- Гуманизация школьного образования как путь спасения человека и человечества статья
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- Гуманизация образования
- Смотреть что такое «Гуманизация образования» в других словарях:
- Гуманизация образования: сущность и особенности статья ( класс) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Гуманизация школьного образования как путь спасения человека и человечества
статья
Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель-ученик»: установления связей сотрудничества. «Учащие и учащиеся, прежде всего сотрудники»,- писал Н.К. Рерих.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gumanizatsiya_obrazovaniya.doc | 45.5 КБ |
Предварительный просмотр:
учителя истории высшей категории
Симоновой Натальи Михайловны
Гуманизация школьного образования
как путь спасения человека и человечества
Возрождение репутации человека как чего-то высшего, которой должно дорожить каждому — вот в общих чертах то, что нужно в XXI в.
Академик Д.С. Лихачев
Российское общество находится на переломном этапе своего развития. Он характеризуется переоценкой ценностей, критикой и преодолением того, что мешает дальнейшему движению вперед. Высшим гуманистическим смыслом социального развития становится утверждение отношения к человеку как высшей ценности бытия.
Гуманизация – ключевой элемент нового педагогического мышления. Основным смыслом образования в этом становится развитие личности. Это предполагает усиление человечности, уважение к человеческому достоинству; человеколюбие в обучении и воспитании, ориентацию на ребенка, его потребности, возможности и психологические особенности.
Если раньше педагог должен был передавать знания учащимся, то гуманизация выдвигает другую задачу – способствовать всеми возможными способами развитию ребенка. Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель-ученик»: установления связей сотрудничества. «Учащие и учащиеся, прежде всего сотрудники»,- писал Н.К. Рерих.
Гуманизация образования меняет:
Главную задачу школы я вижу в оснащении молодого человека умениями и навыками для самостоятельного определения своего места в обществе. Современная школа должна формировать способность действовать и быть успешным в ситуации динамично развивающегося современного общества.
Целями гуманизации образования на уроках истории и обществознания я вижу создание условий для учащихся:
1. для возможности самостоятельно анализировать сложные проблемы мировой и отечественной истории, с целью повышения самооценки ученика, развития его способностей и общеучебных навыков.
2. для выработки уважения к истории своего и других народов.
3. для формирования целостной картины мира в его взаимосвязях и особенностях.
4. для возможности попробовать себя в самых разных сферах деятельности.
Опираясь на выводы многочисленных психолого-педагогических исследований К.Д Ушинского, И. Я. Лернера, Ю. К. Бабанского я для себя сформулировала закономерности гуманизации образования:
1. Ребенок не стоит перед окружающим миром один на один. Его отношения к миру всегда передаются через отношения других людей, он всегда включен в общение.
Например, с 5 класса фотоотчеты по ежегодным поездкам, походам вовлекают детей, родителей.
2. Чем гармоничнее будет социально-нравственное развитие личности, тем более свободным и творческим будет человек.
Например, знакомство с художниками и их картинами находит свое место в каждом звене моего урока. Работа Сурикова «Боярыня Морозова» предвещает знакомство с темой «Церковный раскол в XVII в.».
3. Образование будет удовлетворять личные запросы, если оно, согласно Л.С. Выготскому, ориентировано на «зону ближайшего развития», т.е. на психические функции, которые уже созрели у ребенка и готовы к дальнейшему развитию.
Например, я оцениваю каждого ученика по следующим критериям: время активной работы на уроке; эффективность работы каждого ученика; психологический климат урока. Актуальны сегодня и ранжированные задания; в тестовых заданиях сочетаю текстовую и графическую информацию.
4. Сегодня есть реальная возможность дать человеку овладеть не только базовыми профессиональными знаниями, но и общечеловеческой культурой, на основе которой возможно развитие всех сторон личности, учет ее субъективных потребностей.
Например, оказывая помощь в написании мемуаров своему дедушке, автор проекта «Великая Отечественная война в истории моей семьи» Шкулёва Елена составила генеалогическое древо семьи Шкулёвых.
