Что значит грамматические вопросы

Содержание
  1. Грамматические вопросы
  2. Грамматические признаки частей речи
  3. Части речи — особые классы слов
  4. Классификация частей речи
  5. Таблица
  6. Грамматические признаки существительного
  7. Морфологические признаки имени существительного
  8. Грамматические признаки прилагательного
  9. Грамматические признаки числительного
  10. Морфологические признаки имени числительного
  11. Грамматические признаки местоимения
  12. Морфологические признаки местоимения
  13. Грамматические признаки глагола
  14. Морфологические признаки глагола
  15. Синтаксические признаки глагола
  16. Грамматические признаки причастия
  17. Морфологические признаки причастия
  18. Синтаксические признаки причастия
  19. Грамматические признаки деепричастия
  20. Морфологические признаки деепричастия
  21. Синтаксическая роль
  22. Грамматические признаки наречия
  23. Морфологические признаки наречия
  24. Синтаксические признаки наречия
  25. Категория состояния

Грамматические вопросы

Что такое вопрос, дети узнают очень рано, уже в младенчес­ком возрасте, когда мама показывает малышу на предмет и спра­шивает: «Это что?» — или говорит: «Покажи, где у Машеньки глазки?» По мере речевого развития у ребенка закрепляется впол­не определенное понимание вопроса как средства для узнавания нового и неизвестного. Ребенок задает вопросы, когда ему нужно о чем-то узнать, а слыша их, обращенными к себе, понимает, что спрашивающий о чем-то не знает, но хочет узнать.

В школе на уроках грамматики ему открывается новая сторона вопроса: он уже знал, что лошадь скачет, а учитель предлагает ему спросить: что делает лошадь? Зачем спрашивать, если уже известно, что она скачет? Возникает недоумение, непонимание того, что хочет от него учитель, и ребенок, согласно своим пред­ставлениям о вопросе, вместо лошадь — к т о? спрашивает: ло­шадь— к а к а я? или скачет — к у д а? Создается конфликт между требованиями учителя и возможностями ученика: учитель имеет в виду один вид опроса, а ребенок использует другой.

Приступая к обучению детей, учитель должен хорошо пони-Мать, что вопросы бывают разные по своей природе: смысловые, грамматические и синтаксические.

Читайте также:  Что значит приложение почты по умолчанию

Смысловые вопросы ставятся тогда, когда человек хочет полу­чить о чем-либо дополнительную информацию (У тебя какой карандаш?Красный). Они всегда предшествуют ответу.

Грамматический вопрос помогает уточнить принадлежность к определенному грамматическому классу. Как правило, этот вопрос следует за уточняемым словом и требует его повторения вопроса (карандаш — что? — карандаш).

Синтаксический вопрос ставится от одного слова к другому с целью уточнить содержание их смысловой связи. Чтобы поставить синтаксический вопрос, необходимо в предложении найти слово, по смыслу связанное с данным, т.е. выделить словосочетание ( мелкий дождик: дождик к а к о й? — мелкий. Слово мелкий определяет характер дождика, это — определение; по краю обрыва: по краю ч е г о? — обрыва. Слово обрыва дополняет сведения о действия, это — дополнение).

Наибольшую трудность у младших школьников вызывают грамматические вопросы, поскольку они, во-первых, нарушают привычную функцию вопроса — требование новой информации, во -вторых, сопровождаются непривычной для ребенка формулировкой задания: «Поставьте вопрос к слову». Слово поставьте имеет для детей вполне определенный смысл — один предмет поместить на другой. Услышав такое задание, не все дети понимают, как можно поставить вопрос и куда его надо поставить. Существует и другая формулировка: «На какой вопрос отвечает слово?» В практике детей на вопросы всегда отвечали люди, а не слова, и делали это достаточно распространенно, например: Я вижу кукушку. — Г д е? — Вон там, на березе. Машка, к вам пришли — К т о? — Да какой-то дядька, а с ним две тетеньки. В устной речи смысловой вопрос часто не совпадает с грамматическим классом слона-отве­та. Так, на вопрос к а к о й? может последовать ответ именем су­ществительным, например: А мне мама подарок подарила ! — К а ­к о й? — Куклу.

Таким образом, мы видим, что речевой опыт в данном случае не помогает, а, скорее, мешает ребенку усваивать формальные знания, создает ненужное напряжение на уроке. Значит, учитель должен в технологическую цепочку обучения включить звено, создающее у детей новый взгляд на вопрос, понимание его но­вой — грамматической — роли. Делать это надо уже в I классе, в процессе знакомства со словами, называющими предметы, дей­ствия и признаки предметов.

