрехта Дюрера и Ульриха фон Гуттена. Все эти великие ученые, просветители, художники навсегда перевернули мировоззрение и сознание людей и показали человека разумного, красивого душой и мыслящего. Именно им обязаны все последующие поколения за подаренную возможность взглянуть на мир иначе.
Гуманизм в эпоху Возрождения во главе всего поставил добродетели, которыми обладает человек, и продемонстрировал возможность их развития в человеке (самостоятельно или при участии наставников).
Антропоцентризм отличается от гуманизма тем, что человек, согласно этому течению, является центром мироздания, а все, что располагается вокруг, должно служить ему. Многие христиане, вооружившись этим учением, провозгласили человека высшим созданием, при этом взвалив на него и самый большой груз ответственности. Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения очень существенно разнятся между собой, поэтому нужно уметь четко разграничивать эти понятия. Антропоцентрист — это человек, являющийся потребителем. Он считает, что ему все обязаны чем-либо, он оправдывает эксплуатацию и не задумывается над уничтожением живой природы. Его основным принципом являются следующий: человек имеет право жить так, как ему хочется, а остальной мир обязан служить ему.
Антропоцентризм и гуманизм эпохи Возрождения были в дальнейшем использованы многими философами и учеными, такими как Декарт, Лейбниц, Локк, Гоббс и другие. Эти два определения неоднократно брались за основу в различных школах и течениях. Самым значительным, конечно, для всех последующих поколений стал гуманизм, в эпоху Возрождения посеявший семена добра, просвещения и разума, которые мы и сегодня, спустя несколько веков, считаем наиважнейшими для человека разумного. Мы, потомки, наслаждаемся сегодня великими достижениями литературы и искусства Ренессанса, а современная наука основывается на многих учениях и открытиях, которые зародились в XIV веке и существуют до сих пор. Гуманизм эпохи Возрождения попытался сделать человека лучше, научить его уважать себя и окружающих, а наша задача – суметь сохранить и преумножить лучшие его принципы.
Источник
Гуманизм эпохи Возрождения
Вы будете перенаправлены на Автор24
Эпоха Возрождения – это культурный феномен позднего средневековья XIV-XVI веков, характеризующийся сменой христианской культурной парадигмы, на светски-гуманистическую, основанную на переосмыслении достижений античной мысли.
Понятие гуманизма и этапы его развития в эпоху Возрождения
Гуманизм – это философско-этическая позиция в центре которой находится человек, его естественные права, свободы, ценности, идеалы, которая направлена на всестороннее совершенствование человека при его жизни и в рамках его жизни.
Философские идеи которые можно было бы отнести к гуманистическим, возникали еще до эпохи Возрождения в работах античных авторов, схожие мотивы можно обнаружить и в трудах средневековых схоластов, однако именно в период Ренессанса, гуманизм сформировался как всестороннее и мощное культурное течение. Формирование философии и этики гуманизма являло собой естественный ответ со стороны наиболее творческой, интеллектуальной части общества на его запросы. После многовекового периода доминирования религиозно-христианского мировоззрения, основанного на формальном превозношении духовного над мирским, и посмертного над прижизненном, при фактическом стремлении церковных иерархов к обогащению и потреблению земных благ здесь и сейчас, общество не могло не прийти к переоценке ценностей и доминирующего мировоззрения, что вылилось в движение реформации в религиозной сфере и философии гуманизма зародившейся в области культуры и стремящейся к созданию новой светской культуры.
Открытие новых земель, первое внедрение научных наработок в практическую деятельность, возрастающая роль капитала в системе общественного производства, ставила задачи создания нового миропонимания, в центре которого находится человек, не пассивный раб высших сил, но активный, действующий, преобразующий и подчиняющий окружающий мир. Что характерно ответ на эти задачи был дан не официальными философами – выпускниками христианских университетов, монастырскими деятелями, а людьми искусства, литераторами, живописцами, изобретателями. В эпохе Возрождения можно выделить два больших периода:
- реставрации, в течении которого (XIV-XV в.) основная работа мыслителей была связана с восстановлением наследия античной мысли и попытками адаптировать его к реалиям тогдашней эпохи;
- натурфилософский (XVI в.) во время которого развивалась оригинальная философская мысль, ставшая предтечей философии Нового времени.