5. Учет культурно-исторических традиций народа, их единства с общечеловеческой культурой.
Например, внеклассное мероприятие «Старый бабушкин сундук», проведённое на предметной неделе гуманитарных наук, показал, что старинные семейные вещи это не только скопленное добро, это – целая жизнь.
6. Чем разнообразнее и продуктивнее значимая для личности деятельность, тем эффективнее происходит овладение общечеловеческой культурой.
Например, составляю разноуровневые задания: воспроизводящее, преобразующее, творческо-поисковое. 80% учебного успеха детей зависит от умения учителя выдавать домашние задания. Домашние задания должны быть интересными, творческими. Составление учащимися кроссвордов, карточек – заданий; написание сказок, стихов.
7. Процесс развития личности приобретает оптимальный характер, когда учащийся выступает субъектом обучения.
Например, ученики работают в парах, в группах по 4-6 человек, приобретая навыки совместной деятельности. При формировании групп учитываю уровень подготовленности учащихся. Группы могут иметь названия: историки, экскурсоводы.
Гуманизация образования ярко выражена при проведении театрализованных уроков, где создаются условия для формирования творческих начал личности ученика. Мною проведены театрализованные уроки по темам: «Мамаево побоище», «Русь былинная», «Екатерина II, Емельян Пугачев: личность в истории и литературе», «Кирилл и Мефодий – первые русские просветители». Костюмы к таким урокам готовились силами самих учащихся и родителей. Интересны для учеников уроки-портреты «Роль личности в истории»: «Пётр Первый», «Иван Грозный», «Кутузов».
8. Преобразование позиции педагога и позиции учащегося в позиции сотрудничающих людей.
Например, в своей работе я часто использую уроки в форме игры, как возможность погружения в другую эпоху. Деловая игра-обсуждение с элементами ретроспективы на тему «Суд над Иваном Грозным» показывает это сотрудничество.
9. Саморазвитие личности дает возможность учащемуся ощутить радость от осознания собственного роста, от достижения собственных целей.
Например, принцип успешности обучения осуществляю стимулирующим поощрением активной деятельности ученика с помощью накопления баллов.
Рефлексивный характер обучения помогает оценить учащимися свои возможности и результаты учения. Типичными тестовыми заданиями, относящимися к рефлексии, являются задания на поиск ошибок.
10. Личность сама может вырабатывать свою стратегию, сознательно и планомерно совершенствовать себя. Интегрированные уроки являются при этом эффективным инструментом.
Например, урок «Война 1812 года глазами историков и литераторов» позволил сформировать целостную картину этого героического события во взаимосвязях истории, литературы.
Используя слово, дело и диагностику, я создаю условия, чтобы ребенок проявил себя. Для того, чтобы помочь ребенку, можно определить основное правило — «Правило 7У»:
- «уверенность» (педагог — гарант соблюдения прав ребенка);
- «успешность» (берясь за любое дело, педагог должен предвидеть положительный результат);
- «удивительность» (надо развивать в себе незаурядность);
- «убедительность» (уметь зажечь детские сердца);
- «уважительность» (воспитание без уважения – подавление);
- «уравновешенность» (в классе нужно быть готовым ко всему, не падать в обморок, а анализировать и работать);
- «улыбчивость» (улыбка — это и оценка, и одобрение, и подбадривание).
Иными словами, школа — это не место подготовки будущих взрослых, а место, где ребенка учат жить в окружающем мире, работать с другими людьми, и, в том числе, приобретать необходимые знания. Чтобы добиться этого, обучение должно ориентироваться на интересы и потребности учеников.
Сегодня очень важно поддержать, развить человека в человеке и заложить в нем механизмы:
Эпоха «Возрождения Человека» в образовании – это эпоха обретения свободы в образе мыслей, развития творческой, решительной, инициативной личности, ответственной за свои поступки.
Главное чудо света –
Совсем не понятно мне это!
И что же главнее всего?
Давайте разыщем его!
Он многое может, умеет:
Творить, покорять и решать.
