- Грамматические вопросы
- Грамматические признаки частей речи
- Части речи — особые классы слов
- Классификация частей речи
- Таблица
- Грамматические признаки существительного
- Морфологические признаки имени существительного
- Грамматические признаки прилагательного
- Грамматические признаки числительного
- Морфологические признаки имени числительного
- Грамматические признаки местоимения
- Морфологические признаки местоимения
- Грамматические признаки глагола
- Морфологические признаки глагола
- Синтаксические признаки глагола
- Грамматические признаки причастия
- Морфологические признаки причастия
- Синтаксические признаки причастия
- Грамматические признаки деепричастия
- Морфологические признаки деепричастия
- Синтаксическая роль
- Грамматические признаки наречия
- Морфологические признаки наречия
- Синтаксические признаки наречия
- Категория состояния
Грамматические вопросы
Что такое вопрос, дети узнают очень рано, уже в младенческом возрасте, когда мама показывает малышу на предмет и спрашивает: «Это что?» — или говорит: «Покажи, где у Машеньки глазки?» По мере речевого развития у ребенка закрепляется вполне определенное понимание вопроса как средства для узнавания нового и неизвестного. Ребенок задает вопросы, когда ему нужно о чем-то узнать, а слыша их, обращенными к себе, понимает, что спрашивающий о чем-то не знает, но хочет узнать.
В школе на уроках грамматики ему открывается новая сторона вопроса: он уже знал, что лошадь скачет, а учитель предлагает ему спросить: что делает лошадь? Зачем спрашивать, если уже известно, что она скачет? Возникает недоумение, непонимание того, что хочет от него учитель, и ребенок, согласно своим представлениям о вопросе, вместо лошадь — к т о? спрашивает: лошадь— к а к а я? или скачет — к у д а? Создается конфликт между требованиями учителя и возможностями ученика: учитель имеет в виду один вид опроса, а ребенок использует другой.
Приступая к обучению детей, учитель должен хорошо пони-Мать, что вопросы бывают разные по своей природе: смысловые, грамматические и синтаксические.
Смысловые вопросы ставятся тогда, когда человек хочет получить о чем-либо дополнительную информацию (У тебя какой карандаш? — Красный). Они всегда предшествуют ответу.
Грамматический вопрос помогает уточнить принадлежность к определенному грамматическому классу. Как правило, этот вопрос следует за уточняемым словом и требует его повторения вопроса (карандаш — что? — карандаш).
Синтаксический вопрос ставится от одного слова к другому с целью уточнить содержание их смысловой связи. Чтобы поставить синтаксический вопрос, необходимо в предложении найти слово, по смыслу связанное с данным, т.е. выделить словосочетание ( мелкий дождик: дождик к а к о й? — мелкий. Слово мелкий определяет характер дождика, это — определение; по краю обрыва: по краю ч е г о? — обрыва. Слово обрыва дополняет сведения о действия, это — дополнение).
Наибольшую трудность у младших школьников вызывают грамматические вопросы, поскольку они, во-первых, нарушают привычную функцию вопроса — требование новой информации, во -вторых, сопровождаются непривычной для ребенка формулировкой задания: «Поставьте вопрос к слову». Слово поставьте имеет для детей вполне определенный смысл — один предмет поместить на другой. Услышав такое задание, не все дети понимают, как можно поставить вопрос и куда его надо поставить. Существует и другая формулировка: «На какой вопрос отвечает слово?» В практике детей на вопросы всегда отвечали люди, а не слова, и делали это достаточно распространенно, например: Я вижу кукушку. — Г д е? — Вон там, на березе. Машка, к вам пришли — К т о? — Да какой-то дядька, а с ним две тетеньки. В устной речи смысловой вопрос часто не совпадает с грамматическим классом слона-ответа. Так, на вопрос к а к о й? может последовать ответ именем существительным, например: А мне мама подарок подарила ! — К а к о й? — Куклу.
Таким образом, мы видим, что речевой опыт в данном случае не помогает, а, скорее, мешает ребенку усваивать формальные знания, создает ненужное напряжение на уроке. Значит, учитель должен в технологическую цепочку обучения включить звено, создающее у детей новый взгляд на вопрос, понимание его новой — грамматической — роли. Делать это надо уже в I классе, в процессе знакомства со словами, называющими предметы, действия и признаки предметов.
