Что значит гранатовый браслет желтков

Описание гранатового браслета в повести «Гранатовый браслет» Куприна

Вера Шеина.
Художник В. Якубич

Золотой гранатовый браслет является важной деталью в одноименной повести «Гранатовый браслет» Куприна.

На свои именины главная героиня, Вера Шеина. получает в подарок, который А присылает этот подарок ее тайный поклонник (господин Желтков).

В этой статье представлены цитаты с описанием гранатового браслета из повести «Гранатовый браслет». Также в статье вы найдете ответ на вопрос: что значит для Желткова гранатовый браслет?

Смотрите: Все материалы по повести «Гранатовый браслет»

Описание гранатового браслета в повести «Гранатовый браслет»

«. сказал он и, достав из кармана красный футляр, аккуратно положил его на стол. «

«. увидела втиснутый в черный бархат овальный золотой браслет, а внутри его бережно сложенную красивым восьмиугольником записку. «

«. Он был золотой, низкопробный, очень толстый, но дутый и с наружной стороны весь сплошь покрытый небольшими старинными, плохо отшлифованными гранатами. Но зато посредине браслета возвышались, окружая какой‑то странный маленький зеленый камешек, пять прекрасных гранатов‑кабошонов, каждый величиной с горошину. Когда Вера случайным движением удачно повернула браслет перед огнем электрической лампочки, то в них, глубоко под их гладкой яйцевидной поверхностью, вдруг загорелись прелестные густо‑красные живые огни. «

«. не могла отвести глаз от пяти алых кровавых огней, дрожавших внутри пяти гранатов. «

Что значит гранатовый браслет для Желткова?

«. Но этот браслет принадлежал еще моей прабабке, а последняя, по времени, его носила моя покойная матушка. Посередине, между большими камнями, Вы увидите один зеленый. Это весьма редкий сорт граната – зеленый гранат. По старинному преданию, сохранившемуся в нашей семье, он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти.

Все камни с точностью перенесены сюда со старого серебряного браслета, и Вы можете быть уверены, что до Вас никто еще этого браслета не надевал. «

Это были цитаты с описанием гранатового браслета из повести «Гранатовый браслет» Куприна, а также ответ на вопрос, что значит гранатовый браслет для Желткова?

Источник

Кому на самом деле предназначался гранатовый браслет?

Рассказ А.И. Куприна «Гранатовый браслет» выглядит очень прозрачным. Кажется, никаких вопросов тут нет: новенький, переделанный из старинного браслет с гранатами влюбленный чиновник Г.С. Желтков отправил графине Вере. Своей платонической возлюбленной, мечта о которой составляла все содержание его жизни на протяжении восьми лет. Только ей, в собственные руки.

Но точно ли Желтков был влюблен в подлинную графиню Веру Николаевну? Или же. только в ее образ, созданный в собственном воображении?

Собственно, почти все мы проходили этап любви к мечте. Лет так в 12-14. Любовь направлялась на какой-то прекрасный образ, явленный нам с экрана, открытки, глянцевой странички. Ну или в крайнем случае изредка мелькающий на другой улице. От предмета романтических грез требовалось: а быть прекрасным, б быть недоступным. Возвышенно, безопасно и не грозит разочарованиями.

Но надолго зависнуть в таком состоянии значит никогда не повзрослеть. «Ежели ты человек, то и люби человека, а не мечту какую-то бесплотную, прости Господи!» (эх, молодцы Горин и Захаров, какой великолепный фильм «Формула любви» создали из тусклой полуповести А.Н.Толстого «Граф Калиостро»!).

Только вот любить живого человека — это трудно. Потому как он. живой! Со всеми живыми проявлениями. «А жена моя, особа, которая должна служить идеалом любви. закажет при мне лапшу и начнет ее кушать?» . Или на ночь мармеладу наестся и будет ее всю ночь сушняк мучить, как молодую Маню из чеховского «Учителя словесности».

Или еще хуже, выйдет как у дедушки Аносова. «Вижу, сидит около меня свежая девчонка. Дышит — грудь так и ходит под кофточкой. Опустит ресницы, длинные-длинные такие, и вся вдруг вспыхнет. И кожа на щеках нежная, шейка белая такая, невинная, и руки мяконькие, тепленькие. И вот через три месяца святое сокровище ходит в затрепанном капоте, туфли на босу ногу, волосенки жиденькие, нечесаные, в папильотках, с денщиками собачится, как кухарка, с молодыми офицерами ломается, сюсюкает, взвизгивает, закатывает глаза. Мужа почему-то на людях называет Жаком. Знаешь, этак в нос, с растяжкой, томно: «Ж-а-а-ак». Мотовка, актриса, неряха, жадная. И глаза всегда лживые-лживые. «

Куда как проще сохранять возвышенные чувства к безупречной мраморной статуе! Или к женщине, которую видишь мельком пару раз в году.