Великие силы имеет.
Он властен всем управлять.
Красив он, талантлив, изящен,
Умен, гармоничен, силен.
Весь мир тому чуду подвластен.
А он – лишь песчиночка в нем!
Главное чудо света.
Теперь мне понятно все это!
Так что же главнее всего?
ЧЕЛОВЕК – смотри на него!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ГУМАНИЗАЦИЯ ХИМИЧЕСКОГО ОБРАЗОВАНИЯ КАК ЭФФЕКТИВНАЯ ФОРМА ПОВЫШЕНИЯ КАЧЕСТВА ОБУЧЕНИЯ
В статье рассматриваются возможности гуманизации химического образования в двух аспектах: содержательно-целевой и процессуально-деятельностной.
Филворд по обществознанию «Человек и человечество»
Данная работа предназначена для повторения терминов по обществознанию в 5 классе.
Роль школьного образования в развитии системы «человек – общество – природа».
Статья с конспектом урока.
Гуманизация в образовании как основа эстетического воспитания школьников.
Гуманизация в образовании, ставит в центр педагогических усилий личность ребенка, где он становится уже не объектом, а субъектом образовательно-воспитательного процесса. Очень важно, чтобы данная деят.
Проектная деятельность на уроках литературы как средство развития способностей учащихся по роману Ч. Айтматова «Плаха». «Как выжить человеку и человечеству?»
По произведению Ч. Айтматова «Плаха» был составлен проект:» Как выжить человеку и человечеству?». Определена цель, выявлены проблемы исследования, сформулирована гипотеза, про.
Гуманизация математического образования через использование интерактивных компьютерных средств
На этой странице размещены материалы, которые опубликованы на образовательных сайтах интернета.
Подручные средства для спасения человека на воде
Одна из важнейших гарантий безопасного отдыха на воде это умение плавать, но нужно помнить, что даже подготовленный пловец должен соблюдать постоянную осторожность, внимательность, дисциплину и строго.
Источник
Гуманизация образования
Педагогический терминологический словарь. — С.-Петербург: Российская национальная библиотека . 2006 .
Смотреть что такое «Гуманизация образования» в других словарях:
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — ориентация процесса обучения на развитие и саморазвитие личности, на приоритеты общечеловеческих ценностей, на оптимизацию взаимодействия личности и социума. Гуманизация образования направлена на создание таких форм содержания и методов обучения… … Профессиональное образование. Словарь
Гуманизация образования — принцип образования, предполагающий субъект субъектные отношения и рост личностного потенциала каждого из субъектов. В парадигмах современного образовательного процесса субъект субъектные отношения рассматриваются как педагогическое… … Словарь-справочник по философии для студентов лечебного, педиатрического и стоматологического факультетов
Гуманизация образования — система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и технологииобучения и воспитания, ориентированных на совершенствование личности, занимающей центральное место в структуре общественных… … Словарь терминов по общей и социальной педагогике
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — философская и социально политическая доктрина, провозглашающая благо человека в качестве высшей цели образовательной деятельности [84] … Современный образовательный процесс: основные понятия и термины
ГУМАНИЗАЦИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — распространение идей гуманизма на содержание, формы и методы обучения; обеспечение образовательным процессом свободного и всестороннего развития личности, ее деятельного участия в жизни общества … Педагогический словарь
СИСТЕМА ОБРАЗОВАНИЯ — устар. народное образование, один из осн. социальных институтов, важнейшая сфера становления личности, исторически сложившаяся общенац. система образоват. учреждений и органов управления ими, действующая в интересах воспитания подрастающих… … Российская педагогическая энциклопедия
Гуманитаризация образования — система мер, направленных на приоритетное развитие общекультурных компонентов в содержании образования и т.о. на формирование личностной зрелости обучаемых. Система образования как бы повторяет путь развития науки, где интеллект в его… … Педагогический терминологический словарь