Другая задача учителя — помочь детям осознать обобщенный характер вопросов, которые обычно бывают представлены воп­ределениях частей речи. Так, имена прилагательные отвечают не только на вопросы: к а к о й? к а к а я? к а к о е? к а к и е?, но и вопросы косвенных падежей: к а к о г о? к а к у ю? к а к и м? и др. Чтобы определение было до конца осмыслено учениками, они должны понимать, что обозначенные в определении вопросы вклю­чают в себя все варианты, а для этого дети должны иметь пред­ставление о начальной форме слова и уметь поставить любое сло­во-признак в эту форму. Если дети этого еще не знают, то в определении должны быть перечислены все вопросы, присущие име­ни прилагательному.

Вникать в смысл обеих формулировок нужно по очереди. Сначала рассматривается формулировка «слово отвечает на вопрос», потому что она более близка смысловому варианту: здесь вопрос предшествует ответу, ответ имеет слабый оттенок добавочной информации.

Знакомство с формулировкой «слово отвечает на вопрос». Уже при выполнении упражнений на классификацию слов учитель время от времени дает детям задания такого типа:

— Послушайте предложение, повторите его про себя: Малиновка ловит мелких мошек. Ответьте на вопрос одним словом. Ч т о д е л а е т? (Ловит.)

_ Какое слово отвечает на вопрос что делает? (Ловит.)

А какое слово отвечает на вопрос кого? (Мошек.)

В какой-то момент работы учитель обращает внимание учени­ков на тот факт, что каждое слово в предложении или в словосо­четании отвечает на свой отдельный вопрос, и с этого момента формулировка «какое слово отвечает на вопрос. » становится по­стоянной.

— Послушайте предложение, повторите его про себя: Клубы дыма вырастают и плывут над белыми крышами. Сколько слов отвечают на воп­рос ч т о д е л а ю т? (Два: вырастают, плывут.). Как выдумаете, можно ли к ним добавить слово и? (Нельзя, потому что слово и не отвечает на вопрос ч т о д е л а ю т?)

Подобные упражнения приучают детей к мысли о том, что в ответ на вопрос можно называть уже известный факт, и являются первым шагом к пониманию грамматической роли вопроса.

В процессе работы учитель неизбежно сталкивается с необхо­димостью ставить к именам существительным два типа вопросов к т о? к о г о? к о м у? или ч т о? ч е г о? ч е м у? На данном этапе не стоит заострять на этом внимание, поскольку вопросы задает учитель, а дети на них только отвечают. Но оба типа вопросов опосредованно откладываются в детской памяти.

Для закрепления этой темы можно проводить следующие уп­ражнения.

1. Послушайте предложение, запомните его и повторите про себя: Закатилось ясное солнышко,

Я буду задавать вопросы, а вы отвечайте на них одним словом из предложения. К а к о е. Ч т о. Ч т о с д е л а л о.

2. Ответьте на вопрос одним словом.

Учитель говорит, что сейчас дети будут составлять предложение и задает первый вопрос кто? Далее он проводит составле­ние предложения по синтаксическим вопросам так, как описано § 2 главы VI.

4. Рассмотрите картинку. Отвечайте на вопрос по ее содержанию только словом.

Показав детям картинку, на которой изображен уголок леса с разными зверями и птицами, учитель задает вопросы: ч т о д е л а е т? (сидит, бежит, крутит, летит и пр.); ч т о? (куст, деревья, листья, пенек и пр.); кто? (заяц, сорока и пр.); к а к а я? к а- к о й? и т.д.

Для более слабых учеников следует ставить синтаксически вопросы: сорока ч т о д е л а е т? п енек к а к о й?, но требовать, чтобы ответ представлял собой одно слово.

Знакомство с формулировкой «поставить вопрос к слову». Онаболее сложна для детского понимания, поскольку в ней присутствует слово с переносным значением поставить и само действие, требует нескольких формальных операций: воспринять слово,определить его грамматическое значение (предметность, действия или признак), подобрать вопрос и соотнести его с формой слова, ответить на поставленный вопрос, чтобы проверить его правильность. Первые две операции формируются на предыдущих этапах (см. технологический план). Успешность третьей во многом зависит от уровня речевого развития ребенка.

Когда в сознании детей утвердится формулировка «слово отве­чает на вопрос» (как правило, на это не уходит много времени) учитель представляет им это явление несколько иначе, когда сло­во предшествует вопросу. Сначала ученики называют слово, затем подбирают вопрос, на который оно отвечает, и задают его, т.е. «ставят» его к слову.

Это умение закрепляется в следующих упражнениях.