Другая задача учителя — помочь детям осознать обобщенный характер вопросов, которые обычно бывают представлены вопределениях частей речи. Так, имена прилагательные отвечают не только на вопросы: к а к о й? к а к а я? к а к о е? к а к и е?, но и вопросы косвенных падежей: к а к о г о? к а к у ю? к а к и м? и др. Чтобы определение было до конца осмыслено учениками, они должны понимать, что обозначенные в определении вопросы включают в себя все варианты, а для этого дети должны иметь представление о начальной форме слова и уметь поставить любое слово-признак в эту форму. Если дети этого еще не знают, то в определении должны быть перечислены все вопросы, присущие имени прилагательному.
Вникать в смысл обеих формулировок нужно по очереди. Сначала рассматривается формулировка «слово отвечает на вопрос», потому что она более близка смысловому варианту: здесь вопрос предшествует ответу, ответ имеет слабый оттенок добавочной информации.
Знакомство с формулировкой «слово отвечает на вопрос». Уже при выполнении упражнений на классификацию слов учитель время от времени дает детям задания такого типа:
— Послушайте предложение, повторите его про себя: Малиновка ловит мелких мошек. Ответьте на вопрос одним словом. Ч т о д е л а е т? (Ловит.)
_ Какое слово отвечает на вопрос что делает? (Ловит.)
— А какое слово отвечает на вопрос кого? (Мошек.)
В какой-то момент работы учитель обращает внимание учеников на тот факт, что каждое слово в предложении или в словосочетании отвечает на свой отдельный вопрос, и с этого момента формулировка «какое слово отвечает на вопрос. » становится постоянной.
— Послушайте предложение, повторите его про себя: Клубы дыма вырастают и плывут над белыми крышами. Сколько слов отвечают на вопрос ч т о д е л а ю т? (Два: вырастают, плывут.). Как выдумаете, можно ли к ним добавить слово и? (Нельзя, потому что слово и не отвечает на вопрос ч т о д е л а ю т?)
Подобные упражнения приучают детей к мысли о том, что в ответ на вопрос можно называть уже известный факт, и являются первым шагом к пониманию грамматической роли вопроса.
В процессе работы учитель неизбежно сталкивается с необходимостью ставить к именам существительным два типа вопросов к т о? к о г о? к о м у? или ч т о? ч е г о? ч е м у? На данном этапе не стоит заострять на этом внимание, поскольку вопросы задает учитель, а дети на них только отвечают. Но оба типа вопросов опосредованно откладываются в детской памяти.
Для закрепления этой темы можно проводить следующие упражнения.
1. Послушайте предложение, запомните его и повторите про себя: Закатилось ясное солнышко,
Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте на них одним словом из предложения. К а к о е. Ч т о. Ч т о с д е л а л о.
2. Ответьте на вопрос одним словом.
Учитель говорит, что сейчас дети будут составлять предложение и задает первый вопрос кто? Далее он проводит составление предложения по синтаксическим вопросам так, как описано § 2 главы VI.
4. Рассмотрите картинку. Отвечайте на вопрос по ее содержанию только словом.
Показав детям картинку, на которой изображен уголок леса с разными зверями и птицами, учитель задает вопросы: ч т о д е л а е т? (сидит, бежит, крутит, летит и пр.); ч т о? (куст, деревья, листья, пенек и пр.); кто? (заяц, сорока и пр.); к а к а я? к а- к о й? и т.д.
Для более слабых учеников следует ставить синтаксически вопросы: сорока ч т о д е л а е т? п енек к а к о й?, но требовать, чтобы ответ представлял собой одно слово.
Знакомство с формулировкой «поставить вопрос к слову». Онаболее сложна для детского понимания, поскольку в ней присутствует слово с переносным значением поставить и само действие, требует нескольких формальных операций: воспринять слово,определить его грамматическое значение (предметность, действия или признак), подобрать вопрос и соотнести его с формой слова, ответить на поставленный вопрос, чтобы проверить его правильность. Первые две операции формируются на предыдущих этапах (см. технологический план). Успешность третьей во многом зависит от уровня речевого развития ребенка.
Когда в сознании детей утвердится формулировка «слово отвечает на вопрос» (как правило, на это не уходит много времени) учитель представляет им это явление несколько иначе, когда слово предшествует вопросу. Сначала ученики называют слово, затем подбирают вопрос, на который оно отвечает, и задают его, т.е. «ставят» его к слову.
Это умение закрепляется в следующих упражнениях.
ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ
1. Прочитайте слова. Поставьте к ним вопросы.
На доске написано несколько слов, например: барсук, гладкая, поднимает, хмурый. На столе лежат таблички с вопроса к т о? к а к о й? к а к а я? ч т о д е л а е т?