Россия, Российская Федерация (история образования) — Государство в восточной части Европы и северной части Азии. Площадь 17075,4 тыс. км2. Население 145,9 тыс. чел. (1999). Государственный язык русский. Столица Москва. История образования. Дошкольные учреждения в 18 19 вв. рассматривались гл … Педагогический терминологический словарь
Реформы среднего образования в России — Коренные реформы в народном образовании начались в России после Октябрьской революции 1917 года. В октябре 1918 года ВЦИК утвердил «Положение о единой трудовой школе РСФСР», которое узаконивало обязательное бесплатное и совместное… … Энциклопедия ньюсмейкеров
СОЦИОЛОГИЯ ОБРАЗОВАНИЯ — отрасль социологического знания, выясняющая место и роль О. ( Образование) в системе общественного воспроизводства, его взаимоотношения с экономическими, духовными, демографическими и другими общественными процессами, с динамикой социальной… … Социология: Энциклопедия
Источник
Гуманизация образования: сущность и особенности
статья ( класс) на тему
Гуманизация образования: сущность и особенности
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
gumanizatsiya_obrazovaniya.docx | 17.58 КБ |
Предварительный просмотр:
Гуманизация образования: сущность и особенности
Психолог А.Н. Леонтьев в качестве главного признака деятельности называет её предметность. Он пишет, что деятельность всегда направлена на преобразование того или иного предмета (части) окружающей действительности.
В качестве предмета деятельности выступает какая-либо часть окружающей действительности (элемент, явление, процесс и т.п.). Взаимодействие человека с предметом деятельности обеспечивает удовлетворение его потребностей. Предмет деятельности – это тот вещественный или идеальный продукт, ради которого осуществляется деятельность, побуждающий субъекта к деятельности. В ходе деятельности, включающей в себя полюс субъекта и полюс объекта, происходят процессы «опредмечивания» (субъект воплощает свои замыслы) и «распредмечивания» (субъект овладевает качествами объекта деятельности).
Гуманизация — ключевой элемент нового педагогического мышления, утверждающего полисубъектную сущность образовательного процесса. Основным смыслом образования в этом случае становится развитие личности. А это означает изменение задач, стоящих перед педагогом. Если раньше он должен был передавать учащемуся знания, то гуманизация выдвигает иную задачу – способствовать всеми возможными способами развитию ребёнка, что видно из приведённой таблицы.
Всегда знай, как ребёнок должен себя вести. Система требований – главное в твоей работе.
Умело управляй коллективом – это твоё оружие. Всегда знай правильный ответ на свой вопрос.
Ты – хранитель знаний, хранитель правильных ответов. Не позволяй ученику усомниться в твоей правоте.
Учёба – главное в жизни ребёнка, его работа, его долг. Хороший ученик – хороший ребёнок, плохой ученик – плохой ребёнок.
На уроке все должны быть внимательными, все должны слушать тебя и только тебя. Кто отвлекается – нарушитель, накажи его. За неправильный ответ – накажи. За подсказку – накажи, за опоздание – накажи. За крик, бег, нарушение формы – накажи. Не оставляй нераскрытым ни одно нарушение. Найди виновного, а если не удаётся — накажи всех. Родители – твои союзники. Добейся от них контроля за ребенком и информации о его поведении дома. Пусть он знает, что ты и родители – одна сила.
Хорошо учиться – это значит хорошо выполнять твои задания. Ты – образец, твоё решение задачи- образец, твоя грамотность, твои навыки – образец. Если ты потеряешь лидерство – ты больше не учитель.
Нет ответов правильных и неправильных. Не проверяй ребёнка, а вместе с ним.
Доверяй ребёнку больше, чем себе, начальству, написанным правилам.
Откажись от подозрений, если ребёнок нарушит правило – у него была причина это сделать.
Право ребёнка на ошибку связано с риском. Свобода ребёнка связана с риском. Познать суверенитет ребёнка рискованнее, чем контролировать каждый его шаг.