«Восемь лет тому назад я увидел вас в цирке в ложе, и тогда же в первую секунду я сказал себе: я ее люблю потому, что на свете нет ничего похожего на нее, нет ничего лучше, нет ни зверя, ни растения, ни звезды, ни человека прекраснее Вас и нежнее. В Вас как будто бы воплотилась вся красота земли. «

Это чудесно, но что еще влюбленный не-юноша знает о Вере? Собственно, только одно что она любит музыку Бетховена, так как часто бывает на концертах. Но что еще скрывается под внешней холодностью, надменностью, величавостью и обликом, сходным со старинной миниатюрой?

Например, знает ли Желтков, что она, давно живя в Крыму, любит лес, а не море? «Я люблю лес. Помнишь лес у нас в Егоровском. Разве может он когда-нибудь прискучить? Сосны. А какие мхи. А мухоморы!» . Прекрасная звезда восхищается мухоморами ничего так?

Или что Вера, как и ее сестра азартная картежница? «После обеда обыкновенно играли в покер, так как обе сестры до смешного любили азартные игры. В обоих домах даже выработались на этот счет свои правила. для обуздания княгини Веры и Анны Николаевны, которые в азарте не знали никакого удержу.»

Или что у Веры неполадки со здоровьем, она «жадно хотела детей и даже, ей казалось, чем больше, тем лучше, но почему-то они у нее не рождались, и она болезненно и пылко обожала хорошеньких малокровных детей младшей сестры» . Это ведь очень тяжелое испытание для женщины и для ее брака. Возможно, именно вмешательство медицинских аспектов привело к тому, что «прежняя страстная любовь к мужу давно уже перешла в чувство прочной, верной, истинной дружбы» .

Вы заметили, что в отношении внешне холодной, сдержанной Веры постоянно употребляются слова «страстно», «пылко», «жадно», «азартно»? Ее близких это не удивляет совершенно: да, характер отличается от внешности. Но что об этом мог знать Желтков, видевший предмет обожания лишь издали в официальной обстановке?

А еще Вера бережет руки: брезгливо не касается ни газет, ни продуктов. Временами скуповата, как и ее муж рада, что «именины совпали с дачным временем. В городе пришлось бы тратиться на большой парадный обед, пожалуй даже на бал, а здесь, на даче, можно было обойтись самыми небольшими расходами.» Надменна с «нижестоящими», особенно с прислугой.

Ее близкий круг взбалмошная сестра, полуглухой дед, «обломок старины», золовка, экзальтированно восклицающая о святой, вечной, неземной любви и довольно неприятный, самоуверенный брат с весьма своеобразным чувством юмора. Живые люди со своими достоинствами и недостатками. И родные друг с другом отлично ладят, при разности характеров находят общий язык.

Но все это никак не попадает в поле зрения Желткова, застрявшем на долгие годы в своей юношеской фантазии. «Случилось так, что меня не интересует в жизни ничто: ни политика, ни наука, ни философия, ни забота о будущем счастье людей — для меня вся жизнь заключается только в Вас».

По факту эта жизнь заключалась в мечтах, пожирании взглядом издалека, писании писем, подбирании платков и брошенных программок. Княгиня Вера за восемь лет изменилась, вышла замуж, стала хозяйкой дома, заняла место в обществе. Желтков остался прежним и тем самым разрушил себя.

И браслет он тоже разрушил, отдав в переделку семейную реликвию. «Он имеет свойство сообщать дар предвидения носящим его женщинам и отгоняет от них тяжелые мысли, мужчин же охраняет от насильственной смерти. Все камни с точностью перенесены сюда со старого серебряного браслета, и Вы можете быть уверены, что до Вас никто еще этого браслета не надевал.» История, накопленная энергия исчезли, а с ними и охранительное волшебство.

Живой, реальной Вере Николаевне Шеиной этот браслет не нужен. Он ее не порадует, не украсит, не защитит от невзгод.

Он предназначен для Веры придуманной, зримого образа чего-то, существовавшего лишь в воображении Желткова.

Логично, что в конце концов браслет и достался. образу. Иконе, обозначающей присутствие чего-то невыразимого, более высокого, чем человек. и по определению не совпадающим с нашими представлениями о Нем.