Основные идеи гуманизма
Гуманизм зарождается в богатых городах северной Италии, таких как Милан, Флоренция, Венеция, мощных торговых и культурных центрах, обладающих вековыми традициями и независимых от феодалов и церкви. Вместе с тем деятели раннего гуманизма, такие как Данте Алигьери, Ф. Петрарка, Дж. Боккачо в своих произведениях не стремятся отринуть или разрушить христианское мировоззрение, напротив, признавая авторитет божественного, они лишь ставят перед собой цель выявить специфику человеческого, посмотреть на человека как на личность, посмотреть на него не с точки зрения высших божественных принципов, но глазами другого человека, исходя из его потребностей, целей, ценностей, желаний.
Готовые работы на аналогичную тему
Только к шестнадцатому веку начинается складывание «заальпийского» гуманизма, охватывавшего Францию, Англию, Германию, Нидерланды, Швейцарию. В это время гуманизм представляет собой уже получившее признание направление философии, подвижники гуманизма начинают распространяться собственные взгляды с профессорских кафедр университетов, к чему ранее не имели доступа.
Гуманизм эпохи Возрождения антропоцентричен, его главной ценностью является человек, человеческая жизнь. При этом мыслители гуманисты формируют моральный облик идеального человека и задают ему достаточно высокую планку. Гуманист – это высоко духовная, развивающая личность, творец, стремящийся к саморазвитию и преобразованию мира, отважный исследователь покоряющий природу и неизведанный земли, храбрый, смелый, великодушный, но главное деятельный, активный, живущий полной жизнью. Также учение гуманистов закладывает несколько принципиальных идей:
- представление о естественных правах человека на жизнь, свободу, собственность и т.д., как заложенных в его природу, неотъемлемых;
- представление о равенстве всех людей вне зависимости от их происхождение, разрушение сословной системы;
- представление о доброй, созидательной природе человека, в противовес христианскому пониманию природы человека как грешной и испорченной;
- представление об обществе как естественно возникшем единстве людей, необходимой среде существования человека.
Политические идеалы гуманизма
Одной из важных проблем философии гуманизма было переосмысление социально-политического устройства общества, тех оснований, на которых выстраиваются в нем отношения между людьми. Можно выделить два основных подхода к решению данной задачи. Один из них представлен теми мыслителями, которые стремились дать реалистическое описание политики, ее целей, средств и задач. Наиболее ярким его представителем является Никколо Макиавелли По данной теме мы уже выполнили реферат Философия Никколо Макиавелли подробнее .
Макиавелли вводит понятие государственного интереса, который в его представлении отражает интересы всего общества, как единого целого, по сохранению суверенитета государства, укреплению его мощи, повышению благосостояния. При этом Макиавелли указывает, что государь – это тот человек, который должен заботиться в первую очередь не о абстрактных понятиях чести, достоинства, добродетели, но о реализации государственного интереса и укреплении власти, и для достижения этих целей использовать любые подходящие средства, в том числе обман, хитрость, насилие.
Другой подход связан с описанием общества нового типа, построенного на принципах равенства всех его членов, принципах коллективного самоуправления, справедливого распределения труда и производимых благ. Он раскрывается в произведениях гуманистов-утопистов, таких как Т. Мор, Т. Кампанелла и др. В их произведениях закладывались принципы демократического общественного устройства, которое должно было прийти на смену феодальных отношениям.
Источник
§ 21. Гуманизм и Возрождение
Как гуманистические идеи повлияли на культуру Возрождения?
Чем отличаются взгляды гуманистов на предназначение человека от религиозных представлений? Почему гуманистов интересовала античная культура? (История Нового времени, 7 класс)
Сайт: | Профильное обучение |
Курс: | Всемирная история с древнейших времен до конца XVIII в. 10 класс |
Книга: | § 21. Гуманизм и Возрождение |
Напечатано:: | Гость |
Дата: | Вторник, 21 Декабрь 2021, 04:51 |
Оглавление
1. Исторические предпосылки развития культуры Возрождения
Период идейного и культурного развития стран Западной и Центральной Европы, охватывающий XIV–XVI вв., вошел в историю под названием Ренессанс (фр. Renaissance — Возрождение). Отказ от средневековой религиозности и аскетизма, расцвет гуманизма, научные открытия и новые изобретения стали характерными чертами новой эпохи.