Не враги родители ребёнку, не заставляй их доносить. Спеши признать незнание свое. Откажись от определений – простое сведение не заменит знания. Не требуй заучивания правил – знание не в них, а в способности открывать и воспользоваться. Не сравнивай одного с другим, все хороши по-разному. Сравни его сегодняшнего, с ним завтрашним. Не следуй строго плану – он принадлежит только тебе.
Гораздо важнее то, как мы открыли, чем то, что мы открыли. Знание приходит, когда я понимаю, как я понял.
Не сторож ты ученику, не следователь, не судья.
Не дано тебе право судить, прав он или нет в ответах своих и своих поступках.
Не ошибается он, а ищет свой путь.
Гуманизация требует изменения отношений в системе «учитель – ученик» – установления связей сотрудничества. Подобная переориентация влечёт за собой изменение методов и приёмов работы учителя. Но это ещё не всё.
Приоритетными для учителя становятся знания о взаимоотношении учителя и ученика и реализация этих знаний в процессе взаимодействия с учащимися на уроке. Гуманизация отношений педагогов, по их мнению, решают следующие взаимосвязанные задачи:
• создание отношений доверия между учителем и учащимися;
• обеспечение сотрудничества критерии решений между участниками учебно-воспитательного процесса;
• актуализация мотивационных ресурсов учения;
• развитие у учителя личностных установок, наиболее адекватных гуманистическому обучению;
• помощь учителям и учащимся в личностном развитии.
В построении гуманистического обучения важную роль играют личностные установки учителя. В качестве основных К. Роджерсом выделяются следующие:
o «открытость» учителя своим собственным мыслям, чувствам, переживаниям, а также способность открыто выражать их в межличностном общении с учащимися;
o выражение внутренней уверенности учителя в возможностях и способностях каждого учащегося; во многом эта установка совпадёт с тем, что принято называть «педагогическим оптимизмом», «опорой на дополнительные качества воспитанника»;
o видение учителем поведения учащегося, оценка его реакций, действий, поступков с точки зрения самого учащегося; это – так называемое «эмпатическое понимание», которое во время общения с учащимися позволяет учителю, говоря словами американского ученого-педагога К. Роджерса, «постоять в чужих туфлях», посмотреть на всё вокруг и на себя в том числе, глазами детей.
Таким образом, в ситуациях, при которых учитель понимает и принимает внутренний мир своих учеников, естественно ведет себя, и, в соответствии со своими внутренними переживаниями, доброжелательно относится к учащимся, он создает все необходимые условия для гуманистического общения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕЖЕНИЕ – ВАЖНАЯ СОСТАВЛЯЮЩАЯ ПРОЦЕССА ГУМАНИЗАЦИИ НАЧАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ
На сегодняшний день в школе остро стоит проблема сохранения здоровья учащихся. И хотя образовательная функция школы по-прежнему остается ведущим .
Сущность и особенности социализации младших школьников
Сегодня в центр школьной образовательно-воспитательной системы ставится развитие всей совокупности качества личности, которая будет формировать культуру поведения. Цель школы – разбудить, вызват.
«Здоровьесбережение как базовая часть процесса гуманизации и повышения качества начального образования».
В работе «Психология здоровья» В.А. Ананьева, говоря о психическом и психологическом здоровье детей, предложил использовать понятие «психологическое здоровье» в связи с тем, что в детском возрасте лич.
Характеристика личностно-ориентированных отношений педагогов в контексте гуманизации современного образования
Подчеркивается особая роль педагогического творчества в личностно-ориентированных отношениях педагогов.
Сущность и особенности воспитательной работы в начальных классах
Именно классный руководитель несёт на себе тяжелейший груз многочисленных обязанностей и дел. Именно классному руководителю чаще всего приходится задумываться над тем, как воспитать маленького человек.
Современные педагогические технологии в специальном образовании детей с особенностями развития
Главная задача российской образовательной политики — обеспечение современного качества образования на основе сохранения его фундаментальности и соответствия актуальным и перспективным потребностям лич.
Сущность и особенности русской празднично-обрядовой культуры
Фольклорно-этнографическое наследие во всех его направлениях следует рассматривать в контексте современных културных процессов.
Источник