ПРИМЕРНЫЕ ВИДЫ ЗАДАНИЙ И УПРАЖНЕНИЙ

1. Прочитайте слова. Поставьте к ним вопросы.

На доске написано несколько слов, например: барсук, глад­кая, поднимает, хмурый. На столе лежат таблички с вопроса к т о? к а к о й? к а к а я? ч т о д е л а е т?

Учитель «предлагает поместить таблички с вопросами под или над соответствующими словами, после чего еще раз поясняет вы­ражение «поставить вопрос к слову».

2. Послушайте (прочитайте) два слова. Подумайте: они отвечают):, один и тот же вопрос или на разные? (Белая бумага.)

После того как дети скажут, что слова отвечают на разные воп­росы — к а к а я? и ч т о?, — учитель уточняет:

— К какому слову поставим вопрос ч т о? (К слову бумага.) А к како­му слову нужно поставить вопрос к а к а я? (Белая.)

Учитель записывает вопросы на доске над словами и проводит от вопросов к словам стрелку, что иллюстрирует выражение «поставить вопрос».

3. Послушайте (прочитайте) словосочетания. К некоторым слова в этих словосочетаниях можно поставить вопрос что делают? Найдите их и выпишите.

Длинный коридор, пихнул в бок, прячет блокнот, набухают почки.

Это упражнение позволяет сравнить смысл выражений «поставить вопрос к слову» и «слово отвечает на вопрос» и увидеть, что слова отвечают не на любой поставленный к ним вопрос, что его необходимо соотносить не только с грамматическим классом, но и с формой слова.

4. Послушайте (прочитайте) предложения. Найдите слова, которые называют признак. На какой вопрос они отвечают? Измените их так, чтобы они отвечали на вопрос к а к и х? (к а к у ю? и т.п.).

При выполнении упражнений, особенно тех, которые содер­жат достаточно объемное задание, учитель показывает детям, как составлять план и условную запись предстоящей деятельности. Рас­смотрим, как это делается на примере данного упражнения.

Задание предполагает предъявление материала либо в пись­менном виде (прочитайте), либо в устном (послушайте). План со­ставляется в зависимости от способа предъявления материала: при устном — по варианту а), при письменном — по варианту б).

После завершения работы ученики обмениваются тетрадями и проверяют друг друга.

На землю падали снежные хлопья. Прохладная вода освежила лицо.

Упражнения такого типа учат детей изменять форму одиночно­го слова. Любой ученик I и II классов легко и свободно поставит слово в нужную форму в составе предложения или словосочетания (взмахнул ложкой, уронил ложку), за исключением тех случаев, когда его речевой опыт не может подсказать правильную форму. А вот изменять слово вне контекста (ложку, ложкой, ложке) ему не так легко. Вместе с тем решение очень многих грамматических и ор­фографических задач требует именно такой операции — произволь­ного изменения единичных слов, в частности определения их окон­чаний. Не умея менять форму слова в соответствии с поставленным вопросом, дети начинают называть окончанием любые буквы в

Устный план (с комментариями) Запись условными

Источник

Грамматические признаки частей речи

Укажем, какие грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки име­ют сло­ва раз­ных частей речи. Грамматические при­зна­ки поз­во­ля­ют соот­не­сти каж­дое сло­во с опре­де­лен­ной частью речи.

Части речи — особые классы слов

Огромное коли­че­ство слов рус­ско­го язы­ка рас­пре­де­ля­ет­ся по осо­бым клас­сам, кото­рые назы­ва­ют­ся частя­ми речи. А какие кри­те­рии выби­ра­ют­ся, что­бы отне­сти сло­во к этой части речи, а не к дру­гой? У каж­дой лек­се­мы име­ют­ся свое, при­су­щее ей и подоб­ным сло­вам, общее зна­че­ние, напри­мер, у суще­стви­тель­ных — зна­че­ние пред­мет­но­сти, у при­ла­га­тель­ных — зна­че­ние при­зна­ка, а так­же грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки (мор­фо­ло­ги­че­ские и син­так­си­че­ские), соот­вет­ствен­но кото­рым все сло­ва рус­ско­го язы­ка делят­ся на клас­сы — части речи.

Каждая часть речи рус­ско­го язы­ка име­ет общее грам­ма­ти­че­ское зна­че­ние и опре­де­лен­ные грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки, кото­рые поз­во­ля­ют выде­лить сло­ва этой части речи в один класс. Части речи имеют

  1. одно и тоже обоб­щен­ное грам­ма­ти­че­ское значение;
  2. оди­на­ко­вые мор­фо­ло­ги­че­ские признаки;
  3. одни и те же син­так­си­че­ские признаки.