Учитель «предлагает поместить таблички с вопросами под или над соответствующими словами, после чего еще раз поясняет выражение «поставить вопрос к слову».
2. Послушайте (прочитайте) два слова. Подумайте: они отвечают):, один и тот же вопрос или на разные? (Белая бумага.)
После того как дети скажут, что слова отвечают на разные вопросы — к а к а я? и ч т о?, — учитель уточняет:
— К какому слову поставим вопрос ч т о? (К слову бумага.) А к какому слову нужно поставить вопрос к а к а я? (Белая.)
Учитель записывает вопросы на доске над словами и проводит от вопросов к словам стрелку, что иллюстрирует выражение «поставить вопрос».
3. Послушайте (прочитайте) словосочетания. К некоторым слова в этих словосочетаниях можно поставить вопрос что делают? Найдите их и выпишите.
Длинный коридор, пихнул в бок, прячет блокнот, набухают почки.
Это упражнение позволяет сравнить смысл выражений «поставить вопрос к слову» и «слово отвечает на вопрос» и увидеть, что слова отвечают не на любой поставленный к ним вопрос, что его необходимо соотносить не только с грамматическим классом, но и с формой слова.
4. Послушайте (прочитайте) предложения. Найдите слова, которые называют признак. На какой вопрос они отвечают? Измените их так, чтобы они отвечали на вопрос к а к и х? (к а к у ю? и т.п.).
При выполнении упражнений, особенно тех, которые содержат достаточно объемное задание, учитель показывает детям, как составлять план и условную запись предстоящей деятельности. Рассмотрим, как это делается на примере данного упражнения.
Задание предполагает предъявление материала либо в письменном виде (прочитайте), либо в устном (послушайте). План составляется в зависимости от способа предъявления материала: при устном — по варианту а), при письменном — по варианту б).
После завершения работы ученики обмениваются тетрадями и проверяют друг друга.
На землю падали снежные хлопья. Прохладная вода освежила лицо.
Упражнения такого типа учат детей изменять форму одиночного слова. Любой ученик I и II классов легко и свободно поставит слово в нужную форму в составе предложения или словосочетания (взмахнул ложкой, уронил ложку), за исключением тех случаев, когда его речевой опыт не может подсказать правильную форму. А вот изменять слово вне контекста (ложку, ложкой, ложке) ему не так легко. Вместе с тем решение очень многих грамматических и орфографических задач требует именно такой операции — произвольного изменения единичных слов, в частности определения их окончаний. Не умея менять форму слова в соответствии с поставленным вопросом, дети начинают называть окончанием любые буквы в
Устный план (с комментариями) Запись условными
Источник
Грамматические признаки частей речи
Укажем, какие грамматические признаки имеют слова разных частей речи. Грамматические признаки позволяют соотнести каждое слово с определенной частью речи.
Части речи — особые классы слов
Огромное количество слов русского языка распределяется по особым классам, которые называются частями речи. А какие критерии выбираются, чтобы отнести слово к этой части речи, а не к другой? У каждой лексемы имеются свое, присущее ей и подобным словам, общее значение, например, у существительных — значение предметности, у прилагательных — значение признака, а также грамматические признаки (морфологические и синтаксические), соответственно которым все слова русского языка делятся на классы — части речи.
Каждая часть речи русского языка имеет общее грамматическое значение и определенные грамматические признаки, которые позволяют выделить слова этой части речи в один класс. Части речи имеют
- одно и тоже обобщенное грамматическое значение;
- одинаковые морфологические признаки;
- одни и те же синтаксические признаки.
Части речи изучает раздел науки о языке — морфология.
Классификация частей речи
Состав и характер морфологических признаков, способы связи слов друг с другом и их синтаксическая роль в предложении дают возможность указать самостоятельные и служебные части речи. В современном русском языке выделяют 13 частей речи. Перечислим самостоятельные (знаменательные) части речи:
- имя существительное
- имя прилагательное
- имя числительное
- местоимение
- глагол
- причастие
- деепричастие
- наречие
- слова категории состояния
Служебными частями речи являются
Междометия, как слова, выражающие чувства, находятся особняком в системе частей речи.
Рассмотрим грамматические признаки знаменательных частей речи.
Таблица
Грамматические признаки существительного
Имя существительное имеет общее значение предметности, например:
Существительное обозначает конкретный предмет (тетрадь, учебник), лицо (ученик, мастер), действие или состояние в отвлечении от их производителей (ходьба, бег, болезнь) и отвечает на вопросы: кто? что?