«У вас есть милый обычай — так он и сказал: милый обычай — вешать на изображение матки боски кольца, ожерелья, подарки. Так вот исполните мою просьбу: вы можете этот браслет повесить на икону?»

Все-таки жаль, что у Георгия Желткова не было тетушки Федосьи Ивановны, которая бы вовремя ему сказала: «Если ты человек люби человека!»

Источник

«Гранатовый браслет»: краткое содержание и анализ произведения

Заветная тема, о которой А. Куприн говорил благоговейно и трепетно, — это тема любви. Этому романтическому чувству, избавленному от всего низменного и житейского, посвящена повесть «Гранатовый браслет». Краткое содержание произведения познакомит с главными персонажами и раскроет суть любовной драмы, участниками которой они стали.

«Гранатовый браслет»: краткое содержание

Творчество А. Куприна сосредоточено на теме самоотверженной и самопожертвенной любви, любви идеальной, которая способна обнажить сущность человека. Повесть «Гранатовый браслет», краткое содержание которой пригодится школьникам для подготовки к урокам литературы, — одно из таких произведений.

Теме величия души маленького человека, которое проявляется благодаря любви, посвящен «Гранатовый браслет». Кратко пересказать произведение несложно, однако непросто передать богатство и яркость авторских образов, художественных приемов, которые раскрывают характеры персонажей. Поэтому представленная повесть «Гранатовый браслет» в сокращении — это лишь ориентир для тех, кто заинтересовался произведением, читал его ранее, но подзабыл некоторые сюжетные моменты.

Фото: изд-во «АСТ»: UGC

Воспользуйтесь подсказками, чтобы восстановить в памяти перипетии событий, о которых автор говорит в повести «Гранатовый браслет». Краткое содержание по главам акцентирует внимание на ряде деталей:

Главы I–II

Середина августа, курортный пригород на Черном море. Жена предводителя дворянства, княгиня Вера Николаевна Шеина, единственная из дачников остается на побережье. Семнадцатого сентября — именины княгини. Вера Николаевна дает небольшой прием для родственников и близких друзей.

Василий Львович — муж княгини — давно испытывает финансовые трудности. На день рождения он дарит жене серьги из жемчуга грушевидной формы. Подарок ее очень радует, но страсть в отношениях с мужем сменилась дружбой.

Готовите анализ повести «Гранатовый браслет»? Краткое содержание для читательского дневника обязательно должно содержать детали портретной характеристики героини. Автор изображает ее в контрасте с младшей сестрой Анной Фриессе:

  • Вера Николаевна унаследовала от матери-англичанки аристократическую красоту: она красивая, с гибкой и тонкой фигурой, красивыми руками и покатыми плечами. У нее нежное лицо, которое выражает царственную надменность и холодность.
  • Анна похожа на отца — татарского князя. Сестра Веры Николаевны замужем, но мужа она не любит, флиртует с мужчинами, азартна и расточительна, отличается щедростью и добротой, была набожна.

Главы III–IV

Анна подарила Вере дорогую записную книжку в бархатном старинном переплете. В пять вечера съехались гости:

  • Людмила — вдова, сестра Василия Львовича, молчаливая и добрая женщина;
  • Васючок — молодой человек, светский шалопай и богач;
  • Женни Рейгер — подруга княгини Шеиной по Смольному, пианистка;
  • Николай Николаевич Булат-Тугановский — брат Веры;
  • муж Анны;
  • профессор Свешников;
  • вице-губернатор фон Зекк;
  • генерал Аносов — бывший товарищ князя Мирзы Булат-Тугановского (отца Веры и Анны), тучный, седой старик с красным лицом и мясистым носом, ходит со слуховым рожком.

Яков Михайлович Аносов — пожизненный комендант крепости К. Прошел две войны — балканскую и японскую, оглох и отморозил три пальца на ногах. Его жена сбежала с актером, детей не было. Он отличался добродушием и щедростью: ни разу не ударил солдата, помогал офицерам, у которых были проблемы с деньгами, выплачивал пенсию бывшей супруге. Был крестным Анны, любил ее детишек — девочку и мальчика, тепло относился к Вере, у которой не было детей.

Кадр из фильма «Гранатовый браслет»: UGC

Главы V-VI

После застолья гости развлекались игрой в покер. Горничная вручила Вере Николаевне еще один подарок — ювелирный футляр, в котором лежал гранатовый браслет. Он был изготовлен из золота низкого качества, дутый, покрытый старинными, но плохо отшлифованными гранатами.

Вера Николаевна содрогнулась при виде пяти гранатов-горошин (были похожи на капли крови), которые окаймляли центральный камень — зеленый гранат.