В чем же заключались причины становления в Европе новой культуры? В расширении торговых связей и знакомстве с другими народами? В урбанизации, развитии ремесел и финансовой системы? В падении авторитета католической церкви и становлении национальных государств? Или же решающим фактором стало пробуждение интереса европейцев к Античности?
Ренессанс начался с Италии — самого урбанизированного региона Европы, где раньше, чем где бы то ни было, начали складываться капиталистические отношения. В итальянских городах-государствах феодальная знать была тесно связана с купеческой верхушкой, а сословная структура была сильно размыта. Именно в городской среде наиболее отчетливо стала проявляться динамика в мировосприятии различных слоев общества. Для ведения новой коммерческой деятельности требовалось новое мировоззрение, которое концентрировалось бы не на Боге, а на деятельном, активном, успешном человеке. Не удивительно, что именно итальянские города стали центрами науки и искусства, свободными от церковных канонов и предписаний.
Важной чертой становления культуры Возрождения стало ослабление влияния церкви на общество. Моральное разложение и духовный застой настроили против католического духовенства свободомыслящих людей. Светские правители также были недовольны влиянием церкви, предпочитая проводить независимую политику, направленную на создание централизованных государств с абсолютной властью правителя.
Крестовые походы на Восток, падение Византии в 1453 г., а также знакомство с арабо-мусульманским миром обогатили европейскую культуру, привели к заимствованию новых, не характерных для нее привычек и обычаев. Однако не следует забывать о том, что мусульманская культура впитала многое из античного наследия. На арабский язык были переведены практически все знаменитые труды греческих авторов. С арабского Востока в Европу проникли сочинения Платона, Аристотеля, Пифагора, Эвклида и др. Еще в большей степени, чем арабская культура, Античностью была пропитана культура византийцев. Бежавшие в Европу после падения Константинополя византийцы перевозили свои библиотеки с трудами греческих и римских авторов.
Открытие новых земель и континентов привело европейцев к пониманию ошибочности христианского описания мира с представлениями о плоской Земле и движении Солнца вокруг нее. Достижения в области астрономии, дальние плавания и кругосветные путешествия показали людям реальный мир. Расширение пространственных горизонтов требовало новой интерпретации действительности и места человека в ней. Идеал средневекового монаха-аскета больше не удовлетворял активную, предприимчивую часть европейского общества.
2. Гуманизм – философия Возрождения
На рубеже Средних веков и Нового времени в противовес церковному взгляду на человека как на ничтожное и греховное существо возникло новое мировоззрение — гуманизм (от лат. humanus — человеческий, человечный). Его приверженцев начали называть гуманистами. Гуманизм стал философской основой, идеологией европейского Возрождения.
Гуманистов привлекали прежде всего человек и его дела. Религиозный идеал отказа от радостей жизни, свойственный Средневековью, сменился живым интересом к миру. Целью человеческого существования объявлялись радость и наслаждение жизнью, активные действия, направленные на утверждение своего места в мире. Как провозгласил итальянский гуманист Дж. Пико делла Мирандола, человеку «дано владеть тем, что пожелает, и быть тем, кем хочет». Признание неограниченных возможностей человеческого ума стало неотъемлемой частью самосознания представителей культуры Возрождения.
Гуманисты провозгласили право человека на счастье в земной, а не загробной, жизни, право на свободу, справедливость и лучшее общественное устройство. Однако не следует идеализировать гуманизм и игнорировать его внутренние противоречия. Раскрепощая человеческую личность от духовной власти католической церкви, гуманизм в то же время способствовал воспитанию глубокого индивидуализма, способного оказать негативное влияние на взаимодействие людей в социуме. Приверженцы гуманистических идей были выходцами из высших слоев общества. Они с презрением относились к беднякам и обращались, как правило, к богачам и аристократам с призывом получать дорогостоящее образование.
В XVI в. гуманистическое движение охватило большинство европейских стран: от Англии и Нидерландов до Германии и Швейцарии, от Пиренейского полуострова до Польши и Венгрии.
Основные идеи Ренессанса нашли отражение в литературе. Итальянские писатели Франческо Петрарка, Джованни Боккаччо, писатели-гуманисты Франсуа Рабле из Франции, Уильям Шекспир из Англии, Мигель де Сервантес из Испании обратили свой взор на человека как личность, свободную от религиозных предрассудков, со сложными чувствами, стремлением познать окружающий мир через здравый смысл и личный опыт.