Морфологические признаки имени существительного
- собственное или нарицательное;
- конкретное, абстрактное, вещественное или собирательное;
- одушевленное или неодушевленное;
- род;
- склонение;
- падеж;
- число.
В предложении существительное чаще выступает в роли подлежащего или дополнения, хотя может быть несогласованным определением.
Грамматические признаки прилагательного
Имя прилагательное имеет обобщенное значение признака предмета, его свойства, качества, принадлежности и отвечает на вопросы какой? чей?
1. лексико-грамматический разряд:
2. полная или краткая форма (у качеств. прил.);
3. степени сравнения (у качеств. прил.);
4. падеж (в полной форме);
В предложении имя прилагательное чаще используется как определение, а также в роли сказуемого.
Грамматические признаки числительного
Имя числительное — это часть речи, которая обозначает количество или порядок предметов при счете и отвечает на вопросы: сколько? который?
Слово этой части речи имеют следующие характеристики:
- обозначают отвлеченные числа, количество предметов и их порядок при счете;
- почти полное отсутствие грамматических категорий числа и рода;
- особые формы склонения и особые формы словообразования;
- способны сочетаться с существительными, образуя с ними неразложимые словосочетания, являющиеся одним членом предложения;
- не определяются именами прилагательными.
Морфологические признаки имени числительного
1. Лексико-грамматический разряд:
4. число (если есть);
5. род (если есть).
В предложении числительное в зависимости от разряда может быть любым членом предложения.
Грамматические признаки местоимения
Морфологические признаки местоимения
- личное
- возвратное
- воппросительное
- относительное
- неопределенное
- отрицательное
- притяжательное
- указательное
- определительное
2. лицо (у личных);
4. число (если есть);
5. род (если есть).
Грамматические признаки глагола
Глагол — это часть речи, которая обозначает действие или состояние как процесс (физическое перемещение и душевное состояние, изменение состояние и пр.) и выражающая это значение с помощью категорий вида,залога, наклонения, времени и лица.
Например:
Глагол имеет постоянные и непостоянные признаки (наклонение, время, род, лицо, число).
Морфологические признаки глагола
- вид совершенный или несовершенный;
- переходность;
- возвратность;
- спряжение;
- наклонение;
- время;
- лицо или род;
- число.
Синтаксические признаки глагола
В предложении глагол выполняет чаще всего синтаксическую функцию сказуемого. К синтаксическим признакам глагола относят его способность согласовываться с подлежащим. Глагол управляет словами других частей речи (гуляю в парке, вижу закат) и может определяться наречием (иду вразвалку, успею вовремя).
Грамматические признаки причастия
Морфологические признаки причастия
- залог: действительное или страдательное;
- время (настоящее или прошедшее);
- вид;
- полная или краткая форма (у страд.);
- падеж (в полной форме);
- число;
- род (в ед. ч. )
Синтаксические признаки причастия
Причастие может управлять зависимыми словами, как и глагол и образует причастный оборот. В предложении выступает в роли согласованного определения, как и прилагательное, но может быть сказуемым (чаще в краткой форме).
Грамматические признаки деепричастия
Деепричастие совмещает в себе грамматические признаки глагола и наречия.
Морфологические признаки деепричастия
- начальная форма — инфинитив;
- вид;
- переходность;
- возвратность.
Синтаксическая роль
Деепричастие, как и глагол, может управлять зависимым словом, образуя деепричастный оборот. В предложении одиночное деепричастие или деепричастный оборот является обстоятельством.
Грамматические признаки наречия
Например:
- бежать (как?) быстро;
- спуститься (куда?) вниз;
- кофе (какой) по-венски;
- достаточно (в какой степени?) смело.
Морфологические признаки наречия
Наречие — неизменяемая часть речи. У него нет грамматических форм падежа, числа, рода, времени и пр., кроме форм степеней сравнения (весело — веселее, веселее всех). У наречия укажем следующие морфологические признаки:
Синтаксические признаки наречия
Наречия примыкают к глаголам, прилагательным, наречиям, словам состояния:
В предложении наречие выступает в роли обстоятельства.
Категория состояния
Слова категории состояния имеют грамматические признаки:
- неизменяемость;
- наличие аналитических форм времени, создаваемых в контексте глаголом-связкой;
- употребление в роли главного члена (сказуемого) безличного предложения.
Например:
Нам надо обсудить все, прежде чем принимать решение.
Слова категории состояния называют также предикативными наречиями (лат. preadicatum — сказуемое) или безлично-предикативными словами.
Источник