Части речи изу­ча­ет раз­дел нау­ки о язы­ке — мор­фо­ло­гия.

Классификация частей речи

Состав и харак­тер мор­фо­ло­ги­че­ских при­зна­ков, спо­со­бы свя­зи слов друг с дру­гом и их син­так­си­че­ская роль в пред­ло­же­нии дают воз­мож­ность ука­зать само­сто­я­тель­ные и слу­жеб­ные части речи. В совре­мен­ном рус­ском язы­ке выде­ля­ют 13 частей речи. Перечислим само­сто­я­тель­ные (зна­ме­на­тель­ные) части речи:

  1. имя суще­стви­тель­ное
  2. имя при­ла­га­тель­ное
  3. имя чис­ли­тель­ное
  4. место­име­ние
  5. гла­гол
  6. при­ча­стие
  7. дее­при­ча­стие
  8. наре­чие
  9. сло­ва кате­го­рии состояния

Служебными частя­ми речи являются

Междометия, как сло­ва, выра­жа­ю­щие чув­ства, нахо­дят­ся особ­ня­ком в систе­ме частей речи.

Рассмотрим грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки зна­ме­на­тель­ных частей речи.

Таблица

Грамматические признаки существительного

Имя суще­стви­тель­ное име­ет общее зна­че­ние пред­мет­но­сти, например:

Существительное обо­зна­ча­ет кон­крет­ный пред­мет (тет­радь, учеб­ник), лицо (уче­ник, мастер), дей­ствие или состо­я­ние в отвле­че­нии от их про­из­во­ди­те­лей (ходь­ба, бег, болезнь) и отве­ча­ет на вопро­сы: кто? что?

Морфологические признаки имени существительного

  1. соб­ствен­ное или нари­ца­тель­ное;
  2. кон­крет­ное, абстракт­ное, веще­ствен­ное или собирательное;
  3. оду­шев­лен­ное или неодушевленное;
  4. род;
  5. скло­не­ние;
  6. падеж;
  7. чис­ло.

В пред­ло­же­нии суще­стви­тель­ное чаще высту­па­ет в роли под­ле­жа­ще­го или допол­не­ния, хотя может быть несо­гла­со­ван­ным опре­де­ле­ни­ем.

Грамматические признаки прилагательного

Имя при­ла­га­тель­ное име­ет обоб­щен­ное зна­че­ние при­зна­ка пред­ме­та, его свой­ства, каче­ства, при­над­леж­но­сти и отве­ча­ет на вопро­сы какой? чей?

1. лексико-грамматический разряд:

2. пол­ная или крат­кая фор­ма (у качеств. прил.);

3. сте­пе­ни срав­не­ния (у качеств. прил.);

4. падеж (в пол­ной форме);

В пред­ло­же­нии имя при­ла­га­тель­ное чаще исполь­зу­ет­ся как опре­де­ле­ние, а так­же в роли ска­зу­е­мо­го.

Грамматические признаки числительного

Имя чис­ли­тель­ное — это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет коли­че­ство или поря­док пред­ме­тов при сче­те и отве­ча­ет на вопро­сы: сколь­ко? который?

Слово этой части речи име­ют сле­ду­ю­щие характеристики:

  1. обо­зна­ча­ют отвле­чен­ные чис­ла, коли­че­ство пред­ме­тов и их поря­док при счете;
  2. почти пол­ное отсут­ствие грам­ма­ти­че­ских кате­го­рий чис­ла и рода;
  3. осо­бые фор­мы скло­не­ния и осо­бые фор­мы словообразования;
  4. спо­соб­ны соче­тать­ся с суще­стви­тель­ны­ми, обра­зуя с ними нераз­ло­жи­мые сло­во­со­че­та­ния, явля­ю­щи­е­ся одним чле­ном предложения;
  5. не опре­де­ля­ют­ся име­на­ми прилагательными.

Морфологические признаки имени числительного

1. Лексико-грамматический разряд:

4. чис­ло (если есть);

5. род (если есть).

В пред­ло­же­нии чис­ли­тель­ное в зави­си­мо­сти от раз­ря­да может быть любым чле­ном пред­ло­же­ния.

Грамматические признаки местоимения

Морфологические признаки местоимения

  • лич­ное
  • воз­врат­ное
  • воппро­си­тель­ное
  • отно­си­тель­ное
  • неопре­де­лен­ное
  • отри­ца­тель­ное
  • при­тя­жа­тель­ное
  • ука­за­тель­ное
  • опре­де­ли­тель­ное

2. лицо (у личных);

4. чис­ло (если есть);

5. род (если есть).