2-1. Изменения в духовной жизни и культуре
Культура Возрождения имела светский, антирелигиозный характер. Она утверждала гуманистические идеалы гармоничной, раскрепощенной творческой личности. Это произвело грандиозный переворот в системе духовных ценностей: на передний план выдвигалось не поклонение Богу, а интерес к человеку. Гуманисты были глубоко верующими людьми, однако с негодованием относились к порокам католической церкви. Средневековье они оценивали как время религиозной тьмы и невежества.
Одним из самых известных критиков церкви стал голландский мыслитель, ученый и богослов Эразм Роттердамский. В произведении «Похвала глупости» он выразил отвращение к фальшивой морали и паразитическому образу жизни католического духовенства. Ученый-гуманист требовал возврата к истинной христианской морали. Цель жизни человека он видел в следовании законам высокой нравственности, а возможность построения совершенного общества связывал с ростом духовности.
В XVI в. движение гуманистов охватило большинство европейских стран: от Англии и Нидерландов до Германии и Швейцарии, от Пиренейского полуострова до Польши и Венгрии.
3. Искусство Возрождения
В эпоху Возрождения появились новые светские направления живописи, новая скульптура и архитектура, которые отражали изменения во взглядах на окружающий мир и на человека.
Художники, используя игру света и тени, научились передавать ощущение пространства. Все многообразие мира и богатство личности человека стремились отобразить на своих полотнах выдающиеся живописцы Возрождения, работавшие в XVI в.: Леонардо да Винчи, Рафаэль Санти, Микеланджело и Тициан в Италии, Питер Брейгель Старший в Нидерландах, Альбрехт Дюрер в Германии и др.
Значительный вклад в технику живописи внесли фламандские художники. Они первыми стали экспериментировать с красками на масляной основе. Новые краски, в отличие от использовавшихся ранее темперных, высыхали медленнее и легче смешивались. Поэтому художники смогли передавать на своих полотнах неуловимые тени и тончайшие оттенки цвета.
В эпоху Ренессанса художники вернулись к классическим принципам греческого и римского искусства. Они путешествовали по Италии, черпая вдохновение в созерцании древнеримских сооружений и скульптур.
Чтобы реалистично изображать человеческое тело, художники обратились к анатомии, которую они стали изучать по телам умерших. Из-за преследований церкви делать это приходилось втайне. В эпоху Возрождения благодаря изучению строения человеческого тела было создано много шедевров скульптуры и живописи.
Радикальные изменения произошли и в архитектуре. Инженерные принципы, разработанные Филиппо Брунеллески в XV в., использовал при проектировании купола собора святого Петра в Риме знаменитый Микеланджело Буонарроти.
3-1. Женщина в эпоху Ренессанса
В эпоху Возрождения произошло переосмысление места и роли женщины в обществе и культуре. Появился новый образ женщины — представительницы знати, юной аристократки, питающей особую тягу к учебе и стремящейся к большей самостоятельности. Однако нередко таким женщинам оказывалось сложнее распоряжаться имуществом и заявлять о себе в политике, чем представительницам эпохи Средневековья.
Тем не менее в XVI в. было немало женщин-правительниц. Самые известные из них — королевы Екатерина Медичи во Франции, Мария Стюарт в Шотландии, Изабелла Кастильская в Испании, Мария I Тюдор и Елизавета I в Англии.
Шотландский богослов и реформатор Джон Нокс в произведении «Первый трубный глас против чудовищного режима женщин» яростно осуждал женщин-политиков: «Поощрять женщину к господству, превосходству, владычеству или имперскому правлению над любым государством, народом или городом отвратительно по природе, это оскорбление по отношению к Богу и подрыв правильного порядка… и справедливости».
В эпоху Возрождения появились уникальные модели устройства общества, в рамках которых было переосмыслено место женщин. Однако эти модели частично воплотились в жизнь только в XX в. Впервые в европейской истории зародилась революционная по своей сути мысль о равенстве мужчин и женщин. Эту идею, в частности, провозгласил в знаменитой «Утопии» Томас Мор. В своем идеальном государстве он позволил женщинам наравне с мужчинами участвовать в жизни общества, заниматься земледелием, изучать ремесла, становиться священниками, служить в армии, получать образование. Воспитанием же детей, по мнению автора «Утопии», может заниматься все общество. Конечно, подобные идеи были слишком новаторскими для того времени. Большинство современников Т. Мора видели в женщине в первую очередь мать, которая должна воспитывать детей.