В записке, которая прилагалась к подарку, отправитель поздравлял княгиню с днем рождения. Сетовал на то, что не обладает ни вкусом, ни деньгами, но хотел сделать женщине, в которую давно влюблен, подарок. Указывал, что браслет прабабки и что зеленый гранат обладает магическим даром предвидения, отгоняет печаль.

Автор записки (инициалы Г.С.Ж.) просит простить его за глупые письма, которые он посылал ей семь лет тому назад, но вспоминает то время как лучшее в своей жизни. Вера раздумывает, как рассказать мужу о подарке.

В это время Василий Львович развлекает гостей, показывая домашний юмористический альбом — дополнение к тем сатирическим историям, которые он рассказывал во время обеда. Одна из страниц посвящена влюбленному телеграфисту, о котором княгиня просит не вспоминать.

Главы VII–VIII

Автор использует прием ретроспективы: рисунок, который рассматривают герои, уводит линию повествования в прошлое, описывает события семилетней давности. Вера — незамужняя девица в один из майских дней получает пылкое любовное послание, подписанное загадочными инициалами Г.С.Ж. Князь Шеин отказывается от помолвки, потому что не хочет мешать счастью Веры.

Через полгода девушка все-таки выходит замуж за Василия, однако назойливый поклонник-телеграфист повсюду ее преследует. На почве безответной любви он помешался и попал в сумасшедший дом, но не перестал писать Вере исполненных страсти писем.

По версии Василия Львовича, рассказывающего эту историю, незадачливый влюбленный умер, оставив на память княгине флакон слез и две телеграфные пуговицы. Шеина возмущена неуместностью шуток мужа, но рассказывает ему о подарке.

Гости разъезжаются. Аносов рассказывает на прощание сестрам две истории трагической любви:

  • о молодом прапорщике, которого погубила жена полкового командира. Она его соблазнила, подтолкнула к самоубийству (бросился под поезд, но неудачно — остался живым, но без кистей рук). В результате стал попрошайкой и сгинул в Петербурге;
  • о муже, который так сильно любил жену, что мирился с адюльтером и даже оберегал во время войны ее любовника. Освобождение пришло к нему, когда соперник умер от тифа.

Генерал утверждает, что женщины в любви проявляют героизм, а мужчины виноваты в том, что любовь из смысла жизни превратилась в забаву. Он расспрашивает Веру о телеграфисте и отмечает, что ей повстречался либо маньяк, либо тот, кто мог бы подарить любовь, о которой грезит любая женщина.

Кадр из фильма «Гранатовый браслет»: UGC

Главы IX–X

Николай Булат-Тугановский — резкий и жесткий человек, брат Веры — возмущен подарком. Василий Львович согласен с ним. Он решает вернуть браслет, узнав по инициалам имя дарителя.

На следующий день они навестили тайного воздыхателя Веры Николаевны — Желткова. Каким представил этого героя Куприн? «Гранатовый браслет», кратко пересказывая, можно упустить портретные детали этого персонажа, а они важны для понимания его характера.

Желтков — мужчина 30 лет, высокий и худой, с бледным лицом, ясными голубыми глазами и упрямым подбородком с ямочкой, что делало лицо детским.

На категоричность заявлений, требований Николая Николаевича Желтков отреагировал по-разному:

  • извинился за неуместность подарка;
  • изумился угрозе привлечь власти к решению вопроса;
  • изъявил желание говорить с князем.

Он признался, что не может перестать любить Веру Николаевну. Единственный для него выход — смерть. Князь впечатлен трагедией души, которая разыгралась на его глазах. Желтков уходит, чтобы позвонить любимой женщине.

Глаза вернувшегося после разговора с Верой Николаевной чиновника были полны непролитых слез. Желтков сообщил, что она попросила прекратить эту драму. Князь, вернувшись домой, подробно рассказал жене об этой встрече. Она с грустью и тревогой ответила, что Желтков себя убьет.

Главы ХI–XIII

Читатель узнает, как умер Желтков. В утренней газете Вера прочитала о смерти чиновника контрольной палаты Желткова: он застрелился якобы из-за растраты. Вскоре она получила его прощальное письмо. Чувство, которое Желтков испытывал к ней, он называет наибольшим благом, она была его утешением и отрадой. Напоследок он просит послушать сонату Бетховена.

Вера едет к дому Желткова, чтобы попрощаться с ним. Княгиня кладет в изголовье умершего поклонника красную розу. В этот момент Шеина поняла, что любовь, о которой мечтает каждая женщина, прошла мимо нее. Напоследок хозяйка вручает записку, где рукой погибшего написано L. van Beethoven. Son. № 2, op. 2. Largo Appassionato.