Грамматические признаки глагола

Глагол — это часть речи, кото­рая обо­зна­ча­ет дей­ствие или состо­я­ние как про­цесс (физи­че­ское пере­ме­ще­ние и душев­ное состо­я­ние, изме­не­ние состо­я­ние и пр.) и выра­жа­ю­щая это зна­че­ние с помо­щью кате­го­рий вида,залога, накло­не­ния, вре­ме­ни и лица.

Например:

Глагол име­ет посто­ян­ные и непо­сто­ян­ные при­зна­ки (накло­не­ние, вре­мя, род, лицо, число).

Морфологические признаки глагола

  1. вид совер­шен­ный или несо­вер­шен­ный;
  2. пере­ход­ность;
  3. воз­врат­ность;
  4. спря­же­ние;
  5. накло­не­ние;
  6. вре­мя;
  7. лицо или род;
  8. чис­ло.

Синтаксические признаки глагола

В пред­ло­же­нии гла­гол выпол­ня­ет чаще все­го син­так­си­че­скую функ­цию ска­зу­е­мо­го. К син­так­си­че­ским при­зна­кам гла­го­ла отно­сят его спо­соб­ность согла­со­вы­вать­ся с под­ле­жа­щим. Глагол управ­ля­ет сло­ва­ми дру­гих частей речи (гуляю в пар­ке, вижу закат) и может опре­де­лять­ся наре­чи­ем (иду враз­вал­ку, успею вовре­мя).

Грамматические признаки причастия

Морфологические признаки причастия

  1. залог: дей­стви­тель­ное или стра­да­тель­ное;
  2. вре­мя (насто­я­щее или прошедшее);
  3. вид;
  4. пол­ная или крат­кая фор­ма (у страд.);
  5. падеж (в пол­ной форме);
  6. чис­ло;
  7. род (в ед. ч. )

Синтаксические признаки причастия

Причастие может управ­лять зави­си­мы­ми сло­ва­ми, как и гла­гол и обра­зу­ет при­част­ный обо­рот. В пред­ло­же­нии высту­па­ет в роли согла­со­ван­но­го опре­де­ле­ния, как и при­ла­га­тель­ное, но может быть ска­зу­е­мым (чаще в крат­кой форме).

Грамматические признаки деепричастия

Деепричастие сов­ме­ща­ет в себе грам­ма­ти­че­ские при­зна­ки гла­го­ла и наречия.

Морфологические признаки деепричастия

  1. началь­ная фор­ма — инфинитив;
  2. вид;
  3. пере­ход­ность;
  4. воз­врат­ность.

Синтаксическая роль

Деепричастие, как и гла­гол, может управ­лять зави­си­мым сло­вом, обра­зуя дее­при­част­ный обо­рот. В пред­ло­же­нии оди­ноч­ное дее­при­ча­стие или дее­при­част­ный обо­рот явля­ет­ся обсто­я­тель­ством.

Грамматические признаки наречия

Например:

  • бежать (как?) быстро;
  • спу­стить­ся (куда?) вниз;
  • кофе (какой) по-венски;
  • доста­точ­но (в какой сте­пе­ни?) смело.

Морфологические признаки наречия

Наречие — неиз­ме­ня­е­мая часть речи. У него нет грам­ма­ти­че­ских форм паде­жа, чис­ла, рода, вре­ме­ни и пр., кро­ме форм сте­пе­ней срав­не­ния (весе­ло — весе­лее, весе­лее всех). У наре­чия ука­жем сле­ду­ю­щие мор­фо­ло­ги­че­ские признаки:

Синтаксические признаки наречия

Наречия при­мы­ка­ют к гла­го­лам, при­ла­га­тель­ным, наре­чи­ям, сло­вам состояния:

В пред­ло­же­нии наре­чие высту­па­ет в роли обстоятельства.

Категория состояния

Слова кате­го­рии состо­я­ния име­ют грам­ма­ти­че­ские признаки:

  1. неиз­ме­ня­е­мость;
  2. нали­чие ана­ли­ти­че­ских форм вре­ме­ни, созда­ва­е­мых в кон­тек­сте глаголом-связкой;
  3. упо­треб­ле­ние в роли глав­но­го чле­на (ска­зу­е­мо­го) без­лич­но­го предложения.

Например:

Нам надо обсу­дить все, преж­де чем при­ни­мать решение.

Слова кате­го­рии состо­я­ния назы­ва­ют так­же пре­ди­ка­тив­ны­ми наре­чи­я­ми (лат. preadicatum — ска­зу­е­мое) или безлично-предикативными словами.

Источник

Оцените статью