Положение женщин вне зависимости от богатства значительно отличалось от положения мужчин. Хорошо образованные аристократки, сведущие в живописи, музыке и танцах, украшали жизнь своих мужей, им отводилась роль заботливых жен и матерей. Исключение составляли некоторые вдовы в Италии и Франции, сумевшие после смерти мужей-коммерсантов стать полноценными членами торговых гильдий.
Женщина из знатной семьи, как правило, всю жизнь зависела от мужчин, которые должны были ее материально обеспечивать: сначала от отца, затем от мужа. Не удивительно, что большое внимание при заключении браков уделялось брачному договору, в котором фиксировалось приданое невесты. Простолюдинки не могли рассчитывать на содержание родителей или мужей. С 12 лет девочки из простых семей шли работать, чтобы обеспечить себя и собрать деньги на приданое.
Заметным достижением Возрождения стал постепенный рост числа образованных женщин, преимущественно из знати. Обучение в университетах оставалось прерогативой мужчин. Женщины же получали, как правило, домашнее образование. Благодаря развитию книгопечатания они стали активно вовлекаться в интеллектуальную жизнь.
Значительную роль в распространении книжной культуры среди аристократок сыграли светские салоны, организовывавшиеся светскими дамами, как правило, дома. Обретшие популярность с 1600-х гг., салоны стали местом дискуссий, обмена мнениями. Широкую известность приобрели салоны Маргариты Валуа и Маргариты Наваррской во Франции. Все больше знатных дам увлекалось поэзией, литературой и живописью. Некоторые из них стали профессионалами в области искусства.
Первой профессиональной писательницей в Европе стала в начале XV в. Кристина Пизанская . В одной из своих поэм она воспела подвиг Жанны д’Арк – знаменитой Орлеанской девы, героини Столетней войны. Еще одна из наиболее образованных женщин Возрождения – французская писательница и переводчица Мари де Гурне . Самостоятельно изучив латынь и гуманитарные науки, она в 29 лет опубликовала свою первую книгу. М. де Гурне занималась переводами римских авторов, в частности, Вергилия. В своих работах она отстаивала право женщин на образование, собственность, доступ к государственным должностям, возможность получения равных с мужчинами возможностей и привилегий.
Своими творческими достижениями прославилась итальянская аристократка Софонисба Ангвиссола, первая известная художница эпохи Ренессанса. Общественным признанием ее таланта стало то, что в 27 лет она была приглашена в Мадрид ко двору Филиппа II в качестве придворной художницы. Там она создала знаменитые портреты членов королевской семьи. Многие художники той эпохи учились у нее и подражали ее стилю. Великий Микеланджело особо оценил ее талант.
Об изменении отношения к женщине в европейском обществе эпохи Возрождения свидетельствует культура того времени. Подчинение человека Богу, проповедовавшееся в Средневековье, сменилось преклонением перед красотой. При этом особое место отводилось изображению женской красоты. В искусстве Ренессанса появился новый идеал — чувственная, физически крепкая женщина-мать. Не удивительно, что в эпоху Возрождения было создано так много изображений Венеры и Девы Марии. Бледных, изможденных женщин с огромными глазами, устремленными к Богу, на полотнах сменили белокурые и золотоволосые красавицы Ренессанса, пышущие здоровьем.
Вопросы
1. Определите предпосылки развития культуры Возрождения. Составьте схему (ментальную карту, гекс).
2. Какие идеи легли в основу философии эпохи Возрождения?
2-1. Охарактеризуйте изменения, произошедшие вдуховной жизни и культуре европейцев в Новое время.
3-1. Как изменилось отношение к женщине в эпоху Ренессанса?
4-1. Подготовьте сообщения или проведите мини-исследование по темам: «Стандарты женской красоты эпохи Возрождения», «Секреты красоты в эпоху Возрождения».
5-1. Подготовьте флаер (плакат), посвященный известной картине или скульптуре эпохи Возрождения, в которой нашли отражение новые знания в области анатомии.
Источник