Вернувшись домой, княгиня застала у себя Женни Рейтер. Та сыграла именно то место из сонаты Бетховена, о котором упоминал в последней записке Желтков. Вера Николаевна плачет, обняв акацию, и вдруг слышит нежный шепот, который успокаивает ее. Она воспринимает это как прощение отвергнутого ею молодого человека.

«Гранатовый браслет»: анализ произведения

Можно ли понять произведение, если под рукой есть только его краткий пересказ? «Гранатовый браслет» — повесть, которую К. Паустовский назвал «благоуханной» историей любви. Проникнуться ее содержанием помогут образы, особенности композиции, сюжетопостроения. Все это — предмет анализа литературного произведения.

Чтобы картина художественных достоинств повести Александра Куприна была полной, изучите мнение литературоведов:

Истоки замысла знаменитого произведения о любви связаны с любовной драмой, которую пережил Куприн. «Гранатовый браслет» был рожден из желания писателя создать образ идеальной платонической любви, которая посещает человека раз в жизни, делая его по-особенному счастливым или несчастным.

Автор пережил подобное чувство, влюбившись в девушку-аристократку. Ее звали Вера. Семья избранницы А. Куприна поставила условие, чтобы он сделал военную карьеру, однако проступок молодого офицера уничтожил не только карьеру, но и шанс быть счастливым с любимой женщиной.

К печальной истории о безответной любви Куприн обращается в 1910 году. Толчком к созданию повести стал рассказ крупного чиновника Государственной канцелярии Любимова о том, как его жену Людмилу Ивановну (в девичестве Туган-Барановскую) забрасывал пошлыми любовными письмами некий телеграфист Жолтиков.

На Пасху он подарил ей браслет — позолоченную дутую цепочку с брелоком в виде красного эмалевого яичка. Таким образом, история, описанная Куприным, имела реальную основу и прототипов.

Кадр из фильма «Гранатовый браслет»: UGC

  • Идейно-тематическая парадигма.

Главная тема и проблема «Гранатового браслета» — идеальная, жертвенная любовь без взаимности. Чтобы понять сущность любви, автор приводит разные типы влюбленностей и страстей:

  • нежная и преданная любовь-дружба супругов Шеиных;
  • расчетливая и удобная любовь Анны Фриессе к своему неприлично богатому старику-мужу;
  • милосердие-любовь генерала Аносова;
  • всепоглощающее чувство Желткова.

Главная героиня долгое время не может понять, с чем имеет дело — с сумасшествием или истинным чувством. Понимает она суть переживаний Желткова только после его гибели. Василий Львович воспринимает переживания влюбленного чиновника как загадочное проявление души, которое он не в силах постичь.

Писатель касается темы эгоизма в любви. Люди в первую очередь думают о собственных чувствах, проявляют эгоцентризм даже в отношении второй половинки. Истинная любовь та, где на первом месте возлюбленный (-ая). Желтков отпускает Веру, убив себя, чтобы дать ей шанс быть счастливой. Без нее его жизнь бессмысленна.

В композиции произведения важную роль играет соната Бетховена. О ней читатель узнает из эпиграфа и к ней возвращается в финале. Такой прием создает обрамление, благодаря которому выражается идея произведения: истинная любовь — это проявление благородства души. Музыкальная композиция, о которой вспоминает автор, — символ этого высокого чувства.

Кадр из фильма «Гранатовый браслет»: UGC

Сюжет повести линейный (излагается в тринадцати главах). В произведении есть ретроспектива — так читатель узнает от Василия Львовича о тайном воздыхателе Шеиной. Также автор вводит вставные новеллы — рассказ генерала Аносова. Все это помогает понять, что значит любовь для человека и какой она бывает.

Единственная, но детально описанная сюжетная линия, масштабность осмысления главной проблемы, значительный объем произведения позволили литературоведам назвать «Гранатовый браслет» повестью. Автор воссоздал детали своей эпохи, создал типичные характеры, что свидетельствует о реалистичности его манеры.

Готовясь к занятию, посвященному «Гранатовому браслету» Куприна, воспользуйтесь представленной шпаргалкой, чтобы восполнить пробелы в знании текста. Обратите внимание на ключи к анализу повести, которые помогут осознать ее художественные особенности.

Узнавайте обо всем первыми

Подпишитесь и узнавайте о свежих новостях Казахстана, фото, видео и других эксклюзивах.

Источник

Читайте также:  М г сост билайн что значит
Оцените статью